Стратегический план АвтоВАЗа: Лада XCODE, новый «автомат», экспорт и моноцукури. Оцинковка и покраска кузова лада веста

Большинство современных моделей автомобилей комплектуются докатками в качестве запасного колеса. Докатка занимает меньше места в полу багажного отделения автомобиля. Однако докатка имеет множество нюансов в своем использовании. Неопытным автомобилистам нужно знать больше информации о том, как правильно использовать докатку автомобиля. в данной статье мы расскажем о всех правил применения докатки на автомобиле.

Преимущества докатки

Докатка имеет размеры меньшие, чем у стандартного колеса с шиной у автомобиля. С первого взгляда может показаться, что докатка обладает одними недостатками. На ней даже указан ограничитель скорости в 80 км/час. Однако докатки атвомобиля имеет свои преимущества:

компактные размеры, которые не занимают много места под полом багажника;

— легкий вес (снижение снаряженной массы автомобил);

— возможность размещения в автомобиле сразу двух докаток для меньшего риска.

Назначение и установка докатки

Докатка автомобиля нужна только для того, чтобы при проколе шины колеса установить ее временно на ось для того, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа. Именно поэтому автопроизводители делают ее из менее долговечной и надежной резины и стали для того, чтобы снизить ее затраты на ее производство. Не используйте докатку на автомобиле весь день и даже несколько дней. Докатка просто не выдержит такое длительное использование под нагрузкой и массой автомобиля.

Каждая докатка имеет инструкцию и правила использования. Каждый водитель должен их придерживаться, чтобы не привести к выходу из строя докатки на пути к шиномонтажу, ведь больше запасных колес в автомобиле нет.

Докатка устанавливается на ступицу колеса, как и стандартный колесный диск с шиной. Никаких проставок или втулок для установок докатки не нужно.

Как правильно использовать докатку на автомобиле

В таблице ниже указаны основные правила использования докатки вместо основного колеса на автомобиле.

Правила Описание
Тормозить заранее, учитывая, что тормозной путь более длинный. Докатка уже обычной шины колеса, поэтому площадь контакта докатки с дорогой намного меньше аналогичной площади стандартного колеса. Соответственно у докатки меньшее сцепление с дорожным полотном, и она будет хуже тормозить при одном и том же усилии на тормоза. Следовательно с докаткой на оси автомобиля тормозной путь увеличивается, а управляемость снижается. Особенно опасно ехать на докатке в снег, гололед и во время дождя.
Не превышать скорость 80 км/час Так как диаметр докатки меньше, чем стандартного колеса для автомобиля, электронные системы помощи и безопасности могут действовать некорректно. Вследствие этого они могут перестать помогать в торможении, при пробуксовке колес, в вираже на скорости.
Ездить аккуратно и медленно проезжать ямы, ухабы и острые камни Докатка состоит из более мягкой резины, которая долго не выдержит езды на высокой скорости и начнет отслаиваться. Также для докатки весьма опасны острые камни и разбитое стекло на дороге, не говоря уже о гвоздях и саморезах.

Новые модели и модификации LADA

В 2017 году на российский рынок вышли 2 новые модели - LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross. Сочетая практичность, комфорт, спортивный характер и экспрессивный дизайн, эти автомобили открыли новую нишу на российском рынке и позволили семейству Vesta в ноябре 2017 года стать самым популярным среди модельного ряда LADA, а также вторым по популярности на рынке России.

Впервые в истории Бренда на рынок вышла серийная двухтопливная модель - LADA Vesta CNG. Автомобиль может работать как на бензине, так и на метане (компримированный природный газ), который является одним из самых распространенных видов топлива в России. В числе его преимуществ безопасность, экологичность и невысокая цена: использование метана позволяет снизить расходы на горючее в 3 раза.

Стремясь расширить выбор для потенциальных покупателей LADA, Компания предложила особый вариант исполнения для моделей LADA XRAY и LADA Vesta. Комплектация, получившая название Exclusive, отличается комбинированной обивкой сидений из экокожи и замши. В экстерьере и интерьере использовано несколько новых стилеобразующих элементов - от оригинального рисунка колесных дисков до черных лакированных вставок.

5 апреля 2017 года исполнилось 40 лет с начала производства LADA 4х4. В честь этого события была выпущена партия 3-х и 5-дверных LADA 4х4 в юбилейной комплектации. Особенности LADA 4х4 ""Anniversary"" - особая отделка салона и экстерьера, оригинальные диски колес. Каждый автомобиль имеет табличку с уникальным порядковым номером: от 0001 до 1977, что означает год начала производства LADA 4х4 и номер машины в ограниченной серии. Часть юбилейных внедорожников была впервые окрашена в ""камуфляж"" в заводских условиях.

В процессе обновления модельного ряда LADA покупателям было предложено несколько новых силовых агрегатов. В октябре 2017 года все автомобили семейства LADA Largus получили более мощный и тяговитый 16-клапанный мотор LADA объемом 1,6 литра. В этом же месяце в продажу поступили новые комплектации седана LADA Vesta, оснащенные двигателем объемом 1.8л (122 л.с.) и механической коробкой переключения передач. Ранее этот силовой агрегат, самый мощный в гамме LADA, был предусмотрен только в максимальной комплектации Exclusive, а теперь он также предлагается для версий Comfort и Luxe.

Новые технологии: вместе с Альянсом

В январе 2017 года на АВТОВАЗе освоены литье основных элементов мотора Альянса HR16 - блока и головки блока цилиндров, механическая обработка этих алюминиевых заготовок, а также обработка коленчатого вала. Таким образом, АВТОВАЗ и Альянс Renault-Nissan максимально увеличили уровень локализации двигателя HR16, который собирается в Тольятти. Осенью также была освоена технология литья картера сцепления для коробок передач Альянса. Все двигатели полностью соответствуют международным стандартам качества.

Развитие дилерской сети: в России и за рубежом

В 2017 году продолжалась работа по переоборудованию дилерских центров в соответствии с современными фирменными стандартами Бренда. Параллельно проводилось обучение и переаттестация сотрудников автосалонов.

LADA также продолжила расширение экспортных рынков. В течение года начались поставки новой LADA Vesta в Германию и Венгрию. Для рынка Евросоюза двигатели LADA Vesta соответствуют стандарту ""Евро-6"". Кроме того, марка LADA вернулась на Кубу и в Иорданию. Всего в 2017 году автомобили LADA поставлялись в 27 стран.

Награды для LADA

В 2017 году Марка отмечена большим числом наград от профессиональных сообществ.

Сразу две модели LADA - Vesta и фургон Largus - победили в Ежегодной национальной премии ""Автомобиль года в России"" 2017. LADA Vesta стала лауреатом в номинации ""Малый класс"". Российские автолюбители оценили яркую внешность автомобиля, его оснащенность и технические характеристики. LADA Vesta побеждает в премии ""Автомобиль года"" уже во второй раз - в 2016 году модель была награждена в номинации ""Новинка года"". Что касается LADA Largus, то он уже в пятый раз подряд стал ""Автомобилем года"" в классе ""Мини-фургоны"".

LADA Vesta также стала победителем Премии Российского автомобильного форума RAF 2017. Автомобиль награжден в номинации ""Лучший продукт года"".

Бестселлеры LADA высоко оценены экспертами СМИ: LADA Vesta и LADA XRAY стали победителями престижной автомобильной премии Гран-при журнала ""За рулем"". Компактный городской кроссовер LADA XRAY стал лучшим в номинации ""Малый класс"". Седан LADA Vesta удостоился специального приза ""Выбор редакции ""За рулем"".

Отдельную награду заслужил стиль седана LADA Vesta и Vesta SW Cross - автомобили были отмечены призом Первого Московского Биеннале дизайна.

Автоспорт: дебют LADA Vesta

Спортивный 2017 год стал успешным для LADA и фирменной команды LADA Sport ROSNEFT.

Подготовленная к соревнованиям LADA Vesta впервые приняла участие в Российской серии кольцевых гонок (СМП РСКГ), в двух самых мощных классах. В ""Туринге"" на старт вышли LADA Vesta с двухлитровым турбодвигателем мощностью 350 л.с., а в ""Супер-Продакшн"" соревновались LADA Vesta с турбомоторами объемом 1,6 л, мощностью 255 лошадиных сил. В итоге в классе ""Туринг"" коллектив LADA Sport ROSNEFT стал Чемпионом России. В классе ""Супер продакшн"" заводские гонщики на LADA Vesta выиграли ""серебро"".

В классе ""Национальный"" LADA Sport ROSNEFT, выступавшая на LADA Kalina NFR, стала обладателем ""серебра"" в командном зачете.

Раллийный сезон 2017 года для команды LADA Sport ROSNEFT закончился триумфально. Гонщики заводской команды второй год подряд стали обладателями чемпионского титула и третий год подряд победителями Кубка России по ралли.

Дополнительная информация:
Группа АВТОВАЗ входит в состав Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi и производит автомобили по полному циклу производства и автокомпоненты для 4-х брендов: LADA, Renault, Nissan, Datsun. Производственные площади Группы расположены в г. Тольятти - ПАО «АВТОВАЗ» и в г. Ижевск - ООО «ЛАДА Ижевск».
Бренд LADA представлен в сегментах В, В+, SUV и LCV, которые составляют 5 модельных семейств: Vesta, XRAY, Largus, Granta и 4x4. Марка занимает 20% российского рынка легковых автомобилей. Официальная дилерская сеть Бренда является самой крупной в России - около 300 дилерских центров.

Качество обработки и покраски кузова Лада Веста теперь на совершенно ином уровне. Каждый кузов седана проходит процедуру катафорезного грунтования.

О новом седане Лада Веста на АвтоВАЗе многие говорили с придыханием. И чему тут удивляться? Ведь Бу Инге Андерссон, назначенный в те славные и тяжелые времена директором российского автомобильного гиганта, твердо заявил, что непременно повысит качество продукции предприятия. И, как показал ход событий, добился немалых успехов в этом направлении. Дизайн, оформление салона, качество сборки нового седана – все это выросло на порядок. А контраст с иными моделями Тольяттинского завода только подтверждал его правоту.

В числе прочего, крайне важным оставался аспект оцинковки и покраски кузова. Сможет ли Веста противостоять коррозии лучше остальных представителей ВАЗовского семейства? 5-летняя гарантия, которую дает завод, реальность или маркетинговый ход? Увеличилась ли толщина ЛКП? Все это необходимо выяснить.

Обещания АвтоВАЗа

Представители завода не раз, во время подготовки нового седана к производству, говорили, что он будет собираться на принципиально новом уровне. Касалось это и извечных проблем отечественных машин – слабого лакокрасочного покрытия и быстрого возникновения коррозии. Все помнят, как те же Приоры начинали цвести рыжиками уже через полгода-год после покупки! Для современных машин это моветон. Неудивительно, что владельцы Lada, а также те, кто только примеривался на покупку, повально требовали выпуска машин с оцинкованным кузовом.

Кузова Лада Веста готовятся к покраске на совершенно ином уровне.

Зная, сколько жалоб сыплется на их продукцию, руководители российского концерна поспешили заверить общественность, что с Вестой подобного не произойдет. Кроме того, было прямо сказано, что ВАЗ готов давать 5-летнюю гарантию на кузова своего производства. Конечно, в сравнении с немецкими или шведскими моделями, гарантия на металл которых длится 12-15, а то и 20 лет, подобные мерки выглядели скромно. Однако многие даже в это не хотели верить.

Так что же вышло в итоге?

Оцинкован ли кузов Lada Vesta?

На этот вопрос ответ двойственный. Строго говоря, оцинковка кузова Весты не производится, однако автомобиль, в самом деле, неплохо защищен от коррозии. Осуществляется это путем катафорезного грунтования.

Метод горячего цинкования на Весте и Икс Рей не применяется — дорого…

Оцинковка кузова

Технология оцинковки кузова наиболее эффективна. В ходе этого процесса кузов автомобиля окунается в ванну, наполненную расплавленным цинком. Температура раствора колеблется в пределах 445-460 °С. Однако данный метод является и наиболее дорогим. На Западе автопроизводители оцинковывают порядка 95% кузовов своих моделей. АвтоВАЗ пока не считает возможным применение подобного метода, так как это подразумевает масштабные модернизационные мероприятия на мощностях заводов и существенные инвестиции. Кроме того, затраты на оцинковку скажутся на конечной стоимости автомобилей Лада.

Нанесение защитного покрытия на кузов Lada Vesta

Катафорезное грунтование

Именно эта метода и реализуется российским концерном. Она также была заимствована у западных автопроизводителей.

Полный цикл обработки кузова седана — от подготовки до полировки.

Строго говоря, катафорез представляет собой химический процесс, базирующийся на электролитической реакции. Применение данной технологии дает возможность закрепления на поверхности металла особого вещества в качестве защитного слоя. Как и оцинковка, катафорез позволяет существенно повысить сопротивляемость металла коррозии.

Схема подготовки авто к катафорезной ванне.

На ИжАвто, где и собирается Лада Веста, процесс катафорезного грунтования осуществляется по классической схеме:

  1. Тщательная очистка поверхности кузовных панелей от окислительной пленки;
  2. Обезжиривание;
  3. Процесс активации железа;
  4. Погружение в ванну с катафорезным раствором;
  5. Ополаскивание;
  6. Сушка в специальной камере.

Первый шаг, подразумевающий очистку металла, обеспечивает оптимальные условия для взаимодействия железа и катафорезного раствора. Эту же цель преследует и этап обезжиривания. Осуществляться оба описанных процесса могут как в особых емкостях, так и в распылительных камерах (метод опрыскивания). А вот активация металлических панелей содействует пущей надежности закрепления частиц на них.

В такую емкость со специальным раствором и окунается кузов Весты и Икс Рея.

После завершения подготовительных мероприятий, кузов Лада Веста, зафиксированный на специальных держателях, отправляется в катафорезную ванну, наполненную растворенным грунтом. Перед опусканием в емкость, к кузову подсоединяется анод, заряжающий сталь энергией (отрицательной). К самой же ванной подсоединен катод, сообщающий молекулам грунта положительный заряд. В процессе погружения кузова седана, который длится порядка 120 секунд, на отрицательно заряженном металле оседает положительно заряженный грунт, и металл покрывается пленкой раствора.

Процесс наслаивания грунта в катафорезной ванне и последующая сушка.

После извлечения кузова из ванны, он отправляется на процедуру ополаскивания. Этот этап необходим для смывания с поверхности панелей частичек грунта, не закрепившихся на них. Как и подготовительные мероприятия, данный процесс может быть осуществлен посредством либо погружения, либо распыления. Финишной является сушка готового кузова. В термической камере защитный слой кристаллизуется и затвердевает. По завершении сушки, кузов готовится к нанесению грунтовки.

Сильной стороной подобного метода нанесения защитного слоя является то, что кузов полностью погружается в ванну с раствором, а это гарантирует его проникновение по всей поверхности, поэтому непокрытых участков попросту не останется.

Метод, применяемый АвтоВАЗом, гарантирует 100-процентную обработку поверхности.

Покраска Lada Vesta

Она начинается сразу же после завершения процесса катафорезного грунтования. Сначала с авто демонтируется подготовительная оснастка, которая укладывается в специальный контейнер за автомобилем, и устанавливается окрасочная. Эта оснастка позволяет открывать и закрывать двери капот и багажник. К слову, вся линия оборудована специальными аварийными кнопками, нажатие которых полностью останавливает конвейер.

Окрасочный этап начинается с нанесения на все соединения шовной мастики, повышающей сопротивляемость коррозии. Кроме того, работниками линии напыляется и противошумная мастика, обеспечивающая понижение уровня шума в салоне.

После этого приходит черед нанесения грунта. При этом основная часть операции выполняется роботами, однако работникам тоже приходится грунтовать металл в тех местах, куда роботы не в силах дотянуться. По большей части, это внутренние стороны стоек, кромки крыши, прикрытые дверями, и т. д. Цветовая гамма грунта ограничена всего двумя тонами – светлым и темным. Его выбор зависит от будущего цвета Лада Веста.

Сначала на кузов наносится грунтовка.

После завершения грунтования, машины по конвейеру отправляются на участок доработки вторичного грунта. В этом отделении сотрудники ликвидируют дефекты покраски посредством специальной пасты и щеток.

Только после завершения всех этих этапов, которые занимают порядка 3-х часов, готовый кузов отправляется в покрасочные камеры, где роботы бок о бок роботы трудятся с людьми. Сначала металл покрывается слоем краски, после чего наступает черед лакирования. В конце окрашенный кузов седана поступает в термическую камеру, где и сушится. На это уходит около 40 минут.

в конце готовый кузов отправляется на полировку и сборочную линию.

После сушки остается несколько финальных штрихов – полировка и антикоррозийная обработка полостей. В последнем случае работники завода, вооруженные специальными распылителями с длинными насадками, наполняют внутренние поверхности полостей (пороги, стойки и прочее) антикоррозийным составом.

Качество грунтования и покраски

Таким образом, с конвейера сходят седаны Lada Vesta, полностью соответствующие стандартам Альянса Рено-Ниссан. Это подтверждается и осмотрами, которые неоднократно проводили не только интересующиеся любители, но и эксперты. Как оказалось, традиционных для АвтоВАЗа случаев недокраса металлических панелей замечено не было. Нет и дефектов лкп, вроде потертостей, царапин и тому подобного, что часто замечали на моделях Приора, Калина и прочих.

20.01.2017 7:47

На фоне общего падения рынка, просевшего в 2016 году на 11%, АВТОВАЗ продемонстрировал отличные показатели: минус 1% по итогам года и плюс 18% в декабре 2016-го. О дальнейших планах нынешнего руководства АВТОВАЗа шла речь на пресс-конференции ПАО «АВТОВАЗ» 19.01.2017г. , сообщает портал За рулем.РФ

На пресс-конференции ПАО «АВТОВАЗ» руководство предприятия подвело итоги ушедшего года и обозначило планы на 2017-й. Стоит отметить, что взгляды новых управленцев во главе с президентом Николя Мором отличаются от тех, которыми руководствовалась прежняя команда, Бу Андерссона, пишет За рулем.РФ

В 2016 году доля Lada на рынке выросла на 2,2%, марка с большим отрывом сохраняет лидерство по продажам легковых автомобилей на российском рынке. Отставание ближайших конкурентов более чем внушительное - по объемам продаж автомобили с ладьей на решетке радиатора вдвое опережают ближайших преследователей. 20,1% доли российского рынка легковых автомобилей, которую АВТОВАЗ забрал себе в 2016 году, - это лучший показатель предприятия за последние пять лет. Три модели - Granta, Vesta и Largus - входят в топ-10 самых востребованных моделей. Еще три - 4х4, Kalina и XRAY - уверенно держатся в двадцатке лучших. Глядя на столь завидные в нынешних тяжелых рыночных условиях показатели, язык не поворачивается говорить о том, что нынешнее руководство делает что-то неправильно. Однако стратегия кардинально поменялась: бывший президент Бу Андерссон вместе со своей командой активно работал над расширением модельного ряда. За два с небольшим года появились (загибайте пальцы!) Priora с роботом АМТ, Largus Cross и Kalina Cross, а также Granta в кузове лифтбек. И конечно, знаковые для предприятия модели - Vesta и XRAY.

При Море темпы выпуска новых моделей явно замедлились. О причинах можно лишь догадываться, но факты - налицо. За время правления нового президента (чуть меньше года) появилась лишь пара спортивных модификаций на базе Гранты и Калины, а также версия Весты с двигателем 1,8 л. И в планах на 2017 год подобная динамика выхода на рынок новинок сохранится. В списке ожидаемых премьер, о появлении которых официально заявил исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Ян Птачек, значатся Vesta с кузовом универсал и ее версия с приставкой Cross (обе модели будут собирать вместе с седаном на заводе в Ижевске). Причем срок выхода на рынок обозначен вторым полугодием. И еще обещают новую модификацию Весты - пару двигателю 1,8 л составит механическая коробка передач (сейчас этот мотор агрегатируется только с роботом АМТ). Официальной информации о сроках выхода других новинок, например, XRAY Cross (он был представлен в ранге концепта на Московском автосалоне), или рестайлинге семейства Калина-Гранта из представителей АВТОВАЗа вытянуть не удалось.

Спикеры на презентации явно пытались расставить иные акценты. Например, в 2017 году компания будет активно развивать экспортные поставки, планируя увеличить объемы продаж автомобилей и машинокомплектов за рубеж на 50%. В нынешнее время, пока российский рынок еще не восстановился, такое решение выглядит вполне обоснованным. Причем расширять долю экспорта хотят как за счет уже существующих рынков сбыта Европы, Африки, Азии, стран бывшего СНГ, так и новых партнеров. Например, в разговоре промелькнули некоторые страны Латинской Америки, в частности Чили. А из ближайших планов - поставки в течение нескольких недель первых автомобилей Vesta в Германию.

Кроме того, активно ведется работа с дилерами. По состоянию на начало года уже четверть дилерских центров завершили ребрендинг, остальные подтягиваются. Новая концепция подразумевает не только иное оформление фасадов зданий, шоу-румов и ремонтных зон, но и более внимательное отношение к клиентам. Ведь из этого, в том числе, складывается отношение к марке.

И экспорт, и реформирование дилерской сети - вещи, безусловно, необходимые, только своевременное обновление модельного ряда куда как важнее. Покупатель нынче разборчивый и привередливый, а конкуренция жесткая, и лидерство сегодня удержать совсем непросто. Даже тем, кто опережает ближайших преследователей с внушительным отрывом.

  • В начале года АВТОВАЗ поднял цены на все автомобили модельной линейки. В среднем они выросли на 6–19 тыс. рублей.
  • На второй конференции поставщиков АВТОВАЗа было отмечено, что если бы не поставщики, которые срывали планы по комплектующим, предприятие смогло бы выпустить на 10 тыс. автомобилей больше. Особенно это сказалось на производстве Лады Ларгус - дилеры не смогли удовлетворить все заявки клиентов.

9 декабря 2016 состоится очередной, последний в этом году, совет директоров ПАО АвтоВАЗ. Там, кроме прочего, будет принят в окончательной редакции план производства на 2017 год. Это важный стратегический документ, в соответствии с ним определяются бюджеты конкретных проектов, составляются закупочные планы, рассчитываются рекламные и маркетинговые затраты. И, конечно, производственный план показывает, что руководство завода реально ждет от российского рынка - спады и подъемы по каждому из сегментов, сезонные колебания спроса и т.д.

Мы можем познакомить читателя с планами АвтоВАЗа уже сейчас - соответствующий документ имеется в нашем распоряжении . Для удобства будем сравнивать показатели с планом на 2016 год , ведь последний еще не завершился, соответственно, данных о реальных продажах пока нет. Можно оперировать еще и прогнозами первых лиц российского автопрома, данными на протяжении 2016 года. В частности, словами президента АвтоВАЗа Николя Мора, датированными 23 августа сего года: в 2016 году завод планирует произвести в 2016 г. «чуть более» 420 тыс. автомобилей, машинокомплектов Lada и моделей альянса Renault-Nissan (около 300 тыс. и 90 тыс. соответственно) . Это меньше, чем первоначальный план (440 670 автомобилей и машинокомплектов), но не очень существенно. Можно считать, что Николя Мор, согласился с прогнозами на развитие рынка, данными маркетологами ВАЗа в конце 2015 года.

Калина и Гранта против Логана: кто кого?

Наши собеседнике на ВАЗе утверждают: себестоимость автомобилей контрактной сборки (Renault, Nissan и Datsun) искусственно занижается, а себестоимость Калин и Грант, напротив, завышается. Это, якобы, позволяет иностранным акционерам «тащить на рынок» свои модели в ущерб аутентично ВАЗовским. Такой вариант недобросовестной конкуренции в рамках одного предприятия. Не беремся оценивать правдивость этого утверждения. Посмотрим лучше на цифры.

В 2017 году разных модификаций Lada Kalina будет сделано 18 438. А соплатформенных Lada Granta - 72 777, с учетом тех, что собираются в Ижевске. Справедливости ради в этот список нужно еще включить 16 000 Датсунов, которые суть лишь фейслифтинговые Калины/Гранты, делаются на той же нитке конвейера и имеют очень похожие показатели себестоимости и локализации. Соответственно, автомобилей на «калиновской» платформе будет выпущено 107 215 шт. Это меньше запланированного на 2016 год, но ненамного (113 630).

Спору нет, Калины и Гранты уже порядком устарели, спрос на них уменьшается. Особенно драматичным видится прогнозное снижение спроса на Датсуны: более чем двукратное по отношению к нынешнему году. И это несмотря на то, что Датсуны с недавнего времени комплектуют 106-сильными моторами и «автоматами».

А вот перспективы Логанов в обеих ипостасях (вкупе с Renault Sandero) куда как более радужны, их планируют сделать 59 991 штуку, что больше 2016 года почти на 11 тыс (49 200).

Если сравнить диаду Логан/Сандеро с русским конкурентом Калина/Гранта, то «наши» в абсолютном измерении пока впереди. Но тенденция - не в «нашу» пользу.

Интересно, что Nissan Almera, сделанный на той же «логановской» платформе теряет популярность: на 2016 год планировали сделать 16 191 машин, а в 2017 - только 12 259.

С Lada X-RAY ситуация «логановская»: рынок модель распробовал и в 2017 году «Хреев» хотят сделать 30 311, что в полтора раза больше планов на 2016. Впрочем, вероятно и в 2016 их будет выпущено больше, чем ранее спрогнозированные 20,4 тыс. Но мы-то помним, что у X-RAY наиболее низкий уровень локализации среди моделей Lada! То есть, X-RAY значительную часть своей добавленной стоимости направляет за границу РФ. А вот крепко локализованный Ларгус… теряет рынок. Странно и непонятно. Ведь Ларгус долгое время был в дефиците, в сентябре от службы маркетинга даже пришел удвоенный заказ на эту модель. Тем не менее, Lada Largus будет выпущена меньшим тиражом, чем запланировано на 2016, на 2 410 шт.

Как ни удивительно, но Приора тоже есть в плане на будущий год. Немного, 11 168 шт. Обещают, что 2017 год для нее будет последним, на декабрь Приора в плане уже не значится. Соответственно, никаких существенных изменений в конструкцию этой модели вносить уже не будут, даже комплектации останутся прежними.

Старая Нива переезжает…

Недавно стало известно, что производство Лады 4х4 переносят со старого конвейера на новый, туда, где уже собирают ее пятидверную версию (ВАЗ 2131) и Приору. Первоначально хотели сделать этот перенос будущим летом, в трехнедельный корпоративный отпуск (с 24 июля по 13 августа). Из этого исходили, верстая обсуждаемый план производства. Но 23 ноября Николя Мор подписал приказ о переносе старой Нивы в ближайшие новогодние праздники. Это разумно: январь и февраль - «мертвые» месяцы с точки зрения продаж, значит, можно спокойнее наладить сборочный процесс на новом месте. Мы не знаем, как это скажется на плане производства, но в имеющемся у нас варианте старых Нив значится 24 359 шт. При плане на текущий год в 40 тыс.

Это тоже малообъяснимо. Не так давно было объявлено, что срок жизни Лады 4х4 (ВАЗ 21214) продлевается аж до 2021 года, причем все это время модель будет модернизироваться. Но модернизация, даже не очень значительная, вроде изменения конструкции ступичных подшипников - действие затратное, оно окупается только при определенных объемах. Если делать машину тиражом в 25 тыс, то на проектах обновления можно поставить крест, они станут невыгодными. С другой стороны, если сорокалетнюю модель не очень хотят покупать, то зачем производить ее в количестве более нужного?

Так или иначе, но Лада 4х4 в ближайшие годы никуда с конвейера не денется, как минимум, до поры появления New Generation (так на ВАЗе именуют проект Нива-3). Как мы уже рассказывали , Лада 4х4 NG давно проектируется, существуют даже полноразмерные макеты. Бо Андерссон вообще обещал Ниву-3 поставить на конвейер уже в конце 2017 года. Разумеется, этого не случится. Как минимум, в ближайшие три года - таков срок, требуемый для разработки конструкции и постановки на производство. А с конструкцией пока непонятки: ВАЗовцы вялотекуще работают с платформой и агрегатами первой Нивы, пытаясь сделать из нее что-то подобное пресловутой Chevrolet Niva-2. Но парадокс в том, что решение о выборе платформы до сих пор не принято, оно ожидается только в конце декабря. Как известно, иностранные акционеры ратуют за применение «тележки» Дастера. Но оба эти варианта - французский и ВАЗовский - нельзя назвать оптимальными. По-хорошему, Ниве-3 нужна совсем новая платформа, на которую, разумеется, уже никто денег не даст. И даже если в этом идеолого-техническом противостоянии победит ВАЗовская концепция, то получится автомобиль, устаревший еще до начала производства.

Иж-Авто, он же ОАГ, он же Лада Ижевск

Перенесемся на время в Ижевск, где делают лифтбеки Гранта (2191), Весты и, в какой-то степени, Ниссаны.

Хэтчбек Nissan Tiida сняли с конвейера уже несколько месяцев тому назад и в ближайшей перспективе Тииду делать не будут, слишком низким оказался спрос. А вот Sentra… Сентры тоже нет в плане на следующий год. Была информация, что это связано с нежеланием японцев сертифицировать эту модель с ЭРОЙ-ГЛОНАСС (это дорогое удовольствие), но, как нам пояснили в московском офисе фирмы, такая работа ведется и с ЭРОЙ Sentra будет сертифицирована. Просто в этом нет никакой срочности, нынешний ОТТС на модель действует до 2018 года. А вот по поводу отсутствия заказа на 2017 год ниссановцы выдали довольно неопределенную формулировку: «Модель остается на рынке и мы ее планируем продавать в том числе и в 2017 году. Все машины - ижевской сборки». Нам остается гадать, идет ли речь о машинах 2016 года выпуска или все-таки Nissan хочет возобновить российское производство не слишком востребованной Сентры.

Как бы то ни было, главной моделью ижевского завода остается Веста, которую в 2017 году планируют сделать в количестве 64 000 шт. Это без учета двух новых модификаций - универсала и «кросса», которые тоже должны появиться в будущем году. Универсалов Vesta SW соберут немного, 3 791 шт (с июля по декабрь), а эрзац-кроссоверов на его базе (Vesta SW Cross) даже чуть меньше - 3 738 шт.

Таким образом, общий производственный план по Весте - 71 529 шт. Это меньше, чем может делать завод, но больше, чем заказано на 2016 год (60 000 шт). Впрочем, заказ на 2016 год вероятнее всего будет пересмотрен в сторону увеличения.

Надо упомянуть и о том, что Иж-Авто - единственный завод, серийно производящий автомобили с ручным управлением, для инвалидов. На 2017 год их запланировано 595 шт. Этот план составляется по заявкам органов соцобеспечения, финансирование которых весьма скромно. На самом же деле, потребность в таких машинах намного больше. Но, увы, фонды соцстрахования заказывают всего по нескольку машин.

Так кто же кого?

Возвращаемся в Тольятти. Тут грядут очередные изменения: только что французы объявили о желании вложить в АвтоВАЗ аж 1 млрд евро, а участие в грядущей докапитализации обойдется им в 350 млн евро. У Ростеха после всех допэмиссий останется всего 11% акций, то есть, российская сторона станет фактически миноритарным акционером АвтоВАЗа. Причем, заметьте, совершенно добровольно. По-видимому, там, наверху, считают правильным переложить основное финансовое бремя на владельцев завода де-юре. Пусть теперь французы, типа, вливают в этот бездонный колодец деньги. И, как минимум, компенсируют убыток за прошлый год в размере 73,851 млрд руб по МСФО. Ирония ситуации в том, что АвтоВАЗ и в этом году покажет серьезный убыток, вряд ли меньше 50 млрд руб, ибо уже за девять месяцев уходящего года он составил 34,044 млрд руб. В этих условиях и миллиард евро кажется весьма скромной суммой, Renault как мажоритарию со временем придется вложить еще больше. И - о, ужас! - на 2017 год тоже нет никакой надежды. Точнее, ее высказывают публично, по-детски радуясь минимальному росту продаж в ноябре , но обсуждаемые нами планы говорят об обратном.

Председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Скворцов не так давно заявил , что точка безубыточности завода находится на границе 400 000 автомобилей Лада. Тут остается недосказанность: только ли о Ладах речь или вообще обо всей продукции из Тольятти? Почему Лады вычленяются из общей гаммы ставшего мультибрендовым завода, ведь другие марки тоже приносят доход, пусть и меньший в абсолютном значении.

Ладно, пусть будут только Лады. На 2016 год автомобилей этой марки запланировано собрать 277 300 шт, а в 2017 - 270 537 шт. Если Лада так дорога ВАЗу, то с какой стати маркетологи уменьшают заказ на нее, увеличивая количество условно-безусловных Логанов? Зачем руководству АвтоВАЗа нужен столь яркий диссонанс между официальными заявлениями и реальными планами производства?

По Гоголю: не дает ответа.

Внешние производства и машинокомплекты

ВАЗом и Иж-Авто производственные площадки АвтоВАЗа не исчерпываются. В Тольятти у завода есть две «дочки» - ВИС-Авто и Лада Спорт.

ВИС-Авто делает пикапы на базе Гранты (как правило, из не совсем кондиционных кузовов), рамные грузовички на базе длиннобазной Лады 4х4, внедорожники Рысь и болотоходы на шинах сверхнизкого давления. В плане на будущий год значится 2 400 автомобилей ВИС-Авто, но руководство фирмы уточняет - 2 470. Видимо, в общезаводской план не попали болотоходы. Это на тысячу штук меньше, чем планировалось на 2016 год.

Сдает позиции и Лада Спорт: на 2017 год запланированы 3 595 автомобилей против 4 400 автомобилей в 2016. Впрочем, в этом году вряд ли Лада Спорт сделает 4 400 шт…

Чеченавто тоже вряд ли выйдет на запланированные 6 600 шт в 2016. Поэтому на 2017 год чеченцы заявили втрое меньший объем - 2 008 Грант. Заметим, что никаких других моделей в плане нет, а ведь Бо Андерссон обещал не позднее 2017 года наладить в Чечне сборку Весты.

Видимо, за эти планы будет отдуваться казахстанский завод Азия Авто. После того, как девальвировался теньге, а правительство Казахстана ввело утилизационный сбор, по аналогии с российским, ввозить ВАЗовские машины стало невыгодно, выгоднее их собирать на месте, в данном случае в Усть-Каменогорске.

Если раньше завод Азия Авто специализировался только на сборке Лады 4х4, то на 2017 год намечен выпуск почти всей гаммы автомобилей Лада: Гранты, Калины, X-REY, Ларгуса и даже Весты. Остаются и Лады 4х4 в трех- и пятидверном исполнениях. Всего же Азия Авто сделает 12 500 тольяттинских машин - для казахов это трехкратный рывок.

Очень интересно появление в планах машинокомплектов для фирмы Супер-авто. Казалось бы, Супер-авто обанкротилась надежно и навсегда, но это не так! Владельцы нашли возможность перезапустить производство двухдверных пикапов 2329 и с начала ноября понемногу заказывают кузова на самом ВАЗе. Раньше, напомним, кузова для Супер-авто сваривали и красили на ОПП ВАЗа, ныне ликвидированном.

Каким-то чудесным образом удалось восстановить оригинальную оснастку на боковины пикапа. Хотя как восстановить…ВАЗовцы говорят, что оснастки особой и не было, просто выкраиваются детали по эталонным образцам и подгоняются вручную. На эту машину нет ни математической модели, ни документации толковой. Потому и трудоемкость изготовления кузова высока: одну боковину делают час. Соответственно, один кузов стоит порядка 200 000 рублей! Что, конечно, сказывается на окончательной цене пикапа, он выходит дороже ВАЗовской пятидверки. Плюс риски для потребителя: случись что с боковинами кузова, деталей не сыскать. Но руководство Супер-авто полно оптимизма: на 2017 год заявлено 2000 автомобилей 2329. Предполагается, что машины получат в скором времени более мощный 1,8-литровый двигатель в 99 л.с. и несколько модификаций, разных по уровню «внедорожности». Кстати, пикап с турелью для оружия в багажнике, показанный летом на Московском автосалоне - продукция именно Супер-авто, было сделано десяток таких машин по заказу Ростеха. На ВАЗе говорят: охота с автомобилей в нашей стране запрещена, но руководству Ростеха, типа, можно все.

Экспорт: надежды и реальность

Из дальнезарубежных сборочных площадок в ареале ВАЗа остался только египетский завод Аль-Амал, где производятся Гранты, причем по полному циклу, со сваркой и окраской. Напомним: машинокомплекты в Казахстан отправляются с уже собранным кузовом (обитым, по заводской терминологии). На египетский завод в 2017 году будет отправлено 1 200 комплектов Лада Гранта. А вот Ладу 4х4 в Египте решили больше не собирать.

Итак, «производственный» экспорт АвтоВАЗа в Казахстан и Египет в совокупности тянет на 13 700 автомобилей. А экспорт готовой продукции - 16 300 машин. Причем в зарубежье будут отправлять почти все модели, включая Приору (288 шт) и Весту-кросс (40 шт). Понятно, что речь идет в основном о странах СНГ, но все же.

Вместе с машинокомплектами - 30 тысяч. Такова экспортная программа ВАЗа на 2017 год. Это в полтора раза меньше, чем обещал Николя Мор в октябре. Опять диссонанс между публичным и фактическим намерениями.

Впрочем, одной экспортной строкой может быть больше: с октября из Тольятти отправляют окрашенные кузова Логанов в Алжир. До конца этого года их сделают около 800 шт, а план на 2017 - 6 360 шт. Заработок для завода небольшой, но все-же копеечка. Интересно, что первые окрашенные кузова для Алжира… не стыковались с бамперами! Это выяснилось только на месте, когда начали собирать автомобили. Оказалось, что геометрия кузовов и бамперов, поступающих в Алжир из Румынии, отличается от ВАЗовской. Поэтому из Тольятти в Африку теперь отправляют кузова вместе с бамперами.

GM-АвтоВАЗ, бедный родственник

Но не будем забывать о еще одной статье дохода ВАЗа - производство кузовов и агрегатов для Chevrolet Niva первого поколения. Как бы GM-АвтоВАЗ не убеждал общественность в скором разрешении проблем с запуском машины второго поколения, никаких предпосылок для этого нет. Да, обещаны госгарантии, но обещаны они давно. А денег все равно нет. Поэтому старая-добрая ШНива будет выпускаться и в 2017 году, в количестве 33 866 шт. Причем в плане ВАЗа стоит только один двигатель - старый ВАЗовский 1,7-литровый.

Известно, что для ШНивы адаптирован новый «переднеприводный» мотор 1,8/122 л.с. Работа проделана большая, там новые впуск, выпуск, картер сцепления, масляный поддон. В принципе, ВАЗ готов поставлять эти моторы для СП, но… GM-АвтоВАЗ пока не гарантирует их оплаты и даже за адаптацию пока не расплатился.

Глава Минпромторга Денис Мантуров прогнозирует подъем авторынка в 2017 году. Николя Мор более осторожен: в лучшем случае продажи увеличатся на 10%, в худшем - останутся на уровне 2016 года. Но вышеприведенный план дает более пессимистичный прогноз. И это не праздные рассуждения перед телекамерами, это просчитанный маркетологами потенциальный спрос. Вот и думайте: то ли ведущие персоны отрасли искренне заблуждаются на тему перспектив, либо просто врут во спасение.

Итоговые значения производственного плана АвтоВАЗа таковы: 292 232 машины и машинокомплекта марки Лада, 94 610 автомобилей трех иностранных брендов (Renault, Nissan и Datsun) и 33 866 сборочных комплектов для GM-АвтоВАЗ. Занятно, что в документе последний назван просто GM, видимо, родственность по совместному предприятию уже никто в Тольятти не ощущает. Всего, стало быть, 420 708 шт.

Мы, разумеется, не знаем, сколько будет сделано автомобилей в 2016 году. Можем, как сказано выше, оперировать только планами. Так вот, по плану должно быть произведено 434 851 автомобилей и машинокомплектов. Разница в 14 с небольшим тыс. - ерундовая на фоне общего объема, но все равно показывает тенденцию к снижению выпуска.

Соотношение «нашего» и «ненашего» тоже пока в пользу Лады, но исключительно за счет Весты и Иксрея. Более старые модели выраженно сдаются под натиском логаноподобных.

Окончательная капитуляция - только вопрос времени.