Природный газ как топливо. Почему моторное масло из природного газа лучше, чем из нефти

О нефти и газе доступным языком Пронин Сергей

Какое топливо лучше?

Какое топливо лучше?

Еще наши далекие пещерные предки обогревались у костров. Пламя служило также для освещения и для приготовления пищи. Огонь поддерживали дровами, и именно они, эти куски дерева, долгое время были основным видом топлива для человечества.

При помощи дров жители Земли решали многие проблемы: обогревались, готовили пищу, даже начали плавить металлы (правда, для этого дрова сначала превращали в древесный уголь). Дерево играло столь решающую роль в жизни общества, что в истории остались упоминания о «блуждающих» городах. Например, столица Эфиопии – Аддис-Абеба – в прошлые времена постоянно кочевала с места на место по мере того, как жители вырубали окрестные леса.

Но проходили столетия, людей на планете становилось все больше, а лесов – все меньше. И в XIX веке Англию – самую передовую промышленную страну того времени – постиг топливный кризис. Дров на острове перестало хватать для нужд населения и промышленности. Нужно было срочно искать им замену.

Поиски, впрочем, были недолгими. О том, что прекрасно могут гореть также уголь и нефть, люди знали издавна. Правда, одно дело знать, а другое – использовать эти знания на практике. Ведь уголь и нефть надо искать, добывать. Да и топить ими тоже надо уметь. Скажем, уголь просто от спички как хворост не загорится. А обычные печи для нефти так и вообще не годятся.

Но нужда всему научит. В той же Англии, а затем и в других странах мира со временем научились топить углем еще лучше, чем дровами. Конечно, это вовсе не значило, что о дровах тотчас забыли. Они ведь нужны даже для того, что бы разжечь уголь. А в тех местах, где лесов было в достатке, дрова по-прежнему широко использовались. Так, в России начала 20 века дрова давали более половины всей энергии, одну четвертую часть уголь, шестую - нефть.

«Один сумасшедший предлагает освещать Лондон – чем бы вы думали? Представьте себе – дымом!...» - так писал Вальтер Скотт в письме одному из своих друзей, не подозревая, что освещение дымом, а точнее газом, вполне возможно, и вслед за Лондоном рожки появятся вскоре в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Петербурге и Москве.

В те времена светильный газ получали переработкой каменного угля. Но уже в начале 20 века поняли, что тот газ, который выходит из недр Земли, горит не чуть не хуже. Лишнее тому доказательство – газовые плиты, стоящие во многих домах и по сей день.

В 1910 году, как свидетельствует статистика, большую часть топлива в мире составлял уже уголь – 65%. За ним шли дрова и на последнем месте стояла нефть. Ее доля в мировом топливном балансе составляла всего 3%, а природный газ вообще не использовался.

Еще через четверть века доля каменного угля снизилась до половины, в то время как доля нефти в топливном балансе возросла до 15%. Во многих странах мира начали использовать и природный газ.

Еще более разительные перемены произошли в России. Уже в годы первых пятилеток страна начала стремительно наращивать темпы угледобычи. «Хлебом промышленности» назвал уголь В.И.Ленин, и страна не хотела держать на голодном пайке свою развивающуюся индустрию. Ежегодно угольная промышленность давала прирост более 100%. С 1930 по 1940 год добыча угля возросла в три раза: с 70 до 220 миллионов тонн в год. Подобные темпы сохранились и в первые послевоенные годы. За пятилетку с 1950 по 1955 годы был достигнут прирост в 170 миллионов тонн.

И все же, невзирая на столь бурный рост угольной промышленности, она постепенно теряла лидирующее положение.

В 70-е годы первое место в топливном балансе уверенно заняла нефть – около 35%. Доля каменного угля снизилась до 30%. На третьем месте оказался природный газ – около 20%. Затем шли дрова – 10%. Прочие источники энергии, в том числе электростанции на воде и на атомной энергии, давали всего 5% энергии.

В наши дни первые места занимают нефть и газ – они обеспечивают более две трети топливного баланса.

Почему так получилось? Ведь угля и сегодня предостаточно: его разведанные запасы составляют 1075 миллиардов тонн – 87,5% всех топливных запасов планеты. А все дело в том, что нефть и газ более удобны в эксплуатации. Вот только один пример: уголь в топку бросали лопатами чумазые кочегары; жидкое же и газообразное топлива легко подавать при помощи насосов по трубам, а жечь – форсунками и горелками.

Эти удобства особенно видны на транспорте. На сегодняшний день практически вся потребность в топливе судов и тепловозов, самолетов и автомобилей, тракторов и мотоциклов обеспечивается за счет нефти и газа.

И такая тенденция, по всей вероятности, сохранится еще долго. Потому что нефть с газом горят лучше любого другого топлива. Так при сгорании 1 кг нефти выделяется 46 тыс кДж, при сгорании 1м3 газа – около 38 тыс. кДж, в то время как 1 кг угля дает в лучшем случае только 29 тыс. кДж. Говоря другими словами, теплота сгорания нефти примерно в 1,5 раза выше, чем у угля, и в два с лишним раза превышает теплоту сгорания дров. И с этим тоже приходится считаться.

Так что, как видите, в отличие от арифметики, в топливном балансе от перемены мест слагаемых общая картина может измениться разительно.

Из книги Гимназическое. Стихотворения. Записи в альбомах... автора Чехов Антон Павлович

НОВОЕ ТОПЛИВО В Киеве некий Эльперин, подрядчик по поставке дров в казенные и городские учреждения, желая идти «в уровень с веком» и не отставать от современников, совлек с себя ветхого человека и зажил современно, т. е. деньги у названных учреждений забрал, дров им не

Из книги Верхом на бомбе [Судьба планеты Земля и ее обитателей] автора Никонов Александр Петрович

Часть 2. Какое надувательство! Своей головушки повыше легко в юнцах я прыгнуть мог - да вот теперь, похоже, вышел запас нечуянности ног! Но я, покинув класс «салага», от недоскока не бешусь, и к гравитации, как к благу, жизнь понимая, отношусь: спасибо, говорю я, сила, что

Из книги Литературная Газета 6242 (38 2009) автора Литературная Газета

;Какое достижение демократии!; ИнтерНЕТ - ИнтерДА В заметке "Задолжал? Повесить!" ("ЛГ", N 36) шла речь об инициативе чиновников вывешивать на улице портреты тех, кто не платит за жильё. А хорошо бы развешивать фотографии на щитах с надписью "ВОР". Ну хорошо, хорошо, не вор, а

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Из книги След Сатаны [На тайных тропах истории (издание 2-е, дополненное)] автора Баксан Дени

Из книги Файлы будущего: история следующих 50 лет автора Уотсон Ричард

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века автора Кунстлер Джеймс Говард

Исчезновение расстояний… на какое-то время Но достаточно о способах перемещения в пространстве. Теперь поговорим о том, куда мы будем ездить. Первый ответ – никуда. Если перелеты из одной страны в другую станут слишком дороги, слишком затратны по времени и связаны со

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги Тайная стратегия развала СССР автора Швейцер Петер

Из книги Руль истории автора Рыбаков Вячеслав Михайлович

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Глава 9 Результаты все лучше и лучше… В августе 1982 года Уильям Кейси отправился в очередное путешествие на Черный континент. Он должен был провести переговоры со своими южноафриканскими коллегами по интересующим его вопросам. Кейси был хорошего мнения о южноафриканской

Из книги Летучие бурлаки (сборник) автора Прилепин Захар

Какое время - таковы пророки 1Научную фантастику в узком смысле этого термина породила, уведя ее от просто литературы с элементами сказки или мифа, ее уникальная способность широко и увлекательно популяризировать науку. Но с отмиранием этой функции НФ не умерла. Ибо

Из книги О небесном и о земном автора Бергольо Хорхе Марио

Из книги автора

Мне спится всё лучше и лучше Досужие размышления о постели Постель должна располагаться высоко и отдельно.Постель должна быть тверда и суха.Наличие подушки обязательно. Одеяло и простыня - по вкусу.То, что я люблю спать высоко, я понял в детстве, в поездах.Ежегодно мы с

Из книги автора

29. О том, какое будущее ожидает религии Скорка:– У религии всегда будет будущее, ведь она отражает глубокие поиски смысла жизни, религия – результат самопознания и встречи с Богом. Пока бытие остается загадкой, пока человек бьется над вопросом: «Почему в природе все

Наверное, сколько в мире наук, столько и взглядов на развитие человека. Одни оценивают, за сколько миллионов лет амеба превратилась в Homo sapiens. Другие - как быстро от примитивных орудий труда человек перешел с самой современной технике. Мы же попробуем оценить, насколько людям удалость эволюционировать в плане топлива.

Дрова

Пещера, костер и люди в звериных шкурах вокруг - знакомая со школьных лет картинка. Так ли это было, оставим на совести ученых. Но вот то, что на протяжении многих веков дрова здорово выручали человека - это аксиома.

Ими отапливали дома, готовили пищу. Тусклые лучинки блекло освещали незамысловатые избушки бедняков, а в каменных дворцах вельмож мастера печных дел возводили массивные камины. То есть, дрова повсеместно выступали основным видом топлива, и альтернативы им не было.

Такая зависимость приводила к достаточно плачевным последствиям, результатом которых являлись «блуждающие» города. Один из наиболее ярких исторических примеров - Аддис-Абеба (столица Эфиопии). Его координаты постоянно менялись в зависимости от степени вырубки лесов. А массивы этих самых лесов катастрофически уменьшались…

Первой тревожной ласточкой стал топливный кризис в Англии (XIX век), по тем временам в разы опережавшей другие страны в развитии промышленности. Дровам нужна была замена, и она достаточно быстро нашлась.

Уголь

Этот материал не был открытием. То, что уголь горит, люди знали давно. Но его добычей всерьез никто не занимался. Да и использование угля доставляло определенные неудобства. Он не разгорался от спички, а для того, чтобы отапливать ним дома, требовались определенные навыки.

Но достаточно быстро люди научились пользоваться углем. И уже к 1910 году, в соответствии с мировой статистикой, топливный баланс уверенно пошатнулся в пользу угля. По сравнению с другими видами топлива, его доля составляла 65% (для сравнения, доля нефти - 3%, газа - 0%).

Но все же полностью уголь дрова заменить не смог. В местах, где лесов было вдоволь, люди продолжали, наряду с углем, пользоваться дровами.

Если бы человеку середины XIX века рассказали, что женщины будут готовить еду на газовой плите, а ночные города - освещаться яркими неоновыми огнями, он, в лучшем случае, счел бы рассказчика фантазером.

Но, тем не менее, газ уверенно шествовал по планете, стремительно охватывая самые большие города: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Петербург. Первые осветительные рожки работали благодаря выделяемому из угля газу. Но уже к середине XX столетия его все больше начал заменять природный газ, стремительно захватывая как области промышленности, так и сферу быта.

Нефть

Эта черная маслянистая жидкость вышла на арену практически одновременно с углем, и поначалу ее применение было поистине скудным. Но к 70-ым годам прошлого века добыча нефти настолько возросла, что оставила позади все остальные виды топлива.

Так, статистические данные этого периода говорили, что на первом месте топливного баланса была нефть (35% от общей добычи топлива), на втором - уголь (30%), затем газ (20%) и дрова - (10%). На долю других топливных носителей (электростанции и атомная энергия) оставалось всего лишь 5% от общего баланса.

В наши дни динамика добычи газа и нефти продолжает неуклонно расти, постепенно вытесняя все остальные виды топлива. И дело даже не в том, что дрова или уголь хуже горят. Просто современный человек чрезвычайно ценит комфорт. И, эволюционируя, он неохотно береться за лопату, чтобы забрасывать в топку уголь.

Куда как удобней поставлять топливо в дома или на предприятия посредством насосов и трубопроводов, а готовить еду не в печи, а тем более, не на костре, а на современной газовой плите. А стремительное развитие транспорта, похоже, еще надолго сохранит эту тенденцию.

В пользу этого говорят и замеры параметров теплоотдачи. Так, при сгорании топлива выделяется:

  • нефть - 46 тыс кДж
  • 1м3 газа - 38 тыс. кДж
  • 1 кг угля - 29 тыс. кДж.

Как видим, наиболее целесообразными в плане использования являются газ и нефть. А эволюция человека через призму топлива достигла очередной, очень значимой ступеньки, которая ставит добычу и использование нефти на лидирующие позиции.

Многих интересует вопрос - какие преимущества природного газа перед другими видами топлива? Вообще, природный газ - это распространенное полезное ископаемое, активно применяемое человеком в качестве топлива для электростанций, котельных, предприятий и автотранспорта, а также для бытовых нужд. Другое направление его использования - получение синтетических полимеров. Чем природный газ лучше нефтепродуктов, знают практически все. Газ считается экологически чистым видом топлива, поэтому во многих густонаселенных районах его используют в приоритетном порядке.

Основные преимущества и недостатки газа при использовании

Газ является наиболее чистым среди всех распространенных видов При одном и том же количестве выделенного тепла сжигание газа дает в 3 раза меньше СО 2 , чем при сжигании угля. Все остальные загрязнители также выделяются в гораздо меньшем количестве.

Основным недостатком газа является повышенная взрывоопасность. Периодические ЧП на угольных шахтах связаны именно со взрывами выделяющегося из угольных пластов газа. Добыча, транспортировка и использование природного газа часто сопряжены с выделением в атмосферу метана. В то же время сжигание газа практически не дает сажи и аэрозолей.

На теплоэлектростанциях преимущества использования газа заключаются в возможности большей маневренности и регулировании производства энергии в зависимости от нужд потребителя. При этом почти не образуется твердых отходов, а потому не стоит проблема с их утилизацией, как при сжигании угля.

Преимущества природного газа перед другими видами топлив

Использование газа в качестве топлива для автомобилей имеет свои плюсы и минусы.

  • Главное преимущества газового моторного топлива - это низкий уровень выбросов вредных веществ (или отсутствие такового). Это касается не только безвредного для здоровья, но вредного для климата углекислого газа, но и оксидов азота, сажи, угарного газа, свинца и других токсичных соединений. Хотя большинство российских автовладельцев не считают главным. А зря. Ведь здоровье - это самое главное.
  • Некоторые финансовые преимущества. Правда, сама установка газового оборудования стоит не дешево, но эти затраты окупятся через 10 или 20 тысяч километров езды. Газовых заправок зачастую тоже достаточно.
  • Возможность комбинированного использования топлива. При заполнении бензинового и газового бака одновременно можно увеличить запас хода автомашины от 350 до 500 км. Это уменьшит зависимость от промежуточных автозаправок, где возможно низкое качество жидкого топлива. Также использование газа уменьшает расход машинного масла и износ деталей.
  • Более долгий срок службы авто. Равномерное сгорание газа и малое выделение продуктов его горения снижают нагрузку на двигатель и другие части авто, что делает их более долговечными.

Минусы использования газового топлива

Помимо преимуществ природного газа перед другими видами топлива, имеются у него и недостатки:

  • Некоторые сложности с заправкой автомобиля. Газовая заправка проходит несколько сложнее и дольше, чем заправка жидкими видами топлива. Плюс к этому, количество газовых заправок не столь велико, как бензиновых. Могут возникнуть также сложности с ремонтом газового оборудования (по причине нехватки специалистов).
  • Уменьшение возможностей двигателя. При использовании газа мощность двигателя падает на 10-15 процентов, а скорость движения - примерно на 5 %.
  • Дополнительный вес. После установки газобаллонного оборудования общий вес авто увеличивается примерно на 60 кг, а объем багажника уменьшается.
  • Риск утечек. Газ более прихотлив, чем бензин, и требует к себе повышенного внимания. Важно, чтобы газовый баллон был хорошо закреплен. Если в салоне, багажнике или капоте появился запах газа, то необходимо обратиться в сервисный центр. Не рекомендуется заправка автомобиля газом, предназначенным для бытовых нужд. Также необходим контроль за давлением в баллоне и следование рекомендациям специалистов.
  • Чувствительность к температуре. При температуре ниже - 10 возможны проблемы с запуском двигателя, а при слишком высокой температуре возникает риск разгерметизации.

В целом же, установка газового оборудования целесообразна при большой дальности поездок и наличии достаточного числа газозаправок в регионе.

Заключение

Таким образом, преимущества природного газа перед другими видами топлива очевидны. Однако при использовании его в двигателях внутреннего сгорания большое значение имеют и недостатки. Преимущества природного газа как топлива в основном связаны с экологией.

Сразу скажем, что для портала «АвтоВзгляд» знакомство с таким производством не стало экстраординарным событием – мы , в том числе и на зарубежных заводах . Так что сравнить есть с чем. Однако впечатления от посещения завода в Торжке оказались куда более запоминающимися, чем мы ожидали.

Так, например, здесь для приготовления используется установка последнего поколения, работающая по принципу «смешивание в потоке» (технология SМB). В смесительной установке данного типа происходит одновременная подача в трубу всех необходимых компонентов с определенной скоростью, что обеспечивает их смешение в нужной пропорции, причем с высокой точностью. Скорость смешивания (компаундирования) на установке, работающей по технологии SМB, составляет около 60 000 в час. Это в несколько раз больше, чем при работе традиционной смесительной установки, где перемешивание осуществляется лопастями. В Торжке, впрочем, есть и такое смесительное оборудование, но даже в нем используются не обычные, а особые лопасти, созданные на основе уникальных запатентованных разработок.

Оригинальные технические решения применены и в цехе розлива и фасовки готовых масел. Одна из главных особенностей процесса – автоматический манифольд. Это своего рода трубопроводный коммутатор, перераспределяющий потоки того или иного вида продукции, поступающей из емкостей-хранилищ, на линии розлива. Здесь тоже есть свой нюанс: чтобы разные продукты не смешивались в каналах манифольда, каждый трубопровод после отгрузки нужного количества масла обязательно подвергают пневмоочистке с помощью полимерно-резиновых пыжей (так называемых пигов). Понятно, что техническая реализация любой из этих операций весьма сложна и трудоемка. Поэтому все процессы производства автоматизированы и управляются из диспетчерской – в полном соответствии с самыми современными промышленными стандартами.

Но, как говорится, инновации – инновациями, а контроль качества продукции никто не отменял. Этот процесс в компании возведен в абсолют, причем значительная доля контролирующих операций отводится заводской лаборатории Shell. Ее специалисты отслеживают все этапы производства, начиная от анализа присадок и базовых масел, и заканчивая контролем качества готового продукта. Полученные в лаборатории данные тестов моментально поступают в единые корпоративные базы электронных систем GSAP и Lubcel, которые проверяют корректность представленных результатов и их соответствие требуемым параметрам. Такой двойной контроль гарантирует, что масла, произведенные на заводе в Торжке, по своему качеству ничем не отличаются от аналогичных продуктов, выпущенных на любом другом заводе бренда.

Отвечая на вопросы журналистов, директор комплекса Константин Рубин рассказал, что после выхода на полную мощность, завод будет выпускать широкую линейку высококачественных смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла. В продажу они поступают под марками Helix и Rimula (масла для легкового и коммерческих транспорта соответственно), Tellus, Spirax и Omala (индустриальные смазки).

Инновационные технологии лежат и в основе производства новой линейки синтетических моторных масел Shell Helix Ultra, созданных на основе технологии PurePlus. Напомним, что эти масла с технологией PurePlus делают из природного газа, а не из нефти. Благодаря процессу газожидкостной конверсии получается кристально чистое базовое масло, которое практически не содержит примесей, характерных для сырой нефти. Дело в том, что «база» на основе природного газа состоит из молекул с прочными молекулярными связями, более устойчивыми к воздействию жестких условий эксплуатации. В итоге обеспечивается легкий запуск двигателя даже при экстремально низких температурах, устойчивость к воздействию высоких температур, а также способность удалять отложения, образовавшиеся в системе смазки при использовании обычных моторных масел. Более того, сочетание технологий Shell PurePlus и Active Cleansing в линейке масел Shell Helix Ultra обеспечивает высокий уровень чистоты двигателя.

Эксперты говорят, что количество автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ, к 2020 году достигнет 34,9 миллиона. Этот рост будет обусловлен низкой стоимостью природного газа на фоне постоянного роста цен на бензин и дизтопливо.

Стоимость природного газа составляет в среднем 41% от стоимости бензина. Однако газобаллонное оборудование для сжатого природного газа (СПГ) добавляет от 10 до 40% к стоимости автомобиля. Оборудование же для сжиженного природного газа добавляет от 60 до 80% к цене из-за более дорогих баллонов для хранения газа. Поэтому окупаемость ГБО составляет в настоящее время от 2,5 до 6 лет (в зависимости от автомобиля).

Другими факторами в пользу использования природного газа являются: тенденция к снижению стоимости автомобилей; уменьшение запасов нефти; ужесточение норм вредных выбросов; стремление развитых стран уменьшить зависимость от поставок нефти. Почти 95% легких коммерческих автомобилей сегодня работают на СПГ. Увеличивается количество грузовиков и автобусов, использующих этот вид топлива. Ожидается, что к 2020 году 9% парка будет работать на газе.

Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует по продажам автомобилей на СПГ (1,2 миллионов экземпляров, как ожидается, будет продано в 2013 году). Среди стран лидируют Китай и Пакистан, их быстро догоняют Таиланд и Индия. Основными причинами являются доступность таких автомобилей и государственная поддержка.

Североамериканский рынок – самый быстрорастущий (17% за год). Продажи легковых автомобилей растут несколько медленнее (14%) из-за недостаточного предложения и не развитости заправочной инфраструктуры. Количество же грузовиков (22%) и автобусов (19%) на СПГ растет гораздо быстрее.

В Европе самыми крупными рынками являются Италия и Украина, однако темпы их роста самые низкие (3% и 4% соответственно) из-за насыщенности. Самым динамично развивающимся является рынок Германии (30% в год) и эксперты предсказывают увеличение продаж автомобилей на СПГ с 7331 штук в 2013 году до 46275 в 2020, во многом благодаря развитию заправочной инфраструктуры (ожидается свыше 1000 АГНКС к 2018 году).

Что касается развития рынка грузовиков, работающих на сжиженном природном газе (LNG), самым крупным является, опять же, Азиатско-Тихоокеанский регион. По прогнозам, ежегодный рост составит 25%, достигнув 11245 экземпляров. На втором месте – США, где, как ожидается, к 2020 году число грузовиков на LNG достигнет 4128 штук.

В январе 2013 года Европейская комиссия представила план развития альтернативных видов топлива с целью уменьшения зависимости от поставок нефти и снижения вредных выбросов. В нем утверждается, что ведущим альтернативным топливом в Европе в ближайшие годы будет природный газ. В настоящее время около одного миллиона автомобилей на континенте использует этот вид топливо, что составляет около 0,5% парка. План предусматривает увеличение этого количества в десять раз к 2020 году. В настоящее время развитие рынка транспортных средств, использующих природный газ, сдерживается их сравнительно высокой стоимостью, низким спросом и отсутствием заправочных станций.

Получается порочный круг. Сеть АГНКС не создается из-за малого количества автомобилей. Транспортные средства не продаются по конкурентоспособным ценам, потому что нет достаточного спроса. Потребители не покупают автомобили, потому что они дороги и нет достаточного количества заправок. Поэтому комиссия предлагает пакет обязательств индивидуально для каждой страны, входящей в Евросоюз по развитию заправочной инфраструктуры для экологически чистых видов топлива. Так, согласно этому плану, к 2020 году в Европе должна быть, как минимум, одна заправка для сжатого природного газа на каждые 150 километров.

Видимо, совсем не случайно титул «Зеленый двигатель года» в 2013 году был присужден двухцилиндровому мотору Fiat TwinAir Turbo, который в качестве топлива использует метан. Моторчик объемом всего лишь 0,9 литра развивает 80 л.с. и 140 Нм крутящего момента, расходуя 3,1 кг метана на 100 км и выбрасывая при этом 86 грамм СО 2 на каждый километр.

Природный газ представляет собой смесь газов, образовавшуюся в осадочной оболочке земной коры (на глубине от сотен метров до нескольких километров) в результате разложения в течение миллионов лет органических веществ без доступа кислорода. Природный газ также образуется в недрах земли при высоких температурах и давлениях. Он может находиться в газообразном состоянии в виде отдельных залежей; как газовая шапка нефтяных месторождений (попутный газ); в растворённом состоянии в нефти или воде; в виде газогидратов, находящихся под землей, на морском дне и под морским дном.

Природный газ также встречается в глинистых сланцевых породах, в угольных пластах и в плотных песчаниках. В экологическом отношении природный газ является одним из самых чистых видов органического топлива. Основную его часть составляет метан – от 80% до 97%. Остальные компоненты: этан, пропан, бутан и неуглеводородные вещества (водород, сероводород, углекислый газ, азот, гелий).