Шрек, огр из Украины: анатомия броневика КрАЗ. Основные характеристики SPARTAN

КрАЗ начал поставлять модернизированные Спартан. Фото

С этой целью мы и отправились в Кременчуг на полигон АвтоКрАЗа. С собой мы взяли распечатки всех имеющихся в интернете замечаний и нареканий по автомобилям КрАЗ Спартан и добросовестно передали их лично генеральному директору Роману Черняку и главному конструктору.

Правда, тут необходимо сделать одно уточнение. АвтоКрАЗ не выпускает Спартан. Его на шасси Ford F550 делают в Эмиратах на заводе Streit Group.

В Украину приходят уже машинокомплекты, которые кразовцы дособирают, настраивают, оборудуют согласно спецификации и вешают свои шильдики «KRAZ». Сама конструкция тоже была разработана инженерами Streit Group, и лишь они же и могут вносить в нее реальные изменения.

Поэтому наш разговор с «кразовцами» был скорее теоретическим, ведь на заводе еще сохранилась конструкторская школа, и здесь понимают как и что можно изменить. К тому же, степень коммуникации со Streit Group в Кременчуге довольно высокая, ведь они совместно готовили Kraz Shrek, Fiona, Huracan уже на украинском шасси. Но претензии по Спартану здесь воспринимают отстраненно. Да, КрАЗ является агентом Streit Group на территории Украины, но инженеры прекрасно понимают, что перепроектировать Фордовскую подвеску никто уже не будет.

В Streit Group тоже навряд ли помогут, ведь они разрабатывают бронированные модели на готовых шасси. К примеру, 4-осный Huracan (Ураган) на перспективном КрАЗовском шасси готовили именно в R&D центре в Эмиратах.

И КрАЗ Спартан, а на самом деле - Streit Spartan, это импортный автомобиль, приобретаемый за валюту. И аналогов его в Украине до сих пор не выпускают. Те разработки, которые время от времени демонстрируют на полигоне в Новых Петровцах – это по большому счету также импорт, ведь шасси на этих машинах импортные, броня – импортная. К тому же подобную технику необходимо долго испытывать в различных режимах, вносить изменения, исправлять замечания. Со Spartan эта работа уже была проведена не только перед поставкой в Украину, но и для армий других стран. Машину испытывали в сертифицированных центрах в Германии и по ней есть протоколы. А вот как себя покажет другая техника, которую сейчас активно продвигают для поставок – это еще вопрос.

Надо честно признать, что на момент заказа первой партии КрАЗ Спартан в 2014 году корреспонденты AUTO-Consulting не видели среди украинских разработок реальной альтернативы. Существовавший в то время в единственном экземпляре Козак не мог спасти положение. А броневики Барс-8 и Козак-2 появились уже намного позже. и пока это кот в мешке

Еще одна причина: почему на Спартан обрушилось столько критики – это его неправильное применение в армии. Даже на сайте Streit Group Спартан хоть и называют бронетранспортером, но указывают, что он предназначен для миротворческих миссий и конвоев сопровождения. То есть – это не боевой автомобиль. Однако с легкой руки одного из украинских чиновников в фейсбуке появилась запись, что, дескать, мы на грозный Спартан сейчас как поставим ПТУР и он будет громить танки как семечки.

У КрАЗ Спартан броня действительно имеет уровень защиты B6, а днище имеет антиминное исполнение STANAG 4569 уровень 2. Но Спартан создавали, чтобы выдержать обстрел из АК-74 партизан, сохранить жизнь экипажу, когда рядом взорвалась граната РГД или фугас. А как только КрАЗ Спартан оказался в районе Донецкого аэропорта, где работала артиллерия и бронетехника, стало очевидно, что производитель был прав – это патрульная машина. К слову, у того же Streit Group в активе есть чисто боевые машины – это БТР Varan. Но их по каким-то соображениям не заказали.

Еще один негативный фактор, который проявился в ходе эксплуатации – это слабая ходовая Спартан. На КрАЗе парируют, что машина создана на шасси грузового автомобиля Ford F550, который неплохо себя зарекомендовал. Однако, Спартан в отличие от грузовика имеет полную массу 9 т и в армии зачастую используется в условиях полного бездорожья, соответственно изменился и характер нагрузок. Хотя на сайте Streit Group его позиционируют в том числе и для бездорожья, но на первом месте значится городское шоссе. Давайте вспомним, что Ford F550 – это пикап, который в Америке эксплуатируют в основном на хайвеях.

Тяжелый бронированный корпус Спартана в условиях украинского бездорожья быстро добивает подвеску. На КрАЗе об этом знают. «Мы не скрываем, что были обращение на завод по поводу обрыва кронштейнов амортизаторов передней подвески. ПАО АвтоКрАЗ изучило полученные жалобы и доработало конструкцию кронштейна и замечаний больше не поступало» – отмечают заводчане. Однако есть и резервы шасси. В частности, во время испытаний КрАЗ Спартан на полигоне, корреспондент AUTO-Consulting преодолел условное бездорожье на разной скорости. Если ехать 20-30 км\ч, то подвеска Спартан справляется и пробоев нет. Но стоит поехать быстрее, как подвеска на ухабах то и дело замыкается на ограничители. Понятно, что на войне ездят быстро и никто не щадит машину – отсюда и поломки.

Вины КрАЗа в таком поведении машины нет, ведь и пикап Ford F550 едет похоже. К тому же, в линейке у Streit Group есть специальные машины точно такого же класса защиты как Спартан, но предназначенные для бездорожья. Это - Streit Typhoon и Scorpion. Даже визуально видно, что у этих машин больше ход подвески и другая конструкция ходовой. Если использовать Typhoon в тех же условиях, что и Спартан, у него будет явно выше и выносливость, и проходимость. Но и цена этого броневика будет выше, так как у него более мощный двигатель.

Отметим, что военные сетуют и на невозможность починить КрАЗ Спартан в полевых условиях. Автомобиль требует современного диагностического оборудования, которое есть далеко не на всех СТО. А даже элементарно обнулить ошибку механики без приборов уже не смогут. На КрАЗе такую особенность называют вполне ожидаемой, ведь считать наличие электронных систем в автомобиле недостатком – некорректно. Это современная техника и ее должны обслуживать квалифицированно. Ни у кого же не вызывает нареканий то же самое в отношении танков или самолетов – парируют на КрАЗе.

В AUTO-Consulting считают, что в отказах Спартанов на передовой виноваты и военные. Нельзя бросать технику на передовую, не обучив персонал ее сервису, не обеспечив запчастями и расходниками. И поставив на вооружение импортные бронеавтомобили, чиновники понимали, что их рано или поздно нужно будет ремонтировать или обслуживать. А значит - в ремзонах должны были появиться и специнструмент, и тестеры.

Оправданием была только война и машины нужны были «на вчера». Вот так и получилось. «Кразовцы» дополняют, что 15 автомобилей Спартан передали силовым структурам в январе даже без акта приема-передачи, ввиду срочной необходимости. Их тут же отправили в зону АТО. Разумеется, никто не учил матчасть и не готов был оказывать им сервис. Большая часть машин из этой партии получила сильные повреждения в результате боевых действий. Формально находясь в собственности у производителя, на самом деле машины несли боевую службу. Завод взял на себя все восстановительные работы по этим машинам, хотя их повреждение вооружением и не является гарантийным случаем.

Но есть еще и недостаток коммуникаций. Те, кто заказывает машины и те, кто на них ездит – это разные люди. Отсюда и выплывают такие вещи, как отсутствие на машинах противотуманных фар, которые банально не заказали, чтобы снизить стоимость контракта. И специалисты КрАЗа контактируют с заказчиком в лице штабных офицеров, а недостатки машин выкладывают в интернет сами бойцы. Вот и получается, что формально претензий к заводу не поступало, а в эфире стоит крик.

По данным AUTO-Consulting, сейчас КрАЗ Спартан есть на вооружении Национальной Гвардии, у полка «Азов», в нескольких армейских частях. Ставить крест на этих машинах и закупать другие ни в коем случае уже нельзя. Нужно провести работу над ошибками, четко понимать: где нужно использовать Спартаны и для каких целей, решить кто и как их обслуживает. А еще нужно не забывать про унификацию. Ведь если у силовиков появятся еще «Козаки», Барсы-6 и Барсы-8 и т.д., то ситуация может повториться. Армейская рембаза и логистика может просто не выдержать такого ассортимента техники.

Сразу скажем, что было непросто устроить очную ставку с бронеавтомобилями КрАЗ – сложная обстановка в стране вносит свои коррективы. Тем не менее, нас пропустили на завод и дали возможность не только осмотреть новые машины «Спартан» и «Шрек», но и проехать на них. Тест-драйв прошел на заводском полигоне, оборудованном специальными препятствиями: крутыми подъемами, ямами с песком, косогорами, бетонными надолбами.

Начали мы с бронеавтомобиля поменьше – КрАЗ «Спартан». Впервые на широкой публике машина засветилась на военном параде 2014 года в Киеве, приуроченном ко Дню Независимости Украины. Она разработана совместно с канадско-эмиратской компанией Streit Group, на среднетоннажном шасси американского производства Ford F-550.

«Спартан» относится к многофункциональным бронеавтомобилям класса LAV (Light Armored Vehicle). Это не бронетранспортер, а машина для патрулирования, перевозки грузов и личного состава, миротворческих контингентов и полицейских. А потому имеет класс бронирования по STANAG 4569 уровень 2. Машину испытывали на полигоне, где она успешно выдержала обстрел из автомата Калашникова обычными пулями 5,45 и 7,62 мм. Кроме того, корпус защищает от подрыва небольших мин (до 6 кг).

Длина бронеавтомобиля – 6,02 м, ширина – 2,43 м и высота – 2,37 м. Машина предназначена для перевозки 12 человек (3 экипаж + 9 десант). Кроме того, имеется поворотная открытая башня с бронестеклами, которую можно оснастить пулеметами 7,62-мм или 12,7-мм, или 40-мм автоматическим гранатометом. Можно также поставить и боевой модуль с ПТУР.

Полная масса «Спартана» составляет почти 9 тонн. Тем не менее, автомобиль уверенно разгоняется, вплоть до максимальной скорости в 110 км/ч. В этом заслуга турбодизеля Ford V8 рабочим объемом 6,7 и мощностью 400 л.с. Руль довольно легкий. Понравилась автоматическая, 6-ступенчатая коробка передач. Она имеет и ручной режим управления. Более того, можно заранее выбрать максимально допустимую высшую передачу (6-ю, 5-ю, 4-ю и т. д.)

Привод на передние колеса отключаемый. Для его активации нужно потянуть за небольшой рычаг у правой ноги. А вот при движении на заднем приводе рекомендуется отключить ступицы передних колес для большей топливной экономичности. Правда, для этого нужно выходить из автомобиля. Кстати, средний расход топлива относительно невелик – в районе 30 л на «сотню».

Под центральной консолью расположен массивный пульт управления проблесковыми маячками и звуковой сиреной: причем для каждого вида автомобиля (скорая помощь, полицейский автомобиль, машина сопровождения и др.) имеется своя тональность сигнала.

Стояночный тормоз – типично американский: затягивается педалью, а отпускается рукояткой сверху. Жаль, что подушку сиденья водителя нельзя настроить по высоте. Педали газа и тормоза расположены довольно близко друг к другу, а посему работа ими в зимней обуви требует сноровки. Да и рычаг переднего привода порой трется о правую ногу. Двери довольно широкие. При открытии на максимальный угол они блокируются: для закрытия нужно ногой надавить на ограничитель, потянув дверь рукой сначала от себя, а потом на себя.

На ходу «Спартан» довольно комфортабельный. Это относится как к уровню шума, так и вибрациям. При этом даже на обычных, неподрессоренных «седушках»-скамейках в десантном отсеке можно сносно ехать. Хотя по заказу вместо них можно поставить индивидуальные противоминные кресла, которые крепятся исключительно к стенками, без контакта с полом. Управляемость также отличная – немалая заслуга в этом независимой, пружинной подвеске передних колес.

Второй подопытный, бронеавтомобиль – «Шрек» – также разработан совместно с компанией Streit Group. Машина намного больше модели «Спартан». Ее длина составляет 7,99 м, ширина – 2,54 м и высота 3,08 м. Полная масса достигает 16 т. Это уже настоящий кременчугский грузовик. В основе машины лежит внедорожное шасси КрАЗ-5233НЕ (4х4).

Машина относится к классу бронемашин APC (Armored Protective Cabin) и имеет класс защиты по STANAG 4569 Уровень 2 или B6+. Его корпус надежно защищает от пуль калибра 5,45 и 7,62 мм. Причем даже при обстреле с малой дистанции в 5-10 м. Стекла также выдерживают свинцовый дождь – до семи пуль подряд. Специальное днище V-образной формы отлично защищает от взрыва под ним. На испытаниях в Германии кузов «Шрека» перенес подрыв двух мин TM57 по 7 кг под одним из колес, а также одной такой мины – непосредственно под днищем.

Из-за V-образного днища кабина расположена довольно высоко и посадка в нее напоминает тепловозную. На наш взгляд, не помешала бы еще одна гибкая подножка на тросе. В кабине водителя все чисто «кразовское»: руль, приборная панель, кресла, педаль, напольный рычаг коробки передач… Двери закрываются не просто на защелку: сверху и снизу имеется по два шпингалета – для надежной их фиксации при взрыве или обстреле.

Не теряя время, заводим двигатель. В нашем случае это проверенный временем ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. По заказу завод предлагает установить и зарубежные агрегаты: Сummins или Deutz. Последний особенно хорош, хотя и дороже «камминза» почти втрое. Коробка передач – 9-ступенчатая, китайской марки Fast Gear. Честно скажем, она требует сноровки: четкость включение не очень. По заказу, правда, можно заказать и автоматическую трансмиссию Allison. Приятно удивила обзорность. Хотя, конечно, из-за маленьких боковых окон ее не сравнить с гражданской кабиной КрАЗ.

Пересаживаемся с места водителя в десантный отсек. Вот это да. Тут установлены антиминные импортные кресла. Они не имеют жесткого каркаса и крепятся к стенкам. Такие себе мини-гамаки. Более того, сиденья оснащены 4-точечными ремнями безопасности. Сидишь как барон. Даже на ухабах особо не трясет. На небольшой перегородке под потолком, отделяющей кабину водителя, для пущего комфорта десантников – целый ряд вентиляционных дефлекторов и четыре розетки на 12 В. По краям в салоне – резиновые держатели под автоматы. Под сиденьями – стальные ящики с крышками, куда можно поместить боеприпасы и личные вещи. На ПАО «АвтоКрАЗ» возлагают большие надежды на новые бронеавтомобили «Спартан» и «Шрек» и верят, что они защитят жизни не одной сотни наших бойцов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Последние несколько лет колесная бронетехника становится популярней гусеничной. Собственно говоря, два главных минуса всегда были проходимость и высокое давление на почву, не позволявшее нести серьезную броню. Но появление керамической брони позволило сделать защиту боевых машин намного более легкой, чем раньше, – легкой в смысле веса, а не уровня защиты… Наши друзья из журнала «Колеса» изучали нашумевший в мире украинский броневик КрАЗ Шрек, который не уступает европейским и американским аналогам. Далее прямая речь.

Экскурс в историю
Кременчугский автозавод начинал работу над созданием современных бронированных машин еще в советское время. Так, в 1988 году проходил испытание КрАЗ-6Э6316 с колесной формулой 8х8. Правда, это был не броневик, а всего лишь макет: на кабину была навешана имитация брони для того, чтобы определить, как будет вести себя машина с этим дополнительным весом, и разработать систему крепления настоящей брони.

Но ничто не проходит бесследно, и уже в 1990-е годы в локальных "горячих точках" появились импровизированные броневики на основе КрАЗов, созданные, в общем-то, в кустарных условиях. Выбор именно этого шасси был неслучаен – машины действительно обладали высокой проходимостью, хорошей выживаемостью и грузоподъемностью. Таким образом, первыми применили на практике советские наработки мелкие частники, как это и обещали народу отцы Перестройки.

Индийский «бронеКрАЗ»
И только в 2012 году "промышленный" броневик на базе автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) создала индийская компания Shri Lakshmi Defence Solution. Боевая машина получила название КрАЗ-01-1-11/SLDSL, рулевое управление в ней располагалось, как и положено в индийской армии, справа. Двигатель индусы оставили ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. Тут в источниках имеются разночтения: сами индусы называют его украинским, ряд же российских специалистов утверждает, что это не просто российская разработка Ярославского завода, но и производился он на территории РФ.

Возвращение в Украину
Разработка оказалась достаточно удачной, и на ее основе завод-производитель при участии индийской стороны и канадской компании Streit Group создал бронеавтомобиль KrAZ Shrek One (KrAZ MPV), положивший начало семейству подобных изделий. По всей видимости, название Shrek было выбрано не только в честь одноименного мультперсонажа (огромного зеленого великана-огра), но и по созвучию с индийским словом Shri – как дань уважения идеям индийских инженеров.

Высокая степень заимствования индийских разработок объясняется, по всей видимости, тем, что украинской армии срочно потребовалась современная техника – начался вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Новый броневик был впервые представлен на оружейной выставке KADEX-2014 в мае 2014 года в Астане (Казахстан) и в июне того же года – на Eurosatory-2014 в Париже. На тот момент стоимость машины составляла около $1 млн.

Анатомия Шрека
Сегодня Шрек 4х4 – это многоцелевое транспортное средство с противоминной защитой, предназначенное для оперативного и безопасного перемещения личного состава, техники и оборудования, а также их огневой поддержки. Несущей конструкцией также является собранный из бронелистов кузов, та же броня, между листами которой проложено 25 мм взрывозащитного материала, те же восемь амбразур (по четыре с каждой стороны), плюс дополнительная амбразура в корме.

Уровень защиты вертикальных стенок и пуленепробиваемых стекол сопоставим с уровнем 3А (STANAG 4569) по стандартам НАТО. А взрывозащитный материал превосходит по уровню защиты натовский стандарт (STANAG 4569) 2 уровня. Баллистическая защита брони – B6+/STANAG 4569 Level 2. Противоминная защита выдерживает взрыв двух зарядов, эквивалентных 14 кг тротила под любым колесом или 7 кг тротила непосредственно под днищем.

Двигатель – все тот же ЯМЗ-238Д, однако могут быть установлены двигатели Cummins и Deutz. Раздаточная коробка – механическая двухступенчатая, коробка передач девятиступенчатая китайского производства – Fast Gear 9JS150TA-B. Шины Michelin 445.65R22.5/16.00R20 по технологии RunFlat, да еще и с централизованной подкачкой.

Напомним, что шины, созданные по такой технологии, имеют усиленное и широкое бортовое кольцо, теплостойкий состав резины и усиленный каркас. Они позволяют проехать до 80 км на пробитом колесе без потери маневренности. Вероятно, возможность подкачивать их изнутри может увеличивать этот пробег еще сильнее. К слову, шины RunFlat сейчас широко применяются и для гражданских автомобилей.

Но вернемся к Шреку. На машине установлена аппаратура для связи и наблюдения, включая камеры заднего вида ночного видения с дальностью обзора до 500 м. Доля комплектующих украинского производства достигает 70%. А возможность установки дополнительного оборудования позволила тут же создать модификации: KrAZ Shrek One Ambulance (медицинскую машину) и KrAZ Shrek One RCV (машину для разминирования, оснащенную краном-манипулятором).

Где воюет броневик KrAZ Shrek?
Возможно Шрек и дорабатывался Украиной под участие в военных действиях на востоке, но в зону АТО было передано пока всего 5 таких машин. Это при том, что завод-изготовитель способен выпускать 25 таких изделий в месяц. Так что проблема тут наверняка не в цене, которая с переходом к серийному выпуску была снижена до $300-400 тыс.

С другой стороны, Шрек создавался для более мирных целей – в ранних описаниях в качестве возможного направления использования броневика значатся, дословно, «миротворческие миссии ООН». А может, он оказался более подходящим для тропических условий, во всяком случае, усиленный кондиционер вряд ли потребуется в центрально-европейском климате.

«Спартан» - детище специалистов канадской компании Streit Manufacturing. И хотя предприятие не специализируется на выпуске военной техники (Streit известны, в основном, благодаря бронированию представительских автомобилей), из Spartan получилась отличная боевая машина. «Спартан» предназначен для защищённой транспортировки групп быстрого реагирования по узким городским улицам. Городская Штурмовая Машина, именно так производитель характеризует модель. Вместе с тем, бронеавтомобиль отлично подходит для конвоирования других транспортных средств и для перевозок личного состава. Spartan обладает динамическими и манёвренными характеристиками городского внедорожника, поэтому в городских условиях действует гораздо более свободно, чем обычные боевые машины. А за счёт достойной динамики Spartan оставляет позади другие военизированные автомобилям конвоирования и сопровождения. Производитель активно подчёркивает характер двойного назначения бронеавтомобиля и делает упор на его универсальности.

Spartan построен на базе пикапа Ford F-550 и имеет классическую компоновку рамного внедорожника. Двигатель расположен спереди, в средней части – место водителя и сзади – десантное отделение. Под капот устанавливается 6,7-литровый турбодизельный V8 Ford мощностью 400 лошадиных сил (аналогичный тому, которым оборудуют Ford F-550). Коробка передач – автоматическая, Ford Torqshift. Согласно технической документации, максимальная скорость бронеавтомобиля составляет 155 километров в час. Благодаря большому объёму топливного бака (250 литров) запас хода по шоссе достигает 800 километров. Полный привод и высокий клиренс обеспечивают «Спартану» отличную проходимость, машина может преодолеть брод глубиной до 1,2 метра.

Сильная броня – одно из отличительных качеств Spartan. Кабина Ford F-550 заменена на специально спроектированную, из баллистической конструктивной стали, которая отвечает третьему баллистическому уровню защиты, согласно натовской спецификации. Днище тоже защищено и способно выдерживать взрывы ручных гранат или лёгких противопехотных мин. Система бронирования автомобиля исключает проникновение пули внутрь автомобиля без соприкосновения с бронёй. Кроме того, сводится к минимуму вероятность попадания пули в салон путём рикошета от кузова. Бронированные двери оснащены системой двойной блокировки и оборудованы бойницами таким образом, чтобы вести огонь было можно с любого сиденья Spartan. Стёкла изготавливаются с использованием поликарбоната и майлара, имеют толщину 39 мм и снаружи защищены стальной сеткой. Опционально на крыше бронеавтомобиля может быть установлена стрелковая башня с 7,62-мм пулемётом, 12,7-мм пулемётом или 40-мм автоматическим гранатомётом.

Но не обошлось, конечно, и без конструктивных недостатков. Наиболее серьёзные проблемы вызывает недостаточно прочная ходовая часть Ford F-550, которая не всегда способна выдержать нагрузок, связанных с большим весом автомобиля. В Украину Spartan приехал сравнительно недавно – во второй половине 2014 года. Производство было развёрнуто на предприятии АвтоКрАЗ, и машина получила второе имя – Kraz Spartan. Степень локализации, правда, остаётся невысокой: доля украинской составляющей в броневике, по разным сведениям, составляет 10-20%. Хотя Spartan уже успел «повоевать», из-за выявленных недостатков доработка автомобиля не окончена, и в настоящий момент в конструкцию бронеавтомобиля всё ещё вносятся усовершенствования.

На своей странице в www.facebook.com любопытный обзор выявленных в ходе эксплуатации недостатков бронеавтомобиля Streit Spartan, используемого украинскими силовыми структурами как "КрАЗ - Спартан". Делается вывод, что "автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ".

Со стороны bmpd заметим, что описанные недостатки бронеавтомобиля Streit Spartan выглядят вполне закономерными, поскольку компания Streit Group, занимавшаяся до недавнего времени главным образом изготовлением коммерческих защищенных автомобилей, совершенно не имеет опыта в разработке полноценной военной бронетехники. Разработанная и выдвинутая на рынок Streit Group в последнее время серия "полноценных" бронированных машин, по всей видимости, не проходила полноценных испытаний по военным требованиям и отработок, а также и не имеет серьезного опыта боевого применения. Закупка разработанных Streit Group бронеавтомобилей Spartan и Cougar украинскими властями в 2014 году (с фиктивной якобы "сборкой" на ПАО "АвтоКрАЗ") также проходила в спешке, и, как можно судить, без каких-либо серьезных испытаний. В результате ВСУ получили сомнительные машины откровенно второсортного и не имеющего серьезного опыта разработчика.

Бронеавтомобиль "КрАЗ - Спартан" (Streit Spartan) вооруженных сил Украины в Орловке (Донецкая область), январь 2015 года (с) ВКонтакте

Десантники провели ходовые и полигонные испытания Спартана.

Учитывая, что со времени моего короткого знакомства с Барсом во дворе президентской администрации и тот факт, что несмотря на обещания ПАПы мне никто так и не перезвонил - опубликую здесь замечания по Спартану.

Не надеясь на то, что если эти замечания попадут на завод и в АП - что то изменится. К лучшему.

P.S. Вчера на обратной дороге из-под Мариуполя на подъезде к Киеву в районе Березани увидели катящийся навстречу (в сторону Полтавы-Харькова) Спартан. Охренели, с какого перепугу броневик, в котором есть огромная потребность у подразделений на передовой, катается в Киев и обратно в АТО - неужели для этого нет автомобилей попроще? Кто был в качестве пассажира? На каком основании снял с фронта бронированый автомобиль для поездки в Киев? Всё у нас по прежнему через жопу.

И думают - ей, и делают - руками, растущими именно оттуда.

К моему огромному сожалению. И разочарованию.

Загальні недоліки автомобіля КрАЗ-Spartan-APC:

1. Ходова частина не витримує навантажень автомобіля, а саме обриває кронштейни амортизаторів поперечної стійкості (5 автомобілів з 15).

2. Підтікає мастило з амортизаторів (У всіх).

3. Для того щоб увімкнути передній міст, водію необхідно вийти з автомобіля та увімкнути його (У всіх).

4. Не передбачене місце для запасного колеса (У всіх).

5. Для заправки автомобіля необхідне пальне, яке відповідає технічним характеристикам двигуна нового покоління, як наслідок на 60% автомобілів загоряється сигналізатор несправності двигуна.

6. Не можливе самостійне обслуговування автомобіля, це можна зробити тільки на спеціалізованих СТО, так як необхідна комп’ютерна діагностика та спецiструмент.

7. Під час руху автомобіля по пересічній місцевості або наїзду на вибоїни в рульову колонку відчувається сильний удар (У всіх).

8. Лебідка автомобіля не витримує навантаження, під час застосування виходить з ладу (1 автомобіль з 15).

9. Броня автомобіля спереду заслабка, що при першому попаданні кулі чи осколків снарядів виведе автомобіль з ладу(У всіх).

10. Броньоване скло не витримує другого пострілу.

11. Захисні решітки не на усіх вікнах (1 автомобіль з 15).

12. Під час стрільби з кулемета гільзи потрапляють під капот автомобіля, що може привести до поломки двигуна (У всіх).

13. Під час стрільби в русі не можливе попадання в ціль, із-за розхитування автомобіля (як варіант необхідне кріплення шестеренного типу для більшої стійкості кулемета) (У всіх).

14. Для заміни короба з набоями до кулемета, стрілку необхідно висунутись із-за укриття, що збільшує ймовірність його ураження (У всіх).

15. Слабкий захист кулеметника, захисні стінки необхідно підвищити (У всіх).

16. Не має штатної радіостанції (У всіх).

17. Електронний лічильник спідометру показує - “km\h”, але рахує пробіг в сухопутних милях (У всіх).

Делайте выводы сами, Спартан это или пис оф щит.

Пис оф бронированный щит smile emoticon

Хотели как лучше. Получилось - как всегда.

Автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ. Ни при каких обстоятельствах, кроме обязательного устранения недостатков и повторного придирчивого тестирования. В тех же условиях тем же составом. Возможно - и в параллельных частях.

Парни на передовой не должны стать испытателями по принципу и подобию манекенов для краш-тестов. КрАЗ в своём репертуаре...

Ответственные товарищи - такая же херня.

Перевод списка недостатков и дефектов:

1. Ходовая часть не выдерживает нагрузок автомобиля, а именно обрывает кронштейны амортизаторов поперечной устойчивости (5 автомобилей из 15).

2. Подтекает масло с амортизаторов (у всех).

3. Для того чтобы включить передний мост, водителю необходимо выйти из автомобиля и включить его (у всех).

4. Не предусмотрено место для запасного колеса (у всех).

5. Для заправки автомобиля необходимо топливо, которое отвечает техническим характеристикам двигателя нового поколения, - как следствие на 60% автомобилей загорается сигнализатор неисправности двигателя.

6. Невозможно самостоятельное обслуживание автомобиля, это можно сделать только на специализированных СТО, так как необходима компьютерная диагностика и специнструмент.

7. Во время движения автомобиля по пересеченной местности или наезде на выбоины в рулевую колонку ощущается сильный удар (у всех).

8. Лебедка автомобиля не выдерживает нагрузок, при использовании выходит из строя (1 автомобиль из 15).

9. Броня автомобиля спереди слаба, что при первом же попадании пули или осколков снарядов выводит автомобиль из строя (у всех).

10. Бронированное стекло не выдерживает второго выстрела.

11. Защитные решетки не на всех окнах (1 автомобиль из 15).

12. Во время стрельбы из пулемета гильзы попадают под капот автомобиля, что может привести к поломке двигателя (у всех).

13. Во время стрельбы в движении невозможно попадание в цель из-за тряски автомобиля (как вариант, необходимо крепление шестеренного типа для большей устойчивости пулемета) (у всех).

14. Для замены короба с патронами к пулемету стрелку необходимо высунуться из-за укрытия, что увеличивает вероятность его поражения (у всех).

15. Слабая защита пулеметчика, защитные стенки необходимо усилить (у всех).

16. Не имеется штатной радиостанции (у всех).

17. Электронный счетчик спидометра показывает "км/ч", но считает пробег в сухопутных милях (у всех).