Рулевые тяги ваз 2106 схема

Такая операция, как замена рулевых тяг ВАЗ 2106, производится на основании диагностики технического состояния передней подвески автомобиля. Узел является ответственным с точки зрения безопасности водителя и пассажиров, поэтому в случае его неисправности или износа колебаться не следует — нужно ставить новые детали.

Как обнаружить неисправность

Проверить исправность рулевых тяг можно самостоятельно, для этого потребуется только смотровая канава либо эстакада. Делать такую проверку на автомобиле ВАЗ 2106 желательно каждые 5 тысяч км или после каждой длительной поездки по плохим дорогам. Такой короткий интервал обусловлен качеством изготовления рассматриваемых деталей, в среднем они служат 15-20 тысяч км.

Чтобы осуществить диагностику, нужно поставить машину над канавой или заехать на эстакаду и зафиксировать транспортное средство ручным тормозом. Взявшись одной рукой за стержень тяги около наконечника, надо резким движением надавить его вверх, а потом вниз. Исправный наконечник либо вовсе не имеет люфта, либо он составляет пару миллиметров, рукой это ощущается.

Если люфт больше, а при этом стержень тяги легко крутится в обоих шаровых пальцах, то замена наконечников ВАЗ 2106 неизбежна. Таким способом надо проверить все 6 пальцев, и при их ярко выраженном износе лучше произвести замену всей рулевой трапеции, которая состоит из 3 тяг.

Случается, что в соединениях люфт отсутствует, но защитные пыльники порвались или потрескались. Если их не поменять, то постоянно набивающиеся в шарнир пыль и грязь сделают свое дело: узел быстро выйдет из строя. Изношенные пыльники подлежат обязательной замене. Для выполнения работы потребуется минимум инструментов:

  • набор накидных или рожковых ключей;
  • монтажная лопатка;
  • съемник для выпрессовки шаровых пальцев из посадочных мест.

Съемник представляет собой металлический стакан с прорезью, для того чтобы его можно было надеть на сошку рулевого механизма или маятника. Такой есть почти в каждом гараже, где стоит ВАЗ 2106 или другая модель «классики» Жигулей.

Инструкция по выполнению замены

Замена рулевой трапеции производится на смотровой яме или эстакаде. Порядок разборки следующий.

  1. Ослабить и открутить гайку крепления шарового пальца. На некоторых машинах еще можно встретить рулевые тяги с зашплинтованными гайками. В таком случае придется предварительно извлечь шплинты, согнув их усики пассатижами.
  2. Со стороны округлого конца рулевой сошки вставить съемник таким образом, чтобы его опорная площадка оказалась под рычагом сошки.
  3. Вращая ключом болт вверху съемника, выпрессовать его из гнезда.
  4. Операцию повторить на всех остальных наконечниках.

Иногда при откручивании гайки, в силу загрязненности резьбы шаровой, палец начинает вращаться вместе с гайкой, провернувшись в посадочном месте. Тогда, чтобы открутить гайку, надо заблокировать его монтажной лопаткой. Небольшая особенность: левая и правая крайние тяги ВАЗ 2106 отличаются друг от друга, поэтому после снятия их лучше пометить.

Элементы рулевого управления: 1 — боковая тяга; 2 — сошка; 3 — средняя тяга; 4 — маятниковый рычаг; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 — правый поворотный кулак; 8 — верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 — правый рычаг поворотного кулака; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — правый лонжерон кузова; 12 — пробка маслоналивного отверстия; 13 — картер рулевого механизма; 14 — вал рулевого управления; 15 — облицовочный кожух вала рулевого управления; 16 — рулевое колесо; 17 — труба верхней опоры вала рулевого управления; 18 — кронштейн вала рулевого управления; 19 — левый лонжерон кузова; 20 — стяжные хомуты регулировочной муфты; 21 — левый поворотный кулак

После того как все 3 тяги сняты, нужно новые детали подогнать под длину старых. Это касается двух крайних рулевых тяг. С помощью резьбы крепления наконечников на них производится регулировка угла схождения передних колес. Чтобы колеса изначально не смотрели в разные стороны, закручиванием или выкручиванием наконечников на новых деталях подгоняется их длина под размер снятых элементов.

Следующий этап — установка новых тяг, шаровые пальцы которых вставляются в посадочные места, после чего сверху закручивается гайка. Затягивать ее нужно с хорошим усилием. Если имеется отверстие для шплинта, то вставить последний и разогнуть усики.

Чаще всего из строя выходят наконечники, находящиеся по краям, возле колес. Тогда их можно поменять поодиночке. Разборку производить можно по той же инструкции, но выпрессовать только один конец тяги. Потом нужно раскрутить хомут, который фиксирует вращение детали по резьбе. Замена рулевых наконечников заключается в том, чтобы вывернуть старую деталь, а потом на такую же длину вкрутить новую и затянуть хомут. После чего можно вставлять палец в гнездо и затягивать гайку.

Работа шарнирных тяг

На большинстве современных автомобилей поворот колёс осуществляется за счёт зубчатой рейки. А вот на автомобилях классического семейства «Жигулей» вместо рейки используется устаревшая технология с использованием специальных тяг, получивших название «рулевая трапеция». Этот механизм не отличается большой надёжностью. Максимум, на что можно рассчитывать – это 50 000 километров пробега, хотя на деле ресурс редко превышает 30 тыс. км. Конструктивно устроен механизм просто, и при наличии опыта ремонта автомобилей и знаний предмета провести ремонтные работы или замену составных частей можно самостоятельно.

Для чего нужна и как работает трапеция

Шарнирные тяги служат промежуточным звеном между рулевым валом и ступицей колёс спереди, усилие передаётся через поворотные кулаки. Главное назначение – это поворот передних колес одновременно в ту сторону, куда поворачивается руль.

Данный механизм крепится к передним лонжеронам и конструктивно состоит из следующих частей:

  • средняя тяга;
  • правая тяга;
  • левая тяга.

Средняя часть представляет собой трубку с шарнирными механизмами по обе стороны. Боковые части состоят из короткого и длинного наконечников. Соединяются друг с другом специальным хомутом и двумя болтами.

Принцип работы трапеции выглядит следующим образом.

  1. При повороте рулевого колеса начинает вращаться вал рулевого механизма и хвостовик редуктора. Благодаря червячному механизму на сошку передается больший крутящий момент при сниженном количестве оборотов.
  2. Сошка начинает поворачиваться, а вместе с ней и средняя тяга с левой. Одновременно с этим средняя тяга передает усилие на правую часть трапеции посредством кронштейна.
  3. Все три части поворачиваются в ту или иную сторону в зависимости от того, в какую сторону идет рулевое колесо, а вместе с тем начинают синхронно поворачиваться и передние колёса.

На втором лонжероне закрепляется рычаг маятникового типа, который выполняет функции дополнительного шарнира. На концах всех трёх тяг есть конусные пальцы, благодаря которым трапеция находится всегда в строго горизонтальном положении, независимо от хода подвески автомобиля.

Особенности конструкции шарнирных тяг

Средний элемент – самый простой по своему строению. Он представляет собой неразборный стержень, на концах которого находятся шарниры. Конусные пальцы тяг устанавливаются в отверстия сошек и фиксируются с помощью корончатых гаек, а для дополнительного крепления применяется шплинт.

Правая и левая тяги состоят из наружного наконечника с пальцем и внутреннего с шарниром. Соединяются они между собой при помощи хомута с резьбой и двумя болтами. Конструкция боковых тяг состоит из нескольких частей и может разъединяться. Сделано это для возможности регулировки развал/схождения колёс. Длина может изменяться за счёт закручивания или откручивания хомута с резьбой, таким образом регулируется положение передних колёс.

Шарнирные наконечники всех тяг идентичны по своей конструкции и состоят из следующих частей:

  • палец с резьбой и отверстием под шплинт;
  • пыльник (защитный чехол из резины или силикона);
  • корпус из прочного металла;
  • сухарь (опорный вкладыш);
  • пружина;
  • крышка, установленная в корпус.

Шаровая опора (шарнир) работает по общему принципу с подшипником, т. е. металлический шар вращается в корпусе из пластика. На более дорогих и качественных шаровых производители врезают в крышку на корпусе тавотницу для возможности смазки с помощью шприца. Внешние или наружные тяги и справа, и слева одинаковые, внутренние – имеют отличия. Правый рычаг изогнут, чтобы не задевал при движении корпус коробки передач.

Если проверка выявила неисправность рулевых тяг (см. «Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле ВАЗ 2106»), замените их, так как шарниры тяг неразборные.
Для замены на автомобиле ваз 2106 рулевых тяг вам потребуются: пассатижи, ключ «на 22», отвертка, молоток и… … съемник шаровых шарниров.

ПРИМЕЧАНИЕ
Возможна замена как рулевой трапеции в целом (отсоединив пальцы шаровых шарниров от поворотных рычагов, сошки и маятникового рычага), так и отдельных рулевых тяг.
Замена показана на примере правой рулевой тяги при снятом с автомобиля ваз 2106 (для наглядности) переднем колесе. Остальные рулевые тяги заменяют аналогично.

1. Снимите с автомобиля передние колеса (для удобства работы), расшплинтуйте гайку наружного рулевого наконечника.

2. Отверните гайку рулевого наконечника.

3. Установите съемник. Заворачивая гайку съемника, выпрессуйте наконечник рулевой тяги из ушка поворотного рычага.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

При отсутствии съемника нанесите несколько резких ударов молотком вдоль оси рычага до выхода наконечника рулевой тяги из его ушка. 4. Выведите палец из ушка рычага.
5. Отсоедините палец внутреннего шарнира рулевой тяги таким же способом.
6. Установите на автомобиль ваз 2106 новую рулевую тягу в порядке, обратном снятию.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для облегчения последующей регулировки схождения колес установите длину новой правой или левой рулевой тяги, равную длине заменяемой тяги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не забудьте отрегулировать на автомобиле ваз 2106 схождение колес после установки новых рулевых тяг.

Схема рулевого управления Ваз 2106: 1 – нижний шаровой шарнир; 2 – поворотный кулак; 3 – верхний шаровой шарнир; 4 – рычаг поворотного кулака; 5 – наконечник рулевой тяги; 6 – ось маятникового рычага; 7 – кронштейн маятникового рычага; 8 – маятниковый рычаг; 9 – редуктор рулевого механизма; 10 – уплотнитель вала; 11 – вал рулевого управления; 12 – игольчатые подшипники верхнего вала; 13 – облицовочный кожух; 14 – рулевое колесо; 15 – подрулевые переключатели; 16 – труба кронштейна; 17 – кронштейн рулевого вала; 18 – регулировочная муфта; 19 – рулевая сошка; 20 – средняя тяга; 21 – рулевой наконечник с шарниром в разрезе; 22 – боковая тяга.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм включает в себя рулевое колесо, рулевой вал, червячный редуктор и детали крепления. Рулевое колесо закреплено гайкой на верхнем шлицевом конце рулевого вала. На колесе установлен включатель звуковых сигналов, закрытый пластмассовой крышкой. Нижняя часть рулевого вала соединена со шлицевым концом вала редуктора с помощью шлицевого наконечника и стяжного болта. Верхняя часть рулевого вала вращается в игольчатых подшипниках, закрепленных в кронштейне крепления вала. На пластмассовой втулке установлены подрулевые переключатели. Кронштейн вала руля закреплен на кузове двумя гайками и двумя винтами со срезными головками. В гнезде кронштейна установлен выключатель зажигания с блокирующим механизмом. Конструкция кронштейна позволяет изменять наклон вала по вертикали для компенсации отклонения соосности рулевого вала и вала червяка. Кронштейн и верхняя часть рулевого вала закрыты пластмассовыми кожухами. Картер редуктора рулевого механизма Ваз 2106 закреплен тремя болтами на левом лонжероне кузова внутри отсека двигателя. Между картером и лонжероном установлены шайбы, подбором толщины которых регулируют отклонения соосности рулевого вала и вала червяка по горизонтали. В картере редуктора на двух разборных шариковых подшипниках установлен червяк, который входит в зацепление с роликом вала сошки.

Осевой зазор в подшипниках Ваз 2106 регулируется подбором прокладок между картером и крышкой. Вал сошки вращается в двух бронзовых втулках, запрессованных в картер. На верхнем конце вала сошки установлен двухгребневой ролик, а на нижнем, на конических шлицах – сошка рулевого механизма. Глубина зацепление ролика с червяком регулируется винтом, установленным в верхней крышке картера. Рулевой привод состоит из трех тяг, сошки, кронштейна маятникового рычага и поворотных рычагов цапф. На концах цельной средней тяги установлены шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и сошкой рулевого механизма. Боковые тяги разрезные, состоят из двух частей, соединенных между собой резьбовой муфтой. Муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами. При вращении резьбовой муфты изменяется длина тяги и, соответственно, схождение колес автомобиля.

В наконечниках тяг установлены шаровые шарниры для соединения с рычагами поворотных цапф, сошкой рулевого механизма и маятниковым рычагом. Кронштейн маятникового рычага закреплен двумя болтами на правом лонжероне кузова, в отсеке двигателя. В кронштейне установлены две пластмассовые втулки, в которых вращается ось рычага. Угол поворота колес Ваз 2106 ограничен двумя упорами на сошке, которые при максимальных поворотах рулевого колеса упираются в корпус редуктора.

Рулевая тяга – часть автомобиля, которая служит соединительными звеном между поворотным кулаком и рулевым механизмом. Именно благодаря ему передние колёса автомобили изменяют свой угол, и автомобиль изменяет направление.

Реалии наших дорог таковы, что после проезда небольшого участка дороги вы можете сильно повредить рулевую тягу автомобиля и лишится большой суммы денег. На СТО ремонт тяги стоит, как четверть автомобиля, поэтому будем ремонтировать своими руками. Напомним, что в предыдущей статье мы рассматривали в гаражных условиях.

Замена рулевой тяги ВАЗ 2106

1. Шплинт закручен гайкой, диаметром 22 миллиметра. Поэтому подбираем соответственный гаечный ключ и вынимаем крепление пальца шарового шарнира.

2. Рычаг поворотной цапфы прочно удерживает палец наконечника. Поэтом нужно его выпрессовать с помощью съёмника.

4. Подставив упор в рычаг выпрессуйте пальцы шаровых шарниров. Для этого нужно хорошенько ударить по нему торцом молотка удобного диаметра. Если такого молотка нет, подставьте подходящий стержень.

5. До того, как производить замену наконечника или боковой тяги, нужно померять длину тяги, которая уже установлена на автомобиле. Измерять нужно между центрами заглушек.

6. Тяга, устанавливаемая на машину должна совпадать с длинной предыдущей тяги. Удобнее всего менять длину тяги, прокручивая резьбовую муфту, предназначенную специально для регулировки. После произведения контрольных замеров, затяните хомуты муфту.

7. Проверьте углы установки колёс. Если они будут неправильные, снимите тягу и отрегулируйте их. При неправильно регулировке колёс, возникает вероятность их трения об элементы корпуса.

Рулевое управление на автомобиле ваз 2106 состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, расположенный в картере, рулевое колесо, вал руля и детали крепления.

Рулевое колесо — пластмассовое, армированное стальным каркасом. На рулевом колесе установлен включатель звукового сигнала, контактная часть которого закрыта пластмассовой крышкой.

Неисправности

Причина неисправности Способ устранения неисправности
Увеличенный свободный ход рулевого колеса
Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками

Увеличенный зазор в подшипниках червяка

Затяните гайки болтов крепления картера рулевого механизма

Отрегулируйте зазор зацепление ролика с червяком

Отрегулируйте зазор в подшипниках червяка

Тугое вращение рулевого колеса
Деформация деталей рулевого привода

Неправильная установка углов передних колес

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага

Низкое давление в шинах передних колес

Повреждение деталей шаровых шарниров

Отсутствует масло в картере рулевого механизма

Несоосность вала червяка с валом рулевого механизма

Замените деформированные детали рулевого привода

Проверьте углы установки колес и отрегулируйте

Установите нормальное давление в шинах передних колес

Проверьте и замените поврежденные детали шаровых шарниров

Проверьте и долейте масло в картере рулевого механизма. При необходимости замените сальник

Отрегулируйте шайбами соосность валов

Шум (стуки) в рулевом управлении
Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

Ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Ослабление гаек крепления поворотных рычагов

Отрегулируйте зазор в подшипниках ступиц передних колес

Затяните гайки шаровых пальцев рулевых тяг

Замените втулки или кронштейн маятникового рычага в сборе

Отрегулируйте затягивание гайки оси маятникового рычага

Отрегулируйте зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка

Замените наконечники или рулевые тяги

Затяните гайки крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Затяните гайки крепления поворотных рычагов

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колес
Давление в шинах не соответствует норме

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Дисбаланс колес

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком

Проверьте и отрегулируйте углы установки передних колес

Отрегулируйте зазор в подшипниках ступиц передних колес

Отбалансируйте колеса

Отрегулируйте зазор в зацеплении ролика с червяком

Увод автомобиля ВАЗ 2106 от прямолинейного движения в какую-либо одну сторону
Неодинаковое давление в шинах

Нарушены углы установки передних колес

Различная осадка пружин передней подвески

Неполное растормаживание одного или нескольких колес

Проверьте и установите нормальное давление в шинах

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

Замените непригодные пружины передней подвески

Проверьте кулаки и рычаги подвески, негодные детали замените

Проверьте состояние тормозной системы, неисправность устраните

Неустойчивость автомобиля
Нарушены углы установки передних колес

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

Отрегулируйте зазор в подшипниках ступиц передних колес

Проверьте и затяните гайки шаровых пальцев рулевых тяг

Замените наконечники шаровых шарниров или рулевые тяги

Проверьте и затяните гайки болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Отрегулируйте зазор в зацеплении ролика и червяка

Проверьте поворотные кулаки и рычаги; замените деформированные детали

Утечка масла из картера рулевого механизма
Износ сальника вала сошки или червяка

Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма

Повреждение уплотнительных прокладок

Замените сальник вала сошки или червяка

Затяните болты крепящие крышки картера рулевого механизма

Замените уплотнительные прокладки

Тюнинг

Почти наверняка специалисты посоветуют вам установить спортивный руль с диаметром около 320 мм. Это неплохое компромиссное решение для многих старых моделей ВАЗа. С таким диаметром руля вы сможете парковаться с большей маневренностью. При этом рекомендуется дополнительно установить травмобезопасный стакан.

Некоторые выберут спортивный тюнинг в виде рейки с небольшим числом. Сразу отметим, что эта редкая продукция и стоить она будет как минимум в два раза больше классических устройств. Зато с ней вы получите практически спортивные характеристики и сможете поворачивать колеса за два рулевых оборота. Плюс к этому монтируется подобная рейка просто, так как пазы под новый крепеж и шлиц совпадают с заводскими. Но не стоит забывать, что вы жертвуете удобством ради спортивных ощущений, ведь вырастают рулевые усилия.

Итак, с рейкой разобрались, что же еще можно сделать в плане тюнинга? Разумеется, следует позаботиться о полноценной регулировке развала и схождения. Ведь после улучшения рулевого управления вполне возможно появление бокового увода автомобиля. Кроме того, с помощью настройки развала-схождения, можно даже изменить управляемость в сторону нейтральной. То есть при таких изменениях колеса на всех осях будут лишены сцепления в экстремальных условиях вождения, и машина будет скользить без потери направления движения наружу поворота. Стандартное поведение колес, предусмотренное на заводе, несколько иное. В обычных условиях подобная система более маневренная, но лишена удобной поворачиваемости. Поэтому на неочищенной ото льда дороге вы будете ощущать, что колеса «увиливают», да еще и передние шины раньше задних потеряют сцепление с трассой.

В общем, специалисты при корректировке развала-схождения ВАЗовских моделей советуют повышать схождения и отрицательный развал на передней оси. При этом следует снижать схождения сзади. Есть еще пара менее популярных методов регулировки развала-схождения, которые по характеристикам близки к нейтралке.