Переход швеции на правостороннее автомобильное движение

Многие знают, что в Англии, в отличие от других европейских стран, до сих пор используют левостороннее движение транспорта. Долгое время левостороннее движение сохранялось и в некоторых материковых странах. Со временем все они перешли на более привычное нам правостороннее, но были и исключения. Дольше всего держалась Швеция.

К концу 60-х годов Швеция осталась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Это было очень неудобно для всех. Все соседние скандинавские страны (Норвегия, Дания и Финляндия) уже много лет пользовались «европейским» вариантом автомобильного движения, что создавало массу неудобств при пересечении границы как для самих шведов, так и для туристов из соседних стран. Не добавляло удобства и то, что очень большая часть автомобилей, в том числе и шведского производства, была оборудована левым рулём: автопроизводители попросту не хотели выпускать праворульные машины для маленького шведского рынка.

Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение готовился очень долго. Ещё в 1955 году власти провели референдум по вопросу смены стороны движения, где 85 процентов участников категорически отказались что-либо менять. Но проблема никуда не делась и в 1963 году шведский парламент решил создать Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение.

Комиссия проделала огромную работу: были установлены новые дорожные знаки, была проведена переконфигурация перекрёстков, все светофоры были перенесены на другую сторону дороги, туда же перенесли и автобусные остановки на улицах с односторонним движением. По всех стране на дороги была нанесена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Очень сложным клубком проблем оказался общественный транспорт. Дело в том, что двери в шведских автобусах были расположены слева. И эти автобусы больше нельзя было использовать - получалось, что водителю пришлось бы высаживать пассажиров на проезжую часть. Поэтому в тысячах автобусах пришлось устанавливать двери с другой стороны.

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный информационный буклет и специальный логотип, который наносили на практически все доступные поверхности. Водителям раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная, которые прямо предостерегали от смещения на левую сторону дороги. Был даже записан радио-хит «Держи вправо, Свенссон».

И вот, 3 сентября 1967 года наступил так называемый День «H» - дата перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение.

Утро воскресенья началось с того, что с 1 часа ночи до 6 утра пользоваться дорогами могли только экстренные и дорожные службы, а также велосипедисты. На дороги для установки знаков, светофоров и другого оборудования вышли в полном составе все работники дорожных служб и армейские части.

В 04:50 утра все транспортные средства должны были аккуратно остановиться и переместиться на другую сторону дороги, через 10 минут можно было продолжить движение с ограниченной скоростью.

И всё же, несмотря на огромное число объявлений, знаков, публикаций в газетах, телепередач и играющего из любого радиоприёмника «Держи вправо, Свенссон», часть шведов оказалось не в курсе происходящего. Поэтому жителям крупных городов пришлось столкнуться вот с такими картинами на своих улицах.

Переход на правостороннее движение прошёл для Швеции довольно спокойно. В первые дни не было зарегистрировано ни одного ДТП со смертельным исходом, всё обошлось помятыми крыльями, битыми фарами и задетым самомнением водителей. Любопытно, что в первые месяцы после Дня «H» значительное снизился уровень аварийности - водители стали более внимательными и лучше контролировали себя на дорогах.

Так с карты Европы исчезла ещё одна страна с левосторонним движением. А примерно через год, воодушевившись успешным примером Швеции, ещё одна страна провела аналогичную операцию. Этой страной была Исландия.

День H или Dagen H (от швед. Högertrafik — правостороннее движение) — дата перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение 3 сентября 1967 года.

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использующей левостороннее движение. Все соседние скандинавские страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. Более того, бо́льшая часть шведских автомобилей была оборудована левым рулём.

Сторонники перехода на правостороннее движение, поддерживаемые рядом экспертов, считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. В частности, использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений.

Однако, на референдуме 1955 года по вопросу смены стороны движения 85 % участников высказались против.

Тем не менее, в 1963 году шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission), которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода.

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения шведские автомобильные компании выпустили 8000 «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон.

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson»).

Стокгольм в день перехода на правостороннее движение.

День H был назначен на 5:00 в воскресенье, 3 сентября 1967 года. В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено (за исключением экстренных случаев) движение частного автотранспорта. В Стокгольме запрет длился с 10 утра субботы, до 15 часов в воскресенье. В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. Не было зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, напрямую связанного с переходом. В первые месяцы после Дня H наблюдалось значительное снижение уровня аварийности. Однако оценить влияние перехода на количество происшествий на дороге сложно: освоившись с новыми правилами движения, водители стали менее внимательны, и число происшествий вновь начало расти.

Улица в Швеции, на следующий день после того как левостороннее движение поменяли на правостороннее.

В Швеции — правостороннее движение. Но так было на всегда. Лишь в 1967 году Швеция перешла с левостороннего (как в Англии) на правостороннее автомобильное движение (как в России).

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Eвропе, использующей левостороннее движение. Да, левосторонне движение было и остаётся до сих пор в Англии, например, или в Японии, но это — островные государства! А все соседние с сухопутной Швецией страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы Швеции. Представь: переезжаешь через границу на машине и оказываешься на встречной полосе! Кстати, большая часть шведских автомобилей была оборудована левым рулём.

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Еще одной статёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света.

Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения шведские автомобильные компании выпустили 8000 «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон.

За 4 (!) года до дня Н шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Замечу - это была не комиссия, которая нанимала подконтрольные фирмы и фирмочки для отмытия денег нацпроекта. Люди хотели снизить дискомфорт своих граждан при общении с соседями: норвеги, финны и датчане уже давно ездили по правой стороне. И делали именно это.

Нужно было повесить новые знаки, светофоры, переоборудовать перекрестки (шведы стали использовать белую разметку вместо желтой, используемой ранее). Отдельно стоит отметить общественный транспорт переносить остановки нужно было только на дорогах с односторонним движением, а вот автобусы нужно было переделать. И фабрики по производству автобусов (внимание!) разработали и выпустили около 8 тысяч переходных моделей автобусов с дверями с обоих сторон (это стало самой затратной частью всего проекта перехода для государства).

3 сентября Стокгольм лишился трамваев - от них давно хотели отказаться из-за тесных улочек. Другие трамвайные системы в Гетеборге и Норкопинге стали правосторонними. Комбинацию педалей на старых машинах «сцепление - газ - тормоз» надлежало изменить на «сцепление - тормоз - газ». В Швеции, привыкшей делать все конкретно, просто не разрешали эксплуатацию машин, не прошедших модернизацию.

В ночь на день перехода и до 6 утра личному транспорту ездить запретили. В Стокгольме и Мальмо перекрыли движение еще в субботу и практически до вечера воскресения - проводили последние работы по демонтажу знаков и организации движения. Некоторые города так же расширили время действия ограничений.

Большое внимание уделялось и информации для населения. »День перемен» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года.

В «День перемен» в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. Не было зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, напрямую связанного с переходом. В первые месяцы после «Дня перемен» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности, потому что все ездили очень аккуратно и строго следили за знаками и дорогой.