Назначение и основные неисправности автомобильной помпы. Вопросы выбора, ремонта и замены водяных насосов. Принцип работы автомобильной помпы

На первый взгляд, водяная помпа в двигателе кажется второстепенным вспомогательным устройством, но это не так. Потому что поломка помпы не только делает эксплуатацию автомобиля невозможной, но и может стать причиной капитального ремонта двигателя. И совсем не факт, что ремонт будет успешным. Поэтому автолюбителю необходимо знать конструкцию помпы и её основные функции.

  • воздушные;
  • жидкостные;
  • комбинированные.

Воздушные системы - это системы открытого типа. Они отводят тепло от разогретых деталей двигателя направленным потоком воздуха. Жидкостная система относится к закрытому типу. Она отводит тепло с помощью антифриза, непрерывно циркулирующего в охладительной рубашке двигателя. Комбинированные системы объединяют в себе как жидкостный, так и воздушный способ охлаждения. Подавляющее большинство современных легковых автомобилей как дизельных, так и бензиновых, оборудованы жидкостными системами охлаждения. Их используют по двум причинам:

  • высокая эффективность;
  • минимальный уровень шума.

Основные элементы жидкостных систем охлаждения автомобилей

Жидкостная система охлаждения любого современного автомобиля состоит из следующих элементов:

  • охладительная рубашка двигателя;
  • термостат;
  • центральный радиатор с вентилятором;
  • масляный радиатор;
  • радиатор печки;
  • бачок расширительный;
  • охлаждающая помпа.

Охлаждающую помпу можно по праву считать главным элементом автомобильной системы охлаждения. Ведь без этого устройства все остальные части системы просто не смогут функционировать, а любая неисправность агрегата влечёт за собой перегрев мотора и выход его из строя. Поэтому рассмотрим водяную помпу подробнее.

Назначение помпы

Водяная помпа обеспечивает непрерывную циркуляцию антифриза в охладительной рубашке двигателя внутреннего сгорания. Под давлением, создаваемым помпой, охлаждающая жидкость, разогретая трущимися частями двигателя, поступает в центральный радиатор.

Помпа для ВАЗ 2110, новая, в упаковке

Там она остывает, а затем вновь уходит в охладительную рубашку. Если этот круговорот антифриза прервётся всего на 5 минут, двигатель обязательно перегреется. В сущности, водяная помпа - это обычный центробежный насос, который создаёт избыточное давление с помощью стальной крыльчатки, вращающейся с огромной скоростью.

Охлаждающие помпы, установленные на подавляющем большинстве легковых автомобилей, имеют сходную конструкцию. Есть корпус помпы, в нём находится центральный вал, на котором крепится стальная крыльчатка. Вал подвешен на двух подшипниках, рядом с которыми находится сальник, предотвращающий вытекание охлаждающей жидкости из корпуса. В крышке корпуса имеется отверстие. Через это отверстие конец центрального вала выводится наружу, где на него устанавливается зубчатый шкив. На этот шкив надевается ремень ГРМ, который и обеспечивает вращение вала с крыльчаткой.

Большинство водяных помп на современных автомобилях имеют схожую конструкцию

Однако далеко не на всех легковых автомобилях вал водяной помпы вращается ремнём ГРМ. На некоторых двигателях помпа может быть оборудована собственным приводом. Но такая конструкция постепенно уходит в прошлое, а автопроизводители всё чаще отдают предпочтение единому ремню ГРМ, вращающему как распредвал, так и вал водяной помпы. Потому что такая конструкция проще, а главное - дешевле.

Включение и выключение помпы

Поскольку помпа через ремень ГРМ связана с распределительным валом, она начинает вращаться одновременно с ним, то есть сразу после запуска мотора. Останавливается помпа тоже одновременно с мотором

Особенности работы дополнительных водяных помп

Важно отметить, что приведённое выше правило не распространяется на дополнительные водяные помпы, которые водители ставят на машины самостоятельно (обычно это делается для того, чтобы улучшить работу отопителя).

Помпы от фирмы BOSCH ставят для улучшения обогрева салона авто

Дополнительная помпа может включаться и выключаться тогда, когда этого захочет водитель, потому что она практически всегда оборудована специальным реле с кнопкой выключения.

Неисправности водяной помпы и их устранение

Подавляющее большинство неисправностей водяной помпы устраняются только заменой этого устройства. Это объясняется тем, что найти в продаже вышедшие из строя запчасти для конкретной модели помпы чрезвычайно трудно. Наибольшим дефицитом являются шариковые подшипники центральных валов и крыльчатки. Перечислим неисправности, при которых помпу придётся менять:

  • химическая коррозия крыльчатки. Если водитель долгое время пользуется некачественным антифризом, то крыльчатка помпы может серьёзно проржаветь. После этого давление антифриза в системе охлаждения может существенно упасть;

    Крыльчатка водяной помпы, сильно повреждённая химической коррозией

  • кавитационное разрушение. Пузырьки с вакуумом внутри, возникающие при вращении крыльчатки в некачественном антифризе, способны разрушить даже самую прочную сталь. Кавитация буквально разъедает помпу изнутри. Повреждённые участки начинают очень быстро ржаветь;

    Внутренняя часть помпы сильно повреждена кавитацией и скоро заржавеет

  • грязь и химические отложения. Химические отложения, как правило, скапливаются на лопастях крыльчатки, а грязь прилипает к корпусу помпы. Со временем всё это превращается в твёрдую корку, которая становится толще с каждой тысячей пройденных километров. Постепенно грязь начинает серьёзно мешать вращению крыльчатки, а потом останавливает или ломает её;
  • свист помпы. Он появляется после разрушения подшипников, на которых висит центральный вал. Искать их в продаже бесполезно, так что выход один: менять всю помпу.

    Шариковый подшипник на помпе ломается, после чего возникает свист

Теперь перечислим неисправности, с которыми можно справиться без замены всей помпы. Их немного, но они есть:


Видео: шум неисправной помпы

Популярные производители водяных помп

В идеале помпа должна быть изготовлена фирмой-производителем автомобиля. Но проблема в том, что такую помпу, во-первых, не всегда можно найти, а во-вторых, она гарантированно будет стоить дороже помпы от стороннего производителя. Пример: водяная помпа для автомобиля PEUGEOT 306 от фирмы DOLZ стоит 1900 рублей, тогда как «родная» помпа производства PEUGEOT обойдётся в 3000 рублей.

Испанский производитель DOLZ предлагает дешёвые помпы для «Пежо 306»

Именно по этой причине многие автовладельцы предпочитают покупать помпы сторонних производителей. Перечислим самые популярные фирмы:

  • HEPU. Фирма выпускает помпы для огромного количества автомобилей, причём все выпускаемые устройства комплектуются только стальной крыльчаткой, что положительно сказывается на их долговечности. Единственным минусом металлической крыльчатки является её низкая устойчивость к некачественному агрессивному антифризу: если пластиковые лопасти успешно выдерживают воздействие агрессивной жидкости, то стальные обязательно пострадают. Стоимость помп HEPU варьируется в пределах от 3000 до 5000 рублей;
  • DOLZ. Помпы этого испанского производителя всегда отличались демократичной ценой: от 1800 до 4000 рублей. Крыльчатка в устройствах DOLZ может быть как стальной, так и пластиковой. Но по надёжности эти помпы уступают продукции предыдущих производителей.
  • Водяная помпа является важнейшим агрегатом, без которого нормальная эксплуатация автомобиля попросту невозможна. Именно поэтому автовладельцу следует тщательно следить за её состоянием и использовать только качественную охлаждающую жидкость. Тогда о ремонте этого устройства можно будет надолго забыть.

    Водяной насос автомобиля , или, как его еще называют, помпа, является одним из ключевых элементов жидкостной системы охлаждения любой современной машины. Его основная функция – это циркуляция охлаждающей жидкости во всей системе охлаждения. В итоге, после прохождения по кругу температура жидкости снижается, что восстанавливает ее способности охлаждать другие детали.

    Водяной насос автомобиля

    Чаще всего водяной насос автомобиля располагается спереди блока цилиндров силового агрегата. Его привод осуществляется при помощи клиновидного ремня от коленвала или же посредством зубчатого ремня газораспределительного механизма.

    Основные составляющие элементы водяного насоса двигателя:
    {typography list_number_bullet_blue}1. Корпус;||2. Вал, на котором находится крыльчатка с сальником. Последний является саморегулируемым. Он способен надежно удерживать охлаждающую жидкость от вытекания из узла во время его работы.||3. Шариковые подшипники, находящиеся в гнезде корпуса узла, в которых вращается вал насоса.||4. Приводной шкив с закрепленным на нем вентилятором радиатора. Последний элемент присутствует не у всех моделей авто. Зачастую вентилятор охлаждения радиатора делают с электроприводом без малейшей связи с помпой.{/typography}

    Принцип работы водяного насоса автомобиля таков...
    При заведенном моторе антифриз, охлажденный в радиаторе, поступает к насосу, точнее к центру крыльчатки. В итоге пространство между лопастями последней полностью заполняется антифризом. За счет влияния центробежной силы крыльчатка отбрасывает антифриз в сторону. Он через специальное отверстие уходит в рубашку охлаждения силового агрегата. Таким образом, и обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора.

    {typography legend_blue}Стоит отметить, что для исключения подтеканий антифриза между корпусом помпы и блоком цилиндров мотора устанавливается специальная картонная прокладка.{/typography}
    Напоследок отметим, что вентилятор, который зачастую располагается на шкиве помпы и приводится в действие вместе с ней, изготавливается из пластика или листовой стали. Чтобы снизить шумность его работы лопасти располагают Х-образно под углами 110и 70 градусов.

    С целью снижения мощности, которая необходима, чтобы приводить в движение вентилятор, используют узлы с электромагнитной муфтой. Последняя способна отключать привод вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости снижается до 78-85 градусов. Таким образом, муфта оптимизирует работу системы охлаждения, попутно снижая шумность работы агрегата.

    Водяной насос автомобиля

    Помпой автомобилисты называют насос, работающий совместно с двигателем. В любом авто есть как минимум два вида этого устройства. Один из них выполняет принудительную перекачку охлаждающей жидкости, другой перегоняет топливо из бака в двигатель автомобиля.

    Водяная помпа

    Обычное месторасположение этого специального насоса для перекачивания охлаждающей жидкости – передняя часть головки блока цилиндров. Конструктивно помпа представляет собой корпус, в котором расположена крыльчатка, закрепленная на валу. Последний устанавливается в паре подшипников (по одному с каждого конца). Вращение вала осуществляется передачей крутящего момента через ремень от двигателя. Неисправность помпы ведет к перегреву мотора и дальнейшему его выходу из строя.

    Существует несколько признаков поломки водяного насоса:
    - показания прибора, указывающего температуру охлаждающей жидкости, находятся в красном секторе;
    - в салоне ощущается запах охлаждающей жидкости;
    - появляются посторонние шумы (чаще всего свист, свидетельствующий о необходимости ремонта, замены помпы);
    - под машиной видны капли охлаждающей жидкости (наличие течи можно определить посредством листа бумаги, расстеленного под двигателем и оставленного на ночь).

    В ряде случаев возможен частичный ремонт водяного насоса. Например, замена подшипников вала. Однако чтобы самостоятельно восстановить этот агрегат, необходим опыт и соответствующие инструменты, приспособления. Поэтому целесообразнее приобрести новый насос.

    Топливная помпа

    Задача этого насоса – подача топлива в двигатель. Ранее в карбюраторных автомобилях использовались механические насосы. Они имели привод непосредственно от двигателя - специальный шток толкал диафрагму, создавая разрежение и закачивая топливо в карбюратор. Сегодня абсолютное большинство выпускаемых авто имеют инжекторную систему и электрический бензонасос.

    Его функции:
    - доставка топлива со скоростью от 1-2 л/мин.;
    - обеспечение постоянного давления в топливной системе (примерно 700 МПа).

    Современная топливная помпа представляют собой электрический двигатель, с которым жестко соединен рабочий ротор, проталкивающий топливо. Бензиновая помпа устанавливается непосредственно в бензобаке автомобиля. При этом топливо играет роль охлаждающей жидкости и смазывающего состава. Некоторые модели авто имеют 2 насоса: один считается главным и устанавливается под капотом, второй, рабочий, помещается в топливный бак.

    Литр и час не являются частью международной метрической системы единиц, но имеют в ней особый статус «единиц, которые могут использоваться совместно с единицами СИ». Поэтому их часто применяют совместно для обозначения скорости расхода жидких и газообразных веществ. В зависимости от временного интервала измерения этой величины, используются разные производные часа - минуты , секунды, сутки и т.д.

    Инструкция

    Изменяйте пропорционально заданную величину расхода вещества при изменении времени измерения. Например, при переводе расходуемого объема из литров в сутки в литры в час надо уменьшить известную величину расхода в 24 раза, так как длительность часа именно во столько раз меньше длительности суток. Аналогично при переводе расходуемых объемов из литров в секунду в литры в величину следует увеличить в раз, так как вмещает именно столько секунд.

    Воспользуйтесь каким-либо конвертером величин, чтобы не высчитывать цифры в уме. Один из таких -конвертеров можно найти на сайте поисковой системы Google. Он не имеет отдельного интерфейса, а использует то же поле ввода, которое предназначено для ввода обычных поисковых запросов - это конвертации величин предельно простым. Например, если требуется узнать,

    Автомобильная водяная помпа – это центробежный насос, принудительно обеспечивающий равномерное циркулирование охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения двигателя: начиная от радиатора и заканчивая расширительным бачком.

    Основное предназначение водяной помпы состоит в том, чтобы организовать непрерывное движение охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) по всей системе охлаждения ДВС.

    Если насос выйдет из строя, то тепловой режим двигателя будет нарушен, в результате чего он очень быстро перегреется и закипит, что лучше не стоит допускать. Если вы видите, что стрелка датчика контроля температуры ползет вверх, то лучше остановить движение и проверить исправность насоса.

    Время от времени проверяйте состояние водяной помпы, проводя ее визуальный осмотр. Для того чтобы убедиться в ее исправности, периодически прислушивайтесь к работе двигателя вашего автомобиля и проводите тщательное обследование места, где находится крепление помпы.

    Очень важно, чтобы в этом месте не наблюдалось протечек охлаждающей жидкости, иначе нужно срочно бить тревогу и устранять течь. Благодаря этим действиям вы сможете своевременно заметить поломку какого-либо узла и выполнить ремонт, не доводя ситуацию до критической.

    Строение и принцип работы водяной помпы

    Конструкция и принцип работы водяной помпы практически на всех моделях автомобилей практически одинаковый, особенно если сравнивать детали отечественных производителей. Про расположение насоса можно сказать то же самое.

    Водяная помпа устанавливается рядом с радиатором и при пуске двигателя приводится в действие при помощи гидрораспределительного ремня (ГРМ).

    Конструкция помпы состоит из следующих основных деталей: корпус, вал, крыльчатка, приводной шкив, подшипник, сальник и ступица шкива приводов. Вал с крыльчаткой на конце устанавливается в крышке. Вал приводится в движение при помощи ремня ГРМ. Вращаясь, крыльчатка перемещает жидкость в системе, заставляя ее постоянно циркулировать и таким образом охлаждать двигатель.

    Приводной шкив устанавливается на другом конце вала, в некоторых вариантах насосов дополнительно ставится вентилятор. Непосредственно на приводной шкив надевается ремень ГРМ. Вращательная энергия двигателя передается через гидрораспределительный ремень и приводной шкив на вал, тем самым заставляя вращаться крыльчатку и приводя в действие работу всей системы.

    Очень часто помпа начинает неправильно работать из-за изнашивания сальника, установленного между крыльчаткой и корпусом. Когда сальник вырабатывает свой ресурс, охлаждающая жидкость (тосол или антифриз) начинает просачиваться сквозь него и попадает на подшипники, тем самым смывая смазывающие вещества.

    Хорошие мастера знают, что для подшипника это очень плохо, практически губительно. Он без смазки начинает гудеть и в ближайшее время выходит из строя. В этом случае результат один: подшипники заклинивает, и помпа перестает работать.Неисправность водяной помпы: причины и возможные последствия

    Причины поломки водяной помпы


    Если вы будете своевременно проводить диагностику двигателя и хорошо за ним ухаживать, то водяная помпа отслужит долгое время и не доставит вам неприятностей. Дело в том, что насос представляет из себя достаточно простое устройство и ломается очень редко. Но из всех правил бывают исключения, и помпы это тоже касается.

    Существует несколько причин, по которым автомобильная помпа может выйти из строя:

    1. Выход из строя некоторых деталей насоса. Особенно это касается сальника, который изнашивается и дает течь. Бывает так, что ломается крыльчатка или подшипник.
    2. Производственный брак, вследствие которого помпа изначально была низкого качества.
    3. При выполнении ремонта самой помпы или некоторых деталей, расположенных поблизости, слесарь допустил ошибку.

    Последствия неисправности водяной помпы


    Если водяная помпа не работает и антифриз или тосол не циркулирует по системе, то температура двигателя быстро повышается и стрелка датчика температуры воды на панели приборов начинает подниматься вверх, доходя до критической отметки. Достаточно будет проехать на автомобиле с неисправной помпой совсем немного для того, чтобы охлаждающая жидкость в радиаторе закипела.

    Об этом вы узнаете не только по поднимающейся стрелке, но и по появлению испарений из-под капота и характерному запаху кипящей жидкости. Такую ситуацию допускать никак нельзя, иначе двигатель может заклинить. А это уже одна из серьезнейших поломок, которую будет непросто исправить. Скорее всего, придется обращаться в автосервис и на некоторое время остаться без транспорта.

    О неисправности водяной помпы может свидетельствовать протекающая в месте ее крепления охлаждающая жидкость. Небольшая протечка для автомобиля не представляет серьезной опасности и допускает дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Жидкость будет циркулировать в системе охлаждения, как и обычно.

    Ваша задача в этой ситуации – постоянно контролировать уровень антифриза в радиаторе и своевременно его доливать. Но не стоит долго затягивать с устранением неполадки, так как утечка может стать сильнее, и вы уже не сможете своевременно исправлять ситуацию, особенно если усиленно эксплуатируете свой автомобиль.

    Распространенные неисправности водяной помпы

    Как и говорилось ранее, устройство водяной помпы достаточно простое, поэтому и неисправностей у нее не так уж много. Самые частые и распространенные виды поломок:

    • заклинил подшипник;
    • вышла из строя крыльчатка;
    • крыльчатка плохо держится на валу, т. е. расшаталось ее крепление;
    • водяная помпа из-за постоянного дрожания двигателя неплотно прилегает в месте крепления, и охлаждающая жидкость сочится наружу.

    Особенности ремонта водяной помпы


    Водяная помпа двигателя представляет собой разборный механизм, который подлежит ремонту. При ее неисправности вы можете купить новую и заменить ее, а можете попробовать устранить причину поломки, заменив вышедшею из строя деталь: подшипник, сальник, крыльчатку и т. д. Многих автовладельцев радует тот факт, что помпа ремонтируется, так как это обходится гораздо меньше, чем замена всей детали.

    К сожалению, в большинстве моделей автомобилей водяная помпа расположена в плохо доступном месте, поэтому ее разборка и ремонт может быть реальной проблемой. В некоторых вариантах автомобилей добраться до насоса можно только снизу. Для этого необходимо загонять автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Затем нужно немного ослабить подушки двигателя и тогда уже получится добраться до водяной помпы.

    Некоторые опытные слесаря меняют автомобильную помпу на новую при каждой замене гидрораспределительного ремня или цепи (в зависимости от модели двигателя). Если же водяной насос приходит в негодность раньше, то его, конечно же, нужно сразу менять.

    Продолжительность работы помпы напрямую зависит от качественной замены ремня ГРМ и характерных особенностей самой запчасти. Любая часть автомобиля требует присмотра и ухода, и водяная помпа не является исключением. Следите за ее состоянием, и вам не придется ремонтировать или менять деталь.