Как рассчитать тормозной путь физика. Вот как можно рассчитать тормозной путь: Формула. Рассмотрим такие условия

Расчет длины тормозного пути автомобиля

Далеко не все водители знают, что в зависимости от
условий торможения со скорости 60 км/ч остановочный путь может составлять
как 25, так и 150 метров. От чего зависит его длина?

Способность автомобиля
снижать скорость до требуемого значения (вплоть до остановки), при этом
сохраняя устойчивость и управляемость, зависит от его тормозных свойств.

В теории автомобиля для оценки тормозных свойств используется ряд показателей:
максимальное замедление, тормозной путь, время срабатывания тормозных
механизмов, диапазон и алгоритм изменения тормозных усилий, падение эффективности
вследствие продолжительной работы (нагрева).

Эти показатели определяются конструкцией систем и механизмов автомобиля.
Основная система – тормозная, а если точнее, тормозные. Да, фактически
у автомобиля три тормозные системы. Первая – рабочая (или основная) –
приводится в действие педалью тормоза. Вторая – стояночная – используется
для удержания машины на стоянке, а в случае выхода из строя основной системы
помогает замедлять движущийся автомобиль. Третья, вспомогательная – двигатель.
Ведь когда снимаешь ногу с педали газа, автомобиль переходит в режим торможения
двигателем.

Следующие «влиятельные» элементы – системы регулирования и распределения
тормозных усилий, подвеска (амортизаторы + пружины) и шины.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента
нажатия на педаль тормоза до полной остановки. От чего он зависит? Естественно,
от времени срабатывания тормозной системы, а также от начальной скорости
движения и максимального замедления, которое может развивать автомобиль.

Обратите внимание на ряд моментов. Первое слагаемое говорит о том, что
после нажатия на педаль тормоза автомобиль начнет замедляться не сразу,
а через некоторое время. Для автомобилей с гидроприводом тормозов (все
легковые и часть грузовых) это время составляет 0,1-0,3 с, а для машин
с пневмоприводом (грузовики средней и большой грузоподъемности) – 0,3-0,5
с. Еще некоторое время (0,36-0,54 с) понадобится для нарастания тормозного
усилия от нуля до максимума. Во второе слагаемое скорость входит «в квадрате».
Это значит, что если скорость увеличить вдвое, тормозной путь увеличится
в четыре раза!

Хотя замедление автомобиля зависит от конструкции и исправности тормозных
механизмов, также на него влияет состояние шин и амортизаторов (с неисправными
амортизаторами колесо не может на неровностях сохранять постоянный контакт
с дорогой).

Коэффициент сцепления с поверхностью зависит от шин и состояния
дорожного покрытия. На величину замедления влияет тип шины (зимняя или
летняя), ширина и рисунок протектора, степень его износа. В ходе тестирований
различных шин было установлено, что тормозной путь одних и тех же машин
с шинами разных производителей может отличаться на несколько метров. Об
изменении тормозного пути в зависимости от дорожного покрытия и говорить
нечего, достаточно сравнить сухой асфальт и лед.

Кроме тормозного пути, существует понятие остановочного пути. Это длина
участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия
до полной остановки.

Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен осознать
опасность, принять решение об остановке или замедлении скорости, перенести
ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее. На это уходит от 0,3
до 1,7 с! Первое число – это показатель спортсменов, второе – неопытного
водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше – например,
водитель испугался, запутался в педалях и т. д.

Чтобы автомобиль остановился своевременно, нужно выполнять
следующие правила.

1 Скорость движения должна выбираться таким
образом, чтобы всегда сохранялась возможность остановиться
перед неожиданным препятствием. Другими словами, опасна не
сама скорость, а ее несоответствие реальным условиям движения.
Не забывайте, что увеличение скорости вдвое приведет к четырехкратному
росту длины тормозного пути.

2 Дистанция до впереди идущего автомобиля
должна позволять остановиться в случае экстренного торможения
«лидера». Обратите внимание на то, какой автомобиль впереди:
чем новее модель автомобиля, тем короче у него может быть
тормозной путь. Автомобили с ABS как правило останавливаются
быстрее, чем без нее. В старых учебниках рекомендовали держать
дистанцию в метрах, равную половине значения скорости в км/ч.

3 Техническое состояние автомобиля. Регулярно
осматривайте тормозную систему (толщину колодок, состояние
шлангов) и своевременно устраняйте любые неисправности (увеличение
тормозного пути, увод в сторону при торможении и т. д.). Не
забывайте, что после серии интенсивных торможений эффективность
системы снижается из-за нагрева дисков и колодок.

4 Внимание! Даже на гоночном автомобиле
можно не успеть остановиться, если не обращать внимания на
то, что делается на дороге. Нельзя отвлекаться от управления
автомобилем, говорить по мобильному телефону и т. д. Наблюдая
за происходящим через стекла впереди идущего автомобиля, можно
получить время для принятия решения. А затонировав заднее
стекло своей машины, вы увеличиваете риск удара сзади.

5 Маневрирование. Не перестраивайтесь непосредственно
перед грузовыми автомобилями и автобусами. Если вам придется
резко затормозить, водитель автомобиля с меньшей эффективностью
торможения остановится в багажнике вашей машины. К тому же
вас могут обвинить в нарушении пункта 10.1 ПДД, который гласит,
что перед началом движения, перестроением и любым изменением
направления движения водитель должен убедиться, что это не
создаст препятствий или опасности другим участникам движения.
Даже если виновным признают водителя грузовика, вам от этого
будет не намного легче, так как придется ремонтировать машину.

Viktorious . Кривой Рог

Сравним наезд на неподвижное препятствие с падением с определенной
высоты. Формулы известны еще со школы (mgh = mV^2/2, потенциальная
энергия в конце падения полностью переходит в кинетическую). Т.о.,
можно убедиться, что резкий удар о препятствие на скорости 30 км/ч
эквивалентен падению с высоты 3 метров, на скорости 60 км/ч - с 14
метров, 90 км/ч - 31 метр, 120 км/ч - 55 метров.

14 метров - это
высота 5-6 этажа. То есть резкий удар на скорости 60 км/ч эквивалентен
падению с 6 этажа. Неприятно, но есть очень хороший шанс выжить,
особенно если принять во внимание подушки безопасности и т.д…

31
метров - это уже больше высоты девятиэтажки. Думаю, не надо объяснять,
что шансы выжить при таком столкновении очень малы… Тут даже подушки
безопасности вряд ли помогут (а вы бы прыгнули с крыши девятиэтажки,
подложив под себя две надувных подушки?). Не говоря уже про падение с
55-метровой высоты (тут, как говорится, без шансов).

Это на
случай резкого наезда на неподвижное препятствие. Теперь рассмотрим,
если водитель заметил препятствие. Время реакции обычно составляет,
скажем, 1 секунду (реально от 0,5 до 1 сек, поправьте, если ошибаюсь).
За это время машина проедет на скорости 60 км/ч - 17 метров, на
скорости 90 км/ч - 25 метров, на скорости 120 км/ч - 33 метра.
Тормозной путь на нормальной дороге составляет на скорости 60 км/ч -
23-30 метров, 90 км/ч - 50-60 метров, 120 км/ч - более 90 метров
(http://www.autocentre.ua/.

Что
мы имеем? Чтобы успеть полностью затормозить со скорости 120 км/ч, надо
увидеть препятствие с расстояния более 120 метров! И напоследок вопрос
водителю, который считает, что нормально гонять на скорости 120 км/ч:
Вы действительно УВЕРЕНЫ, что при любых обстоятельствах, напр. ночью,
при свете встречных фар, сможете увидеть ЛЮБОЕ препятствие (резко
выскочившее на дорогу животное, автомобиль на обочине с выключенными
габаритами и т.д.) на Вашем пути с расстояния 120 метров? Цена вопроса
- жизнь…

Диаграммы построены на основании данных «Автомобильного справочника Bosch»,
изд. 1999 г.

помогите определить скорость автомобиля дэу сенс. тормозной путь до столкновения 24.1метр асфальтное покрытие сухое

за какое время произойдёт экстренная остановка а/м Газель бортовой, жвижущегося со скоростью 20 км/ч.,на мокром асфальтобетоне (используя средние данные), включая время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода?

мной была найдена программа в области авто техники и авто товароведения, разработанных сотрудниками лаборатории экспертных исследований ПАЛЕ. Эти программы помогут Вам быстро и безошибочно определять скорость транспортных средств (ТС) по следу их торможения, рассчитывать остановочный путь ТС, их удаление от заданной точки в различные моменты времени, определять допустимую скорость движения ТС по условиям видимости, движению на закруглении проезжей части, решать задачи анализа ДТП графическим и графо-аналитическими методами, определять остаточную стоимость транспортных средств. http://www.mobitech.net.ua/soft/7834 …-
16-light.html

привет,посчитайте мне пожалуйсто скорость автомобиля при тормозном пути 16 метров и массе 2235 кг

я нечего не понимаю

Стоял на обочине, сбила легковая автомашина - отлетел на 150м, можно ли примерно расчитать скорость данного авто.
С уважением Сергей

Распишите пожайлуста все законы при решении. Автомобиль удерживается тормозаме на склоне горы при уклоне не более 0,9 (tga=0,9). какова длина тормозного пути этого автоиобиля на горизонтальной поверхности при скорости 45 км.ч.

ДТП произошло не на оленять, а на авто. Ехал по пустой полосе. Ночь. На встречу идет колонна транспорта (не оленей). Вдруг, на расстоянии около 200 м до меня, из колонны встречного потока вылетает шумахер на КИА и несется мне навстречу. Думал отвернет. А хрен там. Оставалось метров 30-40, выключил скорость, а при 10-15 м понял - п..ц, нажал на тормоз. Удар. ВыВ больнице. несло на встречную полосу. Попал в больницу. Потом приперся следователь и говорит, что виноват я, потому, что вовремя не сбросил скорость и не остановился.
Подскажите, что делать.

Уточняю. ДТП произошло не на оленять, а на авто. Ехал по пустой полосе. Ночь. На встречу идет колонна транспорта (не оленей). Вдруг, на расстоянии около 200 м до меня, из колонны встречного потока вылетает шумахер на КИА и несется мне навстречу. Думал отвернет. А хрен там. Оставалось метров 30-40, выключил скорость, а при 10-15 м понял - п..ц, нажал на тормоз. Удар. Вынесло на встречную полосу. Попал в больницу. Потом приперся следователь и говорит, что виноват я, потому, что вовремя не сбросил скорость и не остановился.
Подскажите, что делать.

помогите определить скорость автомобиля дэу леганза. тормозной путь до столкновения 11,3метр асфальтное покрытие сухое

Помогите определить скорость автомобиль калина с abs.С момента наезда до полной остановки 5,2м.При сухом асфальте и при отсутствии тормозного следа

Вопрос интересный. У кого тормозной путь будет больше?
1 случай: Легковой автомобиль без ABS или негруженого камаза.
2 случай: Легковой автомобиль без ABS или груженого камаза.
здесь вопрос вот в чём. Масса грузового автомобиля в разы больше массы легкового, но и коэффициент сцепления у грузового в разы больше. Что же всё-таки решает?

РАСЩЕТАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СКОРОСТЬ АВТО ВАЗ-2106 ЕСЛИ ИЗВЕСТЕН ТОЛЬКО ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ 14 МЕТРОВ.АСФАЛЬТ СУХОЙ.

Помогите пожалуйста определить скорость авто Субару Форестер вес авто 1440кг тормозной путь 49 метров! На сухом асфальте!

Помогите пожалуйста определить скорость авто Ваз2109 Ехавшее с горки где то ппроцентов 7-8 уклон….Путь торможения 15.5 метров…

Народ помогите плз. Какая скоростсь была у автомобиля Ваз-2114,если тормозной путь был 72метра. (колодки новые)

http://lg.vgorode.ua/news/76504/ здрасте я вадитель девятки. виноватым признали меня. водитель митсубиси ланцера перед дтп даже не тормозил. тоесть нет тормозного пути. меня от точки судара откинуло на 38 метров. блок мотора лопнул. как приблизительно расчитать для себя скорость митубиси. водитель митсубиси сказал что ехал 60 км в час. заранее спасибо

методичку по расчету тормозного пути, столкновения, наезда на пешеходов скину всем кто напишет на почту sneg-chudoсобакаramblerточкару

и почему у меня тормозной путь со 120км/ч не превышает 60 метров?

Тут многие просят рассчитать скорость по тормозному пути, массе и т.д. но этого не достаточно в тех случаях, если столкновение все таки произошло!
В этом случае необходимо учитывать повреждения автомобиля, ведь не будь препятствия на пути, то тормозной путь, наверняка, был бы гораздо длиннее! Чем сильнее повреждение - тем больше нужно прибавить к длине следа шин. А вот как определить сколько прибавить. Ведь конструкция и жесткость у авто различные!

ОЧЕНЬ важно. Шеволле авита тормозила 25 метров по СУХОМУ асфальту имея возможность объехать СПРАВА поворачивающий на заправку КАМАЗ. В результате - мощный удар в бак кАМАЗУ. Торможение ЭКСТРЕННОЕ -след от тормозов - как черная краска на асфалте. Менты приехали купленые и говорят что скорость была 40 км и виноват КАМАЗ что не уступил дорогу. КАПЕЦ че делать Какая скорост. ТЮРЬМА светит. памагите люди добрые …… я не видел шевроле …. ее не было слева …

у меня такая ситуация … одностороннее движение две полосы я двигаюсь по правой стороне с левой стороны авто делает манёвр без поворотников и не убедился в безопасности перед поворотом. мой тормозной путь составлял 13-15 метров асфальт гололёд инспектор говорит убаютка как расчитать скорость?

http://in-drive.ru

Вестимо, что тормозной путь автомобиля зависит от множества многообразных факторов. Но имеется и универсальная формула, которая дозволяет с легкостью его рассчитать: легко подставляйте нужные значения, и готово!

Инструкция

1. Тормозной путь автомобиля – это расстояние, которое автомобиль проходит с момента срабатывания тормозной системы до его полной остановки. Длина тормозного пути напрямую зависит от скорости движения транспортного средства, метода торможения, а также дорожных условий. К примеру, при скорости движения 50км/ч величина среднего тормозного пути составит примерно 15 м, а при 100 км/ч – 60 м.

2. Учтите, что тормозной путь автомобиля зависит от множества факторов, таких как: скорость движения, вес автомобиля, дорожное покрытие, погодные данные, метод торможения, а также состояние колес автомобиля и его тормозной системы.

3. Определяйте тормозной путь автомобиля по дальнейшей формуле: S = Kэ x V x V/(254 x Фc), гдеS – тормозной путь автомобиля в метрах,Кэ – тормозной показатель, тот, что равен 1 у легкового автомобиля,V – скорость автомобиля (в км/ч) в начале торможения,Фc – показатель сцепления с драгоценный (различные показатели в зависимости от погодных условий),0.7 – сухой асфальт,0.4 – мокрая дорога,0.2 – укатанный снег,0.1 – обледенелая дорога.

4. Обратите внимание, что существует несколько разных методов торможения, а именно: плавное, крутое, ступенчатое и прерывистое. Плавное торможение применяйте в мирной атмосфере. Исполняйте постепенное увеличение давления на педаль тормоза, и это обеспечит плавное снижение скорости автомобиля. Именно при таком методе торможения вы получите самый крупный тормозной путь .

5. Помните, что крутое торможение, когда вы крепко нажимаете на педаль тормоза, обыкновенно приводит к блокировке колес, а значит и к потере управления и заносу автомобиля. Если вы выбираете ступенчатое торможение, то несколько раз нажимайте на педаль, но всякое дальнейшее нажатие делайте с огромным усилием, и так до полной остановки автомобиля.При прерывистом торможении мощно нажимайте на педаль, примерно до момента блокировки колес, а после этого отпускайте педаль. Следуйте такому же тезису до того, как автомобиль всецело не остановится.

Всякий автомобилист должен уметь определить тормозной путь . От этого порой зависит безопасность водителя и тех, кто находится в машине помимо него. Что такое тормозной путь и как его определить, дабы избежать неприятностей на дороге?

Вам понадобится

  • автомобиль, дорога

Инструкция

1. Тормозной путь – это расстояние, которое машина проходит позже срабатывания тормозной системы и до окончательной остановки. Величина тормозного пути зависит от множества факторов: скорости движения автомобиля, метода торможения и условий, задающихся драгоценный. Чем огромнее скорость, тем огромнее и тормозной путь .

2. Помимо обозначенных факторов особенно главны дорожное покрытие и его состояние, погода, масса автомобиля, а также технические колляции и исправность колес и тормозной системы. Наименьшей длина тормозного пути будет на сухой заасфальтированной дороге, наибольшей – на льду. Соответственно, совместно с увеличением тормозного пути возрастает угроза.

3. Финально, в экстренной обстановки рассчитать тормозной путь весьма сложно, но следует представлять вероятности своего автомобиля в этом плане, дабы положительно сориентироваться в надобный момент. Существует формула, по которой дозволено определить тормозной путь . Автомобилистам рекомендуется воспользоваться ею раньше, чем садиться за руль, потому что это может недопустить многие неугодные случаи.

4. Формула выглядит так: S = Kэ x V x V/(254 x Фc). Нужно пояснить используемые в ней условные обозначения. S – это длина тормозного пути в метрах, Кэ – показатель торможения, тот, что для легковых автомобилей неизменно равен единице, V – исходная скорость при торможении, измеряющаяся в км/ч, а Фс – показатель сцепления с драгоценный, зависящий от ее состояния (при сухом асфальте – 0,7, при мокрой дороге – 0,4, в случае укатанного снега – 0,2, и 0,1, если дорога покрыта льдом). Определение тормозного пути – примитивное и пригодное действие, доступное всему автомобилисту. Довольно подставить в формулу цифры, соответствующие определенной обстановки и параметрам вашей машины.

Положительно подобранные автомобильные шины обеспечивают безопасность и реализацию технических колляций автомобиля. Если установить шины, рекомендуемые автопроизводителем, нет вероятности, нужно подобрать взаимозаменяемый типоразмер покрышек, рассматривая несколько параметров.

Инструкция

1. Расшифруйте типоразмер автомобильных шин. Скажем, в обозначении 175/65R14, первые 3 цифры обозначают ширину шины в миллиметрах, 4 и 5 цифры – профиль шины (в % от ширины). Буква R является маркировкой радиальной шины, а последние 2 цифры обозначают диаметр диска в дюймах.

2. Подберите шины, незначительно отличающиеся по физическим размерам от «родных». Возможным считается отклонение по диаметру до 5% и по ширине до 20%. Сравните полный диаметр колеса , установленного на автомобиль, с новым типоразмером. Всеобщий объем = диаметр диска х 25,4 мм. + (ширина шины х (профиль шины/100) х 2). Скажем, если вы хотите сменить типоразмер 175/65R14 на 195/50R15, подставьте в эту формулу соответствующие параметры из этих обозначений. Получив в итоге вычислений два значения (583,1 мм. и 576 мм.), обнаружьте их разность и процент, тот, что она составляет от изначального объема. В данном примере разница 7,1 мм. составляет 1,2% от изначального объема 583,1 мм. и является возможным значением. Следственно, вы можете без опасений сменить типоразмер автомобильных шин.

3. Сравните высоту профиля и ширину шины. Скажем, вы хотите сменить размер 175/65R14 на 185/60R14. Умножьте ширину шины на профиль (175 мм. х 0,65 и 185 мм. х 0,60). Разность полученных значений (113,75 мм. – 110мм. = 2,75мм.) составляет 2,4% от начальной высоты профиля (113,75 мм.). Разница в ширине шин (185 мм. -175 мм.) составляет 10мм. и 5,7% от ширины 175 мм. Таким образом, дозволено сделать итог о том, что типоразмеры 175/65R14 и 185/60R14 являются взаимозаменяемыми.

Полезный совет
Просмотрите начальство по эксплуатации вашего автомобиля и обнаружьте в нем информацию касательно рекомендуемых типоразмеров покрышек. Помните о том, что летние и зимние шины могут отличаться по размеру. Типоразмер также указывается на боковине покрышки.

Тормозной путь – это значимая техническая колляция автомобиля. Впрочем она зависит не только от работы тормозной системы, но и от множества других факторов, скажем, типа шин, установленных на автомобиль.

Тормозной путь

Тормозной путь представляет собой величину расстояния, которое рассматриваемый автомобиль поспел проехать с момента срабатывания тормозной системы до момента полной остановки транспортного средства. При этом моментом срабатывания тормозной системы реально является та секунда, в которую шофер нажал на педаль тормоза. Соответственно, полная остановка автомобиля – это момент, когда его скорость упала до нуля.Стандартная длина тормозного пути – это значительная колляция автомобиля, которую указывает изготовитель наравне со скоростью разгона транспортного средства. При этом, впрочем, стоит иметь в виду, что в таком случае речь идет о движении по безусловно ровной горизонтальной поверхности с указанной скоростью. Так, скажем, ориентировочная длина тормозного пути при скорости, равной 50 км/ч, для современного автомобиля составляет около 15 метров, а при скорости, равной 100 км/ч, – около 60 метров.

Определение длины тормозного пути

Для ориентировочного расчета длины тормозного пути дозволено применять следующую формулу: S = Kэ * v^2 / (254 * Фс). В указанной формуле символом S обозначается длина тормозного пути, выраженная в метрах, а символом v – скорость движения. выраженная в километрах в час. В свою очередь, обозначение Кэ указывает величину тормозного показателя, тот, что для легкового автомобиля равен 1, а символ Фс – показатель сцепления с драгоценный. Таким образом, особенно трудным для определения в этой формуле является значение показателя Фс. Обычно в качестве его значения применяются следующие цифры: показатель принимается равным 0,7 в случае движения на резине без шипов по сухому асфальту по ровной траектории, 0,4 – при движении в тех же условиях по мокрой дороге, 0,2 – при движении по укатанному снегу и 0,1 – при движении по обледенелой дороге.Впрочем следует принимать во внимание, что расчет длины тормозного пути по этой формуле является примерным, от того что рассматривает только основные факторы – скорость и погодные данные. Совместно с тем, могущество на длину тормозного пути оказывают добавочные факторы, такие как нрав дорожного покрытия либо тип покрышек, установленных на определенном транспортном средстве. Свое влияние оказывают также метод торможения, применяемый водителем в рассматриваемом случае, и другие поводы. Они могут оказывать крайне значительное могущество на длину тормозного пути, будучи способными изменить ее в несколько раз.

Беспечность выглядит эффектно только в хорошо продуманных сценах из боевиков и детективов. На самом же деле, большинство водителей даже не представляют, о какой опасности идёт речь, когда говорят о соблюдении дистанции и о превышении скорости. Многие ли падали с трехметровой высоты плашмя на бетонный пол? Едва ли. А на самом деле, точно такую же нагрузку будет испытывать человек в автомобиле при наезде на неподвижное препятствие на скорости… всего 28 км/ч.

Зачем знать длину тормозного пути

Раз уж мы начали с расчётов, говоря о длине тормозного пути движущегося автомобиля, используем простую физическую формулу, известную каждому школьнику. Её используют для вычисления перехода энергии падения в кинетическую энергию конце пути (mgh=mVx2/2). Отсюда получаем, что при скорости около 30 км/ч тело получает удар, равный падению с высоты три метра. Соответственно, при движении на скорости 60 км/ч сила удара будет равна падению с высоты 15м, а уже на скорости 90 км/ч - с высоты около 32 м, 120 км/ч - это уже высота 55 метров.

Даже учитывая, что в автомобиле срабатывает подушка безопасности, выжить при лобовом ударе на скорости 60 км/ч шансов очень мало. Это примерная высота хрущевки. Отважится ли кто-то прыгнуть с крыши пятиэтажки, обвязавшись надувными подушками? Едва ли. А что говорить о скорости в 90 км/ч, удар при которой равносилен падению с высоты десятиэтажного дома? А с высоты 55 метров? Шансов выжить никаких, и это даже при условии, что подушка безопасности сработает безукоризненно.

Эмпирическая формула расчёта тормозного пути

Имея отличный водительский глазомер и достаточный опыт, каждый сможет определить расстояние до объекта на глаз, хотя бы примерно. Водительский опыт показывает, что для мгновенного вычисления длины тормозного пути по скорости, необходимо просто бросить взгляд на спидометр, оценить расстояние до препятствия, тогда тормозной путь будет равен половине числа, которое показывает спидометр. То есть, исходя из эмпирической формулы расчёта длины тормозного пути, безопасная дистанция до любого объекта будет равна мгновенной скорости, разделённой пополам. Практически так же производят расчёт скорости автомобиля по тормозному пути.

При этом нужно учитывать такое понятие, как остановочный путь, это термин экспертов дорожной полиции и он учитывает не только сам по себе тормозной путь, но и скорость реакции, а также время реагирования системы тормозов. В принципе - это расстояние до абсолютной остановки машины от того момента, когда водитель зафиксировал препятствие. Естественно, остановочный путь всегда больше тормозного, поскольку средняя скорость реакции здорового и трезвого водителя около 0,8 с, а тормозная система срабатывает ещё за 0,2-0,3 с. Следовательно, до полной остановки машины пройдёт ещё 1,1 с, а на скорости 60 км/ч автомобиль проходит 16,6 метров за одну секунду. Почти семнадцать метров, которые неминуемо будут добавляться к длине тормозного пути и которые редко учитываются большинством водителей. Вот именно поэтому необходимо серьёзно отнестись хотя бы к теоретическому вычислению длины тормозного пути.

Что нужно для расчёта тормозного пути

Чтобы вычислить тормозной путь формула которого указана на рисунке с пояснениями, мало знать моментальные сухие данные.

Теоретически, для оценки тормозных характеристик машины необходимо использовать массу данных:

  • длину тормозного пути;
  • минимальное время, за которое тормозная система сработает;
  • диапазон изменения тoрмозных усилий;
  • алгоритм изменения тoрмозных усилий;
  • производительность тормозов в зависимoсти от нагрева;
  • качество дорожного покрытия;
  • эффективность подвески автомобиля;
  • степень износа и тип покрышек.

Здесь нужно учитывать целый ряд моментов. К примеру, эффективность работы тормозной системы в каждом автомобиле может быть разной и это само собой разумеется. Гидравлическая система тормозов даёт задержку минимум 0,2-03 с, а пневматика, установленная на большинстве грузовиков и автобусов и того больше, до 0,6 с. Кроме этого, есть такое понятие, как нарастание тормозного усилия с нуля до максимального значения и это также отбирает от 0,4 до 0,6 с, при этом влияние скорости движения на длину тормозного пути в этом случае увеличивается в квадрате, то есть при увеличении скорости в два раза, тормозной путь будет вчетверо длиннее.

Дополнительные составляющие тормозного пути

При вычислении эффективности тормозов очень большое значение имеет характеристика подвески и состояние шин. При чем тут подвеска? Очень просто. У нас под колёсами довольно редко встречается идеально ровный асфальт, а именно подвеска, точнее, амортизаторы, рессоры, торсионы и пружины как раз и прижимают колеса к поверхности, делая торможение и управление максимально эффективным. Если амортизатор неисправен, колеса подпрыгивают на ухабах и о полном контакте с покрытием не может быть и речи.

Давайте к этому прибавим кoэффициент сцепления резины с дорoгой - здесь огромное значение имеет состояние дороги, тип покрышки (зима или лето), рисунок протектора, геометрия, износ прoтектора и качество резиноматериала. Тесты показали, что на одном и том же автомобиле, но с разными покрышками, длина тормозного пути может изменяться до трёх-пяти метров, а о качестве пoкрытия и говорить нечего. Попробуйте сравнить тoрможение на сухом асфальте и на льду.

Как видим, факторов, влияющих на тормозной путь, а тем более на остановочный, достаточно много, поэтому предельная концентрация внимания за рулём - это гарантия безопасной езды. Проверяйте тормоза вовремя, не говорите по телефону за рулём и пусть все ваши дороги будут добрыми!

У какого автомобиля больше тормозной путь - у груженого под завязку или у пустого?
Больше половины людей ответят, что у груженого.
А на как обстоят дела на самом деле?

Для начала придется окунуться в "школьные годы чудесные", а именно - в физику за 6-й класс. Раздел "Силы трения". Окунаться будем не глубоко, по щиколотку.
Итак, смотрим на картинку. Перед нами - одноглазый Билли Бонс за рулем Фольксвагена. Он что-то увидел на дороге и вовсю тормозит. С точки зрения физики, и Фольксваген, и Билли Бонс - все это вместе называется "тело". На это тело действуют силы. Это сила тяжести, которая прижимает тело к земле mg , сила реакции опоры N , которая ей противодействует. Эти силы в простейшем случае, на горизонтальной поверхности, равны и направлены в разные стороны, а их равнодействующая равна нулю. Кроме них на движущееся тело действует еще одна сила - сила трения Fтр . Сила трения зависит от силы реакции опоры и коэффициента трения, она прямо пропорциональна им. А если точнее, равна просто их произведению: F тр. = μN .
Но сила реакции опоры равна массе тела, умноженной на ускорение свободного падения g: N = mg .
Подставим значение N в формулу силы трения:
F тр. = μmg

Поскольку на всей планете Земля ускорения свободного падения одинаковое, то делаем вывод, что сила трения зависит от коэффициента трения и массы тела, и больше ни от чего.

Если на дело действует какая-то сила, оно начинает ускоряться (напомним, что с точки зрения физики торможение - тоже ускорение, только с обратным знаком). Согласно второму закону Ньютона, это сила равна произведению массы на ускорение: F = ma
Значит, ускорение равно a = F / m .
На наше тело действует единственная сила - сила трения (равнодействующая остальных равна нулю, значит, они не оказывают влияния). Значит,
a = F тр. /m , то есть ускорение (замедление торможения) равно силе трения, деленной на массу Билли Бонса и его Фольксвагена.
Но сила трения равна F тр. = μmg . Подставим это значение в нашу формулу:
а = μmg/m . Масса, деленная на эту же массу, сокращается. Значит, а = μg
Итак, ускорение (в нашем случае - это интенсивность торможения) зависит только от коэффициента трения! Какая бы ни была масса тела, она у нас сокращается, то есть чем больше масса, тем больше будет и сила трения, причем точно на эту же самую величину.

Вроде бы уже все ясно. Но нам надо решить задачу до конца и вычислить тормозной путь. Это просто. Ускорение а равно скорости V , деленной на время t
a = V / t
Тогда
t = V / a = V / μg

Согласно Закону равноускоренного движения, расстояние S равно:
S = at 2 / 2
Тогда
S = μg (V / μg) 2 / 2 = (V 2 / μg) / 2 = V 2 / 2μg

Итак,


Тормозной путь зависит только от скорости и коэффициента трения, и не зависит от массы автомобиля.

Ну а поскольку ускорение свободного падения - величина постоянная, и равна 9.81 м/с 2 , то упрощенно можно считать так:
S = V 2 / 20μ

Так гласят незыблимые законы физики. Но если заглянуть в характеристики автомобилей, легко обнаружить, что у грузовиков тормозной путь больше, чем у легковушек. Выходит, они нарушают эти самые незыблимые законы? Конечно, нет. Для того, чтобы разобраться в этом, придется выйти далеко за пределы элементарной физики и детально знакомиться со свойствами тормозных систем (в частности, в разнице работы между "легковой" гидравлической и "грузовой" пневматической - а они разные), а также - в работе шины. В частности, в зависимости коэффициента трения шины от ее температуры, и, самое главное, от того, в какой момент начнется плавление резины. Чем раньше шина начнет плавиться - тем больше будет тормозной путь. А раньше начнет плавиться та шина, которая сильнее прижимается к асфальту. То есть - шина грузовика.
Тем не менее, в самом общем случае, когда скорости разумные, тормозной путь конкретного автомобиля не будет зависеть от того, насколько он нагружен. Не верьте тем людям, которые утверждают, что у сильно загруженного автомобиля он больше. Он такой же точно, как у пустого.

Что же касается автомобиля с прицепом, не оборудованным тормозами, то путем нехитрых преобразований мы получим такую формулу ускорения:
а = μg (1 + m пр. / m авт.)
Из чего видно, что сама масса прицепа не имеет значения, а важно только отношение массы прицепа к массе автомобиля: чем оно больше - тем больше ускорение и, стало быть, тормозной путь. Прямо пропорционально отношению масс автомобиля, который тормозит и прицепа, который тормозить не может. S = V 2 / 2μg(1 + (m пр. / m авт.))
Видно, что если масса прицепа будет равна половине массы автомобиля, то тормозной путь увеличится наполовину, то есть станет в полтора раза длиннее. А если масса прицепа равна массе автомобиля - то в два раза.

Статья написана по материалам лекций