Стратегия развития оао "камаз". Использование SWOT-анализа в менеджменте

Характеристика деятельности ОАО «КАМАЗ»

История возникновения и развития предприятия

Имя «КАМАЗ» широко известно в России и за ее пределами. Предшественник акционерного общества «КАМАЗ» -- производственное объединение «КАМАЗ» -- был основан в 1969 году, когда правительством бывшего СССР было принято постановление о строительстве в Республике Татарстан крупного комплекса заводов с проектной мощностью 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей. Первый ковш грунта на строительной площадке вынут 13 декабря 1969 года, а 16 февраля 1976 года с главного конвейера сошел первый автомобиль. 13 августа 1999 года КАМАЗ выпустил 1600000-й автомобиль.

2000 год стал переломным в процессе завершения выпуска и снятия с производства устаревших моделей автомобилей и запуска грузовиков тяжелого семейства, полноприводных, автобусов, газового двигателя и переход на моторы Евро-2.

За свою короткую, но динамичную историю «КАМАЗ» претерпел большие изменения в своей деятельности. Он первым в бывшем СССР вступил на путь экономической самостоятельности, создав 25 июня 1990 года акционерное общество.

Сегодня группа ОАО «КАМАЗ» -- это единый производственный комплекс, расположенный в городе Набережные Челны. В его составе 9 крупных специализированных заводов, которые включают в себя все технологические переделы современного машиностроения. Численность работников в группе компаний ОАО «КАМАЗ» - около 52 тыс. человек.

В заготовительный комплекс КАМАЗа входят литейный, кузнечный и прессоворамный заводы, каждый из которых с декабря 1997 года приобрел самостоятельный юридический статус и стал открытым акционерным обществом с правом самостоятельной работы на рынке. Механообрабатывающие и сборочные комплексы представлены такими заводами как «КАМАЗ-Дизель», автосборочный, автомеханический, «КАМАЗинструментспецмаш», микролитражных автомобилей и капитального ремонта двигателей. Все они также юридически самостоятельны. За пределами Набережных Челнов размещены еще 6 заводов: в России, на Украине и в Казахстане. Основная продукция ОАО «КАМАЗ» -- широкая гамма грузовых автомобилей и дизельных двигателей. Они эксплуатируются более чем в 75 странах России, СНГ, Азии, Африки, Европы и Латинской Америки. Камские большегрузы работают в любых дорожных и климатических условиях: в районах Крайнего Севера и в тропиках, в зонах пустынь и высокогорья.

Крупнейшими потребителями продукции КАМАЗа в России сегодня являются предприятия промышленного и гражданского строительства, нефтегазодобывающей отрасли, а также дорожного строительства и коммунального хозяйства. В плане выпуска автомобильной техники для дорожников и предприятий жилищно-коммунального хозяйства КАМАЗ работает более чем с 60 заводами комплектации.

Автомобили «КАМАЗ» -- участники и победители самых престижных международных марафонов, таких как «Париж-Дакар», «Париж-Москва-Пекин», «Дакар-Каир». Спортивная команда автозавода неоднократно становилась чемпионом мира по автогонкам на грузовых автомобилях.

Сеть сервисного обслуживания, созданная КАМАЗом, охватывает всю Россию, страны ближнего и дальнего зарубежья и включает около 180 автоцентров. Кроме основной продукции КАМАЗ выпускает автоприцепы, микролитражные автомобили, шасси для автобусов, отливки, горячие и холодные поковки и штамповки, сварные узлы, инструменты и приборы контроля, а также широкую номенклатуру прочей продукции, производимой в рамках Программы диверсификации, часть которых экспортируется.

Основной продукцией являются автомобили грузоподъемностью от 4 до 20 тонн, дизельные двигатели, малолитражные легковые автомобили, автобусные шасси, прицепы.

ОАО «КамАЗ» было зарегистрировано 23 августа 1990 года. На данный момент председателем Совета директоров является Клебанов Илья Иосифович - министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации, должность генерального директора занимает Когогин Сергей Анатольевич, главным бухгалтером является Гольдфайн Евгений Львович.

Основные виды деятельности ОАО «КамАЗ»:

  • - производство автобусов, грузовых и легковых автомобилей;
  • - производство деталей, узлов и агрегатов автомобилей и сельскохозяйственной техники;
  • - инвестиционная деятельность;
  • - оказание услуг в сфере управления;
  • - научно-техническая деятельность;
  • - разработка и внедрение стандартов управления бизнес-процессами, а также бухгалтерского учета и отчетности;
  • - внешнеэкономическая деятельность;
  • - иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством и не противоречащие целям деятельности Общества.

ОАО «КАМАЗ» для увеличения в текущем году продаж на внутреннем рынке до 25 тыс. грузовых автомобилей продолжает совершенствовать торговую и сервисную сеть. К настоящему времени фирменная сеть продаж компании действует на всей территории России и насчитывает 89 основных предприятий (в том числе 84 дилера и 5 агентов по реализации). В 2005 году через дилерскую сеть было реализовано около 17 тыс. челнинских грузовиков, то есть 70% общих внутренних продаж (без учета лизинговых схем).

Отечественные грузовики слабо выдерживают конкуренцию с импортными аналогами и указывают на необходимость повышения конкурентоспособности всего машиностроения путем обновления производства, перехода к новым гибким технологиям, в том числе и к новым гибким технологиям реализации своей продукции, для чего необходимы большие капитальные вложения. Это совершенно очевидно для всего автомобилестроения России, но еще более значимо для ОАО «КамАЗ». Несмотря на то, что компания располагает в совокупности избыточными мощностями с жесткой технологией, которые на протяжении 90-х годов XX века были задействованы в разных переделах от 20% до 40%, все-таки их дальнейшее масштабное вовлечение в экономический оборот представляется все более сложным. Прежде всего, из-за отсутствия спроса на модели автомобилей, которые могут быть выпущены на этих мощностях.

Группа организаций ОАО "КАМАЗ" - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Производственное объединение "КАМАЗ" было основано в 1969 году. В июне 1990 года "КАМАЗ" стал первым акционерным обществом в стране. Первый автомобиль сошел с конвейера 16 февраля 1976 года, первые сто тысяч - через три года, а первый миллион - 18 октября 1988 года. Сейчас ОАО "КАМАЗ" входит в первую десятку производителей грузовиков полной массой свыше 14 тонн и занимает 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. За 30 лет выпущено более 1,75 млн. грузовых автомобилей большой грузоподъемности и свыше 2,375 млн. двигателей. Уставный капитал "КАМАЗа" составляет 39,3 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.

Единый производственный комплекс группы организаций ОАО "КАМАЗ" охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей - от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. Основные активы компании аккумулированы в виде ее основных средств производственного комплекса в Набережных Челнах. В него входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автотехники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Здесь работают около 52 тысяч человек. Средняя заработная плата в 2003 году составляла 5883 рубля, в 2004 - 6871 рубль, а в 2005 - уже 7975 рублей.

Всего в группу компаний "КАМАЗ" входит более 100 предприятий, включая ОАО "НЕФАЗ" (г. Нефтекамск) и ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ" (г. Ставрополь). В двух последних акционерных обществах компании принадлежит по 50% + 1 акция.

ОАО "КАМАЗ" выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы. Помимо этого производятся двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. За последние годы гамма выпускаемой "КАМАЗом" продукции значительно расширилась. Появились новые модели и целые семейства автомобилей - от городских развозных грузовичков до автомобилей повышенной грузоподъемности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой 120 тонн.

SWOT-анализ

Методика исследования

Для выявления конкурентной позиции ОАО "КАМАЗ" на рынке большегрузных автомобилей используем метод SWOT-анализа.

Первичная информация представлена следующими источниками: внутренняя документация компании, техническая документация продукции, данные о клиентской базе, товарная номенклатура, данные об объемах продаж в отрасли. Первичная информация была получена также в ходе экспертного опроса.

Инструментом сбора информации являлся опросный лист, состоящий из 89 показателей.

Объектом исследования являются эксперты в различных областях: главный инженер Торгового Дома "АВТОУРАЛ"; заместитель директора по перевозкам и коммерческой деятельности; дилер ТОО "ВИС"; начальник отдела технического транспорта и спецтехники; ведущий инженер центра продаж; главный специалист по бюро регионального маркетинга; начальник бюро регионального департамента по маркетингу.

Участники экспертной группы подбирались таким образом, чтобы была возможность рассмотреть одну и ту же проблему с разных сторон.

Экспертам предлагалось оценить по десятибалльной шкале перечень предоставляемых показателей (см. Приложение 1).

Результаты SWOT-анализа

По оценкам экспертов были выявлены сильные, слабые стороны организации, а так же возможности и угрозы организации (табл. 2.1).

Таблица 2.1

SWOT анализ

Сильные стороны

1. Ассортиментная политика

2. Участие в крупных региональных программах и инвестиционных проектах

3. Продукция, соответствующая нормам Евро 1,2

4. Местоположение организации

5. Послепродажное, гарантийное обслуживание

6. Контроль качества продукции

7. Известность торговой марки

8. Развитая сбытовая сеть

9. Доставка товара

Возможности

1. Рост рынка

2. Возможность выхода на новые рынки сбыта

3. Поддержка государством данного вида

промышленности.

4. Входные и выходные барьеры на данном рынке

5. Покупательская способность потребителей

6. Рост интенсивности потребления продукции

7. Политика протекционизма на данном рынке

8. Работа с корпоративными клиентами

Слабые стороны

1. Возможность открытия новых торговых точек, филиалов конкурентами

2. Вероятность расширения ассортимента конкурентами

3. Износ оборудования

4. PR кампании

5. Финансирование каналов распределения

6. Деятельность дилеров, торговых агентов

7. Число дилеров

8. Система оплаты

1. Возможность выпуска нового продукта конкурентами

2. Появление новой производственной технологии у конкурентов

3. Вероятность снижения цен конкурентами

4. Вероятность повышения таможенных пошлин,

тарифов на экспортных рынках

5. Возможность улучшения качества продукции

конкурентов

6. Общее экономическое положение в стране

7. Давление со стороны товаров-заменителей

8. Развитие сбытовой сети конкурентов

9. Торговые барьеры на привлекательных рынках

10. Коммуникационная политика конкурентов

Сильными сторонами КамАЗа являются следующие: "ассортиментная политика"; "доставка товара"; "участие в крупных региональных программах и инвестиционных проектах"; "продукция, соответствующая нормам Евро 1, 2"; "местоположение организации"; "известность торговой марки"; "разветвленность сбытовой сети".

Анализ данных, собранных в ходе исследования, выявил такие слабые стороны компании: "возможность открытия новых торговых точек, филиалов конкурентами"; "вероятность расширения ассортимента конкурентами"; "состояние оборудования"; "PR кампании"; "финансирование каналов распределения"; "деятельность дилеров, торговых агентов"; "число дилеров"; "система оплаты".

Следующим полем матрицы является поле "возможности". По оценкам экспертов, возможностями для ОАО "КАМАЗ" являются: "рост рынка"; "возможность выхода на новые рынки сбыта"; "работа с корпоративными клиентами"; "поддержка государством данного вида промышленности"; "входные и выходные барьеры на данном рынке"; "покупательская способность потребителей"; "рост интенсивности потребления продукции"; "политика протекционизма на данном рынке".

Угрозами можно считать, по мнению экспертов, такие показатели, как: "появление новой производственной технологии у конкурентов"; "возможность выпуска нового продукта конкурентами"; "вероятность снижения цен конкурентами"; "вероятность повышения таможенных пошлин, тарифов на экспортной рынке"; "возможность улучшения качества продукции конкурентов"; "общее экономическое положение в стране"; "давление со стороны товаров-заменителей"; "развитие сбытовой сети конкурентов"; "лоббирование интересов конкурентов в администрациях всех уровней"; "торговые барьеры на привлекательных рынках"; "коммуникационная политика конкурентов".

Далее проводится перекрестный анализ между всеми четырьмя группами. Сильная сторона совмещается с возможностью, слабая сторона - с угрозой. Необходимо определить, какие из возможностей внешней среды можно эффективно использовать за счет существующих сильных сторон компании. А так же какие из возможностей внешней среды сейчас недоиспользуются из-за слабостей компании.

Так, например, ассортиментная политика и работа с корпоративными клиентами является хорошей основой для роста рынка. Совокупность таких показателей, как: продукция, соответствующая нормам Евро 1,2,3, профессионализм участников каналов распределения, контроль качества продукции существенно облегчат процесс выхода на новые рынки сбыта.

Данный анализ позволяет выявить, какие слабости компании могут привести к сложным ситуациям при появлении угроз во внешней среде. Необходимо устранять такие недостатки организации, как износ оборудования, т.к. существует угроза появления новой технологии производства продукции и улучшение качества продукции конкурентов. В противном случае продукция данной компании будет неконкурентоспособна по показателю качества.

Деятельность дилеров, торговых агентов, как слабая сторона компании, пересекается с угрозой давления со стороны товаров-заменителей. В случае отсутствия повышения эффективности деятельности участников каналов распределения, в том числе и информирования покупателей о преимуществах данного товара в ряду аналогов, существует угроза перехода потребителя на товары- заменители. Так же следует отметить, что отсутствие качественных, эффективных PR акций могут нанести огромный ущерб компании, особенно когда существует угроза со стороны коммуникативной политики конкурентов.

Далее можно определить какими возможностями можно компенсировать слабые стороны организации. Возможность открытия новых торговых точек, филиалов конкурентами компенсируется входными и выходными барьерами и политикой протекционизма на данном рынке. Улучшению качества продукции конкурентов может противостоять отлаженная система контроля качества продукции ОАО "КАМАЗ". Работа с корпоративными клиентами, "создание" лояльного потребителя сможет в некоторой степени нейтрализовать коммуникативную политику конкурентов.

Сопоставление сильных сторон организации с угрозами внешней среды позволяет выявить следующее: система контроля качества сможет нейтрализовать возможность улучшения качества продукции конкурентами. Участие в инвестиционных проектах и крупных региональных программах способно "уберечь" в некоторой степени от нестабильности общего экономического положение в стране.

Группа организаций ОАО "КАМАЗ" - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Производственное объединение "КАМАЗ" было основано в 1969 году. В июне 1990 года "КАМАЗ" стал первым акционерным обществом в стране. Первый автомобиль сошел с конвейера 16 февраля 1976 года, первые сто тысяч - через три года, а первый миллион - 18 октября 1988 года. Сейчас ОАО "КАМАЗ" входит в первую десятку производителей грузовиков полной массой свыше 14 тонн и занимает 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. За 30 лет выпущено более 1,75 млн. грузовых автомобилей большой грузоподъемности и свыше 2,375 млн. двигателей. Уставный капитал "КАМАЗа" составляет 39,3 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.

Единый производственный комплекс группы организаций ОАО "КАМАЗ" охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей - от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. Основные активы компании аккумулированы в виде ее основных средств производственного комплекса в Набережных Челнах. В него входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автотехники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Здесь работают около 52 тысяч человек. Средняя заработная плата в 2003 году составляла 5883 рубля, в 2004 - 6871 рубль, а в 2005 - уже 7975 рублей.

Всего в группу компаний "КАМАЗ" входит более 100 предприятий, включая ОАО "НЕФАЗ" (г. Нефтекамск) и ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ" (г. Ставрополь). В двух последних акционерных обществах компании принадлежит по 50% + 1 акция.

ОАО "КАМАЗ" выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы. Помимо этого производятся двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. За последние годы гамма выпускаемой "КАМАЗом" продукции значительно расширилась. Появились новые модели и целые семейства автомобилей - от городских развозных грузовичков до автомобилей повышенной грузоподъемности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой 120 тонн.

2.2.Swot-анализ Методика исследования

Для выявления конкурентной позиции ОАО "КАМАЗ"на рынке большегрузных автомобилей используем методSWOT-анализа.

Первичная информация представлена следующими источниками: внутренняя документация компании, техническая документация продукции, данные о клиентской базе, товарная номенклатура, данные об объемах продаж в отрасли. Первичная информация была получена также в ходе экспертного опроса.

Инструментом сбора информации являлся опросный лист, состоящий из 89 показателей.

Объектом исследования являются эксперты в различных областях: главный инженер Торгового Дома "АВТОУРАЛ"; заместитель директора по перевозкам и коммерческой деятельности; дилер ТОО "ВИС"; начальник отдела технического транспорта и спецтехники; ведущий инженер центра продаж; главный специалист по бюро регионального маркетинга; начальник бюро регионального департамента по маркетингу.

Участники экспертной группы подбирались таким образом, чтобы была возможность рассмотреть одну и ту же проблему с разных сторон.

Экспертам предлагалось оценить по десятибалльной шкале перечень предоставляемых показателей (см. Приложение 1).

  1. Анализ стратегического управления предприятием

    Реферат >> Менеджмент

    Д. Методологические разработки корпоративного стратегического плана предприятия . //Маркетинг. - 2005. - № 6 - с. 40-49. Мельничук Д. Б. Семь граней стратегического управления предприятием ...

  2. Разработка стратегии антикризисного управления (1)

    Реферат >> Менеджмент

    ... стратегического плана управления предприятием . Эта стра­тегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование ...

  3. Стратегическое управление на предприятии (2)

    Курсовая работа >> Менеджмент

    ... реорганизации ... путем участия... целом. Совершенствование механизма... стратегического управления . Реализуя цели и задачи ... разработки стратегического управления на предприятии в условиях рынка. Также представлен пример разработки анализа стратегического управления ...

  4. Совершенствование структуры управления предприятием (2)

    Реферат >> Экономика

    ... задач позволит предприятию преодолеть трудности экономического кризиса, путем эффективного управления трудовым потенциалом фирмы. 1 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ... осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на совершенствование ...

  5. Стратегическое управление на примере предприятия

    Реферат >> Экономическая теория

    ... разработка направлений совершенствования стратегического управления деятельности ОАО «Агрокомплекс». Для реализации этой цели определены следующие задачи ...