Можно ли ставить обычные свечи вместо иридиевых. Иридиевые свечи зажигания: отзывы. Иридиевые свечи NGK: отзывы. Снижение расхода топлива

Нелегко выложить за комплект свечей около 3000 рублей, зная, что сосед заплатил за похожие меньше сотни. Все плюсы от дорогой покупки - только в будущем: обещанный рекламой долгий пробег, какие-то проценты ежедневной экономии топлива, легкость пуска… Кроме того, отпадает необходимость частой замены: на современном моторе это процедура трудоемкая и дорогая.

Мы решили оценить две полярные конструкции одной солидной фирмы, дабы сопоставлять не технологию различных производителей, а саму идею, воплощенную в металле при прочих равных условиях. Выбор пал на Denso.

Иридиевые IW20 - очевидные лидеры по миниатюризации центрального электрода: всего 0,4 мм. Именно тонкий электрод способствует лучшему самоочищению и соответственно продлению срока службы. Им составили компанию обычные W20 EPR-U. Исходная разница в стоимости - примерно пятикратная.

Мы проследили поведение свечей обоих типов в одинаковых условиях на протяжении 360 моточасов. С учетом режимов накатки это равноценно почти 35 тыс. км пробега в специально подготовленных моторах - с увеличенными зазорами в цилиндропоршневой группе. Это позволило провести ускоренные ресурсные испытания при повышенном расходе масла и накопленных отложениях в камере сгорания.

Обычные свечи

Обычные свечи по мере старения медленно, но верно ухудшали показатели двигателя. Замеры, проведенные через 180 моточасов, показали 4-процентный рост расхода топлива и прирост токсичности отработавших газов. Еще через 60 моточасов рост расхода стал существенным: около 9%! При этом лямбда-зонд наконец почувствовал пропуски вспышек и уже не мог его компенсировать корректировкой продолжительности впрыска. На этом этапе испытания обычных свечей посчитали законченными.

Иридиевые свечи

Иридиевые же свечи проявили первые признаки старения только на подходе к 300-му часу испытаний. И по окончании цикла, то есть после 360 моточасов, увеличение среднего расхода топлива составило всего 3,0%. Чуть больше увеличилась токсичность по СО и СН - на 10…15%, тоже не так уж страшно.

По ресурсу счет в моточасах - 360:240. По всем эксплуатационным параметрам - от расхода до уровня токсичности - иридий так же уверенно впереди.

Отсюда вывод: если у вас дорогой современный автомобиль и вы совершаете на нем большие пробеги, есть смысл потратиться на иридий. А если машина так себе, да и проезжает не больше 5 тысяч в год, вряд ли вы окупите вложение. Таково коварство дорогих вещей…

Михаил Колодочкин, и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета к.т.н. Александр Шабанов

Первые иридиевые свечи зажигания были представлены на рынке еще в 1994 году, и предполагалось, что они заменят собой платиновые. Поскольку они позиционировались как более долговечные и надежные, автовладельцам приходилось решать своеобразную дилемму, иридиевые или платиновые свечи установить в автомобиль, ведь по своим характеристикам они были достаточно близки. Но многие считают иридиевые модели более предпочтительными, поскольку иридий обладает более высокой (2500 градусов) температурой плавления, нежели платина, а его коррозионно-устойчивые свойства также отличаются более высокими показателями. В настоящее время ряд производителей выпускает иридиевые свечи зажигания двух видов - долговечные и высокоэффективные. Первый тип отличается увеличенным ресурсом эксплуатации, и их часто выбирают обладатели автомобилей, где процедура замены сопряжена с большими сложностями и требует немало времени. Высокоэффективные свечи позволяют улучшить характеристики двигателя и снизить расход топлива - для инжекторных двигателей экономия может составить до 6%, для карбюраторных цифра, конечно, скромнее - не более 2%.

Характеристики иридиевых свечей

На вопрос сколько ходят иридиевые свечи зажигания легко можно ответить самостоятельно, достаточно знать об их основных характеристиках. Благодаря свойствам самого иридия удалось создать центральный электрод свечи диаметром всего 0,4 мм.

Этот факт позволяет получить очень мощную искру при меньших значениях напряжения, которое для этого требуется. Так, иридиевые свечи на Приору, позволяют значительно улучшить показатели воспламеняемости, поскольку в таких свечах в несколько раз снижено подавляющее влияние самих центральных электродов на распространение пламени в камере сгорания. Подобные высокотехнологичные свечи зажигания, платиновые или иридиевые, обладают меньшей чувствительностью к некачественному бензину и содержащимся в нем присадками, поэтому даже случайно залитый «плохой» бензин не станет причиной ярко выраженных проблем с двигателем. Стоит отметить и увеличенный ресурс иридиевых образцов, который составляет не менее 100 000 км. Имеются и другие их преимущества:

  • низкое напряжение зажигания, которое требуется на протяжении всего срока эксплуатации;
  • способность воспламенять бедные смеси;
  • увеличенная производительность;
  • более стабильное управление системой зажигания авто;
  • увеличение эффективной мощности двигателя (до 4%);
  • уменьшение расхода топлива, особенно заметное на инжекторных моделях;
  • уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопных газах;
  • практически гарантированный старт двигателя в условиях экстремальных температур;
  • трехвалентное никелевое покрытие отличается высокими антикоррозийными и антиблокировочными характеристиками.

Правильно выбрать иридиевую свечу непросто

Выбирая иридиевые свечи зажигания, срок службы которых значительно превышает аналогичный параметр стандартных вариантов, следует проявить определенную внимательность, поскольку свечи зажигания иридиевые подбираются по автомобилю (в ряде случаев), а точнее по некоторым параметрам двигателя. К таким относится, к примеру, калильное число - т. е. значение давления в цилиндре, при котором воспламенение смеси происходит не от искры, а от нагретых частей свечи. Этот параметр указывается производителем автомобиля, и необходимо строго ему соответствовать.

При этом, если на короткое время допускается эксплуатация свечей с немного большим калильным числом, установка образцов с меньшим значением недопустима, поскольку это может привести к таким последствиям, как прогорание поршней или пробой прокладки блока цилиндров. Для качественной работы системы зажигания остается актуальным вопрос о том, какой зазор должен быть на иридиевых свечах. Многие автолюбители помнят, как раньше самостоятельно «регулировали» расстояние между электродами. В настоящее время, вне зависимости от того, сколько ходят иридиевые свечи, ручная регулировка не допускается - величина зазора определяется и устанавливается на заводе.

Важно! Если по каким-либо причинам зазор изменился, не следует пытаться отрегулировать его вручную, разумнее будет заменить свечу.

Своеобразной инновацией последнего времени стало появление продукции с несколькими боковыми электродами.

Вопреки бытующему мнению, в ней образуется только одна искра, а не сразу несколько. Такие иридиевые образцы для турбомотора, к примеру, будут просто находкой, поскольку искрообразование в них в несколько раз более стабильно. Также отмечается более устойчивая работа двигателя на холостых оборотах, топливная смесь воспламеняется более быстро, да и сама свеча служит несколько дольше. Самой последней новинкой на рынке является «модель», полностью лишенная боковых электродов - вместо них имеются дополнительные «выступы» на изоляторе. Такая конструкция является наиболее перспективной, поскольку образует «гуляющую» искру, что обеспечивает практически гарантированное воспламенение топливной смеси в любых условиях.

Иридиевая свеча - стоит ли переплачивать за «драгметалл»

Несмотря на то, что вопрос какие свечи лучше платиновые или иридиевые, каждый решает сам для себя, особых отличий между ними, все же не существует. К тому же, многие производители совмещают в своей продукции полезные свойства этих металлов.

К примеру, выпускаются свечи зажигания, имеющие центральный электрод из иридия, а на боковом электроде присутствует напайка из платины. На практике это позволяет максимальным образом увеличить ресурс, и получить более стабильную искру. Это особенно важно в том случае, если автомобиль переведен на газ. Известно, что газово-воздушная смесь воспламеняется намного хуже бензиновой, к тому же ей требуется более высокая температура. В таких двигателях зазор на иридиевых свечах зажигания, который тщательно выверяется на завод особенно важно сохранить нетронутым.

Владельцы мощных или спортивных автомобилей также часто задаются вопросом какие свечи зажигания лучше - иридиевые или платиновые. Здесь однозначного ответа быть не может. Для подобных авто лучшим вариантом будет образец, боковой электрод которой выполнен в виде конуса, часто с дополнительной насечкой внутри. Это в определенной степени повышает стабильность искры, и увеличивает ее температуру, что благотворно влияет на характеристики двигателя. На видео ниже наглядно видно, как иридиевые образцы улучшили работу самого простого двигателя на отечественном автомобиле:

Еще одним вопросом, который достаточно сильно волнует автомобилистов, это вопрос как почистить иридиевые свечи зажигания. Вообще, при нормально работающем двигателе они очищаются сами, да и обильного нагара на них не скапливается. Если же подобная проблема все же существует, следует искать причину в самом авто, а не чистить свечи, тем более современные - существует высокая вероятность испортить их. По большому счету, если чем и отличаются иридиевые свечи от обычных, то это их совершенно «беспроблемная» эксплуатация, и за весь отпущенный на их век пробег, в каком-либо обслуживании они не нуждаются.

Стоит ли устанавливать иридиевые свечи на старые автомобили

Стоит ли ставить иридиевые образцы на старые автомобили, которые прошли не одну сотню тысяч или все же лучше обойтись более бюджетным вариантом - непростой вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа. Вопрос здесь, прежде всего, в экономической обоснованности. На новых инжекторных моделях, дорогостоящие иридиевые варианты окупаются достаточно быстро. Происходит это не только за счет улучшения технических характеристик двигателя, но и благодаря снижению расходов на обслуживание, а также существенному уменьшению расхода топлива - при этом такие свечи достаточно быстро окупаются.

Старый карбюраторный автомобиль, вне зависимости от того, установлены в нем свечи иридиевые или обычные «лучше ездить» не станет, да и на бензине существенной экономии не получится. Тем не менее, несомненно улучшится и станет более стабильной работа системы зажигания, облегчится пуск двигателя в морозы, двигатель перестанет бурно реагировать на некачественный бензин. Имеет значение и обслуживание авто, особенно того, которое работает на сжиженном газе. Таким образом, установка современных свечей зажигания способно существенно повысить комфорт при эксплуатации авто, но вот сэкономить на остальном вряд ли получится.

Иридиевые свечи зажигание - относительно новый и мало распространенный товар, в этой статье подробно расскажем про технологию изготовления и все плюсы использования.


Свечи зажигания за все время существования принципиально ничем не отличаются от самых первых образцов, современные производители работают над улучшением технических характеристик, а не над принципом работы. Все производители стараются увеличить срок службы, улучшить надежность искры и добиться более полного сгорания топливной смеси. Поэтому, каждое новое поколение свечей увеличивает экономию топлива, снижает выброс вредных веществ в атмосферу и увеличивается срок службы.

Чем иридиевые свечи лучше обычных

При проведении тестов становится понятным, что свечи с содержанием иридия более предпочтительны для использования. Это не маркетинговый ход, данные свечи действительно разрабатывались для улучшения производительности. Но в некоторых случаях, особенного улучшения можно и не добиться, но со временем все положительные моменты прояснятся.

Для улучшения эффективности поджигания топливной смеси, необходимо уменьшить площадь электрода, использование иридия позволило уменьшить диаметр электрода до 0,4 миллиметра. Стандартные свечи имеют медный электрод с диаметром около 0,8 миллиметров, что примерно в 2,5 раза уменьшает пределы воспламеняемости в сравнении с иридиевыми свечами. Также, уменьшенный диаметр электрода снижает требования к стабильности и уровню напряжения.

По проведенным тестам, качество искры при холостом ходе значительно снижается из-за нестабильного напряжения от генератора. Иридиевые свечи менее требовательны к качеству напряжения, что позволяет качественнее сохранять стабильность холостого хода.

История иридиевых свечей

Впервые на рынке автомобильных запчастей иридиевые свечи появились в 1994 году. На тот момент непонятную новинку от компании NGK только пробовали в деле, и мало кто знал о достоинствах. Новинка среди свечей пришла как альтернатива свечам с содержанием платины. В сравнении с платиновыми сплавами, температура плавления значительно повышенна и улучшена сопротивляемость агрессивной среде. Используя полезные свойства иридия, NGK разработали новые свечи, в которых применялась тонкая проволока с наконечниками из иридиевого сплава.

Что такое иридий

Иридий это элемент из платиновой подгруппы, является одним из самых твердых металлических материалов. Также, редкий металл кроме чрезвычайной твердости и стойкости к коррозии имеет высокую температуру плавления (около 2450 градусов по Цельсию), что делает его эффективным при использовании для систем зажигания.


Примерно с 90х годов, иридий и его сплавы активно используют для промышленных систем воспламенения. Но чистый иридий является хрупким материалом поэтому в производстве применяются только сплавы металлов для комбинации лучших свойств.

Стоимость производства

На сегодняшний день, иридиевые свечи более популярны платиновым, это объясняется ценой на данные элементы. Иридий реже встречается в природе, но его стоимость зависит от спроса на рынке, в чем он значительно проигрывает платине. Почти половина всей добытой платины идет на изготовление ювелирных изделий, в то время как, только 20% иридия идет на изготовление свечей зажигания. На производство каждой свечи уходит минимальное количество материала, из иридия изготовлен только наконечники на электродах, что позволяет уменьшить износ от постоянных электрических разрядов. Но для нужд производителей машин и автовладельцев необходимо выпускать миллионы единиц свечей.

Особенности иридиевых свечей

Главной особенностью производства технологической новинки заключается в точечной лазерной сварке наконечников. Иридий очень стойкий и прочный материал, имеющий высокую степень проводимости, что позволяет использовать более тонкие электроды в сравнении с обычными медными наконечниками для улучшения поджога топливной смеси, при этом увеличивая срок службы свечей.
Благодаря сверхтонкому электроду, электрический заряд получается более концентрированный, что значительно уменьшает пороговое значение напряжения для образования искры, что в свою очередь повышает эффективность сгорания в любых условиях работы двигателя. Мотор начинает работать стабильнее и увеличивается крутящий момент. А выносливость иридиевого сплава уменьшает выработку на электродах, сохраняя промежуток между электродами, стабильность и однородность искры.


Стоит отметить, несколько важных моментов:

  • - Наконечники электродов из дорогостоящего материала помогают добиться высокой надежности свечи и стабильность искры на протяжении всего срока службы.

  • - Высокая температура плавления иридия, позволяет его использовать в двигателях с большой производительностью и высокой нагрузкой на систему зажигания.

  • - Материал на основе иридия отличается высокой антикоррозийностью и стойкостью к агрессивной среде.

  • - Сравнивая со стандартными свечами зажигания, иридиевые свечи повышают производительность мотора до 8 процентов.

  • - Также, отмечается большая экономичность топлива на 6%

Некоторые минусы использования свечей зажигания с содержанием иридия

Существует два главных недостатка использования таких свече. Первый из них, и самый спорный, заключается в дороговизне комплекта иридиевых свечей. Стоимость такой свечи может составить от 500р за одну штуку, но это вполне компенсируется продолжительностью срока службы.

Второй недостаток, заключается в том, что максимальная эффективность свечей проявляется на современных производительных двигателях. Установка на слабые атмосферные моторы может не дать положительных результатов, кроме срока службы. Из этого следует, что установка на старые автомобили или машины со слабым мотором не позволит использовать все преимущества.

Срок службы и обслуживание

Как и в первые годы производства, обслуживание и срок службы принципиально не изменились. Срок службы может составить более 160 тысяч километров при использовании в большинстве силовых агрегатов. Но стоит отметить. Производители советуют производить замену свечей гораздо чаще. На работоспособность может повлиять исправность двигателя и качество используемого топлива. Также, стабильную и одинаковую работу двигателя могут обеспечить свечи с разными формами наконечников, но для замены свечей, необходимо подобрать одинаковый тип изделий.

На сегодняшний день, использования иридиевых сплавов в технологических новинках систем зажигания, является последним словом в технологиях свечей. Выгода при использовании дорогих, но качественных свечей очевидна. Покупая иридиевый набор, Вы обеспечите стабильную работу автомобиля минимум на сотню тысяч километров.

(СЗ) являются важным расходным материалом для двигателей внутреннего сгорания. Для бесперебойной работы ДВС их приходится регулярно менять по мере износа. На автомобильном рынке широкий выбор свечей и производителей. В статье рассматриваются иридиевые свечи зажигания: основные свойства, преимущества и недостатки, приводятся аргументы в пользу иридиевых устройств.

[ Скрыть ]

Описание иридиевых СЗ

Принцип работы и конструкция СЗ мало в чем изменились по сравнению с теми, что были выпущены 50 лет назад. Ранее на рынке был небольшой выбор СЗ. Платиновые изделия появились не так давно, но их качество оставляло желать лучшего.

Производители работали над тем, чтобы улучшить три основных характеристики свечей:

  • надежность искрообразования;
  • качество сгорания топливно-воздушной смеси;
  • увеличение срока службы.

В результате экономится горючее, выхлопные газы становятся чище, увеличивается период между заменами СЗ.

Основные свойства

Первой компанией, которая стала использовать иридий, улучшив благодаря этому качество СЗ, стала японская компания NGK. Причиной, по которой был выбран иридий, стало то, что этот металл имеет очень высокую температуру плавления, превышающую даже платину. Кроме того, у него высокая устойчивость к коррозионным процессам.

Повысить надежность образования искры можно повысить за счет увеличения зазора между электродами или уменьшения диаметра центрального электрода благодаря применению для его изготовления химически стойких благородных и тугоплавких металлов. Если увеличивать зазор, появляется необходимость в увеличении напряжения для искрообразования. При использовании благородных металлов увеличивается стоимость СЗ. Производители пошли по обоим путям.

С 80-х годов иридий в виде сплава стали использовать для производства воспламенителей. Из-за хрупкости и низкой электропроводности иридий не применяется в чистом виде. В сплавах проявляются лучшие его свойства. Электроды из иридия изготавливаются путем лазерной сварки. Сплав из иридия — хороший проводник, поэтому появилась возможность уменьшить диаметр центрального электрода.

Благодаря маленькому диаметру наконечника для образования искры не нужно высокое напряжение, заряд концентрируется на минимальной площади. Поэтому качественное воспламенение гарантировано при любом режиме движения, а топливо будет полностью сгорать. Увеличивается мощность двигателя, он работает ровно без сбоев, что позволяет быстро набирать скорость. Иридий сохраняет постоянный зазор между электродами, обеспечивая сохранность искры и исключая проблем с запуском силового агрегата.

Можно выделить следующие основные свойства:

  • высокая температура плавления сплавов из иридия дает возможность использовать эти изделия для высокотехнологичных двигателей;
  • иридиевые наконечники минимального диаметра имеют высокую прочность, что является гарантией постоянной искры для воспламенения ТВС и запуска мотора в любую погоду;
  • никелевое покрытие устройств повышает антикоррозийные и антиблокировочные свойства;
  • напряжение поступает на тонкий наконечник, поэтому для искрообразования не нужно больших значений;
  • иридиевые СЗ имею хорошую эффективность при сгорании топлива;
  • продолжительный срок службы благодаря высокой температуре плавления иридия.

Стоит ли платить больше?

Если говорить о преимуществах таких свечей зажигания, то отзывы потребителей говорят сами за себя. Стабильная работа двигателя при любых нагрузках и в широком диапазоне, экономия горючего – это плюсы, которые получает автолюбитель при их использовании. Кто попробовал их поставить, остались довольны, так как убедились в их качестве и долговечности. Правда, это больше ощущается, если изделия устанавливаются на автомобиль с небольшим пробегом, иначе они быстро износятся и не успеют проявить свои преимущества.

Если модель автомобиля позволяет использование подобных устройств, то их стоит установить. Кроме снижения расхода топлива, сокращается количество посещений сервиса для замены СЗ. Высокая стоимость оправдывается длительностью эксплуатации. При этом свече не подведут даже в самый сильный мороз. По отзывам потребителей, покупка иридиевых свечей – выгодное капиталовложение.

Если бережно эксплуатировать автомобиль и заливать качественное топливо, то иридиевые устройства быстро окупят себя.

Иридиевые свечи vs платиновые: какие лучше?

Если потребитель решил приобрести дорогие свечи, то у него закономерно возникает вопрос: – платиновые или иридиевые. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить свойства обоих СЗ.

Платиновые устройства обладают долговечностью, устойчивы к коррозии и перепадам температур.

Электрод с наконечником из платины не сгорит. Естественно, такие свечи дольше служат, чем классические. Они идеально подходят для двигателей с механическим или турбокомпрессором. Долгий срок службы позволяет забыть о ремонте.

Платиновые свечи зажигания имеют следующие достоинства:

  • сильная искра;
  • срок эксплуатации до 150 тысяч километров;
  • рабочие характеристики сохраняются длительный срок, так как остается неизменным промежуток между электродами;
  • снижается расход горючего.

Иридиевые СЗ созданы с применением инновационных технологий. Электрод имеет минимальный диаметр 3 мм, а наконечник имеет высокотехнологичное покрытие. Благодаря изделиям с иридиевым сплавом автомобиль будет работать в полную мощность. Для искрообразования требуется минимальное напряжение, так как электрод имеет маленький диаметр.

Температура плавления иридия выше, чем у платины. По сравнению с аналогами иридиевые сплавы имеют повышенные прочностные и износостойкие характеристики. Свечи работают стабильно при любых нагрузках.

Иридиевые устройства «Денсо» при многократном тестировании показали отличные результаты. Анализировался сплав на электроде. Оказалось, что технические присадки, входящие в состав сплава, повышают устойчивость изделий к процессам окисления. Сплав иридия и родия увеличивает функциональные возможности. Иридиево-родиевые СЗ запатентованы, поэтому их трудно подделать (автор видео — Ярослав Немой).

Преимущества и недостатки иридиевых изделий

Иридиевые СЗ характеристиками во многом превосходят классические изделия.

Они повышают продуктивность двигателя, имеют продолжительный срок службы, поэтому проявляют свои преимущества с течением времени:

  1. Высокая эффективность работы СЗ. Благодаря маленькой площади контактной части, расположенной электродом и ядром искры, возрастают показатели запала. Уменьшение площади дало возможность повысить эффективность запала на 60%. Устройства с иридиевым сплавом воспламеняются в два раза сильнее. Искра имеет большую площадь для расширения, так как на наконечнике небольшое количество сплава. Поэтому искра образуется при меньшем напряжении.
  2. Бесперебойная работа двигателя на холостом ходу. При холостом режиме часто появляются проблемы с работой СЗ, так как в этом режиме в камеру сгорания поступает меньше горючего. Но иридиевые устройства отлично справляются со своими функциями, благодаря присущим им характеристикам: хорошей воспламеняемости ТВС и возможности искрообразования при минимальном напряжении. Двигатель благодаря иридиевым СЗ работает более плавно в холостом режиме.
  3. Топливо сгорает лучше, что увеличивает продуктивность силового агрегата. По сравнению с классическими СЗ продуктивность увеличивается на 10%.
  4. Уменьшается расход топлива. При стабильной работе двигателя экономится до 7% горючего. Эти цифры установлены опытным путем.
  5. Снижается содержание токсинов в выхлопных газах. Это достигается за счет качественного сгорания топлива.
  6. Запуск двигателя происходит быстрее и проще даже в сложных эксплуатационных условиях.
  7. Благодаря тугоплавкости иридия значительно увеличивается срок эксплуатации изделий.

Эксплуатационные характеристики иридиевых свечей повышаются за счет тонкого наконечника и лазерного напыления на центральном электроде.

Есть у иридиевых устройств и минусы:

  1. Самый большой недостаток – высокая стоимость. Эти свечи намного дороже классических, но продолжительный срок службы иридиевых свечей перекрывает этот недостаток.
  2. Применение зависит от модели автомобиля. Для устаревших марок они не подходят. Их можно устанавливать на современные высокотехнологичные марки авто. При покупке иридиевых свечей зажигания нужно осуществлять подбор по автомобилю. При использовании на маломощных двигателях, стоимость СЗ может не окупиться.
    Не стоит устанавливать иридиевые свечи на машины с большим пробегом, так как они быстро износятся. В результате эксплуатационные показатели резко ухудшаются. Хотя срок они изнашиваются медленнее, чем классические.
  3. Если иридиевые свечи почистить, они теряют свои эксплуатационные характеристики, хотя двигатель некоторое время еще будет на них работать.

Других недостатков у свечей нет.

Цена вопроса

Иридиевые СЗ проигрывают по стоимости. Стоимость классических свечей составляет от 100 до 150 рублей за штуку. Иридиевые устройства стоят от 200 до 700 рублей. Таким образом, комплект иридиевых свечей можно купить примерно за 2000 рублей. Но следует учесть, что эти устройства окупят себя через 4 месяца за счет экономии бензина.

Срока их службы хватает на весь срок эксплуатации автотранспорта. Катализатор прослужит дольше, так как выхлопные газы имеют низкую токсичность. Иридиевые СЗ могут стабильно работать на топливе любого качества.

1. Классическая СЗ NGK (цена - 100 руб. за шт.) 2. Иридиевые свечи NGK (цена - от 700 руб. за шт.)

Инновация в сфере автомобильной техники - вот как можно описать материал иридий. Свечи зажигания из данного материала составили достойную конкуренцию платиновым. Заменив классический набор свечей зажигания на иридиевый, можно значительно повысить продуктивность транспортного средства. Большинство водителей отдают предпочтение именно этим свечам зажигания, так как они более долговечные, прочные и продлевают срок службы автомобилей.

Что такое иридий?

Иридий - это очень твёрдый металлический элемент. Считается, что этот материал образовался на нашей планете из-за метеоритных дождей много лет назад. Именно из-за того, что данный металл обладает высокой твёрдостью, его используют как электродный материал для изготовления свечей зажигания. Второе его важное свойство - плавление при температуре около 2 800°С.

Очень надёжные, имеют длительный срок эксплуатации и стойкие к перепадам температур - всё это иридиевые свечи зажигания. Отзывы владельцев авто с "начинкой"из данного металла подтверждают этот факт на тематических форумах.

Начиная с 80-х годов прошлого века этот материал начал активно использоваться как сплав для воспламенителей в промышленном производстве. Из-за хрупкости и низкой электропроводимости с этим металлом не работают в чистом виде. Только в сплавах иридий показывает свои наилучшие свойства.

Свойства

Новые свечи зажигания изготавливаются методом лазерной сварки электродов из иридия. Как уже упоминалось, сплав из данного металла - лучший проводник, а поэтому из его электродов можно изготовить наконечники с более тонким диаметром чем, например, из меди и платины.

Из-за того, что диаметр наконечника такой маленький, возникающий электрический заряд проявляет невысокое напряжения для эффективного перехода искрового промежутка. Таким образом, сгорание улучшается при любом режиме вождения. Мотор работает более плавно, и, как следствие, автомобиль быстрее набирает скорость. За счёт этого материала сохраняется постоянный промежуток между электродами, что обеспечивает сохранение искры.

Прочные, эффективные, лучшие проводники - всё это иридиевые свечи зажигания. Срок службы при этом не снижается.

Можно выделить основные свойства устройств:

  • Тончайшие иридиевые наконечники очень прочные и гарантируют постоянную искру.
  • Температура плавления сплавов из данного металла очень высокая, а поэтому устройства из этого материала - самые подходящие для высокотехнологичных моторов.
  • Устройства имеют глубокое никелевое покрытие, благодаря чему улучшаются их антикоррозийные и антиблокировочные качества.
  • Разница потенциала сосредоточена в тонком наконечнике, а поэтому для проявления искры требуется меньше напряжения.
  • Иридиевые устройства имеют высокое ускорение и отличную топливную эффективность.

Зазор

Было проведено испытание на определение стандартного искрового зазора в карбюраторном и впрыскивающем моторах, которые отличаются только напряжением во вторичной цепи системы зажигания: карбюраторный мотор - в пределах 18 кВ, впрыскивающий - около 25 кВ.

За основу был взят искровой промежуток - от 0,5 мм до 1,5 мм для карбюраторного мотора и 0,7 - 1,5 мм для впрыскивающего. Были проведены испытания, на основе которых выявили воздействие размера искрового зазора на мощность авто и растрату топлива. В данном случае отличие в поведении двигателей могут внести свечи зажигания.

В результате испытаний были выявлены размеры искровых промежутков, изменение которых значительно ухудшало работу мотора. В отличие от классических, зазор на иридиевых свечах зажигания увеличился в пределах 0,8 мм для карбюраторного мотора и 1 мм для впрыскивающего. А всё потому, что электрод с малым диаметром увеличивает силу электрического заряда в искровом промежутке, а поэтому увеличение напряжения пробоя допустимо.

Иридиевые свечи с малым электродом гораздо чувствительнее к изменению искрового промежутка, чем классические. Это и есть одно из самых главных преимуществ данных устройств. А все потому, что во время изнашивания электродов любого типа промежуток увеличивается и, как следствие, свойства двигателя ухудшаются. Но в случае с иридиевыми устройствами всё по-другому: показатель теплового разрушения электродов минимальный и характеристики двигателя не зависят от величины зазора.

Плюсы

Устройства из данного металла по своим свойствам одерживают победу над классическими. Свечи зажигания иридиевые улучшают продуктивность мотора, они очень долговечные. А поэтому главные их плюсы проявляются по истечении времени:

  • Продуктивность запала возрастает. Из-за маленького диаметра электрода (предельный диаметр - 0,3 мм) показатели запала возрастают, а все потому, что контакт между электродом и пламенем достаточно маленьких размеров. А, к примеру, устройства из меди имеют искровой зазор 0,9 мм, исходя из этого, иридиевые устройства воспламеняются в 2 раза сильнее. У искры появляется большая площадь для расширения, так как на наконечнике находится маленькое количество сплава. Благодаря этому свойству авто быстрее запускается при меньшем напряжении.
  • Отличный показатель работы двигателя в холостом режиме. Запал мотора достаточно плохо работает в холостом режиме. Однако иридиевые наборы достаточно быстро воспламеняются даже при минимальном напряжении. А поэтому мотор работает хорошо даже в холостом режиме. В отличие от стандартных пробок, иридиевые заставляют мотор работать более плавно и в холостом режиме. Показатели сгорания данных устройств гораздо выше, а поэтому увеличивается количество оборотов за 1 минуту.
  • Продуктивность мотора повышается. Иридиевые свечи зажигания в отличие от классических повышают продуктивность мотора до 10%.
  • Экономия топлива. С помощью подобных элементов системы зажигания экономия топлива возрастает на 6 -10%.

Ультратонкая конструкция наконечника и лазерное напыление на центральном (в некоторых моделях на боковых) электроде улучшают рабочие показатели иридиевых изделий.

Минусы

Свечи зажигания иридиевые имеют высокую цену. И это, пожалуй, главный их недостаток. Они гораздо дороже классических наборов, но длительный срок эксплуатации компенсирует этот недостаток.

Также всё зависит от марки авто и функциональности, то есть для старых моделей они не подходят. Иридиевые устройства уместны только на современных и высокотехнологичных марках автомобилей. Они применяются для высокоэффективных двигателей, а для стандартных моделей подойдут и классические устройства. Если использовать такие элементы в транспортных средствах с мотором малой мощности, то их стоимость, скорее всего, не окупится.

Иридиевые устройства не подойдут для автомобилей (даже если это новая модель) с большим пробегом. Если вы установите свечи из этого материала в авто с большим пробегом, они быстро износятся. Как следствие, рабочие показатели транспортного средства резко ухудшатся. Хотя - в отличие от классических - иридиевые изделия изнашиваются гораздо позже.

После чистки свечи из этого металла она неизбежно потеряет свою функциональность, но мотор ещё некоторое время поработает.

Других недостатков за иридиевыми свечами не замечено.

Иридиевые устройства фирмы "НЖК"

Иридиевые свечи зажигания NGK изготовлены в результате сотрудничества японских и французских мастеров.

Классические элементы имеют электрод из меди и резистор. Их размер колеблется от 15 мм до 20 мм. Они подходят для мотора на ВАЗ.

Устройства серии v-line фирмы "НЖК" имеют наконечник с v-образным просеканием. Именно из-за такой формы наконечника пламя увеличивается. А всё потому, что конструкция свечи позволяет искре перепрыгивать с центрального на боковой электроды, за счёт чего ядро увеличивается. Именно в этом месте сосредоточено большое количество смеси из топлива и воздуха, а поэтому поджиг стабильный.

Иридиевые свечи зажигания на ВАЗ изготовлены способом лазерного напыления данного металла на наконечник электрода. Именно благодаря этому методу удалось получить такой маленький диаметр наконечника (около 0,4 мм). Такая оптимизация способствовала повышению показателей искрообразования и самостоятельного очищения. Также не стоит забывать, что иридиевые устройства имеют более длительный срок эксплуатации. Однако цена их достаточно высокая.

Свечи "Денсо"

Свечи зажигания иридиевые "Денсо" оснащены электродом с уникальным сплавом. Как уже упоминалось, данный материал отличается прочностью, высокими антикоррозийными свойствами и долговечностью. Кроме того, что эти устройства значительно понижают уровень шума, с их помощью экономится бензин, они гладко работают даже в условиях повышенной нагрузки. Элементы зажигания из данного металла используются даже для гоночных автомобилей, так как с их помощью двигатель работает более стабильно, и автомобиль разгоняется за доли секунды.

Иридиевые свечи зажигания на "Приору" устанавливают для повышения качества работы мотора. С их помощью двигатель запускается быстрее, исчезает детонация, мотор становится практически бесшумным. Кроме того, расход топлива значительно снижается.

Иридий или платина?

Часто возникает вопрос: «Платиновые или иридиевые свечи зажигания покупать?» Для того чтобы дать ответ, нужно рассмотреть их поближе.

Устройства из платины весьма долговечны. Этот материал имеет высокие антикоррозийные свойства и устойчив к перепадам температур. Такой наконечник не позволяет электроду сгореть. Безусловно, срок эксплуатации таких свечей более длительный, нежели у классических. Платиновые свечи идеальны для моторов, которые имеют механический или турбокомпрессор.

С помощью данной инновации можно практически забыть, что такое ремонт. Свечи сохраняют свои свойства достаточно длительный срок. Платиновые наборы имеют массу плюсов:

  • Срок эксплуатации до 150 000 км пробега.
  • Сильная искра зажигания.
  • Искровой промежуток не изменяется, а поэтому их рабочий показатель сохраняется надолго.
  • Снижается расход бензина.

Иридиевые элементы системы зажигания - это инновация автомобильной технологии. Электрод имеет очень маленький диаметр (0,3 мм), а наконечник покрыт высокотехнологичным материалом. С помощью иридиевых устройств авто будет работать на полную мощность. Электрод имеет маленький размер, что способствует более стабильному искрообразованию при минимальном напряжении. Данный металл выдерживает гораздо более высокие температуры, чем платина. В отличие от всех аналогов, иридий имеет самые высокие показатели прочности и износостойкости. Независимо от степени нагрузки свечи работают стабильно.

Свечи зажигания "Денсо" многократно проходили тестирование, где показывали самые лучшие результаты. К примеру, тщательно исследовался сплав на электроде. Технические присадки, обнаруженные в сплаве, повышают стойкость иридиевых устройств к окислительным процессам. А инновационный сплав элементов из данного металла с родием имеют ещё больше функциональных возможностей. Кроме того, новое поколение иридиево-родиевых устройств имеет патент, поэтому их почти невозможно подделать.

Чистка

Если транспортное средство внезапно вышло из строя, нужно проверить свечи зажигания. Если при проверке элементов системы зажигания вы заметили нагар, то их можно очистить самостоятельно. Как почистить иридиевые свечи зажигания? Нужно просто не отклоняться от правил.

Методы очистки в домашних условиях:

  1. Вручную с помощью наждачной бумаги, щётки по металлу, жёсткой волосяной или капроновой. Этот метод действует только в том случае, если нагар незначительный. В случае заливания устройств вначале нужно их подсушить, а затем очистить.
  2. Можно разогреть иридиевое устройство, пока оно не покраснеет. Но этот способ достаточно агрессивный, так как высокая температура разрушает керамическую изоляцию данных устройств. А поэтому она вам прослужит не более 8 000 км. После разогрева нагар и остаточную смесь можно очистить щёткой по металлу.
  3. Также устройства из этого металла можно очистить с помощью бытовой химии. Для этого нужно налить в таз средство для мытья посуды и окунуть в него свечу зажигания. Через 12 минут нагар станет мягким, его можно будет смыть даже губкой. Причём опускать свечу нужно контактной стороной вниз и окунуть наполовину.

После подобной процедуры иридиевые устройства не смогут функционировать на все 100%, однако мотор ещё поработает.

Очищение таких изделий с помощью моющего средства - это один из самых эффективных способов очистки. С помощью этого метода можно восстановить полноценное функционирование искрового промежутка. Всё что нужно - оставить устройство в растворе на 24 часа, очистить электроды, межискровой промежуток и установить всё на место.

Но лидером очистки иридиевых свечей является метод пескоструйной обработки. Пескоструйка - это специальный агрегат, с помощью которого можно очистить поверхность металла, камня песком или другим специальным порошком, распыляемым потоком воздуха. Для того чтобы качественно очистить изделия от нагара, нужно разогнуть боковые электроды. Кроме того, свечу нужно постоянно переворачивать для более эффективной очистки.

Для того чтобы проблема возникла как можно позже, просто используйте качественное топливо. Высококачественные, прочные, износостойкие и экономные - всё это свечи зажигания иридиевые. Фото ниже показывает, как должно выглядеть новое устройство и то, которое загрязнено нагаром.

Стоимость

Для сравнения - классическая свеча зажигания стоит от 100 до 150 рублей, а иридиевая - от 200 до 650 рублей. Так что полный набор таких элементов системы зажигания обойдётся примерно в 2 000 рублей. Однако нужно помнить то, что подобные устройства компенсируют собственную высокую стоимость уже по истечении 4 месяцев, так как они снижают расход бензина. Срок их службы чаще всего растягивается на весь период использования транспортного средства. Кроме того, значительно снижается токсичность выхлопных газов, а катализатор прослужит дольше.

Иридиевые устройства могут работать на любом топливе, но настоятельно рекомендуется использовать именно качественное, под № 95.

Наиболее популярными устройствами из данного металла являются свечи фирмы "НЖК" и "Денсо".

Свечи зажигания "НЖК" иридиевые будут стоить максимум 2 800 рублей. Эти устройства имеют целый список плюсов:

  • Срок эксплуатации около 150 000 км пробега.
  • Эффективное зажигание при низком напряжении.
  • Высокие рабочие показатели;.
  • Мощность повышается на 5%;.
  • Экономия топлива повышается на 8%.
  • Снижается уровень токсичности выхлопной системы.
  • Плавный запуск мотора даже при низких температурах.

Иридиевые свечи зажигания Denso будут стоить максимум 3 000 рублей. Главные свойства устройств данной марки:

  • Электроды с высококачественным сплавом.
  • Пониженный уровень токсичности;.
  • Стабильная работа мотора даже при сильных нагрузках.
  • Долговечность, прочность, износостойкость.
  • Качество компенсирует высокую стоимость.