Езда на роботизированной коробке. Роботизированная КПП. Эксплуатация и обслуживание

Вторник, 23 июля, 2013 20:18:22

Жизнь летит с такой скоростью, что уже можно произнести цифру «несколько десятилетий назад», для определения времени появления автоматической коробки передач. По сравнению с автоматом коробка-робот, получившая широкое распространение уже в 21 веке, до сих пор считается новинкой, о которой известно не всем водителям. Чаще других марок, роботизированная трансмиссия используется на автомобилях марки Опель, и у них она имеет специфическое название Easytronic.

Чем отличается робот от механики и автомата?

Чтобы устранить этот пробел в званиях о роботизированной трансмиссии, давайте разберемся, что она на самом деле из себя представляет. Для этого мысленно поставим рядом два автомобиля. Первый, с механической коробкой передач, второй с автоматической. Автомобиль на роботе это гибрид приводов этих автомобилей. От механики на него установлена такая же коробка передач. От автомата две педали и селектор, правда несколько отличающийся.

Селектор коробки-робот


Получается, что коробка-робот – это стандартная МКПП с валами и шестернями, но само переключение передач в ней осуществляется не через рычаг, а через специальный привод, который и называется сложным словом Изитроник.

Надо сказать, что рычаг в Опелевской коробке-робот тоже присутствует, но он всего лишь электрически передает команды на блок управления роботом Easytronic , а не перемещает шестерни, как в обычной коробке. Роботы Пежо, Форд, Мазда и Тойота имеют аналогичный принцип действия. Стоит сказать, что наряду с роботами существуют похожие принципом действия коробки передач, такие как Tiptronic Porsche и Steptronic BMW, которые обеспечивают работу в ручном и автоматическом режиме, но по конструкции они все же более похожи на коробку автомат, поэтому их не стоит путать иотносить в разряд роботов.

Как правильно ездить на коробке-робот Изитроник?

Рассматривая Опелевский робот, как самого часто встречающегося представителя этого типа трансмиссии, отметим, что коробка Easytronic может работать как автоматическом, так и в ручном режиме. При этом, в режиме автомата коробка-робот самостоятельно переключает передачи при достижении определенных оборотов коленчатого вала двигателя.

Однако, стоит помнить, что Изитроник – это не полноценный автомат а лишь привод включения передач и выжима сцепления к механической коробке, заменяющий педаль сцепления. Поэтому, если при управлении автомобилем на полноценном автомате в пробках можно удерживать машину нажатием на педаль тормоза, то на роботе рекомендуется перевести коробку в нейтральное положение. Если этого не делать, происходит повышенный износ выжимного подшипника сцепления, и даже возможен сбой селектора передач при перегреве.

Еще одна особенность робота заключается в том, что при переключении передач есть разрыв потока мощности двигателя. Выражаясь менее мудрено и более приближенно к ответу на вопрос, как правильно ездить на роботе, скажем, что при переключении передач желательно слегка сбрасывать газ. Т.е. нужно всего лишь немного разгрузить двигатель, что бы дать коробке передач сигнал на переключение. Если обороты двигателя достаточны для переключения, то Easitronic перейдет на другую передачу именно под этот сброс газа. Если не делать этого, то коробка передач самостоятельно притормозит двигатель, что может быть поначалу немного непривычно. Но понимая, что происходит, привыкнуть к роботу не сложно.

Эксплуатация коробки-робот Изитроник в ручном режиме.

Передачи на роботе можно переключать и самостоятельно, включив ручной режим. В этом случае управление автомобилем будет аналогично езде на механике, правда, без педали сцепления. Надо сказать, что рычаг КПП в коробке-робот всегда находится в среднем положении. При включении передачи рычаг подталкивается в нужное положение вперед или назад, и он сам возвращается в середину.

Хитрости и тонкости работы робота.

· Снабженной умной электроникой, привод переключения передач Easytronic может самостоятельно переключать передачи при достижении критических оборотов коленчатого вала.

· Искушенным водителям стоит знать, что при резком двойном толчке рычага можно перескакивать через передачи, если обороты двигателя позволяют это. Электронная система управления предотвращает ошибки включения пониженных передач при большой скорости движения автомобиля.

· Обращаем ваше внимание и на то, что возможен переход из ручного режима в автоматический и наоборот непосредственно при движении автомобиля, но эту возможность не рекомендуется использовать слишком часто, так как это уменьшает ресурс привода переключения.

· При включении зимнего автомобиль начинает движение со второй передачи.

· При включении спортивного режима передачи включатются более резко, что повысшает динамику автомобиля.

· Как и на автомате, на роботе есть режимКик-даун. Работает он тандатрно: при резком нажатии на педаль газа коробка понижает передачу, что обеспечит более быстрый разгон автомобиля, что бывает нужно, например, при обгоне.

Особенности сервисного обслуживания коробки-робот Изитроник

1. Т.к. по конструкции основа коробки робот – это МКПП, то одной из её частей так же является сцепление. Замена сцпления производится в среднем каждые 80-100 тыс. км пробега.

2. Элекронный модуль управления роботом настраивается на изменения толщины диска сцепления. Эта настройка называется адаптация точки схватывания и производится раз в 10-15 тыс км пробега, правильнее всего адаптацию привязывать к замене масла, т.к. делается это в автосервисе при помощи диагностического опелёвского сканера.

3. Большинство проблем, связанных с изитроником решаются перепрограммированием системы управления. Но бывают проблемы и с механической частью, а именно с приводами. В большинстве случаев причиной этого есть неправильная эксплуатация, тяжёлые условия работы, загрязнение.

4. В случае перехода коробки в аварийный режим на приборной панели загорается ошибка « F ». Причин для возникновения этой ошибки может быть несколько, поэтому важно обратиться на станцию имеющую оборудование и опыт ремонта Опелей на роботах.

Автосервис Эксперт оборудовал специальный участок Эксперт-Опель

К слову сказать, если вам по географии удобно обратиться на нашу станцию, то мы выполняем ряд специализированных операций по диагностике и ремонту Опелей с Изитроником:

· Компьютерная дианостика Easytronic

· Адаптация точки схватывания сцепления Easytronic

· Ремонт коробки передач

· Ремонт блока выбора передач

· Замена подшипников блока Easytronic

· Замена электрощеток блока Easytronic

· Easytronic

· Замена сцепления Easytronic

· Ремонт системы ABS дляустранения ошибок по блоку Easytronic

· Ремонт электрики тормозной системы для устранения ошибок по блоку Easytronic

Заключение и обобщение информации по коробке робот Easytronic

Механическая часть коробки передач Опель изитроник обычно служит дольше, нежели обыкновенная механическая коробка Опель потому, что переключение происходит в благоприятных условиях за счет автоматической работы сцепления. При этом, на автомобиле с коробкой передач Easytronic можно достигнуть неплохой плавности, комфорта и экономичности, но важно соблюдать общие правила и рекомендации к эксплуатации во избежание преждевременного выхода её из строя.

Желаем всем долгой и приятной эксплуатации любимого Опеля и с удовольствием приглашаем на сервисное обслуживание и ремонт.

Многие считают и, между прочим, вполне обоснованно, что прогрессом движет не что иное, как обычная человеческая лень. Именно поэтому многие автомобильные инженеры стараются облегчить жизнь автолюбителям и хотят видеть в салоне автомобиля не три педали, как обычно, а всего две – педали тормоза и газа.

Роботизированная коробка передач как усовершенствование «механики» и альтернатива «автомату»

Всё просто, это обычная механическая коробка переключения передач, правда, дополненная несколькими вспомогательными системами. Данные системы отвечают за работу сцепления (включают и выключают), а также последовательно переключают передачи вверх или вниз, при этом правильно её выбирает. Даже принцип работы роботизированных коробок передач такой же, как и у механической коробки.

Но, конечно же, есть и отличия, самым главным из которых является наличие актуаторов, то есть работой сцепления в роботизированной коробке поручено сервоприводам. Актуаторами управляет электронный блок, а в рабочее движение приводит компактный электромотор. Так, например, при ручной работе «робота», водитель перед началом движения включает первую передачу. Электронный блок распознаёт команду и при этом первый сервопривод выжимает сцепление, а второй в это время перемещает нужный синхронизатор и фиксирует первую передачу.


Схема работы роботизированной коробки передач

Далее сервопривод начинает плавно отпускать сцепление. Последующие передачи включаются аналогичным способом. Однако, если водитель перейдёт на автоматический режим переключения передач, действия немного поменяются. Команда на смену передач поступит от компьютера, он же учтёт скорость движения, обороты двигателя, не оставит без внимания показания систем ABS и ESP.
В данном случае водитель будет являться статистом, то есть его задачей будет оперировать педалями, а уже электроника и исполнительный механизм коробки будут делать черновую работу. Отзывы о роботизированных коробках показывают два отличных друг от друга полюса:

  • плюсы: это малая масса, экономичность (расход топлива на 7 -10% меньше, чем у «механики»), низкая стоимость;
  • минусы: рывки при переключениях и как следствие, плохая приемистость. Ради долговечности и сохранности сцепления роботизированная коробка при смене передач разрывает поток мощности от двигателя к колёсам на довольно большое количество времени.

Конечно, производители борются с этим и пытаются заменить два актуатора одним электромагнитным, тут «убиваются сразу два зайца» — уменьшились габаритные размеры и масса, но самое главное, время включения передач уменьшили аж в восемь раз. Нужно обязательно отметить и такое новшество, как появление роботизированных коробок с двумя сцеплениями . Данные коробки отличаются высокой скоростью работы, долговечностью, и именно они имеют будущее. Отметим, что водители привыкли к такому виду трансмиссии и сами сбрасывают обороты двигателя перед переключением, и, конечно же, агрессивная езда у таких шоферов не приветствуется.

Отличия роботизированной коробки от «автомата» и «вариатора»

«Автомат» пришёл на смену механической коробке в середине пятидесятых годов прошлого столетия. Популярность автоматической коробки вполне объяснима, ведь у неё по сравнению с роботизированной коробкой передач переключения происходят плавно, без разрыва потока мощности между двигателем и колёсами. Но и соответственно имеется крупный минус – это большая масса. Вес прибавился из-за того, что шестерни в автоматической коробке заменены планетарными передачами, прибавилась гидравлическая система, а сцепление представлено теперь гидротрансформатором. Нынче не редкость автоматические коробки с восемью ступенями передач. Но правда, стоит отметить, что эффективность работы «автомата» хуже, чем у «механики».

Видео: Роботизированная коробка передач DSG

«Вариаторы» по своей конструкции интересны тем, что не имеют вообще передач. Наиболее распространена клиноременная схема. То есть в конструкции имеется два шкива, один из которых соединён с двигателем, а другой с трансмиссией. Ремень или цепь приводят в действие крутящий момент двигателя. Минусы, конечно, тоже есть. Коэффициент полезного действия двигателя сильно снижает наличие гидромуфты.
Понятно, что при выборе типа трансмиссии будет учитываться и чисто субъективное мнение автолюбителя. Если вам предстоит толкаться в пробках – обратите внимание на «автомат» или «вариатор», если вы часто съезжаете с асфальта – механика предпочтительней. Но учиться водить автомобиль лучше всего на «механике», тут лучше чувствуется двигатель и поведение автомобиля.
Резюмируя выше изложенное, отметим — роботизированная коробка передач — это механическая коробка с автоматизируемым управлением.

Наиболее известны конструкции роботизированной коробки:

  • DSG (Direct Shift Gearbox);
  • SMG (Sequential M Gearbox);
  • Изитроник.

Как ездить на коробке «робот»

Особенности управления коробкой «робот»

Чтобы получать удовольствие от вождения автомобиля с роботизированной коробкой, нужно запомнить ряд рекомендаций:

  1. Помогайте переключать передачи (сбросив обороты двигателя перед самим переключением);
  2. Нельзя нажимать на педаль газа резко (сработает защита и включится нейтраль);
  3. При подъёме в затяжную гору, перейдите на ручное управление (не будет циклических переключений);
  4. Разгоняйтесь плавно (уменьшатся толчки при переключениях);
  5. Нельзя двигаться очень долго в медленном темпе или в гору (сцепление при постоянной пробуксовке перегреется);
  6. Двигайтесь в режимах, при которых сцепление полностью включено.

Плюсы и минусы роботизированных коробок передач.)

Видео: Новая роботизированная коробка передач

Положительных аспектов данного агрегата можно насобирать множество и используем при этом отзывы простых владельцев «роботов». Конструкция коробки является по сути той же механикой, значит, она более надёжная, чем у автомата или вариатора.

Плюсы коробки «робот»

  • При меньших объёмах ей требуется соответственно меньше масла (3 литра), у классического автомата – около 6-8 литров;
  • У такого вида трансмиссии высокая ремонтопригодность, любой сервис изучил конструкцию коробки досконально;
  • Сцепление имеет ресурс больше на 30 -40% по отношению к другим типам коробок;
  • Практически все роботизированные коробки имеют режим переключения передач в ручном режиме, то есть управлять автомобилем можно практически как на механике;
  • А самым главным достоинством можно считать экономичность, расход топлива примерно такой же, как на механике.

Минусы коробки «робот»

  • Самое обидное здесь то, что многие роботы не программируются. То есть, чтобы поменять прошивку у некоторых коробок, придётся менять блок управления коробкой целиком;
  • Задумчивость роботизированной коробки тоже не даёт покоя водителю, приходится просчитывать каждый момент перестроения до мелочей и переходить на пониженную передачу заранее;
  • Не редки случаи, когда досаждают рывки при переключениях передач в движении или при трогании с места, лечится это только перепрошивкой или заменой блока управления.

Но ко всему можно привыкнуть, и, конечно же, можно без труда приноровиться к «роботу».
В заключение хочется сказать: не надо бояться роботизированных коробок. По отзывам владельцев, они не так уж и страшны, в содержании особых хлопот не доставляют. Поэтому при выборе типа трансмиссии прислушайтесь к себе, и если это ваше – берите и получайте удовольствие.

С момента появления роботизированной коробки передач прошло немало времени, однако вопрос, что лучше «робот» или «автомат» по-прежнему остается актуальным. Для того чтобы в нем разобраться, необходимо четко знать особенности строения конструкции, принцип работы, достоинства и недостатки роботизированной трансмиссии.

Что такое роботизированная коробка передач?

Роботизированная КПП является, по сути, обычной механической трансмиссией, в которой функции выключения переключения передач и сцепления являются автоматическими. Работой КПП руководит электронный блок, в котором заложен определенный алгоритм управления. Очень часто такую коробку передач называют «два в одном». Владелец автомобиля, в котором установлена данная трансмиссия, одновременно получает удобное и комфортное управление, плюс, завидную экономию топлива.

Есть еще одно немаловажное достоинство – «робот» в большинстве случаев стоит значительно дешевле автоматической КПП . В последнее время ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили именно роботизированными КПП. Причем данный тип трансмиссии можно встретить в бюджетных моделях и в моделях премиум класса.

Как работает роботизированная коробка передач?

Принцип работы «робота» точно такой же, как у простой механической КПП. Однако отличия все же имеются. Особенность роботизированной КПП заключается в том, что работа сцепления в ней поручена сервоприводам или актуаторам. Их работой заведуют электронный блок, а в движение они приводятся с помощью компактного электромотора.

Предположим, что роботизированная коробка работает в ручном режиме. Перед тем как тронуться с места, водитель включает первую скорость. Электронный блок принимает эту команду, распознает и передает ее сервоприводам. Причем в момент, когда первый сервопривод выжал сцепление, второй одновременно перемещает нужный синхронизатор, фиксируя первую передачу. Затем сервопривод плавно отпускает сцепление.

Включение всех последующих передач происходит аналогично. В случае, если водитель решит перейти на режим автоматического переключения скоростей, порядок операций будет немного другим. Смена передач происходит по команде компьютера, который также учитывает количество оборотов мотора, скорость движения, показания АБС и системы курсовой стабилизации. Из этого следует, что функция водителя заключается в управлении педалями . Всю остальную черновую работу сделают исполнительный механизм КПП и электроника.

Чем отличается автоматическая коробка передач от роботизированной?

Известно, что автоматическая КПП пришла на смену «механике». Популярность «автомата» вполне понятна – переключение передач в ней происходит плавно, без разрыва потока мощности между мотором и колесами. Однако автоматическая трансмиссия весит значительно больше «механики». Увеличение массы конструкции произошло в результате замены шестерен планетарными передачами. Также появилась гидравлическая система, а сцепление стало гидротрансформатором.

Автоматическая КПП не имеет ничего общего с «механикой», а вот «робот» является той же механической КПП, но только с блоком управления . Также «автомат» отличается мягким и плавным переключением скоростей. Роботизированная коробка, наоборот, работает медленнее. При этом не исключены рывки, толчки и дергания.

«Робот» поддерживает функцию ручного управления, а в автоматической трансмиссии такая опция отсутствует. Также роботизированная коробка является намного экономичнее, чем автоматическая. В плане обслуживания и ремонта «робот» также на первом месте. Отремонтировать такую КПП гораздо легче, быстрее и что самое главное, намного дешевле .

Устройство роботизированной коробки передач

Основу конструкции роботизированной трансмиссии составляет механическая коробка. «Робот» может иметь гидравлический или электрический привод сцепления и передач.

Электрический привод содержит два сервомеханизма – механическую передачу и электродвигатель. Действие гидравлического привода осуществляют гидроцилиндры, которыми управляют электромагнитные клапана. Такой привод называется электрогидравлическим. В некоторых конструкциях роботизированных КПП, оснащенных электрическим приводом используются гидромеханический блок. Он оснащен электромотором, который перемещает главный цилиндр привода сцепления. Электропривод отличается низкой скоростью работы. Время переключения передач составляет всего 0,3-0,5 секунды. Небольшим является потребление энергии.

Гидравлический привод постоянно поддерживает оптимальное давление в системе, следовательно, ему требуется расходовать значительно больше энергии. Однако, несмотря на это скорость его работы намного выше, чем у электропривода. Как показала практика некоторые «роботы» с гидравлическим приводом, которые входят в оснащение спортивных автомобилей, демонстрируют поистине потрясающую скорость переключения передач . Например, в спорт-каре Ferrari 599 GTO передачи переключаются всего за 0,06 секунд, а в Lamboghini Aventtador этот показатель составляет рекордные 0,05 секунд .

Подобные качественные характеристики повлияли на область применения роботизированных КПП. Именно поэтому на бюджетных автомобилях чаще всего устанавливают коробку передач с электрическим приводом, а на более дорогих моделях можно встретить «робота» с гидравлическим приводом. С помощью входных датчиков отслеживаются основные параметры трансмиссии. Датчики собирают данные о частоте вращения на входе и выходе. Также учитывается информация положения вилок включения передач и селектора. Помимо этого датчики отслеживают и контролируют температурный режим и давление масла в гидравлическом приводе. Вся собранная датчиками информация передается в блок управления.

Поступившие от датчиков сигналы электронный блок управления обрабатывает и формирует. В соответствии с заложенными программами блок создает алгоритмы воздействия на исполнительные механизмы, которые начинают исполнять сформированные команды. В процессе работы электронный блок активно взаимодействует с системой ABS, ESP, а также с системой управления двигателем. Если в КПП установлен гидравлический привод, то система управления оснащена дополнительным гидравлическим блоком управления. Он обеспечивает управление гидроцилиндром и давлением в системе.
Не последнюю роль в работе «робота» играют исполнительные механизмы. Они будут разными для каждого типа привода. Для электрического привода исполнительным механизмом будет электродвигатель, а для гидравлического функцию исполнительного механизма будут осуществлять электромагнитные клапаны гидроцилиндров.

Как управлять «роботом»?

Получать удовольствие от езды на роботизированной трансмиссии – желание вполне осуществимое. Необходимо только запомнить несколько основных моментов:

  • Сбросьте обороты перед самым переключением передачи
  • Не нажимайте резко на педаль газа. В противном случае срабатывает защита и включается нейтраль
  • Если автомобиль поднимается в гору, переходите на ручное управление. Так вы избежите циклических переключений
  • Разгон следует набирать постепенно
  • Осуществляйте движение в режимах, при которых сцепление не работает и полностью отключено

КПП с двойным сцеплением

К основным недостаткам «робота» можно отнести большой период времени между переключением передач . Такая особенность негативно сказывается на работе и общей динамике автомобиля. При переключении возникают рывки, провалы, дергание, что значительно снижает уровень комфорта при езде и управлении автомобилем. Однако выход из сложившейся ситуации был найден – коробка передач с двумя сцеплениями , которая позволяет избавиться от переключения передач с разрывом потока мощности.

Оснащение КПП двойным сцеплением предоставляет большие возможности для водителя. Он может при выключенной передаче выбрать следующую и включить ее при необходимости, не прерывая работу коробки. Исходя из этого роботизированная КПП с двумя сцеплениями получила название преселективной коробки передач. Ее большим преимуществом является высокая скорость, с которой переключаются передачи. Причем зависит она от того, с какой скоростью переключаются муфты.

К тому же преселективная КПП отличается компактными размерами, что позволяет устанавливать ее даже в малолитражных автомобилях. Столь мощный силовой тандем, как высокая скорость переключения передач и непрерывно передаваемый крутящий момент, наделяют автомобиль отличной разгонной динамикой и высокой топливной экономичностью.

Плюсы и минусы

Самым главным достоинством роботизированной КПП является ее высокая экономичность. При небольших оборотах потребуется всего 3 литра масла. Такая трансмиссия не требует дорогого обслуживания и весит гораздо меньше своих «более продвинутых собратьев». Управлять «роботом» легко. Для удобства пользования специальные опции переключения передач могут быть вынесены на рулевое колесо. Благодаря своей конструкции коробка обеспечивает автомобилю прекрасную динамику, маневренность и отличное время разгона. К недостаткам можно отнести не слишком плавное и мягкое переключение передач. Также существует некоторая задержка между переходом скоростей. Между включением необходимой передачи и началом ее выполнения есть небольшой промежуток во времени.

Практически при любой остановке автомобиля потребуется переводить рычаг в нейтральное положение. В случае если автомобиль часто эксплуатируется в трудных условиях и имеют место пробуксовки, ресурс «робота» исчерпывается намного быстрее. Такая коробка не предназначена для суровых испытаний на прочность. Оптимальным вариантом для «робота» является твердое дорожное покрытие. Вполне очевидно, что недостатки не такие уж и серьезные. Наши водители привыкают ко всему. Ко всем этим дёрганьям, рывкам и «задумчивости» роботизированной КПП со временем приспосабливается каждый водитель. Да и все эти неприятности никаких абсолютно хлопот владельцу автомобиля не доставляют. Ну, а если учитывать высокую экономичность, удобство эксплуатации, отличные ходовые показатели, то роботизированная коробка передач может стать самым верным и правильным решением.

Многие автолюбители слышали о роботизированной коробке передач. А кое-кто кто уже приобрел и эксплуатирует машину с такой своеобразной трансмиссией. В чем заключаются достоинства и недостатки робота? Что это такое и как найти общий язык с этим хитрым устройством?

Механическая коробка передач робот является альтернативой традиционной автоматической трансмиссии. По сути – это обычная механика, но вместо вас под капотом трудится умный исполнительный механизм.

По команде от электронного блока управления гидроцилиндры в нужный момент размыкают и замыкают сцепление, а также включают подходящую передачу. Водитель с помощью селектора лишь задает желаемый режим работы робота: например передний или задний ход.

И все бы ничего, вот только робот, как примерный ученик автошколы, работает по заранее прописанному алгоритму. Во время разгона при достижении определенных оборотов двигателя машина сама сбрасывает газ. Потом делает паузу. Где-то под ковриком без вас выжимается сцепление и включается следующая передача.

Весь этот процесс сопровождается приличной задержкой и чувствительным клевком, особенно если водитель сильно жмет на педаль акселератора. Поэтому машину с роботом лучше разгонять неспеша, как принято говорить, поездить с использованием трети, максимум половины хода педали газа. В противном случае вы издергаете и себя, и пассажиров, и автомобиль. Процесс переключения будет сопровождаться крайне неприятными рывками.

Следует учитывать и другой момент. Во время ползучего, вялотекущего движения в автомобильных пробках при каждой продолжительной остановке следует переводить рычаг в нейтраль. Ведь если машина стоит, а передача включена, то сцепление находится в выжатом включенном состоянии. По сути это то же, что на автомобиле с обычной механикой, только вместо вашей левой ноги сцепление выжимает робот. В такой ситуации изнашивается и корзина сцепления, и выжимной подшипник, и сам ведомый диск. Помните об этом, пожалейте тяжело нагруженный механизм. Выключайте передачу в нейтраль до очередного троганья с места.

На самом деле, если бережно обращаться с роботизированным сцеплением, то и с такой хитрой коробкой можно ездить без проблем, причем с заметной экономией топлива. Владельцу автомобиля нужно только понять и прочувствовать алгоритм переключения передач. И не забывать чаще пользоваться нейтралью.

А вот перед тем как заглушить двигатель и поставить на стоянку автомобиль, передачу лучше оставить включенной. Для пущей надежности всегда задействуйте штатный стояночный тормоз. Безопасный ручник – обязательное условие эксплуатации автомобиля с роботизированной трансмиссией.

Практика и отзывы других автолюбителей показывают, что с роботом можно и нужно подружиться любому мало-мальски опытному водителю. Счастливого вам пути на технически исправном автомобиле.

Видео

Как известно, в мире существует несколько типов автомобильных трансмиссий: всем известная механика и так называемый автомат. Но в последнее время автопроизводители стали укомплектовывать свои новинки роботизированной коробкой. КПП «робот» - что это за трансмиссия и как она устроена? Обо всем этом и не только - далее в нашей статье.

Характеристика коробки

КПП «робот» - что это за трансмиссия? Она представляет собой механическую коробку, в которой функции включения сцепления и переключения передач автоматизированы. Таким образом, вся работа КПП зависит не от водителя, а от электронного блока с определенным алгоритмом управления. Сам же водитель дает лишь входную информацию для трансмиссии.

Устройство

Роботизированная коробка может несколько различаться по конструкции, однако общее ее устройство неизменно. Такой тип трансмиссии представляет собой механическую КПП с системой управления передачами и сцеплением. Причем неважно, каким производителем этот агрегат был изготовлен.

Автоматизированные «роботы» имеют сцепление фрикционного типа. Это может быть либо пакет дисков, либо отдельный механизм. Наиболее надежной и долговечной считается конструкция с двойным сцеплением. «Фольксваген Гольф» был первым автомобилем, который стали оснащать модернизированной КПП «робот». Отзывы водителей отмечали хорошую реакцию электроники и быстроту переключения скоростей при разгоне. К тому же конструкция коробки с двойным сцеплением позволяла обеспечить передачу крутящего момента без разрыва потока мощности. При этом время на переключение скоростей составляло меньше одной секунды. Но, как показала практика, такие коробки «живучи» только на ровных немецких автобанах. При эксплуатации на наших дорогах (грунтовка, щебенка и постоянные ямы) ресурс КПП с двойным сцеплением сокращается вдвое.

Но вернемся к устройству конструкции. Сам привод сцепления может быть как электрическим, так и гидравлическим. В первом случае являются электродвигатель и механическая передача. Гидравлический же привод осуществляется при помощи специальных цилиндров. Последние, в свою очередь, управляются электромагнитным клапаном.

В некоторых случаях роботизированные коробки с электроприводом имеют гидромеханический блок с электродвигателем, который перемещает цилиндр привода сцепления. Ярким примером тому служит трансмиссия Easytronic, которая применялась на автомобилях марки «Опель».

«Робот», КПП с электрическим приводом, отличается относительно невысокой скоростью переключения передач (от 0.3 до 0.5 секунды). Но при этом он не нуждается в поддержании постоянного давления в системе, как это необходимо для гидравлических аналогов.

В то же время гидравлические КПП имеют более быстрый цикл переключения передач, который составляет от 0.05 до 0.06 секунды. По этой причине данный тип трансмиссии используется на большинстве современных гоночных машин и суперкаров (таких как «Феррари» и «Ламборджини»). На автомобилях бюджетного класса подобные коробки не применяют даже в качестве «опции».

Как работает КПП «робот»?

Работа и контроль над большинством механизмов данной трансмиссии осуществляется электронной системой, в которую входит главный блок управления, а также множество вспомогательных датчиков. Последние отслеживают все необходимые параметры КПП (положение вилок выключения передач и селектора, давление масла и т. д.) и передают их в основной блок. После электроника формирует дальнейшие действия и посылает их в виде коротких сигналов на исполнительные механизмы (электропривод и электроклапаны). Так и происходит плавное и быстрое переключение передач.

Режимы работы

Несмотря на то что конструкция роботизированной коробки основана на принципах работы механики, по желанию водителя она может функционировать в автоматическом режиме. Как работает КПП «робот» в таком случае? При переходе на автоматический режим электронный блок самостоятельно реализует заданный программой алгоритм управления коробкой. Водителю лишь остается нажимать на педаль газа и следить за ситуацией на дороге. В пробках работа робота «на автомате» очень выручает. В ручном режиме водитель имеет возможность самостоятельно переключать передачи с пониженной на повышенную и наоборот.

Управление осуществляется при помощи классического рычага КПП.

Актуальность коробки в России

К сожалению, наши автопроизводители еще не ввели в практику установку роботизированных трансмиссий на свои автомобили. Однако совсем недавно завод ВАЗ заявил, что уже с 2015 года на автомобили ВАЗ «Приора» КПП «робот» будет устанавливаться серийно. Вес коробки составит порядка 34 килограмм, при этом она очень стойка к русским зимам. И если прежний автомат блокировал запуск мотора при -27 градусах, то теперешний «робот» может работать даже при 40-градусном морозе. Также ВАЗ заявил номинальный срок службы данной КПП, который будет составлять ровно 10 лет (правда, гарантийный срок почему-то заканчивается уже на 3-м году). Таким образом, завод ВАЗ старается возродить былую популярность отечественной «Приоры». Сейчас он настроен серийно производить модели 2170-2172 как минимум до 2020 года.

Преимущества

Многие водители говорят, что роботизированная коробка вобрала в себе все плюсы автомата и механики. То есть при движении вы одновременно получаете комфорт действия АКПП и при этом не беспокоитесь о повышенном расходе топлива. Вообще, высокая экономичность - главное достоинство роботизированных коробок. В основе их конструкции лежит компьютер с определенной программой управления, который распределяет усилия крутящего момента максимально рационально. В отличие от простого водителя, электроника никогда не «психует» в пробках, не впадает в депрессию, стойка к физическим нагрузкам и усталости. Именно поэтому такие коробки очень быстро обрели популярность на мировом рынке. Сейчас роботизированная трансмиссия устанавливается на автомобили класса А, В и С (в том числе и на седан «Тойота Королла»). КПП «робот» был поставлен и на немецкий полноприводный джип «Фольксваген Амарок». Сейчас "немец" в такой комплектации доступен как на европейском, так и на российском рынке.

Но это еще не все плюсы, которыми может похвастаться КПП «робот». Отзывы владельцев отмечают высокую надежность данной трансмиссии. И только при пробеге в 200-250 тысяч километров она может потребовать замены некоторых механизмов. Ремонт КПП «робот» касается, в основном, сцепления, которое терпит большие нагрузки, особенно на труднопроходимых участках дороги.

По своей стоимости данная коробка значительно дешевле стандартного автомата. Да и в обслуживании очень неприхотлива КПП «робот». Замена масла - это, пожалуй, единственная операция, которую с ней нужно производить раз в 50-60 тысяч километров.

Особенности веса

Ну и, конечно же, вес коробки. По этому параметру она превосходит автомат в несколько раз. В среднем снаряженная масса роботизированной КПП для легковых автомобилей составляет всего 30-40 килограмм. В то же время автомат весит от 50 до 100 килограмм.

То есть с «роботом» автомобиль становится более легким, а соответственно, снижается нагрузка на двигатель, колеса, амортизаторы и т. д.

Недостатки

Главным минусом роботизированной трансмиссии является ее скорость переключения передач. Да-да, именно из-за этого фактора возникают большие нагрузки на двигатель автомобиля, который находится в пробке. Машина начинает разгоняться рывками, что в большей степени подходит для спортивной езды. Поэтому для любителей плавной манеры передвижения на всех «роботах» есть режим «типтроник».

И если с проблемой рывков производителям данных трансмиссий все же удалось справиться, то вопрос безопасности езды авто по склонам до сих пор не решен. Дело в том, что роботизированная коробка не имеет постоянной связи с двигателем. Поэтому при движении КПП может самопроизвольно отключиться, и тогда машина на склоне катится вниз. Но, к счастью, таких нелепых ситуаций зафиксировано очень мало. Поэтому роботизированную коробку можно охарактеризовать как одну из самых лучших среди всех существующих и как отличный аналог автомата.

Признаки неисправности КПП «робот»

Что это за трансмиссия, мы уже выяснили. Теперь о том, в каких местах данная коробка может сломаться. Первые симптомы, говорящие о грядущем ремонте роботизированной трансмиссии, появляются нескоро (примерно на 8 год эксплуатации или через 200 тысяч километров пробега). По достижении этого момента коробка начинает «творить чудеса», а именно самопроизвольно переключаться на «нейтраль». Причем такая беда случается на всех режимах работы трансмиссии.

Иногда симптомом неисправности становятся рывки при трогании авто с места. В таком случае на автомобилях «Ниссан» и «Тойота» КПП «робот» требует замены ведомого

Конечно, определить истинную неисправность могут лишь специалисты. Но чаще всего на таких КПП ломается сцепление (не исключение и японская машина «Тойота»). КПП «робот» в таком случае ремонтируется путем установки ремкомплекта актуатора либо полной его замены на новый механизм.

Также неисправность роботизированной коробки может быть спровоцирована износом и его направляющей. Здесь приходится покупать новый комплект сцепления, а иногда менять переднюю часть корпуса в сборе. Но в любом случае отремонтированная коробка станет пригодной к эксплуатации еще на 150-200 тысяч километров.

Подводим итоги

Подытожим все вышеописанное. Итак, «робот» - это механическая трансмиссия с блоком управления. Она может работать и как механика, и как автомат. При этом ее конструкция проще, чем у АКПП. Также «робот» более надежен и неприхотлив в обслуживании. Автомобиль с данным типом трансмиссии потребляет на 10-15 процентов топлива меньше, чем тот, который оснащен автоматом. Плюс ко всему - водитель почти не тратит время на переключение передач (касается коробок с гидравлическим приводом).

Заключение

Мы выяснили, как работает КПП «робот», что это за механизм и в чем его особенности. Как видите, данный тип трансмиссии отлично подходит как для любителей механики, так и для фанатов автомата. Ведь в любой момент она может преобразиться из МКПП в АКПП. Но все же ее не до конца исследовали наши автолюбители, потому большинство из них боятся покупать машину с такой коробкой. Но, как видите, в обслуживании данная трансмиссия практически не нуждается, к тому же она очень надежная.