Какой мопед не требует прав. Стоимость получения новой категории. Когда на мотоцикле можно ездить без удостоверения

Прежде чем узнать, нужны ли права на мопед, надо разобраться в некоторых правилах дорожного движения (ПДД).

Глава 1.2 правил: мопед и скутер считаются механическими транспортными средствами малой мощности, с разрешенной скоростью движения до 50 км/час. На них устанавливаются двигатели бензиновые, объема не выше 50 см³ (кубов) или электромоторы мощностью 0,25 - 4 кВт. Эти маломощные, 2-х или 3-х колесные средства передвижения выделены в специальную категорию «М». Есть и водительское удостоверение категории «М». Без него на городские дороги сегодня выезжать запрещено.

Федеральным законом разрешено управление мототехникой водителям, у которых открыта категория В. Но только тем, у которых на водительской карточке нет отметка ML.

Она означает «водитель по медицинским показаниям лишен права управления транспортными средствами категории М».

Поступаем в автошколу

Научиться вождению можно в мотоклубах ДОСААФ или частной автошколе, имеющей лицензию. Примут на обучение подростков, которым исполнилось 16 лет, или тех, кому исполнится 16 к моменту окончания занятий.

Второе условие - курсант должен быть физически и психически здоров. Без медицинской справки в автошколу не примут. Для этого надо пройти медицинскую комиссию и получить разрешение на право управления транспортом категории «М».

Занятия продолжатся 2-3 месяца. Сначала изучаются теоретические дисциплины, в том числе правила оказания первой медицинской помощи. Затем курсант должен основательно изучить ПДД. Только потом начинаются практические занятия. Способы управления и маневрирования отрабатываться на территории автошколы. Она предоставляет для занятий собственную мототехнику.

Доставлять на занятия личный мопед или скутер не обязательно.

Потом разрешат выезд в город на участки дорог, где разрешен проезд маломощному транспорту в 50 кубов. Заключительный этап: экзамены по теории и практике вождения. Сданы успешно, выдается удостоверение об окончании автошколы и можно идти получать права.

Получаем права

Получить права на мопеды с двигателями в 50 кубов разрешено в любом отделении ГИБДД. Но лучше обратиться отделение, которому подведомственна автошкола, где проходило обучение. В ГИБДД надо предъявить документы:

  • медицинскую справку;
  • свидетельство об окончании автошколы.

Экзамены на права, как и в автошколе состоят из двух этапов. Сначала нужны ответы по билетам, потом проверяются навыки вождения. На экзамен по вождению разрешено доставить собственный мопед или скутер. Приехать на них в ГАИ могут только те, у которые имеют водительское удостоверение. Практические навыки управления мопедом или скутером проверяются на специальной площадке.

Претендент на права должен уметь:

  • правильно начать движение;
  • уметь экстренно затормозить;
  • выполнить несколько упражнений в габаритном коридоре.

Особое внимание обращают на умение управлять скутером во время левого поворота. Экзаменуемый должен перед поворотом поднять левую руку. При этом нельзя потерять равновесие и выехать за габаритный полукруг. После успешно сданных экзаменов выдадут водительское удостоверение с отметкой «М». Если не повезет, повторные экзамены разрешены через семь дней.

Регистрация в ГИБДД

По действующему законодательству маломощная мототехника не требует регистрации. Скутер, у которого рабочий объем мотора выше 50 и меньше 100 см³ принадлежат к классу среднеразмерных. Его необходимо поставить на учет в ГИБДД.

Некоторые владельцы мототехники, используют специальные технические приемы, чтобы усилить (форсировать) работу двигателя. Такие мопеды приобретают возможность двигаться со скоростью превышающей 50 км/час. Если сотрудник ДПС обнаружит такой «высокоскоростной транспорт», он его обязательно остановит и запретит дальний проезд. Тогда приходится решать, что лучше, поставить его на учет или уменьшить ресурс двигателя.

Если решено, что на учет надо поставить, тогда какие документы в 2016 году нужны и на кого зарегистрировать?

Регистрируется транспортная техника на собственника, которому исполнилось 18 лет. По правилам, перед регистрацией, на любую мототехнику, необходимо оформить страховое свидетельство. Кроме того, в ГИБДД надо предъявить технический паспорт. Только тогда разрешена постановка на учет и выдача номерных знаков. В общей сложности процедура постановки на учет потребует значительной суммы денег.

Штрафы

По правилам мопеды должны проезжать по крайнему правому ряду. Если полоса занята общественным транспортом, его разрешено объехать. Разрешен, в отличие от автомобилей, проезд по обочине и по велосипедным дорожкам. Запрещен проезд по тротуарам.

Маломощным скутером, с двигателем объема меньше 50 кубов чаще управляют несовершеннолетние подростки. Если они нарушают правила движения, их к административной ответственности не привлекают. Дело о правонарушении на дороге рассматривается в комиссии по делам несовершеннолетних. Выписанный инспектором ДПС штраф должны оплатить родители. За какие виды нарушений положен штраф, определено в КоАП:

  • езда без шлема;
  • проезд по полосе не предназначенной для движения;
  • проезд со скоростью выше 50 км/час;
  • права подростком не получены;
  • права забыты дома.

Минимальный размер штрафа пятьсот рублей, максимальный пять тысяч. Гораздо хуже, когда инспектор сочтет нужным проверить водителя на опьянение. Если оно превысит норму, тогда возможно придется заплатить тридцать тысяч. Кроме того, подростку не разрешат пользоваться скутером 2 года.

Что выбрать

На территорию России мопеды поступают из Европы и стран Азии. Выбор большой, но много моделей прошедших капитальный ремонт, восстановленных. Они стоят дешевле оригинальных. Цена некоторых не превышает двадцати тысяч. Некоторые модели выполнены в традиционном, классическом, стиле. Они в основном нужны для города.

Современные модели, все чаще приобретают экстерьер и возможности мотоцикла. Таков мопед Альфа. Предназначен для поездок вне города, крутые подъемы, плохая дорога ему не страшны. Цена демократичная - оптимальный выбор для современной молодежи.

Сегодня, благодаря своей компактности, динамичности и мобильности, скутеры становятся все более популярным средством передвижения. Вождение такого транспорта не требует особых навыков и усилий, да и приносит колоссальное удовольствие водителю. Однако прежде чем сесть за руль, стоит задуматься о том, хорошо ли водитель осознает потенциальную опасность на дороге, хорошо ли знает ПДД, (50 кубов или более) иметь. Иначе можно не только оплатить штраф, но и стать угрозой как так и безопасности других участников дорожного движения.

Какая информация по этому вопросу есть в правилах дорожного движения?

В связи с тем, что популярность скутеров быстро растет и в городской черте их становится с каждым годом все больше, в ПДД возникли соответствующие изменения. Какие права нужны для и выше)? В ПДД появилась новая категория М, которая включается в себя и легкие квадроциклы.

Права на скутер (на 50 кубов) нужны. Законодательство Российской Федерации и ПДД утверждают, что к категории М принадлежат ТС, соответствующие следующим параметрам:

  • двигатель объемом не более пятидесяти кубов;
  • электродвигатель, имеющий мощность от 0,25 до 4кВт;
  • максимальная скорость движения ТС не превышает 60 км/час.

Нужны ли права на скутер на 50 кубов?

ПДД утверждают, что права на скутер на 50 кубов необходимы. Поэтому водители, желающие водить данный вид транспортного средства, должны явиться в автошколу для прохождения теоретического и практического курса обучения. После можно получить права на скутер на 50 кубов.

При остановке данного ТС инспектором ГИБДД нужно будет предъявить служителю закона права категории М на пятидесятикубовый скутер, если водитель совершеннолетний, или временное разрешение на управление ТС, если водителю еще не исполнилось 18 лет.

Категория, которая нужна для вождения 50-кубового скутера

ПДД дополнительно разъясняют, что права на управление ТС имеют также водители, открывшие уже иную категорию. Получается, что если у водителя имеется открытая категория на управление транспортном средством, например, В или А, то управление скутером допустимо. Тем, кто давно за рулем автомобиля, мотоцикла или грузовика, еще раз проходить обучение в автошколе на категорию М не нужно.

С какими правами можно управлять различными транспортными средствами, представлено в виде схемы на рисунке ниже.

Водители, которые имеют удостоверение тракториста, управлять скутером не могут.

Водительское удостоверение на 50-кубовый скутер

С 2013 года в Федеральном законе о ПДД в водительских удостоверениях нового образца появилась новая категория для скутеров. Так, водитель, который желает пользоваться данным видом транспорта, должен получить соответствующее разрешение в органах ГИБДД.

Правда, процедура получения прав на новую категорию М до сих пор находится на этапе разработки и полна незакрытых вопросов. В ПДД с каждым годом то вносят изменения, связанные с вождением скутера, то снова убирают новые пункты.

Согласно пункту ПДД 1.2, скутер не является механическим ТС. Это означает, что можно безбоязненно водить данный вид ТС без прав. Но и тут есть уловка. В разделе штрафов отмечено, что сумма штрафа за вождение 50-кубового скутера без прав категории М составляет 800 рублей.

Необходимые документы и права на скутер свыше 50 кубов

На сегодняшний день водитель может водить скутер с ВУ категории М, если двигатель ТС не превышает объема в 50 кубов, а максимальная скорость вождения не выходит за рамки 60 км/час. Если же объем двигателя на скутере больше 50 кубов, то такое ТС приравнивается к мотоциклам и соответствующей категории А водительских прав. Так, права на скутер более 50 кубов нужны.

Кроме того, во время управления скутером с двигателем свыше пятидесяти кубов при себе желательно также иметь договор купли-продажи или чек о покупке ТС, подтверждающий, что владельцем транспортного средства является именно то лицо, которое управляет скутером.

В том случае, если ТС не выходит за рамки допустимой скорости и объем двигателя составляет не более 50 кубов, водителю скутера достаточно иметь при себе паспорт данного ТС. Необходимо это будет в том случае, если ТС остановит сотрудник ГИБДД и попросит предъявить документы.

Некоторые особенности документов на вождение скутера

Если права на скутер требуются в обязательном порядке, то для регистрации (ТС) в органах ОВД права не требуются - зарегистрировать ТС можно до того, как получить ВУ, если оно необходимо для управления данной категорией ТС. Кроме того, не нужен техпаспорт и ТО. То же самое относится и к страхованию. Но получить полис ОСАГО можно в случае заинтересованности водителя в данном процессе. Соответственно, полис проверке инспектором не подлежит, и штраф в случае его отсутствия не накладывается.

Взимание штрафа за повреждение автомобиля или другого ТС мопедом может происходить лишь в суде или при согласии сторон-участников ДТП.

Кто не может получить права на скутер

Если в ВУ в графе, предназначенной для отметок по категории М, стоит "МЛ" - это значит, что управление скутером или мопедом данному водителю запрещено по медицинским показаниям. Получить права на скутер не могут лица, которые меньше месяца назад перенесли хирургическое вмешательство на глаза, имеют нарушения вестибулярных функций, неподвижность межфалангового пространства, паралич, а также те, у кого зрение видящего глаза ниже 0,2, а второго - 0,6. Это подтверждается медицинской комиссией.

Штрафные санкции за управление скутером

Штрафы за управление данным ТС накладываются в том случае, если:

  • отсутствуют права нужной категории вождения транспортного средства, а ТС требует наличия у водителя соответствующих документов;
  • управление ТС осуществляет лицо, которое не достигло возраста четырнадцати лет;
  • утеряно удостоверение на транспортное средство;
  • просрочены или по другой причине недействительны права на транспортное средство.

ВУ могут получить россияне, достигшие шестнадцатилетнего возраста. При отсутствии прав при управлении скутером налагаются штрафные меры в виде денежного штрафа в сумме от 6 до 20 тыс. руб. В том случае, если инспектором ГИБДД было остановлено ТС, водителем которого являлось лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста, штрафные взыскания накладываются на родителей или опекунов ребенка. Кроме того, сотрудник ГИБДД может изъять ТС у водителя без прав и выслать скутер его на штрафстоянку, а это требует дополнительных оплат.

Что делать при утере документов на транспортное средство

В случае потери или кражи ВУ владелец скутера должен немедленно сообщить об этом факте в органы ОВД, т.е. написать заявление. После приема заявления водителю выдается временный документ на управление обозначенным ТС, а в течение месяца - новые права постоянного образца.

Что делать в том случае, если документы на ТС просрочены

За просроченные права тоже положено денежное взыскание. После окончания срока действия документа (а еще лучше - заблаговременно) следует немедленно явиться в близлежащее отделение ГИБДД для оплаты госпошлины и получения новых прав.

Наказание также может последовать владельцу скутера до 50 или свыше 50 кубов, который доверил управление ТС лицу, не имеющему ВУ на скутер или другое ТС. Серьезнее карается повторное правонарушение. Водитель, до этого лишенный ВУ на управление ТС, но рискнувший снова показаться на проезжей части без ВУ, будет оштрафован на сумму в размере 50 тысяч рублей.

Если лицо отказывается выплачивать штраф в течение календарного месяца, то альтернативой денежного взыскания станет арест на пятнадцать суток или исправительные работы на двадцать часов.

Итак, управление скутером на пятьдесят кубов или более без прав приравнивается к отсутствию ВУ и карается денежным штрафом. Исключением является только лишь учебная езда с инструктором.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.

Многих любителей активного образа жизни интересует, требуется ли наличие водительского удостоверения, чтобы управлять мопедом. Как и в случае с любым другим, вождение данного транспортного средства допускается только при наличии соответствующих прав.
Каким образом их получить, от чего зависит нужная категория, и иные особенности вопроса мы подробно рассмотрим в представленной статье.

○ Права на скутер.

С 2014 года для всех водителей мопедов и скутеров стало обязательным наличие соответствующих прав на управление данным ТС. Обусловлены подобные изменения были тем фактом, что за руль часто садились несовершеннолетние, не принимался в расчет и запрет на распитие алкогольных напитков за рулем. В результате стало появляться большое количество ДТП с участием мопедов и скутеров, что и привело к необходимости введения данных поправок.

Таким образом, наличие прав обязательно.

○ Какая категория прав нужна для управления мопедом?

До 50 кубов.

Если объем двигателя ТС не превышает 50 кубов, для него подойдет категория М, которая выдается после сдачи соответствующего экзамена. Для получения возможности управлять таким мопедом, нужно быть не младше 16 лет, не иметь медицинских противопоказаний и пройти обучение.

Более 50 кубов.

Если объем ТС превышает 50 кубов, для управления нужно иметь категорию А и В. При наличии первой, вы можете управлять ТС с мотоциклисткой посадкой, во втором – с пассажирской.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".
(п.7 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ.

Единственное ограничение – отметка ML. Она означает, что у владельца документа имеются противопоказания медицинского характера к вождению авто категории М.

Можно ли использовать удостоверение тракториста-машиниста для управления скутером?

Чтобы сесть за руль мопеда либо скутера, требуется иметь обычное водительское удостоверение. Это значит, что ВУ тракториста-машиниста, которые выдаются Гостехнадзором, а не Госавтоинспекцией в данном случае не подходят.

Можно ли использовать иностранные права для управления мопедом?

Универсальность ВУ в вопросе управления данных типов транспорта распространяется только на права национального образца. Это значит, что иностранные права подходят для управления мопедов (скутеров) только в том случае, если в них отмечено наличие категории М, которое получено после обучения.

○ Штраф за отсутствие прав на мопед.

Если у вас имеется удостоверение допускающее вождение любого транспортного средства, в том числе, мопеда и/или скутера, это расценивается как злостное несоблюдение правил дорожного движения. В подобном случае вам грозит административный штраф, который минимально составит 5000 рублей, а максимально - 15 тысяч рублей (ч.1 ст.12.7 КоАП РФ).

Помимо этого, вас сразу отстранят от управления транспортным средством, а сам мопед (скутер) переставлен на штраф-стоянку. Вывести его оттуда сможет исключительно лицо, у которого имеется соответствующее водительское удостоверение.

Пребывание транспортного средства на стоянке будет оплачиваться водителем, соответственно, помимо штрафа, у него появятся дополнительные расходы.

Также нужно учитывать, что штраф положен и в том случае, если осуществляется управление мопедом без защитного шлема. При остановке водителя в подобной ситуации придется заплатить 1000 рублей.

○ Какое наказание за езду на скутере без прав?

Если у вас есть права, но они не при себе в момент управления, размер наказания зависит от позиции инспектора. Вам могут вменить их полное отсутствие и назначить штраф в размере, установленном выше (от 5 до 15 тысяч рублей).

Если же удастся убедить водителя, что права у вас имеются, и вы просто забыли их дома, можно отделаться небольшим штрафом в размере 500 рублей (ст.12.3 КоАП РФ). Для этого можно попросить проверить права по базе (если помните наизусть реквизиты документа), попросить проехать с вами домой или подождать, пока вам их подвезут.

Однако нужно учитывать, что вероятность того, что сотрудник ДПС согласится на подобные послабления достаточно низкая, поэтому лучше проявлять внимательность и осторожность, чтобы не забывать права.

○ Как и где получить права?

Курсы по обучению вождению мопеда проводятся во всех автошколах. Но большей востребованностью они пользуются у несовершеннолетних водителей. Обучение для получения категории М можно начинать уже с 15 лет, но если вам уже исполнилось 18 лет, целесообразнее сразу получать категорию, позволяющую в последующем управлять авто (А или В).

При выборе автошколы нужно проверять наличие лицензии. Также нужно учитывать, что ввиду непопулярности курсов обучению вождению мопедов (скутеров), не все учебные заведения их проводят.

После прохождения курса сдается экзамен, состоящий из теоретической и практической частей.

Таким образом, права на мопед или скутер не нужно специально получать, если у вас есть стандартное российское удостоверение. В противном случае, получение производится по общим основаниям.

Не хочется идти в автошколу? Или, может быть, у вас отобрали права нехорошие дяденьки с полосатыми жезлами? Не спешите расстраиваться: мы подобрали полный список транспортных средств, для езды на которых не нужно никаких документов.

Начнем, пожалуй, с модного и недешевого Сигвея, изобретённого Дином Кейменом. Это электрический самобалансирующийся самокат с двумя колёсами, расположенными по обе стороны от водителя. Во многих странах Сигвей не регламентируется правилами дорожного движения, потому что этот тип транспортного средства сложно поддается классификации. К тому же, на проезжей части водитель подвергается опасности, а на тротуаре мешает пешеходам.

В частности, в Германии и Швеции, где развиты велосипедные дорожки, они приравнены к велосипедам, однако вне тротуара считаются мопедами и должны быть оборудованы номерными знаками и полным набором внешних световых приборов, а водителям требуется определённый возраст и наличие ОСАГО.

В Австралии, Великобритании и Новой Зеландии они вообще запрещены. В России управление Сигвеем не требует прав, и в ПДД он не причислен к какому-либо виду транспорта. Фирмы, продающие эти самокаты в России, советуют клиентам передвигаться исключительно по тротуарам.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фото: segway.com.ph, planetivy.com

Моноколесо

Гениальная по своей простоте конструкция: колесо с электромоторчиком, который запускается под воздействием гироскопа. Наклоняетесь вперед - и колесо поехало. Нужно повернуть - просто наклоняемся в нужную сторону. Те, кому довелось поездить на такой штуке, говорят, что управлять ей даже проще, чем велосипедом.

Никогда не слышали о моноколесах? Вот и российские законодатели тоже. Ни одного нормативного акта, регламентирующего перемещение в пространстве на электрическом уницикле, не существует. А все, что не запрещено, разрешено, поэтому ездить на нем можно везде.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Газонокосилка

Вам никогда не приходила в голову мысль прокатиться на газонокосилке по центру города? А почему бы и нет? Руль есть, удобное сиденье есть, колеса есть, едет этот агрегат хоть и небыстро, но едет же! К тому же на него не нужно права!

Средняя стоимость такой газонокосилки 150 тыс. руб., но это не единственная причина, почему не стоит стоять в ней в пробке на Невском проспекте – у нее отсутствует спидометр, тахометр, осветительное оборудование и в безопасности вы себя явно не почувствуете.


Детская коляска

Как часто нам, автомобилистам, приходилось наблюдать знакомую картину – из-за припаркованной Газели вне пешеходного перехода выкатывается коляска с грудным ребенком и только затем появляется его мать. К сожалению, не все мамочки понимают, что машина почти не в состоянии мгновенно остановиться, как вкопанная, и у нее существует так называемый тормозной путь. И нередко этот тормозной путь оказывается длиннее, чем жизнь её ребенка в коляске. В этот момент у меня возникает мысль об обязательном получении водительских прав для несуразных мамаш. Управлять коляской с ребенком нужно с умом и аккуратно. Даже при движении по пешеходной дорожке в парке стоит учитывать правила безопасности. Смотрите по сторонам!

Медицинская коляска

Что же касается медицинских колясок и инвалидных кресел? Их бывает множество разновидностей (в том числе - с электромоторами) и на них не нужны водительские права. Если по состоянию здоровья вам пришлось воспользоваться инвалидной коляской, то вы можете смело передвигаться по тротуарам, по крайней мере, вы будете доставлять меньше неудобства пешеходам, чем велосипедисты.

Велосипед

Поскольку в нашей стране не очень хорошо развиты велосипедные дорожки, пожалуй, самый несчастливый участник дорожного движения — это велосипедист, ведь на тротуаре он мешает пешеходам, а на дороге его постоянно норовят сбить автомобилисты. Казалось бы, что такое велосипед – знают все. Два колеса, педали, цепь и руль, опционально – багажник и звонок.

Между тем в пункте 1.2 Правил есть подробное описание велосипеда – ЭТО ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО! Это означает, что все пункты Правил, касающиеся транспортных средств, распространяются и на велосипеды. По Правилам кроме как на велодорожках и велополосах велосипедист не должен ехать вообще нигде. Но это, конечно утопия.

На практике, двухколесные ездят и по правому краю проезжей части, и по обочинам, и по тротуарам. Велосипедист, помни! Пока ты управляешь своим велосипедом, ты – участник дорожного движения и подчиняешься всем правилам дорожного движения.

Транспортные средства, на которые права все-таки нужны

Мопед

С 5 ноября 2013 года было введено водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами.

Чтобы исключить путаницу в терминах, заглянем в ПДД. «Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт».

Для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон «О БДД» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером. Поскольку в настоящее время отсутствие прав на скутер или мопед является нарушением правил дорожного движения, за него предусмотрен и административный штраф. Штраф за отсутствие прав на составляет 800 рублей. Кстати, юридически между скутером и мопедом разницы нет, но для понимания: мопед имеет классическую мотоциклетную посадку и МКПП, а скутер это «табуретка» с колесиками и коробкой-вариатором.


Квадроцикл

В 1970 году компанией Honda были предприняты попытки скрестить автомобиль и мотоцикл, окончившиеся появлением на свет трехколесного гибрида (авторы назвали его вездеходным мотоциклом, а позднее мотовездеходом), сочетавшего практичность машины с маневренностью мотоцикла. Четвертое колесо это чудо техники получило в 1980 году. С тех пор он стал очень популярен среди охотников, рыболовов, любителей экстремального отдыха.

Привлекает в квадроцикле, в первую очередь, маневренность и экономичность. Машины обладают шинами низкого давления, дающими возможность проходить через участки заболоченной почвы, где трактор и вездеход просто застревают.

Современные квадроциклы имеют 4 колеса. Модели, снабженные тремя колёсами, логично называются трициклами. В зависимости от своего предназначения, мотовездеходы имеют от пяти до восьми колёс. Среди населения особенно популярны квадроциклы, отличающиеся неприхотливостью, легкостью управления, высокой проходимостью.

В России для управления этим видом транспорта необходимо удостоверение тракториста-машиниста, которые выдают не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре. Многие владельцы квадроциклов приобретают их для езды вокруг собственной дачи, по полям, в этом случае права водителя необязательны.

Если же в процессе движения приходится выезжать на дороги общего пользования или пересекать их, вот тут удостоверение потребуется. Кстати, в местах, где особенно часто встречаются квадроциклисты, частенько дежурят патрули Ростехнадзора.

В общем…

Будьте аккуратны и помните о своей безопасности на дороге вне зависимости от того, есть у вас права или нет. В законах, которые принимают в парламентах, есть и всегда будут «прорехи». А вот в законах физики исключений не бывает.