Страна которая производит машину фиат. Какая страна производитель "Фиата"? Автомобилестроительное направление "Фиат"

Fiat Group — итальянский производитель легковых и коммерческих автомобилей, двигателей, автокомплектующих. Штаб-квартира находится в Турине.

С 2011 года компания разделена на два дочерних предприятия: Fiat SpA, выпускающее легковые авто, и Fiat Industrial, изготавливающее транспорт для промышленности.

В 2014 году, когда итальянский автопроизводитель выкупил 100% акций Chrysler, было принято решение создать единую компанию Fiat Chrysler Automobiles, штаб-квартира которой будет располагаться в Нидерландах.

Компания была основана Джованни Аньелли вместе с несколькими инвесторами в 1899 году. Первым автомобилем стал Corso Dante 35 с двухцилиндровым оппозитным мотором мощностью 3,5 л.с., помещенным сзади. В 1900 году в Турине открылся первый завод марки, на котором работало 150 человек, производственная мощность составляла 24 автомобиля в год. Когда же Аньелли посетил предприятия Генри Форда, на заводе в Турине появился первый в Европе конвейер по сборке автомобилей.

С 1901 года мотор стали размещать в передней части машины. Первой моделью с новой компоновкой стала 8 PS, которая получила трехступенчатую коробку передач и механические тормоза на задних колесах. Литровый двигатель мог разогнать автомобиль до 45 км/час.

Fiat 8 PS (1901)

Через год появляется четырехцилиндровый двигатель объемом 4,2 литра, а Джованни Аньелли побеждает в гонках Giro de Italia Automobilistico. В 1903-м выходит первый грузовой автомобиль 18 BL. В следующем году деревянную раму заменили стальной, а также выпустили партию роскошных автомобилей с 10-литровым мотором мощностью 60 л.с.

В 1908-м автомобили Fiat начали экспортироваться в США. Примерно в это же время в Европе стали очень популярными такси марки.

В 1916 году началось строительство завода под названием «Автомобильное Московское Общество (АМО)» в Москве. На этом предприятии предприниматели Рябушинские начали собирать автомобили Fiat 15 Ter. До этого у российской публики популярностью пользовался Fiat-15 bis, который принимал участие в автопробеге военной техники в 1912 году. В 1918 году предприятие было национализировано. С 1924 года на заводе выпускался советский грузовик АМО-Ф-15, построенный на базе Fiat-15 Ter.

Во время Первой мировой войны Fiat производил авиационные двигатели, пулеметы, грузовики и машины скорой помощи. В послевоенные годы компания вернулась к производству автомобилей, выпустила свой первый трактор, а к началу 1920-х годов занимала 80-процентную долю рынка машин в Италии.

Компания проводит эксперименты с компрессором, результатом которых становится разработка 12-цилиндрового V-образного двигателя мощностью 187 л.с. Укомплектованный таким мотором автомобиль разгонялся до 240 км/час.

В 1921 году компания стремится завоевать сегмент роскошных автомобилей, выпуская 520 Superfiat, который был единственным в мире автомобилем с мотором V12. Однако он не пользовался популярностью у покупателей: с 1921 по 1923 год было построено всего 30 единиц модели.


Fiat 520 Superfiat (1921-1923)

В 1925 году выходит модель 509, недорогой надежный автомобиль, на котором впервые распределительный вал находился сзади. До 1929 года было продано около 90 000 единиц модели. В 1927 году появляется первый автомобиль Fiat с гидравлическим приводом тормозов 521 C.

В начале 30-х годов рынок нуждался в недорогих автомобилях, поэтому марка разрабатывает бюджетный 508 Balilla. Его отличали революционно низкое потребление топлива (8 л на 100 км) и надежность. Укомплектованный 1,0-литровым мотором мощностью 20 л.с. автомобиль разгонялся до 85 км/час. За все время выпуска Fiat изготовил 113 000 экземпляров модели.

В 1935 году в Милане компания представляет автомобиль, использующий аэродинамичный кузов, центральную трубчатую раму, независимую подвеску передних колес системы Dubonnet и верхнеклапанный двигатель.

Спустя год выходит легендарная малолитражка Topolino, которая продавалась по цене, меньше чем 508 Balilla. Ее 0,6-литровый мотор развивал 13 л.с., однако разгонял машину до 85 км/час. С этого момента марка специализируется на выпуске недорогих машин и отказывается от амбиций в премиум-сегменте.


Fiat Topolino (1936-1955)

Во время Второй мировой войны на базе гражданских автомобилей делали военную технику. В послевоенное время заводы компании требовали восстановления и наработки новой базы клиентов. Из-за пособничества режиму Муссолини Джованни Аньелли в 1945 году был отстранен от должности генерального директора и вскоре умер. Его место занял Витторио Валетта, который сразу же приступил к нелегкому делу восстановления нормальной работы.

Разруха послевоенных лет ставила автокомпании в затруднительное положение не только по очевидным причинам: разрушения, обнищание населения, перебои с поставками. Непонятно было, в каких областях вести разработки, какие машины выпускать, что потребует рынок в ближайшее время. Компания Fiat решила идти проторенной дорожкой и запустила в производство успешный еще до войны 500 Topolino. Именно этот автомобиль помог ей удержаться на плаву.

В 1950 году появляется совершенно новая модель — Fiat 1400 с кузовом монокок, разработанным ателье Pininfarina. Автомобиль получил короткоходный двигатель с диаметром цилиндра 82 м и ходом поршня 55 мм. Позднее он стал первым авто марки, получившим дизельный мотор.

Спустя год выходит модель 1900, а также первый внедорожник Campacnola. В 1952 году представлен спорткар 8V, ставший первым автомобилем марки с независимой подвеской всех колес. Дизайн кузова разрабатывался компанией Ghia. Эта модель могла разгоняться до 190 км\час.

В 1955-м на смену 500S Topolino приходит 600, бюджетный автомобиль, который стал по-настоящему массовым из-за своей доступной цены. Именно эту модель советские дизайнеры использовали для создания дизайна первого «Запорожца». Fiat комплектовался 600-кубовым двигателем с воздушным охлаждением мощностью 22 л.с. При скромных технических характеристиках он мог разгоняться до 100 км/час и помещал внутри четыре человека.





Fiat 600 (1955-1969)

В 1961 году появляется новое семейство заднеприводных автомобилей, спроектированных конструктором Аурелио Лампреди, работавшим ранее в Ferrari. Они также стали вдохновителями советских дизайнеров: многие элементы использовались на «Москвиче-408».

1966-й стал годом появления Fiat 124, который сразу же стал победителем конкурса «Автомобиль года». Позднее он использовался при проектировании ВАЗ-2101, 2102 и 2103, первых массовых советских авто. Итальянцы занимались строительством завода АВТОВАЗ и укомплектовали его оборудованием.

В 1969 году, благодаря выгодным контрактам с СССР и Польшей, компания чувствует финансовую уверенность, позволяющую начать поглощения. В первую очередь она покупает Lancia и Ferrari.

В 1972-м 131 Mirafiori сменяет модель 124. Ее отличали современный дизайн и набор различных комплектаций. Затем появляется малолитражный 126, ставший культовым.

В 1980 году марка внедряет новую программу, первым автомобилем которой становится угловатая Panda. В 1985-м выходит переднеприводный седан Croma, разработанный совместно с Lancia и SAAB. Модель оснащалась рядными четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями, в том числе и турбонаддувом. Также были предложены дизельные моторы.


Fiat Panda (1980)

В 1986-м компания покупает Аlfa Romeo и объединяет его в новое подразделение Alfa Lancia S.p.A.

В 1990-х годах итальянские автопроизводители начали уступать конкурентам. Fiat вынужден был покинуть североамериканский рынок из-за потери авторитета, связанного с ненадежностью автомобилей. В 1995-м компания покупает Maserati, однако, несмотря на владение 90-процентной долей рынка, положение дел ухудшается. В 2002 году компания терпит рекордные убытки в 4,2 млрд евро.

В 2004-м главой компании становится Серджио Маркионне, и уже в следующем году марка вновь становится прибыльной. Компания концентрируется не на политических и профсоюзных вопросах, а на развитии автомобильного бизнеса. Успех марки во многом продиктован двумя моделями — Fiat 500 и Fiat Panda. С этими автомобилями итальянский автопроизводитель вернулся на рынок Канады, США и Австралии.

20 января 2009 года Fiat SpA и Chrysler LLC объявили о намерении создать глобальный альянс. С 1 января 2014-го Fiat стал владельцем американской марки.

Сегодня в России интересы марки представляет ЗАО «Крайслер РУС». На заводах компании «Соллерс» осуществлялась сборка моделей Fiat Albea и Fiat Doblo (Набережные Челны), а также Fiat Ducato (Елабуга).

В 2010 году итальянский автопроизводитель намеревался создать завод на базе «Соллерс-Набережные Челны» в рамках реализации проекта об образовании совместного предприятия между Fiat и «Соллерс». Плановая мощность предприятия составляла 500 тысяч автомобилей ежегодно. Правительство России могло предоставить кредит в 2,1 млрд евро на реализацию этого проекта. Однако спустя год стороны отказались от его воплощения.

В 2013 году Fiat названа вторым по объемам производства автомобилестроителем Европы и седьмым в мире. Компания выпускает автомобили под брендами Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Dodge, Ferrari, Fiat, Fiat Professional, Jeep, Lancia, Maserati, Ram Trucks и SRT. Бренд является лидером на рынке Бразилии, где располагается второй крупнейший завод после Италии. Также предприятия Fiat расположены в Аргентине, Польше и Мексике. Многочисленные альянсы и совместные предприятия позволяют собирать машины в Сербии, Франции, Турции, Индии и Китае.

Fiat - история марки:

Fiat. Просто, не правда ли? Аббревиатура произошла от Fabbrica Italiana Automobili Torino, а также на латыни означает "да будет". Имитируя шоу Genesis, эпизод 1 - "Да будет свет", группа бизнесменов, купивших завод в начале 1910-х годов, сказали: "Пусть там будут автомобили". И они там появились.

Первый автомобиль под брендом FIAT был выпущен где-то в 1901 году. Разработанный талантливым инженером Faccioli, автомобиль, похожий на карету, был оснащен 2-цилиндровым устаревшим двигателем Boxer мощностью 3 л.с. Группа разработчиков попросила Faciolli создать расположенный спереди двигатель автомобиля. Ответ Faciolli был неожиданным: он подал в отставку.

Как и сделала бы любая компания, замена была найдена в мгновение ока. Enrico взялся за работу, и в течение года он представил новый 1,2 литровый двигатель с четырьмя цилиндрами, разработанный с использованием технологии, заимствованной у Mercedes.

Шло время, компания приобрела популярность, и хотя она становилась все больше с каждым днем, они все еще не закончили свое длительное развитие и научно-исследовательскую деятельность. После множества экспериментов с использованием 4 и 6-цилиндровых двигателей, в 1912 году FIAT был готов выпустить его первый автомобиль массового производства - "Tipo Zero".

Довоенное время подходило к концу, и FIAT окунулся в новое производство деталей для самолетов и танков. Послевоенное время, однако, принесло Fiat большие продажи - к 1926 году модель 501 Cavalli была выпущена в количестве более 45.000 единиц. После экспериментов с некоторыми роскошными моделями с большими двигателями, Fiat возобновил развитие своих весьма популярных моделей. Результатом стала модель 509, легкий по весу автомобиль, который превысил все рекорды продаж FIAT того времени: в 1929 были проданы более чем 90.000 единиц.

Серия новых моделей, которые соответствовали или даже превосходили популярность предыдущих, была выпущена. Самой заметной стала модель 1932 года Tipo 508 Ballila. Оснащенный двигателями 995 куб.с. 25 л.с. или 36 л.с., автомобиль был принят зарубежными производителями. Выпущенные под другим брендом автомобили Ballila успешно продавались в Германии, Чехословакии и Франции.

За несколько лет до начала Второй мировой войны, FIAT выпустил «модели-долгожители» 1500 и Tipo 500, последняя из которых осталась неизменной до 1948 года. Когда началась война Fiat пользовался еще большей популярностью благодаря своим самым продаваемым моделям того времени, 500 и 1100, известная как Millecento. Хотя никаких существенных улучшений не было сделано в послевоенные годы, итальянская компания достигла удивительного порога в 1 млн. единиц 600-й модели – продававшейся вместо модели Topolino.

Тем не менее, Fiat перестал расти. Выпущенная в 1957 году двухцилиндровая модель Nuova 500 была сделана в количестве более чем 3 миллионов единиц. Для продолжения ряда популярных моделей, FIAT выпустил модель 124 в 1966 году - автомобиль, который стал одним из наиболее широко известных, сразу после модели 500. У спортивных автомобилей Fiat была своя доля признания, особенно у Dino V6, оснащенного 1987 куб.см. двигателем Ferrari с двойным верхним распределительным валом.

Говоря о Ferrari, позднее она была присоединена к Fiat, если быть точным, в 1969 году. В том же году была приобретена Lancia. Превратившись в большую группу, в 1971 году FIAT завладел Abarth. В настоящее время Fiat разрабатывает новую линейку седанов и городских автомобилей, а также он достиг большого успеха в продаже моделей 500 и Punto.

Автомобили из Италии в России ценятся, прежде всего, за их элегантность и практичность. Итальянские корни хорошо видны в крупнейшем российском производителе "АвтоВАЗе". Тольяттинский ВАЗ-2101 - это на самом деле хорошо известный в Италии.

В данной статье рассмотрим вопросы моделей "Фиат" российской сборки и немного вспомним историю бренда. Насколько хороши и популярны "Фиаты" в России? Какие автомобили из Италии собираются в РФ? Также разберём основные преимущества и недостатки.

"Фиат" и ассоциации

Что в первую очередь приходит в голову, когда слышится Fiat? Музыкальное звучание сразу говорит, что страна-производитель "Фиат" - Италия. На самом деле история этой известной компании тесно связано с историей России. Что-то всегда тянуло итальянских производителей на российские просторы. И недаром ВАЗа - чистый итальянец.

Удивительно, что за последующее время "Фиат" не закрепился у нас. Да, было сотрудничество с "Соллерс". Но оно не продлилось и не разрослось во что-то большее. Уже в 2011 году сотрудничество, которое длилось 5 лет, прекратилось. За это время было налажено производство "местных" "Фиат Албеа", "Фиат Добло" и "Фиат Дукато". Процесс изготовления автомобилей сводился к сборке готовых узлов, привозимых из-за границы. При этом автомобили нашей сборки хорошо продавались и были очень популярны.

Итальянские производители "Фиат" не унывают и смело строят перспективы на сотрудничество. Чаще всего в их амбициозных предложениях звучат цифры выпуска автомобилей примерно 500 тысяч в год и на вновь построенном заводе.

Немного истории

Началась история компании ещё в 1899 году в городе Торино, что на севере Италии. В первом автомобиле от "Фиат" водитель сидел сзади, а пассажиры впереди. Управление осуществлялось с помощью рычагов. Рулевое колесо появилось позже. С 1911 года компания пробует себя в производстве гоночных авто. Успешный выпуск S76 позволил продолжить и развивать это направление.

Желание развиваться и экспериментировать привело Fiat к созданию огромной империи. Сегодня "Фиат" - производитель не только автомобилей всех типов и назначения, но и авиатехники, поездов и двигателей к судам разного водоизмещения и назначения.

А тогда, ещё в прошлом веке, компания бралась за любые начинания. Во время войны Fiat освоил выпуск самолетов, танков и бронированных автомашин. С конца 60-х Fiat становится корпорацией, в состав которой входят "Феррари", "Ланчия", "Альфа Ромео" и "Мазерати".

В 1999 году "Фиат" отпраздновал своё столетие. Сегодня мировой концерн производства техники сложно назвать дряхлым. Более века постоянного развития закалили Fiat и дали хороший толчок. Постоянно проектируются новые концепты и вводятся в эксплуатацию современные автомобили. Более 130 собственных научных центров по всему миру активно помогают.

Основные производственные мощности

В современной действительности размеры корпорации "Фиат" впечатляют. Под общим крылом находится более 1000 компаний в 61 стране по всему миру. Число сотрудников Fiat - около 220 тысяч, среди которых половина трудится вне границ Италии. В процентном соотношении около 46 % всех производственных мощностей располагается за пределами родины.

Собственные заводы Fiat имеет в Бразилии, Аргентине и Польше. При этом бразильская производственная площадка самая крупная. При максимальной загрузке автозавод способен выдавать 3000 автомобилей в день! Страна-производитель "Фиат" не только Италия. Имеется множество совместных предприятий во Франции, Египте, Южной Африке, Турции, Китае и Индии. Сотрудничество везде построено по-разному. Где-то, как это было в России, идёт только сборка из привозимых из Италии узлов, а где-то на одном заводе могут собирать как "Фиат", так и местную технику.

В планах концерна ещё большее расширение на рынки Африки, Европы и Америки. Ведь главной концепцией было и остаётся, чтобы как можно больше людей приобщилось к самым передовым технологиям благодаря автомобилям Fiat.

Модельный ряд "Фиат"

Производство российских "Фиатов" было прекращено в 2011 году. С тех пор новых Doblo, Albea и Ducato купить не получится. Чем же может порадовать россиян компания Fiat сегодня? В 2016 году модельный ряд автопроизводителя ограничен всего 3 авто:

  • Punto;
  • FullBack.

Пятисотый "Фиат", чей производитель - родная Италия, представляет собой аккуратный и компактный хэтчбек. Автомобиль может иметь либо 1,2-литровый бензиновый силовой агрегат, либо 0,9-литровый турбированный, либо 1,3-литровый дизель.

Punto - скромный хэтчбэк, также имеющий на выбор два силовых агрегата с 1,4 литрами но разной мощностью. Как и для предлагается два варианта КПП: классическая механика и роботизированная автоматическая.

FullBack является клоном японского автомобиля Полноприводный автомобиль, выпускающийся на производственной площадке в Таиланде, превосходно дополняет линейку автомобилей Fiat. Зато для этого авто на вопрос: "Фулбэк Фиат" - какая страна-производитель у него?" - можно ответить: не Италия.

Для тех, у кого нет ограничения в границах проживания, Fiat предлагает гораздо больший модельный ряд. Среди них ярко выделяется симпатичный Fiat Panda, у которого есть полноприводная версия. Кроме него, можно приобрести такие Fiat, как Mobi, Uno, Palio, Linea, Ottimo, Viaggio и Freemont.

Российские сборки "Фиата"

Несмотря на то что сегодня нет совместных производств с компанией Fiat, есть авто, которые заслуживают отдельного внимания. Это так полюбившиеся нам Albea, Doblo и Ducato. Сотрудничество с компанией "Соллерс" не прошло даром. Ducato был самым популярным автомобилем в своем классе в течение нескольких лет.

Несмотря на активные и успешные продажи российских Ducato и Doblo, было много критики в сторону именно нашей сборки. Где-то замечали зазоры большего, чем предусмотрено заводом, размера, где-то бракованные изделия в составе автомобиля. При этом критика не помешала автомобилям стать популярными. "Фиат Дукато", производитель которого - завод в Елабуге, просто не имел в свое время конкурентов.

Fiat Doblo

Эта модель производилась в Набережных Челнах, когда "Фиат" активно сотрудничал с "Соллерс". При разработке этой модели конструкторы взяли за основу Fiat Cargo. Получившийся компактный автомобиль сразу нашёл своих ценителей. Понравился он и в России. Производители "Фиат Добло" предлагали несколько модификаций, которые включали пассажирские, грузопассажирские и чисто грузовые варианты.

Автомобиль имел 1,4-литровый силовой агрегат, 77 "лошадок" и снабжался 5-ступенчатой КПП. У "Фиат Добло" производитель-страна вроде бы Россия. Почему "вроде бы"? Потому что у нас производилась только сборка основных узлов, которые, в свою очередь, изготавливались на дочернем предприятии "Фиат" в Турции.

Fiat Albea

Именно с "Албеа" началось производство "российских итальянцев". На заводе в Набережных Челнах в 2007 году увидел свет первый автомобиль. Это был классический седан самого простого внешнего вида. В качестве силового агрегата стоял 1.4-литровый мотор. Уже с 2011 года автомобиль прекратил выпускаться из-за морального старения.

Многим автолюбителям не нравился слабоватый и нединамичный двигатель, а также простой внешний и внутренний дизайн. Да, это был бюджетный автомобиль, но время предъявляет свои требования. За те же деньги конкуренты уже разрабатывают более современные кузова и "фаршируют" их всевозможными техническими новинками.

Страна-производитель "Фиат Албеа" - Россия, поэтому автомобиль имел и положительные стороны:

  • просторный салон;
  • удобные сиденья;
  • вместительный багажный отсек;
  • хороший клиренс;
  • экономичный расход топлива;
  • бюджетную стоимость.

Fiat Ducato Rus

В своё время Ducato являлся самым популярным автомобилем в своём классе. Российская версия от "Соллерс" имела на вооружении только турбированный дизель с 2,3 литрами по объёму и механической КПП. 244 кузов автомобиля стал российским обозначением. Так же как в свое время в Европе, "Дукато" выпускался в нескольких вариантах: чисто грузовой и грузопассажирской. При этом имелись удлиненные кузова.

Удобный и практичный "Фиат Дукато", страна-производитель которого - Россия, обладал хорошей динамичностью и комфортным салоном иномарки. Среди недостатков стоит отметить некоторую путаницу при подборе запчастей. Но эта проблема первое время существовала для всех Каталоги запчастей просто не успевали дорабатывать.

Обновлённый и современный Ducato

Среди коммерческого автотранспорта Ducato всегда славились своей универсальностью и удобствами при доступных ценах. Шестое поколение "Дукато" не является исключением. Итальянские инженеры совместили несовместимое. Грузовой коммерческий транспорт легко и просто сочетается с комфортным и технически оснащённым легковым авто. Несколько модификаций нового Ducato позволяют решать широкий спектр задач для бизнеса. Самая "сильная" версия автомобиля может поднимать до 4 тонн полезного груза.

Что конкретно нового появилось в Fiat Ducato? По словам итальянских разработчиков, в машине усилены конструкции кузова и дверей. Подвеска, тормозные механизмы и сцепление также усилены и переработаны для более долговечной эксплуатации. Среди "ноу-хау" современное лакокрасочное покрытие белого цвета, а также переработанная турбина, позволяющая еще быстрее разогнать авто при меньшем расходе топлива. На 100 км Ducato 6-го поколения потребляет всего 7,3 литра топлива.

Компания "Фиат" славится не только своими автомобилями. Среди продуктов концерна много сельскохозяйственных машин и оборудования, а также линейка по производству запасных частей magneti marelli.

Среди исторических фактов, которые могут быть интересными, есть такие:

  • первая система отопления и вентиляции была именно у Fiat;
  • первый внедорожник тоже "Фиат" - "Кампагнола";
  • известная система впрыска Common Rail разрабатывалась Fiat и Bosch;
  • Fiat Sedici и японский изготавливаются по одной основе и на одном заводе.

Бытует информация, что, несмотря на применение передовых технологий и изысканный дизайн, компания "Фиат" имеет огрехи в качестве. Из-за чего имя "Fiat" англоговорящие обитателя переводят как "Почини её снова, Тони". Немецкие автолюбители имеют свой перевод: "Дефекты в каждом узле". Поэтому утверждение: "Страна-производитель "Фиат" - Италия" - не всегда говорит о качестве выпускаемой продукции.

Заключение

Автомобили мирового концерна Fiat не самые популярные. Их не встретишь в различных ТОПах продаж. При этом компания активно развивается и имеет более чем вековую историю.

История FIAT начинается в 1898 году, когда инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключил договор с группой туринских предпринимателей и финансистов о разработке нового автомобиля на вновь создаваемой фирме. До этого Чейрано в своей маленькой мастерской неподалеку от дома влиятельного предпринимателя Джузеппе Лянчи (Giuseppe Lancia) занимался производством велосипедов.

Прототип первого автомобиля «Welleyes» (Веллейс), который был готов в марте 1899 года, разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). На нем установили 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 663 см 3 и 2-ступенчатую коробку передач.
Четыре месяца спустя «Fabbrica Italiana Automobili Torino» (Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине), сокращенно F.I.А.Т., купила фирму «Ceirano» (Чейрано). Новой компанией руководили предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) и финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio). Нашлось место и для многих сотрудников «Ceirano», среди которых были конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) и техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), будущий основатель известной фирмы, сын Джузеппе Лянча.

Первым ФИАТ-ом стал автомобиль, построенный на фирме «Ceirano», но уже с иным оппозитным мотором мощностью 3,5 л.с расположенным сзади. В 1901 году технический директор FIAT заказал Фаччиоли разработку новой модели с двигателем установленным спереди, но тот отказался. В 1902-м инженер Энрико (Enrico) создал более мощный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,2 л, в котором явно просматривалось сходство с «Mercedes». В 1904 году деревянную раму заменили на стальную, а сцепление практически скопировали с «Mercedes». Тогда же выпустили небольшую партию роскошных автомобилей с 4-цилиндровым мотором в 1082 см 3 мощностью 60 л.с., с трансмиссионным тормозом, с водяным охлаждением.

В конце 1906 года исчезли точки между буквами в названии F.I.А.Т., с этого времени оно официально пишется FIAT.
Годом позже ФИАТ изготовил первую машину с 6-цилиндровым мотором в 1134 см 3 и пневматическим стартером. Первым FIAT, получившим широкое распространение, стал выпущенный в 1912 году «Zero» (Дзеро). После окончания первой мировой войны появился серийный FIAT-501, разработанный инженером Кавалли (Cavalli). Его производство прекратили в 1926 году, изготовив 45 тысяч машин. FIAT-501 был довольно простой и недорогой машиной с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем.

В 1925-м FIAT представил более современный и легкий автомобиль «509» с мотором всего в 990 см 3 с верхним распределительным валом. В конце 20-х FIAT выпустил комфортабельные модели «521» и «525» с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом соответственно 2516 и 3740 см 3 . Модель «521» являлась первым автомобилем марки FIAT с гидравлическим приводом тормозов.

В 1932-м компания сделала большой шаг вперед, начав массовое производство недорогой модели «508 Balilla» (Балилла), названной в честь молодежной фашистской организации Италии. Для новой модели «1500» в 1936 году FIAT использовал центральную трубчатую раму, более совершенный аэродинамичный кузов и независимую подвеску передних колес системы «Dubonnet» (Дюбоннэ). В конце того же года появился эпохальный «FIAT-500 Topolino» (Тополино) с небольшим, установленным спереди 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 570 см 3 , который обеспечивал легкой машине максимальную скорость 88 км/ч. Этот 2-местный автомобиль нес много прогрессивных решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная коробка передач. Все это, при низкой цене, сделало его очень популярным. Без существенных изменений «Topolino» выпускали до 1948 года.

В 1937-м появился FIAT-1100 с независимой подвеской передних колес, который стал развитием модели «508». Его отличали высокая для своего класса мощность и великолепные ходовые качества. В тот период эти популярные малолитражки стали основной продукцией «FIAT», но, выпустив роскошный автомобиль FIAT-2800 с 6-цилиндровым двигателем в 2852 см 3 , концерн доказал, что способен делать и более престижную продукцию.

После второй мировой FIAT долго не предлагал особых новинок. Вплоть до 1950 года единственным нововведением, достойным упоминания, была классическая модель «1400» с несущим кузовом и короткоходным двигателем.

В 1953 году появился обновленный вариант довоенного FIAT-1100 - модель «Nuova-1100» (Нуова) с несущим кузовом. В 1955 году последнюю серию «500С Topolino» сменила модель «600», принесшая FIAT еще большую известность.
В 60-е годы продажи этого популярного малогабаритного автомобиля с задним расположением двигателя рабочим объемом всего 633 см 3 , превысили миллион экземпляров.

Всемирную славу FIAT принесла микролитражка «Nuova-500» с 2-цилиндровым верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 499 см 3 , выпущенная в 1957 году. За 15 лет изготовили свыше 3 миллионов этих автомобилей, после чего в производство запустили модель «126».

Самая популярная модель 1966 года - FIAT-124 с двигателем в 1197 см 3 - стала прообразом первого советского массового автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули», мечты миллионов водителей СССР.
В том же 1966-м были представлены достаточно дорогие, на фоне массовой продукции FIAT спортивные «Dino Spider» (Дино Спидер) и «Dino Coupe» (Дино Купе), разработанные в содружестве с фирмой «Ferrari» (Феррари), оснащенные мотором «Dino» V6 рабочим объемом 1987 см 3 .

В 1967 году началось производство седана FIAT-125 с 4-цилиндровым двигателем в 1608 см 3 с двумя верхними распределительными валами.

В 1969-м FIAT присоединил к себе фирмы «Lancia» и «Ferrari», а через два года - «Abarth» (Абарт). В 1971 году концерн выпустил очередную переднеприводную модель «127» с поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 903 или 1049 см 3 . Более просторный FIAT-128 поступил в продажу с моторами в 1116 и 1290 см 3 . Вскоре FIAT-124 заменили на «131 Miration» (Мирафьори) - по названию головного завода в Турине. Этот седан с более современным дизайном выпускали с двигателями в 1297 или 1585 см 3 в различных комплектациях. В продажу поступила также его спортивная версия «Abarth» для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой передач.

В 1980 году FIAT приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражная «Panda» (Панда) с подчеркнуто угловатыми формами и двумя вариантами двигателей: модель «Panda-30» оснащалась 2-цилиндровым мотором в 652 см 3 воздушного охлаждения, а на «Panda-45» стоял 4-цилиндровый агрегат в 903 см 3 жидкостного охлаждения. Позднее серия «Panda» пополнилась модификацией с приводом на все колеса.

В январе 1983 года FIAT представил массовый автомобиль «Uno» (Уно), являвшийся результатом самых крупных финансовых инвестиций в истории фирмы - 1000 млрд. лир.

В 1984-м за ним последовала «Regata» (Регата) - седан на базе двухобъемного «Ritmo» (Ритмо), который в свою очередь сменила модель «Miration». Годом позже концерн представил замену устаревшему FIAT-132 - комфортабельный переднеприводный седан «Croma» (Крома), ставший первым итогом совместной деятельности фирм FIAT, «Lancia» (Лянча) и шведской SAAB (СААБ). На нем использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонаддувом, а также дизельные моторы. С двухлетней задержкой на базе «Tipo» выпустили 4-дверный седан «Tempra» (Темпра), а затем 5-дверный грузопассажирский универсал.

В 1993 год ознаменовался появлением популярного сегодня в Европе семейства моделей особо малого класса «Punto» (Пунто) и спортивного автомобиля «Coupe» (Купе) с кузовом «Pininfarina» (Пининфарина), за которым последовал небольшой 2-местный кабриолет «Barchetta» (Баркетта), созданный на шасси «Punto». В 1995-м гамму малого класса «Tipo» заменило новое вполне удачное семейство «Bravo» (Браво) и «Brava» (Брава) - технически идентичные машины с трех- и пятидверными кузовами.

В конце 1996 года семейство пополнилось седаном «Маrеа» (Мареа), заменившим «Tempra» и «Croma». Замыкает программу 7-местный универсал повышенной вместимости «Ulysse» (Улисс). Экспансия FIAT на мировом автомобильном рынке привела к появлению в 1996 году нового семейства - «Palio» (Палио), названного «всемирным автомобилем» и предназначенного для производства в развивающихся странах. FIAT Palio (Siena - аргентинская модификация FIAT Palio) компактный автомобиль малого класса. Впервые модель была представлена в 1996 году. Первоначально автомобиль производили в Бразилии, с 1997 - в Аргентине и Польше. В 1997 начался выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал FIAT Palio стали поставлять на европейский рынок.

В 2000 г. к универсалу Weekend присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio. В марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento как и Panda. Производится в Польше, реализуется на европейском рынке. Впервые модель Multipla была представлена осенью 1998. Это минивэн среднего класса - первый в своем классе автомобиль подобного типа. В октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель Doblo на автосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).
В Италии Stilo продается с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек, который приходит на смену модели Bravo, адресуется поклонникам активной езды. В свою очередь, пятидверный автомобиль (он сменяет FIAT Brava) - это «семейный» вариант. FIAT Stilo будет выпускаться в течение шести - семи лет. Общий планируемый объем производства - 2,5 миллиона машин.

Концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня под «крышей» FIAT собрались и Ferrari, и Lancia, и Alfa Romeo. Принадлежат ему и несколько тракторных заводов.

Итальянская компания FIAT была основана в 1899 году, а первый завод был открыт в 1900 году. Ключевой фигурой и соинвестором являлся отставной офицер Джованни Аньелли, который в 1902 году стал управляющим директором предприятия.FIAT – это аббревиатура, означающая Итальянский автомобильный завод Турина. Кроме того, эту аббревиатуру можно перевести с латыни как «да будет». Первым логотипом марки была стилизованная под лист пергамента металлическая табличка, на которой было выгравировано название предприятия, причем, полностью: Fabbrica Italiana di Avto mobili Torino. Следующий вариант логотипа и все его потомки содержали лишь аббревиатуру. Все логотипы FIAT, кроме самого первого, имели доминирующий цвет – красный или синий. Так, последняя версия логотипа, появившаяся в 2006 году, имеет красный фон в отличие от предшественника с синим фоном, появившегося в 1999 году.

Не автомобилем единым

Первым автомобилем, вышедшим из ворот завода, был лицензионный с двигателем «De Dion».В 1903 году в Италии отменили пошлины на импорт стали, что привело к расширению производства. FIAT принялся за выпуск легковых такси, автобусов, грузовиков, двигателей для самолетов и судов.Весьма недешевые автомобили FIAT стали популярными не только в Италии, но и в других частях света. Так, в 1908 году FIAT открывает свое отделение в США – Fiat Automobile Co.Через несколько лет Аньелли решил, что необходимо расширять производство, и в 1912 году было начато серийное производство автомобилей собственной разработки под маркой FIAT.Аньелли придавал большое значение дизайну автомобилей. Он первый среди автопроизводителей пришел к выводу, что у каждого автомобиля должен быть свой стиль, а у каждой автомобильной компании – дизайнер.В 1916 году было начато строительство завода Lingotto, который стал самым большим в Европе и вторым по величине в мире. Предприятие имело 5 этажей, а на крыше располагалась трасса для тестирования автомобилей. Бизнес растет. Добавляется сталелитейное производство, электросети, общественный транспорт (в том числе – железнодорожный).Первая и вторая Мировые войны сдерживают развитие производства легковых автомобилей. Однако динамично развиваются направления по производству коммерческого и грузового транспорта, а также авиационное и железнодорожное подразделения. Завод Mirafiori, строительство которого было начато в 1937 году, в 1950-м становится вдвое крупнее.В 70-х – 80-х годах была создана роботизированная система сборки кузовов «Robogate» и отдельные компании для разных производственных направлений. В 90-е компания встала на новый, инновационный путь развития, чтобы справиться с возрастающей конкуренцией. Был взят курс на освоение развивающихся рынков.
FIAT произвел первый автомобиль, оснащенный системами обогрева и вентиляции.12 раз за всю историю модели FIAT становились «Автомобилем года в Европе». Это – рекорд.FIAT 124, на основе которого создано все «классическое» семейство , является «Автомобилем 1967 года в Европе».Первый легковой автомобиль FIAT с дизельным двигателем был выпущен в 1953 году. Первым автомобилем с дизельным двигателем, оснащенным системой подачи топлива , был FIAT Croma 1986 года. Эта система является совместной разработкой компаний Fiat и Bosch.Первым внедорожником с несущим кузовом был FIAT Campagnola, выпущенный в 1951 году.Fiat был первым автомобилем, оснащенным карданной трансмиссией.Компании FIAT и Alfa Romeo первыми в истории автомобилестроения начали обращаться за помощью к независимым кузовным ателье.Винченцо Лянча был гонщиком заводской команды FIAT, а Энцо Феррари – заводской команды Alfa Romeo.1919-1920-х годах заводы FIAT пережили ряд серьёзных забастовок, организованных коммунистами Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти, в честь которого был назван город в России. Именно в Тольятти находится завод ВАЗ, первыми произведенными автомобилями которого были доработанные FIAT 124.

Спортивная история марки FIAT

Автомобили FIAT многократно становились призерами самых престижных соревнований. Однако, как ни странно, до 1933 года в модельной линейке не было ни одного спортивного автомобиля. Все изменилось с выходом модели 508S – спортивной версии популярной модели Balilla. В 1933 году автомобиль занял третье место в легендарной гонке Mille Miglia. Автомобиль заслужил уважение среди европейских гонщиков.В 1966 году появилась модель Dino, названная в честь сына Энцо Феррари. FIAT Dino. Автомобиль являлся подготовительным для Ferrari Dino. В итоге два этих автомобиля практически ничем не отличались.Спортивная история FIAT неразрывно связана со спортивными победами компаний, которые вошли в ее состав. Это такие компании, как Ferrari, Lancia, Alfa Romeo, Maserati.В настоящее время лицами компании FIAT являются легендарные пилоты Формулы-1 Михаэль Шумахер и Кими Райкконен.

Ключевые модели FIAT

Первой стала модель под названием Tipo Zero. Несмотря на серьезное отношение к дизайну, автомобиль был очень похож на продукцию других компаний. Чтобы исправить ситуацию, Аньелли распорядился разработать шесть различных дизайнов решетки радиатора.В 1912 году был запущен в производство первый четырехместный автомобиль FIAT – модель 409. Массовое производство доступных автомобилей становится основным родом деятельности компании.В середине 30-х годов были разработаны две компактные и экономичные модели – Balilla и Topolino. Второй продержался на конвейере до 1955 года.В 1980 году увидел свет разработанный дизайн-ателье Giugiaro автомобиль FIAT Panda, в 1983 – его полноприводная версия. Это был самый маленький автомобиль, оснащенный полным приводом. Качество было не на высоте, но благодаря низкой цене он пользовался популярностью.Прорывом для компании стал выпущенный несколько лет спустя Uno. Машина вобрала в себя все новейшие технологии, которыми обладал FIAT.В 2007 году было выпущено новое поколение FIAT 500. Автомобиль получился необычным, весьма дорогим и популярным у женщин.

FIAT в России

В 1916 году в Москве было налажено производство грузовика Fiat 15 Ter, на базе которого позже была разработана отечественная модель.В 1966 году FIAT принял участие в строительстве Волжского автозавода.С 2006 по 2011 год FIAT сотрудничал с российской компанией Sollers. Было налажено производство моделей Albea, Doblo и Ducato.В настоящее время FIAT планирует строительство завода в Ленинградской области.Автомобили FIAT в России никогда не были особенно популярными. Связано это, отчасти, с невысоким качеством автомобилей, производимых в начале-середине 90-х годов, а также с отсутствием развитой дилерской сети. Исключением являлись, разве что, коммерческие автомобили, производившиеся на территории нашей страны.