Когда примут на вооружение бтр выстрел. Как все начиналось

Легкобронированный броневой автомобиль КАМАЗ-43269 "Выстрел", или еще его называют БМП-97, по сравнению с известным советским бронетранспортером БТР-80 имеет ряд преимуществ.

Во-первых, БМП-97 дешевле БТР-80 в 1,6 раза. Во-вторых, ресурс бронеавтомобиля выше. В-третьих, "Выстрел" легче ремонтировать, а также проводить его техобслуживание. Кроме того, БМП-97 можно эксплуатировать на дорогах общего пользования. И, наконец, водителя не нужно специально обучать, чтобы управлять "Выстрелом".

Как все начиналось

В 30-50-гг. прошедшего столетия в Советском Союзе были распространены простые и не очень дорогие броневые машины, такие как БТР-40, БТР-152. Однако СССР решил затем перейти к более "тяжелым" бронетранспортерам, хотя необходимость в легких и удобных бронеавтомобилях осталась.

В 1997 году началось совместное создание броневой машины предприятием КамАЗ и Научно-производственным центром "Специальное машиностроение" МГТУ имени Н. Э. Баумана. В 1999 году публике представлен ходовой макет "Выстрела", корпус которого стальной. Позднее автомобиль получил название "бронированная пограничная машина БМП-97". Новый бронеавтомобиль предназначался для частичной замены грузового автомобиля ГА3-66, который являлся главным транспортом пограничников.

В марте 2000 года предприятие КамАЗ провела испытания опытного прототипа БМП-97 "Выстрел". К концу того же года началась подготовка к производству первой партии бронемашин. В 2005 году, после получения разрешения на поставку КАМАЗ-43269 другим странам, несколько бронемашин приобрели Казахстан и Азербайджан. Несколько БМП-97 участвовали в учениях "Запад-2009" в 2009 году.

Конструкция

КАМАЗ-43269 "Выстрел" - это полноприводная машина, сварной корпус которой - несущий. БМП-97 состоит из двух отделов: один из них - моторный отсек, во втором отделении - место для экипажа и десанта. На корпусе "Выстрела" имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и старшего по автомобилю.

При сборке БМП-97 использовались агрегаты и узлы автомобиля КАМАЗ-4326. Тем самым, установка узлов и агрегатов упростила производство и ремонт машины. Кроме того, снизилась стоимость автомобиля. Также упрощен техосмотр, поскольку при нем используются технические средства предназначенные для серийных машин производства компании "КамАЗ".

"Выстрел" оснащен двумя протектированными баками объемом 125 литров каждый. Кроме того, в бронированном корпусе БМП-97 установлен дополнительный 20-литровый бак. "Выстрел" имеет автономный отопитель, который позволяет поддерживать в отделении десанта и экипажа рабочую температуру независимо от работы двигателя. Автомобиль оснащен к тому же фильтровентиляционной системой.

Вооружение и защита КАМАЗ-43269 "Выстрел"

Вооружение бронеавтомобиля устанавливается во вращающейся башне. На БМП-97 можно монтировать пулемет КПВТ калибра 14,5-мм или 12,7-мм "Корд". Также на автомобиль можно поставить гранатомет "Пламя" калибра 30-мм, а также противотанковый ракетный комплекс.

Что касается защиты автомобиля БМП-97, то бронирование машины противопульное. Так верхняя часть корпуса может "спокойно принять на себя" выстрелы из пулемета "Утес" калибра 12,7-мм с расстояния 300 метров. К тому же нижняя часть и корма бронеавтомобиля "Выстрел" выдерживает "огонь" из снайперской винтовки СВД калибра 7,62-мм с дистанции 30 метров. Днище БМП-97 также бронировано.

Применение

Основная боевая задача КАМАЗ-43269 "Выстрел" - обеспечение действий приграничных войск при охране границы. Кроме того, БМП-97 применяется как штабной или патрульный автомобиль. Также, бронеавтомобиль предназначен для перевозки раненых и заключенных, осуществления разведки.

В 2013 году Камский автомобильный завод впервые представил свою новую разработкубронированный автомобиль КамАЗ-53949. Эта машина предназначается для перевозки личного состава и грузов, а также для их защиты от стрелкового и взрывных устройств. В настоящее время специалисты ведут испытания и доводку этого броневика. Ориентировочно к 2018 году планируется развернуть серийное производство новой техники в интересах министерства обороны и министерства внутренних дел.


Броневик КамАЗ-53949 представляет собой защищенный автомобиль с колесной формулой 4х4 и корпусом, защищающим от пуль и взрывных устройств. По некоторым данным, машина разрабатывается в качестве платформы, на базе которой будут строиться модификации техники для различных заказчиков. К примеру, МВД и Минобороны смогут закупать броневики в различной комплектации, с разными характеристиками и возможностями, соответствующими требованиям заказчика.

Машина КамАЗ-53949 разрабатывается с широким использованием наработок по проектам бронетехники семейства «Тайфун», реализуемым Камским автозаводом в настоящее время. По этой причине новый броневик нередко именуют «Тайфуненком». Кроме того, известно о существовании названия «Патруль-А». По некоторым данным, такое имя получила модификация броневика для внутренних войск и министерства внутренних дел.

Бронеавтомобиль КамАЗ-53949 должен перевозить до двух тонн груза или до десяти человек, включая экипаж. Это сказалось на его размерах и массе. Длина машины достигает 6,4 м, ширина – 2,5 м, высота – 3,3 м. Клиренс – 433 мм. Снаряженная масса броневика составляет 13,7 т, полная – 15,7 т. Габариты и вес машины сформированы с учетом требований к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами и вертолетами. Броневик может транспортироваться самолетами Ил-76, Ан-124 или вертолетами Ми-26.



Машина оснащается корпусом типа фургон с традиционным для такой техники размещением объемов. В передней части, внутри бронекожуха-капота, находится двигатель, а остальные объемы отданы под размещение экипажа и десанта либо грузов. Корпус соответствует 3 уровню стандарта STANAG 4569 и защищает экипаж от бронебойных пуль патрона 7.62х54R. Также обеспечивается защита от осколков артиллерийских снарядов или взрывных устройств.

Днище корпуса имеет специальную V-образную форму, предназначенную для отведения взрывной волны в стороны от обитаемого объема. Заявлена возможность спасения экипажа при подрыве 3 кг тротила под колесом или любым участком днища.

В корпусе предусмотрен набор дверей для посадки и высадки экипажа и десанта. В бортах корпуса имеются четыре двери для водителя и трех пассажиров, размещающихся в передней части машины. Еще одна дверь находится в кормовом листе. Ее должен использовать десант, размещающийся в кормовой части машины. В крыше десантного отделения предусмотрены два люка. Все двери оснащены окнами с бронестеклами. Для сохранения внутренних объемов блоки стекла помещены на внешней поверхности корпуса. Кроме того, имеются два стекла в бортах десантного отделения. Водитель располагает крупным лобовым стеклом.

Под капотом броневика КамАЗ-53949 находится дизельный двигатель американского производства Cummins 6ISBe 350 P-6 мощностью 350 л.с.. Автоматическая коробка передач поставлена американской компанией Allison. В ходовой части используется независимая гидропневматическая подвеска с автоматической подкачкой колес. Машина оснащается пулестойкими бескамерными шинами размерности 14.00 R20. По имеющимся данным, шины с пробоинами должны обеспечивать движение со скоростью до 50 км/ч и позволять проехать не менее 50 км.





Бронеавтомобиль «Тайфуненок» на шоссе должен развивать скорость до 100 км/ч. Запас хода, согласно некоторым источникам, не менее 800-850 км.

Внутри бронекорпуса машины имеются десять сидений для экипажа и десанта. Для повышения уровня защиты используются специальные «противоминные» кресла, поглощающие часть энергии взрыва под машиной. В передней части обитаемого объема располагаются водитель и командир. За ними имеются еще два места для десантников. Шесть кресел установлены вдоль бортов десантного отделения. Ввиду использования V-образного днища корпуса десантники должны сидеть лицом друг к другу. Такая посадка позволила использовать сравнительно узкую кормовую дверь.

Приборная доска броневика оборудована, что называется, по последнему слову техники. Для вывода информации используются два жидкокристаллических дисплея. Один располагается на приборной доске, над рулевой колонкой, второй – справа от руля. При этом на доске сохранены индикаторы и переключатели привычной конструкции.

Для удобства посадки в сравнительно высокую кабину на корпусе предусмотрен набор ступенек. На ранних фотографиях броневика-прототипа под бортовыми дверями находились ступеньки характерной рамной конструкции. На более поздних изображениях видно, что они были заменены широкими откидными ступеньками. Под кормовой дверью на шарнире крепится лестница. Для посадки и высадки ее нужно опускать. При этом конструкция кормовой лестницы вызывает определенные вопросы. Например, не совсем понятно, как предлагается поднимать ее после посадки экипажа и десанта в машину и опускать во время экстренной высадки. Возможно, в конструкции предусмотрены некие механизмы для подъема и опускания лестницы, однако точных данных на этот счет пока нет.

На крыше корпуса броневик КамАЗ-53949 имеет посадочное место для установки боевого модуля с дистанционным управлением. Машина может вооружаться различным стрелковым оружием, вплоть до крупнокалиберных пулеметов и автоматических гранатометов. В нынешнем состоянии «Тайфуненок» не имеет амбразур для стрельбы из личного оружия. Для самообороны и уничтожения целей, по-видимому, предлагается использовать только боевой модуль.

К настоящему времени существует только один экземпляр бронеавтомобиля КамАЗ-53949. Сейчас этот прототип проходит предварительные испытания. Кроме того, в Набережных Челнах строится еще один опытный броневик, который в дальнейшем присоединится к испытаниям. Какие-либо результаты испытаний еще не оглашались. Вероятно, испытания первого прототипа находятся на тех стадиях, когда рано подводить итоги и делать выводы.

Известно, что бронеавтомобиль КамАЗ-53949 может быть доработан по требованию тех или иных структур, желающих заказать его. Так, сухопутные войска требуют заменить гидропневматическую подвеску на пружинную, сократить количество электроники, а также принять иные меры по упрощению машины. Воздушно-десантные войска, в свою очередь, желают получить технику с возможностью десантирования с самолетов. По желанию иных структур в конструкцию могут быть внесены и другие изменения, призванные привести броневик в соответствие с требованиями заказчика.

В то время как первый прототип броневика «Тайфуненок»/«Патруль-А» находится на испытаниях, проект столкнулся с неожиданными трудностями. Одна из особенностей предлагаемой машины такова, что при определенном негативном стечении обстоятельств может поставить крест на всех работах. Дело в том, что в конструкции броневика КамАЗ-53949 широко используются зарубежные комплектующие. Двигатель и коробка передач закупаются в США, элементы подвески в Ирландии, а «противоминные» кресла поступают из Великобритании. Даже бескамерные шины закуплены за рубежом, у французской фирмы Michelin.

Таким образом, дальнейшая судьба проекта КамАЗ-53949 в определенной мере зависит от планов руководства ряда зарубежных государств. В настоящее время на фоне украинского кризиса некоторые зарубежные страны ввели санкции в отношении России. Если Вашингтон, Лондон или Париж, вдобавок к существующим санкциям, решат прекратить любое военно-техническое сотрудничество с российскими предприятиями, то новый отечественный броневик рискует остаться без некоторых важнейших комплектующих.

По имеющимся данным, к настоящему времени Минпромторг и ряд профильных предприятий подготовили программу действий, направленных на замену импортных комплектующих в новых броневиках Камского автозавода. Производство необходимых узлов и агрегатов планируется развернуть в ближайшее время. Такая выглядит весьма оптимистично, хотя и может стать поводом для появления вопросов. Использование новых агрегатов, таких как двигатель или трансмиссия, фактически делает из базового броневика новую машину с иными характеристиками, которая должна пройти весь цикл испытаний и доводки. Как планируется решать эту проблему – неизвестно.

В существующем виде бронеавтомобиль КамАЗ-53949 выглядит достаточно интересно. Судя по опубликованным данным, он является удобным многоцелевым транспортным средством, имеющим защиту от стрелкового оружия и взрывных устройств. Такая техника может использоваться в зонах конфликтов низкой интенсивности, а также при выполнении различных спецопераций. Кроме того, большим плюсом выглядит возможность создания различных модификаций базовой машины, приспособленных для эксплуатации в различных структурах, как в армии, так и в подразделениях МВД.

Тем не менее, не стоит забывать, что на данный момент существует только один прототип перспективного броневика, который проходит испытания на полигонных трассах. До тех пор, пока не будут проверены и подтверждены расчетные характеристики, можно будет делать только примерные предположения о дальнейшей судьбе разработки. Первый этап испытаний должен завершиться в этом году. Далее понадобится провести ряд работ, в первую очередь, по исправлению выявленных недостатков. Серийное производство и поставки новых броневиков предполагается развернуть к 2017-18 годам. Если проект не столкнется с серьезными затруднениями технического или политического характера, то подобные сроки выглядят вполне реальными. Если же понадобится проводить комплекс работ по замещению импортных комплектующих, то сроки завершения проекта и начала эксплуатации серийной техники могут заметно сдвинуться вправо.

По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://русская-сила.рф/
http://vestnik-rm.ru/
http://wroom.ru/
http://twower.livejournal.com/

Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) - легкобронированный бронеавтомобиль, разработанный предприятием КамАЗ и Научно-производственным центром "Специальное машиностроение" МГТУ имени Н.Э.Баумана. Предназначен для применение в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля. Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» является универсальной платформой для разработанных ОАО «Муромтепловоз» нескольких вариантов боевых отделений с башенными установками типа ВМК, МА и МБ, которые комплектуются в различном сочетании пулемётами, гранатомётами и пушками.

Бронемашина сопровождения КамАЗ-43269 была показана в ходе московского Международного салона сухопутных вооружений 2006 г. Здесь автомобиль предстал перед широкой публикой и потенциальными заказчиками еще без модульного вооружения, но как говорится, произвел впечатление. Свою заинтересованность в КАМАЗ-43269 «Выстрел» обозначили сразу несколько силовых структур Российской Федерации и зарубежных государств. Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 приобретен Пограничными войсками Федеральной службы безопасности и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) РФ. В прошедшем году этими службами были объявлены тендеры на поставки бронеавтомобилей с вооружением, в составе которого, согласно техническим заданиям, обязательно должен присутствовать крупнокалиберный пулемет «КОРД». Другим условием заказчиков являлось наличие в машине свободного пространства, необходимого для размещения личного состава. К концу сентября 2009 г. оба тендера уже можно было считать состоявшимися.

Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» с модульным боевым отделением впервые был продемонстрирован на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-2009 в г. Жуковский Московской области. Особенность этого варианта бронеавтомобиля состоит в том, что, по желанию заказчика, на нем может быть смонтирован боевой модуль в комплектации, выбранной из широкой гаммы, предлагаемой ОАО «Муромтепловоз», которое осуществляет сборку машины в целом. Летом 2009 г. на поле опытного аэродрома в Жуковском разработчики выкатили машину с башенной пушечно-пулеметной установкой (БППУ) типа МБ2. Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» с боевым модулем в данной комплектации предназначен, как сказано в спецификации, для решения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов путем ведения борьбы с живой силой и легкобронированной техникой, а также низколетящими воздушными целями противника. В состав комплекса вооружения входит 30-мм пушка 2А42, 7,б2-мм пулемет ПКТМ и 30-мм гранатомет АГ-17. Боекомплект пушки, пулемета и гранатомета - 300, 200 и 300 выстрелов соответственно. В боевом положении полная масса КАМАЗ-43269 «Выстрел» не превышает 12 т. Машина обладает приемлемыми показателями обитаемости, в достаточно просторной кабине могут разместиться семь человек, включая водителя.

Помимо установки пушечно-пулеметных башен семейства МБ бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» прошел апробацию с боевыми модулями других видов, пулеметными, гранатометными и пушечными, которые в свою очередь уже были испытаны на другой технике - БТР, МТ-ЛБ, БРДМ-2. Кроме боевых машин с модулями ВМК, МА и МБ на шасси бронированного КамАЗа может быть собран зенитно-ракетный комплекс ближнего действия с боевым отделением, в башне которого находится ЗРК «Стрела-10М». Автомобиль с зенитным модулем предназначен для непосредственного прикрытия войсковых подразделений во всех видах боя и на марше, а также войсковых и других малоразмерных наземных объектов от ударов средств воздушного нападения противника. Боевая машина ведет поиск воздушных целей по данным целеуказаний или автономно, осуществляет сопровождение выбранной для поражения цели, предстартовую подготовку и пуск зенитных управляемых ракет (ЗУР). Огонь открывает с места, с коротких остановок.

Комплекс способен вести эффективную борьбу с самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами и дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами в условиях естественных и организованных оптических (тепловых) помех. Бронемашина КАМАЗ-43269 «Выстрел», несущая на своей крыше «Стрелу-10М», гарантированно уничтожает низколетящие воздушные цели днем и ночью, а также в условиях ограниченной видимости. ЗРК «Стрела-10М» оснащен оптико-электронной станцией обнаружения и сопровождения целей на базе тепловизионного модуля, которая способствует всесуточному применению зенитного комплекса. Установленная на боевой машине система обработки видеоизображения (СОВИ) «Охотник» обеспечивает улучшение видения изображений картины фоноцелевой обстановки в ненормируемых условиях наблюдения, уменьшение времени обнаружения и распознавания цели, автоматическое сопровождение обнаруженных целей с выдачей их текущих координат и сигналов управления на приводы.

Говоря о перспективах дальнейшего совершенствования бронеавтомобиля КАМАЗ-43269 «Выстрел», разработчики заявляют, что «одноместное боевое отделение для машин такого класса очень насыщено аппаратурой и с точки зрения эргономики, стрелок находится в достаточно стесненных условиях. Решить эту проблему мы намерены путем создания автоматизированного боевого модуля с дистанционным управлением». Главный конструктор заверил, что к очередному МАКСу проблема будет успешно решена и новый боевой автоматизированный модуль будет спроектирован и воплощен в металле.

Бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 «Выстрел» - это полноприводная машина с несущим сварным корпусом. Новая боевая машина получилась в результате установки бронированного корпуса, изготовленного на Курганском машиностроительном заводе, на шасси гражданского автомобиля. Бронеавтомобиль состоит из двух отделов: один из них - моторный отсек, во втором отделении - место для экипажа и десанта. На корпусе имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и старшего по автомобилю. Базой послужил грузовик КамАЗ-432 с шириной колеи 2065 мм. Автомобиль оснащен дизельным двигателем типа 740.11-240, обеспечившим высокие динамические характеристики. Максимальная скорость движения 85 км/час. Благодаря использованию серийных агрегатов и узлов и в бронированном варианте сохранена возможность обслуживания автомобиля в сервисных центрах ОАО «КамАЗ».

Изделие бронировано по пятому классу защиты (ГОСТ Р50963-81). Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма - из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение монтируется во вращающейся башне в возможностью установки боевых модулей с различными типами вооружения. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 23-мм пушки КПВБ, 30-мм пушки 2А42, 30-мм гранатомёта 0 «Пламя», противотанкового ракетного комплекса И д.р.

Тактико-технические характеристики КАМАЗ-43269 «Выстрел»
Экипаж (расчёт): 2 (+8 десант)
Длина, мм: 5300
Ширина, мм: 2500
Высота, мм: 2300
Масса, кг: 10500
Бронирование: противопульное
Тип и модель двигателя: дизельный, КамАЗ-740.10-20 V8
Скорость, км/ч: 90 (шоссе)
Мощность двигателя, л.с.: 240 л.с. (177 кВт)
Запас хода, км: 1100
Подвеска: рессорная
Основное вооружение: 14.5-мм пулемёт КПВТ или 12.7-мм пулемёт «Корд»
Дополнительное вооружение: 30-мм гранатомёт «Пламя»

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Боевая масса – 9,8 т. Вооружение –7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. Бронирование, мм – нос - 9-11, лоб - 11, борт - 7-9, корма - 7, верх - 5, днище – 4. Двигатели бензиновые, шестицилиндровые. Мощность двигателя: 2×90 л.с. при 3400 об/мин. Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 80, на плаву – 10. Запас хода, км – по шоссе - до 500, на плаву до – 90. Десант – 16 человек .

. Боевая масса – 8,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 10 человек. Вооружение: 2 7,62-мм ПКТ, боезапас - 200 патронов. Бронирование: 10-15 мм. Силовая установка: дизель БЗТМ 5Д20, 240 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 60(10) км/ч. Запас хода по шоссе 500 км.

. Боевая масса – 12,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 7 человек. Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (500 патронов) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) 2 ПЗРК 9К34. Силовая установка 2×ГАЗ-49Б по 120 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 80(10) км/ч. Запас хода 400-600 км.

БТР-80М . Боевая масса – 12,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 7 человек. Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (500 патронов) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) 2 ПЗРК 9К34. Силовая установка 1×ЯМЗ-238 240 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 80(10) км/ч. Запас хода 400-600 км.

Первые советские бронетранспортёры и БТР-152 создавались на базе обычных армейских грузовиков. Так, первый был создан на шасси автомобиля – полноприводного варианта знаменитого . Второй же имел в основании шасси полноприводного шестиколёсного грузовика ЗиС-151.
Однако в дальнейшем в советском бэтээростроении возобладала концепция специальных шасси. В соответствии с этой концепции были созданы и БТР-60, и БТР-70, и БТР-80, а ныне на вооружение российской и казахстанской армий в качестве основного образца продолжает поступать последняя модификация восьмидесятки БТР-82. Все эти машины имели заднее расположение силового агрегата.
Однако бронеавтомобили с передним расположением двигателя имеют свои преимущества, и главное из них – более высокая живучесть. Дело в том, что с развитием и распространением кумулятивных боеприпасов передняя часть шестидесяток, семидесяток и восьмидесяток перестала быть надёжной защитой для экипажа, и если танк Т-72 может позволить себе 208-миллиметровую толщину переднего бронирования корпуса, то для БТРа и бронеавтомобиля такая толщина брони неприемлема, а систему динамической защиты на 10-миллиметровый бронелист не навесишь – при своём срабатывании она не защитит от проникновения в машину кумулятивной струи, а наоборот послужит дополнительным поражающим фактором. Если же двигатель расположен спереди, то кумулятивная струя, пробив тонкий передний бронелист , будет поглощена многочисленными деталями силового агрегата. Машина, конечно же, потеряет подвижность, но зато экипаж останется жив. Более того, он сможет покинуть подбитую машину не через верхние люки под огнём противника, а через задние двери, находясь под защитой бронекорпуса и под прикрытием дыма от горящего двигателя и пара из пробитого радиатора.
Кроме того, при такой компоновке пуля рикошетит от наклонных бортов, а V-образное днище рассеивает энергию взрыва при наезде на мину.
Именно по такой схеме и создан бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 Выстрел.
Его разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Инициатором разработки выступил тогдашний руководитель Федеральной погранслужбы генерал армии Андрей Николаев. Машину предполагалось принять на вооружение под индексом БПМ-97 (БПМ – боевая пограничная машина).
Однако через год грянул дефолт, и работы по созданию Выстрела были заморожены. Спасла ситуацию армия никем ещё тогда не признанной Абхазии, которая закупила несколько бронемашин. После этого создателям удалось продать некоторое количество своих изделий гражданским компаниям, использующим их для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.
После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. Всего за полтора десятилетия удалось пристроить около сорока экземпляров этого образца бронетехники.
Конструктивно Выстрел представляет полноприводной бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом, производимым на Курганмашзаводе. Сборка же производится на заводе «Ремдизель»

в Набережных Челнах.
Толщина брони Выстрела составляет 16 мм, что на 60% больше, чем у БТР-80. Причём эти 16 миллиметров имеет не только передний бронелист, но и верхняя часть бортовой брони. Это позволяет Выстрелу выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта Утёс на 300-метровой дистанции. Пулю же выпущенную из пулемёта винтовочного калибра, броня Выстрела выдерживает не менее чем на 30-метровой дистанции – испытания огнём с меньшего расстояния не проводились из-за опасности поражения стрелка собственной пулей, отскочившей от брони.
В отличие от БТРов, у которых передние стёкла имеют обычную толщину, на выстреле устанавливается бронестекло 46-миллиметовой толщины, пулестойкость которого примерна эквивалентна тем самым 16 миллиметрам броневой стали.

Автомобиль разделен на две половины – моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. Механик-водитель и командир экипажа сидят на сиденьях от автомобиля Ока. Десант же, насчитывающий 10 бойцов, сидит на таких же сиденьях спиной к борту. Для входа и выхода десанта и экипажа в корпусе Выстрела выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. Кроме того, в бортах корпуса имеются бойницы. Аналогичные тем, что были на БТР-60 и БТР-70.


Внешне Выстрел настолько похож на БТР-40, что некоторые западные обозреватели называют его BTR-40M. Однако выстрел по своим размерам значительно крупнее сороковки, но при этом меньше восьмидесятки. Так, длина бронеавтомобиля при 3300-миллиметровой колёсной базе составляет 5300 миллиметров, то есть, Выстрел на 2,35 метра короче восьмидесятки, но на 30 сантиметров длиннее сороковки. Ширина же его, равная 2,54 метра – на 36 см меньше, чем у БТР-80, но на 54 см больше, чем у сороковки – позволяет Выстрелу безо всяких ограничений пользоваться дорогами общего пользования и делает его удобным для перевозки по железной дороге. Высота Выстрела без башни составляет 2585 мм.


При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. В качестве силовой установки Выстрел использует 240-сильный ярославский дизель ЯМЗ-238. При 130-миллиметровом диаметре цилиндра и 140-миллиметровом ходе поршня двигатель имеет 14,866-литровый рабочий объём. Правда, на некоторых экземплярах устанавливается и камазовский двигатель. Благодаря сравнительно малой массе – 9,8 т против 13,6 т у БТР-80 – Выстрел может развивать 100-километровую скорость и удерживать её на протяжении длительного времени.

На Выстреле установлены два 125-литровых протектированных бака и дополнительный 20-литровый бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Также на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
В 2011 году КАМАЗ вместе с Урал представил новое универсализированное семейство корпусных и модульных бронеатомобилей Тайфун, в связи с этим дальнейшее развитие проекта «Выстрел» было признано нецелесообразным, но несмотря на это работы по модернизации Выстрела продолжаются.

Смотрите также:

Балатонская операция
Берлинская операция
Бой на Рогачёвском шоссе
Бой у станицы Кущёвской
Бронепоезда Великой Отечественной
Введение погон в Красной Армии
Взятие Будапешта
Знамя Великой Победы
Керченско-Феодосийская десантная операция
Конец армии Паулюса
Курская битва
Малая земля
Нападение Германии на СССР
Нижне-Силезская операция
Оборона Киева
Первый ночной таран Великой Отечественной
План Барбаросса
Побег лётчика Девятаева
Провал операции «Цитадель»
Прорыв блокады Ленинграда
Рейд на станицу Тацинскую


Первый в мире мобильник был советский

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации