Подорожание авто в году. «Классическое запугивание потребителя». Почему в России подорожают автомобили. «Сами испытания - удовольствие недешевое»

С начала 2016 года новые автомобили в среднем подорожали на 7%. Больше всего выросла цена на японские Mazda и Toyota (до 11%). Hyundai и Kia подорожали на 7−8%, Renault и Lada - на 4−5%. Во вторник «Коммерсант » со ссылкой на собственные источники сообщил, что цены снова увеличатся в начале 2017 года. Однако автопроизводители пока не торопятся называть точные даты и цифры.

Телеканал «360» решил узнать у участников рынка, какие факторы влияют на стоимость автомобилей и может ли она измениться в ближайшее время.

«Автомобили сейчас стоят дешевле, чем должны»

С началом кризиса курс доллара и евро вырос почти в два раза, тогда как цены на машины увеличились всего на 20−25%. По словам источника телеканала «360» на рынке, 50% связанных с изменением курсов убытков производители «тянут на собственном горбу». А машины в России сейчас стоят гораздо дешевле, чем должны.

Автопроизводителям помогают меры поддержки государства, кроме того, разрабатываются и новые программы помощи. Однако без корректировочного повышения цен обойтись не удается никому.

PR-директор Mazda Motor Rus Мария Магуайр отмечает, что у многих компаний сборочные предприятия находятся в России, поэтому некоторые автопроизводители смогли нивелировать зависимость от валютных курсов.

«Нестабильность рубля чуть меньше влияет, для этого и нужен производитель большой, который на себя этот риск берет, чтобы не моментально потребителя пугать этими ценами, но рано или поздно это отражается», - рассказала Магуайр телеканалу «360».

Цены на автомобильном рынке - вещь непредсказуемая. Многое зависит от крупных игроков: например, если стоимость машин изменит компания Toyota, то за ней могут потянуться и другие участники рынка.

«Сейчас сказать, как будет меняться ситуация, высчитывать какие-то проценты - это несерьезно, потому что декабрь в России - самый хлебный месяц с точки зрения продаж, а что дальше будет, никто не понимает», - считает Магуайр.

«Сами испытания - удовольствие недешевое»

Потратить средства пришлось и на внедрение новой системы безопасности «ЭРА ГЛОНАСС». Устройство будет фиксировать время, дату, координаты и скорость авто в случае аварии и сразу же отправлять данные в базу. Представитель Nissan в беседе с телеканалом «360» отметил, что испытания «ГЛОНАСС» - удовольствие недешевое. Сама система стоит не слишком дорого, но на сертификацию автомобиля уходят значительные средства.

«Мы как компания, работающая в России, занимаемся сертификацией модельного ряда, у нас до конца года большинство моделей получат эту систему. Как один из факторов возможной корректировки цен это будет, но это не основной и решающий», - рассказал руководитель PR-департамента Nissan Роман Скольский.

Представитель Mazda отмечает, что к внедрению системы уже готовы все, поэтому ее появление на ценах никак не скажется.

В «АвтоВАЗе» сообщили, что у компании есть два автомобиля, на которых система уже устанавливается - это Lada Vesta и Lada XRay. Представитель концерна отметил, что система стоит дорого, поэтому компания не может себе позволить устанавливать ее на Lada Kalina, Granta и Largus без изменения розничной цены «в силу экономической ситуации и развития рынка».

«Рост цен превысит уровень инфляции»

Александр Зиновьев, директор по маркам ГК «АвтоСпецЦентр» (официальный дилер Porsche, Audi, BMW/MINI, Nissan, Mazda, Skoda, Kia и других марок), сообщил, что компания прогнозирует рост цен на 5−7% в начале 2017 года. При этом сильнее всего изменение стоимости затронет массовые, а не премиальные бренды.

«Рост цен превысит средний уровень инфляции по стране и объясняется слабыми позициями рубля на рынке мировых валют. Ряд экспертов прогнозируют снижение рубля по отношению к доллару и евро, что также будет способствовать увеличению цен на импортные автомобили», - сообщил Зиновьев.

Однако автопроизводители делать подобные прогнозы пока не торопятся. Представитель Nissan отказался сообщить конкретные цифры, отметив, что повышение цен не обязательно произойдет в начале года. Возможно, стоимость автомобилей незначительно поднимется несколько раз.

Представитель «АвтоВАЗа» заявил, что «говорить о ценовой политике на 2017 год пока слишком рано». Но компания, как и другие участники рынка, регулярно изучает макроэкономическую ситуацию, курсы валют и «рассматривает различные сценарии развития ситуации».

«Это один из самых стандартных инструментов»

Бояться покупателям пока нечего: автопроизводители регулярно предлагают клиентам скидки и акции, которые позволяют приобрести машину на выгодных условиях.

Ведущий консультант по потребительскому поведению Арсен Даллакян объяснил, что объявления об изменении цен - один из стандартных инструментов повышения спроса на товары. Однако все покупатели уже знают, что у дилеров остаются машины с прошлого года, которые продаются со скидками.

«Поэтому тут как раз вот получается двойная акция: вначале пугают, что цены поднимаются, а потом предлагают уже прошлогодний со скидкой», - считает эксперт.

Однако сейчас подобные действия вряд ли сильно скажутся на рынке. Покупатели понимают, что спрос на автомобили сокращается уже несколько лет подряд, а покупать новую машину - просто невыгодно, поэтому многие переходят на подержанные автомобили.

«Эти классические механизмы с запугиванием потребителя, что дорожает - надо срочно покупать, уже в меньшей степени работают, потому что люди научились вести себя немного более дальновидно, они уже не бегут, пугаясь, что-то покупать», - сказал Даллакян.

По словам члена «Российской гильдии маркетологов» Николая Григорьева, никаких оснований для роста продаж на автомобильном рынке пока нет, поэтому вряд ли цены на машины резко подскочат. Стоимость, скорее всего, может повыситься на уровне инфляции.

«В пределах инфляции можно как-то восстанавливать рентабельность продавцам и производителям, но возможности по увеличению платежеспособного спроса, я их не вижу в экономике пока, никаких сигналов для этого нет», - считает Григорьев.

Алина Мухина

Нина Погорелова

Опубликовано 01.11.16 12:51

Эксперты во всем винят дешевый рубль и дорогое внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС.

Цены на автомобили с нового года могут пойти в рост. Основной причиной этого на рынке называют дешевый рубль: даже чувствительный для потребителей рост цен за последние два года — до 44% — до сих пор не отыграл темпов девальвации национальной валюты. В автоконцернах готовятся к скачку цен и жалуются также на дорогое внедрение системы инткббээ безопасности ЭРА-ГЛОНАСС: так, на АвтоВАЗе предупредили, что из-за этого подорожает ряд бюджетных моделей компании, пишет "Коммерсантъ".

С начала года цены на новые автомобили в среднем выросли на 7%, следует из внутренней презентации одного из работающих в РФ автоконцернов. Сильнее всего увеличилась стоимость японских брендов Mazda и Toyota — на 10-11%, а также Skoda — на 10%. Ford подорожал примерно на 9%. Корейские Hyundai и Kia традиционно умеренны — рост на 7-8%, Nissan, Mitsubishi и VW подняли цены примерно на 7%. Наименьшая динамика у Renault и Lada — 4-5%.

Источники газеты ожидают очередного скачка цен с начала 2017 года, причем, несмотря на относительно стабильный курс рубля, рост будет явно выше инфляции. Ключевая причина повышения цен — слабый рубль.

В одном из крупнейших дилеров рассказали, что концерны с нового года закладывают рост цен в среднем на 10-15% из-за нестабильного курса, но компании будут подстраиваться под рынок и "откатывать цены спецпредложениями, если понадобится". В "Автоспеццентре" готовятся к росту цен в среднем на 5-7%. По данным PwC, с 2014 года средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 44%, до 1,4 млн руб., в то время как на вторичном рынке цены поднялись лишь на 13%, до 380 тыс. руб.

Потребители, ожидающие традиционных скидок в конце года, скорее всего, будут разочарованы, полагают в отрасли, отмечая, что концерны "в минусе" и на скидки пойдут лишь те, у которых "совсем затоварены склады".

Другой причиной роста цен называют затраты на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна вступить в силу с нового года. Ею надо оборудовать все автомобили с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС). Но модели с действующим ОТТС могут ездить без ЭРА-ГЛОНАСС до конца срока одобрения (около 60% моделей на рынке, по оценке одного из игроков). Стоимость затрат на ЭРА-ГЛОНАСС, говорят в компаниях, может различаться даже в рамках одного бренда — из-за разных способов установки на модели один из источников называет сумму от 6 млн руб. на модель. Но определить влияние этого на конечную цену машины сложно.

В ближайшем будущем продолжится постепенное повышение цен на автомобили, что подтверждает прогноз экспертов на 2017 год. Кроме того, в следующем году впервые после начала кризиса возобновится рост продаж на авторынке. При этом многое будет зависеть от динамики валютных котировок.

Прогноз автомобильного рынка на 2017 год

Продажи на автомобильном рынке после начала кризиса продолжают снижаться. Согласно расчетам представителей Минпромторга, по итогам текущего года данный показатель сократиться на 10%. Прогноз чиновников совпадает с ожиданиями представителей Ассоциации европейского бизнеса – продажи за год на уровне 1,44 млн авто (сокращение на 10,3%).

Негативные тенденции автомобильного рынка связаны с несколькими факторами. Девальвация рубля привела к существенному повышению стоимости автомобилей. При этом доходы населения после начала кризиса продолжают сокращаться. Кроме того, банковский сектор практически свернул кредитование.

В 2017 году возобновится рост экономики, что положительно отразится на прогнозе автомобильного рынка. Представители АВТОВАЗа считают, что в следующем году прекратится падение рынка, после чего продажи перейдут к устойчивому росту. Этому будет способствовать стабилизация валютного рынка и снижение ключевой ставки со стороны Центробанка. В результате снизится стоимость кредитных ресурсов, что приведет к увеличению количества сделок с участием банков.

Аналитики PwC настроены еще оптимистичнее. При наиболее благоприятном сценарии, по итогам следующего года продажи достигнут 1,5 млн автомобилей. В нынешних условиях основным драйвером роста остается поддержка отрасли со стороны государства. Согласно оценкам аналитиков, в следующем году правительство направит на поддержку авторынка около 47 млрд руб., что увеличит продажи на 620 тыс. шт.

Однако возможности правительства оказать действенную поддержку авторынку зависят от состояния бюджета. Ресурсы властей остаются достаточно ограниченными, что ставит под угрозу полноценное финансирование господдержки в 2017 году. Если чиновники откажутся от пролонгации действующих программ, то продажи новых автомобилей продолжат сокращаться.

Немаловажным фактором, который будет определять динамику рынка в ближайшей перспективе, является стоимость транспортных средств. Очередной этап роста цен на автомобили приведет к снижению продаж и ухудшению финансового положения участников рынка.

Цены на автомобили в 2017 году: прогнозы экспертов

Цены на автомобильном рынке остаются привязанными к валютным котировкам. После стремительной девальвации рубля участники рынка начали повышать стоимость транспортных средств. При этом подорожание авто происходило постепенно, автодилеры старались сдержать рост цен, жертвуя финансовыми показателями.

Ослабление рубля в прошлые периоды продолжает оказывать давление на цены, считают эксперты. В следующем году участники автомобильного рынка продолжат закладывать в стоимость предыдущее повышение курса доллара, что приведет к росту цен в диапазоне 5-10%.

Данные прогнозы экспертов основаны на реализации базового сценария: нефтяные котировки закрепятся выше 50 долл./барр., а российская экономика перейдет к росту. Пессимистичный сценарий предполагает новый этап девальвации российской валюты, что приведет к соответствующему повышению цен.

Ослабление рубля в следующем году может быть связано с решением бюджетного вопроса. Девальвация даст возможность наполнить бюджет эмиссионными доходами, что позволит профинансировать дефицит бюджета. В противном случае правительству предстоит решить непростую задачу: с одной стороны в полном объеме выполнить социальные обязательства, в том числе найти средства на полноценную индексацию пенсий, с другой – учитывая стремительное сокращение резервов, найти дополнительные источники для наполнения бюджета.

В результате курс доллара может вернуться к диапазону 70-80 руб./долл. Наиболее негативный сценарий, который рассматривают эксперты, предполагает повышение стоимости доллара до 100 руб. В таких условиях цены на автомобили прибавят 20-25%, прогнозируют эксперты, что спровоцирует новый этап сокращения продаж.

Базовый прогноз для автомобильного рынка предполагает возобновление роста продаж, что связано с улучшением экономической ситуации. При этом цены на новые автомобили продемонстрируют незначительный рост, который составит 5-10%.

Пессимистичный сценарий допускает более существенное изменение стоимости авто. Для стабилизации дефицита бюджета правительство может пойти на девальвацию российской валюты. В результате стоимость автомобилей прибавит 20-25%. Кроме того, на автомобильном рынке продолжится сокращение продаж.

Курсовая безобразница

В том, что машины в нашей стране будут на пустом месте дорожать и дальше, из трезвомыслящих аналитиков не сомневается никто. И не потому, что это объективная необходимость, а потому, что хорошо знают нравы автомобилестроителей, которые в России абсолютно не стесняются решать все свои проблемы исключительно за счет покупателей.

Впрочем, некоторые эксперты все-таки переоценивали богобоязненность автобрендов и склонны были считать, что те не пойдут в атаку на наши кошельки прямо так сразу, в самом начале января. Что ж, ошибочка вышла. Как говаривал незабвенный Виктор Степанович: «Никогда так не было, и вот опять!» Не дожидаясь конца праздников, ценники в «правильную» сторону переписали LADA и Renault, а Hyundai и KIA обрадовали покупателей сообщением, что за их бестселлеры Solaris и Rio также придется платить дороже.

Тут хочется вспомнить, как недавно сокрушался неназванный, но весьма информированный источник «Коммерсанта»: «Была надежда на то, что рубль стабилизируется в позитиве, но этого не произошло, поэтому необходимо и дальше отыгрывать», - объяснял он прошлогоднее немотивированное подорожание машин. Ему вторил и другой эксперт: «Если бы евро остался ниже 70 рублей, то можно было на этом остановиться». Так в чем проблема? Рубль - в позитиве, евро - ниже семидесяти. Но остановки-то как не было, так и нет. Смею заверить, ее не будет и в обозримом будущем. Не верите?

Тогда послушайте еще одного профессионала. Вот что заявил изданию «Газета.Ru» директор департамента розничных продаж новых автомобилей одной крупной мультибрендовой компании Алексей Потапов: «Сдерживать цены на российском рынке далее невозможно, поскольку количество проданных машин продолжает снижаться, прибыль дистрибьюторов падает, рентабельность работы в России оказывается под вопросом».

Теперь, наконец, понятно вам, кто во всем виноват? Конечно же, мы, злостно не покупающие автомобили и тем самым ввергающие автопроизводителей в колоссальные убытки. А уж они, болезные, так сдерживали цены, так сдерживали… За время кризиса, то есть с начала 2014 года, подняли ценники на какие-то жалкие 44%. Конечно же - продолжают в один голос стонать и продавцы, и изготовители машин - этого недостаточно, чтобы отыграть темпы девальвации рубля по отношению к евро. Мы-де просто вынуждены будем вновь и вновь переписывать ценники, подгоняя их под реальный курс.

Черт побери, даже меня разжалобили нечеловеческие страдания автомобильных корпораций. Но скупая мужская слеза тут же высохла, как только я дал себе труд вникнуть в истинное положение дел. И вы не поверите, но это факт: с 1 января 2014 года по 16 января 2017 года европейская валюта подорожала всего на 40% - с 45,06 до 63,23 рубля! То есть курсовую разницу автобренды себе уже компенсировали, и с лихвой.

А как же хваленая локализация? По данным на ноябрь 2016 года, только пятая часть машин была завезена к нам из-за кордона. Остальное собиралось здесь, с учетом стоимости нашей рабочей силы, электроэнергии, арендной платы и пр. При чем тут разговоры о корреляции с курсом евро, господа хорошие?

Есть в запасе у автомобильных махинаторов, то есть маркетологов, еще несколько фокусов. Так, грядущее подорожание машин объясняется ко всему прочему неподъемными затратами на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая заработала с 2017 года. Поскольку определить влияние этого процесса на конечную стоимость машины весьма затруднительно, то будьте уверены: производители не остановятся перед преувеличением своих затрат, а оплатить их предложат нам с вами.

Еще один трюк, срабатывающий практически беспроигрышно. Разница в цене машин, продающихся в России и в Европе, может достигать 50%. О как! Но если затратить немного времени и сравнить прайсы на отечественных и, скажем, немецких сайтах, то выяснится: реальная разница составит около 5%, в крайнем случае - 10%. Заметим, кстати, что зарплата среднестатистического немца после уплаты налогов как минимум втрое превышает российскую.

Как бы там ни было, откровенные спекуляции на недооцененности своих изделий производители будут использовать и далее - в полный рост. Различные инсайдерские источники сообщают, что концерны в новом году закладывают повышение цен в среднем на 10−15%. По всей видимости, так оно и будет, причем эксперты портала «АвтоВзгляд» считают более реальной высшую границу означенного диапазона.

А ведь на самом деле главная проблема отечественного автопрома заключается не в заниженных ценах, а в элементарном неумении и нежелании грамотно выстроить рабочие процессы.

Впрочем, некоторые эксперты все-таки переоценивали богобоязненность автобрендов и склонны были считать, что те не пойдут в атаку на наши кошельки прямо так сразу, в самом начале января. Что ж, ошибочка вышла. Как говаривал незабвенный Виктор Степанович: «Никогда так не было, и вот опять!» Не дожидаясь конца праздников, ценники в «правильную» сторону переписали LADA и Renault, а Hyundai и KIA обрадовали покупателей сообщением, что за их и Rio также придется платить дороже.

Тут хочется вспомнить, как недавно сокрушался не названный, но весьма информированный источник «Коммерсанта»: «Была надежда на то, что рубль стабилизируется в позитиве, но этого не произошло, поэтому необходимо и дальше отыгрывать», — объяснял он прошлогоднее немотивированное машин. Ему вторил и другой эксперт: «Если бы евро остался ниже 70 рублей, то можно было бы на этом остановиться».

Так в чем проблема? Рубль — в позитиве, евро — ниже семидесяти. Но остановки-то как не было, так и нет. Смею заверить, ее не будет и в обозримом будущем. Не верите?

Тогда послушайте еще одного профессионала. Вот что заявил изданию «Газета.Ru» директор департамента розничных продаж новых автомобилей ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов: «Сдерживать цены на российском рынке далее невозможно, поскольку количество проданных машин продолжает снижаться, дистрибьюторов падает, рентабельность работы в России оказывается под вопросом».

Теперь, наконец, понятно вам, кто во всем виноват? Конечно же, мы, злостно не покупающие автомобили и тем самым ввергающие автопроизводителей в колоссальные убытки. А уж они, болезные, так сдерживали цены, так сдерживали… За время кризиса, то есть с начала 2014 года, подняли ценники на какие-то жалкие 44%. Конечно же — продолжают в один голос стонать и продавцы, и изготовители машин — этого недостаточно, чтобы отыграть темпы рубля по отношению к евро. Мы-де просто вынуждены будем вновь и вновь переписывать ценники, подгоняя их под реальный курс.

Черт побери, даже меня разжалобили нечеловеческие страдания автомобильных корпораций. Но скупая мужская слеза тут же высохла, как только я дал себе труд вникнуть в истинное положение дел.

Вы не поверите, но это факт: с 1 января 2014 года по 16 января 2017 года европейская валюта подорожала всего на 40% - с 45,06 до 63,23 рублей! То есть, курсовую разницу автобренды себе уже компенсировали, и с лихвой.

А как же хваленая локализация? По данным на ноябрь 2016 года только пятая часть машин была к нам из-за кордона. Остальное собиралось здесь, с учетом стоимости нашей рабочей силы, электроэнергии, арендной платы и пр. При чем тут разговоры о корреляции с курсом евро, господа хорошие?

Есть в запасе у автомобильных махинаторов, то есть маркетологов, еще несколько фокусов. Так, грядущее подорожание машин объясняется ко всему прочему неподъемными затратами на внедрение системы безопасности , которая заработала с 2017 года. Поскольку определить влияние этого процесса на конечную стоимость машины весьма затруднительно, то будьте уверены — производители не остановятся перед преувеличением своих затрат, а оплатить их предложат нам с вами.

Еще один трюк, срабатывающий практически беспроигрышно. Разница в цене машин, продающихся в России и в Европе, может достигать 50%.

О как! Но если затратить немного времени и сравнить на отечественных и, скажем, немецких сайтах, то выяснится — реальная разница составит около 5%, в крайнем случае 10%. Заметим, кстати, что зарплата среднестатистического немца после уплаты налогов как минимум втрое превышает российскую.