Леонид Гайдай – Операция «ы» и другие приключения Шурика – все самое интересное о режиссере и его фильмах. Первый парень на деревне: тюнингованная СМЗ С3А

«» – знаменитый, всеми любимый фильм, состоящий из 3 частей, которые объединены общим персонажем – Шуриком, которого блистательно сыграл Александр Демьяненко. В этой статье вы узнаете больше фактов про любимую киноленту, в том числе про:
;
;
;
.

Сложно поверить, но в 2015-м году кинолента отпраздновала свой полувековой юбилей. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » вышла в прокат 16 августа 1965-го. Съемки происходили в Москве и Одессе.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика: новеллы

Кинолента состоит из 3-х частей:
1. Напарник. Сюжет фильма закручивается вокруг отправленного на исправительные работы на стройплощадку хулигана Феди и его напарника Шурика. Изюминку этому дуэту добавляет тот факт, что причиной получения Федором 15 штрафных суток был именно конфликт с Шуриком. В первый же рабочий день на стройплощадке разворачивается сражение, в результате которого Шурик перевоспитывает хулигана и тунеядца.


2. Наваждение. Здесь Шурик предстает в образе готовящегося к сессии студента. В поисках конспекта он натыкается на нужный материал в трамвае у студентки Лиды. Зачитавшись и не обращая ни на что внимание, парочка добирается до дома, где продолжает чтение, даже не заметив друг друга. Сдав экзамен, Шурик встречается с Лидой вновь, но оказавшись у нее в доме, начинает смутно вспоминать знакомые звуки и детали.

3. Операция «Ы». Заведующий торговой базой, чтобы скрыть недостачу нанимает трио взломщиков (Трус, Балбес, Бывалый, уже знакомые по предыдущим фильмам Гайдая), целью которых является произвести мнимое ограбление. Но на беду сторожа-бабушку в ночь ограбления подменяет Шурик, который останавливает грабителей и рушит все планы заведующего.

Вначале сюжет состоял из двух рассказов под общим названием «Несерьезные истории», авторами которых были Морис Слободский и Яков Костюковский. До переработки сценария главный герой вначале занимался перевоспитанием мрачного типа, а затем был репетитором Илюши, который поступал в институт. Третью часть было решено добавить по ходу редактуры сценария, поскольку длины фильма было недостаточно, чтобы стать полнометражным. Финальный сюжет придумал сам Гайдай.
Первоначально фильм назывался «Смешные истории».

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: актеры

Главную роль в фильме сыграл Александр Демьяненко. На роль Шурика пробовалось более 100 кандидатов и среди них Евгений Петросян, Виталий Соломин, Александр Збруев и Валерий Носик (сыгравший в эпизоде со студентом-картежником в «Наваждении»). Было предложение отправлено и Андрею Миронову. Худсовет даже утвердил кандидатуру Носика, но Гайдай случайно увидев фото Александра Демьяненко, понял, что именно он будет идеальным Шуриком.

Кстати, вначале главного героя звали Владик, но режиссеру посоветовали изменить имя. Дабы не вызывать ассоциацию с Ильичом (Владик – Владлен – Владимир Ленин).

Основными партнерами Демьяненко в киноленте были Алексей Смирнов (Федор, «Напарник»), Наталья Селезнёва (Лида, «Наваждение»), Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин (Трус, Балбес, Бывалый, «Операция “Ы”»).

Приняли участие в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» актеры с не менее известными именами:
Михаил Пуговкин, Владимир Басов, Рина Зеленая и сам Леонид Гайдай.


Интересные факты про фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

На момент выхода фильма он был самым популярным в стране. За первый год его посмотрело 69.8 миллиона человек. В общем списке самых популярных в советском кинопрокате фильмов «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » занимает 7 место. Выше расположились и два других киноуспеха Гайдая: «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Для этой роли Александра Демьяненко покрасили в блондина. Прежде он был брюнетом.
Алексей Смирнов, помимо главной роли в «Напарнике», снялся и в заключительной части трилогии.
Михаилу Пуговкину вначале предлагали сыграть роль Феди, но он выбрал роль прораба, которым мог быть Владимир Высоцкий.
Наталья Селезнева получила роль благодаря тактическому ходу Гайдая. Он предложил девушке раздеться перед камерой, но та отказалась. Тогда режиссер сказал «вы мне, конечно, нравитесь, но, кажется, фигура у вас не очень». Это подействовало, девушка сняла платье и получила роль.

Начиная с этой ленты, во всех фильмах Гайдая звучит музыка Александра Зацепина.
Во многих городах СССР были установлены памятники на тему фильма. Чаще всего прообразом для них выбирали Шурика и Лиду.
Эта кинолента была седьмой работой Гайдая как режиссера и 4-й как сценариста.
Новелла «Наваждение» получила приз «Серебряный дракон Вавеля» краковского кинофестиваля.
Снег в новелле «Операция “Ы”» не настоящий. Его заменили ватой и нафталином.
В «Операции Ы» после смены номеров на машине Бывалого появляются дипломатические номера.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика цитаты

В фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » прозвучало множество ярких фраз. Некоторые стали крылатыми и применяются в обиходе и поныне:

«Надо, Федя! Надо!»
«330. Каждому.»
«Билет номер 9, приём».
«Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем».
«Не подскажите, как пройти в библиотеку?».
«Разбить?
— Да.
— Вдребезги?
— Да.
— Поллитра?
— Да.
— Да я ж тебя!».

История этого потрясающего проекта началась в 2009 году, когда в руки Дмитрия из Казахстана по воле случая попала машина из известного нам всеми фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» двухместная малолитражка СеАЗ С-3А 1960 года выпуска.

«Я её не выбирал и не искал. Как то вечером сидели с друзьями в кафе и один знакомый похвастался что пригнал этот автомобиль с деревни для одного коллекционера, я его и перекупил » - рассказывает Дмитрий.

Приобретенная в плачевном состоянии машина, сразу после покупки отправилась в гараж, где простояла в разобранном виде 3 года. И только в 2012 году автомобиль начал обретать новую жизнь. Основной целью Дмитрия было не простое восстановление крохотного СеАЗ С-3А, но его преображение, чтобы машина радовала людей и вызывала их удивление.

«Я был обескуражен, когда катался на ней по городу, ведь многие люди даже не знают что это за машина, хотя фильм, я думаю, смотрели все» - рассказывает автор проекта.

Значительным переделкам знаменитая мотоколяска не подверглась. По ходовой части все было полностью отреставрировано, а вот 0,5-литровый моторчик и механическая коробка передач прошли через процесс капитального ремонта.

Однако, пройти проверку на надежность расстоянием не получилось. «Далеко на автомобиле не ездил, только в черте города, ведь он не едет больше 55 км/ч. Только возил его на фургоне в Астану за 300км на соревнования по автозвуку» - рассказывает Дмитрий.

В планах Дмитрия была установка другого двигателя. Для этого даже был приобретен квадроцикл из Китая. Но в итоге получилось так, что кроме колес от китайской техники ничего позаимствовано не было.

Что касается салона, то в нем были перешиты сиденья и обшиты дверные карты. Затем СеАЗ С-3А отправился в мастерскую по авто звуку, откуда приехал уже с установленной акустикой: сабвуфер, усилители, подиумы, колонки, магнитола Pioneer DEH-80PRS. Слабенький генератор в дальнейшем был заменен на более мощный и установлен второй аккумулятор.

К началу летнего сезона и соревнованиям по автозвуку, этот проект был закончен. Но этой зимой Дмитрий опять возьмется за переделки своего автомобиля. Его ждут доработки по музыке: дополнительные усилители и колонки.

«Каждый раз когда выезжаю в город покататься, все проезжающие сигналят и машут, некоторые достают телефоны и начинают снимать, многие спрашивают продаю ли я авто. Как-то стояли на парковке с друзьями. Подъехал мужчина с семьей на Toyota Camry и предложил меняться: ключ на ключ. Я согласившись поставил его в тупик, и он быстро передумал. И ещё меня удивил мальчик лет 13-ти. Подъехал к нам на велосипеде и спросил чья это машина. Я ответил что моя. Он пожал мне руку и сказал, что это же СМЗ С-3А и попросил сфотографироваться возле машины чтоб показать фото отцу. Это единственный человек, который назвал марку и модель авто» - рассказывает Дмитрий.

При постройке этого добродушного автомобиля сложностей у Дмитрия не возникло: маленький автомобиль с простым устройством и доступностью запчастей – мечта любого автотюнера.

Инвалидка С3А из операции Ы

20 февраля 1957 года Серпуховский мотоциклетный завод приступил к выпуску знаменитой советской инвалидки.

Ею стала знаменитая С3А (читается эс-три-а, а не эс-зэ-а). По своей конструкции она очень напоминала Citroёn 2CV. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали мотоциклетные номера. У обладателей С3А не было проблем с техосмотром (эти машины ему попросту не подлежали), а для управления этими недоавтомобилями в водительских удостоверениях достаточно было иметь специальную пометку/
Концептуально машина получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата.

Крутящий момент на ведущий мост передавался втулочно-роликовой цепью. Отсутствие мотора спереди и плоский, благодаря компактной, типично фольксвагеновской торсионной подвеске, передний мост оставляли достаточно пространства, чтобы полностью вытянуть ноги. Это было удобно для тех, у кого они не сгибались. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по четыре передачи как вперед, так и назад.



Сзади располагался двухтактный мотоциклетный двигатель. Мотор был позаимствован у Иж-49, который при 72-миллиметровом диаметре цилиндра и 85-миллиметровом ходе поршня имел рабочий объём в 346 куб см и развивал мощность в 8 л. с. при 3200 об/мин. Степень сжатия была для тех времен довольно высокой – шесть единиц, но на 66-м бензине двигатель всё-таки работал, поскольку повышению детонационной стойкости способствовало добавление в горючее моторного масла – двигатель-то был двухтактный.

Максимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0 до 40 С3А разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость С3А была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го Москвича . Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных.
Базовые инвалидки С3А выпускались в модификации, приспособленной для управления только лишь руками. Сцепление и газ были вынесены на руль, рычаг переключения передач находился на привычном для автомобилистов месте, но скорости переключались как на мотоцикле последовательно, вперед-назад, а зелёная лампочка на панели подсказывала, когда включена «нейтралка».

Однако с 1959 по 1962 (по другим данным - с 1960 по 1961) год производилась модификация С3Б . Всего было выпущено 7 819 экземпляров этой модификации для инвалидов с одной ногой и одной рукой. Всего же за годы выпуска было изготовлено 203 291 единицы всех модификаций С3А .
Мотоколяски С3А бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Выдавались они собесами на определённое время, после которого инвалид был обязан сдать мотоколяску в собес и пoлyчить новую. В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок С3А сохранилось чрезвычайно мало.

Сразу после своего появления С3Д стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.

Фильм Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» - вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент. Более того, «Операция Ы» стала для нас воплощением 1960-х - времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас…

Нас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр.
В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому мы попытались сами сделать эту работу.
Наверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимся - «Операция Ы» того стоит…

Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. «Операция Ы» очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых…
Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет - Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.


Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика

Напарник

Пейзаж первый: автобусная остановка «Трикотажная фабрика»


Итак, фильм начинается с того, что Шурик ждет автобуса под проливным дождем. Какого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? Разнообразия особого не было: или ЗиЛ/ЛиАЗ-158 или ЗиС-155
В первых кадрах фильма мы видим ЗиЛ-158. Надпись на маршрутной табличке вымышленная: «Автобус без кондуктора N13 Вокзал - Трикотажная - Заречье». Также в кадрах мелькают «горбатый» и «Волга» ГАЗ-21 Прототипом бутафорского автобуса № 13 мог выступить автобус №267 (ныне №818). Он идет от Киевского вокзала до совхоза Заречье. На Сколковском шоссе, почти при выезде из Москвы, у него есть остановка «Трикотажная фабрика».


«Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.
На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с „родной“, но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово „Булочная“ на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей „падающей“ колокольней.

Пейзаж второй: драка в автобусе



Как мы помним, на остановке Шурик сел в ЗиЛ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. Режиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сняты не в ЗиЛе, а в более раннем. Его легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимся вниз, как в поездах, рамам.
За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними - корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.
На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой - неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью - Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком.


Еще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происходящей в нем драки. Снаружи снова показывают ЗиЛ-158 с номером 63-31 ММА. На общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.
Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило,. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой.
Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод „Аремкуз“. За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки - марки „Таджикистан“ можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.
Также в кадре мелькают „Волги“ ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный „ЗиМ“ ГАЗ-12
Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.
Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.


Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка „Проблемы кибернетики“.
Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.

Пейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции



Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон.
Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом платке-галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой „Хочу на Луну“ на модную тогда космическую тематику…


У отделения милиции стоит один из знаковых автомобилей, который фигурирует в этой новелле - ПАЗ-653. Это милицейский фургон, на котором в другом эпизоде „суровый милиционер“ привозит обед Верзиле. Милицейский спецфургон ПАЗ-653 базировался на шасси грузовика ГАЗ-51 и выпускался с начала 1950-х годов на Павловском автобусном заводе.

Пейзаж четвертый: стройка



Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово(улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы.
В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.


Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях „нашего СМУ“, мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).

Пейзаж пятый: панорама Свиблово



Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки.
Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки.


На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться - неизвестно…


Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово.
В левой части экрана виден строящийся дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. Перпендикулярно ему идет строящийся первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещается почта. Стоящей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине.
На дальнем плане в левой части экрана видна строящаяся серая пятиэтажка N9/2 и уже построенная N15/1. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле.
Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка - 2-й Ботанический пер., 8. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе. Хорошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранился, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен).
В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания (Седова, N12-14). За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону.
В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово - белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное - еще не восстановленного Троицкого храма (прямо под бетонной плитой, которую тащит кран).

Пейзаж шестой: внутри строящегося дома



Сцена знакомства Верзилы и Шурика в основном снята в строящемся павильоне „Мосфильма“. Пока Шурик сидит в бочке, а Верзила растягивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. Сцены с замурованным Шуриком, полукруглой лестницей и, вероятно, „разъяснительной работой“, также сняты на Мосфильме.

Пейзаж седьмой: носилки



В эпизоде с носилками, цемент привозит самосвал ЗиЛ-ММЗ-585 - изделие Мытищинского машиностроительного завода. А пока герои разбираются, кому идти первым, мимо них еще раз проезжает автокран на шасси ЗиЛ-164 (предположительно, ЛАЗ-690).


Этот эпизод снят на углу домов N3 и N5/2 на свибловской улице Седова. В кадре прекрасно видна коричневая с красными полосками кирпичная пятиэтажка N5/2 и серая блочная пятиэтажка N7/2.

Пейзаж восьмой: доставка еды

Милицейский фургон ПАЗ-653 с сиреной мчится по улицам, торопясь доставить обед на стройку в Свиблово. В кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающаяся вниз улица с полупромышленной застройкой. Здесь с определением места пришлось изрядно повозиться.


Живописный перекресток удалось приблизительно локализовать благодаря тому, что в кадр попала афиша кинотеатра „Стрела“ (Смоленская-Сенная, д. 23/25, угол Ружейного переулка) с рекламой фильма „Коротко лето в горах“. Значит, съемки велись с где-то в окрестностях Смоленской.
Проблема усугублялась тем, что в этом районе с 1960-х годов велись постоянные сносы и от старых кварталов остались лишь отдельные пятна - шансов застать этот перекресток в сколько-нибудь сохранившемся виде практически не было…


Расположение пейзажа с наклонной улицей удалось вычислить с помощью безотказного метода дедукции.
Характер застройки - монументальное промышленное здание, красивая ограда, двухэтажный дореволюционный особняк и конструктивистские дома на дальнем плане - подсказывал мне, что это место находится не в центре Москвы, а, скорее всего, между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом.


Мест с подобными склонами в Москве не так уж и много и все они расположены возле рек - Москвы-реки, Яузы или Неглинки. Перебирая разные варианты, я сузил возможный район поисков до трех районов - Сокольников и Преображенки у Яузы, окрестностей МИИТа у Сущевского вала, и района Хамовников и Смоленки.


Последний район был наиболее предпочтителен - я уже знал, что ряд эпизодов снимался именно там.
Подобрать подходящий переулок по карте было уже делом техники. Придя во 2-й Труженников переулок, я сразу же узнал место, где стояла камера оператора. Хотя дореволюционный двухэтажный дом надстроили третьим этажом, а посреди переулка возвели многоэтажный дом, переулок все равно остался узнаваем.


Сразу же после того, как я нашел второе место съемок, я наткнулся и на первое - это был стык 1-го и 2-го Вражских переулков с 7-м Ростовским.
От уютного уголка Москвы времен Шурика и Верзилы здесь остались только четырехэтажный дом на пригорке забор (без афиши) и заметно выросшие тополя. Все старые двухэтажки были снесены.

Пейзаж девятый: обед



Обедать героям приходится уже не в Москве, а в Одессе. Хорошо заметны простоватого вида пятиэтажки, не облицованные „столичной“ керамической плиткой, переходящий в степь пустырь, на котором ведется стройка.

Пейзаж десятый: погоня

Наконец начинается знаменитая гайдаевская погоня с использованием попавшегося под руку строительного инвентаря.


Одесса. Перед началом погони


Свиблово. Подъемник на доме 3 по улице Седова


Одесса. Балконы


Свиблово. Балконы


Мосфильм. Лестница


Свиблово. Прыжок в битум


Одесса. В битуме


Свиблово. На углу домов 7/1 и 5/2 по улице Седова


Свиблово. На углу домов 5/2 и 3 по улице Седова


Свиблово. Подъемник на доме 5/2 по улице Седова


Одесса. Труба


В „погоне“ задействован бульдозер Д-686 на базе трактора С-100 Челябинского тракторного завода.


Кадры с бульдозером сняты еще на какой-то стройке - это видно по панельным, а не блочным, пятиэтажкам.


Эпизод с душевой и „туземцем“ снят на обширном поле, которое было в 1964 году на месте нынешнего детского садика на Седова, 9/1. В кадре прекрасно видна блочная пятиэтажка N7/2.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2, блочная пятиэтажка N7/2 и трехэтажка 9/1 на дальнем плане.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2

Наваждение

Пейзаж первый: „Политехнический институт“

Этот пейзаж кинематографисты „слепили“ из нескольких, снятых в совершенно разных местах.


“Политехнический институт", как мне рассказали люди, хорошо помнящие Москву 1960-х - это Институт элементоорганических соединений РАН им. А.Н.Несмеянова (ИНЕОС) на улице Вавилова, 28 (здание построено в 1962 году).
В этой сцене стоит обратить также внимание на стильные автоматы газированной воды «Харьков» - красные, с хромированными деталями.


Во дворе ИНЕОС мало что изменилось с 1964 года. А вот когда камера смотрит наружу из двора института, то вид открывается не на улицу Вавилова (там была и есть стильная, но для фильма скучноватая автобаза «Академавтотранс»), а на какой-то почти что курортный пейзаж.


«Курортная» дорожка возле института снималась на Мосфильме. Этот простой вывод я сделал после многократного просмотра эпизода: на одном из кадров удалось разглядеть на дальнем плане небольшой пруд и ограду за ним. Пришлось долго вспоминать, где в Москве может быть такое место, пока не понял, что видел такой пруд прямо возле киностудии.


Не выходя из дома, я смог окончательно подтвердить эту версию, проверив план местности и датировку домов. Более ранний по виду дом напротив пруда - это Мосфильмовская, 6 (1957 г.)


Характерный для конца 1950-х дом с лозунгом на крыше - это Мосфильмовская, 2, построенный в 1958 году.


А вот удобное для изучения конспектов развесистое дерево снято, судя по всему, в Ялте.


Еще одно отчетливо узнаваемое место - это скульптура студента с книгой у главного здания МГУ, у которого Шурик пытается подсмотреть ответы к экзамену. Когда показывают статую, на заднем плане виден автобус ЗИЛ/ЛИАЗ-158. Увы, хорошего скриншота с ним не получилось.

Пейзаж второй: трамвай



«Наваждение» - романтическая новелла. А раз она романтическая, то в ней самый романтический вид транспорта - изящный трамвай Татра-3.
Снимавшийся в фильме вагон Татра-3 под N530 был приписан к Бауманскому депо, расположенному на Сельскохозяйственной улице, недалеко от ВДНХ. Именно там - в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с местом, где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта - и снимался этот эпизод.
Татра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в Москву: с узкими форточками, двумя дверями, широким маршрутоуказателем.
В Москве двухдверных Татр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ходят: Табличка маршрута N5, укрепленная на вагоне - бутафорская. На ней написан тот же незамысловатый маршрут «Вокзал - Заречье», что и на автобусе из «Напарников».


Обратите внимание, как живописно дымит труба за Сельскохозяйственной улицей - вероятно, топят углем. Садятся в трамвай Шурик и Лида в районе дома 5 по в 1-му Сельскохозяйственному проезду, а выходят практически за углом - у дома N2 по улице Сергея Эйзенштейна (на заднем плане виден дом N 129 по Проспекту Мира).


В следующем кадре они уже идут по площади Борьбы, что неподалеку от метро «Новослободская». На заднем плане хорошо виден дом N11 по Перуновскому переулку.
Это место за сорок лет изменилось не очень сильно - разве что в сквере поставили памятник героям повести Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».


По площади едет трамвай МТВ-82А - самый распространенный московский трамвай тех лет. Обратите внимание на его раскраску. Это - классическая родная раскраска этих вагонов. Впоследствии стандарт был изменен, и их перекрасили. Последние трамваи МТВ ушли с улиц Москвы в начале 80-х.
В этом же эпизоде в кадр попадает фургон. Скорее всего, изготовлен он в АРЗ Мосавтотранса и носит индекс У-122. Раскраска этого «газончика» типична для шестидесятых: белая с голубым.

Пейзаж третий: люки



Этот коротенький эпизод следует описать отдельно. Хотя место нам точно не известно, есть очень сильное подозрение, что снят он в Ялте. Обратите внимание на дореволюционный дом с двойными балконами на кадре Лидой, увидевшей, как упал в люк Шурик: таких нет ни в Москве, ни в Питере.

Пейзаж четвертый: пешеходный переход



В эпизоде, где Шурик и Лида «вслепую» переходят улицу, увлеченно читая конспект, мы видим «Волги» первого и второго выпусков, а также РАФ-977В. Чуть позже к «Волгам» добавляется красавец ЗИМ с белыми ободками шин.
Когда Шурик и Лида вторично идут по этому переходу, машин там становится уже гораздо больше. В основном, это все те же «Волги», но РАФ уже другого цвета, а ЗИМ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.


На кадре с пешеходным переходом и старым светофором - неизвестное нам место. Возможно, это университетский парк на Ленинских горах. Другое предположение - съемка вообще велась не в Москве, а в Одессе или Ялте.
Переход через улицу - Москва, бульвары между МГУ и смотровой площадкой Ленинских гор.

Пейзаж пятый: толпа с книгами



Сцена с книгами снята на Комсомольском проспекте у дома 48/22 на углу с Фрунзенским валом - совсем недалеко от тех мест, где Шурик дрался в автобусе с Верзилой.
Очевидно, эту сцену также снимали в два приема: первые кадры сделаны в пасмурный день на Комсомольском проспекте, затем на экране уже солнечный день, а ларек с книгами стоит уже на Фрунзенском валу.
На заднем плане видна раннехрущевская панельная многоэтажка (N47) и кусочек сталинской «полувысотки» N45.


Еще в одном из кадров виден троллейбус МТБ-82, выпускавшийся с 1940-х. В шестидесятые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц Москвы в середине 70-х годов.

Пейзаж шестой: дом Лиды



Этот эпизод снят в Одессе, судя по найденной информации - на Пролетарском проспекте, 22. Красивая стеклянная дверь и цветастый козырек подъезда (единственный на дом), очевидно, установлены специально для киносъемок. Другие подъезды этого и соседних домов выглядят иначе - козырьков на них нет, а угрюмо-коричневые двери носят явные черты позднесталинского стиля. Только не на Пролетарском проспекте, а на Пролетарском бульваре. Он же Французский.
Сейчас этот двор стал значительно темнее - деревьев много и высокие. Вот этого просвета, где виден дом с круглым окном, уже нет: там построено одноэтажное строение - бывший магазин, он сейчас заброшен. А вообще вокруг там построено много новых 10-этажных т.н. элитных домов.
На первом этаже со стороны двора скорее всего квартиры, а вот со стороны Французского бульвара - детская библиотека и бильярдная. Раньше был какой-то клуб или что-то типа того. Насколько я понимаю, этот дом выбрали по очень простой причине - самый ближний к Одесской киностудии. Есть один еще ближе, но там двор поменьше.


Эпизоды внутри дома снимали на Мосфильме. В окно у Лиды виден красно-желтый отчетливо довоенных форм «дом» с круглыми чердачными окнами-иллюминаторами, высоким карнизом с балюстрадой и сплошным остеклением лестничных клеток.


Скорее всего, дом с «иллюминаторами» - или сильно увеличенная и отретушированная фотография какого-то реального дома, или просто старая декорация, использовавшаяся еще в фильмах 1930-50-х.

Операция «Ы»



Эта новелла стала самой сложной в топографическом плане - она почти целиком снята в Ленинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как Москву. А потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Главное, что я попытался сделать - показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здания. Так что теперь вся надежда на знатоков-петербуржцев.
Главный автомобиль этой новеллы - «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода. С ней связаны две замечательных шутки:


1) Внушительных размеров Бывалый (Моргунов) разворачивает инвалидку на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машинки и скользкая поверхность под ней - лед, присыпанный снегом.


2) А вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже не понятна. Связана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в целях конспирации.
Это совсем старая желтая серия номеров (ГОСТ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавшая до введения в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Номер, который повесили на «инвалидку» - дипломатический!

Пейзаж первый: рынок



Съемки происходили на Тишинском рынке.


В первой половине 1990-х Тишинский рынок был снесен. Сейчас на его месте крупный торговый центр треугольной формы. На старом рынке были деревянные павильоны советской постройки, а вокруг него - дома дореволюционной и советской постройки.


Бутафорская вывеска - «Зареченский колхозный рынок» - продолжает тему автобусно-трамвайных табличек. А вот вывески на павильонах - вполне настоящие.


В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».
Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».

Пейзаж второй: сарай



Большие дровяные сараи-кладовки составляли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. Массовый их снос в крупных городах начался с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или ТЭЦ. Хранить дрова стало незачем, и территорию освободили для других целей.
Впрочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах - не такая уж редкость и поныне.

Пейзаж третий: окрестности склада



Сьемки сараев «Операции Ы» в Ленинграде проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Мы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии.
Сейчас на этом месте находится помойка и больше ничего, а раньше, действительно, стояли именно эти сараи с заборами и помещения для дворников, помню это по своему раннему детству.
Вот несколько видов, снятых как бы в окрестностях склада:


Мрачноватая дореволюционная арка с решеткой ворот. В правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.


За спиной у Труса, похоже, двухэтажный особняк в стиле модерн. Какой именно - определить пока не сумел…


К неработающему автомату Шурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ХХ века.
Как подсказал нам коренной петербуржец Владимир, это особняк Покотиловой (Каменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича (вот его современное фото).
Перед нами вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).


Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.


И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.
Заключение
Несмотря на то, что фильм снимался сразу в трех городах, перед нами очень цельная и единая картина идеального советского города 1960-х.
Мы видим светлые пятиэтажные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с деревянными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под тополями и деревянные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен…

Это было как возвращение в далекое прошлое. Такой же серенький «Москвич–401» с запасным колесом, прикрученным сзади, отец купил в год моего рождения. И задержался в семье этот неказистый автомобильчик на двадцать с лишним лет. Когда карабкались на нем по горам Кавказа, я (мама рассказывала) сидел на плечах у отца. Побывали на нем и в Крыму, и на Нарочи. В дороге в нем же и ночевали: спинку заднего сиденья клали на руль под голову, а ноги просовывали в багажное отделение. На комфорт, точнее, отсутствие такового в виде кондиционера, печки, радиоприемника не жаловались. Помню, с каким азартом я надраивал кузов до зеркального блеска специальной мастикой из фирменной баночки... Сегодня послевоенного первенца Московского завода малолитражных автомобилей на дорогах уже практически не встретишь. Но вот на днях время как будто отмотало несколько десятилетий, и я вновь уселся за руль машины моего детства. Какой же маленькой и тесной она мне сегодня показалась! Подумалось: надо быть истинным фанатом советского автопрома, чтобы содержать такую. Александр Ковалевский из Толочина именно из них. Свой «москвичок» 1953 года он купил лет 7 назад в какой–то деревне в заброшенном состоянии, вложил немало сил и времени, чтобы максимально приблизить его к оригиналу.

- Когда еду по городу, многие стремятся обогнать, чтобы рассмотреть, что это за машина такая, - делится он впечатлениями. - Но «Москвич» уверенно стартует со светофора. Хотя, конечно, у ретроавтомобилей тормоза, рулевое управление, обзор не те, что у современных иномарок. Это нужно учитывать тем, кто хочет приобрести старинную машину, чтобы выделяться в дорожном потоке. Хотя я как профессиональный водитель со всеми этими трудностями справляюсь без проблем...

Убедиться в этом на деле, увы, не удалось. Александр как заправский коллекционер досконально подготовил машину к зимней спячке: загнал в сухой гараж, слил антифриз, снял аккумулятор... И я его прекрасно понимаю. Ретроавтомобиль это все–таки больше для души, чем для дороги. И как овеществленная страничка из летописи нашего общего прошлого, и как зарубка в личной судьбе. В подтверждение Александр подводит к следующим экспонатам своей ретроколлекции.


- Вот эти две машины самые близкие моему сердцу, - показывает он на «инвалидку», как называли в народе мотоколяску СЗА, и «горбатый» «Запорожец». - Их в советские времена выдавали моему отцу–инвалиду с частичной уплатой стоимости, зато без необходимости сдавать на утилизацию. Так в семье и сохранились. Машинки потрудились на славу. Мы жили тогда недалеко от Толочина в деревне, содержали большое хозяйство. Пастбища, огороды находились в разных местах, и отцу с его протезом без колес всюду было никак. Просто удивительно, как ловко он забирался в мотоколяску с одной ногой. Машин тогда в селе имелось всего две–три, и если надо было в район или больницу - шли к нам. Отец никому не отказывал. А на «Запорожце» я уже уверенно рулил сам, начиная с 6–го класса. Одно переднее сиденье мы вынимали и ставили туда клетку для поросят. Рынок тогда работал ночью, и, чтобы поспеть, мы выезжали в 12 часов вечера. И ни разу ГАИ меня не остановила.

Обе машинки Александр восстановил до идеального состояния. Мотоколяска, например, выглядит даже лучше, чем когда в 1962 году пришла с завода в городе Серпухов, где их выпускали. Александр тщательно зашпаклевал все неровности, покрасил, можно сказать, художественно. Конечно, в первую очередь в память о детстве, об отце. А еще о культовой некогда кинокомедии «Операция Ы...», где наряду с Вициным, Моргуновым и Никулиным примечательно «играет» такая же «инвалидка». «До пары» Александр прикупил пару «генеральских» бурок, также колоритно фигурировавших в фильме.


Как у каждого автомобилиста со стажем, у Александра Ковалевского для гостей припасено несколько забавных историй:

- Мне было года 3 - 4. Однажды отец посадил меня за руль мотоколяски и сказал держать рычаг газа, а сам пошел заводить мотор. По каким–то причинам передача оказалась включена, и машина понеслась. Хорошо, рядом оказался сосед. Каким–то чудом он сумел вскочить в кабину и заглушить мотор, все обошлось. Таким был мой первый шоферский опыт.

На десерт Александр познакомил с изюминками коллекции. Легендарный черный лимузин марки ЗИМ, несмотря на свои 60 с лишним лет, завелся с пол–оборота и урча выкатился во двор. Сегодня такой встретишь разве что в кино про давнее советское прошлое. Тогда на ЗИМах разъезжали важные чиновники, военачальники, ученые. Говорят, министр ГБ Белоруссии генерал Лаврентий Цанава именно на таком любил собрать за собой на центральном минском проспекте шеренгу машин, а у того, кто посмеет обогнать, в клочья рвал водительские права. Однажды довелось и мне на таком санитарном лимузине прокатиться - из школы в больницу. Уже повзрослев, я регулярно ходил на работу мимо какого–то НИИ, на задворках которого догнивал такой же черный ЗИМ. Как у истого автолюбителя, слюнки текли, но купить тогда подобную машину простому человеку даже в виде металлолома было невозможно.


Вот и ЗИМ Александра Ковалевского принадлежал некоему московскому профессору, наверняка видному ученому. Скорее всего, тот пользовался им лишь в качестве пассажира. Внукам же неисправный шестиметровый «членовоз» оказался в тягость, вот и продали его белорусскому коллекционеру. Пришлось довести до ума двигатель, заменить коробку передач, перекрасить. Обновить салон помог энтузиаст ретроавто Антон Козлов из Витебска. И теперь Александр Ковалевский с гордостью демонстрирует:

- Смотрите, капот открывается, как задумано конструктором: можно на правую сторону, можно на левую или вообще снять для удобства. Потолок в кабине родной, ткань шершавая наподобие шинельной. На машине стоит гидротрансформатор, предтеча автоматической КПП. Даже комплект специальных ключей родной, ими можно весь автомобиль разобрать. Звезда на стоп–сигнале - настоящий хрусталь, не то что современная китайская подделка. А каждое круглое стеклышко габаритного огня - если оригинал - стоит сейчас 50 евро...


Да, увлечение ретроавтомобилями - не из дешевых. И в техническом плане, и по комфорту они уступают современным авто. Но все–таки есть в старинных машинах какая–то магическая притягательность, особенно если они из нашего прошлого, советского периода. Пусть у них не такие кричащие формы, как у американских, зато это автомобили, говорит Александр, с добрыми «глазами»–фарами. И они всегда собирают толпу любителей, с которыми интересно поговорить на автомобильно–исторические темы, что–то обсудить.

Какая же модель вызывает наибольший интерес, спрашиваю напоследок.

- «Чайка ГАЗ–13», - подводит Александр к белоснежной красавице с крыльями–плавниками. - Когда приглашают на городской праздник в Оршу или на «Славянский базар» в Витебск, просят приехать именно на ней. На таких ездили министры, космонавты, зарубежные гости. Выпущено всего немногим более 3.200 штук, моя одна из последних. До сих пор на прекрасном ходу, наверное, единственная такая в Беларуси. Кондиционер, автоматическая коробка передач... Что ни говорите, а в СССР умели делать автомобили...