Леонардо да винчи automobile. Велосипед и автомобиль - достояния леонардо да винчи. Усовершенствованный архимедов винт

Гений Леонардо да Винчи: машины и механизмы

Мы уже убедились в том, что конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Несмотря на столь многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удов


летворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Например, мы часто сталкиваемся с разным отношением к собственности у нескольких групп населения (одни группы считают, что собственность должна быть коллективной, другие предпочитают частную собственность, третьи стремятся к кооперативной). При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весьма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким конфликтам относятся любые забастовки).

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентации крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а также из-за противоположных ориентации но отношению к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентации.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места,


которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятельности. На этой основе, может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организации стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с целью получения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Действительно, у людей часто существуют противоположные ценности и желание занять более высокое место в статусной иерархии. Однако конфликты, несмотря на наличие причин и даже на недовольство людей сложившимся положением, происходят далеко не всегда. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.



Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социальнопсихологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоционально настроенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.

Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими


перерывами между ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования социальной группы или организации. Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода, Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой


точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы, или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качественная определенность.

Итак, существуют две крайние, полярные точки зрения на последствия конфликта. Мы, однако, будем избегать крайних суждений и предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты, определяющие его последствия. Прежде всего следует отметить, что конфликт способен разрушать социальные общности. Многие социальные конфликты являются высокодестабилизирующими событиями в социальных системах. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям и организациям; супружеские конфликты мешают объединению супругов и взаимопониманию между ними; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между народами. И, наконец, атомный конфликт грозит уничтожить все человечество.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть слишком большой. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство. Конфликт внутри группы ставит препятствия для ее членов в деле согласования групповых целей или создания кооперации, необходимой для их достижения. Государство часто не способно противостоять захватчикам из-за того, что его раздирают внутренние противоречия, Организации с сильно выраженными внутренними противоречиями крайне неустойчивы и потому не могут приспособиться к условиям внешней среды.

Говоря об интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением, и это всеми признается справедливым.


Гений Леонардо да Винчи: машины и механизмы

1452 15-го апреля в деревушке Винчи близ Флоренции родился Леонардо, внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи (р. 1426) и крестьянки Катерины, также родившейся вне брака.

Отец Леонардо был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи еще в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, и входили в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор», который уже по наследству перешел к отцу Леонардо.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Однако в дом отца Леонардо был взят не сразу, а в возрасте приблизительно четырех с половиной лет. Вероятно потому, что первая жена Пьеро оказалась бесплодной. Впоследствии отец Леонардо был женат еще трижды и стал отцом двенадцати детей.

Мальчику было около пятнадцати лет, когда он начал обучение в мастерской видного флорентийского живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, в которой трудились художники, скульптуры и кузнецы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника. Как правило, мальчики поступали на обучение к мастеру в возрасте четырнадцати лет или около того и служили ему лет шесть, после чего им позволялось вступить в гильдию живописцев гильдию Святого Луки и обзавестись собственной мастерской. Леонардо жил в доме Верроккьо и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

В том же году Леонардо внес свой вклад в работу своего учителя «Крещение Христа» (Галерея Уфицци, Флоренция). Леонардо написал ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако наиболее вероятно, что Веррокьо был рад передать искусство живописи Леонардо, чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам.

Вскоре после этого Леонардо пишет свою первое самостоятельное полотно (может быть при участии Веррокьо) «Благовещение». Оно, конечно, уступает более зрелым работам Леонардо по многим аспектам, что не удивительно: гению всего 20 лет. Кроме того, как и многие другие картины «Благовещение» носит следы позднейшего вмешательства другой кисти.

Первый датированный рисунок Леонардо "Пейзажный рисунок долины Арно" (1473 год) как и «Благовещение» находится сейчас в галерее Уффици во Флоренции.

Затем Леонардо вступает в период жизни, наполненный темой Мадонны с младенцем: «Мадонна с гвоздикой» (Мюнхенский музей), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» (обе Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме законченных картин осталось большое количество эскизов: мадонна с кошкой, мадонна с тарелкой фруктов и др.

В 1481 году Леонардо получает заказ на «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Полотно было начато мастером, но заброшено в стадии наброска, поскольку случилось событие, которое заставило Леонардо желать перемен.

Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство Медичи. Они покровительствовали искусству, но к Леонардо это не относилось. Скорее всего, уже тогда ему мешала репутация, которую он приобрел в ранней молодости и которая с годами только укреплялась: блестящий и многосторонний, но медлительный и неблагонадежный, склонный бросать работу недоделанной.

Папа Сикст IV, предварительно посоветовавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были все видные художники, кроме Леонардо. Он не мог отделаться от чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет будущего.

В 1482 году Леонардо поехал в Милан играть на лютне при дворе Лодовико Сфорца. Инструмент, который он взял с собой и рисунки которого сохранились, был сделан из конского черепа и оправлен серебром. Столь странная причуда была как раз в духе Леонардо: безобразное его привлекало; однако форма инструмента была выбрана не просто так полость черепа давала хороший резонанс и усиливала звук

Настоящей же причиной, по которой Леонардо покинул Флоренцию, было желание найти в Лодовико Сфорца лучшего покровителя, чем Медичи. Чтобы расположить к себе Сфорца, мастер написал ему письмо, в котором ничего не говорилось о музыке, а об искусстве упоминалось лишь вскользь: Леонардо предлагал себя в качестве военного эксперта и изобретателя оружия. В этом он ошибся: Лодовико предпочитал войнам интригу и яд.

Первый заказ, который Леонардо получил в Милане в 1483 году поступил не от герцога, а от францисканского братства Непорочного зачатия. Леонардо с товарищами выполнял роспись алтаря для недавно построенной капеллы Непорочного зачатия Девы Марии. Первый вариант центрального полотна, которое выполнил Леонардо - «Мадонна в скалах» - был закончен в I486 году Ожесточенный спор и последующее судебное разбирательство из-за оплаты труда художников длилось более 25 лет. Когда все юридические споры были улажены Леонардо пришлось написать копию картины, поскольку оригинал к тому времени перешел к частному владельцу. В августе 1508 года второй вариант «Мадонны в скалах» (Национальная галерея, Лондон) был передан Братству.

На службе у герцога Леонардо оформляет декорации, как придворный художник пишет портреты (например, «Портрет Чечилии Галерани», Краков, Музей Чарторыжских) работает над колоссальной конной статуей Франческо Сфорца. Несколько лет он занимается разработкой эскизов для статуи и ему понадобилось 11 лет, чтобы изготовить глиняную модель коня высотой более 7 метров.

Сам памятник так и не был отлит, несмотря на то, что все технические сложности были решены. Леонардо даже изобрел по этому случаю специальные плавильные печи. Предназначенная для отливки грандиозного памятника бронза была пущена в 1494 году на изготовление пушек. Модель погибла несколько лет спустя.

В Милане Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи», над которым работал до самой своей смерти. Он постоянно прерывал работу над ним ради других занятий, и особенно ради изобретательства: сконструировхт машину для производства напильников, затем прокатный стан, затем станок для выделки сукна, который вдвое увеличивал производительность труда. Однако Сфорца не оценил его изобретения.

Значительную часть времени в миланский период жизни да Винчи занимала архитектура. Он создавал проекты и эскизы храмов и даже был экспертом и консультантом при строительстве Миланского собора. Сохранились свидетельства о небольших платежах мастеру за эти работы, но ни один из его замыслов не нашел практического применения.

«Идеальный город» одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.

Он также разработал канализационную систему для Милана и посоветовал, как перестроить город, чтобы ему не грозила чума. В 1494 году проводил мелиорационные работы в герцогских владениях близ Виджевано.

В 1495 году Леонардо приступает к работе над всемирно известной «Тайной вечерей» и всего через три года заканчивает эту титаническую работу. К 1498 году относится и окончание работ по росписи Сала делле Ассе (Ослиной залы) в Кастелло Сфорцеско. На стенах и сводах Ослиной залы зеленые кроны ив причудливым образом переплетены и опутаны тонкими декоративными веревками. Вероятно Леонардо намеревался выработать собственный символ: одно из значений слова «винчи» - ива.

Правление герцога Сфорца закончилось в 1499 году. Французские войска вторглись в Северную Италию и захватили Милан. Леонардо уезжает из Милана и отправляется в Мантую и Венецию, где выполняет портрет Изабеллы д"Эсте.

В 1500 году Леонардо возвращается во Флоренцию и продолжает развивать тему мадонны: пишет «Св.Анну с Марией и младенцем» (Лувр, Париж), «Мадонну с веретеном» (частное собрание).

Несмотря на дурную славу, идущую о Чезаре Борджиа, в 1502 году поступает к нему на службу в качестве архитектора и главного инженера, сопровождает его в походе в Романыо. На службе у Борджиа Леонардо спроектировал систему рвов и каналов для осушения 5олот в окрестностях

Пьомбино, создал карты окрестностей Ареццо в помощь войскам Борджиа, собирающимся па-пасть на земляков Леонардо, тосканцев.

Весной 1503 года Леонардо оставляет свою службу у Борджиа, возвращается во Флоренцию, начинает портрет Моны Лизы, но откладывает его, поскольку получает осенью 1503 года заказ на фреску с изображением Битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория. Заказ на вторую фреску «Битва при Кашине» получил Микеланджело. Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо снова в Милан, а Микеланджело в Рим. Из-за экспериментов Леонардо с красками, состояние полотна неуклонно ухудшалось и было полностью утрачено примерно через 60 лет.

Вазари пишет о том, что Леонардо раздражала мелочность заказчиков. По письменной просьбе французского наместника в Милане Шарля д"Амбуаза Леонардо получает в мае 1506 года трехмесячное освобождение от своих обязанностей во Флоренции. Однако тремя месяцеми его пребывание в Милане не ограничилось.

В течение последующих семи лет он писал мало, но много проводил времени за изучением механики, анатомии и математики.

В 1511 году д"Амбуаз скончался. Леонардо вновь остался без покровителя. И в сентябре 1513 года он принял протекцию Джулиано Медичи, с которым уехал в Рим.

Конфликт с высокомерными немецкими мастерами из окружения папы привел к тому, что Леонардо не получил крупных заказов как Рафаэль и Микельанджело. Тем не менее он энергично принялся за проект Льва X по осушению Понтийских болот к югу от Рима и делал для этого подробные зарисовки местности.

В Риме Леонардо провел три года, занимался математикой, зеркалами, делал заметки к трактату об устройстве человеческого голоса, искал новые рецепты масел и лаков для живописи. Луврский «Св. Иоанн Креститель» - последняя картина Леонардо - написана в Риме.

После смерти Джулиано Медичи Леонардо принимает приглашение короля Франциска Первого и в 1517 году отправляется во Францию в качестве художника для королевского двора.

Леонардо живет в небольшом замке недалеко от королевской резиденции, где наконец получает прекрасные условия для своего творчества: работы над записками и проведения научных экспериментов. Здесь он проводит последние два года своей жизни занимаясь гидрографией, мелиорацией и почти ежедневно беседуя с Франциском I на интересующие их обоих темы..

23 апреля 1519 года Леонардо составляет завещание, назначив своим душеприказчиком своего друга художника Франческо Мельци.

Умирает Леонадрдо 2 мая 1519 года в Клу в возрасте 67 лет Могила его в церкви Сен Флоран-тен в Амбуазе была утрачена во время гугенотских войн. Сохранилась лишь запись в церковном регистре: «В галерее этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший главный живописец миланского герцога».

История знает немало гениальных изобретателей, которые благодаря своим нестандартным взглядам на простые вещи смогли изменить человеческую жизнь раз и навсегда. Одним из таких людей является Леонардо да Винчи. Он изобрёл более 100 полезных и необходимых для человеческой жизни устройств. Мы же рассмотрим 7 самых интересных изобретений Да Винчи.

Бронированный танк

Это изобретение является одним из самых необычных, особенно для Леонардо, ведь войну он просто терпеть не мог. Ему не хотелось создавать танк бронированного типа, но пришлось, поскольку это была просьба очень влиятельного на тот момент человека по имени Людовико Сфорц (герцог Миланский).


По внешнему виду танк очень сильно напоминал черепаху с системой зубчатых колёс. Со всех сторон эта конструкция была защищена 36 орудиями. В самом танке спокойно могли располагаться около 8 воинов, которые были защищены прочной деревянной внешней бронёй. Каждая пушка могла с лёгкостью нанести значительный урон противнику с одного выстрела.


Недавно специалисты заметили, что на чертеже Леонардо да Винчи, имеется большой недостаток. Дело в том, что колёса, предназначенные для движения бронированного танка вперёд, крутились в разные стороны с колёсами, предназначенными для движения назад, поэтому танк просто стоял бы на месте. Многие считают, что великий изобретатель сделал такую оплошность умышленно, т.к. не хотел, чтобы танк использовался в военных целях .

Роботизированное устройство

Данное изобретение считают самым необычным и удивительным среди всех изобретений, созданных Леонардо. Чтобы воплотить свою очередную гениальную идею в реальность, ему пришлось несладко. Изобретатель начал изучать анатомию и даже разрезал человеческие трупы с целью узнать, как устроена опорно-двигательная система. Через некоторый промежуток времени он обнаружил, что нашими костями управляют мышцы. После этого Да Винчи предположил, что подобный механизм можно будет использовать технике.


В отличие от многих других изобретений, которые так и остались в виде задумки, Леонардо всё же собрал робота. Но использовался он исключительно для развлечения толпы на вечеринках герцога Миланского.

На сегодняшний день мало кто знает, что того времени, но если опираться на чертежи, то можно предположить, что он мог спокойно сидеть, двигать руками и даже ходить, как настоящий человек . Основа данного изобретения заключалась на простой системе шкивов и шестерён.

Парашют

В 15 веке люди всерьёз задумывались о создании такого приспособления, которое помогло бы им летать. Они придумывали различные методы, чтобы воплотить эту заветную мечту в жизнь. Все пробы не увенчались успехом, кроме попытки великого Леонардо Да Винчи, который изобразил рисунок настоящего парашюта.


Он предполагал, что парашют обязательно должен быть в форме пирамиды и полностью сшит из обычной ткани. К рисунку прилагалось описание, что его изобретение позволит спрыгнуть с любой высоты и после этого остаться целым и невредимым.

Недавно инженеры смастерили парашют по чертежам Да Винчи, и он действительно оказался действующим .

Проект чистого города

Когда Леонардо проживал в Милане, практически вся Европа была охвачена страшной болезнью – чумой. Это заставило его задуматься о построении санитарно-чистого города.


Он спроектировал город, разделённый на несколько уровней , в каждом из которых сведена к минимуму антисанитария. В городе должна была работать сеть каналов для быстрого удаления всех отходов.

К сожалению, его идея не увенчалась грандиозным успехом, по причине того, что он не смог найти человека, который бы был инвестором постройки такого города.

Пулемёт

Оружие, которое создал да Винчи совсем не похоже на современное. Этот пулемёт не был способен молниеносно выпускать пули из одного и того же ствола, но зато с лёгкостью мог очень быстро выдавать залпы.

Механизм пулемёта довольно прост. Нужно было взять 11 мушкетов и параллельно закрепить их на доске. Потом 3 таких доски складывались, чтобы получился равносторонний треугольник. Посередине помещался вал, чтобы конструкция можно было с лёгкостью вращать. Таким образом, первые 11 мушкетов стреляли, а другие перезаряжались .

Водолазный костюм

В самом конце 15 века Леонардо да Винчи придумал водолазный костюм для отправки воинов на дно гавани, чтобы они могли отражать атаки вражеских кораблей, повреждая им днища. На сегодняшний день эта идея кажется очень простой в воплощении, но во времена Леонардо это казалось нереальным.

Механизм этого изобретения был устроен следующим образом. Воздух поступал в водонепроницаемый костюм из специального колокола. Сам костюм был кожаным. Также водолазам приходилось надевать тяжёлые маски с отверстиями, чтобы видеть, куда надо плыть. Благодаря стараниям Да Винчи водолазы были способны находиться на глубине достаточно долго.

Самоходная тележка

Самоходная тележка, по мнению многих экспертов, считается первым автомобилем в истории человечества .

Чертежи, которые были сделаны Леонардо, не до конца описывают весь внутренний механизм этого приспособления, и поэтому современным инженерам пришлось долго думать, как всё работает. Они пришли к выводу, что тележку приводит в движение пружинный механизм. Эти самые пружины были спрятаны в корпусе и с лёгкостью могли заводиться, подобно часовому механизму, а дальше тележка начинает ехать вперёд по мере того, как пружина разматывается.

Просмотров: 4269

Одной из наибольших загадок жизни Леонардо да Винчи, помимо всемирно известной улыбки Моны Лизы, является книга его эскизов "Codex Atlanticus" (Атлантический кодекс), на страницах которой среди целого ряда технических разработок умелой рукой выведены очертания транспортного средства, именуемого нынче велосипедом, и иного более совершенного механизма – предка современного автомобиля. В 1493 году Леонардо да Винчи сделал рисунок, на котором изобразил транспортное средство с рулем, двумя спицованными колесами равного размера, силовыми педалями, цепью и звездами.

Увидев эскизный рисунок велосипеда на обороте одного из листов Атлантического кодекса в 1974 году после завершения её реставрации, в головах ученых зародилась романтическая догадка – первый велосипед изобрел почти за 300 лет до Карла фон Дрейза итальянский художник, инженер и гениальный конструктор Леонардо да Винчи.

Велосипед начал свою историю с изобретения колеса. Как известно, колесо впервые начало массово использоваться при изготовлении самоходных колесниц римлян. А дальше – всё пошло, поехало: телеги, велосипеды, машины, поезда, трамваи. Любое из этих транспортных средств воспринимается нами сегодня как что-то привычное, казалось бы, существовавшее всегда, но все же, невольно возникает ряд вопросов: с чего и с кого все началось, кто первым изобрел эти гениальные механизмы для путешествий? Возьмем, к примеру, велосипед - казалось бы, совсем простое транспортное средство, но до чего же необыкновенное, не сравнимое ни с чем иным. Откроешь учебник истории – найдешь уйму теорий происхождения чего-либо, так и с велосипедом – "первооткрывателей" много, но кто из них истинный - поди разберись. Непростой анализ исторических фактов наталкивает на мысль, что все-таки первым человеком, приблизившимся к идее создания велосипеда, был Леонардо до Винчи, а не кто-нибудь другой.

Велосипед с педалями и рулем официально был запатентован Пьером Лаллементом в США в 1866 году. Купив патент, производитель Альберт Aвгуст Папа заработал целое состояние, продавая велосипеды Columbia. Велосипеды же с цепным приводом, больше всего похожие на модель из чертежа Леонардо да Винчи, выпустил в 1884 году английский промышленник Джеймс Стерли.Именно появление этого велосипеда ознаменовало расцвет велосипедной промышленности в 1890-е годы.

Итак, как же был открыт рисунок велосипеда Леонардо да Винчи . В 1966 году монахам реставрационной лаборатории аббатства Гроттаферрата, расположенного недалеко от Рима, было поручено восстановление сборника рисунков-эскизов итальянского художника Леонардо да Винчи именуемого "Атлантическим кодексом". Обязательства по проведении реставрации были установлены договором, подписанным префектом Амброзианской библиотеки Милана – монсеньором Пареди, и директором реставрационной лаборатории из Гроттаферрате – Даниэлем Барбеллини. Данный договор до сих пор хранится в архиве. В одной из фундаментальных статей договора указывалось, что никто не должен быть допущен до оригинала эскизных работ Леонардо да Винчи, кроме ответственного за реставрацию персонала, и это положение строго в последующем соблюдалось.

В процессе реставрации монахам удалось отделить около 1300 листов с фрагментальными рисунками, которыми в последующем были систематизированы и образовали нынешний "Codex Atlanticus". На одном из листов довольно небрежным взмахом карандаша с грифелем цвета охры был создан эскиз велосипеда.

Профессор Аугусто Маринони, который занимался расшифровкой надписей в работе, датировал сборник "кодекса" 1493 годом, исходя из надписи на лицевой странице. Маринони одним из первых подтвердил подлинность того, что рисунок XV века является эскизом велосипеда с цепным приводом. Этот эскиз впервые визуально отобразил принцип передачи движения с одного колеса на другое при помощи цепи.

По сей день сборник работ Леонардо да Винчи "Codex Atlanticus" хранится в Амброзианской библиотеке с соблюдением исключительных мер безопасности. Прототип же велосипеда, собранный по рисунку-чертежу да Винчи, на данный момент вместе с оригиналом его чертежа выставлены в качестве экспонатов Музея науки в Бостоне. Хоть историческая ценность эскиза велосипеда Леонардо да Винчи не единождыподтверждалась целым рядом неоспорымых фактов, некоторые скептики до сих пор сходятся во мнении, что рисунок велосипеда, якобы сделанный в блокноте известного художника эпохи Ренесанса, является подделкой, и нарисован нашим современником для того, чтобы наделить Леонардо ещё большей славой. Бытует также мнение, что рисунок велосипеда принадлежит не Леонардо да Винчи, а его ученику Джаному Джакомо Капротти. Подобное утверждение опирается на тот факт, что знаменитый рисунок велосипеда сделан графитом – материалом, открытым лишь спустя десятилетие после смерти Леонардо (1519) в 1564 г. в английском графстве Камберленд. Стоит ли верить скептикам и где искать правду? Неужели графит не мог быть открыт кем-то ранее 1564 года, ведь неоднократно в истории встречались подобные моменты. Можно предположить и то, что рисунок в эскизный дневник Леонардо да Винчи перенес с утерянного оригинала немного позже его ученик Капротти. Возможно потому, что эскизы Леонардо да Винчи, собранные в Атлантический кодекс, были найдены довольно неожиданно лишь спустя многие годы после его смерти, и только после того, когда ряд открытий было присвоено иным интеллектуалам, - подлинность рисунков вызвала недоверие и споры среди ученых.

Велосипед с педалями – далеко не главное сухопутное средство передвижения, придуманное Леонардо да Винчи. Самодвижущаяся тележка со сложным рессорным механизмом – явный прототип современного автомобиля – также была придумана гениальным флорентийским изобретателем и художником, сыном нотариуса Пьеро да Винчи. Предполагается, что данная идея зародилась в голове Леонардо в 1478 году.

Самоходная повозка размером 1 x 1 х 1 метр должна была приводиться в движение энергией двух плоских пружин. Сложный передаточный механизм транспортировал энергию к проводам, соединяемым с рулем. Задние колеса с дифференциальным приводом могли двигаться независимо. Рулевой механизм должен был располагаться в задней части самодвижущейся тележки. Благодаря соединению переднего маленького колеса с рулем можно было управлять повозкой. Предполагают, что придумано данное изобретение Леонардо да Винчи было с целью перемещения театральных декораций во время королевских праздников.

Итальянским ученым удалось воспроизвести по эскизам да Винчи модель предлагаемой им повозки. Во время проведения испытаний деревянная модель тележки, оснащенная пружинным мотором и рулевым механизмом, смогла развить скорость в 5 км/ч.

Леонардо да Винчи взмахом руки создал на бумаге первую модель автомобиля, велосипеда , вертолета, планера, парашюта, акваланга, подводной лодки, танка и пулемета. Большинство из его разработок имели не совсем соответствующие современной технике пропорции, но идеи... Идеи да Винчи были первыми, и что ни есть самыми настоящими и реальными, хоть и опережающими свое время, но уже имеющими полное право на жизнь. Военная, самоходная и летательная техника – все это оказалось предметом труда гениального ученого, жившего в XV веке. Большая часть этих проектов так и не была реализована при жизни да Винчи, и нашла применения лишь спустя несколько веков. Находка рисунков Леонардо да Винчи открыла завесу ещё на один его талант - способность предвидеть и смотреть далеко вперед. Таким способностям нельзя не восторгаться!

В этой части подборки изобретений Леонардо да Винчи мы поговорим о прочих интересных изобретениях гения. Здесь подробнее будет рассказано о различных станках, механизмах и измерительных устройствах, без которых ни заработала бы ни одна машина Леонардо, а также об устройствах, которые могли сильно упростить жизнь людям Средневековья.

В наше время каждый из нас может купить себе зеркало в ближайшем строительном или мебельном магазине.

Вообще, возможно, что Леонардо плохо себе представлял, что получится в итоге. На фотографии выше вы можете видеть пример такой комнаты. Человек начинает видеть «бесконечное» число отражений, поэтому большинство людей начинают испытывать головокружение в таком пространстве очень быстро.

Изобретение шариковых и роликовых подшипников

Шарикороликовый подшипник со скользящим кольцом

Леонардо да Винчи изобрёл шариковый подшипник где-то в районе 1498-1500 годов. Он проектировал его для того, чтобы снизить трение между пластинами, которые будут находиться в его знаменитой конструкции вертолёта. Хотя его концепт вертолёта вряд ли бы когда-нибудь полетел в силу принципиальных ошибок в конструкции, так как вес машины и людей, которые должны были приводить его в движение, был больше, чем сила, необходимая для подъёма вертолёта в воздух — по этой причине птицы имеют мощную грудь, так как соотношение мощности и веса немного превосходит человеческую. Вертолёт не удался, но подшипник имел другую историю.

Реконструкция шариково-роликового подшипника Леонардо да Винчи. Скользящее кольцо специально сделано прозрачным, чтобы мы могли наблюдать внутреннее устройство механизма.

Подшипник — это не самое удивительное изобретение, но оно определённо крайне необходимо в любой современной технике. Если у вас что-то вращается, то там скорее всего есть подшипник. Шариковые подшипники необходимы для вращения приводных валов, а также при работе конвейера в супермаркете или на производстве.

Леонардо предвосхитил большинство сегодняшних технических принципов, изучая механизм трения. К примеру, он обратил внимание на то, что три подшипника, которые размещены под шпинделем, лучше предотвращаются трение и более оптимальные в использовании, чем, скажем, четыре шарикоподшипника, так как при использовании четырёх, будет происходить рост нагрузки и силы трения, так как один из четырёх подшипников не будет задействоваться постоянно

Различные тексты и эскизы Леонардо да Винчи, посвящённые трению (слева), а также модель шпинделя с тремя шариками (справа).

На видео ниже вы можете посмотреть, как вращается данных механизм с подшипниками:

Усовершенствование зубчатого колеса

В своём Кодекс Атлантико Леонардо предложил усовершенствование для зубчатого колеса, которое было хорошо известно ещё во времена Архимеда в II веке до нашей эры.

Леонардо в целом старался модернизировать любые механизмы, которые использовались для приведение чего-либо в движение, он старался найти наиболее оптимальные варианты конструкций. Мы уже посмотрели много работ Леонардо, поэтому вы могли заметить, что зубчатое колесо совместно с цевочной шестернёй применяется Леонардо ни один раз. Цевочная шестерня — это два диска, между которые имеются цилиндры, в которые попадает «зуб» колеса.

Вращая рукоятку, соединённую с цевочной шестернёй, можно приводить в движение зубчатое колесо. При этом конструкция может работать и наоборот. Похожие конструкции можно увидеть в современных часовых механизмах.

Автоматическая намотка нити на катушку

В Кодекс Мадрид Леонардо рисует эскиз механизма, способного трансформировать постоянные вращения рукояти в возвратно-поступательное движение. Механизм предназначался для текстильной машины, где должно было происходить последовательное и равномерное наматывание нити на бобину. Равномерность достигалась за счёт того, что катушка двигалась туда-сюда, поэтому нить наматывалась как бы восьмёркой. Процесс наматывания нити становился практически автоматическим, если не считать кого-то, кто должен был вращать рукоять, но это в любом случае значительно упрощало работу.

Автомобиль (самодвижущаяся тележка)

Это лёгкая тележка или, если угодно, прообраз автомобиля. Данный эскизный набросок является одним из самых известных среди работ Леонардо, он изображён в Кодекс Атлантико предположительно в 1478 году. Есть точка зрения, что данная автоматическая тележка предназначалась для театральных выступлений, которые Леонардо устраивал в Милане у короля.

Внизу чертежа механизм работы описан более детально, чем на общем эскизе, он приводится в движение при помощи пружины. Это крайне глубокое прозрение Леонардо, ведь теперь механизм можно привести в движение без использования человеческой силы. Чертёж является незавершённым, так как мы не знаем был ли у этой машины кузов, а если был, то как он выглядел.

Интересный факт. Только в 1752 году Леонтий Шамшуренков, являющийся русским механиком-самоучкой, сумел сконструировать «самобеглую коляску», которая приводилась в движение при помощи мускульной силы двух людей.

Эта самоходная тележка ездила по прямой, а также была способна совершать повороты. Интересно, что задние колёса имели дифференциал, то есть могли проворачиваться независимо друг от друга. Чётвёртое колесо, которое не очень хорошо видно на рисунке в верхней части, соединялось с рулём и являлось направляющим для поворотов.


Другой примечательной деталью данного изобретения является тормоз, который придумал Леонардо. Специалисты из области автомобилестроения полагают, что изобретение такой тормозной системы является куда более важным с точки зрения прогресса, чем даже двигатель внутреннего сгорания!

На видео ниже можете посмотреть, как две команды изобретателей-энтузиастов соревнуются в том, у кого из них получится более аунтентичная и технически продвинутая машина Леонардо да Винчи. Также в фильме показано, как современные технологии упрощают нам работу с материалом и позволяют производить достаточное тонкие манипуляции и работы, требующие большой точности.

Велосипед

С изобретением велосипеда дело обстоит не так понятно, как с другими изобретениями Леонардо. Многие учёные-историки сходятся во мнении, что данный эскиз является подделкой, а Леонардо велосипеда не изобретал, более того, никто ранее 1817 года в принципе ничего подобного не изобретал.

В 60-х годах XX-го века бушевали целые баталии по поводу того, кому же принадлежит данный эскиз. Есть точка зрения, что этот набросок сделал один из учеников Леонардо, которого звали Салаи. Он якобы скопировал идею Леонардо или даже просто перерисовал эскиз. Позже появилась точка зрения, что весь эскиз подделка, которую сделали в XX-м веке.

Если внимательно разглядеть рисунок, то можно заметить, что он выполнен графитовым карандашом, изобретение которого произошло много позже смерти Леонардо (читайте также статью про то, ). Также на эскизе изображены нетипичные для Леонардо линии. Он делал свои линии якровыраженными и жирными до такой степени, что они были видны на обратной стороне страницы.

Тем не менее по данному эскизу была сделана модель велосипеда.

Прокатный стан

В 1945 историки нашли свидетельства того, что Леонардо использовать прокатный станок, чтобы сплющивать драгоценные металлы.

Идею Леонардо позже развили и в других европейских странах, правда уже почти 200 лет на то, чтобы техника смогла развиться до уровня прокатки чёрных металлов.

Пресс для чеснока

Данное изобретение интересно тем. что его почему-то постоянно называют «автоматом Леонардо да Винчи» и нигде не поясняют, как же этот автомат работал. Дело всё в том, что это никакой не автомат, а обычный пресс для чеснока. Леонардо был не только музыкантом, военным инженером, архитектором и художником, он также любил вкусно поесть. Леонардо также неплохо готовил на кухне в таверне во Флоренции.

Леонардо стал главным по торжествам и банкетам, но он не сумел навязать свои взгляды на свежую и здоровую пищу, но ему удалось сделать ряд изобретений, который упрощали и автоматизировали работу на кухне. Многие изобретения для кухни почему-то потом толковались как военные машины и оружия, но были на деле мясорубками или формовочными машинами.

Очки

Леонардо также изучал вопросы зрения, как оно устроено и как его можно улучшить. Поэтому в ряде его работ можно встретить различные теоретические и практически наброски в этом направлении. К примеру, здесь на рисунке изображена сфера, наполненная водой, через которую смотрит человек. Благодаря такой сфере человек мог лучше видеть (непонятно правда, решала она вопрос близорукости или дальнозоркости).

Часы и часовые механизмы

Другим страстным увлечением Леонардо да Винчи было время. Он не только конструировал новые варианты часов, но также и модернизировал их механизм.

На севере Италии часовое искусство было традиционным, поэтому во времена да Винчи там было достаточно много часов. Леонардо решил, что и он может внести свой вклад в развитие часовых механизмов. На рисунке выше показано одно примечательное устройство под названием фузея. Это устройство выполнялось в виде конуса и играло роль вырванивателя крутящего момент, который передвался от барабана заводной пружины на ведущую систему колёс в часах. Леонардо на 30 лет определил Якоба Цеха, который также потом разработает данных механизм.

В своё время Леонардо любил часто заходить в аббатство Киаравелле, которое располагалось недалеко от Милана, там он любил лицезреть и исследовать висевшие там гиревые часы, которые служили украшением одной из башен. Часы не только показывали время с точностью до минуты, но также указывали на положение Луны и Солнца в текущий момент. Леонардо внимательно изучал устройство часов, уделяя огромное внимание одному из новшеств ранней эпохи Возрождения — пружинам. На рисунке выше вы можете видеть результаты исследования часов Леонардо.

Как уже говорилось, Леонардо не только создавал часы, но и улучшал существующие. К примеру, его гиревые часы являются прообразом часов, которые позже заводились с использованием пружины, но для гирь требовалось очень большое вертикальное пространство, чтобы они могли вытянутся на всю длину, поэтому Леонардо придумал, как можно было бы обойти данное ограничение. Он разработал систему (изображённую на рисунке выше), состоящую из блоков, которые бы регулировали постепенное опускание гири и уменьшали необходимое вертикальное пространство, а значит делали их более компактными. Также да Винчи старался решить проблему, связанную с потерями энергии, которые происходили, когда пружина раскручивалась. Он старался найти способ компенсации таких потерь. Первой его идеей была ходовой винт — шпиндель, который должен был постепенно заводить пружинный механизм. Далее он совершенствовал данный компенсаторный механизм, чтобы увеличить его устойчивость и крепость.

Леонардо сделал модификацию для пружинного барабана. На его схеме у барабана были зубцы, которые цеплялись за перевернутую спираль в виде конуса. Она в то же время двигала барабан на такое расстояние, которое было нужно спирали, чтобы использовать геликоидальный механизм и рейку с зубцами, располагавшуюся внизу.

Ниже изображены другие схемы и механизмы для часов.

Механизм, регулирующий скорость вращения маятника. Противовес.

Часовой механизм

Вентилятор

Устройство, которое могло бы управлять воздушной массой имеет массу применения, начиная от вентиляции и заканчивая розжигом печей. Вентилятор Леонардо да Винчи представлял из себя цилиндр с лопастями, которые приводились в движение рукой, либо при помощи воды.

Внутри цилиндр был полым и частично заполнялся водой, чтобы гонять его по четырём секциям, создавая области повышенного давления по мере вращения цилиндра. В определённых местах были створки, которые выпускали сжатый воздух.

Модель вентилятора Леонардо да Винчи

Механический молот и наковальня

Ещё одно изобретение, которое опередило своё время — это кулачковый молот. Спустя несколько сотен лет данная машина будет активно применяться в условиях промышленной революции в Европе. Источником движения для этих машин будут паровые двигатели. У Леонардо же это ручка, которую надо вращать, либо соединить с водяным колесом. Такая машина значительно ускоряет сборку машин, состоящих из металлических листов. К примеру, её позже использовали для забивания заклёпок на бронемашинах и кораблях.

Ниже можете посмотреть модель молота:

Машины, использующие подобный принцип, использовались до начала 20-го века, пока не были заменены более совершенными и мощными прокатными станами.

Также можете посмотреть анимацию, если ещё не поняли, как работает данная машина Леонардо:

Гигрометр

Ещё одно простое по своей гениальности устройство, которое измеряет влажность воздуха — гигрометр. Гигрометр Леонардо состоял из весов, на которые водружали вату и воск так, чтобы весы были сбалансированы. Если влажность в воздухе высокая, то влага впитывалась ватой, и та становилась тяжелее, поэтому весы склонялись в сторону ваты. Такое вот незамысловатое устройство, которое вы можете повторить в домашних условиях.

Анемометр

А это измерительное устройство было нужно, когда необходимо было рассчитать силу ветра. Леонардо сделал два вида этих устройств.

Пластинчатый анемометр состоял из пластинки, сделанной из тонкого металла. Пластинку вешали вертикально внутри устройства напротив дуги, на которой были выбиты единицы измерения. Когда воздушная масса встречалась с пластинкой, то она отклонялась, а мы могли посмотреть, какова сила ветра. Наверху также был флюгер, показывающий направление ветра, чтобы мы могли сориентировать прибор по ветру.

Конусообразный анемометр состоял из трубок в виде конусов. Он определял пропорциональность ветра воздухозаборному отверстию в конусе.

Одометр

Не узнаёте это изобретение? Может быть где-то уже его видели? Ведь это тот самый одометр! Устройство, позволяющее измерять пройденный путь, а видеть вы его могли ещё 1500 лет назад, когда его изобрёл , не менее великий изобретатель, чем Леонардо да Винчи.

К данному изобретению удалось найти множество интересных поясняющих схем, поэтому вы сможете легко разобраться, как он был устроен и работал.

Одометр был разработан для измерения дистанции и представлял из себя тележку, которую надо было двигать. Измерения происходили благодаряя серии передач, которые проворачивали колесо, держащее специальные камни, которые падали в ведро под тележкой. В конце пути мы считали камни и узнавали, какое расстояние мы прошли.


Ниже можете посмотреть схему устройства одометра и названия всех его частей:




Камни накапливаются в специально ведре, в которое можно заглянуть, чтобы посчитать камни. Ниже можете посмотреть на устройство механизма счёта:


На рисунке ниже показано, как работает цевочная передача с зацепляющимися шпильками на колесе для счёта расстояния:


Это вид сзади. Здесь видно шасси одометра и червячная передача, которая приводит в движение основное колесо.

В некой примитивной форме одометр даже пытались повторить:

Данный прибор мог теоретически размещаться в летательном аппарате, чтобы измерять угол наклона. Он представлял из себя колокол, внутри которого был подвешен шарик. Если полёт горизонтален поверхности земли, то шарик оказывался в центре круга.

Домкрат

Домкрат необходим в тех случаях, когда нужно преобразовать вращательное движение в поступательное. Благодаря этому можно поднимать тяжёлые объекты, затрачивая при этом немного усилий.

Рукоятка была соединена с зубчатым колесом, которое в свою очередь взаимодействовало с вертикальной рейкой. Таким образом объект поднимался вдоль рейки наверх. Чтобы опустить домкрат, надо было просто начать крутить рукоятку в другую сторону.

Машина для плетения канатов

Тоскана и Ломбардия всегда отличалась тем, что в них была развита текстильная промышленность. Леонардо захотел автоматизировать процесс создания каната.

Канат плёлся следующим образом: сначала брались отдельные нити, которые сплетались в прядь; затем брались пряди и сплетались в канат. Машина Леонардо брала пряди (на рисунке их три) и переплетала их, вращаясь и проворачиваясь. Один конец прядей закреплялся на специальных крючках, а второй их конец закреплялся на вращающемся диске. Крутишь диск и пряди скручиваются.

Прожектор

Так как Леонардо занимался театральными выступлениями, то он хотел добавить в них больше спецэффектов. Одним из таких спецэффектов была игра тенями и освещением. Изначально именно для этих целей и придумывался его прожектор.

Устройства прожектора было простым. Это был ящик кубической формы с отверстием в одной из стенок, внутрь которого была вставлена линза. Внутрь ящика помещалась горящая свеча. Дальше можно было наблюдать, как свет собирался в линзе и Леонардо получал достаточно интенсивное освещение.

Робот Леонардо да Винчи

На эскизе выше изображено то, чем сейчас заняты многие учёные и инженеры в мире — созданием роботов. На эскизе мы видим систему направляющих роликов, но сразу не становится понятно, зачем они нужны. Ниже мы расскажем об этом подробнее, но пока начнём издалека.

Леонардо изучал не только животных, но и человека. Он нарисовал множество замечательных эскизов, посвящённых анатомии человека. Леонардо сумел с удивительной точностью передать строение внутренних органов, костей, мышц, включая даже очень мелкие детали. Профессор Питер Абрамс, занимающийся клинической анатомией полагает, что Леонардо опередил анатомическую науку на целых 300 лет и предвосхитил одну из самых знаменитых работ по анатомии — «Анатомию Грея».

Примеры эскизов анатомии человека, сделанные Леонардо да Винчи

Примеры эскизов анатомии человека

Теперь поговорим подробнее о том, что из себя представлял робот Леонардо да Винчи . Это была человекоподобная машина, которую изобретатель придумал в 1495 году. Схемы робота обнаружились в 1950-х годах. Как и в случае со многими другими изобретениями Леонардо, мы не знаем, была ли его задумка реализована.

Поверх робота планировалось надеть рыцарских доспех, то есть можно предположить, что он имел военное предназначение. Робот мог совершать различные движения руками и отдельно кистями. Частично конструкцию восстановили, поэтому мы можем видеть какие степени свободы были у его конечностей.

Вечный двигатель

Леонардо, как и многие другие изобретатели вплоть до сегодняшних дней, попробовал свои силы в проблеме создания «вечного двигателя». Конечно, вечный двигатель он не создал, потому что начала термодинамики ещё никому не удалось обойти, но несколько занятных работающих эскизов он оставил, а некоторые наоборот даже не двигались.

Леонардо в 1494 году писал:

Ах вы, искатели вечного движения, сколько напрасно химер вы преследовали? Идите и займите своё место подле алхимиков.

Исследования Леонардо о возможности создания вечного двигателя отличались своими тщательными и научными расчётами по сравнению с теми, кто занимался тем же самым в его время. У Леонардо имелось 2 страницы с эскизами различных двигателей.

Рассмотрим ряд конструкций.

Первая конструкция двигателя Леонардо — просто сбалансированное колесо. В этой конструкции вес шарикоподшипников внутри машины всегда будет смещать центр тяжести колеса от центральной точки, тем самым обеспечивая непрерывное вращение. В конструкции 4 дорожки, которые можно увидеть на рисунках ниже

Его вторая конструкция включает в себя рычаги и систему храпового механизма. Конструкция втулки колеса такова, что рычаги фиксируются в одном положении при вращении колеса, а система защёлок и трещоток гарантирует, что колесо будет вращать только против часовой стрелки, как показано на изображении ниже.

Третий и, возможно, самый элегантный дизайн вечного двигателя — это ещё один сверхсбалансированное колесо. Эта конструкция имеет 12 дорожек с шариком в каждой. Центр тяжести снова постоянно смещается движением шаров по криволинейным траекториям во время вращения колеса. Эту конструкцию можно увидеть на рисунках ниже, а в конце будет видео, где всё будет показано в действии.

И, наконец, четвёртый дизайн, который можно считать шедевром машиностроения и концептуального дизайна. Достаточно сложно простыми словами объяснить, как это работает, поэтому ниже будут просто изображения и видео того, как это работает.

А вот видео, где показано, как должны были работать все машины, будь они и правда вечными двигателями:

В апреле 2004 года итальянский ученый Карло Педретти заявил, что он раскрыл секрет пружин, приводящих в движение «автомобиль», который был создан Леонардо да Винчи в 1478 году. Таким образом, спустя пять столетий ученые, наконец, сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки, построить и запустить ее..

Самодвижущуюся тележку Леонардо да Винчи можно назвать прообразом автомобиля. Настоящий же автомобиль появился лишь в конце XIX века, когда двое жителей Германии Готлиб Даймлер и Карл Бенц разработали двигатель внутреннего сгорания. «Автомобиль» Леонардо не предназначался для массового производства, у него не было сиденья, аппарат был фактически разработан как машина для фестивалей: своеобразная движущаяся платформа, запас ее хода на полном заводе был всего 40−50 метров.

Построить самодвижущуюся тележку да Винчи смогли только в 2004 году


Да и его размеры явно маловаты для того, чтобы перевозить людей. Так что говорить об «автомобиле» Леонардо было бы преувеличением, некоторые исследователи окрестили этот аппарат «леомобилем». Тележка была деревянной, трехколесной, задние колеса вращались независимо друг от друга.

Самодвижущаяся тележка да Винчи

Тем не менее, как и многие другие проекты да Винчи, он не давал покоя многим поколениям ученых, инженеров и конструкторов. Интерес и энтузиазм подогревались еще и тем, что все попытки воплотить в реальность замысел легендарного изобретателя терпели крах. Это было связано с отсутствием четких инструкций к эскизам Леонардо. Части и детали повозки приходилось додумывать. Существует предположение, что чертежи кузова не были прорисованы, так как изобретатель увлекся самим механизмом.


Чертежи к «автомобилю» да Винчи

Главной проблемой для конструкторов стал вопрос: что именно приводило в движение эту повозку. Исследователи изначально считали, что две рессоры, согнутые как в арбалете, изображенном на эскизе в Атлантическом Кодексе, распрямляясь, и должны были стать этой движущей силой. Однако итальянский профессор Карло Педретти решил, что пружины были предназначены не для движения автомобиля, а для управления механизмом двигателя. А своеобразным двигателем были пружины, свитые в барабанах.


Пружины заводились человеком, который должен был вращать два зубчатых колеса, расположенных в передних верхних углах устройства. Длина каждой из этих пружин — семь метров, и чем сильнее их завести, тем больше тележка проедет.


Чтобы проверить догадку, было решено сначала создать компьютерную модель устройства, которая показала, что проект жизнеспособен. После чего построили конструкцию, которая составляла 1.68 метров в длину и 1.49 метров в ширину. Здесь, однако, некоторых энтузиастов ждало разочарование. Современные инженеры сочли эту машину слишком опасной и не решились ее испытать.

Полноразмерный «леомобиль» был признан опасным


«Она могла столкнуться с чем-нибудь и нанести серьезное повреждение», — рассказал журналистам директор Института и Музея Истории Науки во Флоренции Паоло Галлуцци. Вопрос, почему нельзя было использовать полигон, остается без ответа. В итоге для испытания и демонстрации была построена копия в масштабе один к трем.