Первый русский броневик подъесаула накашидзе. Первые бронеавтомобили уайта

Первым российским бронеавтомобилем принято считать блиндированный (то есть – бронированный) автомобиль конструкции Михаила Накашидзе, подъесаула 7-го Сибирского казачьего полка. Однако сведения о происхождении изготовленной во Франции машины настолько противоречивы, что многие историки ставят под сомнение сам факт участия грузинского князя в разработке этого броневика. Во французских источниках бронеавтомобиль вообще фигурирует как Charron. Впрочем, по прошествии более ста лет нам, по большому счету, уже все равно, кто был его конструктором: сибирский казак из грузин или группа французских инженеров. Гораздо важнее – конструктивные особенности боевой машины, ставшей предтечей всей отечественной бронетехники.

От Варшавы до Манчжурии

Достоверно известно, что Михаил Накашидзе действительно был горячим сторонником развития нового в ту пору самодвижущегося транспорта и популяризатором автомобильной техники, фактически предсказавшим замену кавалерии бронированными машинами.


Еще в 1902 году в Петербурге вышла в свет его книга «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России». Словом, если бы в те давние времена существовал Интернет, то темпераментный подъесаул наверняка был бы постоянным автором портала Колёса.ру.

Возможно, книга не произвела на российское общество должного впечатления, и князь принял решение строить и продавать автомобили самостоятельно. В 1903 году на паях с графом Потоцким и полковником Головиным он он открыл в Варшаве автотранспортное предприятие «Большой международный гараж автомобилей». Фирма занималась продажами французских машин «Панар-Левассор» и собирала собственные автомобили из французских комплектующих. То есть, Михаил Накашидзе и в этом предвосхитил деятельность современных автозаводов по производству иномарок на территории России.

В том же году Накашидзе начал работать с французской фирмой «Шаррон, Жирардо, Вуа» (Charron, Giarardot, Voigt), основанной в 1901 году. По некоторым данным, князь был одним из акционеров этого предприятия. Во всяком случае, в переписке с представителями Генерального штаба он порой представлялся как «директор отдела броневых автомобилей фирмы «Шаррон».

Действительно, в 1902 году компания «Шаррон, Жирардо, Вуа» представила на парижской выставке бронеавтомобиль, вооруженный 8-мм пулеметом Гочкиса, который также прошел испытания во время маневров французской кавалерии. А в 1905 году сотрудник фирмы «Шаррон», отставной артиллерист Гюйе, спроектировал полностью бронированный автомобиль с вращающейся на 360 градусов пулеметной башней. Позже конструкция башни приписывалась Накашидзе, хотя известно, что патент на нее за № 363712 принадлежит именно Гюйе.

В 1905 году Михаил Накашидзе отправился добровольцем на русско-японскую войну во главе им же сформированной команды разведчиков. Там он продолжал убеждать всех в той пользе, которую могут принести военной разведке бронемашины. В частности, летом 1905 года он направил командующему Манчжурской армией генерал-адъютанту Николаю Линевичу предложение: заказать во Франции броневик и испытать его в боевых условиях. Стоимость новой машины составляла 30 тысяч царских рублей, что было не просто дорого, а запредельно дорого (для сравнения: казачья лошадь стоила в ту пору около 100 рублей).


Будучи знакомым с армейской бюрократией, доставить машину в Россию подъесаул предложил за свой счет, на что и получил согласие. Так вот, как раз в вопросах о том, являлся ли он в действительности сотрудником компании-поставщика и имел ли непосредственное отношение к проектированию данного бронеавтомобиля, мнения историков расходятся. Мы же перейдем, наконец, к конструкции машины и ее техническим характеристикам.

От колес до башни

Подобно тому, как стал «отцом» классической компоновки танков, броневик «Шаррон – Накашидзе» стал образцом для большинства бронемашин того времени, в первую очередь – французских, русских и немецких. Двигательный отсек располагался спереди, ведущие колеса – задние (формула 4х2). Отделение управления находилось в передней части броневого корпуса: место водителя – слева, командира – справа. За их спиной – боевое отделение с пулеметной башней, запасным пулеметом и боекомплектом (2400 патронов) в кормовой нише. Патроны укладывались в 10 металлических ящиков по 10 пачек в каждом.

В боевом отделении находились стрелок и его «второй номер», их сиденья во время боя складывались. В боевое отделение при необходимости мог втиснуться и небольшой десант (4-5 человек). Там же помещались два вертикальных бака – для 140 литров бензина и 20 литров масла. Остальной бензин находился в баках под сиденьями водителя и командира. Для внутреннего освещения применялись лампочки накаливания, для освещения дороги – съемная фара-прожектор.

Двигатель – французский четырехцилиндровый карбюраторный, мощностью 37 л. с. Коробка передач была смонтирована отдельно от двигателя, привод на колеса – цепной. Колеса были защищены стальными дисками и имели сплошные резиновые шины (в некоторых источниках указаны как «дутые»). Подвеска – зависимая, на полуэллиптических продольных рессорах.


По сухому грунту машина была способна преодолевать подъем до 25 градусов. В комплект входили переносные мостки для преодоления рвов шириной 3 метра. В походном положении они крепились снаружи, по бортам бронеавтомобиля. Мощность двигателя позволяла развивать скорость до 50 км/ч (по некоторым данным – 60 верст в час, т.е. 64 км/ч). Однако по результатам испытаний выяснилось, что шины не выдерживали скорости более 20 км/ч, нагревались и расслаивались.

Корпус и башня – клепаные, из хромоникелевой брони толщиной 4,5 мм. В качестве приборов наблюдения впервые были применены смотровые щели и перископ. В походном положении крышки лобового и башенного люков поднимались в горизонтальное положение. Могли открываться и броневые листы, защищавшие четыре боковых окна. Посадка и высадка производились через боковую дверь.

Башня конструкции Гюйе не имела подшипников (они появились в поворотных башнях гораздо позже). Она опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. На этой колонне был установлен ходовой винт и колесо с гайкой, с помощью которых башню можно было приподнять и повернуть на 360 градусов. В походном положении башня опиралась на корпус.

По результатам испытаний – отказать

Бронеавтомобиль прибыл в Россию аккурат к окончанию русско-японской войны и принять участие в боевых действиях не успел. Его доставили в Петербург, где гоняли по шоссейным дорогам и бездорожью в Ораниенбаум и Токсово. По нему стреляли из винтовки и стреляли в цель из его штатного пулемета Гочкиса, а также установленного в башню состоявшего на вооружении российской армии «Максима».



В своих письмах военному ведомству князь сообщал, что согласно его «секретным сведениям» немцы закупают у французов сто таких машин, а японцы ведут переговоры о закупке 150 бронеавтомобилей. Однако эти заявления были абсолютно голословными, и как показала история – еще и неправдой. Тогда Накашидзе решил предложить броневики полицейскому ведомству для борьбы с массовыми беспорядками. 25 (12) августа 1906 года он пришел с этим проектом на прием к премьер-министру Петру Столыпину. И именно в тот момент, когда князь ждал своей очереди, в приемную вошли двое террористов и метнули портфели с бомбами. Столыпин спасся чудом, Накашидзе не повезло. После его смерти проект продвигать было некому, во всяком случае – с таким энтузиазмом.

После князя

Всего фирма «Шаррон» изготовила 12 подобных бронемашин в расчете на русских покупателей (есть противоречивая информация о том, что Накашидзе успел-таки их заказать – на свой страх и риск). Согласно французским источникам, шесть броневиков отправили в Россию в конце 1906 или начале 1907 года, но через российскую границу их не пропустили. Две машины при этом достались Германии: то ли они были реквизированы, то ли приобретены с большой скидкой (чуть ли не в 40%).

Оба эти броневика использовались немцами в боях в Восточной Пруссии в августе 1914 года. Еще один бронеавтомобиль был выкуплен у фирмы «Шаррон» французским военным ведомством. В том же 1914 году он воевал в составе кавалерийского корпуса генерала Сордэ. Считается, что французы использовали броневик в качестве «охотника за дирижаблями», то есть, он стал вдобавок еще и дедушкой современных передвижных зенитных комплексов.

Поставленный в Россию броневик был еще до войны освобожден от брони и вооружения и использовался в качестве обычного штабного автомобиля. Куда делись остальные 8 броневиков – неизвестно. Возможно, они все-таки были проданы французами в Россию, но участия ни в империалистической, ни в гражданской войне почему-то не принимали. Возможно, их постигла та же «конверсия», что и их предшественника.

Краткие технические характеристики

Изготовитель Charron, Giarardot, Voigt (Франция)
Объем выпуска 12 машин
Колесная формула 4х2
Боевая масса 2,95 тонн
Габариты, мм (ДхШхВ) 4800 х 1700 х 2400
Преодолеваемый подъем 25 градусов
Тип подвески Зависимая, на листовых рессорах
Тип двигателя Карбюраторный Charron 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения
Максимальная мощность 37 л. с.
Максимальная скорость 50 км/час
Запас хода по шоссе 500 км
Преодолеваемый ров 3 м (с мостками)
Броня 4,5 мм
Экипаж 4 человека
Вооружение 8-мм пулемет «Гочкис»


Статья о бронеавтомобилях, состоявших на вооружении германской императорской армии во время Первой мировой войны. Отмечена специфика бронеавтомобилей, охарактеризовано применение германских бронеавтомобилей в годы войны.

В германской императорской армии бронеавтомобили появились еще в мирное время. Первые эксперименты в данной сфере относятся к 1905 году.


После долгих испытаний (прежде всего в отношении вопросов бронирования, типологии вооружения и способов его установки) был изготовлен и принял участие в маневрах Гвардейского корпуса бронеавтомобиль Мерседес (броня 3,5 мм, шасси для омнибусов Бюссинга, вооружение - 1 пулемет).

Кстати говоря, на этих же маневрах приняли участие два французских броневика (фирм Шаррон и Жирардо-Фогт), предназначенные для России и случайно попавшие в Германию.

По результатам этих маневров специалистами было высказано мнение, что бронеавтомобиль получит лишь ограниченное тактическое применение, сводящееся к обороне границ, горных проходов и разрушению речных переправ. Но мировая война опрокинула эти расчеты.

Уже в начале Первой мировой войны на правом фланге наступающей на Западном фронте германской армии англичане применили бронеавтомобили в бою.

Несмотря на то, что еще в октябре 1914 года начальник полевого Генерального штаба германской императорской армии дал по этому вопросу соответствующие указания, лишь в июне 1916 года (!!!) были наконец готовы 3 бронеавтомобиля (Даймлер, Бюссинг и Эрхард). Эти машины и составили 1-й пулеметный бронеавтомобильный взвод кайзеровской армии.

Илл. 1. Бронеавтомобиль фирмы Даймлер. Машина имела 4-цилиндровый двигатель, 4-скоростную коробку передач, двойные колеса предохраняли от погружения в грунт. Цилиндрическая башенка имела 4 бойницы, через которые могли действовать 3 пулемета Максим, имевшиеся на вооружении броневика. Радиатор бронированного капота был защищен оригинальными горизонтальными бронежалюзи. Приняв решение о необходимости охлаждения двигателя, водитель, находясь на своем рабочем месте, поворотом специального рычага мог открывать и закрывать бронежалюзи на радиаторе. Экипаж - 8 человек. В течение всей войны было изготовлено лишь 3 (!) таких машины.


Илл. 2. Бронеавтомобиль фирмы Эрхард. Полноприводной Эрхард, так же как и Даймлер, имел 4-цилиндровый двигатель в передней части кузова. Но большие углы наклона броневых листов представляли этому броневику лучшую защиту, чем его «собрату». Вооружение - 3 пулемета, причем башенка оригинальной конструкции позволяла вести даже зенитный огонь. Экипаж - командир, 6 пулеметчиков (включая вторые номера) и водитель.


Илл. 3. Бронеавтомобиль фирмы Бюссинг. Это наиболее мощный по своим габаритам и весу германский бронеавтомобиль. Был оснащен 6-цилиндровым двигателем с 10-ступенчатой коробкой передач (5 скоростей переднего хода и 5 заднего). Все колеса - ведущие. К услугам 3-х пулеметов, бывших на вооружении этой машины, были 10 огневых позиций - 4 амбразуры в башенке и 6 - в корпусе. Броня - 7 мм.

(Все фото: Освальд В. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг. - М., 2002.)

Таким образом, приходится констатировать, что в деле производства и применения броневиков немцы оказались позади не только русских, англичан, французов, бельгийцев, но и своих союзников австрийцев.

Первое боевое испытание германских броневиков состоялось в Верхнем Эльзасе и дало благоприятные результаты. В отчете, посвященном использованию бронеотряда, было отмечено, что отряд явился ценным мобильным резервом командования, особенно при контратаках для локализации прорывов противника.

Но, как ни странно, дальнейшее изготовление броневиков было приостановлено «с целью использования рабочих рук для более важных целей». Производство бронеавтомобилей не относилось к приоритетным задачам германского командования.

Броневзвод № 1 принимал участие в операциях против Румынии в том же 1916 году, где сослужил отличную службу: именно в условиях маневренной войны скоростные и подвижные броневики смогли проявить свои лучшие качества. Особенно он отличился в Кронштадской операции (сентябрь - октябрь 1916 г.) и в Трансильванских Альпах. Именно результаты Румынской кампании побудили немцев приступить к постройке еще 14-ти бронеавтомобилей, изготовление которых затянулось до января 1918 года. Эти машины укомплектовали бронеотряды №№ 2-7. Один из них участвовал в боях на Итальянском фронте в конце 1917 года, но в силу допущенных технических и тактических ошибок должным образом проявить себя не смог.

В 1918 году немцы использовали свои бронеотряды на бывшем Восточном фронте, для полицейской службы на оккупированной Украине, подавления крестьянских волнений и охраны коммуникационных линий.

Из трофейных русских (в основном брошенных деградировавшей после революции и стремительно откатывающейся на восток после Брестского перемирия русской армией) и итальянских (после разгрома итальянцев при Капоретто) бронеавтомобилей (производства заводов Лансиа, Путиловского, Минервы, Пежо, Аустин) летом 1918 года были сформированы бронеотряды №№ 8-11. Они себя ничем не зарекомендовали (тем более в условиях отсутствия оригинальных запчастей).

Всего за войну немцы построили 17 бронемашин, захватили еще 40 (из них 20 восстановили). И это при том, что, имея опыт производства бронеавтомобилей с 1905-го года, они вполне могли их массово изготавливать и использовать в бою. Особенно широкий простор для применения бронеавтомобилей имелся в начале войны на Французском фронте: в наиболее стратегически ответственный период большого германского наступления через Бельгию (конечно, с установлением жестких реалий позиционной войны возможности для применения бронеавтомобилей существенно снизились, но это произошло лишь в конце осени 1914 года), а также на Русском фронте - в течение почти всей войны.

Конструктивные особенности германских бронеавтомобилей заключались в том, что, если французские и итальянские броневики (легкие по своей сути) имели шасси легковых автомобилей с мощным мотором и двумя ведущими колесами, то тяжелые немецкие броневики имели шасси грузовых машин с четырьмя ведущими колесами (благодаря этому они могли двигаться не только по дорогам, но и по твердому грунту). Вооружение состояло из 2-3 пулеметов с максимальными углами обстрела. Некоторые германские машины были также вооружены огнеметами и даже орудиями (например, 20-мм бекеровской пушкой). Толщина брони «броневиков-немцев» колебалась между 6 и 11 мм, причем 11-мм броня давала защиту от винтовочных пуль даже при стрельбе с близких дистанций. Противопульной броней были надежно защищены мотор, вооружение, экипаж машины. Численность экипажа зависела от размера броневика и колебалась от 4 до 8 человек.

Имея качественные и оригинальные тактико-технические характеристики и возможности для применения на практике, германские броневики так и не стали полноценным мобильным тактическим бронересурсом в руках кайзеровского командования.

Статья о Николае Втором вызвала неожиданную истеричную реакцию ряда читателей. Не имея возможности оспорить очевидный факт вины и ответственности императора за судьбу России, как результат бездарного правления, господа начали с пеной у рта доказывать небывалый расцвет воздухоплавания и автомобилестроения перед Первой мировой войной. С авиацией разобрались мгновенно - я слишком долго с любовью и интересом изучал эту тему. Менее сотни (86 кажется) "Ильи Муромца" и ВСЁ. Причем большинство с импортными двигателями. Это при том, что в Российском императорском воздушном флоте было несколько тысяч самолетов.

Сборка бронемашин на базе "Рено". Россия.

С автомобилями было чуть хуже - я год назад занимался этой темой. Пришлось освежить память. Мой оппонент доказывал, что Руссо-Балт выпустил не 450, а 700 машин за почти 7 лет и это на уровне мировых объемов производства. Ну может в 2-3 раза меньше. Дабы рассеять иллюзии, решил чуть подробнее изучить состояние автопрома начала века. Сначала ответ по существу, потом подробности, фотографии и другие интересности.

В начале воны Россия произвела мобилизацию автомобилей для нужд фронта.Было собрано 475 грузовиков и 3562 легковушки. Согласитесь 700 машин из 4.000 мобилизованных (а ведь изъяли далеко не все) как-то не свидетельствуют о мощи автомобилестроения России. Дальше хуже.
К концу 1917 г. Россия произвела (по максимуму) всё те же 700 машин. А в это время с французской стороны в военных действиях принимали участие 92 тыс. автомашин, с английской — 76 тыс., с немецкой — 56 тыс., с русской — 21 тыс. Объясните мне, как охарактеризовать положение отрасли в России и умственные способности "вождя народа", ввязавшегося в войну с таким состоянием производства?

Впервые самоходную колесную машину вывели на поле сражения англичане. Это произошло в 1899 г. во время войны с бурами в Южной Африке. Конструктор Ф. Симмс взял за основу легкий четырехколесный одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон», скорее напоминавший два сочлененных и снабженных мотором велосипеда, и установил на нем спереди пулемет «Максим» — новинку тех лет. Именно это сооружение положило начало рождению новой боевой единицы — «пулеметного автомобиля». В дальнейшем обычные автомашины с пулеметом на борту участвовали в различных боевых операциях. Они обладали неплохой по тем временам скоростью, а на наиболее мощных из них ухитрялись далее перевозить до взвода солдат.

В России на белостокских маневрах 1897 г. и на курских 1902 г. применялось также несколько типов автомобилей с бензиновыми двигателями. Во время русско-японской войны 1904— 1905 гг. на дальневосточном театре военных действий при штабе главнокомандующего русских войск генерала Куропаткина имелось 11 легковых машин, которые использовались для поездок высших офицеров.

Позже в русской армии от использования единичных автомобилей стали переходить к созданию специальных автоподразделений. Первыми такими подразделениями были автомобильные команды при железнодорожных батальонах, организованные в 1910 г.

В период первой мировой войны в России практически не существовало своей автомобильной промышленности, если не считать рижского завода «Руссо-Балт», производственные мощности которого не могли удовлетворить все потребности фронта.

Пулеметный автомобиль был не единственным изобретением Симмса. В 1902 г. талантливый англичанин построил бронированный грузовик с двигателем внутреннего сгорания.


Пулеметный автомобиль Симмса. 1899 г.

«Роллс-Ройс Сильвер Гоуст» в качестве санитарного автомобиля. 1916 г.

К началу первой мировой войны ведущие капиталистические страны — США, Англия, Франция, Германия — имели хорошо развитую автомобильную промышленность. Парк автомашин там был довольно внушительным, однако в армиях названных государств автомобилей было крайне мало, роль их явно недооценивалась. Во всех армиях автомобилями пользовались для разных целей, но везде — для перевозки припасов и прочих грузов. Пробовали строить самоходные зенитные установки, однако они представляли собой обычные орудия, установленные на платформе грузовика.

ВОЕННОЕ ТАКСИ

Транспортные возможности автомобилей, как грузовых, так и пассажирских, в полной мере раскрылись в условиях первой мировой войны. Автомобили с их подвижностью, свободой в выборе трассы, высокой средней скоростью, способностью к маскировке от нападения с воздуха стали важным видом военного транспорта, а в отдельных случаях и незаменимыми боевыми единицами. Об этом напоминает стоящий в Музее оружия в Париже среди танков и походных кухонь легковой автомобиль — обыкновенный «Рено», модель 1910 г.

Автомобилю «Рено-такси» посвящена французская почтовая марка. Его уменьшенные модели фигурируют на витринах магазинов игрушек, украшают чернильные приборы, пепельницы, точилки для карандашей. С изображением этого автомобиля во Франции можно встретиться везде — им покрыты столовые клеенки, пивные кружки, женские головные платки. И всюду под рисунками и моделями есть этикетка: «Марнское такси». Почему же у французов старенький «Рено» возведен в ранг национального героя?

В 1914 г. германская армия неудержимо двигалась к Парижу. Передовые отряды достигли реки Марны, приблизились к важной железнодорожной магистрали в нескольких десятках километров от столицы. Оборона города не была заблаговременно обеспечена войсками. 7 сентября положение стало критическим. Нужно было за сутки перебросить на Марну вновь сформированную дивизию. Железная дорога могла перевезти не более бригады, для переброски пешком не хватало времени. И вот генералов, руководивших обороной, осенила идея — призвать на помощь парижские автомобили-такси.

За один день 11 тысяч (!!! Вспомним 700 "Руссо-Балтов") такси, главным образом автомашин марки "Рено", перевезли больше десяти тысяч солдат и офицеров на линию фронта. Поскольку расстояние от линии фронта было не слишком велико (50 километров). машины могли совершать по два-три рейса.


То, что будущая королева Великобритании Елизавета II в годы второй мировой войны была водителем и ремонтировала в автошколе автомобили, известно многим. Но далеко не все знают, что дамы из высших слоев британского общества водили военные автомобили в годы первой мировой войны. В автомобильном отряде служили 22 леди — графини, герцогини, супруги и дочери графов и пэров. Кто-то, возможно, подумает, что их военная служба была фикцией. Но это не так. Дамы носили защитную солдатскую форму и соблюдали все требования воинской дисциплины.

История рассказывает об операции, в которой участвовали лондонские автобусники. Она значительно превосходила по своим масштабам парижскую. 16 сентября 1914 г. в состав континентальных войск было включено 70 «двухэтажек» для переброски в Дюнкерк. Автобусы, с которых даже не успели снять рекламные щиты, перевозили войска то в Ипр, то в Лилли, то в Турне, осуществляя регулярную связь между Дюнкерком и действующими армиями. К октябрю на европейском театре военных действий применялось до 300 автобусов, объединенных в корпус армейской поддержки. Всего же за годы войны на фронт было отправлено около 1300 автобусов, из которых потом к «мирной жизни» вернулось всего 300.

В других крупных военных операциях тоже с успехом были применены автомобили. В мае 1915 г. в Галиции и в декабре в боях на реке Стырь победу русской армии обеспечил своевременный подвоз подкреплений, пулеметов и снарядов на автомобилях. Когда германская армия осаждала французский город и крепость Верден, единственная железная дорога, связывавшая город с тылом, находилась под обстрелом неприятельских орудий. На выручку были брошены грузовые автомобили «Берлье» и «Юник». До шести тысяч машин в сутки подходило по шоссе к Вердену. За три месяца боев было подвезено более миллиона солдат и около двух миллионов тонн грузов, вывезены сотни тысяч раненых.

К концу первой мировой войны в армиях стран, выступивших против Германии, числилось уже более 200 тыс. автомобилей.


АВТОМОБИЛИ РУССКОЙ АРМИИ
В российской армии стратегические автомобильные перевозки почти не применялись. В 1914 г. значительное количество автомобилей использовалось для подвоза боеприпасов в Лод-зинской операции. В 1916 г. во время Брусиловского прорыва 30 автомобилей перебросили на несколько десятков километров 79-ю пехотную дивизию.
На вооружении российской армии находились также и пулеметные автомобили. Однако впоследствии уязвимость не защищенных броней машин заставила отказаться от «автотачанок». Их сменили броневики.

Несмотря на то, что возможный противник был просчитан российским генштабом задолго до начала боевых действии, автопарк российской армии в большинстве своем был укомплектован автомашинами немецкого производства, в частности, изготовленными фирмами «Даймлер» и «Бенц». В процессе войны эта вполне надежная техника была лишена поставок запасных частей и фактически мертвым грузом повисла на шее армии. Не спасла положение и мобилизация технических средств, проведенная в начале войны. 475 грузовиков и 3562 легковых автомобиля, собранные во время мобилизации, были слишком разнотипны, а этот факт существенно отражался на их эксплуатации и ремонте. Только в 1916 г. Россия стала приобретать технику крупными партиями, в основном автомобили ФИАТ, «Уайт», «Паккард», «Берлье» и «Рено».

Кроме автомобилей, закупаемых у союзников, в годы первой мировой войны в России началось производство собственных машин военного назначения, правда, в очень небольшом количестве. В мае 1913 г. по предложению инженера артиллерийской технической конторы Путиловского завода Лен-дера бортовую платформу 5-тонного грузовика производства Русско-Балтийского вагонного завода переделали для установки на нее качающейся «противоаэропланной пушки». Первые четыре машины поступили для испытания на Главный артиллерийский полигон под Петроградом в конце 1914 г.

В феврале 1915 г. первые самоходные зенитные пушки, способные развить скорость до 20 км/ч, были готовы, а в марте направлены для воздушного прикрытия Царского Села. Вскоре на Западный фронт отправилась вторая батарея, которой командовал капитан Тарновский. 17 июля она успешно отразила налет девяти германских аэропланов. Позже под Варшавой батарея сбила два вражеских самолета.

Следует отметить, что к концу 1917 г. с французской стороны в военных действиях принимали участие 92 тыс. автомашин, с английской — 76 тыс., с немецкой — 56 тыс., с русской — 21 тыс. Проба сил автомобиля в новом качестве прошла успешно.

ФИАТ — один из наиболее распространенных типов бронеавтомобилей в русской армии в годы первой мировой и гражданской войны. Бронирование осуществлялось на Ижорском заводе. Боевая масса 53 Щ экипаж — 4 человека; вооружение — два пулемета «Максим» 7,62 мм; бронезащита — 6—8 мм; максимальная скорость — 60 км/ч.

Автомобили в России считались «военнообязанными». В начале войны у частных лиц было реквизировано несколько тысяч легковых машин. Все они были «разномастные»: немецкие, американские, французские, итальянские.

Главной причиной, вынуждавшей Россию закупать автомобильную технику за пределами страны, была узкая гамма моделей, выпускаемых на ее автомобильных заводах.

Первая передвижная «противоаэропланная пушка» конструкции Лендера. 1914 г.

БРОНЕВИК: АВТОМОБИЛЬ ПЛЮС ЗАШИТА

В 1902 г. офицер русской армии Накашидзе в своей книге «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России» доказал экономическую выгоду применения автомобилей, в частности, в условиях Кавказа. В 1904 г. он разработал проект бронеавтомобиля собственной конструкции.

По его чертежам во Франции фирмой «Шарон, Жири-до и Вуа» на шасси фирмы «Рено» в конце 1904 г. был построен первый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение русской армии. Корпус броневика был изготовлен из стали толщиной 4,5 мм. Его вооружение состояло из пулемета фирмы «Гочкис», установленного во вращающейся башенке. Запасной пулемет находился внутри корпуса. В 1906 г. после испытания на Красносельских маневрах приемная комиссия признала бронеавтомобиль «пригодным для разведки, связи, борьбы с конницей, а также для преследования отступающего противника».

Следующим бронеавтомобилем русской армии стал защищенный стальными листами «Рено». Такую конструкцию предложил в 1915 г. штабс-капитан Мгебров. Все машины этой марки имели радиатор, расположенный за двигателем, поэтому Мгеброву удалось построить бронеавтомобиль с сильно скошенной передней частью, напоминавшей по форме клин. Защищенность машины Мгеброва выгодно отличалась от других типов броневиков: пуля, пробивавшая вертикальный бронелист, скользила по наклонным плоскостям корпуса новой машины.

В том же году русский офицер Поплавко разработал на шасси полноприводного грузовика «Джеффери» бронеавтомобиль оригинальной конструкции. Форма его корпуса позволяла легко разрушать проволочные заграждения. Практически это был прообраз танка, который должен был двигаться перед наступающей пехотой, прокладывая ей путь.

БРОНИРОВАН И ВООРУЖЕН ПУШКОЙ

Проектирование тяжелого пушечно-пулеметного бронеавтомобиля началось осенью 1914 г. на Путиловском заводе. Проект разработал начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Филатов. Машина предназначалась для усиления на поле боя подразделений пулеметных броневиков. Первый автомобиль этой серии, получивший название «Гарфорд», был готов к отправке на фронт 3 мая 1915 г., а к октябрю закончились работы на всех 30 запланированных к бронировке шасси.

Автомобиль «Рено», «бронированный» Мгебровым. 1915 г.

Бронированный автомобиль «Гарфорд». Боевая масса — 8,6 т; экипаж — 8—9 человек; вооружение — три пулемета «Максим»; бронезащита —6,5мм; максимальная скорость — 18 км/ч, при движении задним ходом — 3 км/ч.

Корпус машины, изготовленный из броневых листов, устанавливался на специальную стальную конструкцию, приклепанную к раме шасси. Функционально он делился на три части. В передней, над двигателем, находилась водительская кабина. Бензобак размещался под сиденьями шофера и его помощника. Среднюю часть занимало пулеметное отделение, в котором находились два «Максима», установленных по левому и правому бортам. Всю заднюю часть броневика занимала вращающаяся броневая башня с установленной внутри противоштурмовой пушкой образца 1910 г. Кроме пушки, в башне был установлен еще один пулемет и располагались патронташи для 12 пушечных патронов. В стенках бронекорпуса были круглые амбразуры для обзора местности, закрывавшиеся заслонками. Изнутри бронекорпус был обшит войлоком и холстом.

Шасси «Гарфорда» оказалось несколько перегруженным, вследствие чего динамические характеристики машины были довольно скромными, а наличие только одного ведущего моста и сплошных шин резко ограничивало ее проходимость. Главным достоинством «Гарфорда», за которое ему прощали все недостатки, считалась мощная пушка.

Оставшиеся на территории России после первой мировой войны «Гарфорды» впоследствии участвовали в боях на всех фронтах гражданской войны. В зависимости от принадлежности («красным» или «белым») их переименовывали в «Карл Маркс» или «Корниловец», «Пролетарий» или «Россия», «Троцкий» или «Дроздовец».

В 1923 г. в связи с износом ходовой части было принято решение о переводе «Гарфордов» на железнодорожный ход. А в 1931 г. решили снять машины с вооружения и «разбро-нировать». Видимо, процесс затронул не все машины, поскольку они были запечатлены в 1941 г. на трофейных немецких фотографиях.

В Питере хранится подлинный броневик времен Первой мировой войны. Это так называемый «русский Остин» (или «Остин-Путиловец»), самый распространенный бронеавтомобиль тех лет. Именно с этой машины апреле 1917 года Ленин произнес свою историческую речь у Финляндского вокзала в Петрограде.

У этой неплохой в целом машины были серьезные недостатки. К ним относились прогибание заднего моста при езде по пересеченной местности, в результате чего заедали полуоси и движение становилось невозможным. Броня «остинов» была слишком тонкой (4 - 5 мм), и ее с расстояния 200 м пробивала обычная винтовочная пуля. Две пулеметные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг, а высокая крыша передней части корпуса мешала ведению огня вперед.
Пришлось их партиями отзывать с фронта на доработку. На них устанавливали 6-мм броневые листы, усиливали задние мосты. Кроме того, боевой опыт показал, что большая часть бронеавтомобилей поражалась противником при развороте назад. Поэтому русские мастеровые, порой во фронтовых условиях, ставили на «остинах» вторые (задние) посты управления, что позволяло машине быстро, задним ходом, выходить из-под обстрела.


Остин-Путиловец».

Потом Россия отказалась от иностранных броневиков. Закупали только шасси грузовых автомобилей, которые бронировались на Путиловском и Ижорском заводах. С 1916 года самыми распространенными в русской армии стали пулеметные двухбашенные машины на английском шасси «Остин» и на американском «Фиате» (отсюда название «Фиат-Ижора»), выпускавшемся по итальянской лицензии. Чертежи «русского Остина» разработали инженеры Путиловского завода. На шасси полуторатонного грузовика с усиленными рамой, задним мостом и рессорами монтировали корпус из ижорской стали толщиной 8 мм, который винтовочные пули не пробивали с любых дистанций. Для защиты экипажа от осколков изнутри броневик обтягивали сукном или войлоком. Низкие башни разместили по диагонали, что позволяло вести одновременно фланговый огонь из обоих «максимов». Кожухи пулеметов имели броневое прикрытие и соединялись шлангами с дополнительными водяными баками для охлаждение стволов, расположенными под крышей башни. Бронеавтомобиль имел второй пост управления. Всего же с 1915 по 1919 год в Британии было куплено 240 «Остинов». Для своих «остинов» англичане предусмотрели два комплекта колес: пневматические и боевые, с шинами из сплошной резины, не боявшимися пуль или случайных проколов. Наших такая запаска, как принято, мучила, и петербургский химик Гусс изобрел легкий и упругий наполнитель для универсальных шин бронеавтомобилей. Такие шины прозвали гуссматиками.

В августе 1916 года на тот же «Остин» вместо задних колес установили широкую резиновую гусеничную ленту, передние колеса были уширены, а перед ними расположили катки небольшого диаметра, помогавшие преодолевать рвы и окопы.

Новый «Остин» по проходимости значительно превосходил колесные броневики и почти не уступал им в скорости, развивая до 40 км/ч. В октябре 1916 года для бронемашин создали новую башню, из которой можно было вести огонь и по воздушным целям. Так появилась и полугусеничная техника, и мобильная ПВО. Эти машины были на вооружении Красной армии и в 20-е годы.
Броневой автомобиль «Остин-Путиловец». 1915 г Вместо задних колесу машины была широкая металлическая гусеничная лента. Передние колеса были сделаны более широкими, перед ними располагались специальные катки небольшого диаметра, помогавшие преодолевать рвы и канавы. Боевая масса —5,3 т., экипаж— 5 человек; вооружение — два пулемета «Максим»; бронезащита — 8мм.

И еще фото техники той войны:



Что патриотичнее - поддерживать отечественного производителя, выпускающего пусть и не очень качественные, мягко говоря, но стопроцентно «свои» товары, либо вооружать отечественную армию лучшими образцами «чужого» оружия? Российские власти сто лет назад нашли свой ответ на этот вопрос, наладив прочное военно-техническое сотрудничество чуть ли не со всеми странами Европы. И в итоге российская империя была первой страной мира, официально принявшей на вооружение бронеавтомобили — именно в 1908 году Русская Императорская армия получила 10 бронеавтомобилей типа «Накашидзе-Шаррон», построенных французской фирмой Charron, Girardot et Voigt по проекту, разработанному офицером русской армии М. А. Накашидзе.



Бронеавтомобиль «Накашидзе-Шаррон»

Эта весьма передовая по тем временам боевая машина получила весьма положительные отзывы военных, однако на ней довоенное развитие броневых сил и закончилось. В немалой степени этому способствовала трагическая гибель М. Н. Накашидзе при взрыве на даче премьер-министра Петра Столыпина в 1906 году. Без энергии своего создателя бронеавтомобили, образно говоря, «легли на полку». Дальнейших заказов на их производство не последовало, и к началу Первой мировой войны Российская империя подошла, имея всего одно боевое подразделение бронеавтомобилей — 1-я автомобильно-пулемётная рота, располагавшая главным образом пулемётными бронеавтомобилями «Руссо-Балт тип С».
Тем не менее, когда в условиях военного времени пришлось срочно модернизировать армию, русские военные получили сразу несколько типов броневиков.

«Руссо-Балт тип С»

Легкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Является первым серийным бронеавтомобилем, принятым на вооружение войск Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси модели «С 24/40» фирмы «Руссо-Балт». Бронеавтомобили изготовлялись на Ижорском заводе в Колпино в 1914 году. Эскиз машины выполнил сам командир 1-й автомобильной пулемётной роты полковник А.Н. Добржанский по проекту инженера-механика А. Я. Грауэна. Всего было изготовлено 8 броневиков, составивших костяк 1-й авто-пулемётной роты и активно применявшихся в ходе Первой мировой войны.

Кстати, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра бронеавтомобиля «Руссо-Балт тип С». Однако в 2009 году по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея была изготовлена модель-копия бронеавтомобиля, который находится в открытой экспозиции Центрального музея современной истории России.

«Фиат-Ижора»

Лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи и Рабоче-крестьянской Красной армии. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat, производившегося по лицензии в США. Хотя разработка проекта и закупка шасси осуществлялись ещё в 1916 году, массовое производство бронеавтомобилей было развёрнуто лишь после Февральской революции. С 1917 по 1918 год на Ижорском заводе было построено около 80 экземпляров бронеавтомобиля. Бронемашины активно использовались Рабоче-крестьянской Красной армией в боях Гражданской войны, будучи вторыми по численности (после «Остинов» различных типов) в бронечастях Красной армии.

На фото Фиат из Музея современной истории России (Музей Революции) в Москве.

«Гарфорд-Путилов»

Тяжёлый пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси американского грузовика фирмы Garford Motor Truck Co. «Гарфорды» обладали мощным для своего класса и времени вооружением и приемлемым бронированием, отличались надёжностью и добротностью изготовления, что обусловило сравнительно долгий срок их службы. Всего за период производства (1915—1916) Путиловским заводом было изготовлено 48 броневиков. Фото из Музея "Лошадиная сила", Санкт-Петербург.

«Остин-Путиловец»

Бронеавтомобили Российской империи на базе заднеприводных грузовых шасси британской фирмы Austin. Название отображает отличие данных броневиков от бронеавтомобилей «Остин», строившихся в Великобритании для Русской армии в 1914-1917 годах и использовавшихся ею в ходе Первой мировой войны.

"Остин" из Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

Восстановленный броневик "Остин" из Музея автомобилей киностудии «Мосфильм».

"Остины" на фронте.


"Остин-Кегресс"

Русский полугусеничный бронеавтомобиль. Первый русский серийный образец полугусеничной боевой машины. Проект разрабатывался в 1916—1917 годах в Российской империи на основе бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» и гусеничного движителя конструкции русского прапорщика французского происхождения Адольфа Адольфовича Кегресса.

"Остин-Кегресс" на службе в РККА.

Еще в 1909 году А.А. Кегресс сконструировал и испытал первый прототип автомобиля повышенной проходимости совершенно нового типа, не имеющего аналогов в мире, предназначенный для езды по снегу. При стандартных колесах передней управляемой оси, поставленных на широкие лыжи, колеса задней ведущей оси были заменены гусеничным движителем оригинальной конструкции, представляющей собой ленту из верблюжьей шкуры, натянутую на специальные барабаны. В 1911 году Кенресс сделал движитель на основе резиновой ленты, выпуск которой освоил петербургский завод «Треугольник», и испытал его на машинах Мерседес и «Руссо-Балт».

В августе 1916 года Кегресс предъявил Военному ведомству к испытанию полугусеничный броневой автомобиль с движителем собственной конструкции, уширительными бандажами передних колес и малыми направляющими колесиками, расположенными спереди, способный двигаться по раскисшим суглинкам.

«Армстронг-Уитворт»

Легкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан по заказу ГВТУ Русской Императорской армии британской фирмой Armstrong Whitworth на базе шасси также британской фирмы Charles Jarrott and Willian Letts. Впоследствии бронеавтомобили выпускались на шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat.

С 1916 по 1917 год в Россию было поставлено 40 экземпляров бронеавтомобиля, при этом в России бронеавтомобили подверглись ряду переделок и усовершенствований. До нащего времени, к сожалению, не сохранилось ни одного экземпляра.

«Джеффери — Поплавко»

Пулеметный бронеавтомобиль Русской императорской армии. Является первым полноприводным бронеавтомобилем, принятым на вооружение войск Российской империи. Создан на базе полноприводного грузового автомобиля Jeffery Quad 4017 производства американской фирмы Thomas B. Jeffery Company (на фото вверху - реконструированный грузовик, фото из Pioneer Flight Museum, UK).Первые грузовики Jeffery Quad, прибывшие в Россию в ноябре 1915 года, были направлены в 26-й автомобильно-пулеметный взвод, которым командовал штабс-капитан Виктор Поплавко. Именно ему пришла в голов у идея превратить один из грузовиков в бронеавтомобиль, предназначенный для использования в качестве вспомогательной машины.

Броневик Поплавко, названный им «Чародей», должен был доставлять боеприпасы и топливо, а также буксировать поврежденные бронеавтомобили с поля боя в тыловые мастерские. Последнее получалось проделывать даже с восьмитонными «Гарфордами», стоявшими на вооружении во взводе Поплавко. Сам штабс-капитан пошел еще дальше и оснастил «Чародея» лебедкой, тросами с якорями-кошками и легкими разборными мостками для преодоления окопов. Испытания прошли успешно, и Поплавко продолжил усовершенствование «Чародея», установив в передней части резак из стальных уголков, позволявший преодолевать проволочные заграждения. После этого Поплавко предложил построить серию таких бронеавтомобилей. Идею одобрили в Генеральном штабе и Ижорскому заводу выдали заказ на изготовление партии из 30 бронеавтомобилей, названных «Джеффери — Поплавко».

«Шеффилд-Симплекс»

Легкий пулемётный бронеавтомобиль вооружённых сил Российской империи. Разработан британской фирмой «Sheffield-Simplex» на базе шасси собственного легкового автомобиля, при этом окончательный проект бронировки был разработан штабс-капитаном русской армии Мироновым.

Всего в 1915—1916 годах в Россию было поставлено 25 экземпляров бронеавтомобиля. До наших дней не сохранилось ни одного.

«Мгебров-Рено»

Пулеметный бронеавтомобиль производства французского концерна Рено. Русской Императорской армии было поставлено 40 машин. По причине неполноценного бронирования, использовались в основном во вспомогательных целях, как охранный броневик и в целях сопровождения транспортных частей на марше. Позднее 11 бронеавтомобилей были полностью перебронированы по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва и известны, как «Мгебров-Рено».

«Мерседес»

Пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1915 году штабс-капитаном Былинским на базе легкового автомобиля фирмы Mercedes. Содержал в себе ряд новаторских и прогрессивных инженерных решений. В 1915 году Обуховским заводом было построено два экземпляра бронеавтомобиля, использовавшихся Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны.

Танк «Борец за свободу товарищ Ленин»

Собственно, благодаря военному сотрудничеству России и Франции, у нашей армии появились и первые танки. Конечно, и в России разрабатывались такие проекты, как «Вездеход» Пороховщикова, «Царь-танк» Лебеденко, «Наземный броненосец» Демьяненко, «Броненосный трактор» Казанского или сверхтяжёлый танк Владимира Менделеева. Другое дело, что для доводки этих фантастических прожектов в жизнь уже не было времени. И тогда наркомвоеномор тов. Троцкий поступил самым простым образом: взял и запустил на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде выпуск французских танков Renault FT, который назвали «Борец за свободу товарищ Ленин».

Коробка-"автомат", пневмоподвеска, кондиционер - и это далеко не полный список обязательного оборудования, которое будет устанавливаться на новые автомобили российской армии. Далее вы узнаете о перспективных моделях военных автомобилей, которые вскоре встанут на вооружение.

"Тайфун-У" ("Урал"-6309)

Длина: 9 265 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный объемом 7 литров, с турбонаддувом.

Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 –1 600 об/мин.

Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 38 млн рублей.

"Тайфун" - совершенно новый для России вид боевой колесной техники. Он не предназначен для участия в боевых действиях (в отличие от БТР), но способен защитить личный состав, перевозимый в кузове, от внезапного нападения из засады.

Попытки делать бронированные версии на базе серийных грузовиков делались неоднократно. Но все эти кустарно доработанные автомобили не выдерживали испытаний взрывами и обстрелами. Поэтому Минобороны решило заказать бронегрузовик, созданный "с нуля". Причем сразу два - один поручили делать КамАЗу, другой - заводу "Урал" в Миассе. Предприятия остались верны своим традициям: камазовцы выпустили бескапотную версию "Тайфун-К" (о ней речь пойдет ниже), а уральцы - капотную "Тайфун-У".

"Тайфун-У" бронирован по самому высшему стандарту ГОСТ 6а и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму - стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если "Урал" наедет на мину. Большинство сидений в салоне (кроме водительского и крайнего правого) подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

В отличие от древних "Уралов" разработки 50-х годов, здесь весьма продвинутая техническая "начинка", которая еще недавно была немыслима для тяжелых армейских грузовиков. Коробка передач - гидромеханический "автомат" МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в "раздатке". Подвеска - гидропневматическая, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей, прямо как на Range Rover последнего поколения.

Двигатель - ярославская рядная "шестерка", но тут не обошлось без импортных комплектующих из стран, с которыми Россия ведет "войну санкций". Чем в случае введения торгового эмбарго заменить систему впрыска Bosch и турбину Borg Warner, пока не понятно.

"Тайфун-У" - это целое семейство бронеавтомобилей. Первой выпустили 6-колесную версию с кабиной, отделенной от салона. На очереди двухосная 4-колесная модификация с укороченным кузовом, а также 6-колесный "бронеавтобус", где кабина и салон располагаются в едином бронемодуле. Позже появится и длинная версия с четырьмя осями и восемью колесами.

"Тайфун-К" (КамАЗ-63968)

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный, объемом 7 литров с турбонаддувом.
Максимальная мощность: 450 л.с. при 2 300 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 1 650 Нм при 1 400 – 1 600 об/мин.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 42 л/100 км.
Стоимость: 48 млн рублей.

Бронированный КамАЗ - более дорогой конкурент и одновременно ближайший родственник "Тайфуна-У". Бескапотная компоновка, как известно, актуальна для гражданских грузовиков потому, что при той же габаритной длине позволяет ставить более длинную грузовую платформу. Когда речь идет о взрывозащищенных машинах, преимущество "бескапотников" теряется. Моторный отсек, вынесенный вперед, играет роль буфера при наезде на мину, а в случае подрыва "Тайфуна-К" (равно как и любого другого бескапотного грузовика), весь удар придется на кабину.

Двигатель у грузовика из Набережных Челнов такой же ЯМЗ, хотя в перспективе сюда можно ставить и дизельный V8 собственной разработки КамАЗа. Подвеска тоже пневматическая, а ведущие мосты скомпонованы по-другому: один находится сзади, а два - спереди, чтобы компенсировать изрядный вес фронтальной части. Причем оба передних моста управляемые, чего нет у "Урала".

А вот с коробкой передач - проблема. Камазовцы решили использовать не белорусскую МЗКТ, а… американскую Allison. Кроме того, бронелисты заказывают в Германии, а колеса - во Франции. Договора на поставку заключались, конечно же, до того, как НАТО в военной доктрине РФ признали главным потенциальным противником.

"Тайфуны-К" уже приняли на вооружение и даже выпустили на парад в честь Дня Победы 9 мая. Однако пока (в отличие от "Тайфуна-У") машины засекречены и недоступны для журналистов. Что будет с машинами из-за усложнившихся отношений с Западом, пока не понятно. Но камазовцы уже разработали опытный образец восьмиколесного грузовика под кодовым названием "Торнадо" с собственным 550-сильным турбодизелем и такой же, как у "Тайфуна-К", кабиной.

Кстати, на августовских учениях Минобороны на юге России, где испытывали перспективную технику, "Тайфунов-К" не было. Далекоидущие выводы делать рано, но с реализацией проекта наметились явные сложности.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М"

Длина: 8 990 мм.
Дорожный просвет: 400 мм.
Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра.
Максимальная мощность: 240 л.с. при 2 100 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 883 Нм при 1 400-1 600 об/мин.

Расход топлива: более 32 л/100 км (расчетный).
Стоимость: 8-10 млн рублей.

Две версии одного и того же по смыслу автомобиля. Один собирают в Миассе на УралАЗе, другой в московском "Институте спецтехники". Эти бронеавтомобили гораздо проще и дешевле "Тайфунов" и предназначены для внутренних войск. Вместо принципиально новой гидропневматической подвески - старинное шасси от "Урала"-55571, о котором мы уже рассказывали в прошлой публикации о старой военной технике. Под капотом - старенький дизель ЯМЗ-236. Вместо коробки-"автомата" - традиционная "мешалка" с пятью ступенями.

Номинально, по желанию заказчика, "Федералы" и "Уралы-ВВ" можно оснастить защитой по тому же шестому классу безопасности, что у "Тайфуна". Салон здесь объединен с кабиной в бронекапсулу, а дно также способно рассеивать взрывную волну. Впрочем, от взрывов серийные грузовики, пусть и серьезно бронированные, защищать так же эффективно, не могут.

"Урал-ВВ" и "Федерал-М" отличаются друг от друга рядом компоновочных решений, и те, кому довелось изучить их вживую, говорят, что московский грузовик спроектирован более толково, чем уральский. К тому же ориентировочная цена "Федерала" на 2 млн рублей меньше. И все-таки в упомянутых выше военных учениях в августе участвовал именно "Урал-ВВ".

"Скорпион" ЛША-2

Длина: 4 890 мм.
Дорожный просвет: 300 мм.
Двигатель: дизельный.
Максимальная мощность: 136 л.с.
Максимальный крутящий момент: 300 Нм.
Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой "раздаткой". Постоянный полный привод.
Расход топлива: 13,2 л/100 км.
Стоимость: нет данных.

Про этот автомобиль известно мало. Производитель, ЗАО «Корпорация "Защита"», скуп на технические данные. "Скорпион" явно собран на чужих агрегатах, так как компания не является полноценным автопроизводителем и специализируется на бронировании серийных автомобилей.

Впрочем, откуда взят двигатель, можно только догадываться: по характеристикам турбодизель близок к мотору Mitsubishi L200, но чуть больше по объему. Происхождение трансмиссии и ходовой также покрыто мраком. Но оптика и некоторые детали оформления выдают родство с УАЗовскими внедорожниками. Собственно, именно в качестве замены УАЗ-469 и пророчат "Скорпионов".

Проектов внедорожников для армии разной степени перспективности наберется с десяток. Почему мы написали именно про "Скорпиона"? Дело в том, что именно он участвовал в уже дважды упомянутых выше войсковых учениях, и прошел приемочные испытания. Всё это позволяет надеяться на то, что вскоре технические данные машин все-таки рассекретят, и мы узнаем, каковы они, командирские джипы нового поколения.