Первый парень на деревне: тюнингованная СМЗ С3А. Автомобили в комедиях леонида гайдая

Это было как возвращение в далекое прошлое. Такой же серенький «Москвич–401» с запасным колесом, прикрученным сзади, отец купил в год моего рождения. И задержался в семье этот неказистый автомобильчик на двадцать с лишним лет. Когда карабкались на нем по горам Кавказа, я (мама рассказывала) сидел на плечах у отца. Побывали на нем и в Крыму, и на Нарочи. В дороге в нем же и ночевали: спинку заднего сиденья клали на руль под голову, а ноги просовывали в багажное отделение. На комфорт, точнее, отсутствие такового в виде кондиционера, печки, радиоприемника не жаловались. Помню, с каким азартом я надраивал кузов до зеркального блеска специальной мастикой из фирменной баночки... Сегодня послевоенного первенца Московского завода малолитражных автомобилей на дорогах уже практически не встретишь. Но вот на днях время как будто отмотало несколько десятилетий, и я вновь уселся за руль машины моего детства. Какой же маленькой и тесной она мне сегодня показалась! Подумалось: надо быть истинным фанатом советского автопрома, чтобы содержать такую. Александр Ковалевский из Толочина именно из них. Свой «москвичок» 1953 года он купил лет 7 назад в какой–то деревне в заброшенном состоянии, вложил немало сил и времени, чтобы максимально приблизить его к оригиналу.

- Когда еду по городу, многие стремятся обогнать, чтобы рассмотреть, что это за машина такая, - делится он впечатлениями. - Но «Москвич» уверенно стартует со светофора. Хотя, конечно, у ретроавтомобилей тормоза, рулевое управление, обзор не те, что у современных иномарок. Это нужно учитывать тем, кто хочет приобрести старинную машину, чтобы выделяться в дорожном потоке. Хотя я как профессиональный водитель со всеми этими трудностями справляюсь без проблем...

Убедиться в этом на деле, увы, не удалось. Александр как заправский коллекционер досконально подготовил машину к зимней спячке: загнал в сухой гараж, слил антифриз, снял аккумулятор... И я его прекрасно понимаю. Ретроавтомобиль это все–таки больше для души, чем для дороги. И как овеществленная страничка из летописи нашего общего прошлого, и как зарубка в личной судьбе. В подтверждение Александр подводит к следующим экспонатам своей ретроколлекции.


- Вот эти две машины самые близкие моему сердцу, - показывает он на «инвалидку», как называли в народе мотоколяску СЗА, и «горбатый» «Запорожец». - Их в советские времена выдавали моему отцу–инвалиду с частичной уплатой стоимости, зато без необходимости сдавать на утилизацию. Так в семье и сохранились. Машинки потрудились на славу. Мы жили тогда недалеко от Толочина в деревне, содержали большое хозяйство. Пастбища, огороды находились в разных местах, и отцу с его протезом без колес всюду было никак. Просто удивительно, как ловко он забирался в мотоколяску с одной ногой. Машин тогда в селе имелось всего две–три, и если надо было в район или больницу - шли к нам. Отец никому не отказывал. А на «Запорожце» я уже уверенно рулил сам, начиная с 6–го класса. Одно переднее сиденье мы вынимали и ставили туда клетку для поросят. Рынок тогда работал ночью, и, чтобы поспеть, мы выезжали в 12 часов вечера. И ни разу ГАИ меня не остановила.

Обе машинки Александр восстановил до идеального состояния. Мотоколяска, например, выглядит даже лучше, чем когда в 1962 году пришла с завода в городе Серпухов, где их выпускали. Александр тщательно зашпаклевал все неровности, покрасил, можно сказать, художественно. Конечно, в первую очередь в память о детстве, об отце. А еще о культовой некогда кинокомедии «Операция Ы...», где наряду с Вициным, Моргуновым и Никулиным примечательно «играет» такая же «инвалидка». «До пары» Александр прикупил пару «генеральских» бурок, также колоритно фигурировавших в фильме.


Как у каждого автомобилиста со стажем, у Александра Ковалевского для гостей припасено несколько забавных историй:

- Мне было года 3 - 4. Однажды отец посадил меня за руль мотоколяски и сказал держать рычаг газа, а сам пошел заводить мотор. По каким–то причинам передача оказалась включена, и машина понеслась. Хорошо, рядом оказался сосед. Каким–то чудом он сумел вскочить в кабину и заглушить мотор, все обошлось. Таким был мой первый шоферский опыт.

На десерт Александр познакомил с изюминками коллекции. Легендарный черный лимузин марки ЗИМ, несмотря на свои 60 с лишним лет, завелся с пол–оборота и урча выкатился во двор. Сегодня такой встретишь разве что в кино про давнее советское прошлое. Тогда на ЗИМах разъезжали важные чиновники, военачальники, ученые. Говорят, министр ГБ Белоруссии генерал Лаврентий Цанава именно на таком любил собрать за собой на центральном минском проспекте шеренгу машин, а у того, кто посмеет обогнать, в клочья рвал водительские права. Однажды довелось и мне на таком санитарном лимузине прокатиться - из школы в больницу. Уже повзрослев, я регулярно ходил на работу мимо какого–то НИИ, на задворках которого догнивал такой же черный ЗИМ. Как у истого автолюбителя, слюнки текли, но купить тогда подобную машину простому человеку даже в виде металлолома было невозможно.


Вот и ЗИМ Александра Ковалевского принадлежал некоему московскому профессору, наверняка видному ученому. Скорее всего, тот пользовался им лишь в качестве пассажира. Внукам же неисправный шестиметровый «членовоз» оказался в тягость, вот и продали его белорусскому коллекционеру. Пришлось довести до ума двигатель, заменить коробку передач, перекрасить. Обновить салон помог энтузиаст ретроавто Антон Козлов из Витебска. И теперь Александр Ковалевский с гордостью демонстрирует:

- Смотрите, капот открывается, как задумано конструктором: можно на правую сторону, можно на левую или вообще снять для удобства. Потолок в кабине родной, ткань шершавая наподобие шинельной. На машине стоит гидротрансформатор, предтеча автоматической КПП. Даже комплект специальных ключей родной, ими можно весь автомобиль разобрать. Звезда на стоп–сигнале - настоящий хрусталь, не то что современная китайская подделка. А каждое круглое стеклышко габаритного огня - если оригинал - стоит сейчас 50 евро...


Да, увлечение ретроавтомобилями - не из дешевых. И в техническом плане, и по комфорту они уступают современным авто. Но все–таки есть в старинных машинах какая–то магическая притягательность, особенно если они из нашего прошлого, советского периода. Пусть у них не такие кричащие формы, как у американских, зато это автомобили, говорит Александр, с добрыми «глазами»–фарами. И они всегда собирают толпу любителей, с которыми интересно поговорить на автомобильно–исторические темы, что–то обсудить.

Какая же модель вызывает наибольший интерес, спрашиваю напоследок.

- «Чайка ГАЗ–13», - подводит Александр к белоснежной красавице с крыльями–плавниками. - Когда приглашают на городской праздник в Оршу или на «Славянский базар» в Витебск, просят приехать именно на ней. На таких ездили министры, космонавты, зарубежные гости. Выпущено всего немногим более 3.200 штук, моя одна из последних. До сих пор на прекрасном ходу, наверное, единственная такая в Беларуси. Кондиционер, автоматическая коробка передач... Что ни говорите, а в СССР умели делать автомобили...

На параде ретроавтобусов 8 августа 2015 года особый интерес у посетителей вызвал автомобиль СМЗ С3А, хорошо знакомый многим по комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Те, кому хотя бы раз довелось посмотреть кинокомедию «Операция «Ы», наверняка обратили внимание на необычный микроавтомобиль, на котором передвигались главные герои. Однако точно назвать марку и годы серийного производства этой машины могут далеко не все, хотя еще полвека назад подобные автомобили можно было встретить во многих городах Советского Союза.

Микроавтомобили с мотоциклетными двигателями, рассчитанными на перевозку не более двух человек, считая водителя, принято называть мотоколясками. В странах Западной Европы, особенно в Италии и ФРГ, эти маломощные машинки были очень популярны в 1950-е годы, когда во время экономического кризиса личный автомобиль для большинства населения являлся роскошью. Их производством занимались фирмы, ранее не выпускавшие автомобили: например, Messerschmitt и Zundapp. Интересно, что именно производство кабиненроллеров (так назывались мотоколяски в Германии) помогло компании BMW избежать банкротства и пережить трудные годы. Однако уже в первой половине 1960-х годов в связи с повышением уровня жизни в странах Западной Европы спрос на микроавтомобили резко упал, что привело к полному прекращению производства.

В Советском Союзе пошли своим путем. Первым отечественным микроавтомобилем серийного производства стал в 1952 году трехколесный С1Л с единственным передним колесом, предназначенный для инвалидов Великой Отечественной войны. Несущим элементом являлась сваренная из труб пространственная рама, на которой устанавливался цельнометаллический двухместный открытый кузов с брезентовым тентом. Микроавтомобиль получил руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску на поперечных рычагах. Любопытно, что автомобиль не имел электрического стартера: для запуска двигателя служил рычаг на панели приборов.

В задней части кузова устанавливался четырехсильный двухтактный мотоциклетный двигатель, мощности которого с трудом хватало, чтобы привести в движение машину весом 275 кг, - максимальная скорость не превышала 30 км/ч. Трехколесная компоновка позволила максимально (до 4 м) уменьшить радиус поворота, но проявила себя и отрицательно: автомобиль отличался крайней неустойчивостью. Кроме того, при движении по покрытой грязью грунтовой дороге каждое колесо было вынуждено прокладывать себе колею, что снижало проходимость. Определенные нарекания вызывали также слабое освещение (всего одна передняя фара в центральной части) и ненадежность конструкции, компенсировавшаяся, правда, легкостью ремонта. Однако при всех недостатках машина обеспечивала своему владельцу защиту от непогоды и давала возможность передвигаться без посторонней помощи.

В 1956 году Серпуховский завод освоил выпуск модернизированного микроавтомобиля С3Л с более мощным (7,5 л.с.) двигателем Иж-49. Он выпускался всего два года, после чего был заменен четырехколесным С3А с реечным рулевым механизмом. Для запуска двигателя служил электрический стартер, но на всякий случай в салоне остался рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Ведущий задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по 4 передачи как вперед, так и назад.

В задней части двухместного кузова размещался двухтактный двигатель Иж-49 в блоке с четырехступенчатой коробкой передач. От силового агрегата к главной передаче крутящий момент передавался при помощи цепи. Тормоз на С3А был только ручной, механический.

Торсионная подвеска передних колес отнимала много внутреннего пространства в и без того тесном кузове, из-за чего в багажнике едва хватало места для запасного колеса и инструмента. Поперечные трубы с заключенными в них пластинчатыми торсионами и пружинная независимая подвеска задних колес крепились к сваренной из труб раме, которая была весьма трудоемким в изготовлении узлом. Микроавтомобиль получился довольно тяжелым для своих габаритов: его снаряженная масса составляла 425 кг. Максимальная скорость автомобиля не превышала 60 км/ч, а расход топлива составлял 5 литров на 100 километров пути. Желание сделать дешевую машину, которую не жалко вручить бесплатно, привело к парадоксальному результату: из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров труб в конструкции себестоимость СЗА была выше, чем у «Москвича-407»! Однако, несмотря на высокую трудоемкость и безнадежно устаревшую конструкцию, С3А оставалась в производстве до 1970 года, хотя уже в 1962 году конструкторы НАМИ разработали двухместный микроавтомобиль СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» с новым силовым агрегатом и оригинальным современным закрытым кузовом с двумя взрослыми и двумя детскими местами. Однако «Спутник» так и остался опытным образцом: Министерство автомобильной промышленности отказалось выделять средства на его подготовку к серийному производству.

Правда, в 1962 году С3А подверглась некоторой модернизации (замена фрикционных амортизаторов телескопическими, обновленные резиновые шарниры полуосей и более совершенный глушитель) и получила индекс С3АМ. Кроме того, в 1960 и 1961 годах выпускалась модификация С3Б, предназначенная для управления одной рукой и одной ногой. Срок службы микроавтомобиля был определен в 10 лет, после чего владелец бесплатно менял его в органах социального обеспечения на новый, а отслуживший свой срок автомобиль отправлялся в металлолом. Именно это обстоятельство привело к тому, что до наших дней уцелело небольшое количество этих не вполне удачных, но достаточно интересных автомобилей.

В начале 1990-х годов автору этих строк часто приходилось бывать в подмосковной деревне Скрябино. Она ничем не отличалась от других деревень Подмосковья, если бы не одно обстоятельство: на берегу пруда под деревом стоял странный автомобиль без крыши и с двумя большими дверьми, навешанными на задних петлях. Долгое время я мучился в догадках, что это за автомобиль, пока не увидел его в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Однако полностью приоткрыть завесу тайны удалось только летом 1994 года, после выхода второго тома книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР». В середине 1990-х годов поездки в Скрябино прекратились, и необычный автомобиль оказался на некоторое время забыт. Возможно, я так бы и не вспомнил о нем, если бы не его величество случай.

В середине мая 2007 года, просматривая путеводитель по Ленинграду конца 1960-х годов, на одной из фотографий я увидел С3А и вспомнил о своей давней находке в деревне Скрябино. Я тут же решил рассказать об этом своим друзьям - реставратору Музея городского транспорта ГУП «Мосгортранс» Валерию Дрокову и директору музея Владиславу Карганову: они давно хотели приобрести С3А для экспозиции. Решение созрело мгновенно: «Мы организуем транспорт, а ты покажешь дорогу». Экспедиция в Скрябино была назначена на последний день весны. Честно говоря, я опасался, что уникального микроавтомобиля не окажется на месте, ведь с момента нашей последней встречи прошло более 10 лет… Однако мои опасения оказались напрасными: автомобиль не только оказался на месте, но и был практически полностью комплектный, за исключением сидений.

В середине июня, в один из дней, когда я уже собирался идти с работы домой, у меня зазвонил телефон. Это был Валерий: «Хочу сообщить тебе новость: «инвалидки» в Скрябино больше нет!». На вопрос, что с ней произошло, он ответил, что ее только что доставили в музей. Подробности стали известны на следующий день. После смерти владельца его дети не стали сдавать мотоколяску в металлолом, а привезли ее в деревню, где переоборудовали ручное управление в стандартное. Они согласились уступить автомобиль музею за 5000 рублей. После этого передача уникального микроавтомобиля стала делом техники.

СМЗ С3А. Состояние до восстановления

Несмотря на то, что большинство узлов и агрегатов найденного автораритета были оригинальными, его восстановление растянулось на несколько лет. Сотрудникам музея пришлось заниматься реставрацией самостоятельно, в ремонтном боксе, большинство работ выполнялось вручную. Были демонтированы педали, установленные прежними владельцами; вместо металлических ушей в задней части кузова установлены оригинальные жалюзи системы охлаждения, приобретенные на «разборке». Пришлось заново изготовить рамки стекол, отсутствующие на найденном автомобиле. Завершение реставрационных работ и постановку автомобиля на ход доверили специализированному предприятию. К сожалению, здесь не обошлось без ложки дегтя: реставраторы отказались восстанавливать оригинальный тент и заменили его новым, не совсем соответствующим конструкции. Однако старый тент не стали выбрасывать, и при желании его можно поставить на автомобиль.

Возможно эта история вдохновит кого-то еще на спасение редкого автомобиля от утилизации. Для этого наши редакторы и эксперты отбирают самые интересные классические автомобили, продающиеся на электронных площадках России. Вы можете посмотреть их в разделе .

Текст: Владимир Вараксин

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» – фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени.

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Александр Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.

В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.

Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.

Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.

В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.

«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», 1966 г.

Итак, первые же кадры картины показывают нам главного героя «за рулем» ослика, бегущего по дороге, где он почти сразу встречает «санитарку» ГАЗ-55. Этот грузовик был построен на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Автомобиль для медиков выпускался с 1938 по 1950 год, и за 12 лет было выпущено 12 044 санитарных грузовика.

Вскоре на экране вновь появляется любимая всеми троица – Вицин, Никулин и Моргунов. Они снова в автомобиле без крыши, но на этот раз не в инвалидке С3А, а в великолепном Adler Trumpf. Это довоенный немецкий автомобиль, выпускавшийся с 1932 по 1939 г. Что примечательно, этот кабриолет стал одним из первых серийно выпускаемых переднеприводных автомобилей. Можно предположить, что это один из трофейных экземпляров, привезенных после войны в СССР.

Конечно, в советской комедии не обошлось и без легендарного ГАЗ-21, а ездил на ней товарищ Саахов, по просьбе которого Нина и была похищена. Также в картине показали ГАЗ-22, в который бригада санитаров грузила Шурика после застолья у прокурора. А в самом конце фильма мелькнул еще один автомобиль, построенный на базе «двадцать первой Волги» – это микроавтобус «Старт», разработанный силами Харьковского автодорожного института совместно с Северодонецкой авторемонтной базой в 1964 году.

После побега Нины и погони Adler за ГАЗ 55 великолепная троица, лишившаяся своего красного кабриолета, запрыгивает в грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN. Этот грузовик, выпускавшийся в Чехословакии с 1957 года, стал очень популярным в СССР благодаря своей надежности и выносливости. Кстати, по какой-то причине именно рефрижераторы, массово закупленные в 1964-м, стали основным типом полуприцепов, движимых этим тягачом. Так что Трус, Балбес и Бывалый попали, можно сказать, в самый классический чешский грузовик своего времени.

«Бриллиантовая рука», 1968 г.

Начинается картина на улицах заграничного Востока, города Стамбула (на самом деле, в Баку), где появляется Opel Kapitan 1954 года выпуска. Это был европейский флагман GM Opel – седан бизнес-класса, который по популярности в родной Германии уступал лишь «Жуку» и Opel Rekord. Вслед за Опелем Гайдай опять показывает ГАЗ-21. В «Волгу» залетает зонт с нелегально перевозимыми драгоценностями, а следом садится и сам контрабандист Геша (Андрей Миронов). На этой бежевой Волге главные отрицательные герои (Миронов и Папанов), ездят практически весь фильм. Ее выпуск продлился почти 14 лет (1956-1970), и за этот период было выпущено чуть менее 640 тысяч экземпляров. Конкретно в фильме показали автомобиль 3 серии, выпускавшийся с 1962 года, который стал самым популярным и распространенным в СССР.

Вообще, ГАЗ-21 – это основной автомобиль комедии, и именно на нем «наши люди не ездят в булочную». Кстати, «та самая» машина и по сей день стоит в музее «Мосфильма». Еще на пленку попал ГАЗ-22, который хоть, по сути, и являлся ГАЗ-21 в кузове универсал, но по документам проходил как отдельная модель.

Киношникам нужно было создать атмосферу заграницы, поэтому не обошлось без иномарок. Так в картине появился и американский аналог нашей «Волги» – Chevrolet Two-Ten 2103 1953 года выпуска, который так же, как Опель, проехал по улицам Баку-Стамбула. В этом же эпизоде с поддельными пейзажами крупнейшего турецкого города мелькнула Tatra 603 – чехословацкая легковушка 1956-1975 г. выпуска. Эта машина имела заднее расположение двигателя, за счет чего конструкторы смогли сделать низкую и округлую форму передка, выгодную с точки зрения аэродинамики.

На рыбалку к Белой скале (скала Киселёвка в Туапсе), Миронов и Никулин едут на мотоцикле Jawa 350 Kyvacka . Двухколесные красавцы, выпускавшиеся в Чехословакии, были очень популярны в Советском Союзе. До 1991 года на заводе в городе Тынец-над-Сазавой было выпущено более 1 миллиона мотоциклов различных модификаций, а «трехсот пятидесятку» 1965 года (именно эта модель показана в фильме) собрали в количестве почти в 60 000 экземпляров.

И наконец, в финальной погоне появляется Москвич 408И (экспортный) с четырехфарной решеткой. На мой взгляд – это самое красивое исполнение модели. Разработкой модификации занялись еще в 1959 году, а до конвейеров автомобиль добрался к 1964-му. Кстати, сцена, где Москвич летит, подцепленный вертолетом, повторяет аналогичные кадры из фильма о британском разведчике Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» 1967 года. Также отсылкой к бондиане стала и рука главного злодея «Шефа» с сияющим перстнем на ней. Таким образом, исключительно руками, в фильмах про Бонда показывался Эрнст Ставро Блофельд – глава террористической организации СПЕКТР.

Советские комедии 60-х и 70-х годов, способные рассмешить даже сегодняшнюю требовательную публику, как и любой фильм, были очень хорошей рекламной площадкой. Современное понятие «продакт плэйсмент» (за использование такого словосочетания тогда меня, наверно, арестовали бы), было знакомо и киношникам того времени. Хотя сложно понять, почему на 21-й Волге ездят как злодеи, так и милиция в фильме «Бриллиантовая рука».

Зато финал, как мы знаем, расставляет точки над i. В конце фильма главное олицетворение зла появляется хоть и не на иномарке, но зато на экспортном (!) 408-м Москвиче. Так что добрым людям – Волга, злым – Москвич для капстран! Либо инвалидка С3А, в крайнем случае


«» – знаменитый, всеми любимый фильм, состоящий из 3 частей, которые объединены общим персонажем – Шуриком, которого блистательно сыграл Александр Демьяненко. В этой статье вы узнаете больше фактов про любимую киноленту, в том числе про:
;
;
;
.

Сложно поверить, но в 2015-м году кинолента отпраздновала свой полувековой юбилей. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » вышла в прокат 16 августа 1965-го. Съемки происходили в Москве и Одессе.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика: новеллы

Кинолента состоит из 3-х частей:
1. Напарник. Сюжет фильма закручивается вокруг отправленного на исправительные работы на стройплощадку хулигана Феди и его напарника Шурика. Изюминку этому дуэту добавляет тот факт, что причиной получения Федором 15 штрафных суток был именно конфликт с Шуриком. В первый же рабочий день на стройплощадке разворачивается сражение, в результате которого Шурик перевоспитывает хулигана и тунеядца.


2. Наваждение. Здесь Шурик предстает в образе готовящегося к сессии студента. В поисках конспекта он натыкается на нужный материал в трамвае у студентки Лиды. Зачитавшись и не обращая ни на что внимание, парочка добирается до дома, где продолжает чтение, даже не заметив друг друга. Сдав экзамен, Шурик встречается с Лидой вновь, но оказавшись у нее в доме, начинает смутно вспоминать знакомые звуки и детали.

3. Операция «Ы». Заведующий торговой базой, чтобы скрыть недостачу нанимает трио взломщиков (Трус, Балбес, Бывалый, уже знакомые по предыдущим фильмам Гайдая), целью которых является произвести мнимое ограбление. Но на беду сторожа-бабушку в ночь ограбления подменяет Шурик, который останавливает грабителей и рушит все планы заведующего.

Вначале сюжет состоял из двух рассказов под общим названием «Несерьезные истории», авторами которых были Морис Слободский и Яков Костюковский. До переработки сценария главный герой вначале занимался перевоспитанием мрачного типа, а затем был репетитором Илюши, который поступал в институт. Третью часть было решено добавить по ходу редактуры сценария, поскольку длины фильма было недостаточно, чтобы стать полнометражным. Финальный сюжет придумал сам Гайдай.
Первоначально фильм назывался «Смешные истории».

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: актеры

Главную роль в фильме сыграл Александр Демьяненко. На роль Шурика пробовалось более 100 кандидатов и среди них Евгений Петросян, Виталий Соломин, Александр Збруев и Валерий Носик (сыгравший в эпизоде со студентом-картежником в «Наваждении»). Было предложение отправлено и Андрею Миронову. Худсовет даже утвердил кандидатуру Носика, но Гайдай случайно увидев фото Александра Демьяненко, понял, что именно он будет идеальным Шуриком.

Кстати, вначале главного героя звали Владик, но режиссеру посоветовали изменить имя. Дабы не вызывать ассоциацию с Ильичом (Владик – Владлен – Владимир Ленин).

Основными партнерами Демьяненко в киноленте были Алексей Смирнов (Федор, «Напарник»), Наталья Селезнёва (Лида, «Наваждение»), Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин (Трус, Балбес, Бывалый, «Операция “Ы”»).

Приняли участие в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» актеры с не менее известными именами:
Михаил Пуговкин, Владимир Басов, Рина Зеленая и сам Леонид Гайдай.


Интересные факты про фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

На момент выхода фильма он был самым популярным в стране. За первый год его посмотрело 69.8 миллиона человек. В общем списке самых популярных в советском кинопрокате фильмов «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » занимает 7 место. Выше расположились и два других киноуспеха Гайдая: «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Для этой роли Александра Демьяненко покрасили в блондина. Прежде он был брюнетом.
Алексей Смирнов, помимо главной роли в «Напарнике», снялся и в заключительной части трилогии.
Михаилу Пуговкину вначале предлагали сыграть роль Феди, но он выбрал роль прораба, которым мог быть Владимир Высоцкий.
Наталья Селезнева получила роль благодаря тактическому ходу Гайдая. Он предложил девушке раздеться перед камерой, но та отказалась. Тогда режиссер сказал «вы мне, конечно, нравитесь, но, кажется, фигура у вас не очень». Это подействовало, девушка сняла платье и получила роль.

Начиная с этой ленты, во всех фильмах Гайдая звучит музыка Александра Зацепина.
Во многих городах СССР были установлены памятники на тему фильма. Чаще всего прообразом для них выбирали Шурика и Лиду.
Эта кинолента была седьмой работой Гайдая как режиссера и 4-й как сценариста.
Новелла «Наваждение» получила приз «Серебряный дракон Вавеля» краковского кинофестиваля.
Снег в новелле «Операция “Ы”» не настоящий. Его заменили ватой и нафталином.
В «Операции Ы» после смены номеров на машине Бывалого появляются дипломатические номера.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика цитаты

В фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » прозвучало множество ярких фраз. Некоторые стали крылатыми и применяются в обиходе и поныне:

«Надо, Федя! Надо!»
«330. Каждому.»
«Билет номер 9, приём».
«Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем».
«Не подскажите, как пройти в библиотеку?».
«Разбить?
— Да.
— Вдребезги?
— Да.
— Поллитра?
— Да.
— Да я ж тебя!».

Инвалидка С3А из операции Ы

20 февраля 1957 года Серпуховский мотоциклетный завод приступил к выпуску знаменитой советской инвалидки.

Ею стала знаменитая С3А (читается эс-три-а, а не эс-зэ-а). По своей конструкции она очень напоминала Citroёn 2CV. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали мотоциклетные номера. У обладателей С3А не было проблем с техосмотром (эти машины ему попросту не подлежали), а для управления этими недоавтомобилями в водительских удостоверениях достаточно было иметь специальную пометку/
Концептуально машина получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата.

Крутящий момент на ведущий мост передавался втулочно-роликовой цепью. Отсутствие мотора спереди и плоский, благодаря компактной, типично фольксвагеновской торсионной подвеске, передний мост оставляли достаточно пространства, чтобы полностью вытянуть ноги. Это было удобно для тех, у кого они не сгибались. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по четыре передачи как вперед, так и назад.



Сзади располагался двухтактный мотоциклетный двигатель. Мотор был позаимствован у Иж-49, который при 72-миллиметровом диаметре цилиндра и 85-миллиметровом ходе поршня имел рабочий объём в 346 куб см и развивал мощность в 8 л. с. при 3200 об/мин. Степень сжатия была для тех времен довольно высокой – шесть единиц, но на 66-м бензине двигатель всё-таки работал, поскольку повышению детонационной стойкости способствовало добавление в горючее моторного масла – двигатель-то был двухтактный.

Максимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0 до 40 С3А разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость С3А была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го Москвича . Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных.
Базовые инвалидки С3А выпускались в модификации, приспособленной для управления только лишь руками. Сцепление и газ были вынесены на руль, рычаг переключения передач находился на привычном для автомобилистов месте, но скорости переключались как на мотоцикле последовательно, вперед-назад, а зелёная лампочка на панели подсказывала, когда включена «нейтралка».

Однако с 1959 по 1962 (по другим данным - с 1960 по 1961) год производилась модификация С3Б . Всего было выпущено 7 819 экземпляров этой модификации для инвалидов с одной ногой и одной рукой. Всего же за годы выпуска было изготовлено 203 291 единицы всех модификаций С3А .
Мотоколяски С3А бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Выдавались они собесами на определённое время, после которого инвалид был обязан сдать мотоколяску в собес и пoлyчить новую. В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок С3А сохранилось чрезвычайно мало.

Сразу после своего появления С3Д стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.