Как правильно оформлять путевые листы образец. Инструкция: заполняем путевой лист легкового автомобиля. Когда возникает необходимость заполнить путевой лист

Рассмотрим порядок оформления путевых листов на примере заполнения формы №3 \”Путевой лист легкового автомобиля\”.

Пример

Индивидуальный предприниматель Кондрашов Сергей Иванович использует в своей деятельности легковой автомобиль \”Форд Фокус Си Макс\” с объемом двигателя 1,8 л. Путевые листы выписываются на неделю (5 рабочих дней).

Ответственным за эксплуатацию автомобилей приказом по организации назначен сам предприниматель (он же выполняет обязанности механика и диспетчера).

По данным предыдущего путевого листа и визуального обследования количество топлива в баке перед выездом составляло 30 литров. За время действия путевого листа водитель один раз производил заправку (40 литров). Кассовый чек АЗС был им представлен вместе с путевым листом (авансовым отчетом) по окончании его действия.

Общий пробег за время действия путевого листа составил 198 километров.

Используя данные этого примера, рассмотрим порядок оформления путевого листа. Заполненный бланк см. на стр. 20.

Кто и какую форму путевого листа

должен использовать

Форма путевого листа, утвержденная Госкомстатом (Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 №78), является унифицированным первичным документом, предназначенным для использования всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства.

При этом и налоговики, и Минфин, и суды считают, что для автотранспортных предприятий она обязательна (Письма Минфина России от 07.04.2006 г. №03-03-04/1/327, от 16.03.2006 г. №03-03-04/2/77, от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129; Письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 г. №20-12/064123.2, от 14.11.2006 г. №20-12/100253; Постановления ФАС СЗО от 26.06.2009 г. №А56-20450/2008; ФАС МО от 13.11.2008 г. №КА-А41/10639-08; ФАС ВВО от 23.04.2007 г. №А28-7048/2006-250/21; ФАС УО от 06.07.2009 г. №Ф09-4565/09-С3). Остальные организации, по их мнению, вправе утвердить свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на горюче-смазочные материалы. Главное – соблюсти требования ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ \”О бухгалтерском учете\”.

Контролирующие органы считают, что транспортные фирмы не могут выбирать форму путевого листа, они должны применять только официальную, \”госкомстатовскую\”.

Что касается формы путевого листа, содержащей обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом (Приказ Минтранса России от 18.09.2008 г. №152), то ее также должны применять все юридические лица и предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили (п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 г. №152, далее – Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов).

После вступления в силу Приказа Минтранса контролирующие органы заявили, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом, тоже может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (Письмо Минфина России от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161; Письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 г. №16-15/139308, от 13.10.2009 г. №16-15/107268).

Таким образом, если у вас транспортная компания и вы используете автомобили для оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, то вы должны применять унифицированную \”госкомстатовскую\” форму и при этом соблюдать требования Минтранса. Самый безопасный вариант – просто дополнить \”госкомстатовский\” путевой лист обязательными \”минтрансовскими\” реквизитами. А это:

– модель транспортного средства;

– дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя, которые проставляются и заверяются медработником, проводившим осмотр (пункт 7, п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Если вы используете автомобили только для личных нужд организации, то вы можете:

– применять \”госкомстатовские\” формы путевых листов;

– разработать и утвердить собственную форму путевого листа с соблюдением требований ст. 9 Закона №402-ФЗ и Приказа Минтранса России №152;

– использовать для подтверждения расходов на ГСМ другие документы (ч. 1, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ \”Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта\”; Постановление ФАС МО от 30.09.2010 г. №КА-А40/11123-10).

Но чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, лучше применять именно путевой лист, разработав форму, удобную для организации.

Штамп медработника на путевом

листе не обязателен

Налоговики вполне могут предъявить

вам претензии, если штампа медработника на путевом листе нет, так как этот реквизит входит в число обязательных реквизитов путевого листа, утвержденных Минтрансом (подп. 2 п. 7, п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Но эти претензии легко оспорить. Ведь отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов. Если в путевом листе есть сведения о пробеге автомобиля, расходе горючего, остатках горючего в баке, то он вполне может являться подтверждающим документом (Постановление ФАС МО от 10.08.2009 № КА-А40/7253-09).

Конечно, обязательное медицинское освидетельствование водителя перед рейсом и после него предусмотрено п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ \”О безопасности дорожного движения\”. Но оштрафовать вас за отсутствие отметок о медосмотре не смогут. Потому что к административной ответственности за несвоевременное прохождение водителями медицинского осмотра привлекают только по ст. 14.1 КоАП РФ – за ведение деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицевая сторона

Переходим к заполнению путевого листа. Одним из обязательных реквизитов документа является его номер. Порядок нумерации путевых листов разрабатывает сама организация или предприниматель. Серия указывается, как правило, в том случае, если бланки путевых листов отпечатаны типографским способом.

Обязательно также и указание даты путевого листа. Если срок его действия более одного дня, то указывается весь период – с какого по какое число действует данный путевой лист (в нашем примере он выписан на рабочую неделю с 17 по 21 мая 2014 г.)

По строке \”Организация\” заполняется наименование, адрес места нахождения и рабочий телефон предприятия – владельца (пользователя) автомашины. Кроме того, в кодовой части проставляются его коды ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций). Этот код вы можете найти в письме из Комитета статистики.

марка автомобиля (в примере – \”Форд Фокус Си Макс\”). Если автомашина находится в аренде, то здесь же или в добавленной строке целесообразно указывать:

1. номер и дату договора аренды и собственника машины (арендодателя) (например, \”по договору аренды №___ от \”_\” _______ 20___ г. с ООО \”Профинфо\”);

2. государственный номерной знак (в примере – Е 266 МЕ 62);

3. гаражный номер указывается в том случае, если на балансе (в пользовании) у организации несколько машин (при этом не возбраняется по данной строке приводить инвентарный номер автомобиля как основного средства. Но при этом он и не обязателен);

4. ФИО водителя и его табельный номер (если он является сотрудником этой же организации) (в примере – Кулешов Д.И., табельный номер 034);

5. ниже указывается номер водительского удостоверения водителя (либо удостоверений всех лиц, перечисленных по строке \”Водитель\”);

6. в числе реквизитов также предусмотрены вид, серия и номер лицензионной карточки. Однако в настоящее время лицензии выдаются только на коммерческие перевозки пассажиров более восьми человек. Соответственно, любые перевозки легковым транспортом не лицензируются. Поэтому в примере данные строки не заполняются, а виды лицензионных карточек зачеркнуты.

В подразделе \”Задание водителю\” указывается:

1. в чье распоряжение представляется автомашина (в примере – в распоряжение заместителя директора Денисова С.Е.). При этом строкой ниже отражается также наименование организации. Поскольку в нашем примере автомашина выдана в распоряжение сотрудника того же предпринимателя, в путевом листе указано: ИП Кондрашов Сергей Иванович. Если машина передана в аренду или для оказания услуг стороннему лицу (юридическому или физическому), то указывается наименование (фамилия) данного лица.

Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то, скорее всего, указать конкретного пользователя будет невозможно, поскольку таких лиц может быть много. В этом случае по данной строке целесообразно указывать название самой организации (предпринимателя), а расшифровку фамилии конкретного пользователя приводить на оборотной стороне листа в графе \”Подпись лица, пользовавшегося автомобилем\”;

2. адрес подачи, то есть место, куда автомашина должна прибыть, выехав из гаража (с места стоянки). В нашем примере таким местом подачи является адрес места нахождения (офис) предпринимателя: г. Рязань, Первомайский пр-т, д. 18;

3. ниже приводится фактическое время выезда из гаража (от места стоянки). Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то в этой же строке целесообразно указывать дату первого выезда (в нашем примере – 17.05.2014 г., 9.00);

4. задание водителю подписывает диспетчер (диспетчер-нарядчик). В примере функции диспетчера выполняет индивидуальный предприниматель.

Перед выездом все автомашины должны пройти проверку исправности основных агрегатов, сигналов, показателей заправки топливом, маслом и т.п. Если все системы автомобиля работают нормально, механиком (или иным лицом, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств) разрешается выезд, о чем свидетельствует подпись данного лица по строке \”Выезд разрешен\”. В примере функции механика также выполняет предприниматель.

Приводятся показания спидометра перед выездом (в примере – 62 346 километров).

Соответственно, водитель автомашины расписывается в том, что он принял автомобиль в исправном состоянии.

В левой нижней части лицевой стороны путевого листа приводятся данные при возвращении автомашины в гараж (на стоянку):

1. указывается время возвращения. Если путевой лист выписывался на срок более одного дня, то в этой строке целесообразно указывать дату приезда. В нашем примере – 21.05.2014 г. 18.00;

2. время возвращения подтверждается подписью диспетчера (диспетчера-нарядчика). Как уже говорилось выше, в примере функции диспетчера исполняет предприниматель;

3. одновременно диспетчером делаются прочие необходимые отметки (опоздания, время ожидания (к примеру, при оказании коммерческих услуг сторонним лицам), простои автомашины и т.п.);

4. водитель автомашины расписывается в том, что он автомобиль сдал.

В правой нижней части лицевой стороны путевого листа приводится информация по движению горючего:

1. марка топлива (в примере – АИ-95);

2. по строке \”Выдано по заправочному листу\” вообще-то указывается количество топлива, выданного в самой организации (если, к примеру, у нее есть своя заправочная станция или хранящиеся в специальном помещении запасы топлива). Но на практике по данной строке, как правило, приводят данные о заправке ГСМ на сторонних автозаправочных станциях (АЗС) с приложением кассовых чеков АЗС к путевому листу (если топливо получено, к примеру, по корпоративной пластиковой карте) или к авансовому отчету (если топливо приобреталось за наличный расчет). В нашем примере водителем было приобретено 40 литров бензина по кассовому чеку АЗС;

3. остаток горючего при выезде может определяться: по данным предыдущего путевого листа, по показаниям приборов в автомобиле (уровень топлива), в результате контрольного замера уровня топлива в баке (если позволяет конструкция бака) и т.д. В нашем примере остаток горючего при выезде определен по данным предыдущего путевого листа и сравнен с показаниями приборов в машине (30 литров);

4. остаток горючего при возвращении может быть определен только по показаниям приборов в автомобиле или в результате контрольного замера уровня топлива в баке (в примере – 50 литров);

5. фактический расход горючего определяется как разница между остатком топлива перед выездом плюс количество заправленного горючего и его остатком при возвращении. В примере: 30 л + 40 л – 50 л = 20 литров);

6. расход горючего по норме многие организации просто не заполняют, а очень зря. Конечно, налоговым законодательством не определено нормативное расходование топлива для автотранспортных средств. Однако в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ все расходы, принимаемые налогоплательщиком в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, должны быть документально подтверждены и обоснованы. Причем, обоснованность затрат в части ГСМ как раз и подтверждается нормами расхода топлива. При этом такие нормы предприятие может определить либо само (по данным технической документации к автомобилю), либо на основании Методических рекомендаций \”Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте\” (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 г. №АМ-23-р) (далее – Методические рекомендации).

Если в представленном в Методических рекомендациях перечне автомобиль вашей организации отсутствует, то норматив можно определить по технически близкому транспортному средству (примерные габариты, одинаковый объем двигателя, похожие технические характеристики и т.п.). В нашем примере в перечне Минтранса России автомобиль \”Форд Фокус Си Макс\” отсутствует. Поэтому за основу взят автомобиль \”Форд Фокус\” с таким же объемом двигателя (1,8 л). Количество бензина на 100 километров пробега по этой норме составляет 8,1 л. В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций данная норма увеличена на 15%, так как автомобиль эксплуатируется в основном в г. Рязани (допускается увеличение нормы до 15% в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек). Таким образом, норма расхода топлива для автомобиля в нашем примере составит 9,3 л бензина на 100 километров пробега (8,1 л + (8,1 л х 15%)).

Исходя из данного норматива, норма расхода топлива по путевому листу составит (общий пробег указывается на оборотной стороне путевого листа):

198 км: 100 х 9,3 л = 18,4 л.

Получается, что фактический расход топлива не равен нормативному. В том случае, если возникает отклонение, оно отражается соответственно по строкам \”Экономия\” или \”Перерасход\”. При этом экономия никак не влияет на сумму затрат предприятия на оплату топлива для автомашины. А вот с перерасходом в каждом конкретном случае требуется отдельное разбирательство. Если перерасход небольшой (к примеру, в пределах 1 литра бензина), то у налоговиков вряд ли возникнут к организации какие-либо претензии. Но если величина перерасхода значительная или возникает постоянно, то такого рода затраты могут быть не признаны проверяющими налоговыми органами для целей налогообложения налогом на прибыль с последующими штрафными санкциями согласно ст. 122 НК РФ (20% от величины недоимки по налогу);

7. в конце приводятся показания спидометра автомашины при ее возвращении в гараж (на стоянку)
(в примере: 62 346 км + 198 км = 62 544 км);

8. все указанные выше данные (время возвращения, показания спидометра, движение горючего) фиксируются и подтверждаются подписью механика, принявшего автомобиль при возвращении в гараж (на стоянку). В примере функции механика выполняет начальник транспортного участка Сидоров А.В.

В верхней части путевого листа ставится штамп предприятия, выписавшего данный документ (естественно, при наличии такого штампа).

Сам путевой лист скрепляется печатью организации (в левом нижнем углу).

Оборотная сторона путевого листа

Оборотную сторону путевого листа легкового автомобиля еще называют \”маршрутным листом\”, так как здесь приводятся данные о маршруте и времени поездок автотранспортного средства.

Правильное заполнение оборотной стороны крайне важно для обоснованности всех расходов по содержанию и эксплуатации автомашины. Ведь именно по такого рода данным можно подтвердить экономическую целесообразность использования автотранспортного средства в производственных или управленческих целях.

Все поездки автомашины должны записываться под отдельным номером. Если автомобиль оказывает коммерческие услуги, то в целях идентификации клиентов во второй графе отражается их код. Так как в нашем примере автомобиль находится в распоряжении сотрудника индивидуального предпринимателя – владельца автотранспортного средства, то, естественно, никакого кода не указывается. Однако, поскольку путевой лист выписан на пять рабочих дней, в данной графе целесообразно приводить даты поездок (в примере: 17.05.14, 18.05.14, 19.05.14, 20.05.14).

1. место отправления и место назначения. Иными словами, откуда машина выехала и куда она прибывает. При этом в целях обоснованности (подтверждения производственного (управленческого) назначения поездок) целесообразно в этих графах отражать не только адрес, но и организацию (учреждение), в которое данная автомашина направлялась. В нашем примере – ИФНС №2, банк, заправка, контрагенты и т.п.);

2. время выезда и возвращения. То есть время выезда из места отправления и время приезда к месту назначения.

Если путевой лист выписывается на один день, то можно указывать только время выезда из гаража (стоянки) и возвращения в гараж (на стоянку). Если же он выписан более чем на одни сутки (как в нашем примере), то желательно указывать время каждой поездки;

в графе \”Пройдено, км\” приводятся данные о пройденном расстоянии (причем, его целесообразно указывать по каждой поездке);

3. в последней графе расписывается лицо, пользовавшееся автомобилем. В примере – Кулешов Д.И.

В нижней части оборотной стороны путевого листа указывается общее количество пройденных километров (в примере – 198 км), а также данные, необходимые для расчета оплаты труда водителя (как правило, при сдельной форме оплаты труда) – трудочасы (всего в наряде) и сам расчет (за километраж или за часы работы).

Соответственно, расчет подписывается бухгалтером (расчетчиком).

Если данные по оплате труда не заполняются, то целесообразно указывать только итоговое количество пройденных километров.

Вы можете самостоятельно разработать, утвердить и использовать форму путевого листа, исключив из него пункт о заработной плате. Главное, чтобы лист содержал обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом России (п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов; Письмо Минфина России от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161; Письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 г. №16-15/139308, от 13.10.2009 г. №16-15/107268). В число обязательных реквизитов, помимо прочего, входят сведения о водителе, но они предполагают только информацию о его фамилии, имени, отчестве и дате проведения медицинского осмотра водителя. Причем, как мы уже выяснили, отсутствие отметки о медицинском осмотре водителя на сумму затрат на ГСМ никак не влияет.

Вы можете составлять маршрут на каждый день, а можете выписывать путевые листы на неделю, на месяц. Но тогда вам необходимо ставить в графах место отправления и место назначения – по г. Рязань, по г. Москва и т.д. Но налоговики относятся к подобному указанию маршрута очень подозрительно. Если вы не автотранспортное предприятие, то подобное указание маршрутов допустимо.

И хотя среди обязательных реквизитов, утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 г. №152, нет сведений о маршруте движения транспортного средства, контролирующие органы считают, что при отсутствии такой информации расходы на топливо не подтверждены, так как не доказано использование автомобиля в служебных целях (п. 1 ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129; Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 г. №20-12/064123.2). Мнения же судов по этому вопросу расходятся. Одни суды разделяют позицию контролирующих органов (Постановления ФАС ВСО от 16.07.2010 № А33-10451/2009; ФАС ЗСО от 29.07.2009 № Ф04-4540/2009(11903-А27-26); ФАС ВВО от 12.03.2008 № А82-1453/2007-37). Другие считают этот реквизит необязательным (Постановления ФАС МО от 30.09.2010 № КА-А40/11123-10; ФАС ПО от 19.11.2010 № А55-38009/2009; ФАС СЗО от 23.11.2009 № А56-4991/2009; ФАС УО от 16.09.2010 № Ф09-7311/10-С2).

Проще всего вписывать

полный маршрут

Если вносить все адреса следования в путевой лист проблематично, можно попробовать следующие варианты.

Если вы заранее знаете маршрут или постоянно объезжаете одни и те же адреса, утвердите приказом маршруты следования в зависимости от необходимости: на каждый день, на месяц. Например, маршрут №1 – улицы такие-то, маршрут №2 – улицы такие-то. В путевом листе напишите: \”Доставка товара клиентам по маршруту №…\” и приложите копию приказа с указанием маршрутов.

Или, как вариант, если на доставку у вас есть заявки, можно указывать в путевом листе: \”По маршруту в соответствии с заявками\” – и прикладывать заявки.

Журнал учета путевых листов

Типовая межотраслевая форма №8 Журнала учета движения путевых листов утверждена постановлением Госкомстата России №78 от 28 ноября 1997 года. Она применяется, если на балансе организации есть транспорте средства и выдаются путевые листы. Эта форма позволяет вести учет выдачи и возврата диспетчеру путевых листов выданных водителю. Кроме того, в Журнале учета движения путевых листов предусмотрено поле для фиксации даты приемки путевого листа бухгалтером.

В зависимости от степени автоматизации в организации Журнал учета движения путевых листов может заполняться и храниться в печатном или электронном виде. В журнал заносятся сведения обо всех выданных путевых листах вне зависимости от их типа. Нумерация путевых листов сквозная.

Физически Журнал учета движения путевых листов форма №8 состоит из обложки и табличной части. На обложке указывается наименование организации и период, за который заполнен журнал (например, апрель 2014).

Табличная часть состоит из следующих колонок:

– номер путевого листа;

– дата выдачи путевого листа;

– фамилия, имя, отчество водителя;

– табельный номер водителя;

– гаражный номер автомобиля;

– подпись водителя в получении путевого листа;

– подпись диспетчера и дата приемки путевого листа и документов от водителя;

– подпись бухгалтера и дата приемки путевого листа;

– примечание.

Заполнение

Журнал учета движения путевых листов возлагается на уполномоченного сотрудника организации. В случаях, если путевые листы выдаются по договору сторонней организацией (например, заключен договор со сторонней организацией на предоставление услуг по стоянке и предрейсовому техническому обслуживанию транспортных средств перед выездом на линию), заполнение журнала может быть возложено на сотрудника сторонней организации. Естественно, такие нюансы следует прописывать в договоре с этой организацией, чтобы у контролирующих органов потом не было вопросов.

Такие документы представляет собой учет расходов на ГСМ. Его наличие необходимо, чтобы подтвердить все затраты связанные на использование всех имеющихся автомобилей.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Они включают в себя зарплату водителей, платежи за аренду, ремонтные расходы и прочие затраты.

Эти документы должны составлять как организации, так и ИП, использующие для своей деятельности любой транспорт.

Для вождения легкового автомобиля, водитель должен иметь такие документы:

  1. Удостоверение водителя, которое соответствует данной категории, при его отсутствии
    разрешение временное.
  2. Документ, в котором содержатся регистрационные номера на транспорт.
  3. Если перевозится груз, наличие товарно-транспортной накладной.
  4. Разрешение на перевоз крупного, опасного и тяжелого груза.
  5. По форме три, заполненный бланк.

В путевом листе должна быть такая информация:

  1. Наименование путевого листа и его номер.
  2. Информация о сроке действия этого документа.
  3. Данные о собственнике транспорта.
  4. Информация об автомобиле.
  5. Данные о водителе.

Когда нужен?

Шофер должен иметь при себе этот документ, когда перевозятся: пассажиры, грузы и багажи. Этот документ учета, кроме, контроля над топливом, нужен, для того, чтобы отслеживать маршруты.

В случае, когда предприятием не ведется предпринимательской деятельности по оказанию транспортных услуг, то, может, путевой лист водитель при проверке не показывать. Но вместо этого документа должна быть доверенность на управление этого автомобиля.

Если эти документы отсутствуют, то вождение транспорта считается незаконным. Наличие доверенности
предоставляет управлять данным транспортом в течение указанного в ней срока. В бланке путевого листа кроме, того что указан срок действия этого документа, указан маршрут.

Но для контроля Горюче-смазочного материала, организации должны вести бланки путевого листа.

Как заполняется?

Предприятие, которое транспортные услуги предоставляет, должно выписывать эти документы ежедневно. Другим организациям разрешается разработать форму бланка самостоятельно.

Срок действия можно указать любой, но не больше одного месяца. Когда водитель командирован в другой регион, этот бланк заполняется на время командировки. Заполняются путевые листы бухгалтером или диспетчером.

Водитель должен проверить такие пункты:

  1. Транспортное средство исправлено.
  2. Показания спидометра.
  3. Движение топлива.
  4. Примечание, где указана стоянка с работающим двигателем.

Свою подпись водитель должен ставить, только убедившись в достоверности этих записей. При возвращении транспортного средства в гараж механик проверяет его исправность и ставит подпись.

Если автомобиль неисправен, указывает причину неисправности и какие были проведены ремонтные работы, для устранения этой неполадки.

Для подтверждения этих данных должны быть подписи и наличие чеков. На другой стороне бланка вносятся такие записи в каждом пункте назначения: время, когда прибыл, убыл и количество километров.

Когда водитель, доставляет груз, то заказчик, чтобы подтвердить достоверность записи ставит свою печать и подпись.

На обратной стороне документа указывается, сколько часов водитель находился за рулем и километраж.

По этим данным ведется начисление зарплаты, поэтому их необходимо проверять. Индивидуальные предприниматели обязаны заполнять форму бланков путевого листа ПЛ -1, если занимаются торгово – закупочной деятельностью и грузоперевозками.

Пошаговая инструкция заполнения путевого листа

Диспетчер заполняет бланк по образцу, где имеются такие записи:

  • дата;
  • режим работы;
  • марка автомобиля и прицепа, если таков имеется;
  • время, когда должен выехать и заехать;
  • куда направляется; во сколько часов должен прибыть к заказчику.

Все эти записи подтверждаются подписью. Перед выездом из гаража выдаётся топливо с учетом его остатка.

При выезде из территории предприятия, механик должен проверить количество топлива, показания спидометра. Эти данные и время выезда заносит в бланк и ставит подпись. Необходимо также водителю пройти перед рейсом медосмотр.

Если водитель трезв и нет никаких признаков заболевания, медработник указывает время прохождения этой процедуры, ставит штамп, роспись и расшифровку своей подписи.

Такие необходимые осмотры, могут проводить медработники, имеющие сертификат или соответствующие учреждения, которые имеют лицензию.

Водитель транспортное средство, и бланк путевого листа принимает, проверяет соответствие записей и ставит подпись. Этот документ регистрируется в журнале. Результаты медосмотра также заносятся в журнал.

На обратной стороне указывается пункт: откуда выехал и куда должен прибыть. Часы когда: выехал с предприятия, прибыл в пункт назначения и убыл оттуда, вернулся в гараж, а также километраж.

На лицевой стороне бланка, указываются простои автомобиля в пробках с включенным двигателем, опоздания, ожидания.

Когда автомобиль на предприятие возвращается, проверяются показания спидометра, и заносится запись остатка горючего. Механик проверяет состояние автотранспорта и ставит подпись в графе о принятии автомобиля.

Заполненный образец


Путевой лист легкового автомобиля – лицевая сторона
Путевой лист легкового автомобиля – оборотная сторона

Как заполняется путевой лист?

В этом документе должны содержаться следующие пункты:

  1. Дата, когда выдался документ.
  2. Наименование рабочего режима.
  3. Тип транспорта, его марка, номер гаража и автомобиля.
  4. Время: выезда, прибытия в пункт назначения и убытия оттуда и возвращения на предприятие.
  5. Показания количества топлива.

Этот документ заполняется диспетчером на один рабочий день и выдается водителю, при условии, если предыдущий бланк был сдан.

Когда продолжительность междугородных перевозок более двадцати четырех часов, то путевой лист составляется на срок этой командировки.

Для легковых автомобилей, которые не осуществляют перевозок пассажиров и грузов, и имеется у водителя доверенность, разрешается использовать собственные образцы бланков.

Штраф

Если отсутствует этот документ учета, штраф предусмотрен пятьсот рублей. Отсутствие медосмотра может рассматриваться как нарушение правил охраны труда, за которое предусмотрено наказание от одной до пяти тысяч рублей.

Ответственность за наличие и правильное заполнение этого документа лежит на руководителе предприятия. А также на должностных лицах, которые отвечают за эксплуатацию транспортного средства и принимают участие в заполнении бланка.

Водитель не допускается к заполнению этого документа, только ставит подписи, удостоверяющие прием и сдачу транспорта.

Почти все государственные и коммерческие организации имеют транспорт, либо арендуют его и у водителя обязательно наличие путевого листа, если он осуществляет перевозку грузов.

Учет работы водителей задача хозяйственной деятельности предприятия. , смазочных материалов, место отправления и прибытия машины, наименование груза и другие сведения должны быть зафиксированы в отчетных документах.

Первичный документ в дорогу – путевой лист автомобиля.

У водителей грузовиков путевой лист это – документ строгой отчетности. Изготовляется бланк по заказу министерств, ведомств и предприятий из бумаги с типографской нумерацией в необходимом количестве для удовлетворения нужд организаций.

  • форму 4-С (сдельная) используют для осуществления работы транспорта по сдельным расценкам по Единому тарифу;
  • форма N 4-п – для грузового автомобиля с повременной оплатой;
  • форма № ПГ-1 (Приказ Минтранса России от 30.06.2000 г. № 68) – для транспорта предпринимателя.

Междугородний тип (форма 4-м) применяется при перевозках на дальние расстояния. В этом случае лист имеет красную полоску на лицевой стороне с соответствующей типографской надписью “междугородные перевозки”.

Оплата международных перевозок осуществляется по установленным транспортным уставам и в соответствии с утвержденными положениями правительства.

Бухгалтерия выдает один экземпляр накладной водителю. Сведения о массе груза и номер накладной . Помимо этого, в его бланке имеются 2 отрывных талона, в которые заказчик вносит сведения. Позже эти отрывные талоны передаются вместе со счетом клиенту как доказательство, что работа выполнена.

Отрывной талон применяется как приложение к путевому листу и необходим для отправки счета на оплату услуг транспорта.

Клиент в соответствующие графы вписывает дату выдачи и номер. Так же в талоне отражается название организации, на чьем транспорте осуществляется грузоперевозка, марки и госномера автомобилей и прицепов (если они имеются).

Иногда бухгалтеры упрощают ведение путевых листов (не вносят ). Такая ситуация характерна для малых организаций.

В Постановлении Госкомстата России № 78 путевой лист должен заполнять диспетчером, начальник участка или заведующим гаражом. Либо организация уполномочивает бухгалтера утвержденным распоряжением руководства.

Порядок заполнения путевого листа

Строка “Автомобиль” отражает марку, государственный номер, тип автомобиля, его гаражный номер. В строку “Водитель” записывают фамилию, инициалы, номер служебного удостоверения, класс водителя. В “Табельный номер” – номер, присвоенный водителю на автопредприятии.

Строка “Колонна, бригада” отражает номера колонны, бригады, в составе которых числятся водитель и автомобиль. В графу “Сопровождающие лица” записывают фамилии лиц, их инициалы (грузчики, экспедитор, стажер).

В форме 4-п содержится раздел «Задание водителю». В 16-ю графу «В чье распоряжение» (разовый заказ клиента) диспетчер пишет адрес, наименование предприятия, к кому прибывает грузовой автомобиль. Строки №18 и №17 содержат сведения о времени убытия/прибытия (по плану). В графу № 19 вписывается , а число поездок – в №20.

В строке «Заказчик» – название принимающей организации, фамилия с инициалами лица, ответственного за прием транспорта.

Графа «Время» отражает часы и минуты прибытия/убытия машин. «Спидометр» – показатели счетчика на момент приезда/отъезда. В графе «Количество поездок» отмечается число выполненных перевозок.

Строку «Штамп и подпись клиента» заполняет заказчик. Сведения его подтверждают правильность реквизитов. В графе «Выполнение задания» – информация о маршрутах движения транспорта – куда и откуда поездки. Сведения подтверждает подпись клиента.

В строке “Режим работы” отражается код или режим работы (командировка, в будние дни, суммированный , работа в выходной день или праздничный, работа по графику, вне графика).

Графа 22 “Расстояние” – расстояния перевозок грузов по карте, либо по данным дорожных органов, по показателям спидометра автомобиля (в сезон), зафиксированными в акте предприятия. В графе №23 “Перевезти тонн” – количество груза, необходимое для заказчика.

Для легкового автомобиля

Бланки для легкового автомобиля:

  • Путевой лист. Форма № 3, (постановление Госкомстата № 78 от 28.11.97),
  • Форма № ПГ – 1,
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН).

При выпуске автомобиля в рейс организация обязана выдать водителю путевой лист соответствующей формы. Выпуск автомобиля без заполненного бланка утвержденной формы категорически запрещается.

Заполнение путевых листов по форме № ПГ-1

Строка/Раздел
“Путевой лист” Учетный номер листа. Дата (число, месяц, год).
Раздел “Предприниматель” Сведения о предпринимателе: ФИО, домашний адрес, номер его телефона.
“Водитель”, “Номер водительского удостоверения” Фамилия и инициалы водителей, номера водительских удостоверений.
Строки, идентифицирующие автотранспортное средство Марка автотранспортного средства, прицепа, регистрационные номера.
“…к управлению допущен” Подпись работника, проводившего предрейсовый медосмотр, и допускающего к управлению автотранспортом.
“Автомобиль … исправен. Выезд разрешен” Подпись лица, отвечающего за проведение предрейсового техосмотра.
“Выезд” и “Возврат” Дата и время в часах и минутах, показания спидометра при выезде/возврате автотранспорта.
Раздел I Выполнение услуг в течение смены.
Раздел II Заполняет предприниматель на основании результатов за период действия путевого листа.
“Результаты использования грузового автомобиля” Общий пробег автотранспорта, время в работе за вычетом времени обеда/отдыха водителя, объемы перевезенных грузов (суммарное количество груза), перевезенного по данному путевому листу за все время работы.
“Особые отметки” Фиксация проведенных проверок работниками РТИ (Российской транспортной инспекции), сотрудниками милиции.

Упрощенные неточные сведения влекут за собой проблемы. Документация проходит проверку у налоговых органов, а чаще всего – на пути следования автомобиля работают посты ГИБДД.

Водитель при себе должен иметь отчетный документ и предъявлять его сотруднику дорожно-постовой службы для проверки по требованию.

За отсутствие путевого листа накладывается административный штраф.

Для того чтобы использовать автомобили, находящиеся в собственности или распоряжении компании, ее водителю во время поездки надо при себе иметь путевой лист автомобиля. Он не только входит в состав обязательных бланков, которые при проверке запрашивают дорожными инспекторами, но является первичной формой по учету работы автомобиля и основанием для расчета зарплаты водителю и списания топлива.

Путевой лист легкового автомобиля заполняется диспетчером или, при его отсутствии, бухгалтером. Этот документ нужно оформлять ежедневно, особенно в автотранспортных предприятиях. Если рабочий день в компании состоит из нескольких смен, то желательно заполнение путевых листов производить на каждого водителя (смену).

На небольших предприятиях, на которых в распоряжении фирмы находится только служебный транспорт (например, автомобиль руководителя), допускается выписка этого бланка на несколько дней. Также один документ может быть оформлен на длительный период, если автомобиль используется при командировке.

В настоящее время форма путевого листа может быть разработана предприятием самостоятельно с учетом особенностей его деятельности. Тем не менее он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные для бухгалтерских бланков. В основном используется типовая межотраслевая форма №3, утвержденная Госкомстатом.

Выписанный документ заносится в журнал регистрации путевых листов, согласно которому ему присваивается очередной номер. После этого он выдается на руки водителю.

При выезде из гаража в путевом листе обязательно должен расписаться механик, который проверяет исправность машины, показания спидометра и остаток в баке топлива.

Выполняя служебные обязанности, шофер на второй стороне путевого листа отражает места, которые он посещает, записывая информацию о времени и пройденных километрах.

При заезде в гараж, машину осматривает технический специалист, проверяет ее исправность, фиксирует показания спидометра и литраж в баке в соответствующих графах, а после этого визирует путевой лист.

Работник сдает данный документ в диспетчерскую, где специалист просчитывает его и отражает в журнале регистрации.

Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Рассмотрим подробнее, как заполнять путевой лист.

Заполнение лицевой стороны

Вверху проставляется штамп компании, ниже проставляются номер (при необходимости серия) и дата документа.

В следующей графе надо указать название компании, ее адрес и телефон. Здесь же отражается код регистрации фирмы в органах статистики ().

После этого диспетчер заполняет марку автомобиля, его государственный номер, инвентарный гаражный идентификатор.

В соответствующей строке записывается Ф.И.О. водителя, табельный номер, реквизиты водительского удостоверения, если есть - класс.

Следующий раздел путевого листа заполняется, если предприятие является специализированным, например, такси. Для таких фирм требуется оформление лицензионных карточек, их реквизиты нужно вписывать сюда.

Диспетчер определяет задание водителю, и указывает точный адрес подачи автомобиля. После этого специалист визирует документ и передает его шоферу.

Для механика предусмотрен специальный раздел в документе, где он отмечает исправность автомобиля и показания спидометра, остаток в баке, и визирует его с указанием своих Ф.И.О. Водитель также расписывается ниже в получении машины с расшифровкой своих личных данных.

Работник во время заправки отражает количество заправленного топлива, его марку. Рядом с литражом может расписываться в подтверждение сотрудник станции.

Диспетчер указывает фактическую дату и время возвращения в гараж, при необходимости делая отметку о простоях, опозданиях и т.д.

При возвращении водитель сдает машину механику, который проверяет ее состояние, отмечает остаток в баке на конец рабочего дня и счетчик пробега. Подтверждая получение автомобиля, технический специалист ставит свою подпись, а сдающий ее шофер – свою.

Заполнение оборотной стороны

На оборотной стороне документа водитель собственноручно заполняет информацию о процессе выполнения своего служебного задания, указывая места выезда и назначения с расшифровкой периода времени и пройденного километража. При работе с третьими лицами, они могут расписываться в выполнении шофером задания напротив его записей.

В нижней части документа диспетчер рассчитывает общее количество отработанных за день часов и километраж по спидометру. В зависимости от применяемой системы оплаты труда она определяет зарплату работнику и передает путевой лист после фиксации в журнале регистрации в бухгалтерию. Правильность расчетов счетный работник подтверждает своей подписью.

Путевой лист образец заполнения можно посмотреть ниже.

Нюансы

Правильность оформления данного документа очень важна, для включения затрат на топливо в расходы для целей налогообложения. Именно он является основным документом, который запрашивают инспекторы во время проверки.

Для многих предприятий на путевом листе обязательна отметка о прохождении предрейсового и послерейсового медосмотров.