Может ли городе ударить молнией. Как уберечься от молнии: советы спасателей. Рой Кливленд Салливан

При образовании в любой точке горизонта грозового фронта мощных кучево-дождевых, башнеобразных туч следует внимательно наблюдать за развитием облачности. При этом надо помнить, что ветер не дает правильного представлении о направлении движения грозы. Грозы часто идут против ветра!

Расстояние до приближающейся грозы можно определить, посчитав секунды, разделяющие вспышку молнии и звук первого раската грома:

  • секундная пауза означает, что гроза на расстоянии 300-400 м,
  • трехсекундная - 1 км,
  • четырехсекундная - 1,3 км и т.д.

Гроза относится к одному из самых опасных для человека природных явлений . Мгновенный удар молнии может вызвать паралич, глубокую потерю сознания, остановку дыхания и сердца. При поражении молнией на теле пораженного остаются специфические ожоги в виде красноватых полос и ожогов с пузырями. Чтобы не пострадать от попадания молнии, необходимо знать и соблюдать некоторые правила поведения во время грозы.

Что такое молния

Молния - это электрический разряд высокого напряжения , огромной силы тока, высокой мощности и очень высокой температуры, возникающий в природе. Электрические разряды, возникающие между кучевыми облаками или между облаком и землёй, сопровождаются громом, ливневым дождём, зачастую градом и шквальным ветром. Разновидностей молний существует много. В средней полосе самые распространённые - линейная и шаровая молнии. Они отличаются по внешнему виду, но одинаково опасны для человека.

Что делать во время грозы

Летние грозы - явление обычное, но не каждый знает, как обезопасить себя во время грозы, что делать, чтобы не быть пораженным молнией .

Сотрудники МЧС России по Московской области дают ряд простых советов, что делать во время грозы:

  • Во-первых, во время грозы стоит избегать открытой местности . Молния, как известно, бьет в самую высокую точку, одинокий человек в поле - это и есть та самая точка. Если Вы по какой-то причине остались в поле один на один с грозой, спрячьтесь в любом возможном углублении: канавке, ложбинке или самом низком месте поля, сядьте на корточки и пригните голову, советуют спасатели.
  • Во-вторых, во время грозы избегайте воды , так как она отличный проводник тока. Удар молнии распространяется вокруг водоема в радиусе 100 метров. Нередко она бьет в берега. Поэтому во время грозы необходимо подальше отойти от берега, нельзя купаться и ловить рыбу.
  • Очень опасно во время грозы разговаривать по мобильному телефону . Лучше всего во время грозы мобильники выключать. Были случаи, когда входящий звонок становился причиной попадания молнии.
  • При грозе желательно избавиться от металлических предметов . Часы, цепочки и даже раскрытый над головой зонтик - потенциальные цели удара. Известны случаи удара молнии по находящейся в кармане связке ключей.

Чтобы не ударила молния, если вы в лесу

Молния в лесу практически никогда не бьет в землю, за исключением полян, ибо деревья являются естественными громоотводами, причем вероятность попадания молнии в конкретное дерево прямо пропорциональна его высоте. Поэтому держитесь подальше от высоких деревьев. Самый грамотный вариант - усесться между низкорослыми деревьями с густыми кронами. При этом определите приблизительно высоту выбранных вами деревьев и постарайтесь размещаться от них на расстоянии, не превышающем эту высоту. Допустим, высота деревьев примерно 4-5 метров, соответственно, размещаться между ними надо так, чтобы до каждого из деревьев было не менее 4-5 метров. Это называется «конус защиты». Сидеть лучше в так называемой «позе эмбриона» — спина согнута, голова опущена на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединены вместе.

  1. Что чаще всего молния ударяет в дубы, тополя, вязы.
  2. Реже молния ударяет в ель, сосну.
  3. Совсем редко молния ударяет в березы, клены.

Во время грозы в лесу нельзя: выбирать убежище под высокими деревьями или у деревьев, ранее пораженных грозой, расщепленных (обилие пораженных молнией деревьев свидетельствует, что грунт на данном участке имеет высокую электропроводность, и удар молнии в этот участок местности весьма вероятен), нельзя ставить палатки на открытом месте, сидеть у горящего костра (дым - хороший проводник электричества).

Чтобы не ударила молния, если вы в поле

При первых признаках приближающейся грозы надо: как можно быстрее переместиться в сторону надежного ближайшего укрытия (лес, деревня), удаляясь одновременно от отдельно стоящих деревьев или рощ. Если отдельно стоящее дерево расположено на вашем пути к деревне, не стоит идти туда. Приоритетной задачей является удаление от возможных зон попадания разряда. Отдаляться надо не менее чем на 150-200 м. С началом грозы, если вы так и не добежали до укрытия: необходимо присесть как можно ниже, а когда гроза подойдет совсем близко - лечь на землю. И тихо, смиренно, неподвижно лежать. При этом следует помнить, что песчаная и каменная почвы безопаснее, чем глинистая. И не спешите двигаться с места, когда гроза начнет уходить, - переждите 20-30 минут после того, как ударила последняя молния.

Во время грозы в поле нельзя: перемещаться, в особенности идти, распрямившись; прятаться в стога сена, под одиноко стоящие деревья или островки деревьев, тем более прикасаться к ним руками и прочими частями тела. Человеческая психология такова, что в большом и мощном он склонен видеть защиту. В грозу работает обратный закон: чем ты мельче, тем больше у тебя шансов не попасть под разряд. Поэтому деревья обходим подальше.

Чтобы не ударила молния, если вы у водоема

При приближении грозу немедленно покиньте водоем и уйдите как можно дальше от береговой линии. Человек, находящийся на плавсредстве, при приближении грозы должен немедленно пристать к берегу. Если это невозможно - осушить лодку, переодеться в сухую одежду, если есть, поднять защитный тент, подложить под себя спасательный жилет, сапоги, снаряжение и т.п. электроизолирующие предметы, накрыться полиэтиленом таким образом, чтобы дождевая вода стекала за борт, не внутрь плавсредства, но при этом полиэтилен не должен соприкасаться с водой!

Во время грозы у водоема нельзя: лезть в воду, укрываться в пойменных кустах и под деревьями.

Чтобы не ударила молния, если вы в горах

В горной местности при приближении грозы надо постараться спуститься с возвышенностей - хребтов, холмов, перевалов, вершин и т.п. Опасно находиться возле водотоков (расщелин, желобов и т.д.), так как во время грозы даже мелкие трещины, заполненные водой, становятся проводником для стекания электричества. Лучше всего остановиться возле высокого вертикального отвеса («пальца»). При этом высота отвеса должна быть, по меньшей мере, в 5-6 раз больше высоты человека, соответственно зона безопасности будет равна высоте отвеса, отмеренной в горизонтальной плоскости. Однако ближе чем на 2 м к стене приближаться нельзя. Можно укрываться в естественных нишах-пещерах в склоне, но также не ближе 2 м от стены. Металлические предметы - альпинистские крючья, ледорубы, кастрюли, собрать в рюкзак и спустить на веревке на 20-30 м ниже по склону.

Во время грозы в горах нельзя: прислоняться или прикасаться при передвижении или отдыхе к скалам, отвесным стенам, прятаться под скальными нависаниями.

Чтобы не ударила молния, если вы в машине

Машина достаточно хорошо защищает находящихся внутри людей, поскольку даже при ударе молнии разряд идет по поверхности металла. Поэтому если гроза застала вас в машине, закройте окна, отключите радиоприёмник, сотовый телефон и GPS-навигатор. Не следует дотрагиваться до ручек дверей и других металлических деталей.

Чтобы не ударила молния, если вы на мотоцикле

Велосипед и мотоцикл в отличие от машины от грозы вас не спасут. Необходимо слезть, уложить транспорт и отойти на расстояние примерно 30 м от него.

При нахождении во время грозы в дачном или садовом доме следует:

  • Закрыть двери и окна, исключить сквозняки.
  • Не топить печь, закрыть дымоход, поскольку выходящий из трубы дым обладает высокой электропроводностью и может притянуть к себе электрический разряд.
  • Выключить телевизор, радиоприёмник, электроприборы, отключить антенну.
  • Выключить средства связи: ноутбук, мобильный телефон.
  • Не следует находиться около окна или на чердаке, а также рядом с массивными металлическими предметами.

Если гроза застала на улице:

  • Не находиться на открытой местности, вблизи металлических сооружений, линий электропередач.
  • Не стоит прикасаться ко всему мокрому, железному, электрическому.
  • Снимите с себя все металлические украшения (цепочки, кольца, серьги), уберите в кожаную или полиэтиленовую сумку.
  • Не раскрывать над собой зонтик.
  • Ни в коем случае не искать убежища под большими деревьями.
  • Не желательно находиться у костра.
  • Не подходите к проволочным заборам.
  • Не выходите, чтобы снять белье, сохнущее на веревках, поскольку оно тоже проводит электричество.
  • Не ездить на велосипеде или мотоцикле.
  • Не купаться, отойти подальше от водоёма.
  • Очень опасно во время грозы разговаривать по мобильному телефону, его нужно отключить.
  • Гроза обычно бьёт в самую высокую точку на своём пути. Одинокий человек в поле - это и есть та самая высокая точка. Ещё страшнее оказаться в грозу на одиноком холме! Если Вы по какой-то причине остались в поле один на один с грозой, спрячьтесь в любом возможном углублении: канавке, ложбинке или самом низком месте поля, сядьте на корточки и пригните голову. Лежать на мокрой земле во время грозы не рекомендуется.
  • Никогда не пытайтесь укрыться под одиноко стоящим деревом.
  • Во время грозы не купайтесь, не ловите рыбу, не находитесь рядом с водоёмами.

Как спастись от шаровой молнии

Если в грозу вы находитесь дома или в каком-либо помещении, не стоит находиться рядом с батареями, окнами, электроприборами, антеннами, проводами и металлическими предметами. Надо закрыть окна, двери, дымоходы и вентиляционные отверстия, чтобы избежать сквозняков, которые привлекают шаровые молнии .

Шаровая молния выглядит как свободно плавающий по воздуху горизонтально или хаотично светящийся шар диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров. Шаровая молния может существовать от нескольких секунд до трёх десятков секунд. Она обладает большой разрушительной силой, вызывающей пожары, сильные ожоги и иногда смерть человека или животного. Возникает она непредсказуемо и также неожиданно пропадает. Проникает даже в закрытое помещение через выключатель, розетку, трубу, замочную скважину.

Помните, если вы стали очевидцем такого явления, как шаровая молния, постарайтесь не двигаться и не убегать от нее . Молнии привлекают двигающиеся, высокие, металлические и мокрые объекты. Если шаровая молния влетела в комнату, нужно медленно, затаив дыхание, покинуть комнату. Если это невозможно, нужно стоять, не шевелясь. Через 10-100 секунд она обойдёт вас и исчезнет. Шаровая молния может появиться, не нанеся вреда человеку или помещению, но может взорваться, возникающая при этом воздушная волна способна травмировать человека. Шаровая молния имеет температуру около 5000° С и может вызвать пожар.

Помощь пострадавшему от удара молнии

Для оказания первой помощи человеку, поражённому ударом молнии , его следует немедленно перенести в безопасное место. Прикосновение к пострадавшему не опасно, в его теле заряда не остаётся. Даже если кажется, что поражение смертельно, это может оказаться на самом деле не так.

Если пострадавший от молнии находится без сознания , уложите его на спину и поверните голову в сторону, чтобы язык не запал в дыхательные пути. Необходимо не останавливаясь ни на минуту, делать искусственное дыхание и массаж сердца до приезда медицинской помощи.

Если эти действия помогли, и человек проявляет признаки жизни, до приезда врачей дайте пострадавшему 2-3 таблетки анальгина, и положите на голову мокрую, холодную, свернутую в несколько слоев ткань. Если есть ожоги, их необходимо обильно полить водой, обожжённую одежду следует снять, а затем поражённое место прикрыть чистым перевязочным материалом. При перевозке поражённого в ближайшее лечебное учреждение, его необходимо обязательно уложить на носилки и постоянно контролировать его самочувствие.

При относительно лёгких поражениях от молнии дайте пострадавшему любое обезболивающее (анальгин, темпалгин и др.) и успокаивающее лекарство (настойка валерианы, корвалол и др.)

Фото Анна Фомичева

Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. «Лента.ру» разбиралась, насколько часто это происходит и чем это опасно для самолета.

В начале июня молния три самолета, находящихся на стоянке аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании «Аврора», летевшего из Харбина в Хабаровск, молния законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.

Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.

«Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост», - объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential.

По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.

«Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит», - рассказал «Ленте.ру» Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании «Победа», более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.

Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. «Но это ни на что не влияет, - уточняет пилот. - После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять».

Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея . Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.

Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях.

«Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер - пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют», - заверяет Хадда.

Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют.

Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.

Видео с бьющими в самолеты молниями набирают в интернете тысячи просмотров

Серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.

Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.

По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановила оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.

«В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, - вспоминает Патрик Смит, - Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: "Что это было?" - "Не знаю". - "Молния?" - "Может быть"».

Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.

Что происходит, когда молния попадает в самолет? August 21st, 2015

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Главная опасность во время грозы - молнии. Это мощные электрические разряды, которые обладают высоким напряжением, силой тока в сотни тысяч ампер и очень высокой температурой, до 25 тысяч градусов.

По виду молнии разделяются на линейные, жемчужные и шаровые. Мгновенный удар молнии может вызвать паралич, глубокую потерю сознания, остановку дыхания и сердца. Чтобы не стать жертвой этого опасного природного явления, необходимо придерживаться определённых правил поведения во время грозы.

Основные правила и требования безопасности при грозе

Чаще всего молния ударяет на открытых местах или в одиноко стоящее дерево, несколько реже в помещение и еще реже в лесу, поэтому при приближении грозового фронта нужно заранее остановиться и подыскать безопасное место.

В квартире, доме, здании

Если во время грозы вы находитесь дома, не подходите близко к электропроводке, антеннам, закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электробытовые приборы и не касайтесь металлических предметов. В частном доме особую опасность при грозе представляет топящаяся печь, поскольку выходящий из трубы дым обладает высокой электропроводностью и может притянуть к себе электрический разряд. В доме ликвидируйте сквозняки, плотно закройте окна, дымоходы, отсоедините электроприборы от источников питания, отключите наружную антенну, не располагайтесь у окна, печи, камина, массивных металлических предметов, на крыше и на чердаке.

В лесу

В лесу укройтесь среди невысоких деревьев с густыми кронами. Опасно при грозе находиться на опушках больших полянах, в местах, где течет вода. Не ищите защиты под кронами высоких или отдельно стоящих деревьев, не прислоняйтесь к их стволам, поскольку прямое попадание молнии в дерево может разбить его в щепки и травмировать рядом стоящих людей. Не располагайтесь у костра: столб горячего воздуха является хорошим проводником электричества. Не влезайте на высокие деревья. В лесу наиболее безопасным местом будет низина с массивом из невысоких деревьев.

На открытом месте

На открытой местности следует укрыться от грозы в сухих ямах, канавах, оврагах. Но если они начнут заполняться водой, лучше их покинуть. Следите за тем, чтобы вы не оказались самой высокой точкой в окрестности, именно в нее чаще всего попадает молния. Не располагайтесь у металлических заборов, опор линий электропередачи и под проводами, не ходите босиком, не прячьтесь в необитаемых одиночных бараках или сараях. Прекратите спортивные игры и движение, уйдите в укрытие.

У воды

Во время грозы не купайтесь, не располагайтесь в непосредственной близости от водоема, не плавайте на лодке. Если вы находитесь на водоеме и видите приближение грозы - немедленно отойдите от берега. Ни в коем случае не пытайтесь спрятаться в прибрежных кустах.

В транспорте

Если гроза застала вас в автомобиле, не покидайте его, при этом закройте окна и опустите антенну радиоприемника. Прекратите движение и переждите непогоду на обочине или на автостоянке, подальше от высоких деревьев. А вот велосипед и мотоцикл могут являться в это время потенциально опасными. Их надо уложить на землю и отойти на расстояние не менее 30 метров.

Шаровая молния

О шаровых молниях науке известно еще очень мало, но главное знать, как нужно вести при встрече с этим явлением. Увидев шаровую молнию на открытой местности, медленно удалитесь от нее, не делая резких движений. Если вы находитесь в помещении, медленно покиньте комнату. Ложитесь на пол, спрячьтесь под стол или кровать и выжидайте. Не пытайтесь прогнать ее, поскольку при столкновении с предметами шаровая молния чаще всего взрывается. После взрыва шаровой молнии может начаться пожар.

Куда спрятаться от молнии?

Если вы будете стоять один в поле или на берегу водоема, то существует опасность притянуть к себе молнию, потому что она чаще всего бьет в самую высокую точку окрестности. По этой же причине не стоит прятаться под кроной одиноко стоящего дерева. И не ложитесь на землю, подставляя электрическому току все свое тело. Если купаетесь, срочно возвращайтесь на берег, если плывете в лодке - сматывайте удочки: “небесное электричество” бьет не в воду, а в возвышающиеся над ее поверхностью предметы. Укрываться следует в здании или машине, потому что она заземляет молнию. Или сядьте на корточки обхватив голени руками.

В сельской местности во время грозы нельзя разговаривать по телефону: молния иногда попадает в натянутые между столбами провода. Если вы увидели, что человека ударила молния и он упал, пострадавшего, прежде всего, необходимо раздеть, облить ему голову холодной водой, по возможности обернуть тело мокрой холодной простыней. Если человек еще не пришел в себя, сделать искусственное дыхание “рот в рот”. И как можно быстрее . Даже если человек внешне “оклемался”, у него могут обнаружиться серьезные повреждения внутренних органов.

Ураганы, громы и молнии нагнали на нас страх. Неудивительно, ведь скорость молнии - 100 000 км/сек. (треть скорости света). Сила тока молнии - от 20 до 180 тыс. ампер, а температура в шесть раз выше, чем на поверхности Солнца. Поэтому каждый предмет, застигнутый молнией, почти всегда сгорает.

Как вести себя на открытом воздухе?

Сторонитесь деревьев, заборов и металлических ограждений. Если вы купаетесь, нужно немедленно выйти из воды. Если вы на яхте или паруснике, плывите к ближайшему берегу.

Надо ли слезать с велосипеда, завидев молнию на небе?

Нет, если вы в городе. Там дома действуют как громоотводы. Но если вы находитесь на природе, лучше слезть с велосипеда, иначе вы привлечете молнию как высокая точка на местности. Автомобиль, напротив, покидать не следует, так как во время грозы он безопасен.

Может ли молния блокировать компьютере?

Да. Ток молнии проходит через компьютер, как и через телевизор, и может его разрушить. Недостаточно, однако, выключить кнопку из компьютера, нужно выдернуть штепсель из розетки. То же самое касается и телевизора.

Опасно ли лететь в самолете через грозовые облака?

Нет, потому что металлическая обшивка самолета защищает пассажиров. Но, к сожалению, сложная электроника может пострадать от удара молнии, а пилот может потерять контроль над машиной.

Можно ли звонить по мобильному телефону, когда гремит гром?

Да, в этом нет никакой опасности. Мобильные телефоны не привлекают разряды. Будьте внимательны только с телефонным кабелем. Иногда молнии попадают в телефонные сети жилища, и ток может добраться до аппарата. Вас ударит током, если другой рукой вы дотронетесь до предмета с хорошей электропроводимостью (холодильник, стиральная машина и тп.).

Погибших от грозовых разрядов. Ученые исследует причины и условия их возникновения, разрабатывают тактику поведения во время грозы. Однако статистика молний по-прежнему фиксирует высокую степень травматизма и смертность от электрических разрядов.

Как образуется разряд

Молния – это мощный разряд электричества, который обычно образовывается во время грозы, сопровождается громом и проявляется яркой вспышкой. Сила молнии достигает от 10 до 500 тыс. ампер, а напряжение – от 10 млн. до 1 млрд. вольт. Такой разряд причиняет серьезный вред вплоть до гибели пострадавшего. Статистика молний информирует о 2000 грозовых явлений происходящих ежедневно по всему миру.

Природа молнии – облачный пар из воды, охлаждается и застывает в виде кристаллов изо льда. Воздушные потоки поднимают маленькие льдинки вверх и сталкивают их с более крупными образованиями, которые стремятся осесть внизу. Процесс столкновения сопровождается выделением электрических разрядов – от мелких элементов «+», а от крупных льдинок «-». При большом скоплении образуется участок с повышенным уровнем концентрации ионов.


Когда разность между заряженными частицами становится большой, то в облаке происходит удар молнии. Повышенная концентрация ионов возникает в дождевых тучах кучевого или слоистого типа, при извержении , торнадо ) и пустынных бурях.

Разновидность природных стихий


Статистика молний описывает несколько разных разрядов, которые отличают по тому, как они бьют и в какое место. Известные виды молний:

  1. Линейная . Раскат на небе выглядит как перевернутое дерево с главным каналом и короткими отхождениями. Длина разряда не менее 20 км. Силы удара около 20 тыс. ампер. Скорость разряда достигает 148–150 км/час.
  2. Жемчужная . Она является продолжением линейного разряда. Однако такая молния в небе выглядит как драгоценные бусы, находящиеся на определенном расстоянии друг от друга. Подобные проявления встречаются крайне редко. Статистика смертей от разрядов подобного типа не ведется.
  3. Молния внутри облака . Разряды сопровождаются изменением магнитного и электрического поля и радиоволнового излучения. Может ли попасть такая молния в самолет? Да, если он наэлектризован. При попадании разряда в борт может произойти . Подобные разряды обычно встречаются ближе к экватору.
  4. Молния на земле. Разряд образуется в несколько этапов. Статистика молний показывает, что основная причина их образования заключается в быстрой ионизации воздуха. Частицы набирают скорость из-за действия электрического поля и сталкиваются с воздушными потоками, создавая стримеры – лавины электронов. Они образовывают термоизолированный разряд, который достигает поверхность, обходя различные преграды со скоростью 50 тыс. км/сек. После полного прохождения пути свет разряда тускнеет. Второй этап заключается в повторном прохождении траектории. Окончательный разряд будет самым ярким и сильным. Канал электрического образования имеет температуру – 25 тыс. градусов. Последствия после удара молнии очень разрушительны из-за ее продолжительности.
  5. Шаровая молния. Она опасна своей непредсказуемостью. Как выглядит шаровая молния? Одни утверждают, что она белая или желтая, вплоть до яркого зеленого цвета, другие говорят о черном оттенке. Она появляется из-за большого скопления энергии в облаке и может быть продолжением первоначального электрического разряда. Статистика смертей от шаровой молнии в России не ведется.
  6. Молния-спрайт . Она была открыта в конце 80 годов. Отличается высотой от 50 до 128 км и диаметром до 100 км. Вспышка электрического разряда выглядит как столб света расположенный вертикально. Часто проявляется в группе и имеет красный цвет.

Если цвет электрических разрядов различается, то запах молнии одинаков. В воздухе ощущается серный и озоновый аромат.

Почему молния сверкает? Из-за высокого напряжения между ионами происходит мини взрыв. Как следствие, разряд подсвечивается изнутри.

Какая статистика попадания молний в человека? Ежегодно поступают данные о травмировании 240 тыс. человек.

Способы проявления

Образование разряда всегда сопровождается звуковым эффектом. Молния без грома физически не может существовать. Иногда в природе можно наблюдать зарницу – когда грозовое облако находится на большом расстоянии от земли и звук просто не доходит.

Статистика ударов молнии сообщает о том, что возможность поражения человека составляет – 1: 600 тыс.

Степень поражения

Существует четыре степени тяжести:

  1. Средняя . Проявляется краткосрочными судорогами, с дыхательным и сердечным нарушением, но без потери сознания. Если молния ударила в человека, то на его теле остаются глубокие ожоги и мышечные разрывы.
  2. Тяжелая . Проявляется сильными судорожными сокращениями, потерей сознания, нарушением сердечной и дыхательной функции.
  3. Очень тяжелая . Проявляется потерей сознания, требует проведения сердечно-легочной реанимации.
  4. Мгновенная смерть .

Статистика смертей от ударов молнии неутешительна. По данным Национальной метеорологической службы мужчины погибали в 80% случаев. Большинство случаев связано с пребыванием людей на воде, когда бушевала гроза.

Может ли молния ударить в человека, который спрятался под деревом? Да, деревья притягивают электрический разряд.

Действия в экстренной ситуации

Что делать, если в человека ударила молния? Необходимо вызвать скорую и провести сердечно-легочную реанимацию. Позже медики проведут комплекс мероприятий по спасению. При необходимости интубируют трахеи, предоставят кислородную маску, введут седативные средства внутривенно (диазепам, морфин или кетамин), наложат повязку на ожоги.

Известны ли случаи выживания людей? Статистика ударов молнии в человека зафиксировала американского рейнджера, который выжил после семи прямых попаданий.

Никто до сих пор не знает, почему молния ударяет в человека. Если разряд попал в голову, то человек умирает сразу. После поражения других участков тела обычно остаются шрамы причудливой формы.

От молнии в России фиксировала мгновенную гибель людей, которые пользовались мобильными во время грозы. По неофициальным данным в России ежегодно погибает около 550 человек.

В одно место два раза не бьет

Красивое природное явление может быть опасным не только на открытом пространстве, но и в жилом доме. Когда за окном гром и молния, самое время задуматься о собственной безопасности.

Может ли молния ударить через окно? Если оно закрыто, то не может. Попадание в дом происходит через электрические коммуникации и вентиляционные отверстия. Иногда достаточно небольшого сквозняка, чтобы шаровая молния влетела в дом. Как она поведет себя – предсказать невозможно.

Что делать при молнии? К ней нельзя приближаться и поворачиваться спиной. При возможности нужно уйти в сторону с траектории полета. Запрещено также кидать в нее какие-либо предметы.

Может ли ударить молния в машину? Если двигается, то не исключено прямое попадание.

Статистика молний показывает, что чаще всего грозы происходят в сельской местности, где большое количество высоких деревьев и домов. от молнии обычно возникает во время прямого попадания.

Лучшая защита от молнии – укрытие на месте с небольшим контактом с землей. Желательно использовать изоляционные материалы типа камня, палатки или рюкзака. Нужно уйти от деревьев, высоких конструкций из металла. На дом следует установить громоотвод и не пользоваться бытовыми приборами во время грозы.