Новый комментарий. Opel Blitz — рабочая лошадка Вермахта

В 1930 году на свет появилась первая серия грузовиков Opel Blitz (Молния). Это название было выбрано в результате опроса полутора миллионов жителей Германии. Был объявлен конкурс на его название, основными условиями которого были: легкость произношения и понятность, как на немецком, так и на иностранном языках, а число букв в названии не должно было превышать пяти. В конце ноября 1930 года во Франкфурте-на-Майне были подведены итоги конкурса, в результате которого и появилось название нового грузовика.


Opel Blitz 2,5-32 - 1,5-тонный вариант знаменитого грузовика. В Советском Союзе выпускался аналогичный по грузоподъемности ГАЗ-АА, однако конструктивно советская «Полуторка» значительно уступала немецкой. Это вполне объяснимо, ведь к моменту создания Опеля конструкции ГАЗ-АА было почти десять лет.


Армейскую гамму грузовых Опелей открывал легкий и экономичный 1,5-тонный вариант «2,5-32», выпускавшийся с 1936 г. Он снабжался 2,5-литровым бензиновым мотором мощностью 53 л. с. от легкового автомобиля Opel Kapitan, новой 4-х ступенчатой коробкой передач. Благодаря такому силовому агрегату Опель мог развивать скорость по шоссе до 85 км/ч, при этом расход топлива составлял всего 16,5 л бензина на 100 км.


Для расширения производства всего за 190 дней был возведен новый автосборочный завод в Бранденбурге, а также создана сеть немецких предприятий - субпоставщиков различных комплектующих изделий. Солидные германские инвестиции позволили увеличить персонал фирмы почти на 40 %. Уже в середине 1930-х годов завод Опель ежегодно выпускал около 80 тысяч легковых машин, что было в два раза больше, чем делали на ДКВ. В период с 1932 по 1938 год общий годовой объем производства Опеля увеличился с 21,0 до 140,6 тысячи автомобилей всех видов, причем основной рост был достигнут благодаря интенсивному расширению выпуска грузовых машин, которые собирали уже полностью из немецких узлов и агрегатов.


Поначалу новая гамма состояла из двух моделей грузоподъемностью 1,5 и 2,0 т. На первой использовался 4-цилиндровый 2,6-литровый мотор, на второй - американский 6-цилиндровый моноблочный 3,4-литровый двигатель мощностью 55 л. с. (заимствованный от легковых автомобилей Buick ). С 1931 года на 2,5-тонном грузовике Opel Blitz его мощность возросла до 64 л. с., а масса машины при этом снизилась на 120 кг. Теперь она могла перевезти груза больше, чем весила сама (немалое достижение для тех лет). Этот популярный автомобиль был изготовлен в количестве 10 тысяч экземпляров. В 1933-35 годах выпускались также грузовики Блиц грузоподъемностью в 1,0-1,8 тонны с двигателями мощностью 32-36 л. с., идентичными моторам серийных легковых автомобилей Опель.


С 1936 г. главной сферой военной деятельности Опеля стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге целой гаммы грузовиков обновленного семейства Блиц для нужд вермахта. В эту серию достаточно простых и надежных капотных автомобилей классической конструкции с рядными 6-цилиндровыми двигателями, которые получили к тому же наклонную облицовку радиатора и скругленные формы оперения и кабины, входили многочисленные унифицированные модели грузоподъемностью от 1,0 до 3,5 тонны с основными агрегатами от серийных легковых автомобилей. Впрочем, самые легкие - 1-тонные грузовики с двигателями мощностью 36 л. с. - в военных целях практически не использовались.


1,5-тонный Opel Blitz нашел широкое применение в Вермахте. Он снабжался 6-и цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем объемом 2,5 литра мощностью 53 л. с., 4-х ступенчатой коробкой передач, задними двускатными колесами, закрытой цельнометаллической кабиной. В вермахте этот автомобиль использовался в качестве легкой бортовой машины для доставки небольших грузов, быстроходного транспортера личного состава, санитарного автомобиля, шасси для легких специальных надстроек и пожарного оборудования. Машин этой модели было построено около 10 тысяч единиц.

Наибольшую же известность и распространение получили унифицированные 3-тонные грузовики Opel Blitz, которых с 1937 года до начала августа 1944 г. произвели в общей сложности более 99 тысяч экземпляров. Базовая модель представляла собой двухосный грузовой автомобиль с трехместной металлической кабиной и кузовом, выполненным в виде бортовой платформы. На первые партии машин этого типа устанавливались 3,5-литровые двигатели мощностью 65 л. с., с 1937 года рабочий объем повысился до 3,6-литрового, а мощность - до 75 л. с., но позже в связи с появлением эксплуатационного ограничения мощность вновь снизили до 68 л. с.


Вес пустого автомобиля составляет 1,5 тонны - столько же, сколько и его грузоподъемность. Грузовик оказался очень удачным, однако достаточно сложным в ремонте и обслуживании. Большое количество таких автомобилей попало на дороги СССР в качестве трофейных, но «прожить» им было суждено недолго - уже к началу 50-х годов они активно заменялись новой советской техникой.


Нельзя не сказать нескольких слов и о внешности Opel Blitz. Она вовсе не возникла стихийно, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, являлась хорошо продуманной и детально разработанной. Внешнему виду автомобилей в Германии вообще, и Опелей в частности немцы уделяли много внимания. Наряду с чисто техническими и эргономическими параметрами это имело и большое идеологическое значение: четкие изгибы, выверенные очертания и внушительный вид немецких автомобилей, по мнению нацистской пропаганды, должны были подчеркивать мощь и силу Третьего рейха, преимущества нацистского строя и почтение перед техникой Великой Германии. Разумеется, в первую очередь все вышесказанное относилось к легковым автомобилям, но и грузовики Opel Blitz внешне являлись прямым продолжением этой доктрины.

История Opel Blitz начинается c осени 1930 года, когда был объявлен конкурс на название нового грузовика Opel, приобретенного в 1929 корпорацией Дженерал Моторс. Результаты конкурса были оглашены 25 ноября 1930 на заседании дилеров Opel во Франкфурте-на-Майне. Первые владельцы транспортных средств были частными перевозчиками.

Изначально армия не рассматривала эту модель в качестве штатного транспортного средства, так как автомобиль принадлежал американской компании. 28 февраля 1935 года вступили в силу положения, регулирующие размер налога для владельцев транспортных средств как стимул для производителей грузовиков.

Чтобы получить льготы при налогообложении, принадлежащее лицу транспортное средство должно было отвечать следующим условиям: соответствующее отношение веса к нагрузке – высокая двигателя – по крайней мере, 5 передач вперед – высокий клиренс – длинная колесная база. Выполняя эти условия во второй половине 1936 года , начинает производство 3-тонного грузовика модели Blitz S (обозначение S произошло от слова Standart, то есть базовая версия).

Изначально, 3-тонный Опель Блиц оснащался 3,5 литра мощностью 65 л.с., но уже в 1937 году получил новую силовую установку Бьюика с объемом 3,6 литра и мощностью 75л.с. (стоит отметить, что конкурирующие компании в своих проектах планировали выполнить эти условия только к следующему году). Во время строительства Западного Вала (так называемое линии Зигфрида), возглавлявший проект Фриц Тодт обратился к компаниям и государственным учреждениям с требованием обеспечить 11 тысяч грузовых автомобилей для производственных нужд.

Значительная часть транспортных средств составляли именно Opel Blitz, благодаря их хорошей управляемости, надежности и простому дизайну. Благодаря хорошей репутации, которую заработала модификация Blitz -3600 при строительстве Западного Вала, Вермахт принимает решение о закупке этих автомобилей и для военных целей.


Blitz

Первая партия автомобилей количеством 1200 единиц поступила в войска уже в начале 1937 года. Автомобиль прошел все испытания с отличными результатами. Он мог подняться на уклон до 34%, преодолеть водную преграду глубиной до 0,5 м.

В марте 1939 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал документы с указанием количества необходимых военных грузовиков. Не имевший себе равных в классе 3-х тонных грузовиков, Opel Blitz стал основным грузовым автомобилем немецкой армии. Opel Blitz 3,6-3600S был произведен во многих модификациях, в зависимости от задач, для которых он предназначался.

А именно: стандартная бортовая - для перевозки войск или материалов, пожарный автомобиль, цистерна, огромный лимузин для VIP-персон. Автомобиль с металлическим кузовом мог использоваться как штабной или радиоцентр, техпомощь для ремонта автомобилей, автомобиль для перевозки заключенных, скорая помощь, почтовый автомобиль многое другое.

Конструкция транспортного средства развивалась на протяжении всего периода производства. Первоначально увеличилась грузоподъемность и мощность бензинового двигателя, который оказался лучшим вариантом, чем менее надежный и более сложный в использовании дизель.

Получил высокую оценку бронетанковых подразделений, так как танки и бронемашины использовали тот же тип топлива, что и Opel Blitz. На протяжении всей войны, Opel производил запасные части к своим грузовикам, благодаря чему многие виды ремонта можно было производить в полевых мастерских.

Начиная с 1942 года рессоры оснащаются дополнительным листом во избежание частых поломок из за постоянных перегрузок. В 1940 году Opel ввел еще одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Эта модификация Opel Blitz получает индекс 3.6-6700А (буква А - от немецкого слова Allrad обозначающее привод на все колеса).

Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода - эта версия получила название Opel Blitz Maultier.

В 1940 году Opel был в состоянии производить только 1000 грузовиков Blitz в месяц, а с каждым последующим месяцем войны, спрос на грузовики только увеличивался. Производство не успевало удовлетворить спрос, что привело к конфискации грузовиков у гражданских лиц для мобилизации в армию. Нехватка топлива стала причиной поиска новых типов питания транспортных средств.

Большинство компаний, производящих грузовые автомобили (включая Opel), начали устанавливать в свои автомобили газогенераторные установки. В период с 1943 по 1944 год за счет использования принудительного труда, производство Opel Blitz удалось увеличить до 2500 единиц в месяц. Выпуск грузовиков Blitz на самом современном в то время заводе в Бранденбурге завершился 6 августа 1944 года, когда производственные мощности были уничтожены американскими бомбардировщиками «Освободитель» с высоты 8000м.

В период с июля 1937 г. по август 1944 было выпущено 82 356 автомобилей Oplel Blitz S 3,6-3600, и около 25000 полноприводных версий. Тем не менее, в 1944 году производство грузовиков Opel возобновилось конкурирующей корпорацией Daimler-Benz AG, которая прекратила производство основного соперника Blitz в классе трехтонных грузовиков – Mercedes. Opel Blitz еще некоторое время производился на производственных мощностях Daimler-Benz AG под названием Mercedes L 701.

Опель Блитц зачастую и по праву называют самым массовым грузовиком Вермахта. Именно на таких машинах, горланя «Auf der Heide blüht ein kleines Blümelein!», ехали на восток солдаты Гитлера (очень сентиментальный марш, в котором поётся про цветочек). И если все мы более-менее знакомы с нашей военной техникой и машинами союзников, то немецкие грузовики для большинства из нас настоящая Terra Incognita. А ведь тут есть, на что посмотреть и есть, чему удивиться. Итак, знакомьтесь: Opel Blitz.

Бизнес на два фронта

Как думаете, кому мы должны быть «благодарны» за грузовик для немцев? Да, угадали – нашим союзникам из-за океана. Нам американцы по ленд-лизу привозили Студебеккеры, а в Германии в это время тысячами штамповали Блитцы, которые выходили с конвейеров, построенных специалистами GM. Справедливости ради отметим, что особого желания сотрудничать с нацистами у американцев не имелось, но выбора у них не было – под капотом стоит бьюиковский мотор, хоть и без соответствующей маркировки. К 1928 году Опель уже входил в состав GM, а с 1930 года под капотами грузовиков этого производителя уже стояли как немецкие, так и американские моторы. С 1934 года основной продукцией завода в Бранденбурге стал грузовик, построенный для военных нужд.

Заслуживает внимания история выбора названия для будущего грузовика. Был объявлен конкурс, где среди требований к «имени» автомобиля значились следующие условия: оно должно быть информативным, легко произноситься на немецком и иностранных языках, иметь не более пяти букв. По результатам голосования полутора миллионов немцев грузовик получил название Blitz – «молния».

В 1940 году предприятие было национализировано, и это означало окончательный переход Опеля на военные рельсы. Линейка машин начиналась с лёгких автомобилей с грузоподъёмности в одну тонну и заканчивалась тяжёлыми 3,5-тонными машинами. И если первых было крайне мало, то полуторатонные и трёхтонные машины стали самыми популярными военными грузовиками немецкой армии. Машина, побывавшая у нас на тест-драйве, является «полуторкой», оборудованной как «техничка». Однако мотор, шасси и другие основные системы у неё точно такие же, как у бортового грузовика. С этих агрегатов мы и начнём знакомство с Блитцем.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Главное – скорость!

Внешность грузовика типична для автомобилей того времени, ничего революционного в ней не найти. Но он красив – немецкое командование стремилось продемонстрировать на этом грузовике мощь Рейха всему миру. И уж если воевать – то с комфортом. Видимо, так думали немцы, надеясь на этом Опеле доехать до Москвы.

Есть в этой машине некоторые детали, установка которых на военный грузовик кажется некоторой роскошью. Например, заглушка отверстия для заводной ручки в решётке. Тем более нелогичными кажутся такие решения если учесть, что каркас кабины деревянный и далеко не самый крепкий. Он «дышит», поэтому, например, точно отрегулировать замки дверей практически невозможно. Внутри кабины установлена симпатичная пепельница (правда, она была далеко не всегда и не везде), а вот гораздо более нужный электростартер был не во всех грузовиках. У нас он есть, но всё же позволим себе вспомнить одну связанную со стартером байку.



В 1944 году попавший в окружение немецкий батальон бросил 16 Блитцев только потому, что наши ребята вовремя спёрли заводные ручки, а заводить машины «с толкача» не было ни времени, ни возможности. За достоверность факта ручаться не могу – если так всё и было, то это уже неплохо.

Однако вернёмся к нашей решётке радиатора. Перед ней располагаются не более привычные для нас жалюзи, а мягкая заслонка, которую можно без труда опустить или поднять прямо с водительского места цепочкой, проведённой в кабину. Два стержня с «шишками» на крыльях – это не что иное как указатели габаритов. Конструкция простая, но надёжная, таким «парктроникам» можно доверять смело.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Над форточками расположены небольшие «крылышки» ветровиков, и это вызвало у меня восхищение немецким конструкторским гением: военного водителя, сидящего за деревянной дверцей грузовика с бензобаком под мягким местом, в первую очередь берегли, видимо, от сквозняков и капелек дождя. В общем, неплохой ход немецкой пропаганды: всё для людей! В итоге в автомобиле было хоть и опасно, но приятно ехать. Забегая вперёд скажу, что есть и стеклоподъёмники, при рассказе о конструкции которых реставратор автомобиля долго искал нужные слова, уместные в печати. Они так сложно устроены, что вспомнить точное количество блоков и шестерён механизма привода оказалось делом невыполнимым. За руль мы ещё сядем, а сейчас посмотрим мотор Блитца.

1 / 2

2 / 2

На машинах устанавливались шестицилиндровые агрегаты объёмом 3,6 литра, такие же, как на легковом Opel Admiral, и 2,5-литровый мотор, как на Opel Kapitän. Наш мотор как раз такой и развивает 53 л.с. Повторимся: конструктивно это мотор американский и в годы производства подвергался только очень незначительным изменениям. Это весьма неплохой верхнеклапанный двигатель, имеющий один, но серьёзный недостаток: он любит хорошее топливо.


С дефицитом такового на Восточном фронте немцы столкнулись достаточно быстро, поэтому на автомобилях после 1942 года степень сжатия, изначально равную шести, понизили. Наш автомобиль довоенный, 1938 года, и его мотор таких изменений не претерпел. По своим характеристикам 3,6-литровые моторы Блитца были очень похожи на двигатели наших ЗИСов, если бы не одно «но». Блитц с таким агрегатом мог идти по шоссе со скоростью до 90 км/ч, а ЗИС – до 50. Ключевое слово здесь – «шоссе». Немецкие конструкторы допустили серьёзную промашку, надеясь встретить в СССР хорошие дороги. Главная передача (абсолютно «легковая»: 4,3:1) позволяла ехать быстро по дороге, но в реалиях советских «направлений» она оказалась совсем не к месту. Проходимость грузовика получилась явно недостаточной.


За рулём Блитца

Органы управления в нашей машине отличаются от таковых на военных машинах наличием рычажка указателей поворотов, которых не было в армейском исполнении. В остальном всё практически то же самое, поэтому воспользуемся уникальной возможностью поиграть в какого-нибудь Ганса или Фридриха, посаженного Гитлером за руль Опеля. Места вполне достаточно для шофёра и одного пассажира, а вот педальный узел совсем не обрадовал. Привыкнуть к нему можно, но все педали торчат очень высоко, а расстояние между ними невелико. В тяжёлых сапогах большого размера, наверное, было не очень удобно, что вызывает, признаюсь, небольшое злорадство: машина-то вражеская…


Но в остальном всё достаточно симпатично. Два центральных прибора – спидометр и указатель уровня топлива, объединённый в комбинацию с манометром давления масла. Центральная часть приборной доски занята замком зажигания, странным образом совмещённым с переключателем света. Контрольные лампы, указатель температуры воды, «флажок» включения указателей поворотов (он дублирует подрулевой переключатель) вокруг замка зажигания расположены в каком-то безумном хаосе и очень не похожи на всё по-немецки аккуратное. Обод руля тонкий, но крутить его удобно. Запускаем мотор педалью стартера и едем.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Сразу чувствуется, что передаточное число подобрано не слишком удачно. Для того, чтобы тронуться с места, мотор приходится крутить. Динамика разгона неплохая, но поддерживать обороты приходится постоянно. Как только они падают, машина становится вялой и безжизненной, как больной воспалением лёгких цыплёнок. Наверное, это простительно легковому автомобилю, но никак не военному грузовику.

Глушитель расположен под водителем, и труба «выхлопушки» выведена на эту же сторону. В левое ухо влетает рёв мотора, никак не услаждающий слух. Но ехать можно, и комфорта здесь, к сожалению, больше, чем в нашей . В первую очередь это связано со временем: между разработкой ГАЗ-АА и Блитцем почти десять лет, и конструкция немецкого грузовика более совершенна. В полной мере это относится и к тормозам: у «полуторки» привод механический, да ещё и со своеобразными причудами, а на Блитце – гидравлический. Педаль, конечно, давить приходится со значительным усилием, но «немец» хотя бы останавливается, где планируешь, а не где получится.

Обзор неплох, но в первую очередь это преимущество нашей «технички»: при разворотах я смотрел в заднее стекло кабины, в грузовике с высоким бортом или фургоне я такой возможности был бы лишён. Боковые зеркала имеют регулировку даже по вылету, но они традиционно маленькие, и их использование радости не приносит.

Передачи переключаются чётко, но задняя почему-то расположена как на наших «девятках» – до конца влево и вперёд. Никакой защиты от ошибки при переключении нет, но мои опасения «промазать» с поиском первой передачи, спрятанной между задней и третьей, не оправдались: пользоваться четырёхступенчатой коробкой легко и удобно. Напомним, что «собачка», выполняющая роль «защиты от дурака» при включении задней скорости, есть и на наших «полуторках», и на ленд-лизовском


История Opel Blitz
начинается в начале осени 1930 года, когда был объявлен конкурс на название нового грузовика Opel, приобретенного в 1929 корпорацией Дженерал Моторс. Результаты конкурса были оглашены 25 ноября 1930 на заседании дилеров Opel во Франкфурте-на-Майне. Первые владельцы транспортных средств были частными перевозчиками. Изначально армия не рассматривала эту модель в качестве штатного транспортного средства, так как автомобиль принадлежал американской компании. 28 февраля 1935 года вступили в силу положения, регулирующие размер налога для владельцев транспортных средств как стимул для производителей грузовиков.
Чтобы получить льготы при налогообложении, принадлежащее лицу транспортное средство должно было отвечать следующим условиям:
— соответствующее отношение веса к нагрузке
высокая мощность двигателя
— по крайней мере, 5 передач вперед
— высокий клиренс
— длинная колесная база.
Выполняя эти условия во второй половине 1936 года, Opel начинает производство 3-тонного грузовика модели Blitz S (обозначение S произошло от слова Standart, то есть

базовая версия). Изначально, 3-тонный Опель Блиц оснащался двигателем 3,5 литра мощностью 65 л.с., но уже в 1937 году получил новую силовую установку Бьюика с объемом 3,6 литра и мощностью 75л.с. (стоит отметить, что конкурирующие компании в своих проектах планировали выполнить эти условия только к следующему году).
Во время строительства Западного Вала (так называемое линии Зигфрида), возглавлявший проект Фриц Тодт обратился к компаниям и государственным учреждениям с требованием обеспечить 11 тысяч грузовых автомобилей для производственных нужд. Значительная часть транспортных средств составляли именно Opel Blitz , благодаря их хорошей управляемости, надежности и простому дизайну. Благодаря хорошей репутации, которую заработала модификация Blitz -3600 при строительстве Западного Вала, Вермахт принимает решение о закупке этих автомобилей и для военных целей. Первая партия автомобилей количеством 1200 единиц поступила в войска уже в начале 1937 года. Автомобиль прошел все испытания с отличными результатами. Он мог подняться на уклон до 34%, преодолеть водную преграду глубиной до 0,5 м. В марте 1939 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал документы с указанием количества необходимых военных грузовиков. Не имевший себе равных в классе 3-х тонных грузовиков, Opel Blitz стал основным грузовым автомобилем немецкой армии.

Opel Blitz 3,6-3600S был произведен во многих модификациях, в зависимости от задач, для которых он предназначался. А именно: стандартная бортовая — для перевозки войск или материалов, пожарный автомобиль, цистерна, огромный лимузин для VIP-персон. Автомобиль с металлическим кузовом мог использоваться как штабной или радиоцентр, техпомощь для ремонта автомобилей, автомобиль для перевозки заключенных, скорая помощь, почтовый автомобиль многое другое. Конструкция транспортного средства развивалась на протяжении всего периода производства. Первоначально увеличилась грузоподъемность и мощность бензинового двигателя, который оказался лучшим вариантом, чем менее надежный и более сложный в использовании дизель. Автомобиль получил высокую оценку бронетанковых подразделений, так как танки и бронемашины использовали тот же тип топлива, что и Opel Blitz. На протяжении всей войны, Opel производил запасные части к своим грузовикам, благодаря чему многие виды ремонта можно было производить в полевых мастерских. Начиная с 1942 года рессоры оснащаются дополнительным листом во избежание частых поломок из за постоянных перегрузок.
В 1940 году Opel ввел еще одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Эта модификация Opel Blitz получает индекс 3.6-6700А (буква А — от немецкого слова Allrad обозначающее привод на все колеса). Полноприводный Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода — эта версия получила название Opel Blitz Maultier . В 1940 году Opel был в состоянии производить только 1000 грузовиков Blitz в месяц, а с каждым последующим месяцем войны, спрос на грузовики только
увеличивался. Производство не успевало удовлетворить спрос, что привело к конфискации грузовиков у гражданских лиц для мобилизации в армию. Нехватка топлива стала причиной поиска новых типов питания транспортных средств. Большинство компаний, производящих грузовые автомобили (включая Opel), начали устанавливать в свои автомобили газогенераторные установки. В период с 1943 по 1944 год за счет использования принудительного труда, производство Opel Blitz удалось увеличить до 2500 единиц в месяц. Выпуск грузовиков Blitz на самом современном в то время заводе в Бранденбурге завершился 6 августа 1944 года, когда производственные мощности были уничтожены американскими бомбардировщиками «Освободитель» с высоты 8000м. В период с июля 1937 г. по август 1944 было выпущено 82 356 автомобилей Oplel Blitz S 3,6-3600, и около 25000 полноприводных версий. Тем не менее, в 1944 году производство грузовиков Opel возобновилось конкурирующей корпорацией Daimler-Benz AG, которая прекратила производство основного соперника Blitz в классе трехтонных грузовиков – Mercedes. Opel Blitz еще некоторое время производился на производственных мощностях Daimler-Benz AG под названием Mercedes L 701.

Основной грузовик основного противника

Сергей Шумаков

На страницах нашего портала мы уже рассказывали и советском военном грузовике , и о труженике фронтовых дорог американском . Однако без внимания остался основной грузовик основного противника, и это не замедлили заметить наши читатели, которые с тех пор так и просят нас рассказать об основном грузовике Вермахта. Выполняя эти многочисленные просьбы, мы сегодня и расскажем об автомобиле Opel Blitz .

А рассказ об этом автомобиле мы начнем с одной интересной и поучительной истории. В 1944 году, во время операции «Багратион», отступающий от советских войск немецкий батальон остановился в одном белорусском селе. В батальоне к тому времени оставалось 16 исправных автомобилей. И вот ночью, когда немцы расположились в селе на ночлег, местные пацаны спёрли у каждого из автомобилей заводные ручки. На рассвете гул наступающих «» разбудил немцев. Те кинулись к машинам, чтобы немедля броситься наутёк, но завести не смогли. Через полчаса русские танки окружили село с трех сторон, и немцам пришлось отходить в пешем порядке. Шестнадцать единиц техники достались наступавшим советским войскам. Такое могло произойти лишь потому, что автомобиль Opel Blitz не был оснащен электростартером и имел зажигание от магнето.


Значение грузового автомобиля в войну трудно переоценить. Танки и бронетранспортёры без них беспомощны. Это показали уже первые дни войны. Мало кто знает, что войска Юго-Западного фронта уже 23 июля 1941 года перешли в контрнаступление, которое успешно продолжалось до 28-30 числа. И немцы побежали. Более того, 8-й мехкорпус, соединившись с 15-м в районе Дубно, и наши танкисты взяли в окружение 11-ю и 16-ю немецкие танковые дивизии. Однако в самый разгар операции у наших танков закончилось и горючее, и снаряды, из-за чего экипажам пришлось бросить танки и отходить к Киеву пешком по лесам. Всё это произошло из-за того, что хозяйственники ошиблись в расчетах, предоставив каждой танковой дивизии лишь 160 и полуторок. Но даже эти автомобили к началу войны не успели мобилизовать из народного хозяйства.

У немцев же на обеспечение только пехотной дивизии предназначалось около 500 грузовиков, а танковые и моторизованные дивизии обеспечивались 1600-1800 автомобилями. Вот почему у немцев горючее и боеприпасы почти никогда не заканчивались, а у наших до самого 1943 года постоянно были перебои с подвозом.

Автомобиль Opel Blitz считается лучшим трехтонным грузовым автомобилем Вермахта и, в то же время, это единственный грузовик, который выпускался на протяжении всей войны вплоть до поражения Германии. Производство осуществлялось на специально построенном автозаводе фирмы Opel в Бранденбурге – «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 г. к выпуску этого автомобиля подключилась и фирма Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков «Опель-Блиц» примерно сто тысяч были поставлены Вермахту и войскам СС, остальные использовались в оборонных отраслях народного хозяйства Германии.

Один из Блитцев, захваченных в

На Opel Blitz был установлен шестицилиндровый карбюраторный райхенмотор (Reihenmotor – рядный двигатель) от легкового автомобиля Opel Admiral рабочим объемом 3626 кубических сантиметров. Диаметр его цилиндра составлял 90 мм, ход поршня – 95 мм. При 3120 оборотах в минуту мотор выдавал 73,5 лошадиных силы мощности, что совпадало с аналогичным показателем у , но при меньшем в 1,41 раза рабочем объеме. Картер двигателя был алюминиевым, а блок и головка были выполнены из серого чугуна. На 100 километров пути автомобиль расходовал 26 литров по асфальтированному шоссе и 35 литров на грунтовке. 84-литровый топливный бак обеспечивал 320-километровый запас хода. В трансмиссии использовались сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и пятиступенчатая коробка передач.

Главным же достоинством автомобиля была высокая скорость – по хорошей дороге Opel Blitz шел со скоростью 90 км/ч, в то время как развивал всего 50 . Причиной такого преимущества было использование в главной передаче того же передаточного числа, равного 43/10, что и в Адмирале. Однако это решение привело к тому, что резко ограничило вес буксируемого прицепа, и вообще исключило возможность использования прицепа на бездорожье.

Степень сжатия также имела легковушечную величину – шесть единиц, что требовало применять бензин первого сорта и поэтому практически исключало использование трофейного бензина на Восточном фронте. Поэтому в январе 1942 года начался выпуск модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе, приспособив его, таким образом, для использования 56-го бензина, и увеличенным передаточным числом в главной передаче. Мощность снизилась всего до 68 л.с., но скорость упала до 80 км/ч. А для того, чтобы сохранить прежний запас хода объем топливного бака увеличили до 92 литров, поскольку расход возрос до 30 литров по асфальту и до 40 по грунтовке.

Поскольку руководство GM , которому принадлежал тогда Опель противилось выпуску военной продукции, к началу войны Опель Блитц опоздал – до 1940 года выпускался лишь гражданский вариант. Но в 1940 году предприятие было национализировано, и военный Блитц стал поступать в войска.


Во фронтовых частях вермахта и войск СС грузовики Opel Blitz использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и как шасси для установки 20- и 30-мм зенитных автоматических пушек. На базе этого же шасси было создано множество специальных машин – передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских, автобусов и т.д. Кроме грузовика «Опель-Блиц» грузоподъемностью 3 тонны, выпускались унифицированные с ним автомобили меньшей грузоподъемности и с менее мощным 55-сильным двигателем от легкового 2,5 литрового Опель-Капитана. На это пошли ради снижения расхода топлива. С этой же целью на Блитц устанавливался также и дизельный двигатель от Mercedes-Benz 260 D (о нём ). Этот двигатель при диаметре цилиндра в 95 мм и ходе поршня, равном 100 мм 100 мм, имел рабочий объем 2545 куб. см. Степень сжатия равнялась 20,5 единицам. При 3000 оборотах в минуту он выдавал всего-навсего 45 л. с., что для трёхтонного грузовика было явно маловато.

Один из вариантов был оснащен газогенератором. Другой работал на метиловом спирте – чем дольше шла война, тем меньше хватало бензина.

В общей сложности имелось 16 типоразмеров этого грузовика. Для повышения проходимости стандартного трехтонного Opel Blitz S был разработан и производился серийно его полугусеничный вариант Maultier – мул. В конце войны с целью сокращения трудозатрат и экономии металла при производстве грузовиков конструкция некоторых деталей была упрощена, автомобили выпускались с эрзац-кабиной, изготовленной, как и у , из дерева.

Предыдущие дни в русской истории:

Почему руль слева?
Деградация ядерных сил США
Подвиг героев-панфиловцев
Стоит ли жалеть японцев?
Как Англия любила Россию
Зарплаты в странах СНГ
Автомат Ширяева АО-27

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации