Правила включения спецсигнала на машине ппс. Стоит ли игнорировать автомобили со спецсигналами

Интересно. Еще одна статья на эту тему - немного другое мнение

Особой разницы не увидел (в части юридических коллизий).

Александр-38

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Из этого следует, что если мы своим действием не вынуждаем участника Дорожного Движения, имеющего преимущество,изменить направление движения или скорость, то так и уступаем ему дорогу. Читать тексты нужно шире!!!

Добрый день, помогите разобрать ситуацию: конец рабочего дня движение интенсивное средняя скорость потока 65-75 км.ч, я ехал по крайней правой полосе (всего их три) пытаяст перестроиться в средний ряд я был сосредоточен на левой стороне проезжей части, справа из дворов выезжает а\м ДПС который я увидел уже на травесе (можно сказать прям перед носом, (они утверждают что ехали с включенными маяками и спец сигналами, но включили они их прям передо мной) во избежание экстренного торможения я их успешно проехал и сразу же прижался к обочине, теперь пытаются лишить прав по ст 12.17 ч.2, хотя статья предусматривает штраф...

Данная часть предусматривает как штраф, так и лишение прав на усмотрение судьи.

Евгений-6

Вот по поводу уступить автомобилю с включеными спецсигналами. Самара. Перекресток Арцыбушевская/Красноармейская. Стою на перекрестке перед стоп-линией в правом ряду. В левом ряду 3-4 машины. За мной никого. Слышу сирена сзади. В зеркале заднего вида наблюдаю приближающуюся в правом ряду пожарную машину со всеми включеными спецсигналами. Обеспечиваю ей беспрепятственный проезд - перестраиваюсь в левый ряд (справа ограждение, потому другого варианта не видел). Естественно,что при таком перестроении я заежаю за стоп-линию,что фиксирует камера,которая для этого и висит. Итог: мне пришел штраф на 800р за стоп-линию. А пожарной машины в кадре нет, т.к она проехала уже на разрешающий сигнал светофора. Платить не тороплюсь, надеюсь доказать,что был вынужден перестроиться согласно пдд (а именно уступить, обеспечить проезд автомобилю со включенными спецсигналами)

Видимо и уступать дорогу спецслужбам нужно не нарушая ПДД.

Честно говоря, я наверно поступил похожим способом, предоставив максимальное место для проезда, но камере видеофиксации бездушный аппарат. В ее программе нет такого понятия, как уступить дорогу спецмашинам.

Совет, идите в ГИБДД и пусть просматривают все, от Вашей остановки, до проезда ТС МЧС.

По ПДД термин "уступить дорогу" подразумевает прекратить движения или не начинать, если есть такое желание, чтобы пропустить. То есть по ПДД оштрафовали правильно, но не по-людски.

На трассе, при появлении сзади спецсигнала, я в любом случае нарушу этот пункт ПДД: "продолжать движение" нельзя, но и "осуществлять какой-либо маневр, могущий вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить скорость", т.е. тормозить я тоже не могу.

Я ехал в крайней левой полосе.. Сзади подъехала милицейская машина с включенным проблесковым маячком и включенной серенной. Как только я их увидел и услышал тут же перестроился на Соседний ряд. Обогнав меня инспекторы меня остановили и оштрафовали. Законно ли это?

Удачи на дорогах!

Я ехал по трассе однорядной двухстороннего движения без сплошной полосы со скоростью 95 км/час. Сзади догнал меня мерседес с моячком желтого цвета, как его пропустить?

Руслан , пропускать автомобиль с желтыми спецсигналами Вы не обязаны. Если Вы хотите сделать это по собственной инициативе, то Вам и решать, как его пропустить.

Алексей1973

Здравствуйте! Такая ситуация. Я еду по двухполосной дороге (по одной полосе для движения в каждом направлении). Сзади меня догоняет автомобиль с включёнными проблесковым маячком (маячками) и звуковым спецсигналом. Пункт 3.2 ПДД обязывает меня уступить ему дорогу. Что я должен сделать? Включить правый указатель поворота и остановиться на обочине? Или я могу и дальше продолжать движение (если нет встречных машин и машина со спецсигналами может меня обогнать)? Если я обязан остановиться на обочине, но её состояние не позволяет мне это сделать, то как быть? Могут ли меня оштрафовать за это?

С уважением, Алексей.

Казалось бы, избитая тема. Но рядовые водители (особенно малоопытные) очень часто впадают в ступор, наблюдая движение транспортных средств с включенными «мигалками» и «сиренами» (или «крякалками»).

При этом дорожная ситуация меняется мгновенно, и она требует четкого принятия решений, а не копания в знаниях, полученных при обучении в автошколе и сокрытых в укромных уголках памяти. В крупных городах подобное положение вещей – это бич водителя, мгновенно приводящий к пробке или затору.

Предлагаем детально разобраться в ситуации с применением спецсигналов – как в теории ПДД, так и в реальной практике дорожного движения. Отметим сразу то обстоятельство, что теория и практика организации дорожного движения несколько разнятся в подходах к решению проблемы «мигалок».

Типы «мигалок»

Правила знают только три типа проблесковых маячков («мигалок»).

1. Проблесковый маячок синего (или синего и красного) цвета

Знакомьтесь, это — самый привилегированный маячок. Водители транспорта, оснащенного такими «мигалками» — это короли дороги. Им позволительно игнорировать львиную долю ПДД.

Синие проблесковые маячки устанавливаются на специальных автомобилях «великолепной четверки» — служб 01, 02, 03, 04. на поверхностях таких авто наклеиваются специальные цветографические схемы (например, «03», «Скорая помощь»; «02», «Полиция» и пр.).

Подобными же счастливчиками являются транспортные средства, перевозящие правительственных чиновников и парламентариев федерального уровня, а также высших должностных лиц уровня субъектов Российской Федерации. Правда, цветографические схемы им не полагаются.

Как дополнительный к синему, красный цвет «мигалки» достался автомобилям ГИБДД, ВАИ, ФСО, ФСБ, которые предназначены (преимущественно) для выполнения функций сопровождения или участия в составе организованных транспортных колонн.

Узнать такие транспортные средства тоже не трудно: и на их поверхности наносятся специальные цветографические схемы (например, ДПС, ВАИ и пр.).

2. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета

Такая «мигалка» должна монтироваться на три типа специальных автомобилей, предназначенных для:

  • осуществления работ по содержанию, ремонту или строительству дорог;

  • эвакуации или перемещения транспортных средств;

  • перевозки крупногабаритных, опасных или тяжеловесных грузов (или сопровождения таких транспортных средств).

Данный проблесковый маячок тоже дает водителю некие права по игнорированию отдельных разделов ПДД именно из-за их неповоротливости или опасности перевозимого груза.

3. Проблесковый маячок бело-лунного цвета

Автомобили ФПС (Федеральной почтовой связи), а также транспорт, предназначенный для перевозки ценностей (например, инкассация) могут снабжаться «мигалкой» цвета чайной розы (или ряженки).

Это самый бесправный проблесковый маячок.

Королевские права «синих ведерок»

Иными словами, водитель спецавтомобиля с включенной синей (или синей и красной) «мигалкой» имеет законное право проигнорировать:

  • все линии разметки;
  • любые сигналы светофора;
  • правила маневрирования;
  • принципы расположения ТС на проезжей части;
  • любые скоростные ограничения;
  • требования, касающиеся обгона, опережения, встречного разъезда, остановки и стоянки;
  • правила проезда перекрестков (кроме тех, на которых действуют сигналы регулировщика);
  • правила проезда особых участков дороги (пешеходных переходов, железнодорожных переездов, жилых зон и пр.).

Иными словами, подавляющая часть требований, которые предъявляются к рядовому водителю, могут быть с легкостью проигнорированы владельцами включенного «синего ведерка».

Такие привилегии даруются водителю по одной причине: он наделен особыми государственными полномочиями при выполнении специального оперативного задания. Для максимально эффективного решения поставленных задач государство и выдает подобный карт-бланш, позволяющий столь фривольно относиться к требованиям ПДД.

«Синие ведерки» — почти Боги

Право водителей «синих ведерок» игнорировать добрую часть ПДД – это только одна сторона вопроса. Вторая часть проблемы – это преимущество перед другими участниками дорожного движения, которое даруется таким водителям.

Однако в процессе реального движения оперативные спецслужбы с включенными «мигалками» синего (или синего и красного) цвета вступают в неминуемый конфликт с другими участниками дорожного движения, которые в тот самый момент могут пользоваться преимуществом. К таким участникам можно отнести:

  • водителей, едущих по зеленому светофору или по главной дороге;
  • пешеходов, передвигающихся по пешеходному переходу;
  • вагоновожатых (водителей трамваев), которые в подавляющем числе случаев пользуются преимуществом перед безрельсовыми транспортными средствами и пр.

Кроме того, не заметить световой сигнал – «мигалку» — очень легко. Поэтому, для того чтобы воспользоваться своим преимуществом, водители спецавтомобилей должны включать (параллельно со световым) специальный звуковой сигнал – «сирену» или «крякалку». Только в этом случае – при сочетании обоих сигналов – простым смертным водителям и пешеходам предписывается уступать дорогу «синим ведеркам».

Некоторые водители полагают, что при появлении «сирены» и «мигалки» нужно немедленно остановиться на обочине или на краю проезжей части. Однако это далеко не так.

Согласно ПДД, водителю предписывается уступить дорогу таким спецавтомобилям и предоставить им возможность беспрепятственного проезда. И на многополосной дороге, к примеру, достаточным действием будет перестроение на соседнюю полосу с продолжением движения по намеченному маршруту.

Однако при наличии двухполосной дороги останавливаться как раз и придется, так как только в этом случае водитель сможет предоставить преимущество «синему ведерку».

И не стоит забывать, что преимуществом пользуется не только такой спецавтомобиль, но и все сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны). Узнать такие ТС можно по включенному на них ближнему свету фар.

Не все «синие ведерки» запрещено обгонять

Пресловутый водительский стереотип – нельзя обгонять синюю «мигалку». А некоторые автолюбители, вообще, доходят до абсурда, когда отказываются от обгона автомобиля ДПС, на котором даже не включен проблесковый маячок. Внесем ясность.

Правила вводится однозначный запрет на обгон только следующих транспортных средств:

  • спецавтомобилей с цветографическими схемами, на которых включен синий (или синий и красный) проблесковый маячок, а также специальный звуковой сигнал;
  • транспортных средств, сопровождаемых указанным выше спецавтомобилем.

Следовательно, если поверхности автомобиля с «мигалкой» и «сиреной» не оснащены какими-то цветографическими схемами, выдающими его принадлежность к спецслужбам, то обгонять такие транспортные средства разрешается (например, машину депутата).

Правда, сделать это без нарушения скоростного режима, скорее всего, не получится.

И еще момент. Запрещается именно обгон, а не опережение спецавтомобилей, оснащенных световым и звуковым сигналами. Поэтому движение по соседней (не встречной!) полосе с целью опережения такого авто не будет считаться нарушением ПДД.

«Синее ведерко»: снижай скорость

Включенная «мигалка» говорит о какой-то нестандартной ситуации на дороге. И если спецавтомобиль спешит куда-то, ему должно уступать дорогу. Это нормально. Но вот он добрался до своей цели и расположился в пределах дороги с включенным проблесковым маячком. Что Правила говорят по этому поводу?

Рядовой водитель, приближаясь к таком транспортному средству, обязан снизить скорость до такой степени, чтобы иметь возможность незамедлительно остановиться при первой же необходимости. Это могут быть требования оказания помощи, участия в составлении протокола и многого другого.

Желтый (или оранжевый) проблесковый маячок

Отметим сразу же: никакого преимущества в движении такая «мигалка» своему обладателю не предоставляет. Возникает вопрос о смысле использования проблескового маячка. И он есть.

1. Проблесковый маячок желтого (или оранжевого) цвета предупреждает других участников движения об опасности перевозимого груза (в силу его химических свойств, размера или массы) или опасности при проведении работ, осуществляемых в пределах дороги.

2. Включенная «мигалка» желтого или оранжевого цвета на транспорте, осуществляющем выполнение работ по содержанию, ремонту или строительству дорог, а также эвакуации или перемещения транспортных средств, дает возможность водителю игнорировать ряд требований ПДД (при соблюдении мер безопасности):

а) предписания дорожной разметки;

б) предписания дорожных знаков (за исключением знаков 2.2 «Конец главной дороги»; 2.4 «Уступите дорогу»; 2.5 «Движение без остановки запрещено»; 2.6 «Преимущество встречного движения»; 3.11 «Ограничение массы»; 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»; 3.13 «Ограничение высоты»; 3.14 «Ограничение ширины»; 3.17.2 «Опасность»; 3.20 «Обгон запрещен»);

в) предписания ПДД в части пунктов 9.4 — 9.8 (правила «полосности» движении), 16.1 (ограничение движения по автомагистрали).

При перевозке крупногабаритных грузов и сопровождении такой перевозки водителю разрешается отступать только от требований дорожной разметки.

Таким образом, «мигалка» желтого или оранжевого цвета позволяет, во-первых, предупредить об опасности транспортного средства; во-вторых, дарует некоторые привилегии своему обладателю, столь необходимые при выполнении профессиональных обязанностей.

Бело-лунная «мигалка» практически бесполезна

Бело-лунный проблесковый маячок – самый бесправный. Он не дает никакого преимущества водителю при движении. Да и включать его можно (вместе со звуковым спецсигналом) исключительно для привлечения внимания при совершении нападении на спецавтомобиль, перевозящий ценные грузы.

Наверное, поэтому некоторые водители таких транспортных средств просто-напросто демонтируют относительно бесполезную «мигалку» и отказываются от ее использования.

Вообще-то, сигналами оповещения оснащены все транспортные средства. Водитель любого автомобиля может привлечь внимание других участников движения и светом и звуком.

Светом – включив аварийную световую сигнализацию или мигая фарами.

Звуком – нажав на кнопку звукового сигнала.

Но это всё обычные сигналы, так сказать, традиционные.

Вместе с нами, простыми смертными, по дорогам общего пользования перемещаются также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, выполняя различные служебные задания. Такие автомобили оснащены специальными световыми и звуковыми сигналами и применяют их при выполнении неотложного служебного задания .

Специальный световой сигнал – это проблесковый маячок.

Специальный звуковой сигнал – это сирена.

А теперь вспомните, пожалуйста, какого цвета проблесковый маячок на машине «Скорой помощи»? А на машине «Пожарной охраны»?

Что касается «Скорой помощи», то здесь мои ученики на занятиях в автошколе, как правило, единодушны во мнении. Почти все считают, что на «Скорой помощи» проблесковый маячок синего цвета. Однако, что касается «Пожарной охраны», то здесь мнения могут и разделиться. Половина или даже большая часть утверждают, что красного .

Так вот, и там и там проблесковые маячки синего цвета .

И вообще давайте запомним следующее:

Если транспортное средство оснащено

Проблесковыми маячками, и они включены,

и хотя бы один их них – синего цвета,

это транспортное средство в настоящий момент

Выполняет неотложное служебное задание

и может отступать от требования Правил.

Конечно же, все мы должны уступать дорогу таким транспортным средствам. При этом не следует шарахаться, вылетать на встречку или останавливаться на обочине. Вы же знаете: «уступить дорогу» – это не обязательно остановиться. Просто освободите полосу, по которой Вас догоняет автомобиль с включенным проблесковым маячком синего цвета.

И не спрашивайте меня, как это сделать, если по соседней полосе плотно друг за другом идут машины. Сейчас не до деликатности – включайте указатели поворота и перестраивайтесь – настойчиво, но безопасно! (То есть, контролируя события в зеркало заднего вида и убеждаясь в том, что другие водители с пониманием относятся к Вашему вынужденному манёвру).

Правда, строго по Правилам уступать дорогу таким транспортным средствам водители обязаны только в том случае, если одновременно включены и проблесковый маячок синего цвета , и сирена.

Поэтому, чтобы Вы не «проморгали» Его приближение и начали перестраиваться заблаговременно, Он ещё издалека к проблесковому маячку добавит сирену.


В боковом зеркале водителю видно, что за ним следует автомобиль с включённым проблесковым маячком синего цвета. Но сирена не включена. Что сейчас, строго по Правилам, обязан сделать водитель?

1. Обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.

2. Может продолжить движение в том же порядке.

А если едущий сзади к проблесковому маячку добавит сирену?

1. Тогда водитель обязан увеличить скорость.

2 . Тогда водитель обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.

А что делать, если наоборот Вы догнали такое транспортное средство, например, автомобиль инспектора ГИБДД?

Правила. Раздел 3. Пункт 3.2. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесённые на наружной поверхности специальные цветографические схемы с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Как видим, здесь ничего не сказано про опережение. Запрещён только обгон. И, следовательно, если дело происходит на многополосной дороге, можете смело опережать Его (естественно, не нарушая установленного скоростного режима).

Теперь, что касается обгона. Обратите внимание! Правила запрещают обгон только тех транспортных средств, у которых, помимо включённой мигалки и включённой сирены, есть ещё одно отличительное свойствона поверхностях нанесены специальные цветографические схемы.

То есть, по Правилам, уступать дорогу мы обязаны и этим…

… и этим.

А вот обгонять запрещено только этих (если у них работает проблесковый маячок синего цвета и одновременно включена сирена).

С тем, что такое «специальные цветографические схемы», и какие они вообще бывают, можно познакомиться, если в поисковой строке любого браузера набрать именно эти три знаковых слова:

“специальные цветографические схемы”.

Отдельного разговора заслуживает разъезд с таким транспортным средством на перекрёстке.

Для того чтобы проехать на красный сигнал светофора Ему достаточно включить проблесковый маячок синего цвета.

Опять-таки одного проблескового маячка синего цвета достаточно для того, чтобы Он имел право проехать перекрёсток в любом направлении (невзирая на требования знаков или разметки).

Но при этом надо же обеспечить и надлежащую безопасность. Если «пустой» перекрёсток можно проехать и «молча», то при наличии движения на перекрёстке без сирены никак не обойтись. Более того, даже включив и маячок, и сирену, водитель «Скорой помощи» будет проезжать перекрёсток с осторожностью, постоянно контролируя, все ли уступают ему дорогу. Тем более что именно так это и прописано в Правилах.

Правила. Раздел 3, пункт 3.1. Водители транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 -18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

По сути, это требование Правил означает следующее – если у транспортного средства включён проблесковый маячок синего цвета, то:

– водитель этого транспортного средства может игнорировать действие светофоров, знаков и разметки;

– может двигаться по тротуарам и по встречке;

– может где угодно останавливаться, стоять, разворачиваться и двигаться задним ходом;

– может двигаться с любой скоростью (в том числе во дворах и в жилых зонах).

При этом все остальные обязаны уступать Ему дорогу, но только в случае, если вместе с мигалкой включена ещё и сирена . Более того, воспользоваться приоритетом Он может, только убедившись, что все остальные действительно и видят, и слышат Его , и действительно уступают Ему дорогу.

Несколько иначе будут развиваться события в случае с регулировщиком.

Из приведённого выше пункта 3.1 Правил следует, что в случае, если на перекрёстке есть регулировщик, тогда и любой спецавтомобиль (какой бы у него не был проблесковый маячок) обязан подчиняться сигналам регулировщика. По Правилам регулировщик – главное лицо на дороге для любого водителя (даже для водителя президента).

В этой ситуации (в отсутствии регулировщика) водитель синего джипа обязан уступить дорогу Скорой помощи, невзирая на сигналы светофора, поскольку у Скорой помощи включены и проблесковый маячок, и сирена.

А вот сейчас, водитель Скорой помощи обязан остановиться, а водитель синего джипа может первым проехать перекрёсток.

(Забегая вперёд, сообщаю вам, что такой сигнал регулировщика запрещает движение Скорой помощи, а водителю синего джипа разрешено движение прямо или направо).

Другое дело, что такого просто не может быть!

Как только регулировщик услышит приближающуюся сирену, он немедленно остановит всё движение на перекрёстке (для этого ему достаточно поднять правую руку вверх).

После чего «Скорая помощь», спешащая к больному (или «Пожарная охрана», спешащая на пожар, или автомобиль ДПС вместе с сопровождаемой организованной транспортной колонной) беспрепятственно проедут перекрёсток в нужном им направлении.

Отдельного разговора заслуживает следующая ситуация.

Представьте, Вы двигаетесь по дороге и видите впереди не едущее, но стоящее транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.

Следует предположить, что, скорее всего, там что-то случилось. Возможно ДТП! Возможно даже, что на проезжей части находятся пострадавшие. Инспектор ГИБДД остановил свой автомобиль перед местом происшествия и включёнными маячками сообщает всем:

«Снизить скорость и быть готовым в случае необходимости остановиться!»

Но это может быть и просто стандартная проверка документов.

Однако, в любом случае, если впереди стоит транспортное средство с включённым проблесковым маячком синего цвета, водители обязаны снижать скорость и быть готовыми в случае необходимости остановиться.

Итак, у «Скорой помощи» и «Пожарной охраны» проблесковые маячки синего цвета, а вот автомобиль инспектора ГИБДД может быть оснащён двумя проблесковыми маячками – синего и красного цветов. Это делается для того, чтобы по этому признаку водители могли отличать его от других автомобилей оперативных служб.

Кроме этого существуют ещё транспортные средства, оснащённые проблесковыми маячками желтого или оранжевого цветов. Эти транспортные средства также могут отступать от требования Правил, но с соблюдением всех мер предосторожности, поскольку маячки желтого или оранжевого цвета не дают преимущества в движении.

Вы наверняка встречали такие машины. Это те, кто чистят дорогу, ремонтируют покрытие, чинят электричество, доставляют топливо на АЗС и т.д. Сирен у них никаких нет, а проблесковый маячок нужен исключительно для того, чтобы Вы смогли своевременно его увидеть и сказать себе: «Водителю этого транспортного средства сейчас трудней, чем мне. Ему нужно и за безопасностью следить и работу выполнять. Поэтому, разъезжаясь с ним, я буду особенно внимательным и аккуратным».

Завершая разговор о спецсигналах, осталось только лишь сказать несколько слов о маячке бело-лунного цвета. Такими маячками оснащаются инкассаторские автомобили и другие автомобили, перевозящие ценные грузы. У них, кстати, есть ещё и сирена.

Проблесковый маячок бело-лунного не даёт преимущества в движении, он нужен экипажу как сигнал бедствия или тревоги – его включают вместе с сиреной при нападении.

С каждым годом количество автомобилей на дорогах стремительно увеличивается. Ни для кого не секрет, что ежедневно во время движения транспортных средств случаются различные ситуации, некоторые из них могут привести даже к летальному исходу. Поэтому, чтобы транспортные средства могли свободно и без всяких трудностей перемещаться по городу и вовремя прибывать на место чрезвычайного происшествия, они должны каким-то образом выделяться. Для этих целей и предназначены проблесковые маячки.

На какие автомобили допускается установка проблесковых маячков?

Далеко не каждый водитель может оснастить свое транспортное средство проблесковым маячком. Установка этого технического средства разрешается исключительно на ТС следующих служб:

  • неотложная помощь;
  • полиция;
  • аварийная газовая служба;
  • военный транспорт;
  • пожарная служба;
  • служба наркологического контроля.

На транспортные средства любых других служб и государственных ведомств, а также на частные автомобили запрещается устанавливать проблесковые маячки согласно правилам дорожного движения, в противном случае водителя машины ждет наказание.

Предназначение маячков

Любые технические средства, которые устанавливаются на автомобили с целью отличия, предназначены для того, чтобы выделить ТС из общей массы участников дорожного движения и предоставить ему преимущество на дороге. Например, проблесковый маячок синего цвета устанавливается на полицейские автомобили, которые патрулируют городские улицы. В случае возникновения какого-либо происшествия при включении маячка другие водители должны уступить полицейским дорогу, что позволит им прибыть на место чрезвычайной ситуации вовремя. Помимо этого, законодательство предусматривает, что отличительные средства также допускают нарушение водителем некоторых правил дорожного движения, однако маячки должны быть хорошо видны остальным водителям, поэтому необходима их правильная установка. Проблесковые маячки очень яркие, поэтому их тяжело не заметить в любое время суток и при любых погодных условиях.

Разновидности маячков

На сегодняшний день существует несколько разновидностей описываемых маячков, которые отличаются между собой цветом. Чтобы не попасть на дороге в неприятную ситуацию, необходимо понимать, какой цвет проблесковых маячков что значит и какими службами используется. Эти технические средства могут быть всего четырех цветов:

  • синего;
  • красного;
  • белого;
  • оранжевого.

Каждый из цветов имеет определенное значение, предоставляет преимущества на дороге различной силы и может использоваться определенными службами. Далее будет более подробно рассмотрен каждый из цветов мигалки.

Синие маячки

Маячок проблесковый синий предоставляет самые большие преимущества на дороге, особенно если он сопровождается звуковым сигналом. Этим устройством оснащаются полицейские скорой помощи, МЧС и пожарной службы. Допускается установка маячков этого цвета на транспортные средства частных и муниципальных экстренных служб, однако, согласно правилам, для этого необходимо наличие соответствующего разрешения.

Очень часто маячок проблесковый синий можно увидеть на машинах государственных чиновников, что является незаконным, поскольку политики не имеют никаких привилегий на дороге. Тем не менее в российском законодательстве очень много дыр, чем и пользуются чиновники.

Тем не менее при этом важно понимать, что игнорирование правил дорожного движения допускается исключительно в тех случаях, когда маневр не влечет за собой риск создания опасной ситуации на дороге, которая может стать причиной ДТП. Именно для этого на полицейский автомобиль устанавливается не только маячок проблесковый стробоскоп, но еще и громкоговоритель, который позволяет стражам правопорядка оповещать других водителей о своих маневрах, а также регулировать в случае необходимости их движение в нужном направлении.

Стоит отметить, что если по каким-либо причинам светофоры не работают, а автомобильное движение регулируется регулировщиком, то мигалки не предоставляют совершенно никакого преимущества даже в том случае, если они сопровождаются сиреной. При таком развитии событий выполнить требуемый маневр полицейская машина или автомобиль скорой помощи сможет только после того, как регулировщик создаст для этого безопасные условия и даст соответствующий сигнал.

При исправном функционировании светофоров, включенные проблесковые маячки в сопровождении сирены обязывают водителей прижаться к обочине и уступить дорогу транспортному средству специального назначения. Исключением являются автомобили коммунальных служб, оснащенные мигалками желтого цвета. Они руководствуются правилами дорожного движения и не имеют совершенно никаких преимуществ, за исключением остановки в любом месте на дороге даже в том случае, если это запрещают дорожные знаки и разметка.

Заключение

Как вы могли убедиться из этой статьи, транспортные средства некоторых государственных и муниципальных служб обязательно должны быть оснащены сигнальным оборудованием. В свою очередь обычные водители, не имеющие права на использование таких приспособлений, должны иметь представление о значении мигалки каждого цвета, а также о правилах своего поведения на дороге при встрече с другим транспортным средством, на котором включен проблесковый маячок. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию во время движения на дороге, будьте всегда внимательны!

В правилах дорожного движения четко прописано, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований некоторых разделов правил, кроме сигналов регулировщика. То есть они могут проехать на красный свет, развернуться или повернуть там, где для всех остальных это запрещено, двигаться по встречной полосе, превышать скорость, но при условии обеспечения безопасности движения. Для этого им и дан спецсигнал, чтобы предупреждать других водителей о возможной опасности.

Автомобили со спецсигналами и спецокраской, например, автомобиль ГИБДД или ВАИ, могут двигаться не одни, а сопровождать колонну. В таком случае исключения из правил распространяются и на эту колонну.

Что должен делать водитель при встрече с таким автомобилем, также прописано в правилах. Он обязан уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда машины со спецсигналом и сопровождаемых транспортных средств.

Понятие "уступить дорогу" также расшифровано в правилах. Это требование означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. То есть попутный транспорт должен принять вправо, а то и вовсе съехать на обочину, если такая возможность есть, и остановиться.

Если автомобиль со спецсигналами двигается по встречной полосе, то водители и попутных, и встречных автомобилей должны подвинуться и снизить скорость, чтобы не создавать помех машине со спецсигналами.

Не уступили дорогу автомобилю с включенными спецсигналами - штраф 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца

За нарушение этого пункта правил грозит немаленькое наказание. Если вы не уступили дорогу машине с включенным маяком и сиреной, вам грозит штраф 500 рублей. Но если вы не уступили дорогу автомобилю со спецокраской с включенными спецсигналами, то вам уже будет грозить штраф 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца.

Есть, правда, оговорка в правилах. Воспользоваться приоритетом водители машин с включенными спецсигналами могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

Немного о колоннах, которые сопровождают с мигалками. Их запрещается обгонять, пересекать, а также встраиваться в них. С какой бы скоростью такая колонна ни ехала по дороге, всем попутным машинам предстоит тащиться у нее в хвосте.

Но как отличить колонну от просто пристроившихся сзади автомобилей? Сделать это довольно сложно. Ведь не всегда в колонне однородные автомобили. Правила требуют от всех сопровождаемых включать ближний свет фар. Но сегодня по дороге большинство едет с включенным ближним светом. Может, было бы разумней внести в правила поправку? Например, обязать всех сопровождаемых ехать с включенной аварийной сигнализацией?

Это как-то выделит колонну из общего потока. Ведь не всегда колонну сопровождают два автомобиля: один спереди, другой сзади. Две машины выделяются только на колонны, в которых 8 и более сопровождаемых машин.

Кстати, в правилах этого нет, но в приказах МВД и минобороны четко прописано, что колонны в целях безопасности не должны выезжать на встречную полосу. То есть колонна не должна обгонять попутные автомобили. Машина сопровождения должна требовать от попутчиков принять вправо и пропустить колонну.

Инфографика: "РГ" / Леонид Кулешов / Владимир Баршев