Обязательная установка самописца в автомобиле. «Черный ящик» для автомобиля

Национальная администрация безопасности дорожного движения США выступает с предложением оснащать все новые автомобили устройствами, записывающими показания бортового компьютера до и после аварии (так называемые черные ящики). Однако, несмотря на то, что в настоящее время некоторые автопроизводители уже начали устанавливать черные ящики на свои машины, до сих пор не существует единых стандартов или правительственных рекомендаций для записывающих устройств.

В настоящее время на автомобилях уже используются некоторые системы регистрации и фиксации данных. Это автомобильные тахографы, которые регистрируют все основные показатели грузовых автомобилей, производящих международные автомобильные перевозки, а также автомобильные видеорегистраторы.

Тахограф для грузовиков

Автомобильный тахограф - это бортовое техническое устройство измерения, предназначенное для непрерывной идентификации и регистрации в автоматическом режиме времени, скорости движения и пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей. Идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки.

Фото: wikimedia.org Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки

Тахограф призван обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. Выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами, поскольку он является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. На сегодняшний день весь новый транспорт, осуществляющий международные перевозки, обязательно должен быть оснащен цифровыми тахографами.

Еврокомиссия внедрила новые требования для тахографов, согласно которым с 1 октября 2011 года все новые тахографы, устанавливаемые на автомобили для международных перевозок, должны быть электронными. Новые требования Еврокомиссии направлены на защиту от мошенничества, более точный учет времени в дороге и уменьшение времени на загрузку данных с тахографов в компьютеры транспортных компаний.

Видеорегистратор

Автомобильный видеорегистратор - это устройство, установленное в автомобиле, основная функция которого - непрерывная запись абсолютно каждой происходящей ситуации на дороге. Каждый кадр видеороликов промаркирован временем, данные видеозаписи являются документальным подтверждением тех или иных событий, которые имели место на дороге. Стоит отметить, что видео, сделанное данным устройством, имеет огромнейший вес в суде, если не сказать более - данного рода материалы оспорить в суде не представляется возможным.

Фото: emagzin.com Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении

Это устройство зафиксирует все, что происходит непосредственно перед вашим автомобилем, а если установить дополнительные камеры, то он будет регистрировать и то, что происходит внутри или же сзади вашей машины. Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении.

В нашей стране автомобильный видеорегистратор становится все более востребованным продуктом. Видеозапись происходящего на дороге во время движения автомобиля будет неоспоримым доказательством при возникновении любых проблемных ситуаций. Автомобильный видеорегистратор на сегодняшний день - едва ли не единственный способ противостоять беспределу на дорогах, как со стороны власть имущих, так и, безусловно, сотрудников правоохранительных органов. Камера позволяет объективно фиксировать дорожную обстановку и всю окружающую ситуацию, можно предъявить эту запись в случае обвинения в нарушении или совершении ДТП.

Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГАИ, и расхожая фраза "у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора", получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

Наличие записи, сделанной видеорегистратором, однозначно не позволит сотрудникам ГАИ произвольно трактовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях. Ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и т.д.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГАИ, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения.

При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГАИ (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами. Потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

В общем, видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится. Поэтому в Европе, Америке, Японии и Корее уже в 2012 году планируют стандартно оснащать все автомобили видеорегистраторами.

Автомобильный "черный ящик"

Во всех автомобилях в России появятся «черные ящики». Правительство одобрило такой проект. Самописцы будут фиксировать данные о движении и состоянии автомобилей, затем с помощью системы ГЛОНАСС информация будет передаваться в Госавтоинспекцию. Нужны ли «черные ящики» в машинах? Далеко не во всех, уверен председатель общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«История обсуждается давно — не первый месяц и не первый год. Есть разные точки зрения. Правительство дало проработать, если мне как эксперту это попадет на проработку, мое предварительное мнение отрицательное. Но надо очень аккуратно проработать все обстоятельства, от технических, потому что действующий парк — это 50 млн автомобилей и дополнительное оборудование — как это и что это будет. Вполне допускаю полезность на профессиональных перевозочных средствах типа междугородних автобусов — более чем, а на обычной обывательской бричке, которая возит меня дорогого — не вижу большого смысла», — считает Блинкин.

Ранее замминистра транспорта Алексей Цыденов предложил с 2020 года устанавливать «черные ящики» во все новые автомобили в обязательном порядке. По данным МВД, с начала года в России произошло 13 тыс. ДТП с погибшими. С точки зрения повышения безопасности на дорогах появление «черных ящиков» оправдано, заявил ТАСС глава общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

«Можно принять аналогию с авиатранспортом — на дельтаплан, например, "черный ящик" не поставишь. Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован "черными ящиками", это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил «Коммерсантъ FM» Крохмаль.

В интернете можно найти инструкцию по сборке аналога «черного ящика» на свой автомобиль. Автолюбителю специальное устройство обойдется примерно в 8 тыс. руб. В мире пока просто нет готового самописца для легковых машин, а значит, его придется изобретать, что очень дорого. Государство платить за реализацию не будет, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

«Мы в данном случае рискуем выдумать некий велосипед и заплатить за это значительно больше, чем если бы мы использовали готовое решение. Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают и мы рискуем разменять худший 2009 год», — подчеркнул Федяков.

В рабочую группу, которая должна заняться внедрением «черных ящиков» в автомобили, войдут Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязи, Минфин и МЧС, а также сотрудники ЦБ, системы ГЛОНАСС и группы «АвтоНет».

Александра Жаркова

Вице-премьер Аркадий Дворкович дал указание создать межведомственную группу, которая должна разработать правовую основу для реализации проекта так называемых интеллектуальных телематических систем (ИТС) иди попросту «черных ящиков». В рамках этого проекта предусмотрено, что все автомобили в России должны быть оснащены бортовыми устройствами, которые отслеживают абсолютно все, что происходит с машиной.

О бюджете проекта говорить рано, пока еще все находится на этапе формирования идей.

Что это - автомобильный большой брат в маленьком «черном ящике» или надежное подспорье для каждого автомобилиста? Насколько нужен такой проект в принципе?

И насколько он актуален в России сейчас, в условиях падающего автомобильного рынка?

Мнения экспертов

Во-первых, государство постоянно, оброками, данью и прочими способами, включая налоги, пытается обложить автомобилистов.

В том числе для того, чтобы возместить абсолютно безумные затраты на ЭРА-ГЛОНАСС, которая, кстати, и без того собирает много информации об автомобиле. На самом деле, «черные ящики» по большому счету не нужны.

Во-вторых, еще непонятно, будут ли эти ящики внедряться на автомобили, выходящие на рынок. Неясно также, будут ли «черные ящики» внедряться в действующие автомобили, что критично для современных систем.

В-третьих, не совсем понятно, что мы за это все получим. Если появятся дополнительные сервисы бесплатные - это хорошо. Но я сильно сомневаюсь, что такое произойдет.

Все это - желание заработать на автомобилистах. У нас 40 миллионов автомобилей: если по 3 тысячи (как нам обещали ранее) пойдет на «черный ящик» для каждой машины, то сумма набежит солидная.

Может быть в США такое еще и возможно,

но у нас, с учетом возраста нашего автопарка, внедрение «черных ящиков» займет очень много денег и времени.

Честно говоря, у меня нет ощущения, что запись всех параметров в «черном ящике» будет как-то помогать. Скорее, это будет использовано нашими спецслужбами для слежки за автомобилями.

«Черный ящик», на мой взгляд, поменяет саму суть личного автотранспорта, который ассоциируется со свободой. Лично я не хочу, чтобы за мной следили.

В любом случае, говорить о массовом внедрении «черных ящиков» на наши автомобили к 2020 году нельзя. Может на новые автомобили они и смогут их устанавливать, но пройдет лет так тридцать или сорок, прежде чем ящики появятся у всех.

Лично мне все это напоминает так называемые «прожекты на светлое будущее», не имеющие ничего общего с реальными, осуществимыми проектами.

Рационального, с технической точки зрения, тут ничего нет вообще!

А сама задача понятна - следить за гражданами и за автомобилями соответственно.

Естественно инициатива МВД будет прикрываться благими пожеланиями, которых мы услышим много. Не менее очевидно, что здесь преследуется и чисто экономический интерес, ведь почему бы не заставить платить за эти дорогущие системы всех автовладельцев в обязательном порядке? Наверняка соответствующая аппаратура слежения будет производиться одной компанией (максимум двумя), которая, конечно же, будет иметь отношение к отдельным чиновникам, к государственным структурам.

На мой взгляд, правительственные чиновники просто ищут очередной способ опосредованно ввести еще один налог, а заодно и за гражданами последить.

Они вообще не нужны, ни сейчас, ни потом, никогда!

«Черные ящики» по сути - это система слежки.

Разговоры о том, что такие ящики устанавливаются везде за рубежом - это абсолютная чушь. Нигде они там не устанавливаются.

У нас и без того есть приборы, которые отслеживают движение автомобиля, есть система ЭРА-ГЛОНАСС, в конце концов. Зачем еще какие-то «черные ящики»?

Я считаю, что все это делается во имя еще одного, относительно легального способа отъема денег. Никаких других причин здесь быть не может.

Государство пытается разными способами контролировать человека, а «черные ящики» один из них.

Зачем контролировать? Просто чиновники хотят себя полностью обезопасить.

Позитивный момент, пожалуй, один: применение этой технологии для коммерческих перевозок. К примеру, в отдаленных уголках России разобраться в ДТП бывает достаточно сложно, а «черные ящики» как раз в таких случаях могут пригодиться.

На гражданском личном транспорте это, я думаю, будет очень долго внедряться. Сегодня все владельцы смартфонов, по сути, находятся под колпаком. А тут еще и всех владельцев частных авто под надзор поставят. Как в третьей части «Терминатора», с помощью ноутбука можно было управлять любым автомобилем - к этому мы рано или поздно придем. С одной стороны, такой контроль будет осуществляться органами власти, а с другой - к информации в «черных ящиках» могут получить доступ мошенники. Лично я не верю, что эта информация будет защищена.

Только представьте - проезжаете мимо поста ДПС, раздается "пилик" и ваша телеметрия, удаленно считавшись, отправилась на анализ в ГИБДД. Повторный сигнал уже от мобильника - вам пришла СМС о списанных с карты штрафах. Ужас…

Корреспондент НедоСМИ решил испытать автомобильный "черный ящик" на себе…

К счастью, о светлом будущем задумались не законодатели, а страховые компании. Выписывать штрафы они не будут, как и постоянно вас мониторить. Клиентам предлагается установить в автомобиль маленькое устройство с GPS/ГЛОНАСС-трекером и симкой сотового оператора. Не надолго, всего лишь на месяц. Этого времени достаточно, чтобы собрать достоверный портрет стиля вождения.

Страховая компания анализирует как резко автомобиль стартует и тормозит, насколько плавно входит в повороты и перестраивается, какое в среднем преодолевает расстояние и с какой скоростью. После обработки эти данные определяют итоговый балл, с которым могут играться маркетологи и специалисты по оценке рисков. Например, снижать стоимость КАСКО аккуратным водителям.

Установка

Устройство вставляется в стандартный сервисный разъем OBD2. Он есть практически в каждом автомобиле моложе 10 лет. И почти всегда находится под рулевой колонкой. Процедура занимает ровно столько времени, сколько нужно, чтобы найти под торпедой разъем или его схему расположения в интернете.

"Черный ящик" устанавливает менеджер страховой компании. Переставить устройство на дедушкину машину можно, но сервисный разъем оно втыкается не случайно. Оттуда, кроме питания, оно получает уникальный код автомобиля и, как только произойдет подмена авто, страховая это увидит.

Конечно, на время уличных гонок, его можно просто вытащить и о ваших подвигах система не узнает. Но то, что "ящик" отключался - тревожный знак для компании и это скажется на финальном балле.

Эксплуатация

Что можно рассказать о черной коробочке? Стоит, никому не мешает. Хотя, нет, мешает. В некоторых моделях авто его даже не видно, но не в моем случае. Устройство даже можно, вытащить из гнезда, задев обувью, и уронить на пол. Что я дважды за месяц и сделал. Нагнулся, нашел рукой на коврике и вставил на ощупь. А вечером зашел сосед и сказал, что у меня фары не выключены. Спустился к автомобилю - горят. Переключатель света стоит на "авто". Видимо, девайс очень важно вставлять именно на выключенный автомобиль, но мне об этом не сообщалось и в инструкции этого не указано.

Иногда ящик пищит. Непредсказуемо. В будущем, замечая, что водитель ведет себя на дороге плохо, оно может давать звуковые сигналы, напоминая о том, что контроль ведется. Этакое предупреждение нарушений. Но это только в планах. Пока же я заметил, что внутри есть еле-еле горящие лампочки - синяя и красная. Если устройство вытащить, то через несколько часов оно запищит и огоньки пропадут. Может быть те звуки, что я слышал - предупреждения, что "ящик" выпал из разъема. Не знаю.

За каждую поездку вы получаете баллы. За ними можно следить на сайте или в приложении, их функционал абсолютно одинаков.

Водителю сообщают сколько было резких торможений, разгонов и минут превышения скорости. По сути эта информация для нас бесполезна. Это только то, что хочет нам показать страховая, чтобы мы поигрались с интерфейсом. Сама же она знает намного больше: сколько было поездок в темное время суток, где авто ночевало, как много водитель ездит в городе, вне его и так далее. Страховая сама решит, какой дневной пробег - норма, и никогда вам не раскроет алгоритмов того, как рассчитываются баллы и какие параметры при этом учитываются.

Я специально забыл о "черном ящике" и ездил как обычно. Сразу обнаружились две вещи.

1. Мои поездки иногда бились на короткие отрезки. Даже если я ехал далеко и не останавливаясь. Новой поездка считается, если автомобиль не двигается 5 минут. Даже для пробок 5 минут совсем без движения - редкость. Оказалось, что не во всех машинах сервисный разъем стоит удачно. Иногда его расположение таково, что сигнал GPS теряется. Для таких случаев предусмотрена дополнительная антенна на торпеду. Заметив рваные треки, страховая предложит ее поставить. В дальнейшем, когда статистика по моделям будет собрана, некоторым владельцам авто антенну будут выдавать сразу.

2. Почти в каждой поездке у меня было одно резкое ускорение. Как будто я отъезжал исключительно с визгом шин и дымом из под колес. Консультация с разработчиками нашла причину - устройство "загружалось" не мгновенно, а когда автомобиль уже набрал скорость. Обалдев от рекордного разгона до сотни, оно "стучало" в страховую о том, что в городе появился Спиди-гонщик. Баг пофиксили и в дальнейшем он не проявлялся.

Программа ставит баллы за каждую поездку. Например, одно резкое торможение на 27 километров, их не снижает

А за 1 торможение за 5 минут, ставит "семерку"

Резкий разгон на километре - 4 красных балла.

Чтобы получить "кол" нужно 7 минут из 35 километров ехать с превышением скорости. Тут надо объяснить подробнее. Пока программа считает только минуты, когда машина ехала со скоростью больше 120 км/ч. Но скоро она будет сравнивать скорость авто со средней скоростью на этом участке. То есть, если разрешено 60, а все едут 85, то за 85 км/ч наказания не будет. Так же будут учитываться время суток, день недели и праздничные дни.

Разработчики заявляют, что так же анализируется плавность перестроений и входа в повороты. Но при такой точности позиционирования как на скриншоте, мне в это не верится. Здесь я лихо рассекал по бульварным пешеходным дорожкам и перескакивал ограждения.

1. В сервисный разъем вставляются не только дилерские диагностические устройства. Но и различные нехорошие девайсы скрутки/накрутки пробега и корректировки межсервисных интервалов. Выглядят они точно так же, как и "черный ящик":

Любой официальный дилер, увидев установленное устройство на гарантийной тачке забьет тревогу. Я, естественно, забыл его вытащить, когда оставял машину в сервисе. Потом объяснял по телефону, что пишу статью про безобидный треккер и это не то, что они могли подумать.

2. Легкодоступность информации о поездках. Достаточно взять телефон супруга и открыть приложение. Пароль спрашиваетя только один раз при установке. Я понимаю, что видеорегистратор вообще не имеет пароля, а записывает даже разговоры жены с подругой во время поездки. Возможно, там информация даже более "криминальная". Но это надо брать ключи от машины, вытаскивать флэшку, вставлять в комп, смотреть, возвращать... Очень сложно. А быстро просмотреть поездки, пока половинка в душе - 5 секунд.

3. Не во всех машинах разъем находится в удобном месте. Про это я уже говорил.

4. Ненужная информация в приложении и на сайте. Я и сам знаю куда езжу и где бываю. Если нужно вспомнить, мой Андроид все равно записывает все перемещения, я не ставил галочку на запрете. Затраты на поездку вообще "прикидочные" - меня просят ввести цену бензина и расход на сотню. Целых два приблизительных параметра! И простым делением показывают результат. Сделать это я могу без программы и намного точнее - знаю сколько у меня стоит бак и как часто я заправляюсь.

5. Устройство не умеет определять вежливость водителя. Вы можете подрезать, ездить по обочинам, поворачивать из второго ряда, не смотреть по сторонам, создавать аврийные ситуации, и при этом получать 10 баллов.

1. Легкость и быстрота установки
2. Ничего не нужно делать. Установил и забыл.
3. Каждая страховая компания может на его основе сделать собственный продукт со своими рассчетами. Например, вы оплатили КАСКО и начали ездить. Тут вам СМС: "Вы были прекрасным водителем на прошлой неделе, мы вернули вам 2000 рублей". Таких стимулирующих программ можно придумать массу, это интереснее, чем собирать наклейки в "Перекрестке".
4. Что известно страховой о нас, как о водителях? "Стаж с... года" и все. Теперь же есть способ доказать, что ты хороший. И получить скидку, что после всеобщего повышения цен на КАСКО крайне актуально.

Что в итоге

В течении месяца я тестировал телематическое устройство по программе

С 2017 года войдет в силу обязательное обустройство автомобилей устройствами фиксации ДТП, которые, по сути, являются аналогами «черных ящиков», устанавливающихся в самолетах.

Они предназначены для считывания и запоминания различных параметров автомобиля, которые в случае ДТП дадут возможность с высокой точностью установить причину, по которой оно произошло. По мнению чиновников, применение такого оборудования позволит в разы снизить количество аварий на российских дорогах и повысить уровень дисциплинированности водителей.

Долгий ящик для «черных ящиков»

Впервые идея обязательного введения «черных ящиков» в комплектацию авто появилась в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин.

Планировалось, что уже с 2015-2016 года все автомобили будут оснащены данными устройствами. Однако нынешние экономические реалии вынудили представителей власти отложить реализацию этой инициативы до 2017 года. Более того, некоторые чиновники не исключают, что если ситуация в экономике не изменится, то вопрос «черных ящиков» может быть отложен вновь.

Вместе с тем, данный проект нельзя назвать полностью «замороженным» — сегодня проводится активная работа по внедрению системы и оборудования «черных ящиков».

При этом представители Минтранса признают, что реализацию инициативы «тормозят» экономические факторы, а также отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации.

Так, эксперты подчеркивают, что прежде чем обязывать водителей устанавливать на свои авто портативные самописцы, необходимо разработать соответствующую нормативную базу. На законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать «черный ящик», в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.

Что в «черном ящике»

Предположительно, портативные самописцы будут устанавливаться на все новые автомобили, а владельцы уже выпущенных машин смогут переоснастить свое авто на добровольной основе. «Черный ящик» предназначен для фиксации определенного перечня параметров, среди которых: скорость движения, показатели работы мотора и коробки передач, маршрут следования авто, ускорение по 3 осям координат, углы поворота руля и т.д.

Всю основную информацию самописец сможет получать не только от бортового компьютера, но и от всех остальных датчиков авто. «Черный ящик» будет работать от электросети машины, плюс иметь собственный резервный источник питания.

Программное обеспечение устройства будет закодировано для предотвращения взлома. Право снятия показаний с самописца будут иметь специально подготовленные сотрудники правоохранительных органов.

Некоторые чиновники предлагают еще одну версию использования данных устройств. Согласно их инициативе, страховым компания будет предложена возможность самостоятельного выбора поставщика портативных самописцев и разработки системы скидок для водителей, которые согласятся на установку «черного ящика».

Таким образом, страховые компании смогут увеличить свою клиентскую базу, плюс доверие к портативным самописцам среди населения вырастет, что поможет ускорить внедрение данных устройств.

Мнение экспертов

Многие эксперты сходятся во мнении, что перенос обязательного обустройства авто «черными ящиками» на является вполне закономерным. Так, в сегодняшних условиях масштабные нововведения вряд ли возможны и все они отлаживаются до лучших времен. Кроме того, властям необходимо поработать над законодательной базой и тщательно продумать все ее детали.

Наибольшие сомнения экспертов в возможности быстрого внедрения «черных ящиков» вызывает высокая стоимость данных устройств. Добавление в комплектацию авто отечественного автопрома портативного самописца повысит цену автомобиля почти до уровня иномарок. Это может привести к заметному «проседанию» спроса на российские машины среди населения.

А учитывая, что уже сегодня на автомобильном рынке заметно ощущается сокращение продаж по причине экономического кризиса, то удорожание автомобилей может стать сильным «ударом» по отечественному автопрому.

Что касается водителей, то их мнения по поводу инициативы Минтранса несколько рознятся. С одной стороны, владельцы машин считают положительной возможность фиксировать показатели авто, которые в случае аварии помогут выявить виновника ДТП и получить страховые выплаты.

С другой стороны, водителей несколько тревожит то, что устройство, предположительно, сможет записывать разговоры в машине. Ну а главным минусом «черных ящиков» одноголосно была признана их цена.