Материалы для зубчатых колёс. Выбор материалов для зубчатых колёс. Зубчатые косозубые передачи

Выбор материалов зубчатых колес

Основным материалом для изготовления зубчатых колес силовых передач служат легированные или углеродистые стали. Материал и технологию термообработки (ТО) стали назначают в зависимости от условий работы передачи и размеров колес.

Нагрузка, допускаемая по контактной прочности зубьев, определяется в основном твердостью материала.

Наиболее широко используемый пластик для зубчатых передач Очень высокая стабильность размеров и низкое водопоглощение Высокая прочность, жесткость, усталостная прочность и твердость поверхности.

  • Нижний коэффициент трения относительно стали.
  • Доступен в широком спектре смазочных материалов с пониженным трением.
  • Более низкая твердость поверхности и жесткость для более тихой работы со сталью.
  • Более устойчивы к мягким кислотам и основаниям.
  • Отказоустойчивые, более надежные механизмы.
С ранним участием в процессе разработки наши опытные инженеры-разработчики помогают нашим клиентам найти оптимальный пластик для соответствующего применения, а также в структурном дизайне.

Наибольшую твердость (следовательно, наименьшие габаритные размеры и массу передачи) можно получить при изготовлении зубчатых колес из сталей, подвергнутых термической и химико-термической обработке. В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев после термической обработки зубчатые колеса можно условно разделить на две группы: для одной с твердостью не более 350 НВ – нормализованные или улучшенные и для другой с твердостью более 350 НВ (более 45 HRC э) – закаленные, цементированные, нитроцементованные, азотированные.

Через нашу глобальную сеть у нас есть технические ресурсы, а также лаборатории приложений для производства и тестирования прототипов в более чем двух десятках мест на четырех континентах. Особенности, адаптированные к приложению. Зубы более легких пластмассовых шестерен столь же сильны, как и варианты тяжелых металлов, потому что пластик может упруго реагировать на атакующие силы.

Это невозможно для металлов, чтобы они могли сломаться при тех же условиях. Характеристики скольжения: с различными типами внутренней смазки износостойкость и трение могут быть уменьшены, что исключает расходы и неудобства использования внешних смазочных материалов.

При твердости материала не более 350 НВ чистовое нарезание зубьев производят после окончательной термической обработки заготовки. Поверхности нормализованных и улучшенных зубьев хорошо прирабатываются, и погрешности, допущенные при нарезании зубьев и сборке передачи, частично устраняются. Но улучшенные и нормализованные зубчатые колеса имеют сравнительно невысокую прочность, вследствие чего передачи с такими колесами получаются относительно больших размеров. Поэтому эти способы упрочнения зубьев используют в передачах, масса и габаритные размеры которых строго не ограничены.

Затухание шума: металлические шестерни могут вызывать высокий уровень шума. Пластмассовые шестерни работают мягче и мягче, и они могут упруго деформироваться под нагрузкой в ​​определенных пределах, если зубы имеют достаточную игру. Эта способность деформировать уменьшает эффекты незначительных отклонений в профиле зуба и сетке и в то же время уменьшает шум, возникающий при расчесывании зубов. Имплантированные пластмассы более гибкие и усиливают этот эффект.

Что будем делать с полученным материалом

Пластиковые литьевые детали обеспечивают функциональную интеграцию и снижение производственных затрат и шагов сборки. Таким образом, кулачки, подшипники, запорные устройства и валы могут быть встроены в пластиковые шестерни, изготовленные методом литья под давлением.

Для малонагруженных передач находят применение стальное литье и чугун. В некоторых передачах используют пластмассовые зубчатые колеса.

В табл. 3.1.1 приведены усредненные значения механических характеристик и виды термообработки некоторых распространенных марок конструкционных сталей (углеродистых качественных – ГОСТ 1050-88 и легированных – ГОСТ 4543-71), используемых для изготовления зубчатых колес. Следует обратить внимание на то, что механические характеристики сталей зависят не только от химического состава и вида термообработки, но и от размеров характерного сечения заготовок.

Кроме того, множество зубчатых колес может быть литьевым формованием в виде блока, что уменьшает количество компонентов и дополнительно снижает затраты. Долговечность: при низкой нагрузке срок службы пластиковых передач часто превышает срок службы металлических конструкций. Тип модификации зависит от ожидаемой формы повреждения, такой как износ, усталость, сдвиг или изгиб.

Комбинация пластиковых модификаторов, обеспечивающая оптимальный баланс трения и износа, прочности и усталостной стойкости во всем температурном диапазоне, может увеличить срок службы. Химическая стойкость: по сравнению с большинством металлов пластмассы обладают большей устойчивостью к коррозионному воздействию многих химических веществ.

Подвергая сталь одной и той же марки различной термической обработке, можно получить различные её механические свойства, поэтому с целью сокращения номенклатуры материалов для шестерни и колеса передачи обычно применяют одну и ту же сталь разной термической обработки, при этом следует учитывать, что в правильно спроектированной зубчатой паре соотношение твердостей активных поверхностей зубьев шестерни и колеса не может быть выбрано произвольно – при Н ≤ 350 НВ твердость шестерни назначается больше твердости колеса, причем разность средних твердостей рабочих поверхностей зубьев составляет (20–50)НВ. Рекомендуется использование следующих сочетаний:

Снижение веса: пластмассы имеют меньшую плотность, чем металлы, даже если они усилены стеклянными волокнами или другими материалами. Передача является стандартным элементом в технологии привода, но отнюдь не товарным продуктом. Различные материалы, варианты, качества и производственные процессы делают шестерни проверенными специалистами, такими как Генрих Хёнер, если они должны выполнять свои функции прочно и точно на протяжении многих лет. Это относится к стандартным колесам, а также к индивидуальным решениям, выполненным на чертежах.

I – стали, одинаковые для колес и шестерни, марок: 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ, 45ХЦ. ТО колеса – улучшение, твердость 235..262 НВ. Термическая обработка шестерни – улучшение, 269…302 НВ;

II – стали, одинаковые для колес и шестерни, марок: 40Х, 40ХН, 35ХМ, 45ХЦ. ТО колеса – улучшение, 235..262 НВ. Термическая обработка шестерни – улучшение и закалка с нагревом ТВЧ, 45…56 HRC э;

Механизмы - измельченные, измельченные или набитые

Наша производственная программа включает шестерни для различных применений. Мы производим колеса для вас в соответствии с вашими требованиями - путем фрезерования, шлифовки или налета. Таким образом, мы предлагаем колеса в разных модулях и разных диаметрах: фрезерованные с любым коническим или сферическим углом спирали, шлифование с углом спирали 0 - 45 ° или толкаемое и только прямое зубчатое.

Другие высококачественные приводные элементы

Мы изготавливаем прецизионные детали в соответствии с образцами или чертежами из обрабатываемых материалов, функционально протестированными и готовыми к использованию - как одноразовые, так и серийные. Кроме того, обеспечивается постоянное высокое качество.

III – стали, одинаковые для колес и шестерни, марок: 40Х, 40ХН, 35ХМ, 45ХЦ. Термическая обработка колеса и шестерни – улучшение и закалка с нагревом ТВЧ, 45…56 HRC э;

IV – стали, одинаковые для колес и шестерни, марок: 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А, 25ХГМ. Термическая обработка колеса и шестерни одинаковые – улучшение, цементация и закалка, 56…63 HRC э.

Есть ли у вас какие-либо дополнительные вопросы о производстве ваших специальных передач или вы заинтересованы в наших других элементах привода, таких как звездочки или? Затем свяжитесь с нами по телефону или электронной почте. Мы также перезвоним. Угол спирали произвольно конический, выпуклый. . Передача представляет собой элемент машины в виде колеса с равномерно распределенными зубьями. Передача передач состоит из двух или трех парных передач. Они вращаются с валами, на которых они установлены, или на осях, на которых они установлены.

В этом случае вращательное движение шестерни передается на другую или на стойку зубчатой ​​сеткой. Когда два наружных зубчатых колеса изменяют направление вращения, с третьей шестерней между ними он остается. Скорость или крутящий момент могут быть увеличены или уменьшены на разный размер зубчатых колес.

Зубья колес при НВ> 350 нарезают до термообработки, а доводочные операции (шлифование, хонингование) выполняют после термообработки с целью устранения коробления (деформации) зубьев.

Таблица 3.1.1

Механические характеристики сталей марок, наиболее часто используемых

для изготовления зубчатых колес

Червяк, вал-шестерня Колесо D=d a +6 мм D=d ae +6 мм S=c или S=δ
Марка стали Диаметр D , мм Ширина S , мм Твердость Предел Термическая обработка
сердце- вины (НВ) поверх- ности (HRC э ) прочнос- ти σ в текучес- ти σ Т
МПа
Поковка или штамповка
40Х 40Х 40Х 35ХМ 35ХМ 35ХМ 40ХН 40ХН 40ХН 50ХН 20ХН2М 18ХГТ 12ХН3А 25ХГМ 40ХН2МА Любой « Любая « 163…192 179…207 235…262 269…302 235…262 269…302 269…302 235…262 269…302 269…302 235…262 269…302 269…302 269…302 300…400 300…400 300…400 300…400 269…302 – – – – – – 45…50 – – 48…53 – – 48…53 50…56 56…63 56…63 56…63 56…63 50…56 Нормализация « Улучшение « « « Улучшение + закалка при нагреве ТВЧ Улучшение « Улучшение + закалка при нагреве ТВЧ Улучшение « Улучшение + закалка при нагреве ТВЧ « Улучшение + цементация + закалка То же « « Улучшение + азотирование
Стальная отливка
35Л 45Л 50ГЛ Любой Любая 163…207 207…235 235…262 – – – Нормализация Улучшение «
Примечание:при сплошных дисках колес S=b 2 .

Применяемые способы упрочнения:

Существуют универсальные типы зубчатых колес. Например, часто используются цилиндрические зубчатые колеса. В этом случае диск в цилиндрической форме полностью блокируется. Внешняя и внутренняя шестерня установлены на двух параллельных осях, из которых сформирована цилиндрическая шестерня. В общем, зубчатые шестерни представляют собой прямые или спиральные зубы, или это двойные спиральные зубы. Шпунтовые шестерни также могут комбинироваться со стойками, которые вместе образуют шпоночную передачу. Стойка движется по прямой линии и часто туда и обратно, так как их движение ограничено.

1) нормализация характеризуется низкой нагрузочной способностью, но хорошей прирабатываемостью зубьев колес и сохранением во времени точности, полученной при механической обработке. Стали – 35, 45, 35Л;

2) улучшение характеризуется теми же свойствами, что и при нормализации, но большей трудностью при нарезании зубьев из-за их большей твердости. Стали – 45, 40Х, 35ХМ, 40ХН, 45Л, 40ГЛ;

Другим типом шестерни является червячное колесо в сочетании с червем, оба из которых образуют червячный редуктор. Это используется, когда волны не пересекаются, но должны пересекаться. Червячное колесо может быть винтовым колесом. Зубчатые боковые поверхности червячного колеса полые, так что они касаются зубьев редуктора не только точечно, но и линейно. Червь спирально зубчатый и напоминает нить. Несколько зубов спирально намотаны вокруг цилиндра, одним поворотом соответствует один зуб.

В конических передачах оси не выровнены параллельно, а пересекаются - обычно с углом спирали 90 °. Основной формой является усеченный конус с зубчатой ​​боковой поверхностью. В конической коробке передач две спаренные конические шестерни совпадают в наконечнике, потому что их оси имеют общую точку пересечения. Кроме того, существует множество других типов редукторов, таких как звездочки, эллиптические колеса и гребенчатые колеса.

3) закалка токами высокой частоты (ТВЧ) характеризуется средней нагрузочной способностью при использовании достаточно простой технологии и плохой прирабатываемостью зубьев передачи из-за их повышенной твердости. Следует иметь в виду, что при модулях m ≤ (3..5) мм зуб прокаливается насквозь, что делает его хрупким. Для закалки таких зубчатых колес можно применять ТВЧ с самоотпуском. Например, для зубчатых колес коробок передач с модулем 3 мм, изготовленных из стали 40Х, рекомендуется нагрев со скоростью 30 о С в секунду в индукторе шинного типа с последующей закалкой в масле. Закалка колес с модулем m ≤ 3 затруднена. Следует также иметь в виду, что использование шестерни, закаленной при нагреве ТВЧ, и улучшенного колеса дает большую нагрузочную способность, чем улучшенная пара с той же твердостью колеса. Такая пара хорошо прирабатывается, и её применение предпочтительно, если нельзя обеспечить высокую твердость зубьев колеса. Используемые стали – 35ХМ, 40ХН, 50ХН, применение углеродистых сталей типа 45 недопустимо;

Зубчатые колеса из пластмассы

К ним относятся, например, винтовая передача и коническая передача. В случае с винтовыми приводами, с другой стороны, трогательные зубцы скользят дополнительно перпендикулярно плоскости профиля. Примерами винтовых редукторов могут быть червячные передачи с линейным контактом и винтовые цилиндрические зубчатые передачи с точечным контактом в осевой щели. Эвольвентное зубчатое колесо представляет собой наиболее важный тип зубчатого зацепления. Он используется, в частности, в автомобильной технике и машиностроении, поскольку он позволяет быстрому движению замедляться - и наоборот.

4) пламенная закалка – 35ХМ, 40ХН;

5) объемная закалка – 45, 40Х, 35ХМ, 40ХН;

6) цементация (насыщение поверхностных слоев колес углеродом) – с последующей закалкой повышает твердость рабочих поверхностей зубьев до HRC э 58…63, при глубине цементованного слоя не более 2 мм. Процесс выполнения цементации занимает много времени и дорог. Стали – 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХН3А;

Относительно низкие обратные люки обеспечивают привод пар колес с тем же трением в обоих направлениях. Так как линия действия является прямой линией, зубья нечувствительны к изменениям в расстоянии оси. Еще одним преимуществом эвольвентных зубчатых венцов является то, что шестерни относительно легки и недороги в изготовлении.

Для привода от медленного к быстрому используются циклоидные зубцы, например, с часами с механическим приводом. По сравнению с эвольвентными зубьями, при движении от медленного к быстрому происходит меньшее трение. Кроме того, циклоидальные зубы имеют зубы с более узкой ногой, что позволяет увеличить отношения в небольшом пространстве. Из-за большого зазора зубы устойчивы к пыли, но это также предотвращает бег вперед-назад. Процесс изготовления более сложный, потому что зубцы пары колес должны быть специально разработаны друг для друга.

7) газовая нитроцементация – 25ХГМ;

8) азотирование (мягкое) (насыщение поверхностных слоев колес азотом) обеспечивает твердость такую же, как и при цементации, но из-за небольшой толщины твердого слоя (0,1…0,6 мм) зубья становятся чувствительными к перегрузкам и непригодными в условиях абразивного изнашивания. Степень коробления при азотировании очень мала, поэтому такую термообработку целесообразно применять, когда трудно выполнить шлифование зубьев. Стали – 40Н2МА, 38ХМЮА или ее заменители 38ХВЮА, 38ХЮА.

Это круглые дуговые зубцы с полукруглыми зубами, которые участвуют в сводчатых зазорах. Теоретически, радиус пространства зуба и зуба идентичен, практически радиус зазора зуба больше. Для постоянной передачи движения требуется косые зубцы - охват профиля невозможен.

Для себестоимости производства это замечательно, особенно для колеса и сопряжения различных зубчатых передач. Взаимодействие между передачами возможно только в том случае, если их соответствующий модуль имеет одинаковый размер. Модуль представляет собой размер зацепления и является решающим для расчета размера зуба шестерни. Модуль определяется как отношение расстояния до соседнего зуба и номера круга. Альтернативно, более иллюстративное соотношение может быть рассчитано на основании диаметра зубчатого колеса или диаметра тангажа, деленного на количество зубьев.

При проектировании передачи следует учитывать, что чем выше твердость рабочей поверхности зубьев, тем выше допускаемые напряжения и тем меньше размеры передачи.

Заготовки для колес получают ковкой, штамповкой и литьем. Стальное

литье обладает пониженной прочностью, поэтому его используют обычно для колес больших размеров, работающих в паре с кованой шестерней.

При изготовлении шестерен возможно использование каждого модуля. В зависимости от зацепления имеются соответствующие модульные типы. Вычисление, упомянутое выше, представляет собой, например, нормальный модуль. Зубчатая поверхность перпендикулярна боковым линиям, а нормальная площадь сечения пространственно изогнута. Другим примером является модуль лба, в котором зубчатая поверхность перпендикулярна торцевой поверхности колесной оси. Модуль лба вычисляется так же, как и нормальный модуль, если зубчатые передачи в настоящее время зубчатые.

Выбор материала зубчатых колес зависит от назначения передачи и условий ее работы. Чаще всего применяют стали, реже чугуны и пластмассы.

Стали. Основными материалами для изготовления зубчатых колес силовых передач служат термически обрабатываемые стали.

В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев после термообработки зубчатые колеса можно условно разделить на две группы.

Конструкции колес зубчатых передач

При перекосе угол спирали включен в расчет модуля. При изготовлении зубчатых колес возможны четыре типа: формование, реорганизация, механическая обработка и фрезерование свободной формы. Первый часто используется на менее нагруженных колесах, например, при литье пластмассовых шестерен или при пробивке металлических колес, если точность не является критичной. При производстве сверхмощных колес требуются процессы обработки и формовки, которые обеспечивают более высокую точность.

Зубчатые колеса из чугуна

В случае шлифования профиля, в свою очередь, требуются различные инструменты или шлифовальный круг должен быть одет на бок зуба перед первым использованием. В каждом случае может быть сделан только один зазор зуба - поэтому это частичный процесс. После зубьев зубчатые колеса часто затвердевают или размываются, чтобы дополнительно защитить их от износа. Между тем, фрезерное формование используется чаще. Для этой цели используются непромокаемые инструменты из твердого карбида, в результате чего использование типичных инструментов для зубьев отсутствует.

Первая группа - зубчатые колеса с твердостью поверхностей зубьев Н < 350 НВ. Материалами для колес этой группы служат углеродистые стали марок 40, 45, 50Г, легированные стали марок 40Х, 45Х, 4QXH и др. Термообработку - улучшение - производят до нарезания зубьев. Твердость сердцевины зуба и его рабочей поверхности для улучшенных


колес одинакова. Колеса при твердости поверхностей зубьев Н<350 НВ хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению. При­меняют в слабо- и средненагруженных передачах. Область применения улучшенных зубчатых колес сокращается.

Твердость шестерни прямозубой передачи рекомендуется принимать на (25...30) НВ больше твердости колеса. Это способствует прирабаты­ваемое™, сближению долговечности шестерни и колеса, повышению сопротивления заеданию зубчатых колес.

Для косозубых передач твердость рабочих поверхностей зубьев шес­терни желательна по возможности большая, так как с ее ростом уве­личивается несущая способность передачи по критерию контактной прочности.

Если в прямозубой передаче в процессе зацепления пары зубьев контактная линия зацепления движется параллельно основанию зуба, то в косозубой передаче контактная линия зацепления наклонена к основанию зуба и проходит одновременно по поверхностям головки и ножки зубьев. Ножки зубьев обладают меньшей стойкостью против выкрашивания, чем головки, так как у них неблагоприятное сочета­ние направления скольжения и перекатывания зубьев (см. рис. И.21). Следовательно, ножка зуба колеса, работающая с головкой зуба ше­стерни, начнет выкрашиваться в первую очередь. При этом вследствие наклона контактной линии нагрузка (полностью или частично) пере­дается на головку зуба колеса, работающую с ножкой зуба шестерни. Слабая ножка зуба колеса разгружается, и выкрашивание уменьшается. Дополнительная нагрузка ножки зуба шестерни не опасна, так как она изготовлена из более стойкого материала. Применение высокотвердой шестерни позволяет дополнительно повысить нагрузочную способность косозубых передач до 30 %.

Повышение твердости достигают применением различных методов поверхностного упрочнения.

Вторая группа - колеса с твердостью рабочих поверхностей Н > 45 HRC (Н > 350 НВ). При Н > 350 НВ твердость материала измеряется по шкале HRC. Высокая твердость поверхностных слоев материала при сохранении вязкой сердцевины достигается применением поверхностного терми­ческого или химико-термического упрочнения: поверхностной закалки, цементации и нитроцементации с закалкой, азотирования.

Поверхностная закалка зубьев с нагревом токами высокой частоты (ТВЧ) целесообразна для зубчатых колес с модулем > 2 мм. При малых мо­дулях мелкий зуб прокаливается насквозь, что приводит к короблению и делает зуб хрупким. Для закалки ТВЧ применяют стали марок 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ.

Цементация (поверхностное насыщение углеродом) с последующей закалкой наряду с большой твердостью поверхностных слоев обеспе­чивает и высокую прочность зубьев на изгиб. Для цементации приме­няют стали марок 20Х, 12ХНЗА, 18ХГТ.

Азотирование (насыщение азотом) обеспечивает особо высокую твердость поверхностных слоев зубьев. Оно сопровождается малым

короблением и позволяет получать зубья высокой точности без дово­дочных операций. Азотированные колеса не применяют при ударных нагрузках (из-за опасности растрескивания тонкого упрочненного слоя) и при работе в загрязненной абразивом среде (из-за опасности исти­рания). Для азотируемых колес применяют стали марок 38Х2МЮА, 40ХНМА.

Зубья колес с твердостью Н > 45 HRC нарезают до термообработки. Отделку зубьев производят после термообработки.

Передачи с твердыми (Н > 45 HRC) рабочими поверхностями зубьев плохо прирабатываются и обеспечивать в этих передачах разность твердостей зубьев шестерни и колеса не требуется.

Выбор марок сталей для зубчатых колес. Без термической обработ­ки механические характеристики всех сталей близки, поэтому приме­нение легированных сталей без термообработки нерационально.

Прокаливаемость сталей различна: высоколегированных - наиболь­шая, углеродистых - наименьшая. Стали с плохой прокаливаемостью при больших сечениях заготовок нельзя термически обработать до высокой твердости. Поэтому марку стали для зубчатых колес выбирают с учетом размеров их заготовок (поковок). Окончательно решить вопрос о пригодности заготовки можно после проведения прочностных расче­тов и определения геометрических размеров зубчатой передачи.

На рис. 12.1, a - в показаны эскизы заготовок червяка, вала-ше­стерни и колеса с выемками.

Характеристики механических свойств сталей, применяемых для изготовления зубчатых колес, после термообработки приведены в табл. 12.1.

При поверхностной термической или химико-термической обработ­ке зубьев механические характеристики сердцевины зуба определяет пред­шествующая термическая обработка (улучшение).

Из табл. 12.1 видно, что характеристики сталей зависят не только от химического состава и вида термообработки, но и от предельных размеров заготовок.

Расчетные размеры заготовки D заг и S заг (см. рис. 12.1) не должны превышать предельных значений D и S, приводимых в табл. 12.1.

Применяют следующие стали и виды термической обработки (ТО):

Таблица 12.1. Механические характеристики сталей для изготовления зубчатых колес и других деталей

Марка стали Термообработка Предельные размеры заготовки, мм Твердость зубьев Механические характеристики, Н/мм 2
D S сердцевины поверхности σ в σ т σ -1
40Л Нормализация Л юбые I63...207HB 163...207 НВ
Улучшение Улучшение 125 80 80 50 235. .262 НВ 269...302 НВ 235. .262 НВ 269..302 НВ 780 890 540 650 335 380
40Х 200 125 125 80 125 80 235...262 НВ 269. .302 НВ 269...302 НВ 235...262 НВ 269. .302 НВ 45...50 HRC 790 900 640 750 375 410
40ХН 35ХМ Улучшение Улучшение Улучшение и закалка ТВЧ 315 200 200 125 200 125 235...262 НВ 269...302 НВ 269...302 НВ 235...262 НВ 269...302 НВ 48...53HRC 800 920 630 750 380 420
40ХНМА Улучшение и азотирование 125 80 269...302 НВ 50...56 HRC
20Х 20ХНМ 80ХГТ Улучшение, цементация и закалка 200 125 300...400 НВ 56...63HRC

I - 45, 40Х, 40ХН,
улучшение, твердость 269...302 НВ;

II - марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН,
35ХМ. ТО колеса - улучшение, твердость 235...262 НВ. ТО шестерни -
улучшение и последующая закалка ТВЧ, твердость 45...50 HRC,
48...53 HRC и др. (зависит от марки стали);

III- марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН, 35ХМ. ТО колеса и шестерни одинакова - улучшение и последующая закалка ТВЧ, твердость 45...50 HRC, 48...53 HRC и др. (зависит от марки стали);

IV - марки сталей различны для шестерни и колеса. Для колеса: 40Х, 40ХН, 35ХМ; ТО -улучшение и последующая закалка ТВЧ, твердость 45...50 HRC, 48...53 HRC и др. (зависит от марки стали).

Марки сталей для шестерни: 20Х, 20ХНМ, 18ХГТ. ТО шестерни - улучшение, затем цементация и закалка; твердость 56...63 HRC.

V - марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 20Х, 20ХНМ,
18ХГТ. ТО колеса и шестерни одинакова - улучшение, затем цемента­
ция и закалка; твердость 56...63 HRC.

Несущая способность зубчатых передач по контактной прочности тем выше, чем выше поверхностная твердость зубьев. Поэтому целесо­образно применение поверхностного термического или химико-терми­ческого упрочнения. Эти виды упрочнения позволяют в несколько раз повысить нагрузочную способность передачи по сравнению с улучшен­ными сталями.

Однако при назначении твердости рабочих поверхностей зубьев следует иметь в виду, что большей твердости соответствуют более сложная технология изготовления зубчатых колес и небольшие размеры передачи (что может привести к трудностям при конструктивной раз­работке узла).

Стальное литье. Применяют при изготовлении крупных зубчатых колес (J„>500 мм). Марки сталей - 35Л...55Л. Литые колеса подверга­ют нормализации.

Чугуны. Применяют при изготовлении зубчатых колес тихоходных открытых передач. Марки чугунов - СЧ20...СЧ35. Зубья чугунных колес хорошо прирабатываются, могут работать при скудном смазывании. Имеют пониженную прочность на изгиб, поэтому габариты чугунных колес значительно больше, чем стальных.

Пластмассы. Применяют в быстроходных слабонагруженных переда­чах для шестерен, работающих б паре с металлическими колесами. Зубчатые колеса из пластмасс отличаются бесшумностью и плавнос­тью хода. В высоконагруженных передачах неработоспособны. Наиболее распространены текстолит (марок ПТ и ПТК), капролон, полиформ­альдегид, фенилон.

Проходя зону зацепления, при работе передачи зубья подвергаются циклическому нагружению. При этом на контактирующих поверхно­стях зубьев действует нормальная к ним сила F„ (см. рис. 13.1) и сила трения. Для каждого зуба напряжения изменяются во времени по преры­вистому отнулевому циклу (см. рис. 2.6). Повторно-переменные напряже­ния являются причиной усталостного разрушения зубьев - их поломки или выкрашивания рабочих поверхностей. Скольжение и силы трения в зацеплении вызывают изнашивание и заедание зубьев.

Поломка зубьев. Это наиболее опасный вид разрушения. Излом зу­бьев является следствием действующих в зубьях повторно-переменных напряжений изгиба или перегрузки. Усталостные трещины (см. рис. 13.3) образуются у основания зуба на той стороне, где от изгиба возникают наибольшие напряжения растяжения. Прямые короткие зубья выламы­ваются полностью по сечению у основания зуба. При усталостном разрушении на теле колеса после излома остается вогнутая, а при поломке вследствие перегрузки - выпуклая поверхность. Зубья шев­ронных и широких косозубых колес разрушаются по наклонному се­чению (рис. 12.2, а).

Повышению прочности зуба способствуют: увеличение модуля, сниже­ние концентрации напряжений в основании зубьев, применение модифика­ции, повышение прочности материала колес, повышение точности изго­товления и монтажа передачи.

Для предупреждения усталостной поломки зубьев проводят расчет на прочность по напряжениям изгиба о>. Индекс F приписывают всем


Рис. 12.2. Виды разрушения зубьев

параметрам, связанным с расчетом по напряжениям изгиба, который выполняют для основания ножки (Foot) зуба.

Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев. Это основ­ной вид разрушения зубьев для большинства закрытых хорошо смазыва­емых передач. Является следствием действия повторно-переменных кон­тактных напряжений а н (см. рис. 2.6). Индекс Н приписывают всем параметрам, связанным с расчетом по контактным напряжениям. Раз­рушение начинается на ножке зуба вблизи полюсной линии, где дей­ствуют наибольшая нагрузка (зона однопарного зацепления) и боль­шая сила трения (вблизи полюса минимальные скорости скольжения, см. § 11.9), способствующая образованию микротрещин на поверхно­сти зубьев (см. рис. 2.7). Развитию трещин способствует расклиниваю­щий эффект смазочного материала, попавшего в трещины зубьев. Развитие трещин приводит к выкрашиванию частиц материала с по­верхности, образованию мелких ямок (рис. 12.2, б), переходящих затем в более крупные раковины. При выкрашивании нарушаются условия образования сплошной масляной пленки (масло выжимается в ямки), что приводит к быстрому изнашиванию и задиру зубьев. Возрастают динамические нагрузки, шум, повышается температура.

Выкрашивание может быть ограниченным и прогрессирующим. Огра­ниченное выкрашивание наблюдается на участках с концентрацией на­пряжений. В колесах из хорошо прирабатывающихся материалов такое выкрашивание после приработки прекращается, не отражаясь на ра­боте передачи. Опасно прогрессирующее выкрашивание, постепенно по­ражающее всю рабочую поверхность ножек зубьев.

Предотвращению выкрашивания способствует повышение твердости поверхности зубьев, уменьшение шероховатости рабочих поверхностей, мо­дификация профиля, правильный выбор сорта масла. Для предупреждения усталостного выкрашивания зубьев проводят расчет на прочность по контактным напряжениям с н.

В открытых передачах выкрашивания не происходит, так как изна­шивание поверхности зубьев опережает развитие усталостных трещин.

Изнашивание зубьев. Это основной вид разрушения зубьев открытых передач и передач с твердосмазочными покрытиями. По мере изнашива­ния зуб утончается (рис. 12.2, в), ослабляется его ножка, увеличиваются зазоры в зацеплении, что приводит к потере кинематической точности

и в конечном счете - к поломке зубьев. Разрушению зубьев предшест­вует возникновение повышенного шума при работе передачи. Изнашива­ние можно уменьшить защитой от попадания абразивных частиц, по­вышением твердости и понижением шероховатости рабочих поверхно­стей зубьев, уменьшением скольжения зубьев путем модификации.

Заедание зубьев (см. § 10.3) заключается в приваривании частиц материала одного зуба к другому вследствие разрушения смазочной пленки и местного повышения температуры в зоне контакта. Образо­вавшиеся наросты на зубьях задирают рабочие поверхности сопряжен­ных зубьев, бороздя их в направлении скольжения (рис. 12.2, г). Заеда­ние зубьев предупреждают повышением твердости, понижением шеро­ховатости рабочих поверхностей зубьев, применением модификации, подбором противозадирных масел.

При работе зубчатой передачи зубья, входя поочередно в зацепле­ние, подвергаются нагружению по прерывистому отнулевому циклу (см. рис. 2.6). Если параметры цикла неизменны во времени, то режим нагружения называют постоянным.

Большинство зубчатых передач работает в условиях переменных ре­жимов нагружения, которые задают циклограммой, т. е. графиком изме­нения вращающего момента Т во времени (рис. 12.3, а).

Исследованиями установлено, что при всем многообразии цикло­грамм моментов их можно приближенно свести к шести стандартным типовым режимам нагружения.


При вычерчивании графиков типовых режимов нагружения факти­ческую циклограмму (см. рис. 12.3, а) заменяют упорядоченной цик­лограммой (см. рис. 12.3, б), на которой вращающие моменты Т i , дей­ствующие в течение требуемого ресурса N K , располагают последова­тельно в порядке убывания их значений. Затем строят эту циклограмму в относительных координатах T j /T max , ΣN,/N K и полученную ступенча-

Рис. 12.4. Типовые режимы нагружения

тую циклограмму заменяют плавной огибающей кривой. Так получают графическое изображение шести типовых режимов нагружения, кото­рые на рис. 12.4 обозначены: 0 - постоянный; I -тяжелый; II -сред­ний равновероятный; III - средний нормальный; IV -легкий; V - особо легкий.

На рис. 12.4: 7) - текущее значение вращающего момента; T m ах - максимальный из вращающих моментов; ΣN i - суммарное число цик­лов нагружения при работе с моментами, равными Т i ; N k - число циклов нагружения за расчетный срок службы передачи (требуемый ресурс).

0 - постоянный режим нагружения - является наиболее тяжелым. Его принимают за расчетный для неопределенных режимов нагруже­ния (например, редуктор общего назначения может быть использован в различных условиях). К режимам постоянного нагружения относят режимы с отклонениями до 20 %. При этом за расчетную принимают нагрузку, соответствующую номинальной мощности двигателя.

1 -тяжелый режим нагружения - характерен для машин, которые работают большую часть времени с нагрузками, близкими к номи­нальным, например для горных машин.

II - средний равновероятный режим нагружения - характерен для
машин, которые работают одинаковое время при всех значениях на­
грузок, например для транспортных машин.

III - средний нормальный режим нагружения - характерен для ма­шин, которые работают большую часть времени при средних на­грузках, например для достаточно интенсивно эксплуатируемых ма­шин.

IV -легкий режим нагружения - характерен для машин, которые работают большую часть времени с нагрузками ниже средних, напри­мер для широко универсальных металлорежущих станков.

V -особо легкий режим нагружения - характерен для машин, ко­торые работают большую часть времени с малыми нагрузками, например для металлорежущих станков.

В расчетах зубчатых передач на выносливость фактический перемен­ный режим нагружений заменяют эквивалентным (по усталостному воздействию) постоянным режимом.

Остановимся на основных понятиях об эквивалентных режимах ра­боты. Предположим, что зубья зубчатого колеса работают в переменном режиме нагружения, имеющем несколько ступеней, и на каждой i-й ступени испытывают N i циклов нагружения. Экспериментально установ­лено, что разрушение зубьев при действии циклических напряжений происходит после ΣN i циклов нагружений в результате постепенного накопления в материале повреждений (например, в виде микротрещин). Опытом установлено, что при работе на нескольких ступенях на­гружения повреждения продолжают независимо нарастать по закону прямой и поэтому их можно линейно суммировать.

Эквивалентные числа циклов нагру­жения N HE и N FE при расчете на кон­тактную и изгибную прочность опре­деляют соответственно по формулам:

где коэффициенты эквивалентности:




здесь q F - показатель степени уравнения кривой усталости (см. § 2.3): для нормализованных и улучшенных колес g F =6, для закаленных и поверхностно упрочненных зубьев q F =9.

Требуемый ресурс N K рассчитываемого зубчатого колеса в циклах при частоте вращения п, мин", и времени работы L k , ч:

где n 3 число зацеплений зуба рассчитываемого колеса за один его

оборот (численно равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым).

Значения коэффициентов эквивалентности μ H и μ F для типовых режимов нагружения приведены в табл. 12.2.

Таблица 12.2. Характеристики типовых режимов нагружения