Масляный фильтр – выбираем правильный! Салонный воздушный фильтр. Как загрязняется масло

26.10.2012 в 12:10

Это устройство было изобретено в 1923 году Эрнестом Свитлендом и Джорджом Х. Гинхалдом.

Первоначально масляные фильтры выпускались неполнопоточными. Таковыми они назывались по причине того, что через корпус очистительного устройства смазочная жидкость проходила не в полном объеме. В него попадала лишь небольшая часть масла, а гораздо больший процент протекал в двигатель напрямую. Срок службы таких моторов был недолгим. Ведь их жизненно важные части оказывались загрязненными и повреждались.

Через двадцать лет, когда эксплуатация неполнопоточных фильтров уже достаточно испортила жизнь многим автомобилистам, появились первые устройства, полностью очищающие масло.

В ходе их эксплуатации выяснилось, что для полноценной работы некоторых двигателей необходимо, чтобы объем масла вкупе с его давлением не превышал определенных величин. Таким образом, появились системы внутреннего сгорания, где применяются оба типа фильтров.

Нефтехимическая промышленность позже перешла на производство чистых масел, которые сами по себе уже не могли загрязнить двигатель до такой степени, чтобы вызвать его поломку либо полное разрушение.

Типы масляных фильтров

Существует множество масляных фильтров для легковых автомобилей. Среди наиболее распространенных – устройства механического типа.

Производятся они в виде сменных картриджей. По мере необходимости последние могут извлекаться из главного корпуса фильтра и заменяться новыми. Также существуют одноразовые фильтры, для которых не предусмотрено сменных картриджей.

Подобного рода очистители масла применяются в системах объемного гидропривода.

Встречаются бумажные, сетчатые, войлочные, проволочные, пластинчатые фильтры. Причем бумажные и войлочные очистители принадлежат к устройствам тонкой степени фильтрации. А вот сетчатые, пластинчатые и проволочные обеспечивают только среднюю, а иногда лишь исключительно грубую очистку смазочной среды.

Существуют и магнитные версии фильтров. В их конструкции для удаления из масляной массы ферромагнитных загрязнителей применяется магнит. Также создаются гравитационные устройства, работающие на осаждение частиц под воздействием силы тяжести.

Степени фильтрации масла

Оценка степени фильтрации масла происходит по двум параметрам. Один именуется номинальной тонкостью, другой – абсолютной тонкостью очистки.

Под номинальной тонкостью фильтрации понимают размер разного рода частиц, которые могут оказаться в потоке масла и на 95% удерживаются фильтром. Абсолютная тонкость фильтрации подразумевает такой размер частиц, которые очиститель может удержать на 100%.

Сегодня в нашей стране и во многих соседних качество работы масляных фильтров оценивается по номинальной тонкости фильтрации. Таким образом, в автомобильной технике степень тонкости работы большинства очистительных устройств в системах гидропровода составляет от 25 до 40 мкм.

В качестве дополнения отметим, что в авиационной технике требования к очистке масел значительно жестче. В системах летательных аппаратов номинальная тонкость очистки фильтров должна составлять максимум 5 мкм. И чем меньше величина, тем, разумеется, лучше и безопаснее будет осуществляться работа реактивных двигателей.

Совместимость масляных фильтров

Рынок масляных фильтров для современных автомобилей весьма разнообразен. Примечательно, что отдельные модели и виды фильтров подходят для эксплуатации на абсолютно разных машинах.

В каталогах производителей зачастую указывается, что один и тот же масляный фильтр одновременно может устанавливаться, к примеру, на Hyundai, Fiat и Mazda.

Встречаются и варианты, когда производители авто рекомендуют ставить на свою марку конкретные маслоочистители. Но ныне подобные ситуации редки.

Как правило, в момент приобретения фильтра проверяется возможность его применения на конкретном автомобиле с использованием информации из каталога. И данные действия абсолютно верны, поскольку очистители могут отличаться не только своими функциональными особенностями, но и размерами. Монтируются и демонтируются фильтры довольно просто. А вот разница в диаметрах гнезда, куда фильтр вставляется, и самого корпуса, а также в других характеристиках зачастую бывает существенна. Встречаются также масляные фильтры, предназначенные для использования только на одной конкретной марке автомобиля.

Конструкция масляного фильтра

Большинство современных масляных фильтров представляют собой неразборные конструкции, состоящие из металлического корпуса, внутри которого и находится фильтрующий элемент. Там же располагается и защитный клапан, задача которого заключается в устранении из моторных масел посторонних частиц.

Масляные фильтры оборудуются перепускным и противодренажным клапанами. Перепускной клапан срабатывает, когда масло не может пройти свободно сквозь особый очищающий элемент. Это происходит по причине сильного загрязнения либо повышенной вязкости при отрицательной температуре окружающего воздуха. Противодренажный клапан устанавливается на входе и открывается при работе ДВС. После того как мотор будет остановлен, клапан фильтра закрывается, благодаря чему внутри него удерживается смазывающая масса.

Особенности устройства масляного фильтра. Составные элементы

Самая главная составная часть устройства – фильтрующий элемент. В качественных образцах он изготавливается из особого губчатого материала. Но зачастую его роль выполняют бумажные прослойки, надежно закрепленные внутри корпуса. Диаметры фильтроэлементов в большинстве моделей одинаковые, а вот уровни их высоты слегка отличаются. Следует добавить, что высота зависит также от пружины, которая прижимает очиститель внутри корпуса.

У разных производителей отличаются методы крепления бумажных фильтроэлементов. Некоторые компании данные части приклеивают, иные крепят при помощи металлических скоб. Последний способ более надежен, потому как гарантирует, что бумага, через которую проходит масляный поток, не разорвется в момент, когда внутри очистителя будет повышено давление.

Следующей немаловажной составной частью масляных фильтров является перепускной клапан. Он необходим для того, чтобы в момент запуска двигателя в сильный мороз незагустевшая часть масла поступила в мотор, обойдя фильтрующий элемент.

Предусмотрено это для того, чтобы двигатель некоторое время действовал на неочищенном масле, что лучше, чем без него.

Сегодня на рынке встречаются некоторые образцы масляных фильтров, изготовленные без перепускного клапана. Как правило, такие устройства принадлежат к категории самых дешевых.

Принцип работы перепускного клапана заключается в следующем: внутри корпуса находится плоская витая пружина, которая открывает потоку масла дорогу в мотор. У отдельных моделей фильтров данная пружина находится снаружи, что может привести к перекосу клапана и затруднить его возврат в нормальное положение. Также существует угроза того, что масло будет поступать в двигатель долгое время, минуя фильтроэлемент.

Как правило, при изготовлении фильтров существуют стандарты, касающиеся степени жесткости пружины и материалов, из которых устроен клапан. В большинстве марок пружина производится не из металла, что помогает исключить замерзание клапана при сильном морозе, из-за чего он может не работать.

В большинстве современных масляных фильтров установлена пластинчатая пружина. Несколькими годами ранее применялись цилиндрические пружины, но таковые занимали много места. Впрочем, это был единственный недостаток данных элементов.

Противодренажный клапан представляет собой резиновое колечко с широкими краями. Они закрывают отверстия в чашке фильтра, не позволяя маслу вытекать наружу в момент, когда давление в системе падает.

Данный клапан должен обладать устойчивостью к различным температурам и эластичностью. В качественных фильтрах он плотно прилегает к корпусу.

Клапан, выполненный из силикона, считается самым лучшим, поскольку сохраняет свои свойства даже в неблагоприятных условиях. Благодаря ему масло не будет вытекать из корпуса.

Крышка фильтра. У маслоочистителей оригинального исполнения она завальцована. У копий известных марок заварена. Последний вариант хуже тем, что многочисленные точки сварки зачастую нарушают герметичность, из-за недостатка которой нарушается нормальная работа противодренажного клапана.

Встречаются фильтры, на корпусе которых в местах присоединения к крышке имеются специальные грани. Благодаря им при установке устройства на его место не возникает опасности проворачивания корпуса.

Уплотнительное кольцо. Оно выполнено из резины и, несмотря на то, что так называется, может встречаться в круглом либо прямоугольном исполнении. На деле же форма не столь важна. Главное, чтобы материал обладал достаточной степенью эластичности.

Масляные фильтры проходят антикоррозийную обработку и покрываются антигальваническим составом. Все эти действия производители выполняют, чтобы увеличить степень надежности устройства и продлить сроки службы, а также предотвратить образование электрических разрядов.

Средний срок замены моторного масла и, как следствие, фильтра наступает тогда, когда автомобиль проедет 10–15 тысяч километров.

Советы желающим приобрести масляный фильтр

Специалисты советуют обращать внимание на следующие составные элементы устройства: корпус фильтра, фильтрующий элемент, пружину, противодренажный клапан, крышку, уплотнительное кольцо и упаковку. По их внешнему виду и состоянию можно объективно судить о качестве очищающего устройства и непосредственно на месте решить, стоит или не стоит его покупать.

Желательно, чтобы на упаковке по-русски было написано наименование производителя с его координатами.

Корпус должен быть твердым, не поддаваться деформации от нажатия пальцами. Прочность ему необходима, поскольку он располагается на днище, соответственно, подвержен повреждению каким-либо твердым предметом, случайно вылетевшим из-под колеса или попавшим под днище машины. Кроме того, корпус должен выдерживать перепады давления, которые возникают в потоке масла особенно в холодную погоду.

Денис Барауля Автолюбитель

Масло стареет и теряет свойства, поэтому моторное масло требуется периодический менять. Во время работы двигателя внутреннего сгорания, при сжигании топлива образуются остаточные вещества - продукты сгорания и грязь, которые загрязняют двигатель. Что происходит с маслом? Углеводороды масла окисляются, присадки теряют свои свойства, загрязнение продуктами неполного сгорания топлива, износа деталей двигателя, охлаждающей жидкости, пыли... Хорошие масла, благодаря наличию в них эффективных присадок (моюще-диспергирующих), удерживают продукты разложения (окисления), сажу в объеме, сохраняют чистой внутреннею поверхность двигателя.

Сроки замены моторного масла : периодичность замены моторного масла указывается в километрах пробега транспортного средства, часах работы двигателя или расходе топлива.
Моторное масло меняют в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Моторное масло многие меняют по сезону - если вы применяете сезонное масло, то Вам необходимо выполнить замену летнего на зимнее моторное масло и зимнего на летнее по сезону.
В руководство по эксплуатации автомобиля указан рекомендуемый тип масла - по классификациям ACEA, API, производителя. Обращаем Ваше внимание на то, что обычно автопроизводитель указывает минимальные требования к моторному маслу.

Моторные масла по производителям:

; VAIVOUNE; РЕМСО; PENNASOL; ТНК; REPSOL YPF; Liqui Moly; MOBIL; HESSOL; ARECA; CHAMPION; TOTAL; MANNOL; TEXACO; BP; STATOIL; CEPSA; Shell...

Когда нужно менять масло?

Ещё вчера периодичность замены моторного масла для большинства легковых автомобилей - каждые 10 000 км . Но, в последнее время к пробегу автомобиля между заменами масла стали относиться, как к переменной величине. Почему? Время не стоит на месте, новые моторы, новые масла, фильтра... Так, например по официальным рекомендациям компании Volkswagen большинство моделей имеет переменный сроки технического обслуживания: бензиновый мотор от 15 000 до 30 000 км, V6-дизель от 15 000 до 35 000 км, R4-дизель от 15 000 до 50 000 км. (от года до двух), для остальных моделей предписаны чёткие интервалы, через каждые 15 000 * км масло 505.01.

Когда нужно менять масляный фильтр?

Замена масляного фильтра выполняется при каждой замене моторного масла. Масляный фильтр предназначен производить очистку моторного масла, это "сито", которое отфильтровывает и собирает твердые частицы грязи и металла. При засорении фильтра, срабатывает пропускной клапан - фильтр не выполняет свои функции и "грязь" циркулирует в масле по двигателю, повреждая двигатель!!!

Периодичность замены моторного масла, срок службы моторного масла?

Интервал замены моторного масла зависит от многих факторов: марка, модель автомобиля; применяемого моторного масла; состояние мотора (изношенность), режимов работы, эксплуатации (нагрузки на двигатель) и др. Чем больше степень изношенности мотора и чем сильнее были для него нагрузки (специальные машины, такси и т.д), тем меньше должен быть этот пробег. У легковых автомобилей периодичность замены моторного масла зависит от года выпуска и типа применяемого масла и может колебаться от 5000 до 50 000 км. У грузовых автомобилей от 10 000 до 120 000 км. Где искать? Откройте инструкцию по эксплуатации автомобиля, в ней указана марка соответствующая вашему автомобилю и класс качества масла.

Периодичность замены, интервал замены моторного масла зависит от многих факторов: сезон года, режим эксплуатации транспортного средства, качества гсм, применяемых при обслуживании расходных материалов. Большинство производителей автомобилей и моторных масел дают большое количество рекомендации по подбору, применению, замене, но основа, точка отсчета, если так можно сказать, при определении частоты замены моторного масла - условия эксплуатации. Акцент при сокращении рекомендуемого производителем интервала делается на условия эксплуатации автомобиля - «тяжелые условия» - срок замены главным образом завязан на них.

Автопроизводители и моторные масла.

BMW, Dailmer-Benz, GM, Volkswagen, Chrysler (Mopar), Ford и др. Такие масла - оригинальные масла стоят выше средней рыночной цены аналога. Причины - бренд качество, жесточайший контроль качества, гарантия от подделок.

Вторая часть автопроизводителей пошла другим путем - сотрудничество с крупными нефтехимическими компаниями: FIAT с Selenia; PSA Peugeot Citroen с Total (Esso); Renault с Elf.

Задерживать крупинки размером всего несколько микрон, при этом создавая минимальное сопротивление, - нелегко. Сегодня мы разберёмся, как функционируют масляные фильтры, на которые возлагается жизненно важная для мотора задача по сохранению чистоты смазки.

Принято считать, что современные моторы расходуют слишком много масла, хотя на самом деле всё происходит с точностью до наоборот. В первой половине прошлого века расход масла у ДВС измерялся в десятках литров на сто километров пути. Например, в 60-е годы, JAGUAR E- Type впечатлял расходом масла от 200 до 800 грамм на 100 километров, что полностью соответствовало заводским нормам. При этом мощностей завода не хватало, чтобы удовлетворить спрос покупателей на эту модель. Современные двигатели приучили автолюбителей путешествовать до 30 тысяч километров без доливки, и если мотор потребляет более 500 грамм масла на 1 тысячу километров пути, то это зачастую говорит о неисправности силового агрегата.

В любом случае, с развитием техники сформировалась общая тенденция: машины стали требовать значительно меньше внимания со стороны владельцев. Свечи зажигания способны отрабатывать до 100 тысяч километров без ущерба для своих характеристик, масло “longlife” впечатляет своим интервалом замены, технологичнее и долговечнее стали также масляные фильтры. Они, несмотря на простую внешнюю конструкцию, являются весьма сложными приспособлениями, от которых зависит ресурс мотора в целом. Свести к минимуму износ всех компонентов двигателя и обеспечить ему адекватный ресурс можно, только если в двигателе циркулирует чистая смазка. В нашем случае чистота означает освобождение жидкости от максимального количества посторонних частиц. Однако фильтрация должна происходить, создавая как можно меньшее сопротивление потоку масла, циркулирующему в смазочной системе. Здесь и кроется разница между качественными и некачественными фильтрами.

Как загрязняется масло?

Во-первых, твёрдые частицы могут попадать извне, например, во время проверки уровня масла щупом либо при доливке. Нежелательный осадок может сформироваться и внутри мотора из-за износа его компонентов, в результате окислительных процессов, химических реакций или даже поломки. Диаметр таких инородных тел, как правило, около 5 - 60 микрон. В дизельных моторах приходится иметь дело ещё и с мелкими частицами сажи, которые, к сожалению, имеют тенденцию к агрегации (слипанию). В моторах последних поколений всё чаще используется турбонаддув, элементы которого разогревают масло до критических температур. Кроме того, подшипники турбокомпрессора должны обладать высокой степенью выносливости, поэтому они изготавливаются из высококачественных антифрикционных материалов. Все эти аспекты повышают требования к чистоте масла.

Из чего изготавливают фильтрующий элемент масляных фильтров?

Когда речь заходит о фильтрации, первое, что приходит в голову - это ассоциация с кухонным ситом, через маленькие ячейки которого не могут пройти частицы большего размера. На самом деле ситуация намного сложнее. В масляных фильтрах сетки нет. Фильтрующий материал состоит из целлюлозных волокон, которые принято называть “бумажным фильтром”. Целлюлоза пропитана смолами в таком порядке, чтобы создалась структура с высокой пористостью. Однако в последние годы целлюлозу стали заменять синтетическими волокнами с порами еще меньшего диаметра. Этого удалось добиться, используя многослойную структуру с различной плотностью пор. Широкое распространение получили фильтрующие материалы смешанного типа, сделанные из комбинации целлюлозы и синтетических волокон. В любом случае, каждый тип материалов “перехватывает” посторонние твёрдые частицы, удерживая их в себе. Стоит отметить особый вклад синтетических волокон в технологию фильтрации. Они не только продемонстрировали повышенную устойчивость к загрязняющим веществам, но и улучшили механическую прочность фильтра.

Почему фильтр сложен в “гармошку”?

Чтобы иметь как можно большую активную поверхность, при этом сохраняя компактные размеры, фильтрующий элемент фильтра плиссируют в “гармошку”. В придачу ко всему, гидродинамическая форма такой поверхности уменьшает сопротивление потоку масла. У незагрязнённого, качественного фильтра разница давлений на входе и выходе должна иметь приемлемые значения - примерно 0,5 бар или меньше. Плиссировка увеличивает срок службы фильтрующего материала. Благодаря увеличению площади накопления фильтр может задержать большее количество инородных частиц прежде, чем сопротивление потоку станет чрезмерным.

Масляный фильтр в обязательном порядке оснащён перепускным (аварийным) клапаном, который открывается в случае, если фильтрующий элемент не в состоянии пропустить через себя поток масла. Таким образом, масло попадает в мотор, не проходя очистку. Это может случиться по нескольким причинам: а) если фильтрующий элемент загрязнён, т.е. уже накопил в себе слишком много инородных частиц; б) если масло ещё слишком вязкое после холодного пуска двигателя; в) если фильтрующий элемент изготовлен из слишком плотного материала. Как правило, перепускной клапан откалиброван под давление порядка 1 - 2,5 бар. Отдельного внимания заслуживает технология двойной складки типа “шеврон”. Благодаря ей удаётся ещё больше увеличить площадь фильтрующей поверхности при сохранении внешних размеров.

Какой тип масляного фильтра используете вы?

В течение нескольких десятилетий в основном использовались фильтры “SPIN-ON”, которые представляют собой металлический стакан и крепятся к двигателю простым завинчиванием. Но в последнее время автопроизводители чаще используют фильтры без металлических частей, т.е. картриджные. В этом случае перепускной клапан никогда не заменяется, так как он встроен в нишу мотора, куда завинчивается картридж. “Бумажный” фильтрующий элемент у обоих типов фильтров одинаковый. Разница в том, что “SPIN-ON” после истечения срока службы выбрасывается вместе со встроенным перепускным клапаном.


Выводы

Обеспечить достойную очистку масла, при этом сохраняя правильное давление в системе, может только качественный фильтрующий элемент, перепускной клапан которого откалиброван под правильное аварийное давление. Ведь масло не должно попасть в мотор слишком рано, не успев пройти через фильтр. В то же время клапан не должен препятствовать нормальной циркуляции потока. Чтобы продлить срок службы двигателя и максимально обезопасить себя от случаев, когда сам фильтр становится источником загрязнения, стоит обращать внимание на производителей, рекомендованных заводом-изготовителем вашего автомобиля, либо покупать фильтры известных, общепризнанных брэндов.

Вадим Усович специально для Автомалиновки