Распоряжение минтранса о нормах расхода топлива. Расход топлива для грузовых автомобилей. Какой автомобиль используется

Любые расходы, связанные с покупкой топлива, должны быть обоснованы с финансовой точки зрения, только после этого горючее можно списывать. Это касается, в первую очередь, тех предприятий, которые используют у себя различные транспортные средства. Именно в этом случае необходимо завести в отчетной документации такую графу, как «расход топлива». Нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ утверждает в определенные сроки.

Пунктами, которые будут описываться, и учитываться, должны стать как тип топлива, так и его количество к списанию. Учет израсходованного и оставшегося топлива ведут не сами водители, ведь доверить данный процесс им нельзя в силу возможных махинаций.

Как выглядят, рассматриваемые в 2019 году нормы расхода горючего?

Напомним, что норма расхода топлива является величиной, отражающей среднюю потребность в газе, солярке или бензине для разных видов автотранспортных средств на конкретное количество километров. Как правило, литры топлива рассчитываются на 100 км пути.

Этот показатель необходим организациям, имеющим несколько единиц служебного автотранспорта, которые числятся на балансе компании и применяются для рабочих целей.

Тип покупки топлива обговаривается между компанией, реализующей горючее, и организацией-покупателем. Если при продаже применяются сертификаты или талоны, необходимо вести учет из прихода и расхода. Каждый сертификат обязан иметь свою стоимость (эквивалент рубля). Исходя из этой статистики, организация, изготавливающая талоны, учитывает количество потраченных на них средств. Чеки, описывающие процесс покупки топлива, прилагаются к самой документации.

Покупать топливо можно при помощи сертификатов (талонов, карт) или за наличные. Во втором варианте обязательно нужно определить принадлежность средств определенному лицу, также необходимо определять и сроки покупки. По истечению трех дней лицо, которое покупало горючее, обязано предоставить чеки. Если же топливо покупается по безналичному расчету, нужно заострить внимание на моменте передачи горючего от одного лица к другому. Другими словами – или момент заправки транспортного средства, или сама передача карт либо талонов.

С целью того, чтобы правильно произвести списание горючего, нужно учитывать всю документацию, включая талоны, для того, чтобы предусмотреть расход и приход топлива, согласно оговоренных норм. Такие правила предусмотрены для разных транспортных средств, но нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ рассчитывает только с учетом движения по прямой, ровной дороге и без учета различных нештатных ситуаций. На самом деле все проходит с некоторыми отклонениями от заданных рамок, именно поэтому и нужно вводить в документацию поправочные коэффициенты.

Существуют заданные базовые нормы, среди которых следующие моменты. Если транспортное средство движется с грузом, к нему применяется базовая норма, предусматривающая 100 километров пути, если же механизм занимается какой-либо работой, действует транспортная норма.

Нормы расхода топлива на 2019 год в последней редакции закона

Отметим, что распоряжение № АМ-23-р от 14 марта 2008 г. Минтранса РФ – основной юридический акт, который регулирует все нормы расхода горючего на 2019 год. Для того чтобы нормы акта соответствовали реальным значениям как для легкового, грузового так и тракторного транспорта, Минтранс постоянно уточняет показатели расхода топлива и вносит изменения в этот документ.

Последние изменения на 2019 год в это распоряжение были внесены распоряжением Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.

Дополнения новых моделей автотранспорта вносятся Министерством транспорта каждый год. В частности, в 2019 году в таблицу добавили такие модели:

Lada Granta 219010 1,6 (ВАЗ-11186) – базовая норма расхода топлива 8,2 л/100 км;
Lada Granta 219170 1,6 (ВАЗ-21127) – базовая норма расхода топлива 8,1 л/100 км;
Lada Priora 217020 1,6 (ВАЗ-2116) – базовая норма расхода топлива 8,0 л/100 км;
Lada Kalina 219410 1,6 (ВАЗ-11186) – базовая норма расхода топлива 8,6 л/100 км;
Lada Largus 1,6 RSOY5L (Renault K 4M 490) – базовая норма расхода топлива 10 л/100 км;
Lada Vesta 1,6 (ВАЗ 211209) – базовая норма расхода топлива 8,5 л/100 км;
Lada XRay 1,6 (ВАЗ 21129) – базовая норма расхода топлива 8,6 л/100 км;
Lada XRay 1,6 (Renault H4M) – базовая норма расхода топлива 8,2 л/100 км;
УАЗ- 3163-10 Patriot (ЗМЗ-40905)- базовая норма расхода топлива 13,8 л/100 км.

Последняя редакция норм расхода топлива на 2019 год определяет, что транспортное средство для перевозки пассажиров (автобус) подчиняется нормам, учитывающим количество человек и общую массу. Машины для перевозки сыпучих грузов также руководствуются нормой загрузки, но с учетом коэффициента 0,5. Также обращают внимание и на снаряженную массу. Транспортные средства, перевозящие груз, или автопоезда, регулируются нормой вида - 100 тонн-км, или же коэффициентом, который учитывает определенную величину перевозимого груза (вес). Существуют и более точные алгоритмы расчета, с учетом индивидуальных особенностей каждого ТС и условий его работы.

Расход смазочных материалов регулируют нижеприведенные пункты:

Любые версии автомобиля «УАЗ» - 2,2 литра смазочных жидкостей, 0,2 литра трансмиссионных и тормозных жидкостей, 0,05 литра дополнительных смазочных материалов, и, соответственно, 0,2 литра смазки пластичного типа.

Для транспортных средств зарубежных марок, изготовленных на просторах России, нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ утвердил следующие - 0,6 литра масла для двигателя, 0,1 литра тормозной и трансмиссионной жидкости, 0,03 литра масел специального типа, а также 0,1 литра смазки пластичного типа.

Любые автомобили «ГАЗ» - 1,8 литра масла для смазки двигателя, 0,15 литра трансмиссионных и тормозных жидкостей, 0,05 литра специальных масел, а также 0,1 литра смазки пластикового типа.

Иногда, при внесении поправок в расход горючего применяются некоторые коэффициенты. Нормы расхода топлива на 2019 год, последняя редакция, гласит следующее. В случае работы кондиционера, к общему расходу добавляют до 7%. 10-ти процентная надбавка применяется к транспортным средствам, проходящим обкатку. Грузовые машины добавляют до 10%, в случае же транспортировки грузов крупногабаритного типа 35%. Зимой вносится поправочный коэффициент в 5 – 20%. Новые автомобили (срок службы менее 5 лет либо пробег автомобиля менее 100 тыс. км) – 5%, старые (более 8 лет или с пробегом более 150 тыс. км) – 10%. Дороги с тяжелыми условиями – 30%, проходящие в горной местности – 20%.

Обратите внимание, что в 2019 году нормы расхода топлива, установленные Минтрансом РФ, являются рекомендованными, а не обязательными! Таким образом, бухгалтер организации вправе самостоятельно решить, как ему удобнее сделать расчеты по расходу топлива.

Как мы уже упоминали, в распоряжении Минтранса РФ есть таблица, в которой перечислены более 800 марок и моделей автотранспорта. При этом возможна ситуация, когда необходимо определить расход топлива, а искомой марки нет. В этом случае следует применить значения, которые указаны заводом-изготовителем транспортного средства или утвердить собственные нормативы.

В таблице, с которой вы можете ознакомиться в конце статьи, содержится и перечень моделей автомобилей иностранного производства.

Нормы расхода топлива для трактора в 2019 году

В распоряжении Минтранса РФ есть отдельное приложение, посвященное сельскохозяйственной технике – тракторам. Отметим, что показатели для тракторов не изменились. Расход топлива для них составляет от 7 до 30 литров на «сотню» километров.

Формула расчета расхода топлива в 2019 году

Для расхода топлива предусмотрена определенная формула. При ее создании учитывался тип работающей машины, ее индивидуальные параметры, горючее, которое использует двигатель, маршрут, снаряженный вес и режим передвижения. Помимо приведенных выше параметров, транспортная норма учитывает либо вес груза, либо, в случае если это автобус, количество пассажиров. Дизельное топливо, бензин или сжиженный газ, измеряются в литрах, обычный газ исчисляется кубическими метрами. Итак:

0.01 х Hs х S х (1 + D х 0.01), где

Hs – предусмотренная норма расхода,

S – общая пройденная дистанция,

D – коэффициент поправки.

Данный коэффициент (который указан в нормах расхода горючего за 2019 год министерства транспорта России) заложено несколько факторов, которые учитывают не только технические моменты автомобилей, но и дорожные условия.

Например, транспортное средство, имеющее расход в 8,3 литра, передвигающееся в холодный период в городских условиях, получит набавку к расходу в 20% + 12%, тогда конечный расход, с учетом всех коэффициентов будет – 10,96 литра. Расход смазочных материалов привязывается к расходу топлива с учетом двадцатипроцентной надбавки для старых автомобилей.

Также помимо расчета норм расхода топлива по формуле, распоряжением Минтранса от 20.09.2018 № ИА-159-р, в 2019 году возможно использовать информацию о расходе топлива, полученную от завода-изготовителя авто. При таком расчете необходимо учитывать процедуру испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 "Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности".

Повышающий коэффициент для городов, численностью более 1 миллиона на 2019 год.

В отношении транспортных средств, которые эксплуатируются в городах с населением более одного миллиона, в 2019 году норма расхода топлива увеличивается:

Для городов, в которых проживает от 1 до 5 миллионов человек на 25%;
для городов, в которых проживает более 5 миллионов человек на 35%.

Как в 2019 году правильно списать расходы на бензин?

В завершении статьи предлагаем вам несколько общих рекомендаций относительно порядка списания расходов на топливо:

1. Организации, занимающиеся грузоперевозками, списывают топливо по путевым листам (в этом документе отражают пробег автотранспорта).

2. Расход топлива в бухгалтерском учете:

Следует применять 10 счет с субсчетами;
постановку топлива на приход отражают в дебете 10 счета;
списание топлива указывают в кредите 10 счета.

3. Расход топлива в налоговом учете:

Расход солярки/газа/бензина вносят в материальные расходы;
если транспорт используют в служебных целях, то использованное топливо относят к графе «Прочие расходы».

Следует иметь в виду, что в налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактически используемому количеству топлива, так и по нормам.

Скачать распоряжение Минтранса РФ, содержащее нормы расхода топлива, можно

В любой организации, чья предпринимательская деятельность связана с использованием транспортных средств, отдельной статьей учитываются издержки на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год озвучил давно и важно о них знать. При этом затраты по данной статье не могут быть списаны без предварительного экономического обоснования. Установка нормы расхода топлива производится после выбора подходящего типа ГСМ.

Для основных категорий транспорта нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год разработал, но основная проблема заключается в том, что они составлены с расчетом на движение по прямой трассе с дорожным покрытием в отличном состоянии. В реальности подобные условия крайне редко встречаются, поэтому появляется необходимость в использовании поправочных коэффициентов.

Нормы на расход масла

Общая формула вычисления показателя затрат ГСМ: 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1+D ∙ 0,01), где Hs – базовая норма, S – пробег, D – поправочный коэффициент. Полный список коэффициентов можно найти в нормах расхода топлива от российского Министерства транспорта на 2016-2017 год.

Уровень базовой нормы зависит не только от типа транспорта, но и от используемого им вида ГСМ, массы транспортного средства, маршрута, режима движения и других особенностей машины. Что касается транспортной нормы, в ней, помимо вышеперечисленного, учитывается масса перевозимого груза или пассажиров.

Поправочные коэффициенты, которые влияют на норму расхода (их регламентируют нормы расхода топлива на 2016-2017 год, последняя редакция):

  • если срок эксплуатации машины составляет менее 5 лет, то допускается превышение нормы расхода до 5%, для транспортных средств старше 5 лет – до 10%;

В любой организации, чья предпринимательс кая деятельность связана с использованием транспортных средств, отдельной статьей учитываются издержки на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Нормы расхода топлива на Минтранс РФ 2016-2017 год озвучил давно и важно о них знать. При этом затраты по данной статье не могут быть списаны без предварительного экономического обоснования. Установка нормы расхода топлива производится после выбора подходящего типа ГСМ.

Сведения о затратах горючего подлежат занесению в путевой лист. Изначально ведением этой отчетности занимались водители. Однако в последнее время все более широкое распространение получает практика заполнения путевых листов начальством предприятия. Это связано с частыми случаями фальсификации данных со стороны водителей.

Как устанавливаются нормы расхода топлива на 2016-2017 год? Последняя редакция

Покупка горюче-смазочных материалов для транспорта предприятий осуществляется двумя способами: за наличные средства либо по специальным топливным картам, талонам или другим сертификатам.

Если горючее было приобретено за наличные, следует специальным приказом установить, кому и сколько денежных средств было выдано, а также зафиксировать сроки. У водителя есть трое суток по истечению периода, на который выделялись наличные, чтобы сдать начальству отчетность о затратах.

Если покупка топлива производится по системе сертификатов, определяющим фактором становится момент передачи водителю прав собственности на ГСМ. Фиксировать можно, в зависимости от условий договора с поставщиком горючего, либо время передачи сотруднику талонов, либо время заправки автомобиля.

Все операции с топливными сертификатами необходимо документировать. Эти данные будут нужны при расчете с поставщиком, когда предприятие будет оформлять заявку на кассовый расход, чтобы осуществить перевод средств за печать талонов и за купленные ГСМ. Все чеки, выданные на заправочных станциях, водитель обязан сохранить и сдать вместе с путевым листом.

Списание топлива производится на основании нормы его расхода. Данная норма устанавливается, чтобы привести фактические затраты горючего в соответствие с предполагаемым уровнем. В идеале, фактический расход ГСМ должен быть ниже нормы.

Для основных категорий транспорта нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год разработал , но основная проблема заключается в том, что они составлены с расчетом на движение по прямой трассе с дорожным покрытием в отличном состоянии. В реальности подобные условия крайне редко встречаются, поэтому появляется необходимость в использовании поправочных коэффициентов.

Нормы на расход масла

Также существует норма по замене масел и смазки:

    Модели ГАЗ: моторное масло – 1,8 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,15 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.

    Модели УАЗ: моторное масло – 2,2 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла - 0,2 литра; пластичная смазка – 0,2 литра.

    Иномарки: моторное масло – 0,6 литра; специальные масла – 0,03 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,1 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.

Данные нормы установлены в расчете на 100 литров горючего. Для старых транспортных средств применяется повышающий коэффициент 1,2.

Общая формула вычисления показателя затрат ГСМ: 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1+ D ∙ 0,01), где Hs – базовая норма, S – пробег, D – поправочный коэффициент. Полный список коэффициентов можно найти в нормах расхода топлива на 2016-2017 год от российского Министерства транспорта.

Нормы расхода топлива на 2016-2017 год – Минтранс РФ регламентирует

Методы расчета базовых норм отличаются для разных категорий транспорта:

    для автобусов учитывается снаряженная масса и загруженность пассажирами;

    для грузовых машин, осуществляющих транспортировку, и для автопоездов используется транспортная норма на 100 тонно-километров либо применяются коэффициенты, отличающиеся в зависимости от массы перевозимого груза;

    для легковой машины в незагруженном состоянии используется базовый коэффициент на 100 километров, если автомобиль осуществляет транспортировку груза, применяется транспортная норма, упомянутая выше;

    для самосвалов учитывается снаряженная масса и норма загрузки с понижающим коэффициентом 0,5;

Стоит отметить, что для каждого транспортного средства могут быть использованы более точные методы расчета.

Уровень базовой нормы зависит не только от типа транспорта, но и от используемого им вида ГСМ, массы транспортного средства, маршрута, режима движения и других особенностей машины. Что касается транспортной нормы, в ней, помимо вышеперечисленно го, учитывается масса перевозимого груза или пассажиров.

Единицы измерения в зависимости от видов топлива:

Поправочные коэффициенты, которые влияют на норму расхода (их регламентируют нормы расхода топлива на 2016-2-17 год, последняя редакция ):

    для новых транспортных средств в период обкатки базовый коэффициент может быть изменен до 1,1;

    если срок эксплуатации машины составляет менее 5 лет, то допускается превышение нормы расхода до 5%, для транспортных средств старше 5 лет – до 10%.

    норма для грузовых автомобилей может быть установлена выше стандартной на 10%, а для транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы – на 35%;

    в зимние месяцы прибавляется 5-20%;

    если в машине используется климат-контроль, норма увеличивается до 7%;

    если маршрут транспортного средства пролегает в горах, прибавляется до 20%, а на дорогах со сложным планом – до 30%.

Это значит, что для машины с базовой нормой в 12 литров, в которой используется климат-контроль в зимнее время, нужно применять следующую формулу: 12+7%+20% = 15,24 литра топлива.

Учет ГСМ по путевым листам – 2018-2019 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом в 2018 году.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК» .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Сумма, руб.

Операция (документ)

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Q н — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Итоги

ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.

Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год - приказ Минтранса РФ в последней редакции.

С 1 января меняются нормы расходов ГСМ. Обновите нормы бензина, чтобы списать расходы без претензий контролеров. Для этого используйте новые нормативы Минтранса. Сверьтесь со статьей журнала "Упрощенка".

Норма расхода ГСМ на 2018

Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой . Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.

Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.

Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье

Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:

базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:

сезонность (зимой расход повышается);
высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
другое.

Норма расхода топлива по маркам автомобилей

В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

легковые машины;
автобусы;
грузовики;
тягачи;
самосвалы;
фургоны;
медтранспорт;
эвакуаторы;
спецтранспорт.

Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?

Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.

Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.

Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

Скачать приказ Минтранса о ГСМ в последней редакции

Также на нашем сайте в разделе "Документы" опубликован приказ о нормах ГСМ . База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.

Порядок расчета нормы расхода ГСМ в 2018 году

Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.

Пример расчета расходов на ГСМ

Организация в своей деятельности эксплуатирует легковой автомобиль Chevrolet Lacetti в населенном пункте с населением 200 тыс. чел. Легковой автомобиль в зимнее время года совершил пробег в 200 км. Нормы расхода организация определяет на основании Методических рекомендаций Минтранса РФ. Согласно им, базовая норма расхода топлива (Hs) на указанный легковой автомобиль составляет 7,6 л. на 100 км; Надбавка (D) за работу в городе с указанной численностью – 10%; а за работу в зимнее время – 15%.

Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.

Учитывая информацию, изложенную в п. 2, п.5 и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Приобретенные работником ГСМ являются материально-производственными запасами и принимаются к учету по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплаченная продавцу этих ГСМ.

В п. 5 ПБУ 10/99 указано, что стоимость ГСМ, которые были использованы в процессе эксплуатации служебного автомобиля, может быть списана на расходы по обычным видам деятельности. При этом должны быть соблюдены условия п. 16 ПБУ 10/99 в рамках признания соответствующих расходов. В указанном случае необходимо обеспечит наличие таких документов, подтверждающих расходы на ГСМ, как: путевой лист, авансовый отчет, а также документы, подтверждающие использование автомобиля в служебных целях и расходование ГСМ. В целом, согласно Письму Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, перечень соответствующих документов зависит от наличия на транспортном средстве электронной системы контроля.

Записи в бухгалтерском учете, при отражении операций по приобретению и списанию ГСМ, представим ниже в таблице.

Обратите внимание, что согласно п. 16 ПБУ 5/01 стоимость топлива, которая должна быть списана на расходы, зависит от метода оценки МПЗ.