Разведывательно дозорные машины камаз 43269 дозор. Денис мокрушин. Защита и вооружение

Место Итог

Стратегическая победа русских
Окончание монголо-татарского ига

Стороны Командующие Силы сторон Потери

Начало военных действий

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством , лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Московского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена . Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой , недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки , а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Московского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину - Тарусу , а сына Ивана Молодого в Серпухов . Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне , где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери , с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году .

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск , Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары , союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру . Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

Противостояние на Угре

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы , которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело» .

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем , отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV ;
  • отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 (КамАЗ-43269) разработана открытым акционерным обществом «Камский автомобильный завод» совместно с ООО «Центр технического сотрудничества при МГТУ им. Баумана» в соответствии с утвержденным тактико-техническим заданием (ТТЗ) от 06 октября 1996 года. Производство корпусов для БПМ-97 было налажено на ОАО «Курганмашзавод». Сама же бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 собиралась на дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» ЗАО «Ремдизель».
Межведомственная комиссия, назначенная приказом Пограничной службы ФСБ России провела Государственные приемочные испытания и утвердила конструкторскую документацию, доработанную по результатам государственных испытаний, для серийного производства.
В ходе выполнения работ была разработана конструкторская документация на КАМАЗ-43269, в том числе, на бронекорпус линейной машины (без башни) и корпус с башенным боевым отделением; изготовлены один макетный (небронированный) и 3 опытных бронированных образца; проведены заводские и приемочные испытания и оценка защитных свойств отстрелом одного образца; проведена сертификация машин на соответствие ПДД и международным требованиям и получено от Госстандарта Одобрение Типа Транспортного Средства.
Решением межведомственной комиссии рекомендовано принять на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской федерации бронированную колесную машину для пограничных войск БПМ-97
Приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КАМАЗ-43269 принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.


"Выстрелы"
2.

3.

4.

Разведывательно-патрульная машина "Дозор" на базе "Выстрела" с различными вариантами вооружения
5.

6.

7.

На достигнутом результате ОАО «КАМАЗ» не планировало завершение работ по данной тематике. В период с 2005 по 2008 году за счет собственных средств ОАО» КАМАЗ» была реализована корпоративная программа, предусматривающая модернизацию двухосного автомобиля типа 4х4 и создание модификаций колесной формулы типа 6х6, 8х8 в рамках согласованного ГАБТУ МО тактико-технического задания.
В связи с наступившим в 2008 году мировым финансовым кризисом, для оптимизации и сокращения затрат ОАО «КАМАЗ» работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 приостановлены на этапе проведения испытаний опытных образцов и на сегодняшний день, учитывая начало работ по ОКР «Тайфун», продолжение работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 оценено как нецелесообразные.

Совместным с ГАБТУ МО РФ Решением «О порядке организации работ по оценке соответствия бронированного полноприводного автомобиля КАМАЗ- 43269 (проект «Выстрел») требованиям Министерства обороны Российской Федерации» было принято решение о проведении ускоренных Государственных испытаний опытного образца защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 .
Целью испытаний были проверка и подтверждение соответствия тактико-технических и эксплуатационных характеристик опытного образца автомобиля КАМАЗ-43269 требованиям ТТЗ в согласованном объеме и выдача рекомендаций о возможности принятия защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Был разработан и создан опытный образец защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 для поставки Минобороны РФ. С целью оптимизации конструкции корпуса и экономии финансовых средств корпус на защищенный автомобиль был изготовлен на ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»
8.

После проведения Государственных испытаний была создана межведомственная комиссия по рассмотрению результатов испытаний и изменений конструкторской документации, по результатам которой было принято Решение о рекомендации принять защищенный автомобиль КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Начальника автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (НГАБТУ МО РФ) базовое шасси под специальные транспортные средства КАМАЗ-43269 принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.

Преодоление рва с водой (Бронницы)
9.

Стрельбы на испытаниях http://www.youtube.com/watch?v=wLkM3Ki-TSI

http://youtu.be/6gf7n2oYi1c

В рамках модернизации (конструкторских изменений) базового шасси КАМАЗ-43269 по результатам войсковой эксплуатации и типовых испытаний внесен ряд конструкторских изменений, в частности:
- Введен воздушный фильтр пенальной конструкции
- Применена новая конструкция лобового стеклопакета
- Введены новые распашные люки
- Испаритель кондиционера установлен в нише крыши
- Установлена ФВУ в задней части корпуса
- Введена распашная крышка кожуха ТБ
- Увеличено расстояние между полом и верхней кромкой ТБ на 150 мм
- Изменены координаты люк водителя
- Введена дополнительная защита днища
- Увеличен проем моторного отсека в проекции лобового листа
- Введена установка запасного колеса
Дополнительно:
- Изменена прокладка трубопроводов
- Отопитель вынесен из под капота
- Увеличена высота крыши на 150 мм
- Введена механическая КПП
- Введено новое регулируемое сиденье на пневмоподвеске.
- Введены АКБ 6ТСТС100А меньших габаритных размеров.
- Введен молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/24 для облегчения пуска.

Модернизированный "Выстрел" выглядит так (Поскольку процесс модернизации не стоит на месте, на фото нет запасного колеса, которое располагается на месте правой кормовой двери)
10.

11.

12.

13.

ТТХ

Бронирование. Заявлено, что верх корпуса держит 12.7-мм пули из пулемета НСВ, нижняя часть корпуса и корма - пули 7.62-мм из СВД.
14.

Схемы машины
15.

16.

17.

18.

19.

20.

Наглядное отображение того, что поменялось в модернизированной машине
21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Новое в защите
32.

Еще некоторые улучшения на видео http://www.youtube.com/watch?v=f9s9AIx21T0

Кроме того:
- вызывавшая нарекания старая лебедка заменена на более современную;
- на машине появился стабилизатор поперечной устойчивости на задней оси, будет устанавливаться и на передней;
- чтобы приборы не давали ночью засвет на стекло перед водителем, что было в старых версиях, делают козырек;
- сиденья для большей противоминной устойчивости подвесили к боковым панелям. Теперь они располагаются не поперечно, а вдоль бортов, чего добились уменьшением колесной ниши. На каждом сиденье предусмотрены ремни безопасности;
- появился новый вариант обивки из пенополиуретана, который лучше сохраняет тепло;
- появившееся по требованию МО запасное колесо может опустить и поменять один человек, с помощью специальной блочной системы. К сожалению, появление запасного колеса привело к перекрытию правой кормовой двери и снизило полезную нагрузку машины на 200 кг (до 1000 кг)
- для удобства экипажа увеличена высота боевого отделения, что привело к возрастанию общей высоты автомобиля на 150 мм;
- планируется заменить нынешние отопители 1х4кВт и 1х8кВт, на 2х8кВт, сопряженных с фильтро-вентиляционной установкой.

В 90-е годы "Выстрел" разрабатывался, как машина для пограничных патрулей, что накладывает определенный отпечаток на возможности модернизации, т.е. сделать из него MRAP, например, не получится.

Испытания модернизированного "Выстрела" в горах
33.

http://youtu.be/4NOPSNbgAnU

Стрельбы модернизированного "Выстрела" во время испытаний в горах http://www.youtube.com/watch?v=BmKDvHEK10I

Мелькавшая ранее версия "Выстрела" с тремя осями, разработанная по заказу МО РФ, производится и закупаться не будет.

Идея создания боевых бронированных машин на базе колесной автомобильной техники витала в российской «оборонке» давно. Уж больно затратно все-таки производство тяжелых гусеничных машин и бронетранспортеров. Как показывает опыт, стоимость подобной бронетехники в четыре-пять раз выше той, которую можно создать на базе имеющихся грузовиков. К тому же существует множество задач, которые сподручнее решать именно с помощью колесной бронетехники. Да и опыт широкого применения подобных бронеавтомобилей в нашей армии имеется весьма богатый. Достаточно вспомнить послевоенные годы, когда было создано большое количество бронеавтомобилей на основе шасси и с использованием агрегатов и узлов выпускавшихся тогда грузовых машин, служивших нам верой и правдой и замененных впоследствии тяжелой техникой, призванной добыть победу в ядерной войне.

К счастью, глобальное ядерное противостояние уходит в прошлое. А вот огонь региональных конфликтов разгорается с неимоверной интенсивностью. Использовать в них танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры, конечно, приходится. Но львиную долю задач в таких конфликтах могли бы решать хорошо защищенные, более экономичные и дешевые колесные бронеавтомобили. Такие, например, как боевая пограничная машина «Выстрел».

Пусть читателей не смущает слово «пограничная»: «Выстрел» способен решать целый комплекс чисто боевых задач и в интересах армии, Внутренних войск и других силовых структур. Просто создавался он в 1997 году научно-техническим центром завода «КамАЗ» совместно с Московским государственным техническим университетом имени Баумана по заказу тогда еще самостоятельной Федеральной пограничной службы.

«Изюминка» БПМ-97 «Выстрел» состоит в том, что создана она на базе серийного двухосного полноприводного грузовика КамАЗ-4326, который выпускался Камским автомобильным заводом с 1995 года. Точнее говоря, все основные агрегаты и механизмы грузовика плавно перекочевали на броневик и заняли свое место в сварном бронекузове производства Курганского машиностроительного завода – того самого, который вот уже многие десятилетия выпускает проверенные вооруженными конфликтами и годами эксплуатации знаменитые боевые машины пехоты. В производстве кузова используется катаная броня, имеющая в разных местах машины разную толщину (т.е. дифференцированное бронирование). Например, верхние лобовые и бортовые листы защищают «Выстрел» от пуль крупнокалиберных пулеметов, в то время как все остальные проекции бронемашины выдерживают попадание 7,62-мм пуль. Днище БПМ-97 изготовлено с учетом возможности активного ее применения в условиях антипартизанской войны, когда требуется защитить экипаж не только от стрелкового оружия, но и от мин. Оно имеет форму клина, что значительно снижает воздействие ударной волны.

В корпусе бронеавтомобиля имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и командира. Десант может вести огонь через бойницы в корпусе, наблюдая за обстановкой через пуленепробиваемые стекла. Обзор механику-водителю и командиру машины также обеспечивают наклонные бронестекла, которые на первых образцах «Выстрела» прикрывались специальными бронекрышками. Впоследствии от них отказались за ненадобностью.

Корпус бронеавтомобиля разделен на отделение для экипажа и десанта, а также моторный отсек. В качестве двигателя используется стандартный проверенный временем восьмицилиндровый V-образный турбодизель с промежуточным охлаждением надувочного воздуха КамАЗ-740.10-20 с рабочим объемом 10,85 литра и мощностью 240 лошадиных сил. Он уверенно разгоняет БПМ-97 по шоссе до 90 км/ч. И хотя солярка не столь пожароопасна, как бензин, конструкторы «от греха подальше» вынесли основные 125-литровые протектированные топливные баки за пределы боевого и моторного отделений, закрепив их сзади на корпусе.

А чтобы машина не оказалась обездвиженной, в случае если противник поразит оба ее топливных бака, внутри имеется резервный 20-литровый бак, который позволит «Выстрелу» проехать еще добрую сотню километров. Кстати, воздухозаборник у «Выстрела» находится достаточно высоко, что позволяет ему преодолевать без предварительной подготовки броды глубиной до 1,75 метра.

Сцепление у машины фрикционное, сухое, двухдисковое, привод – гидравлический с пневмоусилителем. «Выстрел» имеет гидроусилитель руля, что позволяет уверенно управлять автомобилем в любых дорожных условиях. Пятиступенчатая коробка передач оснащена электрическим переключателем скоростей, что тоже очень удобно.

БПМ-97 в обычной комплектации предназначена для патрулирования, осуществления разведки, перевозки раненых и т.д. Однако конструкторы предусмотрели возможность превращения ее в грозную боевую единицу путем установки вращающейся башни с различным вооружением. Это может быть 30-мм автоматическая пушка или же аналогичного калибра гранатомет «Пламя», противотанковые ракетные комплексы типа «Фагот», «Корнет», «Конкурс» и другие, зенитный комплекс или же крупнокалиберные 14,5- и 12,7-мм пулеметы. На машине можно установить также дымовые гранатометы системы «Туча». В варианте штабной машины «Выстрел» оснащается различной аппаратурой связи и управления общей массой до двух тонн.

Надо отметить, что БПМ-97, как и все «серьезные» боевые машины, оснащена фильтровентиляционной установкой, позволяющей экипажу выполнять задачи в условиях радиационного, химического или бактериологического заражения местности. Кроме того, в ней установлен автономный отопитель, способный поддерживать необходимый тепловой режим вне зависимости от того, работает двигатель или нет. Возможна установка кондиционера. Это особенно важно, поскольку к «Выстрелу» проявили интерес заказчики из жарких стран, в которых эксплуатируются наши КамАЗы. Кстати, по предварительным прикидкам специалистов спрос на БПМ-97 может оказаться высоким и достичь порядка двух с половиной тысяч машин.

Несомненным достоинством «Выстрела», повторюсь, является то, что он создан на базе камазовского грузовика. Это не только упрощает его производство, существенно снижает себестоимость каждого автомобиля, но и позволяет наладить качественное техническое обслуживание. Да и ресурс БПМ-97 стал значительно выше, по оценкам экспертов, он превышает ресурс обычных бронетранспортеров, не говоря уже о гусеничных машинах, более чем в пять раз.

Поскольку «Выстрел» изготовлен на ходовой базе колесного грузовика, он обладает отменной маневренностью и имеет все привычные средства дорожной сигнализации, он может с успехом использоваться в мирных городских условиях, в том числе и в качестве инкассаторской машины для перевозки денег и ценностей.

Как подчеркивают специалисты, если БПМ-97 успешно зарекомендует себя в «горячих точках», то не исключено создание новых модификаций «Выстрела», но уже на базе трехосных автомобилей КамАЗ, что позволило бы существенно повысить их боевые возможности и значительно увеличить десантовместимость.

Основные характеристики БПМ-97 «Выстрел»

Колесная формула

Боевая масса, кг

Масса буксируемого прицепа, кг

Отечественная бронетехника всегда отличалась высокими характеристиками и солидностью. Легкие на вооружении появились не так давно, всего десять лет назад с выходом на рынок автомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел».

Необходимость создания легкого бронеавтомобиля

Вторая мировая война доказала эффективность использования легких бронемашин, которые уже были на вооружении многих стран. В Советском Союзе не было такой техники, которая бы не только мобильно доставляла небольшие подразделения к месту боя, но и участвовала в нем. Такой небольшой бронированный автомобиль был создан в пятидесятых годах прошлого века (БТР-40), но распространения он не получил. В армии использовались крупногабаритные тяжелые бронированные автомобили, начиная с БТР-50.

Но опыт показывал, что участия в военных действиях в Афганистане БМП и БТРов было недостаточно, необходимость перебрасывать незаметно небольшие группы подразделений спецназа вынуждала использовать внедорожники УАЗ, вооруженные крупнокалиберными пулеметами «Утес», в то время как в НАТО использовались легкие многоцелевые бронеавтомобили HAMWV (широко известный Hummer).

КамАЗ-43269 «Выстрел» по замыслу создателей и должен был стать таким легким бронированным автомобилем, который при необходимости мог принять участие в бою.

История создания БМП-97

НПЦ при в конце девяностых годов прошлого столетия совместно с ОАО «КамАЗ», так как за базу был взят автомобиль КамАЗ-4326, начал работу над проектом создания легкого бронированного автомобиля с кодовым названием «Выстрел».

Позднее КамАЗ-43269 «Выстрел» получил обозначение БПМ-97, то есть «бронированная пограничная машина», в отличие от давно известной БМП - «боевой машины пехоты».

Предполагалось, что автомобиль со стальным корпусом будет обеспечивать погранвойска при охране государственной границы.

Но первый опытный образец из-за дефолта 1998 года и отсутствия финансирования увидел свет только весной 2000 года, а в течение следующего года было изготовлено еще две машины.

Испытания показали, что БПМ-97 может пройти без капитального ремонта больше 270 тысяч километров.

На вооружение армии Российской Федерации и на экспорт в Казахстан и Азербайджан КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) стал поставляться в 2005 году.

Поскольку легкий бронированный автомобиль удобен для перевозки ценных гражданских грузов, его разрешили покупать и гражданским компаниям.

Собирался БПМ-97 из выпущенных ОАО «КамАЗ» узлов и агрегатов на заводе ЗАО «Ремдизель» там же в Набережных Челнах. «Курганмашзавод» изготавливал бронированный кузов для КамАЗ-43269 «Выстрел». Количество выпущенных на сегодня бронемашин составляет порядка ста пятидесяти, и почти все они в строю.

Конструкция БПМ-97

Использование узлов серийного внедорожника КамАЗ-4326 позволило не только быстро собирать бронеавтомобили, но сделало дешевле их изготовление и эксплуатацию, упростить ремонт и использовать для него средства, предназначенные для автомобилей, и шасси КамАЗ.

Конструктивно КамАЗ-43269 «Выстрел» представляет собой бронированный автомобиль, несущий стальной сварной кузов которого разделен, как в классическом автомобиле, на отделение для десяти человек и моторный отсек. Кузов установлен на шасси КамАЗ-432.

Боковые и кормовые двери и люки в крыше для личного состава позволяют быстро загрузиться и покинуть машину.

Экипаж из двух человек располагается в передней части отделения, а сидения для восьми десантников установлены вдоль бортов спиной к ним. Крупное наклонное лобовое стекло и небольшие окна в кормовых дверях и бортах позволяют следить за обстановкой.

Автономный отопитель позволяет независимо от того, работает ли двигатель, сохранять в отделении для экипажа и десанта рабочую температуру. Кроме того, машина оснащена системой коллективной защиты со специальной фильтровентиляционной установкой.

Защита и вооружение

Броня корпуса автомобиля КамАЗ-43269 выдерживает попадание с трехсот метров из а корма и нижняя часть корпуса - с тридцати метров из винтовки калибра 7,62 мм.

Бронированное днище специальной формы защищает от осколков противопехотных мин.

Для стрельбы из ручных видов оружия десанта и экипажа в бортах между окнами предусмотрены амбразуры с заслонками.

Патрульная бронемашина может комплектоваться в которой устанавливается вооружение различных типов. Это может быть пулемет «Корд» калибром 12,7 мм, калибр которого уже 14,5 мм, 30-мм гранатомет «Пламя», пушка 2А42 тоже калибра 30 мм или вовсе противотанковый ракетный комплекс.

По мощи вооружения «Выстрел» полностью оправдывает свое название.

Тактико-технические характеристики КамАЗ-43269 «Выстрел»

Характеристики двигателя позволяют бронемашине, снаряженная масса которой составляет 10,86 тн, а полная с грузом - 11,9 тн, развивать скорость на хорошей дороге до 90 км/час, при этом запас хода без заправки больше 1000 км. «Выстрел» может буксировать прицеп массой 5 тн.

Дизельный двигатель КАМАЗ-740.10-20 V8 с жидкостной системой охлаждения, мощность которого 240 л.с., располагается в моторном отсеке, защищенном от прямого попадания наклонным листом брони.

Кроме двух основных защищенных (протектированных) топливных баков общим объемом 250 литров, автомобиль оснащен еще и дополнительным бронированным двадцатилитровым баком.

Для бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» ТТХ включают и высокий дорожный просвет 385 мм, который наряду с крупными колесами 310-533 позволяет преодолевать броды глубиной 0,8 м, рвы, ширина которых 0,6 м, и стенки в полметра высотой.

Преимущества КамАЗ-43269

Большая вместимость при небольших габаритах и высокой проходимости - основное преимущество, ради которого, собственно, и создавался КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97). Фото обитаемого отсека показывает, что десять человек могут разместиться внутри него, не мешая друг другу.

Характерные обводы выступающего вперед носа машины, которые позволили установить лобовую броню под таким углом, обеспечили восьмой класс защиты носовой части БПМ-97.

Преимуществом этой легкой бронемашины является и возможность варьировать вооружение от пулемета до ПТРК.

Даже перед замечательным КАМАЗ-43269 некоторые преимущества все же имеет. Во-первых, он более чем в полтора раза дешевле, а ресурс значительно выше. Кроме того, при техобслуживании и ремонте он требует меньших трудозатрат. Эксплуатационные затраты на уровне обычного армейского многоцелевого автомобиля позволяют без ограничений эксплуатировать машину на дорогах общего пользования. Водители и обслуживающий персонал не требуют специальной подготовки для ее эксплуатации.

Недостатки КамАЗ-43269

Вызывают затруднения при быстрой погрузке десанта и проемы бортовых люков, выполненные в нижних бронелистах.

В ходе эксплуатации в боевой обстановке стали заметны и значительно более серьезные недостатки. При длительных нагрузках в машинах ломались рессоры или мог оторваться кардан, а при длительном обстреле из крупнокалиберного пулемета броня растрескивалась, причем не во всех и совершенно бессистемно и неожиданно, что вызывало нарекания в войсках и, в конце концов, от БПМ-97 отказались.

Однако конструкторы ОАО «КамАЗ» эти серьезные недостатки исправили, немного изменили форму лобового стекла и усилили лобовую броню (она стала и противопульной и противоосколочной). Так появилась модификация автомобиля «Выстрел» под названием «Дозор», которая позиционируется как пограничная патрульная машина, хотя может быть использована и для разведки.

При небольших габаритах (5300×2500×2300 мм) «Дозор» еще и очень мобилен, что защищает его от прямого попадания артиллерийских снарядов в условиях городских боев. Управляется «Дозор» как обычный крупный внедорожник, например, "Урал".

Мощное вооружение предполагает и размещение серьезного боекомплекта. Это может быть 1300 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов для крупнокалиберного пулемета; 350 гранат или 300 тридцатимиллиметровых снарядов вместо пятисот патронов. В боекомплект могут входить 4 ЗРК «Стрела-3» или 8 ПТУРС «Корнет-М».

Модификации КамАЗ-43269

Кроме двухосных машин БПМ-97, предназначенной для использования в погранвойсках, КамАЗ-43269 «Дозор» в качестве пограничной и разведывательной машины и модернизированного автомобиля «Выстрел», в 2008 году конструкторы ОАО «КамАЗ» предложили, а в следующем году собрали опытный образец аналогичного бронеавтомобиля, но трехосного, предназначенного для транспортировки тринадцати человек.

Еще одна машина на основе KamAZ-43269 «Выстрел» была представлена в 2010 году и предназначалась для дистанционного поиска и уничтожения современных управляемых минно-взрывных заграждений.

Специальный бронированный трехосный автомобиль СБА-60-К2 с красивым названием «Булат», в котором были использованы многие узлы и технические решения КАМАЗ-43269 «Выстрел», был представлен в 2011 году.

Легкая БМД (боевая машина десанта) «Воин» и БРМ (бронированная разведывательная машина) «Выдра» были созданы на основе автомобиля КамАЗ 43269 «Дозор».

Использование автомобилей Камаз-43269

В настоящее время модификации автомобиля КамАЗ-43269 используются в качестве разведывательных машин на Кавказе. Есть машины с оборудованием для беспилотных легких летательных аппаратов.

Автомобилями Камаз-43269 «Выстрел» обеспечены в ракетных войсках стратегического назначения все подразделения, которые отвечают за защиту ракетных баз и передвижных ракетных установок во время патрулирования.

Вместо тяжелого БТР-80 «Выстрел» используется Федеральной службой исполнения наказаний.

Техническая мысль идет вперед, появляются новые виды техники, но КАМАЗ-43269 «Выстрел» («Дозор») продолжает достойно нести службу.

КамАЗ-43269 «Выстрел» либо БПМ-97 – это легкобронированный бронеавтомобиль. Может дополнительно эксплуатироваться в качестве патрульного, пограничного, штабного, разведывательного или санитарного автомобиля.

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) - видео

Работы над разработкой БПМ-97 стартовали в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н.Э. Баумана в сотрудничестве с КамАЗ в одна тыща девятьсот девяносто семь году. Поначалу предложения о проекте были изготовлены всем силовым ведомствам РФ. Первым из серьезно заинтересовавшихся был глава Федеральной пограничной службы. БПМ-97 давалась роль частичной подмены на небезопасных участках границы и в жарких точках головного средства передвижения служащих, ГАЗ-66. Но дефолт одна тыща девятьсот девяносто восемь года привел к приостановке последующих работ над машиной. В одна тыща девятьсот девяносто девять году был сделан макет, который был продемонстрирован всем желающим.

Потому что заказанное ФПС количество машин, не позволило вполне покрыть расходы на разработку, то возможность приобрести БМП-97 дали штатским компаниям. Потому что их комфортно использовать в таких целях, как перевозка средств, взрывчатых веществ и ценных грузов.

В две тыщи 5 году, после того, как машины было разрешено продавать забугорным государствам, некое количество БПМ-97 приобрели Министерства внутренних дел Азербайджанской республики и Республики Казахстан. Уже в процессе эксплуатации были обнаружены такие значимые инциденты, приведшие к отказу от приобретения произведенной партии, как поломки рессор, появление трещинок в бронелистах и обрывы кардана. В конечном итоге, в две тыщи восемь году Минобороны приняло решение купить эту партию. В будущем году некое количество машин участвовали в учениях «Запад-2009».

Сборка машин осуществляется в Набережных Челнах на заводе ЗАО «Ремдизель». Агрегаты и узлы выпускаются «КамАЗом», а бронекузов на ОАО «Курганмашзавод».

Конструкция БПМ-97 – это вэдовый бронированный автомобиль со сварным несущим корпусом. В нем есть разделение на такие части, как отделение для десантников и экипажа, также моторный отдел. На корпусе размещаются лючки для десантников, старшего по автомобилю и механика, задние и боковые кормовые двери. При производстве БМП-97 применялись агрегаты и узлы автомобиля завышенной проходимости КамАЗ-4326. Такая мера отдала возможность сделать БМП-97 дешевле, упростить ремонт и создание, также производить ремонт и техосмотр средствами, применяемыми для шасси и автомобилей «КамАЗ». До того, как был произведен капремонт, пробег машины достигнул отметки двести 70 тыс.км.

БПМ-97 оборудована 125-литровыми протектированными баками и дополнительным 20-литровым баком в бронекорпусе. Также в ней имеется фильтровентиляционная установка и автономный отопитель, который дает возможность сохранять рабочую температуру в отделении для десантников и экипажа, независимо от того, в каком состоянии находится движок.

Модификации
КамАЗ-43269 «Дозор» - боевая разведывательная машина для использования в сухопутных войсках
БПМ-97 - для использования в пограничных войсках.
КамАЗ-43269 «Выстрел» - бронированный автомобиль со последующими дополнениями: изменено лобовое стекло, оборудованы стеклоочистители и система чистки воздуха, воздухозаборник размещен в другом месте.

Модификации 6х6
В две тыщи восемь году КамАЗ собирался не считая двухосного броневика «Выстрел» произвести подобные машины с 3-мя и 4-мя осями, чтоб их могли использовать, соответственно тринадцать и восемнадцать человек. В будущем году в вебе появилась схемы этих запланированных проектов, а чуток позже – фото броневика с 3-мя осями, вероятнее всего, нареченного «Изделием 69501».
В две тыщи 10 году на выставке МВСВ-2010 был изготовлен анонс бронированной машины 15М107 на базе КамАЗ-43269 «Выстрел». Ее функционал состоял в дистанционном поиске и ликвидации минно-взрывных заграждений, которые установлены с применением электрических схем управления.
В две тыщи одиннадцать году был представлен особый бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6), произведенный с применением агрегатов и узлов КамАЗ-5350 «Мустанг» и бронемашины КАМАЗ-43269 «Выстрел».

Автомобиль употребляют в целях разведки в Абхазии, Гудауте. Ряд техники обустроен оборудованием для пуска легких беспилотных летательных аппаратов.
Все противотеррористические подразделения ракетных войск стратегического предназначения обеспечены бронированными автомобилями «Камаз-43269» («Выстрел»).
Федеральная служба выполнения наказаний употребляет автомобиль, как основной автомобиль заместо БТР-80.

Всего, по состоянию на март две тыщи тринадцать года было произведено 100 50 КАМАЗ-43269 «Выстрел». По истинное время употребляется основная их часть.

Заявлено, что верх корпуса держит 12.7-мм пули из пулемета НСВ,
нижняя часть корпуса и корма - пули 7.62-мм из СВД.

Тактико-технические свойства КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)

Экипаж, чел. 2
Десант, человек 8
Движки КамАЗ-740.20 V8, КамАЗ-740.10 V8
Мощность мотора, л. с.: 240
Боевая масса, т 10,5
Размеры КамАЗ-43269 «Выстрел» Длина корпуса, мм: 5300
Ширина корпуса, мм: 2500
Высота, мм: 2300
Скорость по шоссе, км/ч 90
Припас хода по шоссе, км 1100
Тип подвески рессорная
Бронирование Тип брони: противопульная
Вооружение пулемёт «Корд», 12,7-мм или КПВТ, 14,5-мм
гранатомёт «Пламя», 30-мм.
боевой модуль БППУ МБ2