Соблюдай расстояние. Скорость движения автомобиля. Выбор - эффективное расстояние

В различных странах мира есть конкретные рекомендации относительно безопасной дистанции до движущейся впереди машины. Все они сводятся к тому, что на сухой дороге безопасным будет расстояние, которое автомобиль пройдет за две секунды.

Иными словами, около той точки, мимо которой только что проехала движущаяся впереди машина, Вам советуют оказаться примерно через две секунды. В метрах это расстояние приблизительно равно величине, которая получается, если скорость, с которой движется Ваша машина, разделить на два (например, 60 км/ч: 2 = 30 м).

Рекомендации разумные. При любой скорости движения дистанция получается такой, которая должна обеспечить безопасную оставновку в случае, если впереди идущая машина вдруг резко затормозит. Но есть одна проблема. Если на наших дорогах только и делать, что увлеченно отсчитывать секунды, то дистанция-то будет неплохой, но как быть со всем остальным? Ведь нам надо искать знаки, спрятанные за деревьями и кустами, прогнозировать переключения сигналов светофора, выискивать глазами пешеходов, которые «мечтают» перебежать дорогу именно перед нашей машиной, объезжать ямы и колдобины, а также учитывать прочие особенности национальной езды.

Поэтому вместо системы сухой математики советую Вам развивать у себя чувства времени, скорости и расстояния, применительно к конкретной ситуации. Поверьте, Вы в состоянии именно чувствовать безопасную дистанцию, для этого надо просто периодически задавать себе простой вопрос: «Какая у меня сейчас дистанция? Не слишком ли она мала или велика?» Причем это только на первое время. Позже достаточно будет лишь удерживать движущуюся впереди машину в поле своего периферического зрения, и оно Вам подскажет, оптимальная ли дистанция у Вас в данный момент.

На сухой дороге безопасной дистанцией до движущейся впереди машины считается расстояние, которое пройдет автомобиль примерно за две секунды.

А что делать, если в плотном потоке транспорта машина, движущаяся сзади, приблизилась к Вам на небезопасное расстояние?

Что ж, такое бывает. Водитель той машины хочет, чтобы Вы ехали быстрее или вообще освободили его полосу.

В таких случаях следует немного уменьшить скорость, но только очень плавно. Тем самым Вы увеличиваете дистанцию до впереди идущей машины, что позволит Вам применить в случае необходимости менее эффективное торможение, и водитель сзади идущей машины тоже сможет вовремя остановиться. А вообще стоит подумать, Ваша ли это полоса? В состоянии ли Вы поддерживать скорость и дистанцию, которые применяют большинство водителей при движении по этой полосе. Если Вы сомневаетесь, то лучше перестроиться на другую полосу.

Разумной должна быть не только дистанция, но и боковой интервал. Безопасным интервалом считается расстояние, приблизительно равное половине ширины автомобилф. Для среднестатического легкового автомобиля это: 1,7 м: 2 = 0,85 м, или 85 см. Такое расстояние позволяет водителю вовремя среагировать на внезапное изменение направления движения соседней или встречной машины.

Но есть опять проблемы. Всегда ли возможно поддерживать рекомендованный интервал? Надо ли его увеличивать пли уменьшать в зависимости от ситуации?

При выборе бокового интервала следует учитывать скорость и интенсивность движения, покрытие дороги и погодные условия, а также много других факторов.

При любом ухудшении дорожной ситуации боковой интервал необходимо увеличивать.

А если увеличивать некуда?

Тогда водитель должен следовать правилу: "Чем меньше боковой интервал, тем меньше скорость". Пытаясь проехать через узкую щель между припаркованными машинами, проезжая вплотную мимо стоящего на остановке автобуса и в других аналогичных случаях, когда боковой интервал слишком мал, скорость надо снижать вплоть до скорости движения пешехода. Если в транспортном потоке соседние автомобили зажимают Вас с боков, то и здесь есть выход - пропустите их вперед, для чего достаточно лишь немного снизить скорость.

Несмотря на то, что практический каждый водитель транспортного средства ознакомлен с правилами дорожного движения, не все знают, что именно означает тот или иной дорожный знак и какая должна быть дистанция между машинами по ПДД в метрах.

В последнее время руководство ГИБДД в силу определенных обстоятельств, приняло решение к ужесточению штрафных санкций и теперь из-за, самого нелепого нарушения, можно получить по почте квитанцию с внушительной сумой. В данном случае пункты ПДД 9.10 и 10.1, которые акцентированы на соблюдении дистанции, еще некоторое время назад считались мелкими проступками.

Сейчас же этот факт нередко становится причиной, по которой выписывается штраф за несоблюдение дистанции, так как именно из-за этого аварий на дороге с каждым днем становится все больше.

Зафиксировать нарушение в виде несоблюдения дистанции, пока что достаточно сложно. Суть в том, что видеокамеры, которые стоят на вооружении у ГИБДД, не имеют должного уровня кадрирования съемки.

Из-за этого многие автомобилисты, по тем или иным причинам пренебрегают этим простейшим правилом и не выдерживают необходимый интервал.

Ввиду этого, ситуация на дорогах постоянно обостряется и зачастую, примерно в 25% случаев, невыдержанное расстояние между транспортными средствами становится инициатором в возникновении опасных ситуаций и ДТП.

Следует заметить, что при нарушении дистанции, штраф как таковой не выносится по описанным выше причинам. Если же на светофоре, в пробке, либо на пешеходном переходе столкновение произошло (именно в этих местах и происходит до 90 % аварий), избежать взыскания не получится.

При ДТП, это нарушение правил дорожного движения принято фиксировать на основании двух пунктов:

  1. 9.10 – несоблюдение дистанции между транспортными средствами.
  2. 10.1 – неверный выбор скорости при движении.

Как гласит правило дорожного движения 9.10, в обязанности любого водителя транспортного средства, входит обеспечить необходимую дистанцию перед ТС передвигающемся впереди него. Именно этот интервал позволит избежать столкновения между первым и вторым транспортным средством. То же самое касается и боковой дистанции.

В том случае, если ДТП не произошло, и нет специальной разметки, которая смогла бы показать расстояние между транспортными средствами, и само собой она была бы зафиксирована на видео или фото, штраф не выписывается.

Также штраф не может быть выписан, если произошла авария между стоящим транспортным средством и автомобилем который в него и врезался.

Многие автолюбители этого не знают, но само понятие «дистанция» и подразумевает наложение штрафа за несоблюдение дистанции исключительно в том случае, когда оба автомобиля, в данном случае участника ДТП, находились в движении.

Какая дистанция считается безопасной?

Если выразиться доступно для каждого, безопасной дистанцией между автомобилями по ПДД может называться то расстояние, которое при внештатной ситуации и возможного дальнейшего резкого торможения, позволит водителю остановить свое транспортное средство не допустить столкновения.

При чем данное объяснение уточняется тем, что торможение не предусматривает выезда на встречную полосу и смену ряда.

Если же взглянуть на все сказанное с другого ракурса, подобная техника выдержки дистанции более актуальна для ситуаций с экстренной остановкой авто.

На практике, многие водители доказали что в городских условиях самым актуальным является то расстояние, которое авто проходит за 4 секунды реального времени. То есть именно четырех секунд обычно более чем достаточно для того чтобы автомобилист едущий сзади, при наличии конфликтной ситуации, успел принять верное решение для предотвращения опасного столкновения.

Опять же, вроде все понятно, но как именно считать, сколько метров машина может проехать за 4 секунды?

На самом деле в этом нет ничего сложного, например:

  1. 108 километров в час, равняется 30 м/с.
  2. 72 км. В час – 20 м/с.
  3. 36 километров в час соответственно – 10 м/с.

Выводы просты и объективны. Если автомобиль едет на скорости 80 км в час, безопасной будет признана дистанция между ним и впереди движущимся транспортом 34 метра.

Можно делать еще проще. Достаточно просто поделить скорость надвое. Например скорость 100 километров в час, значит дистанция будет равна – 50 метров. Такой расчет и проще и актуальнее для тех водителей, у которых проблемы с глазомером.

Сколько придется заплатить в доход государству?

Сумма штрафа за несоблюдение дистанции в 2017 году, может равняться 1500 рублям.

Именно эта сумма указана в КОАП 12.15 часть 1, а именно:

  • Любые нарушения в виде движения транспорта по обочине, несоблюдения дистанции между машинами. Также расположение транспорта на проезжей части, пересечение транспортной или пешеходной колонны и движение на встречном разъезде, может наказываться административной ответственностью в виде штрафа в размере 1 500 рублей.

Иногда конфликтные ситуации возникают при тонировании задних стоп-сигналов. Что кстати в последнее время распространено. Ситуация выглядит таким образом:

  • Движутся 2 автомобиля. Второй автомобилист врезается в первого, по той причине, что у первого задние стоп-сигналы скрыты под тонировкой. Из-за этого водитель автомобиля движущегося сзади, совершает наезд. Согласно КОАП, виновным в ДТП окажется второй водитель. Также не сможет освободить от выплаты штрафа шипованная резина.

С целью поддержания должного порога безопасности на дорогах, каждый водитель обязан знать, какая дистанция между автомобилями по ПДД является допустимой и безопасной. Игнорирование предписаний, регулируемых сводом правил, чревато наложением штрафа и повышением риска создания опасной ситуации в потоке движения.

Допустимое расстояние между авто

Дистанция между средствами передвижения, двигающимися в одном направлении, представляет собой расстояние, при котором возможно избежать столкновения.

Казалось бы, предписания правил дорожного движения должны оглашать допустимый интервал, но нет — в ПДД отсутствует информация о подобном промежутке, фиксированном в метрах. В этом случае автовладельцу следует руководствоваться конкретной ситуацией и определять размер дистанции самостоятельно.

Основным правилом, на которое необходимо опираться при выборе расстояния между авто, является пункт 9.10 ПДД, где сказано, что метраж дистанции до двигающегося впереди средства передвижения должен позволить избежать столкновения в случае опасной ситуации.

Иными словами, автовладелец, выбирая промежуток, должен предвидеть возможность резкого торможения, как собственного, так и впереди идущей машины. При этом следует обращать внимание и на транспорт, двигающийся позади. Аналогичным образом необходимо определить и боковой интервал.

Выбор дистанции зависит от ряда условий:

  • скорость движения – чем таковая выше, тем больше промежуток;
  • характеристики транспорта;
  • время суток – в ночное время следует увеличить интервал;
  • погодные условия, например, гололед требует добавления к соблюдаемому промежутку нескольких метров;
  • состояние дороги и прочие моменты.

Еще одним правилом, несколько регулирующим требования к расстоянию, считается пункт 9.11 ПДД, предупреждающий, что если средство передвижения движется медленнее машин, находящихся в главном потоке, его водитель должен предоставить обгоняющим авомобилям дистанцию, оптимальную для перестроения и обгона.

Чаще всего момент об определении безопасного расстояния затрагивается еще на обучении вождению, а точнее, на практических занятиях. Автоинструктор обязан подсказать новичку как, не отвлекаясь от движения, определить интервал между собственным транспортным средством и тем, что движется впереди.

Знак «Ограничение минимальной дистанции»

На небольших отрезках трассы, например, при резких поворотах, спусках либо при высокой скорости транспортного потока может встречаться знак 3.16 ПДД, предупреждающий, что здесь не допустима дистанция между автотранспортными средствами, меньше указанной на знаке. Это единственное фиксированное значение в метрах, определяющее промежуток между авто.

Зона действия в этом случае имеет расстояние непосредственно от точки установки знака и до следующих пунктов:

  • ближайший перекресток, расположенный по ходу движения машины;
  • до начала любого населенного пункта;
  • до конца города, поселка.

Также действие указателя распространяется до местонахождения знака 3.31, означающего конец ограничивающей зоны.

Штрафные санкции за несоблюдение правил

Ответственность за несоблюдение дистанции между средствами передвижения налагается только в том случае, если зафиксирована авария и доказан факт нарушения правил ПДД. Штраф в такой ситуации составит 1500 рублей.

На видео о дистанции

В руководстве ПДД понятие «дистанция между автомобилями» рассматривается достаточно размыто. Фиксированное значение как таковое отсутствует. Исключением является лишь наличие на дороге указателя, ограничивающего минимальную дистанцию. Во всех остальных случаях водитель должен самостоятельно определить оптимальный интервал между собственным авто и машиной, следующей перед ним.

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП , значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2019 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит , так как ещё одно условие – "движущееся впереди ТС".

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2019 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным , который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2019 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит , а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле...

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2019 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как "возмущающее воздействие" – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

X встр = 1,0 + 0,005 (V 1 + V 3)

Формула при обгоне или опережении:

D обгон = 0,7 + 0,005 (V 1 + V 2)

Формула при объезде:

D объезд = 0,35 + 0,005 V 1

Где V 1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V 2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V 3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2019 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15 , наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Судебная практика

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.

Достаточно долгий период я думаю об отношениях с людьми. За это время я прошла разные стадии – от полного разочарования, до осознания того, что отношения с людьми – это очень важная часть жизни каждого человека. Вроде прописная истина, а мне пришлось к ней придти… снова.

С юности и до сего момента у меня была одна проблема: будучи человеком закрытым, интровертом, я не умела держать дистанцию в отношениях с людьми. Все контакты сводились к двум крайностям – либо полная отстраненность, либо полное погружение. Приводило это постоянно к каким-то неприятным последствиям. Спустя какое-то время я подошла к понимаю того, что крайне важно соблюдать дистанцию в отношениях, правильную дистанцию…

Так уж случилось, что воспитанием моим занимался , и привело это к тому, что в кругу сверстников я всегда чувствовала себя очень одинокой, потому что не было никого, с кем можно было бы разделить то, что меня интересует. Поэтому, когда я знала, что человек мне не близок, я включала режим “заморозки”, от этого многие люди воспринимали(ют) меня высокомерной тетей, к которой “на драной козе не подъедешь”. Но когда в поле моего зрения появлялся человек, проявляющий хоть крупицу интереса, я рвала всякую дистанцию. Конечно, это происходило не сразу, и не без посторонней помощи, но все равно происходило, и за это я несу ответственность, как взрослый человек.

Последнее приводило к каким-то печальным результатам: отсюда, наверное, мои дурацкие влюбленности, разочарования в друзьях. На самом деле, это же идиотизм странно – обязательно влюбляться в человека, с которым у вас общие интересы. А если ты в своей жизни встретишь не одного такого человека? Или ожидать, что человек, разделяющий твои взгляды и интересы в какой-то одной области, будет созвучен тебе во всех остальных.

Есть хорошее стихотворение Зельвина Горна “ “, оно описывает встречу с особенным человеком. Я вот думаю, о чем он писал: о любви, о дружбе, о том, что называется “родственная душа”? Но, если речь идет не о любви на всю жизнь, то тогда все-таки лучше соблюдать дистанцию, чтобы не переходить граней, которые переходить не нужно, ведь это только все портит. Тогда возникает еще один вопрос – как определить длину дистанции, которая была бы гармонична и способствовала развитию нормальных отношений, а не мешала или разрушала их?

Вот пример из жизни: мы дружим с одной семьей, не могу сказать, что у нас очень много общего, многие вообще удивлены этой дружбе – настолько мы разные. В последнее время я стала ощущать сильный дискомфорт от того, что муж подруги сокращает дистанцию, вполне возможно, что неприятно это и его жене. Нет, он не имеет ко мне ничего такого как к женщине, в этом я уверена, просто он такой человек – сближаясь, перестает соблюдать необходимую дистанцию. И я подумала, что он, наверное, похож на меня… Неприятное открытие – ведь гораздо удобнее замечать недостатки в других.

На днях у меня состоялся неожиданный разговор на эту тему, приведу небольшую цитату:

“Всегда интересно пообщаться с человеком, который на одной волне с тобой – у вас схожие интересы и т.д., но далеко не факт, что если познакомиться с ним ближе, даже в бытовых вопросах с ним будет так же комфортно. Держа дистанцию, намного проще поддерживать общий мир интересов”.

Не могу не согласиться с этим, и, конечно, это вопрос опыта. По своей натуре я человек, который, столкнувшись со сложной ситуацией, в первую очередь стремится уйти вообще от ее решения. Но с годами я понимаю, что этот путь тупиковый, и все равно придется решать эти жизненные задачки.

И вот я, как прилежный землемер (уже не только копатель), хожу по полю с сантиметром или, может, надо бы взять более подходящий инструмент *unknw* ?