Мопеды без прав. На какой мопед не нужны права? Классические мотоциклы и круизеры

Всем привет!

Хотите приобрести мопед и думаете, что сможете ездить на нём без прав? Не торопитесь – законодатели думают иначе.

Однако не спешите расстраиваться. В этой статье я хочу рассказать вам, какие категории необходимо открыть для управления малокубатурными транспортными средствами (ТС), на какие из них нужно получать водительское удостоверение и как получить права на мопед быстро, если вы уже давно на нём катаетесь.

Нужны ли права на мопед — да, нужны.

Ещё совсем недавно для того, чтобы сесть на мопед, не нужно было проходить курсы и получать водительское удостоверение (ВУ). Это привело к тому, что аварийность по причине невнимательности водителей таких ТС возросла почти на 50%. Закон не остался в стороне и запретил водить тем, кто не прошёл специальное обучение и не имеет прав на управление мопедом.

Как получить права на мопед?

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», который вышел 05.11.2013, для водителей мопедов и лёгких квадрициклов ввели категорию М. Годом позже это требование вошло в Правила выдачи водительских удостоверений от 24.10.2014. Таким образом, теперь чтобы водить мопед или маломощный скутер, нужно:

  • закончить курсы по управлению механическим транспортным средством (мопедом, квадрициклом) . Сдача экзаменов возможна только после прохождения профессионального обучения, подготавливаться самостоятельно запрещено;
  • сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД. Для того чтобы водить малокубатурные ТС, надо сдать тесты и выполнить несколько упражнений на автодроме, демонстрируя свои знания, умения и ловкость;
  • получить ВУ категории М – право на управление мопедами и легкими квадрициклами. Пункт 2.1.1 ПДД предусматривает, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе права соответствующей категории. Так как 8.04.2014 в пункт 1.2 ПДД были внесены изменения: мопед с двигателем мощностью до 50 кубов был причислен к механическим ТС, и теперь без прав передвигаться на нём запрещено.

Ранее можно было увидеть мопедиста, которому только исполнилось 14 лет. Однако согласно новым правилам, вы не можете управлять таким ТС, если вам не исполнилось 16 лет – покрыть категорию М можно только с этого возраста.

Езда на самом простеньком мопеде без прав является таким же нарушением, как и езда без прав на автомобиле. Если вы не предъявили инспектору удостоверение, будьте готовы заплатить штраф от 5000 до 15000 рублей в соответствии со статьей 12.7 КоАП РФ.

Почему законодатели решили открыть категорию М?

Конечно же, такие нововведения мало кого обрадовали. Мопед – юркий и компактный, на нём удобно передвигаться по нагруженным транспортом участкам и, к тому же, можно не тратить время, простаивая в заторах. Новые правила особенно расстроили жителей пригорода, где мопед – незаменимое средство передвижения.

Тем не менее, давайте постараемся понять, что послужило толчком для принятия такого решения. Основные причины открытия категории М:

  • за последние годы возросла аварийность . Количество ДТП по вине мопедистов возросло в разы. Чаще всего, сидящий за рулём мопеда подросток получает серьёзные травмы и увечья: при наезде на препятствие водитель падает на спину и повреждает позвоночник, а при столкновении он вылетает из ТС и ударяется головой;
  • несоблюдение и незнание ПДД . Большинство юных (да и взрослых!) мопедистов не утруждает себя изучением теоретической части – они просто садятся за руль и едут, не показывая поворот и не предупреждая об остановке. Учитывая, что современные малокубатурные мопеды способны развивать скорость до 70 км/час, незнание правил подвергает опасности всех участников дорожного движения;
  • отсутствие страховки . Хоть Федеральный закон «Об обязательном страховании ТС» не обязывает владельца мопеда оформлять страховой полис, теперь это сделать можно. До этого компании не разрабатывали программы страхования мото-вело-транспорта. Сейчас вы, как водитель малокубатурного ТС, можете уберечь себя от убытков, подписав страховой договор.

Полезно знать! Если у вас есть ВУ, разрешающее управлять автомобилем или мотоциклом, заканчивать курсы вождения мопеда нет необходимости. Вы можете ездить на нём с уже имеющимся водительским удостоверением. Главное, не забывайте взять его с собой!

На какой мопед не нужны права?

Как я уже упоминал, чтобы кататься на мопеде, нужно иметь при себе права категории М. Однако, здесь требуется уточнить, что это касается не всех ТС из этой группы. Категория меняется в зависимости от мощности двигателя. С какими правами можно ездить на мопеде? Рассмотрим это поподробнее.

Нужны ли права на мопед карпаты и ТС с двигателем мощностью до 50 кубов?

Именно о мопедах и маломощных скутерах, у которых объем двигателя не превышает 50 см 3 , шла речь в предыдущем разделе. До вступления в силу изменений в ПДД РФ, любой подросток мог кататься, к примеру, на мопеде карпаты мощностью 49 кубов: предъявления документов от него никто не требовал, а на знание ПДД никто не проверял. Со скольких кубиков теперь нужны права?

Главное отличие мокика от мопеда – наличие кик-стартера

Сейчас водить мопед с двигателем до 50 кубов или мокик, который представляет собой мопед, приближенный по комплектации к лёгкому мотоциклу, можно только с 16-ти лет. Кроме того, управляя таким видом транспорта, водитель должен быть готов предъявить инспектору ВУ категории М. Тем не менее регистрировать ТС в ГИБДД и оформлять ОСАГО необязательно. Однако стоит учесть, что, если не застраховать средство передвижения, все расходы на ремонт придется покрывать самостоятельно.

Мопеды с двигателем мощностью 50-125 кубов

Если объем двигателя вашего мопеда или скутера превышает 50 см 3 , права категории М не подойдут. Здесь речь идет уже не о мото-вело-транспорте, а о более мощных мотобайках и мотороллерах, отличающихся по конструкции от классических малокубатурных ТС. Некоторые из них называют мопедами, но по техническим и мощностным возможностям их можно считать лёгкими мотоциклами, например, «Alpha-110» или «Orion-125».

Для таких ТС нужно открывать подкатегорию А1. Зато, если у вас имеются права категории А, то для управления вашим 125-тикубовым скутером этого вполне достаточно.

Легкий мотоцикл «Orion», собираемый отечественной компанией «Веломоторс» и позиционируемый на рынке в качестве мопеда

В Правилах такие ТС причислены к мотоциклам, поэтому, в соответствии с п. 2.1.2 ПДД ездить на 50-кубовом мопеде можно только в застегнутом мотошлеме, а управлять им – с 16-ти лет.

Мопеды с двигателем мощностью выше 125 кубов

Управляя ТС с двигателем мощностью выше 125 кубов, вы должны знать, что для этого нужно открыть категорию А. Информация о том, что категория А1 не распространяется на мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см 3 содержится в ПП РФ № 1097 («Допуск к управлению ТС» – разд. III, п. 25, пп. «л»). Эти мопеды и скутера приравниваются к высокомощным мотоциклам, поэтому категория М и подкатегория А1 в данном случае не подойдут.

Получив такие права, вы сможете управлять теми ТС, масса которых не превышает 400 кг. А вот водить авто, имея категорию А, запрещено. Чтобы ездить на 126-тикубовом виде транспорта понадобится:

  • дождаться совершеннолетия – до 18-ти лет водить мотоциклы запрещено;
  • получить права категории А;
  • пройти техосмотр у аккредитованного оператора;
  • зарегистрировать ТС в ГИБДД;
  • оформить полис ОСАГО;
  • надевать мотоциклетный шлем перед каждым выездом.

Полезно знать! Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (ФЗ № 196) дает право на управление ТС, относящимся к категории М (в т. ч. мопедом) если у водителя открыта любая другая категория или подкатегория (абз. 2, ч. 7, ст. 25). Но в то же время открытая категория В (в отличие от А) не дает право на управление легкими мотоциклами и мощными скутерами, которые относятся к категории А1 – с объемом двигателя от 50 до 125 см3 и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (абз. 1 ч. 7, ст. 25).

На какие ТС не нужны права?

Теперь вы знаете нужны или нет вам права на мопед. Чтобы управлять таким ТС, оборудованным двигателем внутреннего сгорания любой мощности, должно быть водительское удостоверение. Исключение составляют лишь мопеды для мотокросса – их можно использовать, как спортивные снаряды для тренировок на автодромах и в полях, но выезжать на проезжую часть на них запрещено.

В числе ТС, на которые не нужны права, находятся велосипеды с установленным двигателем мощностью до 250 Ватт. Если же ваш велосипед оснащен мотором помощнее, будьте готовы получить права категории М, так как в соответствии с п. 1.2 ПДД РФ такие ТС приравниваются к мопедам.

Внимание! Если вы собираетесь управлять мопедом, велосипедом или квадрициклом с электродвигателем мощностью 250 – 4000W, вам также придется открывать категорию М.

Если нужны права на мопед: сколько учиться и как сдать экзамен?

Если в ближайшем будущем вы хотите купить мопед, то, чтобы получить права, вам придётся потрудиться не меньше, чем водителю автомобиля. Для начала вам нужно выбрать автошколу. Обучение будет длиться примерно 1,5 – 2 мес.

По окончании нужно будет сдать внутренний экзамен в автошколе, а также теорию и практику в ГИБДД. Как это происходит:

  1. Сдача теоретической части . Согласно п. II пп. 12 Правил проведения экзаменов и выдачи ВУ, в ГИБДД вам нужно будет ответить на 20 вопросов. Ошибиться можно только дважды. Теория сдаётся так же, как экзамен в автошколе. Вы можете попробовать свои силы дома – тренироваться в прохождении теста можно по специальной программе «Экзаменационные билеты ПДД для категорий A,B,M,C,D», которая закачивается абсолютно бесплатно.
  2. Сдача практической части . Практика сдаётся на автодроме по тем же правилам, что и для мотоциклистов. Вы должны показать, что ваша маневренность и реакция находится на достаточном уровне и вы уверенно чувствуете себя за рулём ТС. Согласно п. II пп. 13 Правил, для этого придется выполнить несколько упражнений:
  • 1-й круг – габаритный коридор и полукруг, набор скорости и торможение. В начале дистанции нужно проехать между конусами, затем повернуть налево, разогнаться и притормозить до полной остановки перед знаком «стоп». Здесь главное не забыть указать руками левый поворот и остановку, и переключиться на нейтральную передачу после выполнения упражнения;
  • 2-й круг – змейка, колейная доска и движение по прямой на небольшой скорости . Водитель маневрирует между конусами до поворота, выполняя змейку. Затем он поворачивает и заезжает на доску, проезжая дистанцию так, чтобы оба колеса оставались на ней. Далее нужно закончить упражнение, проехав на небольшой скорости до знака «стоп». Здесь тоже важно указывать повороты и предупреждать об остановке;
  • 3-й круг – габаритная восьмерка. Водитель заходит на дистанцию и выходит из неё между двумя кругами, которые образовывают восьмёрку. Здесь главное проехать по кругу так, чтобы не задеть конусы.

Схема упражнений для мототранспорта на автодроме

Главные ошибки, за которые у вас могут снять баллы – резкое торможение с блокировкой колеса, выезд за габариты обозначенной траектории, остановка ближе, чем за 0,4 м от знака «стоп», если не предупреждать о повороте и об остановке, если не включить нейтральную передачу перед тем, как заглушить мотор.

После успешной сдачи теории и практики вы можете получить права на категорию М. Если вы сдали теорию, а практика с первого раза не поддалась, то не отчаивайтесь – пересдавать придется только практическую часть.

Видео-инструкция на тему, как сдать практическую часть экзамена на категорию М:

Со скольких лет получают права на мопед?

Как уже говорилось выше, чтобы получить права на категорию М, нужно достичь 16 лет. А вот чтобы водить ТС мощностью, как мотоцикл (выше 125 кубов), придется дождаться 18-тилетия – раньше садиться за руль такого мопеда запрещено. Эти правила регламентированы ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Тем не менее тренироваться вне городских дорог можно и раньше. Особенно если учесть, что некоторые автошколы предлагают пройти только теоретический курс, а вождение, что называется, как хочешь, так и сдавай. Поэтому, если вы приобрели малокубатурное двухколёсное средство передвижения ещё до 16-тилетия, познавать хоть какие-то азы, заручившись помощью опытного водителя, можно и нужно.

Сколько стоят права на мопед?

Обучение в автошколе на новую категорию М стоит ненамного меньше, чем на категорию В. Центры по подготовке водителей предложат вам несколько пакетов услуг. Давайте рассмотрим, что предлагают автошколы:

  • 7000 – 15000 рублей – стоимость 16-тичасового теоретического курса обучения, который длится не более 2-х месяцев. Практические занятия эта программа не предусматривает, поэтому лучше всего она подходит для опытных мопедистов, желающих получить права в связи со вступлением в силу новых правил. Если вы житель Москвы, то для вас стоимость теории составит не меньше, чем 18000 рублей;
  • 18000-25000 рублей – цена за теорию вместе с вождением. Сюда входит 18 часов вождения и 16 часов теории. Сумма меняется в зависимости от того, высчитывается ли с ученика топливный сбор. Кроме того, если вы обучаетесь на личном ТС – цена уменьшается;
  • 22000-34000 рублей – пакет «всё включено». За 2,5 месяца вы освоите вождение и ПДД, а также получите полное сопровождение: оформление медицинской справки, регистрация в ГИБДД для сдачи экзамена, предоставление ТС и шлема от автошколы.

Как видите, цена за курсы вождения на категорию М практически не отличается от стоимости обучения на водителя автомобиля. Так что тут уже решать вам, что выбрать, ведь с категорией В вы сможете водить мопед с мощностью до 125 кубов.

Какие документы нужны для получения прав на мопед?

Если вы не хотите платить автошколе за сопровождение на экзамене и собираетесь отправиться сдавать его самостоятельно, для получения прав вам понадобятся такие документы:

  • на получение прав категории М. В него заносятся персональные данные, указывается причина обращения и перечисляются прилагаемые документы;
  • гражданский паспорт или другой документ, подтверждающий личность будущего водителя;
  • медицинская справка об отсутствии противопоказаний к вождению ТС;
  • свидетельство об окончании водительских курсов;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Чтобы получить права, можно зарегистрироваться на портале госуслуг , выбрать удобное время для посещения ГИБДД и оплатить госпошлину со скидкой. Согласно п. I пп. 2 Правил теперь документы на получение ВУ можно подать в любом МФЦ . Кроме того, пошлину можно оплатить на почте, в кассе, в терминале Сбербанка или на ресурсе Сбербанк-онлайн.

Подводя итоги

Остановимся на главных моментах этой статьи, чтобы закрепить прочитанное:

  • на все мопеды нужно получать права — проходить курс обучения в автошколе, а после сдавать теоретический и практический экзамен в ГИБДД;
  • категорию нужно открывать в зависимости от мощности ТС . Вот с какими правами можно ездить на мопеде: до 50 кубов – категория М, от 50 до 125 кубов – подкатегория А 1 , от 125 кубов – категория А;
  • регистрировать ТС в ГИБДД и получать полис ОСАГО не требуется , если мощность двигателя не превышает 125 кубов;
  • перед выездом обязательно нужно надевать мотошлем , особенно это касается ТС с двигателем мощностью от 50 кубов;
  • стоимость обучения на мопедиста варьируется в пределах от 7000 до 34000 рублей – всё зависит от того, какой пакет услуг автошколы вы выберете;
  • мопедом можно управлять только с 16-ти лет.

В заключение хочу сказать, что не стоит негативно воспринимать вступившие в силу нововведения. Посмотрите на это с другой стороны: ваши дети будут вести себя на дорогах осторожнее и осмотрительнее, ведь после экзамена они буду знать ПДД и уметь уверенно передвигаться на мопеде.

Подписывайтесь, задавайте вопросы в комментариях и будьте в курсе наших новостей! Удачи вам на дорогах, и не забывайте делиться ссылками на наши статьи со своими друзьями в соцсетях!

Многих владельцев механических средств передвижения интересует вопрос: нужны ли права на скутер? В недалеком прошлом для управления скутером и мопедом не требовалось наличия водительского удостоверения. Теперь за проезд на мото технике без прав налагается штраф. Какие изменения произошли в законодательстве?

Новые правила

С 2013 года начали действовать права для управления скутером и иными малолитражными транспортными средствами. Таким образом, в категорию "М" вошли скутеры и мопеды, а также легкие квадроциклы. Законодательство уточняет, что к данной категории причисляются механические средства передвижения со следующими характеристиками:
  • двигатель внутреннего сгорания объемом до 50 кубов;
  • электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт
  • скорость движения не превышает 50 км/час.

Водители данной техники должны явиться в ГИБДД для прохождения обучающего курса и получения соответствующего документа. То есть, самостоятельная подготовка материала к сдаче экзаменов упразднена. При проверке сотрудниками Госавтоинспекции водитель обязан предъявить либо права на 50 кубовый скутер, либо временное разрешение на вождение данного ТС.

Закон дополнительно поясняет, что право на управление ТС данной категории "М" имеют водители, имеющие любую другую открытую категорию. То есть, при наличии прав на управление средством передвижения категории "В" или "А" управление мопедом разрешается.

Некоторые особенности

Если права на скутер требуются в обязательном порядке, то относительно регистрации механических транспортных средств передвижения в органах ОВД права не требуются. Также не требуется техпаспорт и прохождение технического осмотра.

То же относится и к правилам страховой ответственности. Получить полис ОСАГО можно в случае личной заинтересованности в этом процессе. Соответственно, полис ОСАГО проверке инспектором не подлежит, и штрафные санкции не накладываются. Взыскание штрафа за повреждение автомобиля мопедом возможно лишь в судебном порядке при обоюдном согласии сторон.

Штрафы и наказание

Штрафные санкции налагаются за:
  • отсутствие прав;
  • управление ТС подростком до 14 лет;
  • утерю/ удостоверения;
  • просроченные права.
Право получения водительского удостоверения принадлежит гражданам России, достигшим 16-летнего возраста. В отсутствии прав при езде на скутере налагаются штрафные санкции в сумме от 5 000 до 15 000 руб. В случае если за рулем оказался подросток, не достигший 14-летнего возраста, штрафные санкции предъявляются его родителям/опекунам.

Также инспектор вправе изъять мото средство у водителя без прав и отправить его на штраф стоянку, а это требует оплаты места за нахождение ТС на данной территории. Если водителю удастся дозвониться до родственников, и они успеют привезти права до приезда эвакуатора, в этом случае скутер не изымут.

Если водитель в оправдание отсутствия прав рассказывает историю о краже водительского удостоверения либо его утерю, это не является весомым аргументом в пользу невиновности. В случае утери/кражи водительского удостоверения владелец мото средства обязан сразу сообщить об этом факте в органы ОВД, написать установленное законом заявление.

После данной процедуры водителю выдается временное удостоверение, дающее право на управление обозначенным транспортным средством. В течение 60 суток выдаются права для постоянного пользования.

За просроченные права тоже налагается денежное взыскание. Наказания не избежать владельцу мото техники, доверившему управление своим ТС лицу, не имеющему водительских прав на скутер либо иное транспортное средство передвижения.

Более суровое наказание налагается за повторное правонарушение. Водитель, ранее лишенный прав на управление ТС и рискнувший вновь появиться на дорожном полотне без водительского удостоверения, будет оштрафован на сумму в пределах 30 000 руб. Альтернативой денежного взыскания являются исправительные работы (до 200 часов) либо арест на 15 суток.

Езда на скутере меньше 50 кубов без прав приравнивается к отсутствию водительского удостоверения и карается штрафными санкциями. Исключением вождения мото средства без наличия прав является учебная езда с инструктором.


Чтобы не получить штраф за езду на скутере, нужно соблюдать следующее:
  • производить движение либо по велосипедному треку, либо по правому краю дорожного полотна;
  • осуществлять движение по обочине дороги в случае отсутствия на ней пешеходов;
  • держать руль одной рукой, но лучше двумя;
  • включать фары в любое время суток во время передвижения;
  • перевозить багаж, не превышающий размеры мотосредства;
  • перевозить пассажиров только в случае предусмотренной конструкции ТС;
  • перевозить детей только в предусмотренном для этих целей месте;
  • осуществлять разворот только на дорожном полотне с одной полосой движения;
  • установить опознавательные знаки;
  • не передвигаться по автомагистралям;
  • пересекать дорожное полотно по пешеходным дорожкам запрещено.

На чем можно ездить без прав?

Итак, без прав в России можно ездить на:
  • сигвее;
  • моно колесе;
  • медицинской коляске;
  • велосипеде без навесного мотора;
  • квадроцикле по полям;
  • газонокосилке.
Без водительского удостоверения можно управлять и двухколесными средствами передвижения с достаточно сильным двигателем и внедорожными характеристиками. К ним относятся мопеды для мотокросса. Эти довольно мощные агрегаты причислены к спортивным снарядам и не требуют наличия прав на вождение. Однако выезжать на подобном мопеде на дорожное полотно общего пользования категорически запрещается.

Должны ли владельцы скутеров получать водительские права (видео)


Опыт развитых стран показал, что установка номерных знаков на скутер и получение прав на вождение дисциплинирует юных водителей и приучает к ответственности за движение по дорожному полотну. Штраф за нарушение ПДД и отсутствие при себе водительского удостоверения приучает к внимательности и осознанности при выезде на дороги общего пользования.

Для передвижения на многих видах транспорта требуются права. Например, без них нельзя управлять автомобилем. Но многие интересуются, нужны ли права на мопед? Не так давно управление данным транспортом разрешалось без такого документа. Но уже тогда многих интересовало, когда введут права на мопед? Подробнее об изменениях в законе рассказано в статье.

Что такое мопед?

Мопедом называют транспорт, оснащенный велосипедным педальным приводом с цепной передачей на заднее колесо. Также есть муфта свободного хода и тормоз во втулке заднего колеса. Включение тормоза происходит с помощью вращения педалей в обратную сторону. Заднее колесо имеет звездочку цепной передачи от двигателя.

Двигатель запускается так: водителем выжимается сцепление, после чего он трогается, как на велосипеде. Когда скорость набрана, сцепление отпускается и вал двигателя вращается. Затем можно передвигаться на моторе. Так как переключения передач нет, на крутых подъемах необходима стимуляция двигателя с помощью вращения педалей.

Мопеды имеют схему ранних мотоциклов. Их конструкция простая и легкая. Транспорт предназначен для езды в велосипедном режиме, когда мотор выключен, благодаря вращению педалей. Так как у него седло широкое и низко расположенное, это улучшает комфорт во время езды.

Права в 2017 году

С момента возникновения мопедов и скутеров в России появилось множество вопросов о правилах управления этим транспортом. Не всем были понятны нюансы езды на этом транспорте. Еще несколько лет назад многие интересовались, когда введут права на мопед?

С 2013 года стали действовать особые правила. Их должны соблюдать лица, управляющие такими средствами. Это и есть ответ на вопрос, требуются ли права на мопед до 50 кубов. Раньше данные средства не относили к механическим, а также не требовали наличия водительского удостоверения. Из-за этого управлять им стали несовершеннолетние, а это приводит к авариям.

Введены ли права на мопед сейчас? Сегодня действует ФЗ «О безопасности дорожного движения». Управлять таким средством могут люди, у которых есть специальные права. Права на мопеды и скутеры не нужны в том случае, если двигатель меньше 50 кубометров. Они не должны передвигаться со скоростью выше 50 км/час.

При планировании получения прав на мопеды со специальным электродвигателем их мощность не может быть больше 4 кВт. Тогда передвижение будет законным. Для такого транспорта нужны права категории М.

Вождение без документа является нарушением закона и ведет к административной ответственности. Штраф может составлять 5-15 тыс. рублей. С повторным нарушением нужно заплатить до 30 тыс. рублей, к тому же назначаются исправительные работы.

Назначение документа

На вопрос, нужны ли на мопед права, можно ответить положительно, ведь это предусмотрено законом. Основанием для появления такого нововведения стала сложная обстановка на дорогах. Стало возникать много ДТП. Часто аварии происходят по вине водителей, которые управляли мопедами и скутерами. Для минимизирования таких ситуаций введены водительские права.

Есть несколько преимуществ такого нововведения:

  1. Установлен минимальный возраст водителей, которым должно исполниться 16 лет. Раньше управлять мопедом могли и более молодые люди.
  2. Мопеды и скутеры обрели статус полноценного транспорта, поэтому их надо регистрировать, присваивать им номера.
  3. Водители могут управлять ими лишь с наличием удостоверения, которое предоставляется только после сдачи экзамена.

Раньше у мопедов не было номеров, поэтому они не идентифицировались при авариях. Это становилось причиной серьезных проблем. Теперь водители отвечают требованиям, которые действуют для всех участников движения.

Обучение

Для получения прав на мопед в России надо сдать экзамен в ОВД. По постановлению Правительства РФ после этого мероприятия, если получены положительные результаты, предоставляется удостоверение в подразделении ГИБДД. Экзамен включает теорию и практику. Перед обучением необходимо не только узнать цену этого процесса, но и выбрать педагога.

Экзаменаторами могут быть должностные лица ГАИ от 25 лет. Есть некоторые требования к этим лицам:

  1. Наличие высшего образования.
  2. Стаж вождения мопедов от 5 лет.
  3. Удостоверение водителя вида М/В.

Лучше проходить обучение в специальных фирмах, у которых есть лицензии на выполнение данной деятельности. Когда есть все документы и разрешения, подписывается договор обучения и вносится плата. Если курс пройден, будущего водителя направляют на экзамен в специальное подразделение Госавтоинспекции. Оно расположено по месту регистрации.

Где осуществляется обучение?

Каждому желающему управлять транспортным средством надо знать, нужны ли права на мопед. Обучение могут проходить лица, у которых нет серьезных проблем со здоровьем. При плохом зрении показатели не могут быть больше + / - 8 диоптрий. Иначе человека не допускают до обучения. Нельзя получать права при серьезном астигматизме, а также при нахождении на учете в психиатрическом или наркологическом диспансере.

Поэтому от человек требуются соответствующие медицинские справки. Также нужен паспорт и военный билет (если он есть). Заранее надо подготовить 3 матовых фото, имеющих размер 3 х 4 см. Они необходимы для медицинской справки. Для удостоверения фотография делается в ГИБДД.

Обучение выполняется по установленной программе:

  1. Теория - 72 часа.
  2. Практика - 30 часов.

Из практической части примерно 18 часов отводится на вождение. В период теории водитель изучает правила вождения, устройство, обслуживание техники, правила оказания медпомощи. Также его знакомят с основами психологии вождения и пешеходов.

Теорию сдают на ПК в форме теста (отвечают на 20 вопросов). После обучения будущего водителя ожидает экзамен. Но вождение по городу сдавать не нужно, следует лишь выполнить несколько фигур на особом треке. Обучение длится 2-3 недели. При положительном результате экзаменов предоставляются права, которые будут действовать 10 лет.

Кому выдается документ?

В настоящее время не должно возникать сомнений, нужны ли права на мопед. Удостоверение является обязательным. При этом права на мопед выдаются гражданам от 16 лет. Сдать экзамен на их получение могут:

  1. Граждане России.
  2. Лица, временно проживающие в РФ.

Все граждане могут получить удостоверение по месту обращения. Документ выдается лишь после успешной сдачи экзаменов. Перед этим потребуется предоставить справку о пройденном медосмотре. Это важный нюанс, поскольку права не предоставляются при наличии противопоказаний.

Если уже есть удостоверение другой категории, то отдельного документа на мопед не требуется. Получается, что водитель может иметь права категории В, но ездить на скутере. Это не является нарушением закона. Отдельное обучение на право управления мопедом требуется тогда, когда еще нет 18 лет, но уже есть 16.

Нюансы экзамена

Удостоверение водителя на мопед предоставляется на основе официальных требований, как и на другие транспортные средства. Обучение в автошколе является обязательным. Это считается законным основанием, нарушение которого наказывается. Если не была сдана теория или практика, то следует пересдача.

Повторный экзамен осуществляется не раньше, чем через 7 дней после первой попытки. Если и он не будет сдан, то следующая попытка предоставляется лишь спустя месяц.

Вывод

Таким образом, для управления мопедом или скутером необходимо наличие водительских прав. Это позволит не только избежать ответственности, но и обеспечить соблюдение правил дорожного движения.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.

Скутеры весьма распространены, особенно среди молодежи, благодаря относительно небольшой цене, удобству эксплуатации и мобильности. К тому же, права на него требуются не всегда, что позволяет ездить на таком транспорте и несовершеннолетним. Правда, правила для водителей маломощных моделей сейчас тоже стали гораздо жестче. Нужны ли водительские права на скутер (мопед) в России? На какие скутеры и мопеды не нужны права? Какой нормативно-правовой документ регулирует эти моменты? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Требуются ли водительские права на скутер?

Вплоть до конца 2013 передвижение на скутерах, мопедах вообще не предполагало обязательного наличия водительских прав. С 5 ноября 2013 года были введены абсолютно новые нормы. Но людские потоки скутеристов не хлынули в госавтоинспекцию для получения удостоверений. Да и правила их выдачи начали действовать только спустя год. Лишь с осени 2014 все сознательные участники дорожного движения смогли начать обучаться в автошколах и получать полагающийся им документ.

Введение прав на скутеры и мопеды объясняется изменениями в положениях ПДД. Так, они были причислены к механическим транспортным средствам. Как следствие, лица, управляющие такими ТС, должны иметь водительские права.

Еще одно изменение было осуществлено в апреле 2014 года. С этого дня инспектор имеет право проверять водительское удостоверение или выданное временное разрешение, подтверждающее возможность управления ТС и данного вида транспорта. Долгое время модели с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров не предполагали водительских прав. В основном, такой транспорт приобретался для подростков, не способных в силу возраста сдать на права. Но сейчас никакой дифференциации законодатель не устанавливает: абсолютно для каждого скутера теперь нужно держать при себе удостоверение.

Допустимые категории для вождения

Юридическое право управления мототранспорта с малым объемом двигателя (до 50 куб см) должно подтверждаться удостоверением категории М. Это общее правило, но Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает вождение при наличии абсолютно любой открытой категории. Например, если человек водит автомобиль, он может беспрепятственно пересесть на скутер и не бояться остановки инспектора.

Для более мощных моделей потребуется категория, предусмотренная для мотоциклов, то есть А1 или А. Подкатегория А1 не предоставляет права управления любыми транспортными средствами, для которых выделена А. Наоборот, категория А включает в себя и легкие мотоциклы (А1). Если таблица, напечатанная на обратной стороне документа, содержит отметку ML, то его обладателю запрещается управлять скутером и мопедом. Надпись означает, что у водителя есть ограничения к передвижению на автомототранспорте.

Этапы получения прав на скутер

Стать полноправным владельцем прав можно уже с 16-летнего возраста. Их выдачей занимается, как и с автомобилистами, ГИБДД. Прием экзамена, по результатам которого выдаются документы, возложен на ОВД. Для назначения даты проведения следует обратиться по месту проживания (в своем регионе) в соответствующие структуры. Узнать адрес можно на официальных сайтах МВД, ГИБДД, а также на портале госуслуг.

Экзамен, как и всегда, проходит в два этапа: теория и практика. В устный блок входит решение теста, позволяющего проверить знание правил дорожного движения. В последующем от экзаменуемого требуется продемонстрировать наработанные навыки водителя. Если один из этапов не был сдан, то следующая попытка предоставляется только через неделю. Три неудачные попытки – и придется ждать уже гораздо дольше, не менее месяца. Когда оба блока успешно сданы, в течение нескольких дней водитель получает удостоверение. Срок его действия составляет 10 лет. Предварительно стоит позаботиться о предоставлении необходимых документов. :

Медицинская справка установленного образца требует, пожалуй, наибольших затрат времени. Для категорий, предполагающих вождение мототранспорта, количество необходимых обследований увеличено ввиду большей опасности при эксплуатации и требований к хорошей реакции человека. Остальные же бумаги имеются у гражданина всегда (или же сделать их не составит труда). Если речь идет о скутерах и мопедах, подпадающих под категорию А1, необходимо представить и паспорт технического устройства. В целом, список необходимых бумаг от категории почти не зависит.