Опорно упорный подшипник паровой турбины. Опорно-упорный подшипник. Ремонт масляных уплотнений

Область деятельности(техники), к которой относится описываемое изобретение

Изобретение относится к турбиностроению и предназначено для использования в подшипниках валопровода турбины.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Известен подшипник, который воспринимает только осевое усилие валопровода и содержит два одинаковых ряда упорных колодок (сегментов), расположенных симметрично относительно вертикальной оси подшипника, при этом рабочие поверхности упорных колодок, контактирующие с гребнем вала, обращены друг к другу (1).

Затем происходит усиление трения и износ при контакте металл-металл между подшипником и вращающимся валом. Итак, как инженеры минимизируют трение и износ при низкой скорости? Ответ гидравлический подъемник с карманами, которые обеспечивают масляную пленку смазку, подняв медленно поворачивая вал от его опорной поверхности.

Как только скорость вращения достигает диапазона 20-30 об / мин, обычно устанавливается гидродинамическая рабочая пленка рабочей жидкости, которая может взять на себя задачу подшипника от подъемного насоса. Для использования дополнительного гидравлического подъема проектировщики должны тщательно рассчитать скорость подачи масла, давление масла и высоту подъема подшипника. Несмотря на то, что авторы предлагают инженерам следовать общим руководящим принципам, которые следуют как в журнальных, так и в упорных подшипниках, важно также иметь рекомендации по изготовлению данных для конкретных рекомендаций.

Применение такой конструкции в многоцилиндровой турбине возможно при условии, что один из ее роторов части высокого давления (ЧВД) или части среднего давления (ЧСД) имеет три подшипника: два опорных и один упорный, который устанавливается в общем корпусе с опорным. В этом случае валопровод турбины заметно удлиняется, так как размещение отдельного упорного подшипника в корпусе требует увеличения общего осевого габарита и организации автономной системы подвода и слива масла. В малоопорных схемах валопровода (один подшипник между отдельными цилиндрами турбины), когда располагается перед опорным между ЧВД и ЧСД, увеличивается межопорное расстояние ротора высокого давления и его прогиб, что обуславливает повышение радиальных зазоров проточной части ВД и снижение ее экономичности.

Подшипники для журналов В подшипниках скольжения рукава гидравлическое масло под давлением подается через один или несколько карманов или пазов. Площадь кармана небольшая, обычно от 3 до 8% от площади проекции подшипника. Области применения с большими нагрузками или большими зонами подшипников, такими как большие паротурбинные подшипники, требуют специальной геометрии кармана. Маленькие выпуклые, эллиптические карманы, расположенные в осевом направлении вдоль нижней оси, помогают проникновению масла высокого давления между поверхностями подшипника и вала.

Известна конструкция комбинированного опорно-упорного подшипника, воспринимающая радиально-осевые нагрузки валопровода турбины, принятая за прототип, содержащая опорную поверхность и расположенные с одной стороны от нее два ряда упорных колодок, у которых рабочие поверхности, контактирующие с гребнем вала турбины, обращены друг к другу. (2) В этой конструкции диаметр опорной поверхности вкладыша практически равен корневому диаметру упорных колодок. Такая геометрическая особенность вкладыша ограничивает его несущую способность, т.к. увеличение диаметра опорной поверхности требует увеличение периферийного диаметра колодок и, соответственно, диаметра гребня вала, максимальная величина которых ограничена допустимыми потерями на трение гребня и колодок. Кроме того, в такой конструкции отработанное горячее масло с опорной поверхности сливается через упорные рабочие колодки, что приводит к повышению температуры масла и баббитового слоя рабочих колодок, в результате чего снижается надежность их работы.

Такая геометрия позволяет запускать стартер при более низких давлениях, растягивать зону повышенного давления до области более низкого упругого контактного давления между поверхностью подшипника и стержнем и свести к минимуму. осевую длину поверхности журнала, которая может быть оценена любой грязью, которая собирается в карманах.

Другой тип геометрии включает один или два параллельных кармана с длинными осями, перпендикулярными окружности. Эта компоновка предотвращает разрядку масла по окружности. с одной стороны. Подшипники с журналом должны подавать масло с достаточным гидравлическим давлением, чтобы инициировать подъем. Это минимальное давление называется отрывным давлением. Как только масло начинает проникать вокруг лифтового кармана, оно распространяется по окружающей поверхности, чтобы завершить подъем.

При возможной эрозии баббитовой заливки опорной поверхности вкладыша частицы баббита вместе с отработанным маслом попадают на рабочие поверхности упорных колодок, что также снижет надежность работы последних.

Отмеченные недостатки являются прямым следствием выполнения диаметра опорной поверхности вкладыша на уровне корневого диаметра упорных колодок при описываемом выше расположении рабочих колодок и их рабочих поверхностей.

Подробное описание изобретения

При этом объеме подачи масла пленка под давлением проходит по длине подшипника либо с помощью подъемных карманов, либо с увеличенной площадью кармана. Большие области кармана обеспечивают более начальный подъем, а нижние средние гидравлические давления подачи необходимы для отрыва.

Следующее выражение, модифицированное из работы Фуллера, оценивает требуемое давление. Упорные подшипники Упорные подшипники обычно имеют плоские опорные поверхности, независимо от того, спроектированы ли они с помощью поворотных или подпружиненных опор. В этих подшипниках центральные подъемные карманы могут обеспечивать гидравлический подъем. Подъемное масло распространяется из такого кармана, когда давление подачи масла примерно на 500 фунтов на квадратный дюйм выше, чем давление контакта вокруг кармана.

Технический эффект изобретения - повышение несущей способности опорной поверхности вкладыша и надежности работы упорных колодок опорно-упорного подшипника.

Технический эффект обеспечен в опорно-упорном подшипнике, содержащем упорные колодки, размещенные с одной стороны опорной поверхности вкладыша, сопряженного сферической поверхностью с обоймой, отличающийся тем, что вкладыш выполнен с радиальным кольцевым выступом, с обеих сторон которого установлены упорные колодки с рабочими поверхностями, обращенными в противоположные стороны от выступа, при этом диаметр опорной поверхности вкладыша выполнен больше корневого диаметра упорных колодок. Указанное выполнение подшипника обеспечивает повышение несущей способности за счет увеличения диаметра его опорной поверхности без увеличения радиального размера упорных колодок и исключает попадание отработанного масла с опорной поверхности в зону расположения упорных колодок, что повышает надежность их работы. Для регулирования положения вкладыша относительно обоймы в опорно-упорном подшипнике на упорной части сферической поверхности двух половин вкладыша выполнена круговая канавка, которая сообщена с каналом в обойме для подвода масла высокого давления.

Он основан на концепции эквивалентного кругового поля давления. Подставляя это в приведенное выше уравнение, получаем. Пересматривая это уравнение для обычного клиновидного сегмента на основе эквивалентной площади, получаем. Дополнительные соображения Пошив формы и размера карманного лифта в приложении может улучшить работу лифта. Выберите эллиптическую форму с длинной осью в направлении вращения. Форма должна оседлать нижнюю осевую линию в подшипниках скольжения, чтобы она не приводила к вращению вала.

Большие карманы и разветвленные края увеличивают площадь подъема и уменьшают давление масла, необходимое для создания лифта. Важное значение имеет расположение и количество карманов. Ограничьте осевое расстояние между подъемными карманами вдоль нижней части гильзы, имеющей примерно одну четверть диаметра булавки. Для плоских поворотных упорных подшипников придерживайтесь одного центрального кармана в каждом сегменте.

Для дополнительного повышения надежности посредством контроля автономной работы опорной и упорной частей подшипника в камере слива масла с опорной поверхности вкладыша и с ближних к ней упорных колодок между последними и опорной поверхностью установлено уплотнительное кольцо, по разные стороны от которого во вкладыше выполнены два ряда отверстий для слива масла.

В подшипниках скольжения грубая обработка поверхности облегчает попадание масла под давлением для первоначального подъема. Тем не менее, незначительный износ в течение всего срока службы машины может сглаживать как опорную, так и опорную поверхности, устраняя преимущество индивидуальной отделки поверхности.

Для журнальных и упорных подшипников начальное давление отрыва в несколько раз выше, чем равновесное давление, необходимое для медленного оборота. Относительно небольшой масляный аккумулятор может подавать масло под высоким давлением, в то время как общая система подачи сжатого масла меньше, эффективнее и способна обеспечивать достаточное давление для условий работы после подъема.

Для соосной фиксации вкладыша в обойме на торцах ее верхней части установлены две продольные шпонки.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен в сборе с ротором турбины, на фиг.2 - опорно-упорный подшипник с раздельным сливом масла с опорной и упорных поверхностей вкладыша, на фиг.3 - опорно-упорный подшипник с фиксацией вкладыша относительно обоймы продольными шпонками.

И не забудьте включить эффективные обратные клапаны в линии подачи высокого давления. В противном случае масло из карманов подъемника подшипника будет просачиваться, угрожая нормальной гидродинамической работе при более высоких скоростях движения. Обратный поток через обратные клапаны также могут приводить в действие гидравлические насосы высокого давления назад и скорость насоса и износ привода. Предохранительные клапаны могут защитить насосы от обратного потока высокого давления во время запуска.

Одиночные подшипники направления состоят из вала, шайбы корпуса стиральной машины с плоской опорной поверхностью и узлом шарика клетки. Подшипники имеют разъемную конструкцию для простой установки деталей. Шарикоподшипники с двойным направлением могут принимать осевые нагрузки в обоих направлениях. Такой подшипник состоит из центральной шайбы вала, двух шайб корпуса и двух узлов шаровой клети. Подшипники имеют разъемную конструкцию, а шаровые сепараторы взаимозаменяемы с соответствующими однонаправленными подшипниками.

Опорно-упорный подшипник содержит вкладыш из 2-х половин 1 и 2 с опорной поверхностью 3, кольцевую масляную полость 4 с каналами 5 для подачи масла к двум рядам упорных колодок: рабочих 6 и установочных 7. Колодки 6 и 7 закреплены на кольцах 8, которые фиксируются на кольцевом радиальном выступе 9 вкладыша. Вкладыш заключен в обойму, выполненную из двух половин 10 и 11. Вкладыш сопряжен его сферической поверхностью 12 с обоймой. На упорной части 13 сферической поверхности 12 вкладыша выполнена круговая канавка 14, соединенная каналом 15 в верхней половине обоймы 10 с масляной системой гидроподъема 16. Обойма установлена в корпусе 17 подшипника.

Также имеется стальная клеть с механической обработкой. Они изготовлены для осевой опоры вала в одном направлении и доступны в виде одиночных или нескольких рядов роликов. Двусторонние цилиндрические роликовые упорные подшипники могут быть легко получены при сборке стандартной роликовой камеры и шайб вместе с соответствующей промежуточной шайбой. Если плечо опорный вал подвергают термической обработке и измельчают, он может быть использован в качестве дорожки качения для сборки ролика клетки.

В случае большего количества рядов ролики имеют различную длину и могут монтироваться в альтернативном варианте. Чтобы избежать бокового трения, одна из сторон ролика может быть профилирована в виде кроны. Угловое несоосность между валом и корпусом не допускается. Чтобы гарантировать правильное расположение деталей качения для обеспечения удовлетворительной работы, упорные подшипники цилиндрических роликов всегда должны подвергаться заданной минимальной нагрузке, особенно когда задействованы высокие скорости, высокие ускорения или быстрые изменения направлений нагрузки.

Вкладыш имеет на его внутренней поверхности три камеры 18, 19, 20 и сквозные отверстия 21 и 22 для слива отработанного масла в корпус 17 подшипника. По одну сторону выступа 9 на выходе масла с колодок 7 выполнена камера 20, по другую сторону выступа 9 выполнена камера 19, размещенная на выходе масла с рабочих колодок 6 и с опорной поверхности 3. Камера 18 расположена с другой стороны опорной поверхности 3. Рабочие поверхности 23 колодок 6 и рабочие поверхности 24 колодок 7 обращены от радиального кольцевого выступа 9 вкладыша в противоположные стороны.

Разновидности радиально-упорных подшипников

В стандартной комплектации имеются как механизированные латунные, так и стальные сепараторы. Также доступны исполнения, требующие антиротационных устройств на пластинах, подъемных отверстиях и встроенных радиальных роликовых подшипниках. Отказы в применении смазки и загрязнении являются двумя основными причинами отказа подшипника в малогабаритных паровых турбинах. К счастью, современные защитные уплотнения могут использоваться для предотвращения прохода воды и других загрязнителей окружающей среды в подшипники.

Раздельный слив масла с поверхностей 3 и 24 в корпус 17 подшипника организован посредством установки в камере 19 уплотнительного кольца 25 и выполнением по обе стороны от него двух рядов отверстий 26 и 27. На торцах верхней половины 10 обоймы установлены две продольные шпонки 28 и 29, фиксирующие вкладыш относительно обоймы.

Область деятельности(техники), к которой относится описываемое изобретение

Эти защитные уплотнения включают в себя принципы либо из герметично закрытых плоских уплотнений, либо из менее дорогих лабиринтных уплотнений. Оба варианта в финансовом отношении имеют смысл, и поэтому эти марки заслуживают рассмотрения в новых и существующих объектах.

Насколько плохое загрязнение? При рассмотрении затрат вредное воздействие загрязняющих веществ нельзя игнорировать даже в очень небольших количествах. Большинство ведущих производителей подшипников опубликовали литературу о влиянии загрязнения смазочными материалами2, и такие публикации могут использоваться в качестве ориентиров при оценке экономической эффективности. Эта ситуация нереальна для технологических насосов и небольших паровых турбин. По сути, использование эффективных защитных уплотнений улучшало бы срок службы подшипника в три раза.

Осевое усилие от ротора 30, которое на работающей турбине направлено в сторону генератора, как показано стрелкой на фиг.1, воспринимается рабочими упорными колодками 6. От этих колодок через 9 вкладыша осевое усилие действует на упорную часть 13 сферической поверхности 12 выполненную с большим углом 2 , чем угол 1 . Далее осевое усилие через обойму передается на корпус 17 подшипника.

Значения 5, 3 и 1 были выбраны, поскольку они представляют собой среднюю часть каждой области и, следовательно, служат примером. Это представляет собой мощные аналитические данные в поддержку отраслевых тенденций, направленных на защиту корпусов подшипников.

Нижний подшипник скольжения

Лабиринтные ротационные уплотнения Электродвигатели, автомобильные трансмиссии, небольшие насосы и многочисленные промышленные машины защищены от потери смазки и загрязнения губными уплотнениями. Несмотря на то, что манжетные уплотнения служат промышленности более ста лет, эти были использованы только в тех случаях, когда эластомерные компоненты получают достаточную смазку, а скорости поверхности вала умеренные. Тем не менее, в этом случае губчатые уплотнения подвержены износу, и повсеместно считается, что износ при трении увеличивается по мере увеличения скорости.

Для работы опорно-упорного подшипника подается масло в кольцевую полость 4, из которой оно по соответствующим каналам (не показаны) поступает на опорную поверхность 3 и по каналам 5 на поверхности рабочих 6 и установочных 7 колодок.

Для регулировки положения вкладыша относительно обоймы в канавку 14 через канал 15 из системы гидроподъема 16 подается масло, давление которого создает противоположно осевому усилие на вкладыш и обеспечивает "всплытие" вкладыша на масляной пленке в обойме за счет зазора между их сферическими поверхностями.

Поэтому потребители, ориентированные на надежность, редко используют манжетные уплотнения на больших насосах и небольших паровых турбинах. Это также объясняет, почему в последнее время используются защитные уплотнения подшипников в виде ротационных лабиринтных уплотнений или магнитных уплотнений. Магнитные уплотнения включают модифицированную геометрию лица для облегчения «слива» масляного тумана. Таким образом, тонкая пленка жидкого масла обеспечивает разделение между поверхностью неподвижного уплотнения и поворотным рисунком.

Отработанное масло с опорной поверхности 3 вкладыша сливается в камеры 18 и 19. В камере 19 масло с опорной поверхности 3 смешивается с отработанным маслом от рабочих колодок 6 и через отверстие 21 отводится в корпус подшипника 17. При этом в предложенном подшипнике предотвращено попадание отработанного масла с опорной поверхности 3 на рабочую поверхность 23 упорных колодок 6. В результате повышается надежность работы упорных колодок 6 и, соответственно, надежность работы турбины.

Для небольших паровых турбин относительно недорогая стальная уплотнительная манжета, показанная в верхней части рисунка 2, не является последним криком технологии. Эта конфигурация в настоящее время используется в тысячах насосов и других приложений общего назначения. Вариант допускает значительное осевое перемещение. Он включает специальные уплотнительные материалы и специально разработан для использования в корпусах небольших паровых турбин.

Где используется упорный подшипник?

Выводы Как и другие ротационные машины, малые паровые турбины требуют защитных уплотнений для подшипников. В то время как манжетные уплотнения используются в одноразовых применениях и машинах, которые по неуказанным причинам часто нужно разбирать, инженеры должны видеть весь сценарий. Для пользователей турбин, ориентированных на надежность, важно предотвратить попадание загрязняющих веществ. Это может быть достигнуто эффективно и экономически эффективно с помощью уплотнений, будь то магнитные или продвинутые подшипниковые уплотнения.

Обеспечение раздельного слива масла с опорной поверхности 3 и рабочей поверхности упорных колодок 6 в корпус подшипника за счет установки кольца 25 позволяет контролировать автономную работу опорной и упорной частей подшипника с использованием контролирующих и диагностических систем, что дополнительно повышает надежность работы турбины в целом.

Ввиду того что в предлагаемой конструкции подшипника диаметр опорной поверхности D вкладыша больше корневого диаметра D к колодок при сохранении величины их периферийного диаметра, в сравнении с известными такой подшипник обладает большей несущей способностью опорной поверхности.

Источники информации

1. Трухний А.Д. Стационарные паровые турбины. М., Энергоатомиздат, 1990 г., с.128, рис.3,71

2. Там же с.125, рис.3,69.

Формула изобретения

1. Опорно-упорный подшипник, содержащий упорные колодки, размещенные с одной стороны опорной поверхности вкладыша, сопряженного сферической поверхностью с обоймой подшипника, отличающийся тем, что вкладыш выполнен с радиальным кольцевым выступом, с обеих сторон которого установлены упорные колодки с рабочими поверхностями, обращенными в противоположные стороны от выступа, при этом диаметр опорной поверхности вкладыша выполнен больше корневого диаметра колодок.

2. Опорно-упорный подшипник по п.1, отличающийся тем, что на упорной части сферической поверхности двух половин вкладыша выполнена круговая канавка, которая сообщена с каналом в обойме для подвода масла высокого давления.

3. Опорно-упорный подшипник по п.1, отличающийся тем, что в камере слива масла с опорной поверхности вкладыша и ближних к ней упорных колодок между последними и опорной поверхностью установлено уплотнительное кольцо, разделяющее указанную камеру на две полости, при этом во вкладыше по разные стороны от уплотнительного кольца выполнены два ряда сквозных отверстий для слива масла в корпус подшипника.

4. Опорно-упорный подшипник по п.1, отличающийся тем, что на торцах верхней обоймы установлены две продольные шпонки, фиксирующие вкладыш относительно обоймы.

Имя изобретателя: Лисянский А.С. (RU), Сачков Ю.С. (RU), Гаев В.Д. (RU), Ласкин А.С. (RU), Ковальский Р.К. (RU), Шпилева С.И. (RU)

Огромное Спасибо за Ваш вклад в развитие отечественной науки и техники!

В свою очередь, запирающая вода, подведенная ко второй осн овной ступени, делится на две части. Незначительная часть проходит через жиклеры на поверхности трения графитовых колец, охлаждая их, а вторая часть - через выносной дроссель поступает в полост ь концевого торцевого уплотнения, охлаждая его.

Из полости между второй основной ступенью и концевой ступ енью осуществляется слив запирающей воды в деаэратор подпитк и. Часть запирающей воды, подаваемой в полость над разделительной ступенью (до 0.75 м3/ч), проходит через зазор между трущимися поверхностями графитовых колец разделительной ступени и может попадать в первый контур.

При нормальной работе уплотнения давление между основны ми торцевыми ступенями распределяется, примерно, поровну, за счет вынесенных байпасных дросселей. В случае выхода из строя одной из торцевых ступеней оставшаяся ступень будет дросселиров ать полный перепад давления, при этом расход организованных протече к возрастет в 2 раза. В случае выхода из строя обеих торцевых ступеней полый перепад давления дросселирует концевая ступень уп лотнения при обязательном отключении ГЦН и закрытии вентилей на ли нии свободного слива уплотняющей воды.

Опорно-упорный подшипник

Предназначен для восприятия осевых и радиальных усилий, действующих на вал.

Опорно-упорный подшипник включает в себя: Корпус.

Сливной поддон. Упорный гребень.

Верхние и нижние колодки. Разнесенные опорные подшипники. Верхнее уплотнение вала по маслу.

Поддон сбора протечек и аварийного перелива масла.

Упорный гребень выполнен заодно с шейками радиальных подшипников, насажен на вал насоса и вращается между верх ним и нижним упорными кольцами подшипника, воспринимающими осевые усилия вала.

В упорных кольцах закреплены упорные колодки, залитые баб битом Б83 толщиной 3 мм. Осевые усилия, действующие на вал насоса, через упорный подшипник передаются на упорные колодки, ко торые опираются на рычажную балансирную систему типа “Кингсбе ри”, обеспечивающую равномерное распределение нагрузки межд у колодками. Упорные колодки выполнены составными.

Работу смазываемого минеральным маслом упорного подшип ника с рычажной уравнительной системой “Кингсбери” можно объя снить следующим образом: диск 3 пяты опирается на восемь колодок 2, установленных на верхние уравновешивающие рычаги 1, котор ые, в свою очередь, двумя заплечиками держатся на заплечиках ни жних уравновешивающих рычагов 6. Последние цилиндрическими выступами, расположенными радиально по середине, опирают ся на плоскость обоймы 7. Таким образом, упорные колодки в компле кте с верхними и нижними рычагами представляют собой замкнуту ю по кругу рычажную систему.

Для создания масляного клина между упорным диском пяты и колодками центры 4 упоров колодок смещены от оси симметри и рычагов на расстояние и в сторону вращения.

Если некоторые из упорных колодок по каким-либо причинам выйдут из контакта с пятой, то остальные колодки через рычажную с истему будут перемещать их до тех пор, пока осевые усилия, действу ющие на все колодки, не станут одинаковыми. Данная система распре деления нагрузки между колодками хотя и представляется сложной и трудоемкой при изготовлении, обеспечивает равномерност ь осевой нагрузки по всем колодкам.

Упорный подшипник в насосе ÃÖÍ-195Ì выполнен в одном блоке с двумя радиальными гидродинамическими подшипниками. Опо рные подшипники ГУПА воспринимают радиальные усилия, действу ющие на вал насоса, и каждый представляет собой самоустанавливающуюся втулку, залитую баббитом Á-83.

Опорно-упорный подшипник

1-корпус подшипника

2-упорная колодка

3-упорный гребень

4-верхнее упорное кольцо

5-радиальный подшипник

6-корпус электромагнитного устройства

7-нижнее упорное кольцо

8-разгрузочный äèñê

12-прокладка

13-цапфы (упоры)

14-храповое колесо

Принцип работы подшипника с рычажной уравнительной системой “Кингсбери”

1-верхний уравновешивающий рычаг

2-колодка

3-äèñê ïÿòû

4-центр упора колодок

5-геометрическая ось симметрии колодки

6-нижний уравновешивающий рычаг

7-обойма опорная

При работе ÃÖÍ-195Ì на номинальных оборотах в ГУП выделяется 140-150 КВТ энергии. Это требует подачи больших объемов масла н е столько для смазки, сколько для охлаждения подшипника (ср авните: подача масла на ГУП 22м3 /час, а на двигатель 5-6ì3 /÷àñ).

Смазка и охлаждение опорно-упорного подшипника производ ится маслом Ò-22Ñ (Òï-22), подаваемым под давлением маслосистемой ГЦН.

Нормальное давление масла в полости ГУП составляет 0,6 - 1,25 кг с/ см2 , при отклонении от него ГЦН аварийно отключается действи ем защиты.

Масло, проходя через зазор опорных подшипников, стекает в сливной поддон, а с упорного подшипника - в сливной бачок, откуда че рез дроссельное отверстие по переливной трубе dy80 поступает в с ливной трубопровод dy150. При этом давление масла дросселируется до атмосферного.

При обесточивании маслонасосов во время выбега остановл енного ГЦН (до 5 минут) масло из сливного бачка обратным ходом поступает на смазку опорно-упорного подшипника и зазоры опорного подшипника - в сливной поддон.

В режиме прекращения подачи питания МНС ГЦН через 8 секунд после отключения маслонасоса давление в ГУП при номиналь ных зазорах в подшипниках должно оставлять не менее 0,6 кгс/см2 .

С поддона масло сливается в бак аварийного слива (в этот ба к сливается масло с двух ГЦН) и далее в маслосистемы ГЦН УД 50, 60.

Нижний подшипник скольжения

Является опорой вала и предназначен для восприятия радиа льных нагрузок.

Подшипник изготовлен из стали 12Х18Н10Т с вкладышами из графитофторопластовой прессмассы 7Â-2À (предназначены дл я предохранения рабочей поверхности подшипника от оплавл ения и схватывания при пусках и непредвиденном прекращении пит ания), по которым работают посаженные на вал втулки, изготовленн ые из стали 25Õ17Í2Á-III с поверхностной термообработкой ТВЧ.

Как правило, фторопласт не выдерживает температур выше 200 0 С, при этом начинает происходить его формоизменение и распухан ие. Поэтому инструкция по эксплуатации ГЦН ограничивает пре дельную температуру автономного контура на уровне 1500 Ñ.

Подшипник смазывается и охлаждается водой, циркулирующе й в системе автономного контура.

При работающем ГЦН циркуляция воды в системе автономного контура обеспечивается вспомогательным рабочим колесом (импеллером).

Вспомогательное колесо (импеллер) - центробежного типа, с закрытыми цилиндрическими лопатками.

Оно установлено за рабочим колесом по посадке движения пр и помощи гайки, застопоренной шайбой на вал основного насос а. На стоящем ГЦН циркуляция воды обеспечивается специальным герметичным насосом ÂÖÝÍ-315, установленным в обвязке ГЦН.

Нижний гидростатический подшипник ÃÖÍ-195Ì

подвод воды автономного контура

отвод воды автономного контура

вкладыш из графитофторопласта

импеллер

Вода автономного контура охлаждается до приемлемой вели чины (40-60 î С) в выносном теплообменнике - холодильнике автономного контура. Согласно алгоритмам ТЗиБ при температуре автоно много контура более 1100 С на ГЦН налагается автоматический запрет включения, при температуре более 1500 С он отключается действием защиты.

Тепловой барьер

Тепловой барьер (пакет пластин) выемной части служит для экранирования теплового потока со стороны горячей среды 1 контура от охлажденной зоны автономного контура за колесом насос а. Тепловой барьер испытывает значительные нагрузки èç-çà н аличия большого температурного перепада (+2880 С в проточной части ГЦН и +40-60 0 С в автономном контуре). На случай усталостного и температурного разрушения шпилек крепления теплового б арьера к корпусу выемной части ниже его расположения во время реконструкции ГЦН были приварены три страховочных упора. Они

не позволят тепловому барьеру при разрушении крепления у пасть на рабочее колесо (что имело место на Запорожской АЭС).

Тепловой экран

Защищает вкладыш нижнего подшипника скольжения от прямо го воздействия горячей воды 1 контура при возможном ее забро се в зону автономного контура в период полного обесточивания блока.

Антиреверсное устройство

Служит для предотвращения проворачивания ротора остано вленного ГЦН обратным ходом теплоносителя (при других работающих ГЦН).

Устройство состоит из неподвижного храпового колеса, свя занного с корпусом опорно-упорного подшипника, двух кронштейнов,