Какой автомобиль наиболее склонен к аквапланированию. Что собой представляет аквапланирование? Что происходит при аквапланировании

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом - аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Причины аквапланирования

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

  • высокая критическая скорость при входе в лужу;
  • маленькая остаточная ;
  • неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
  • толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
  • в шинах автомобиля;
  • общее состояние .

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Аквапланирование — это очень опасное явление, возникающее при движении автомобиля по дорожному покрытию с присутствием водяного слоя (например, при проезде лужи), когда скорость автомобиля такова, что вода не успевает удаляться из-под пятна контакта шины с дорожным покрытием.

Вспомните, как в детстве вы пускали камешки по водной глади – при аквапланировании автомобиль уподобляется такому камешку, то есть он всплывает.

Даже при движении автомобиля по очень скользкому льду у шин сохраняется минимальное сцепление с поверхностью, а вот при аквапланировании такого сцепления нет вообще, соответственно автомобиль в этот момент абсолютно неуправляем и не реагирует ни на какие действия водителя. В этом и есть основная опасность аквапланирования.

Почему возникает такое явление?

Как показали исследования, перед катящимся по поверхности покрытой слоем воды колесом автомобиля, возникает водяной клин, то есть колесо буквально всплывает и машина движется как глиссер.

Конечно, не любой проезд автомобиля по луже закончится возникновением аквапланирования, ведь для этого нужны некоторые условия. Например, если даже скорость машины будет больше критической, то есть такой, при которой возможно возникновение аквапланирования, но лужа будет достаточно глубокой, то из-за сопротивления воды скорость быстро погасится и аквапланирование не возникнет.

Самые лучшие условия для возникновения аквапланирования, это высокая скорость машины и длинная лужа на асфальте, глубиной от трех до пяти сантиметров. Что касается скорости, то критической скоростью, при которой возникает это опасное явление, считается скорость более 70 км/ч., хотя на практике все зависит от многих разных факторов, таких как состояние дорожного покрытия, состояния шин, типа рисунка протектора, толщины водяного слоя, давления в шинах и т.д.

В некоторых случаях шина может «всплыть» даже при скорости 40 км/ч. Кстати, часто скорость с которой машина выезжает из лужи больше, чем скорость с которой она в лужу заехала.

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как появление аквапланирования, нужно соблюдать некоторые правила при управлении автомобилем.

  • Во-первых, если вы недостаточно хорошо чувствуете автомобиль, ввиду малого опыта вождения, не ездите со скоростью 70 км/ч. и более.
  • Во-вторых, уменьшайте скорость заранее, перед прохождением поворотов и не въезжайте в поворот со скоростью более 90 км/ч, особенно если идет дождь.

Лужи проезжайте прямо, а лужи в повороте старайтесь объезжать или заранее сбрасывать скорость. Помните, от аквапланирования автомобиля при прохождении поворота, никаких контрмер не существует — надейтесь только на свое везение. В общем, на мокром асфальте будьте внимательны и осторожны.

1. Если вы «поймали» аквапланирование на прямом участке дороги и почувствовали, что руль стал «пустым», и «легким», не делайте никаких резких действий. Нужно плавно отпустить педаль газа (не отпускайте её резко) и снизив скорость продолжить движение.

Ни в коем случае не применяйте экстренного торможения, так как машину может закрутить. Когда скорость машины упадет, колеса вновь коснутся дорожного покрытия и управляемость автомобилем восстановится. В этот момент нужно фиксировать шины в прямолинейном направлении, крепко держа рулевое колесо, чтобы в момент касания шин дорожного покрытия автомобиль не «бросило» в сторону.

2. Особую опасность в плане возникновения аквапланирования представляет езда на , с изношенным протектором. На таких шинах даже тончайшая пленка воды на асфальте может вызвать это явление. Также, широкие шины более подвержены возникновению аквапланирования, чем узкие.

Уменьшить риск возникновения аквапланирования могут специальные «дождевые» шины, имеющие направленное строение протектора (поэтому устанавливать их нужно только в соответствии с указанным на шине направлением вращения) и глубокие водоэвакуационные ламели.

Аквапланирование — видео:

Вот такие простые советы, помогут вам противостоять аквапланированию автомобиля. Удачи!

Очень часто в обзорах к той или иной модели шин встречается такой термин как аквапланирование. Причем как видно из этих же обзоров разработчики и производители шин уделяют данному вопросу немаловажное значение. Что же такое аквапланирование, и каким образом оно влияет на безопасность движения. В данной публикации попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Понятие аквапланирования шин

Аквапланирование шин – это явление, при котором колеса (шины) автомобиля теряют контакт с дорогой, и вместо твердой дороги под колесами образуется тончайшая водяная пленка, по которой и скользит автомобиль.

Если провести аналогию для лучшего восприятия явления аквапланирования, то можно сказать так: при движении по сухому асфальту показатель сцепления колес с дорогой принимаем за единицу; при движении по мокрому асфальту этот показатель снижается где то на уровне 0,5; еще меньше 0,2-0,3; а эффект аквапланирования возникший под колесами авто снижает этот показатель вообще до 0.

Но не следует путать аквапланирование шин со скольжением. Данные явления по-разному формируются и имеют разные последствия для автомобиля. Если при аквапланировании автомобиль как мы уже говорили, полностью потерял контакт с дорогой, то при скольжении колеса просто теряют частично величину показателя сцепления, но, тем не менее, автомобиль можно вывести из этого состояния. В случае с аквапланированием, пока не упадет скорость и не исчезнет несущая сила водяного клина, автомобиль будет абсолютно неуправляем.

Факторы влияющие на возникновение аквапланирования

Однако не стоит думать, что въезжая в лужу или двигаясь в дождь, ваше авто станет неуправляемым. Нет, для того что бы возникло явление аквапланирования необходимо соблюдение трех основных условий. В первую очередь это эффективность рисунка протектора – его рельефности и способности отводить за короткий промежуток времени большое количество воды из пятна контакта. Второй фактор это толщина водяной пленки на дороге. Если вы едете просто по обильно смоченному дождем асфальту это одно, а если въезжаете в лужу это совсем другое дело. И третий фактор это скорость движения автомобиля на мокрой дороге, чем выше скорость, тем вероятнее возникновение эффекта аквапланирования. Остановимся более подробно на этих трех факторах, и попробуем разобраться, каким образом можно уменьшить их негативное влияние на автомобиль.

Рисунок протектора

Если ваши покрышки заметно изношены или глубина канавок на протекторе небольшая, то они не смогут обеспечить отвод воды из пятна контакта. Как показывают практические замеры, на скорости равной 100 км/ч для возникновения аквапланирования необходима водяная пленка толщиной всего 1 мм. В случае слабого отвода воды из пятна контакта перед колесом наблюдается возникновение водяного вала, который через небольшой промежуток времени трансформируется в этакий водяной клин, и именно под его влиянием происходит отрыв колеса от поверхности дороги. После того как это происходит ни ни повороты руля существенного улучшения не приносят.

Толщина водяной пленки

Относительно толщины водяной пленки, которая приводит к аквапланированию однозначного ответа нельзя дать. Так как данный параметр зависит от других двух. Однако точно можно сказать, что при движении на умеренной скорости (до 100 км/ч) даже в сильный дождь аквапланирование может и не возникнуть. Но если вы въедете в большую и глубокую лужу (от 1 см и больше глубиной), то даже на незначительной скорости ваше авто может поплыть. Поэтому приближаясь к лужам на дороге, будьте бдительны.

Скорость движения

Третий фактор – скорость движения. О нем мы уже достаточно подробно рассказали в первых двух случаях. Поэтому говорить еще что-то нет смысла. Однако хотелось бы отметить, что скорость движения это единственный фактор, который позволяет в конкретных условиях дорожной обстановки избежать под воздействием аквапланирования. Для этого необходимо лишь объективно оценивать дорожную ситуацию и своевременно снижать скоростной режим в зависимости от обстановки.

Дополнительные факторы

Кроме этого многие специалисты по однозначно заявляют, что на возникновение эффекта аквапланирования напрямую влияет состояние подвески. По неофициальным данным износ амортизатора на 50% увеличивает в разы возможность появления данного эффекта.

Так же учитывайте и состояние дорожного плотна. Если вам удалось отыскать участок ровного без изъянов асфальтобетона не стоит гнать по нему в дождливую погоду как сумасшедший. Как показывает опыт, максимально ровная поверхность дороги уменьшает минимальную толщину водяной пленки, которая может спровоцировать аквапланирование в разы. Поэтому если под вашими колесами не крупнозернистый асфальтобетон не стоит разгоняться в дождь, или после него.

Как проявляется аквапланирование

У разных автомобилей данный эффект проявляться по-разному. Мы не будем рассматривать все марки и классы автомобилей, ограничимся лишь общей группой легковых авто. Здесь главную роль играет, прежде всего, тип привода автомобиля.

К примеру, у заднеприводных автомобилей аквапланирование сначала возникает на передней оси, а лишь потом на задней. Ощутить это можно по реакции и отклику руля. Он как бы становиться мягким и податливым, при этом реакций со стороны авто не наблюдается. В таком случае даже не увеличивая скорость, и не вращая рулем, может произойти ДТП.

Переднеприводные автомобили подвергаются аквапланированию наоборот, с задних колес в первую очередь. И в этом случае иногда наоборот набор скорости передними (приводными) колесами позволяет вытянуть авто из этой неприятной ситуации. Однако даже малейший намек на торможение или сброс газа могут повлечь неуправляемый занос или разворот на дороге.

Признаки автомобильных шин устойчивым к аквапланированию

Учитывая все вышесказанное автомобилистам важно помнить что одним из главных моментов для авто является проверка покрышек на устойчивость к аквапланированию. Доверять в этом вопросе продавцу особенно небольших лотков на рынке, где, прежде всего, ставиться интерес прибыли, а не безопасности покупателей, не стоит. Поэтому важно знать несколько признаков, по которым можно отличить обычную летнюю шину от летней шины с так называемым «дождевым рисунком».

Водоотталкивающие покрышки обязательно должны иметь в центральной части протектора продольную канавку. Она должна быть достаточно глубокой, и по ее краям обязательно располагают многочисленные поперечные прорези (ламели).

Идеальным вариантом будет конфигурация водоотводов протектора в виде елочки. В таком случае при попадании такой шины в воду она выводится по канавкам назад и по сторонам, что препятствует образованию вала и водяного клина в последующем.

  1. Необходимо внимательно следить за состоянием покрышек на автомобиле. Не забывайте, что износ даже самой качественной шины на 50% снижает ее сопротивляемость аквапланированию до 70%. Кроме этого не следует понимать производителей шин буквально. Помните, что даже не избавляет от аквапланирования, а лишь отодвигает его на уровень более высоких скоростей.
  2. Во время движения следите внимательно за состоянием дорожного полотна. Если есть хоть малейшие намеки на мокрое дорожное плотно, следует сбросить скорость, и лучше это сделать заблаговременно. Особенно остро этот вопрос стоит на тех участках дороги, где полотно новое и гладкое. Если зрительно вы видите даже небольшую влажность на дороге, сбавляйте скорость, иначе аквапланирование не заставит себя долго ждать. Лучше задержаться в пути чуть дольше, но доехать, чем не добраться до пункта назначения вовсе.
  3. Если вам пришлось ехать в дождливую погоду, то в обязательном порядке снизьте скорость до приемлемого уровня. Кроме этого если вы знаете, что впереди будет труднопроходимый участок пути, который может потребовать замедления и торможения, непременно снижайте скорость до 50-60 км/ч.
  4. Если уж на вашем пути оказалась лужа, которую без риска для себя и других участников движения объехать не удастся, то преодолевайте ее только по прямой, при этом частота вращения коленчатого вала не должна возрастать или снижаться, кроме этого не вздумайте притормозить проезжая непосредственно по луже. Лучше всего притормозить перед лужей заблаговременно, допускается даже экстренное торможение, но лишь до лужи, а не во время ее проезда.

Видео — Аквапланирование автомобиля

Заключение!

Напоследок хотелось бы обратить внимание водителей, что нельзя делать, если автомобиль подвергся такому явлению как аквапланирование.

  1. Не следует пытаться повернуть руль и колеса. Если эффект аквапланирования возник не на всех колесах, это приведет к неконтролируемому заносу автомобиля.
  2. Нельзя тормозить при помощи тормозной системы. Это лишь усугубит занос автомобиля. Если уж и тормозить то только двигателем. Да и то необходимо это делать медленно и на незначительную величину. Если вам удастся выдержать сброс оборотов мотора, то сцепление колес с понижением скорости восстановиться и можно двигаться далее. Кстати не следует прибавлять газу на переднеприводных автомобилях, как это рекомендуется делать при заносе. Для аквапланирования это не работает.
  • Новости
  • Практикум

Генпрокуратура начала проверку автоюристов

Как утверждают в Генпрокуратуре, в России резко возросло количество судебных разбирательств, которые ведут «недобросовестные автоюристы», которые работают «не для защиты прав граждан, а для извлечения сверхприбылей». Как сообщают «Ведомости», информацию об этом ведомство направило в правоохранительные органы, ЦБ и Российский союз автостраховщиков. В Генпрокуратуре поясняют, что посредники пользуются отсутствием должной осмотрительности...

Владельцы кроссовера Tesla пожаловались на качество сборки

По словам автомобилистов, проблемы возникают с открытием дверей и стеклоподъемниками. Об этом в своём материале сообщает The Wall Street Journal. Стоимость Tesla Model X составляет около 138 000 долларов, но, если верить первым владельцам, качество кроссовера оставляет желать лучшего. К примеру, сразу у нескольких владельцев заклинили открывающиеся вверх...

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

О пробках в Москве будут предупреждать за неделю

На такую меру специалисты центра пошли из-за работ в центре Москвы по программе «Моя улица», сообщает Официальный портал Мэра и правительства столицы. В ЦОДД уже сейчас анализируют автомобильные потоки в ЦАО. На данный момент на дорогах в центре бывают затруднения, в том числе на Тверской улице, Бульварном и Садовом кольце и Новом Арбате. В пресс-службе ведомства...

Отзыв Volkswagen Touareg добрался до России

Как сказано в официальном сообщении Росстандарта, причиной отзыва послужила вероятность ослабления фиксации стопорного кольца на опорном кронштейне педального механизма. Ранее компания Volkswagen объявила об отзыве 391 тысячи «Туарегов» по всему миру по той же причине. Как поясняет Росстандарт, в рамках отзывной кампании в России на всех автомобилях будет...

Владельцы Mercedes забудут, что такое проблемы с парковкой

По словам Цетше, которые приводит Autocar, в ближайшем будущем автомобили станут не просто транспортными средствами, а персональными помощниками, которые здорово упросят жизнь людям, перестав провоцировать стрессы. В частности, гендиректор Daimler заявил, что вскоре на автомобилях Mercedes появятся специальные датчики, которые «будут отслеживать параметры организма пассажиров и корректировать ситуацию...

Названа средняя цена нового автомобиля в России

Если в 2006 году средневзвешенная цена машины составляла примерно 450 тыс. рублей, то в 2016 - уже 1,36 млн рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», изучившее ситуацию на рынке. Как и 10 лет назад, самыми дорогими на российском рынке остаются иномарки. Сейчас средняя цена нового автомобиля...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

Фото дня: гигантская утка против водителей

Путь автомобилистам на одной из местных автотрасс преграждала… огромная резиновая утка! Фотографии утки моментально разошлись по соцсетям, где у них нашлось немало поклонников. Как сообщает The Daily Mail, гигантская резиновая утка принадлежала одному из местных автомобильных дилеров. Судя по всему, на дорогу надувную фигуру снес...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

Самые угоняемые марки машин в Питере

Угон автомобилей это извечное противостояние автовладельцев и воров. Однако как отмечают в правоохранительных органах, каждый год спрос на ворованные автомобили заметно изменяется. Еще лет 20 назад основная часть угонов приходилась на продукцию отечественного автопрома и в частности на ВАЗ. Но...

Какие машины самые безопасные

При принятии решения о приобретении автомобиля в первую очередь многие покупатели обращают внимание на эксплуатационные и технические свойства машины, ее дизайн и прочую атрибутику. При этом не все из них задумываются о безопасности будущего автомобиля. Безусловно, это печально, поскольку зачастую...

КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.

Какой автомобиль российского производства самый лучший В истории отечественной автомобильной промышленности было много хороших автомобилей. И лучший из них выбрать трудно. Тем более, что критерии, по которым оценивается та или иная модель, могут быть очень разными. ...

Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью

По сравнению с надежностью и техническими характеристиками, цвет кузова автомобиля является, можно сказать, мелочью – но мелочью достаточно важной. Когда-то цветовая гамма транспортных средств была не особенно разнообразной, но эти времена давно канули в лету, и сегодня к услугам автолюбителей представляется широчайший...

Хиты2018-2019рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству

Они появились в результате генетического моделирования, они синтетические, как одноразовый стаканчик, они практически бесполезные, как пекинесы, но их любят и ждут. Те, кто хочет боевую собаку, заводят себе бультерьера, кому нужна спортивная и стройная, отдают предпочтение афганским борзым, кому нужна...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

Какие машины угоняют в Москве чаще всего?

За последний 2017 год самые угоняемые машины в Москве – это Toyota Camry, Mitsubishi Lancer, Toyota Land Cruiser 200 и Lexus RX350. Абсолютный лидер среди угнанных машин – это седан Camry. Он занимает «высокое» положение даже, невзирая на то, что...

КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.

Как заказать автомобиль из Японии Японские автомобили — лидеры продаж во всем мире. Эти машины ценят за их надежность, качество, маневренность и беспроблемность в плане ремонта. Сегодня автовладельцы хотят быть уверенными в том, что машина пришла прямо из Японии, а...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.

Что такое эффект аквапланирования

При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.

Как и отчего возникает аквапланирование

При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.

Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования. На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.

В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески. Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.

Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.

Как избежать аквапланирования

Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их. При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль.

От нее должно отходить множество ламелей (поперечных канавок), которые проходят насквозь. Лучше всего отводят воду от пятна контакта шины, ламели которых идут под углом от продольной канавки и направлены назад. Такой рисунок напоминает елочку в схематическом изображении. Еще важно правильно установить дождевые шины, чтобы «елочка» была направлена назад, т.е. вода уходила в сторону и назад.

Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час. Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Информирован – значит, вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Как действовать при возникновении эффекта аквапланирования

Первая реакция, которая возникает при потере управления, — ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа .

Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно . Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится. А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.

Если у вас переднеприводный автомобиль и вы заметили, что зад начинает «подплывать», небольшое увеличение скорости может вытащить машину из планирования на воде. Но такое решение доступно для опытных водителей и тех, которые хорошо чувствуют машину и не теряют головы в экстренных ситуациях. Если к таким людям вас отнести тяжело, снимаете ногу с педали газа, крепко держите двумя руками руль и не крутите его, дожидаясь пока мотор скинет обороты. Не тормозите. Этим вы спровоцируете занос. Вот и все действия.

Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.

В этом разделе мы расскажем, что такое аквапланирование, в чем опасность этого явления. А также что делать если Вы попали в эту ситуацию, и как можно уменьшить вероятность ее появления.

Слово аквапланирование пришло к нам из английского языка от слова Aquaplaning (Hydroplaning), что переводится как «водяное планирование».

Аквапланирование - это процесс , суть которого заключается в следующем:

Когда на большой скорости автомобиль въезжает в лужу, то между колесом и дорогой образуется водяная прослойка. Колесо начинает скользить по поверхности воды, теряя контакт с дорогой. Автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Многие автолюбители сталкивались с этой опасной ситуацией на дороге и на своем опыте узнали, на сколько это бывает опасно.


Однако не нужно путать аквапланирование с таким процессом, как скольжение шин на мокрой дороге, которое иногда возникает даже при небольшой водяной пленке на поверхности дороги. Скольжение может возникнуть на любой скорости при резком маневре: торможении или повороте рулевого колеса, т.к. из-за воды происходит снижение коэффициента трения, и уменьшается сцепление резины с дорожным покрытием.
Кардинальным отличием аквапланирования шин от скольжения является полная потеря контакта шины с дорогой (колеса "всплывают" над дорогой), вызванная слишком большим количеством воды или высокой скоростью.

Происходит из-за того, что большой объем воды не успевает выходить из пятна контакта через водоотводящие канавки, и колесо начинает плыть по поверхности воды.


Давайте более подробно разберем, как происходят эти процессы.

Процессы при аквапланировании

Автомобильный протектор сконструирован таким образом, чтобы вода выходила из пятна контакта шины с дорогой по специальным водоотводящим канавкам.


Движение воды в протекторе шины

Но если скорость автомобиля слишком высока или лужа очень глубокая, то вода полностью не успевает выходить из-под колеса, и появляется эффект аквапланирования.

Этот эффект становится сильно заметен на изношенных шинах, поскольку на изношенной резине глубина водоотводящих канавок становится меньше, и вода медленнее выходит из-под покрышки. Даже при не очень большой скорости автомобиль с изношенными шинами, попадая в лужу, теряет управляемость.

Внимание!

Будьте очень осторожны при езде в дождь при сильно изношенных шинах! Если начался дождь, во избежание попадания в эффект аквапланирования обязательно снизьте скорость!
Подробная информация о том, как узнать на сколько изношены ваши покрышки, на странице: «Износ шин » .

Очень важным моментом в работе шины на мокром покрытии является то, что с увеличением скорости постепенно уменьшается площадь пятна контакта с дорожным полотном. Колесо как бы начинает «наползать» на воду и отдавать часть нагрузки не на дорогу, а на поверхность воды. И только дойдя до определенной скорости, колесо полностью теряет контакт с асфальтом.

Вот наглядные картинки, сделанные известной компанией Goodyear , в которых показывается, как уменьшается площадь пятна контакта в зависимости от скорости автомобиля и износа протектора.


Зависимость площади пятна контакта шины от скорости и износа протектора

Обратите внимание, что на изношенных шинах с остаточной глубиной протектора, равной 1 мм, при глубине лужи всего 2 мм остается только 11% от нормальной рабочей площади контакта! Т.е. при небольшом увеличении глубины лужи (или скорости автомобиля) аквапланирование неизбежно!

Эти фотографии, сделанные высокоскоростной камерой, хорошо показывают, что даже если из-за водяного «клина» машина не потеряла полный контакт с дорогой, то управлять ею в экстренных ситуациях при резких поворотах или торможениях будет крайне тяжело.
Именно поэтому в дождливую погоду нужно быть предельно аккуратными на дороге и избегать резких маневров и высоких скоростей.

«Аквапланинг» зимних шин

Зимние шины гораздо лучше защищены от аквапланирования, поскольку их протектор более крупный.
Но это при попадании автомобиля в обычную лужу, а на зимней дороге кроме воды есть еще снег и лед, которые гораздо больше усложняют ситуацию.
По сути? в зимних шинах происходят очень похожие процессы, что и в летних шинах, и отличаются они в том, что кроме воды из-под колеса нужно «выводить» более густую снежную кашу и кусочки льда. Именно поэтому протекторы зимних шин более крупные и имеют более широкие и глубокие водоотводящие канавки.

При этом зимние автошины рекомендуется устанавливать более узкие, чем летние (из тех типоразмеров , которые рекомендует производитель автомобиля). Узким покрышкам «легче» продавливать снежную кашу и вероятность аквапланирования на снежной каше, у них меньше.

Влияние давления в шинах на аквапланирование

Еще одним важным аспектом, влияющим на аквапланирование, является давление в шинах . Заниженное давление в колесе сильно уменьшает площадь контакта и увеличивает риск аквапланирования.

На фотографиях снизу хорошо видно, как уменьшается площадь контакта резины Michelin при понижении давления (при прочих равных условиях).


Зависимость аквапланирования от давления в шинах

Основные причины такой зависимости в том, что при низком давлении в покрышке воде «проще» промять среднюю мягкую часть протектора, чем уйти вбок.
При этом покрышка деформируется, водоотводящие каналы становятся уже, и ситуация еще больше усугубляется.
Кроме того, нарушаются все расчеты, сделанные заводом-изготовителем покрышки при ее проектировании, поскольку тестирование шин (а также их соответствие заявленным характеристикам) проходит при нормальном давлении.

Как избежать аквапланирования?

Полностью избежать риска аквапланирования на дороге невозможно, поскольку даже на самых лучших и новых шинах при определенной скорости машина, попав в глубокую лужу, потеряет контакт с дорогой. Но свести к минимуму риск аквапланирования можно, если соблюдать определенные правила:

  1. В первую очередь определяющим фактором является скорость автомобиля. В дождливую погоду нужно снизить скорость, особенно когда дождь очень сильный, и вода не успевает уходить с проезжей части.
  2. При изношенных шинах (более 70%) будьте крайне осторожны на мокрой дороге! Риск аквапланирования очень велик!
  3. Регулярно следите за давлением в шинах! Это важно не только для уменьшения риска аквапланинга, но и для равномерного износа резины, хорошей управляемости автомобиля, комфорта при движении, уменьшения риска "пробития" колеса, повреждения диска и т.д.
  4. Видя на проезжей части большую лужу, не пытайтесь «пролететь» ее на полной скорости! Последствия могут быть очень непредсказуемыми. Невозможно визуально определить, на сколько она глубока, и даже при не очень большой скорости можно "залить" мотор водой, и машина остановится посередине лужи.
  5. Ну, и в конце нужно сказать, что в дождливую погоду нужно быть гораздо аккуратнее на дороге. Кроме частичной потери видимости очень сильно уменьшается сцепление колес с дорогой, и увеличивается тормозной путь автомобиля. Избегайте резких маневров и высоких скоростей.

Что делать, если вы почувствовали «Аквапланинг»?

Почувствовать и понять, что вы попали в аквапланирование, очень легко. При попадании в лужу машина резко перестает слушаться руля и не реагирует на педаль тормоза.

Что делать в такой ситуации?

  1. Во-первых, ни в коем случае не крутите руль в разные стороны на большие углы, это очень опасно!
    Как только скорость машины упадет или лужа станет менее глубокой, колеса вашей машины практически мгновенно получат потерянное сцепление с дорогой, и если они в этот момент находятся под большим углом относительно движения автомобиля, то машину резко бросит в сторону!
    В этой ситуации не нужно крутить руль! Нужно стараться сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока вы не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого можно выравнивать машину.
  2. Не нужно резко пытаться затормозить, поскольку это может спровоцировать занос или разворот машины. Тормозить нужно непосредственно перед самой лужей, а не в самой луже.
  3. И, наверное, самое главное - не поддавайтесь панике! Старайтесь контролировать ситуацию, и у вас будет гораздо больше шансов на безаварийный выход из ситуации с аквапланированием.

Будьте осторожны и удачи вам на дорогах!


Материал подготовлен в «Покрышка.ру»

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта - юр.фирма «Интернет и Право».