Как называют газ 66 в народе. "шишига"- это зверь с лебедкой и на колесах

Впервые автомобиль ГАЗ-66 появился на публике в далеком 1962 году, он должен был заменить собой аналогичный грузовик ГАЗ-63, который стоял на конвейере с 1948 года. Новый грузовик обладал повышенной проходимостью благодаря полному приводу с отключаемым передним мостом и понижающей передачей, высоким клиренсом и устойчивостью, которая достигалась грамотной развесовкой компоновки всего кузова, кабины, двигателя, рамы. Нагрузка на переднюю и заднюю ось была практически одинаковой. Для лучшей устойчивости кабину конструкторы поместили прямо над моторным отсеком. Для доступа к двигателю кабину необходимо было откидывать и это давало отличный доступ к любой части двигателя, что повышало его ремонтопригодность в походных условиях.

Основным назначением ГАЗ-66 «Шишига» было и есть эксплуатация в воинских частях сначала советской армии, а затем и российской. Окончательно производство прекратилось в 1999 году, и на тот момент Горьковский АвтоЗавод выпустил более 900 тыс. автомобилей различных модификаций.

Модификации

  • ГАЗ-66-01 - базовая модель с системой регулировании давления воздуха в шинах,
  • ГАЗ-66-02 - дополнительно устанавливалась лебедка и регулировка давления в шинах,
  • ГАЗ-66-04 - регулировка давления в шинах и экранирование всего электрооборудования,
  • ГАЗ-66-05 - оснащалась лебедкой, системой регулирования давления в шинах и экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-11 - обновленная и улучшенная базовая модель,
  • ГАЗ-66-12 - обновленная модель с лебедкой,
  • ГАЗ-66-14 - обновленная модель с КОМ и экранированным электрооборудованием.

Были и другие модификации, к примеру, седельный тягач или авиадесантная машина со складной крышей, с кунгом различного назначения. Автомобиль очень универсальный и его можно использовать для разнообразных целей. Так же он поставлялся и на экспорт в страны во все страны соц.лагеря.

ГАЗ-66 с консервации (военного хранения)

Не смотря на то, что ГАЗ-66 перестали выпускать еще 1999 году, сейчас очень часто можно встретить в продаже новые автомобили с так называемого военного хранения. Такая практика существует во всех армиях мира, когда технику приобретают новую и оставляют законсервированной в гаражах и на складах на случай военных действий. Но время идет и даже такая военная и надежная техника не может ему противостоять и государство в лице воинских частей постепенно начинает распродавать автомобили с консервации. Это так же может быть связано с тем, что пришла новая партия, которая заменяет старую или выпущена новая модель, что от части верно для ГАЗ-66 (его преемником стал ГАЗ-3308 «Садко»).

Автомобили с военного хранения практически ничем не отличаются от новых. Когда их подготавливают к продаже меняются шины и все резинотехнические детали в двигателе и в конструкции, т.к. резина достаточно сильно подвержена старению, аккумуляторы, технические жидкости, фильтры и другие расходники. После такой предпродажной подготовки ГАЗ-66 очень трудно будет отличить от только что вышедшего с конвейера автомобиля, если бы их все еще выпускали. Только шильдик на кузове с годом выпуска будет выдавать его возраст. И сейчас в продаже, как у нас на сайте, так и на аналогичных, можно встретить объявления, где продают автомобили с консервации 80-х годов выпуска прошлого века. Машинам более 30 лет, а они как новые.

Технические характеристики ГАЗ-66

  • Габаритные размеры: 5806*2322*2490(2520) мм. (с тентом).
  • База: 3300 мм.
  • Колея: 1800 мм.
  • Снаряженная масса: 3440 кг.
  • Полная масса: 5770 кг.
  • Привод: полный 4х4 с отключаемым передним мостом, межколесная и межосевая блокировка
  • Дорожный просвет: 315 мм. (по мостам)
  • Грузоподъемность: 2000 кг.
  • Макс.вес буксируемого груза: 2000 кг.
  • Радиус разворота: 9,5 м.
  • Макс.разрешенная скорость: 95 км/ч.
  • Глубина преодолеваемого брода: 80 см.
  • Угол преодолеваемого подъема: 31 град.
  • Двигатель ЗМЗ-66-06
    • V-образный, 8-ми цилиндровый
    • Мощность: 115 л.с.
    • Рабочий объем: 4,25 л.
    • Крутящий момент: 284 Нм
    • Степень сжатия: 7,6
    • Карбюратор: К-135
    • Бензин: АИ-76, АИ-80
    • Средний расход топлива: 24-30 л./100 км.
  • Двигатель ГАЗ-544(1)
    • Дизельный, 4-х цилиндровый с воздушным охлаждением (модификация 5441 это турбированный мотор)
    • Мощность: 85-116 л.с. (в зависимости от модификации)
    • Рабочий объем: 4,15 л.
    • Крутящий момент: 235 Нм
    • Степень сжатия: 16
    • Бензин: АИ-76, АИ-80
    • Средний расход топлива: 17 л./100 км.
  • Двигатель Д-245
    • Дизельный, 4-х цилиндровый, турбированный
    • Мощность: 122 л.с.
    • Рабочий объем: 4,75 л.
    • Крутящий момент: 350 Нм.
    • Степень сжатия: 17,1
    • Средний расход топлива: 14-17 л./100 км.
  • КПП: механическая, 4-х ст.
  • Сцепление: однодисковое, сухое
  • Раздаточная коробка: 2-х ст.
  • Главная передача: коническая, гипоидного типа
  • Топливный бак: 2 штуки по 105 л.
  • Шины: 12.00-18
  • АКБ: 75 Ач.

Рисунок №1. Размеры бортового ГАЗ-66. (в полном размере)


Что касается двигателя Д-245, то его на заводе не устанавливали. Этот силовой агрегат сейчас активно модернизируют и ставят на ГАЗ-66, т.к. он обладает заметно лучшими характеристиками нежели бензиновый ЗМЗ-66-06 или дизельный ГАЗ-5441.

Цена

Что касается текущих цен на ГАЗ-66 и его модификации, тот тут как обычно все зависит от пробега и технического состояния. Автомобиль с консервации можно купить по ценам от 200 000 до 500 000 рублей. Можно и дороже. Модификации с кунгом обычно дороже. На цену еще влияет чем оснащен кунг. Если же вы ищите просто бу ГАЗ-66 и готовы приобрести бортовую версию с тентом, то тут можно найти и за 130 000 рублей вполне подходящий вариант.

Работа над созданием полноприводного грузовика ГАЗ -66, который должен был заменить выпускавшийся на Горьковском автозаводе 2-х тонный ГАЗ-66, началась в начале 60 –х годов.

На начальном этапе разработки конструкторскую группу возглавлял Р.Заворотный, позже ведущим конструктором был назначен О.Образцов. Координировал работу по созданиию автомобиля А.Д.Просвирин. При проектировании автомобиля широко использовался опыт созданного в 1958 году грузовика ГАЗ-62 с расположением кабины над силовым агрегатом.

Автомобиль выделялся на фоне существующих моделей многими нестандартными решениями. На ГАЗ -66 впервые в СССР устанавливался 8 – и цилиндровый V – образный двигатель. Расположение водительской кабины над силовым агрегатом позволило добиться увеличения площади грузовой платформы при сохранении минимальной длины автомобиля.

Вертикальное размещение за кабиной запасного колеса позволило опустить основание грузовой платформы. Другими особенностями конструкции грузовика были гипоидная передача, тормозная система с гидровакуумным усилителем, гидроусилитель руля, цельнометаллическая конструкция грузовой платформы, омыватели ветрового стекла.

Опытная партия грузовиков появилась к ноябрю 1963 года, а с 1 июля 1964 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные автомобили. ГАЗ-66 –автомобиль – долгожитель, сходивший с конвейера завода в разных модификациях 35 лет. Он неоднократно отмечался различными медалями и наградами на автомобильных выставках. Среди его наград – Золотая медаль Лейпцигской ярмарки 1967 года, золотая медаль московской сельскохозяйственной выставки 1966 года. В 1969 году, первым из советских автомобилей, он удостоился права носить на борту Государственный знак качества.

Конструкция ГАЗ-66

ГАЗ – 66 имеет рамную конструкцию. Высокая проходимость автомобиля обеспечивается за счет полноприводной конструкции, коротких свесов и односкатных шин. С 1968 года на грузовике применяется система централизованного регулирования давления в шинах. Цельнометаллический кузов оснащен решетчатыми бортами и откидывающимся задним бортом. Вдоль бортов установлены откидные скамейки, предусмотрена возможность установки тентового покрытия на пяти дугах.

Габариты ГАЗ-66

Цельнометаллическая двухместная кабина установлена над силовым агрегатом, оснащена отопительной системой и омывателем ветрового стекла. При необходимости, в кабине можно установить подвесное спальное место. Доступ к двигателю осуществляется посредством откидывания кабины вперед. Большая часть грузовиков укомплектована 8-цилиндровым бензиновым V –образным двигателем ЗМЗ -66. Для запуска двигателя при отрицательных температурах применяется предпусковой подогреватель ПЖБ -12.

ГАЗ -66 оснащен четырехступенчатой коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 передачах, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой раздаточной коробкой, одинарной гипоидной главной передачей.

Отключаемый передний мост комплектуется шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной зависимой подвеске оснащаются гидравлическими амортизаторами. Для повышения удобства управления автомобилем рулевой механизм снабжается гидроусилителем.

Рабочая тормозная система автомобиля – барабанная, с гидроприводом и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз –барабанный на все колеса, трансмиссионный. Некоторые модификации грузовиков оснащались лебедкой с приводом от силового агрегата.

Модификации и военное применение

ГАЗ-66 –универсальный грузовик, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем видам дорожных покрытий, а также по бездорожью. Благодаря удачной конструкции, на основе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.

Так, автомобиль применяется на аэродромах для буксировки легких летательных аппаратов. В качестве тягача он используется и на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Широкое применение автомобиль нашел в воздушно – десантных войсках благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Одинаковая нагрузка на переднюю и заднюю ось позволяют ему при десантировании опускаться на все колеса без завала кабины вперед.

В 80 –е годы конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Мощность двигателя была увеличена, подверглась изменениям тормозная система, была установлена новая светотехника. Обновленная модель грузовика начала выпускаться с 1985 года. С 1993 года на некоторых модификациях начали устанавливать дизельный двигатель. Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 полностью завершилось в 1999 году, однако, отдельные партии грузовиков ГАЗ-66 дизель, продолжали выпускать по специальным заказам и позже.

Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ -66, завод освоил выпуск капотных грузовиков «Садко».

Основные модификации

ГАЗ-66-01 Базовая модель, годы производства 1964-1984
ГАЗ-66-02 Грузовик, оснащенный лебедкой, производился с 1964 по 1984.
ГАЗ-66-03 Модификация, оснащенная помехозащищенным электрооборудованием, без системы централизованного регулирования давления в шинах, годы производства 1964-1968.
ГАЗ-66-04 Грузовик, оснащенный дополнительным помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-05 Модификации грузовика оснащенного лебедкой и помехозащищенным электрооборудованием, годы производства 1964-1984.
ГАЗ-66-11 Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120л.с.) и новой светотехникой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-12 Модернизированный вариант автомобиля с лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-14 Модернизированный автомобиль с помехозащищенным электрооборудованием, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-15 Специальная модификация автомобиля с помехозащищенным электрооборудованием и лебедкой, выпуск освоен в 1985 г.
ГАЗ-66-16 Грузовик с деревянной платформой с двускатными задними шинами без системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-21 Грузовик с удлиненной деревянной платформой с усиленной рамой,мостами и подвеской, выпуск освоен в 1993 г.
ГАЗ-66-30 Специальная платформа–шасси для самосвала САЗ 3531
ГАЗ-66-40 Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-41 Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. На грузовике отсутствует система централизованной регулировки давления шин и дополнительный бензобак, годы производства 1993 -1999.
ГАЗ-66-81 Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-66-91 Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-66-92 Автомобиль в северной компоновке, с дополнительной изоляцией и обогревателем, двойными стеклами, противотуманными фарами, аккумулятором увеличенной емкости. Выпуск освоен с 1987г.
ГАЗ-66-96 Платформа–шасси для вахтовых автобусов.
ГАЗ-66Б Десантный автомобиль оснащенный специальным десантным оборудованием и брезентовым верхом.
ГАЗ-66П Опытная модель легкого седельного тягача.
ГАЗ-33 Опытная модель трехосного грузовика.

Технические характеристики ГАЗ-66

Выпускавшийся на база 31 августа 1948 года, был отличным автомобилем. Однако военных не устраивала малая площадь его грузовой платформы, и они выразили желание заиметь автомобиль с более ёмким кузовом, но чтобы его длина не превышала при этом длину . Ещё в начале 50-х годов в Горьком велись работы по созданию автомобиляГАЗ-62, предназначенного для воздушно-десантных войск. Первоначально для него была разработана кабина капотной компоновки, представлявшая собой несколько модифицированную кабину решёткой радиатора, похожей на ту, что имелась у . Однако в 1958 году горьковчане решили перейти к размещению кабины над двигателем. Капотную же кабину передали в Миасс, и ею стали оснащать автомобиль .

В 1962 году на основе ГАЗ-62 и был создан новый автомобильГАЗ-66. В народе автомобиль получил прозвищеШишига . Так в русском фольклоре называется маленькое горбатое существо женского пола, которое живёт в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоёмы

Ранний вариант ГАЗ-66 с кабиной от ГАЗ-62

ГАЗ-66 тал воплощением самыхпередовых конструктивных решений своего времени. На нём были применены гипоидная передача ведущих мостов, самоблокирующие кулачковые дифференциалы, цельнометаллическая грузовая платформа, омыватель ветрового стекла. Однако самым главным достижением отечественных конструкторов стала феноменальная проходимостьГАЗ-66. Так, если мог преодолевать 45-сантиметровый снежный покров, тоГАЗ-66не застревал даже в 80-сантиметровых сугробах. Максимальный подъем, с которым справлялся «шестьдесят шестой» на сухом твердом грунте, был равен 37°, а для «шестьдесят третьего» 28-градусный подъём был пределом возможностей. Но особенно ярко преимуществоГАЗ-66проявлялось на сыпучем грунте: тамГАЗ-66мог преодолевать 22-градусный подъём, в то время как застревал уже на четырёхградусном.
Наряду с достигнутым улучшением проходимости и экономичности автомобиляГАЗ-66по сравнению с его предшественником, удалось добиться значительного улучшения устойчивости. На бетонной площадке при движении на повороте радиусом 25 метровГАЗ-66начинало заносить на скорости в 65 км/час, в то время как опрокидывался при тех же условиях уже на 44-километровой скорости.
Такое повышение устойчивости было достигнуто расширением колеи, которая у передних колес составляет 1780-миллиметровую величину (против 1588 у), а у задних равна 1750 мм (против 1600 у предшественника). Кроме того, благодаря размещению запасного колеса за кабиной, удалось снизить центр тяжести автомобиля и погрузочную высоту (1100 мм против 1280 у).

КабинаГАЗ-66 : 1 – педаль сцепления; 2 – ножной переключатель света; 3 – сигнализатор включения фонарей опознавательного знака автопоезда; штепсельная розетка; 5 – кнопочные предохранители; 6 – выключатель фонарей опознавательного знака автопоезда; 7 – выключатель системы аварийной сигнализации; 8 – центральный переключатель света; 9 – переключатель стеклоочистителя и омывателя стекла; 10 – выключатель поворотной фары; 11 – выключатель зажигания и стартера, 12 – переключатель указателей поворотов; 13 – переключатель датчиков указателя уровня бензина; 14 – рулевое колесо; 15 – щиток приборов; 16 выключатель проверки сигнализатора выхода из строя рабочей тормозной системы; 17 – манометр тормозной системы; 18 – ручка привода заслонки обдува ветрового стекла; 19 ручка привода заслонки воздухопритока; 20 – манометр системы регулирования давления в шинах; 21 – рычаг коробки передач; 22 – рычаг включения переднего моста; 23 – рычаг переключения передач раздаточной коробки; 24 – переключатель магнитного клапана и электродвигателя вентилятора подогревателя; 25 – рычаг коробки отбора мощности; 26 – кран переключения бензобаков; 27 – выключатель аккумуляторной батареи; 28 – кнопочный предохранитель подогревателя; 29– выключатель свечи подогревателя; 30 ручка ручного управления дроссельными заслонками, 31 – ручка управления воздушной заслонкой; 32 рукоятка крана управления системой регулирования давления в шинах; 33 – рукоятка стояночного тормоза; 34 рукоятка управления жалюзи радиатора; 35 выключатель вентиляторов отопителя; 36 – выключатель плафона кабины; 37 – педаль дроссельных заслонок; 38 – педаль тормоза.

КабинаГАЗ-66была по-военному аскетична. Корпус кабины был выполнен из силового каркаса в виде замкнутой жесткой сварной системы силовых элементов, усиленных наружными облицовочными панелями. Водителя и пассажира отделял друг от друга широкий капот, через который открывался доступ к двигателю. В кабине были установлены два одноместных унифицированных сиденья для водителя и пассажира. Основой сиденья был металлический остов, собранный из двух шарнирно соединенных между собой половин, на которых крепились спинка и подушка, изготовленные из губчатой резины и обтянутые чехлом из кожзаменителя. Угол наклона спинки можно было регулировать в пределах 10 градусов, а подушку сиденья можно было двигать взад и вперёд на 75 мм.

Возле водителя и пассажира имелись крепления для , а на капоте – для прибора ночного видения. Зимой в кабине было достаточно тепло, не столько благодаря отопителю, сколько из-за нагревающегося капота. Некоторые водители снимали на зиму капотный чехол, что позволяло комфортно чувствовать себя в кабине в самые сильные морозы.На задней стенке кабины имелась специальная выемка, сделанная для того, чтобы рычаг КПП не уперся в эту же стенку при включении задней передачи.

В качестве силовой установки наГАЗ-66был использован двигатель ЗМЗ-53 Заволжского моторного завода. При 92-миллиметровом диаметре цилиндра и 80-миллиметровом ходе поршня этотV- образный восьмицилиндровый бензомотор имел 4,254-литровый рабочий объём. При 3200 оборотах в минуту двигатель развивал 115-сильную мощность, которая позволяла автомобилю иметь 95-километровую максимальную скорость. При создании двигателя конструкторы столкнулись с тем, что выпускной клапан не выдерживал тепловых нагрузок. Пришлось сделать его пустотелым, а полость заполнить металлическим натрием. Передний мост был отключаемым, но при его отключении управляемость и тяговые качестваГАЗ-66 ильно снижались. Виной тому была развесовка по осям, при которой львиная доля загрузки приходилась на передний мост, а задняя ось оставалась слабозагруженной даже при полном кузове.

Именно более высокая загруженность передней оси вынудила создателейГАЗ-66применить на передних колёсах две ведущие тормозные колодки.

Трансмиссия состояла из четырёхступенчатой коробки и двухступенчатой раздатки.

В народном хозяйствеГАЗ-66широко используют строители, геологи, нефтяники, связисты. На шасси этой машины горьковский завод специализированных автомобилей выпускает передвижные почтовые отделения ГЗСА-731 для отдаленных районов и фургоны ГЗСА-947 для доставки почты, хлебные фургоны ГЗСА-3714 и фургоны ГЗСА-3713 для перевозки медикаментов. Далматовский завод в Молдавии монтировал на шассиГАЗ-66алюминиевые цистерны для перевозки молока (АЦПТ-1,7) и питьевой воды (АВЦ-1,7). Маслозаправщики М3-66 на той же базе изготовляет могилевский автомобильный завод. Многие другие предприятия берутГАЗ-66за основу для создания передвижных ремонтных мастерских, других специальных машин, таких, в частности, как универсальный снегопогрузчик УП-66. Наконец, агрегатыГАЗ-66, в частности его двигатель, трансмиссия, ведущие мосты, нашли применение на автобусе повышенной проходимости . Кроме того, на базеГАЗ-66 троились П-2 – автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка; АС-66 – санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых; ДДА-2 – дезинфекционно-душевая установка, используется в санитарно-эпидемиологических подразделениях.

Специально для десантников, лишившихся в результате на перехода наГАЗ-66автомобиля ГАЗ-62, в 1966 году был сконструированГАЗ-66Б телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой переднего стекла.

ГАЗ-66Б для ВДВ

Примерно тогда же была предпринята попытка увеличить грузоподъёмностьГАЗ-66путём добавления к нему ещё одного моста. Автомобиль с колёсной формулой 6х6 получил названиеГАЗ-34, но в серию он не пошёл.

ГАЗ-34

В 1966 годуГАЗ-66получил золотую медаль на выставке в Лейпциге, а когда в 1967 году был введён знак качества, то первым автомобилем, им удостоенным стал именноГАЗ-66.

После того, как Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», производствоГАЗ-66было прекращено. Возвращение к капотной компоновке объяснили тем, что в этом случае шансы выжить при наезде передним колесом на мину более высоки. Последний экземпляр

ГАЗ-66 ошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 автомобилей семействаГАЗ-66.

ГАЗ-66 – популярный советский грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над силовой установкой, колесной формулой четыре на четыре и грузоподъемностью 2000 кг. Модель считается наиболее массовым полноприводным 2-осным грузовиком. Пик популярности автомобиля пришелся на 1960-1980-е годы.

Дебютные образцы машины были представлены в 1962-ом году. Грузовик позиционировали в качестве улучшенного варианта 1,2-тонного ГАЗ-62, которому была необходима замена. Также модель вытеснила и другой продукт Горьковского автозавода – ГАЗ-63, производство которого окончательно завершилось к 1968-му году.

В серию ГАЗ-66 поступил летом 1964-го года. Спустя 4 года модель обзавелась функцией регулирования давления в шинах. В этот период автомобиль получил главный приз на московской выставке современной техники. В 1967-ом году грузовик признали и за рубежом, наградив «золотом» в Лейпциге. Еще через два года модель получила национальный Знак качества. Автомобиль экспортировался практически во все социалистические страны.

Большой популярностью грузовик пользовался в народном хозяйстве и советской армии. Позднее его приняли на вооружение в российскую армию.

Видео о истории создания

Массовый выпуск ГАЗ-66 был прекращен в 1995-ом году. На смену ему пришла модель ГАЗ-3308 «Садко». Окончательно производство автомобиля завершилось летом 1999-го года. Всего Горьковский автозавод собрал свыше 965000 экземпляров ГАЗ-66.

Модель отличалась повышенной проходимостью и предназначалась для работы в тяжелых дорожных условиях и на бездорожье. Улучшали ходовые качества большой дорожный просвет, самоблокирующийся дифференциал двух мостов и функция регулировки давления в шинах. Другой важной особенностью автомобиля стало сбалансированное расположение центра тяжести, обеспечивающее практически одинаковую нагрузку на заднюю и переднюю оси. К минусам автомобиля можно было отнести ограниченный объем кабины и ее расположение над колесами. Это сделало модель более компактной, но менее защищенной. Осмотр мотора осуществлялся путем откидывания кабины. Двигатель также был защищен несъемным кожухом. Перегружать машину было нельзя, поскольку в ее конструкции использовались одинарные рессоры.

Для отдыха в автомобиле можно было использовать брезентовую койку, применяемую по аналогии с гамаком.

Горьковский автозавод выпускал следующие модификации ГАЗ-66:

  1. ГАЗ-66-1 – версия без функции настройки давления воздуха в шинах. Ее производство завершилось в 1968-ом году;
  2. ГАЗ-66А – модель с лебедкой;
  3. ГАЗ-66Б – авиадесантная модификация с откидной рамкой основного стекла, телескопической рулевой колонкой и складной крышей;
  4. ГАЗ-66Д – шасси, оборудованное коробкой отбора мощности;
  5. ГАЗ-66П – опытный седельный тягач;
  6. ГАЗ-66Э – модификация с экранированным электрооборудованием. Снята с производства в 1968-ом году;
  7. ГАЗ-66-01 – базовый вариант с функцией регулирования давления воздуха в шинах;
  8. ГАЗ-66-02 – версия с лебедкой;
  9. ГАЗ-66-03 – модель с экранированным электрооборудованием;
  10. ГАЗ-66-04 – шасси с экранированным электрооборудованием;
  11. ГАЗ-66-05 – модификация, получившая лебедку и экранированное оборудование;
  12. ГАЗ-66-11 – улучшенная базовая версия;
  13. ГАЗ-66-12 – улучшенный вариант с лебедкой;
  14. ГАЗ-66-14 – улучшенная модификация с коробкой отбора мощности и экранированным электрооборудованием.

На экспорт выпускались модификации ГАЗ-66-51, ГАЗ-66-52, ГАЗ-66-81 и ГАЗ-66-91.

Также потребителям предлагались и специализированные варианты:

  1. АС-66 – санитарная машина;
  2. АП-2 – главный автомобиль медицинского пункта;
  3. ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
  4. ГЗСА-731 – фургоны «Хлеб», «Почта» и «Медикаменты»;
  5. Р-142 – командно-штабная машина;
  6. МЗ-66 – маслозаправщик.

Технические характеристики

ГАЗ-66 благодаря необычной компоновке получился довольно компактным.

Габариты автомобиля:

  • длина – 5806 мм;
  • ширина – 2322 мм;
  • высота по кабине с полной массой – 2490 мм;
  • высота по тенту – 2520 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • колея задних колес – 1750 мм;
  • колея передних колес – 1800 мм.

Машина имеет дорожный просвет в 315 мм. Грузоподъемность модели составляет 2000 кг, а максимальная масса – 5940 кг.

Прочие характеристики автомобиля:

  • глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
  • минимальный радиус поворота – 9,5 м;
  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • время разгона до 60 км/час – 30 сек;
  • тормозной пусть при скорости в 50 км/час – 25 м;
  • выбег с 50 км/час – 500 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем – 31 градус.

В сравнении с предыдущими версиями модель стала более устойчивой. Оптимальное расположение центра тяжести помогало преодолевать различные препятствия во время движения. При этом машина легко проезжала 80-сантиметровые сугробы и брод, показывая себя как настоящий вездеходный грузовик.

Расход Топлива

При скорости 60 км/час показатель расхода топлива у ГАЗ-66 составляет 20 л/100 км. В качестве горючего для автомобиля используется бензин А-72, A-76 и АИ-80. Объем топливного бака модели равняется 210 л.

Двигатель

ГАЗ-66 комплектовался V-образным 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным дизельным агрегатом «ЗМЗ-66-06» с жидкостным охлаждением (производитель – Заволжский моторный завод). По многим параметром он был схож с предшественниками, но имел определенные отличия. Мотор был более компактным и выделялся рядом уникальных решений.

Характеристики мотора «ЗМЗ-66-06»:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.

В 90-х появились версии с дизельным ДВС «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм. Данные модификации получили индекс «66-41». Вскоре Горьковский автозавод начал выпуск дизельных моделей с мотором «ГАЗ-5441» с турбонаддувом. Агрегат имел улучшенные характеристики и номинальную мощность в 116 л.с.

Фото












Устройство

ГАЗ-66 применялся не только для военных нужд. В строительстве, горном деле и при добыче полезных ископаемых маневренные, неприхотливые и выносливые полноприводные автомобили пользовались большим спросом. Широкая линейка модификаций, построенных на базовой версии, заметно увеличивала сферу применения автомобиля. В 60-80-х годах прошлого века грузовик использовался повсеместно. Он нашел применение и в сельскохозяйственной отрасли.

Базовые версии модели оборудовались стандартным кузовом, представляющим собой металлическую платформу с откидными скамейками. Дополнительно его закрывали тентом.

ГАЗ-66 комплектовался цельнометаллической кабиной. В ней располагались два унифицированных кресла – водительское и пассажирское. Салон предусматривал организацию спального места. Внутреннее пространство отличалось лаконичностью. В зимнее время в кабине было довольно жарко. Капот сильно нагревался, передавая часть тепла салону.


Автомобиль оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, которая отличалась нестандартным расположением. Ее установили сзади и справа от водителя. В состав трансмиссии также входили сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Грузовик имел ведущие мосты гипоидного типа и передний мост с шариковыми шарнирами. ГАЗ-66 оснащался барабанными тормозами с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.

Раздаточная коробка, установленная на автомобиле, помогала усиливать крутящий момент, а также распределять его на задний и передний мосты. В некоторых модификациях модели предусматривался механизм отключения (включения) переднего моста, конструктивно включающий:

  • ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи;
  • промежуточный вал с зубчатыми колесами;
  • вал привода заднего моста;
  • управляющий механизм;
  • вал привода переднего моста.

Некоторые версии автомобиля получили механическую лебедку, усилие на которую подавалось посредством коробки отбора мощности. По своим параметрам она значительно превосходила электрический вариант. Длина троса равнялась 50 метрам, а тяговая нагрузка составляла 3,5 тонны.

Стоимость ГАЗ-66 б/у и с консервации

Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999-ом году, но в продаже и сейчас присутствует немало автомобилей данной модели. Довольно часто можно встретить грузовики, снятые с консервации. Версии последних годов выпуска с КУНГами доступны по цене от 400000 рублей. Бортовые модификации можно приобрести по более низкой стоимости – от 250000 рублей. При этом на рынке присутствует и более дешевые варианты (70000-100000 рублей). Однако их состояние оставляет желать лучшего.

Аренда автомобиля популярностью не пользуется.

Аналоги

Аналогами ГАЗ-66 можно назвать модели ЗИЛ-131, ГАЗ-63 и ГАЗ-3308.

В свое время все советские автомобили были легко узнаваемы по цифровому обозначению. К таким авто относился и знаменитый «шестьдесят шестой» - ГАЗ 66. Его численный индекс довольно быстро стал основой для появления народного наименования - «шишига». Данная модель ГАЗа довольно на первый взгляд казалась неуклюжей, да и выглядела как-то неказисто. Но автомобиль с точки зрения проходимости был (и по сей день остается) истинным покорителем бездорожья. Поэтому и сегодня еще есть немало владельцев небезызвестного грузовичка.

Основные характеристики

Кузов

Конструктор ГАЗ 66 создал авто, которое в базовой версии представляет собой обычный бортовой вариант с возможностью установки тента. Кузов у него - это металлическая платформа, которая имеет высокие решетчатые борта и открывающийся задний. Вдоль бортов располагаются откидные скамейки. Для тента специально предусмотрено 5 дуг.
Кабина ГАЗ 66 цельнометаллическая. Она двухместная и располагается сразу над двигателем. Соответственно, для доступа к агрегату кабину необходимо откинуть вперед. Допускается установка подвесного спального места в кабине.

Двигатель

Силовым агрегатом ГАЗ-66 является карбюраторный 4-хтактный движок (V-образный восьмицилиндровый) ЗМЗ-66. Двигатель этот верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Кроме того, мотор оснащается предпусковым обогревателем.

Объем агрегата составляет около 4,3 л, при этом развиваемая мощность - 115 л.с. (впоследствии технические характеристики ГАЗ 66 были немного улучшены и мощность двигателя возросла до 120 л.с.). Усредненный показатель расхода (при условии, что скорость движения составляет порядка 60 км/час) составляет 20-24 л. К слову, авто оснащается двумя баками объемом по 105 литров каждый. Движок способен разогнать «Шишигу» до 90 км/час.

Также отметим, что в свое время (с 93 года) появился и ГАЗ 66 дизель, включая и турбонаддувную версию. Однако широкого распространения такой вариант не получил.

Движок автомобиля сочетается с четырехступенчатой механической коробкой, которая оснащена синхронизаторами (на третьей и четвертой передачах). Понижающий делитель применяется при необходимости движения по крутым склонам, например, раздатка на ГАЗ-66 - двухступенчатая.

Иные характеристики

Производитель оснастил передний мост шариковыми шарнирами равных угловых скоростей. Кроме того, есть возможность отключения этого моста.

Все колеса имеют зависимую рессорную подвеску с амортизаторами двустороннего действия (они гидравлические телескопические).

Автомобиль оснащен также гидроусилителем руля.

Рассмотрим и тормозную систему: у автомобиля барабанный рабочий тормоз на все колеса. Тормоз с гидравлическим приводом и усилителем (гидровакуумным).

Поговорим о проходимости

Проходимость ГАЗ-66 - это, можно сказать, его главный козырь. За счет чего достигаются внушительные показатели? Причиной тому относительно небольшая масса грузовика (она составляет 3470 кг в базовой версии). Кроме того, допускается автоматически регулировать давление в шинах авто. В результате шестьдесят шестой уверенно передвигается и по снежным покровам, и по заболоченным местностям. Возможность преодоления крутых подъемов и передвижения по опаснейшим склонам обеспечивается за счет наличия колесной формулы 4х4 и удачно расположенного центра тяжести.

Ключевую роль для проходимости играет наличие возможности самоблокировки дифференциалов, а также повышенный клиренс (его показатель равен 315 мм). Значение имеет и крупный размер шин ГАЗ 66 (доходит до 18 дюймов).

Сферы применения ГАЗ-66

За все годы выпуска рассматриваемого автомобиля было предложено немалое количество его модификаций:

  • Газ 66-01 (ГАЗ-66) - базовый вариант.
  • Газ 66-02 - вариант с лебёдкой.
  • Газ 66-03 - шишига с экранированным электрооборудованием. Автомобиль не имел системы регулирования давления в шинах.
  • Газ 66-04 - вариант с экранированным электрооборудованием.
  • Газ 66-05 - автомобиль с экранированным электрооборудованием и лебедкой. Выпускался в 1964-1984 годах.
  • Газ 66-11 - модернизированный вариант с обновленным двигателем ЗМЗ-66-06 мощностью 120 л.с., а также новыми световыми приборами.
  • Газ 66-12 - модернизированная шишига с лебёдкой.
  • Газ 66-14 - модернизированный автомобиль с экранированным электрооборудованием.
  • Газ 66-15 - модернизированный вариант с экранированным электрооборудованием и лебедкой.
  • Газ 66-16 - шишига с деревянной платформой, которая отличалась двускатными задними колёсами, отсутствием второго бензобака и системы регулирования давления в шинах.
  • Газ 66-21 - шишига с деревянной платформой увеличенного размера., имеющая усиленную раму, подвеску и мосты. .
  • Газ 66-30 - шасси для самосвала ГАЗ-САЗ-3531.
  • Газ 66-31 - шасси для самосвала ГАЗ-САЗ-3511, имеющая конструкцию аналогичную ГАЗ-66-16 и отличающуюся коробкой отбора мощности.
  • Газ 66-40 - версия шишиги с дизелем с турбонаддувом.
  • Газ 66-41 - шишигас безнаддувным дизелем, которая отличалась двускатными задними колёсами, отсутствием второго бензобака и системы регулирования давления в шинах.
  • Газ 66-81 - экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
  • Газ 66-91 - тропический вариант автомобиля.
  • Газ 66-92 - северный вариант шишиги, базой для которой послужил ГАЗ-66-12 имел кабину с дополнительной изоляцией, двойным стеклами, дополнительными противотуманными фарами, дополнительным отопителем и аккумулятором увеличенной ёмкости.
  • Газ 66-96 - шасси для вахтовых автобусов.
  • Газ 66Б - десантный вариант шишиги с брезентовым верхом, меньшим составом оборудования, узлами крепления средств десантирования.
  • Газ 66П - седельный тягач.

Широкое распространение ГАЗ-66 получил в тех хозяйственных отраслях, где существует потребность в наличии мобильных, весьма маневренных и абсолютно неприхотливых грузовиков повышенной проходимости. К примеру, положительно оценивался автомобиль со стороны геологов. Нужно указать на то, что ряд разведывательных буровых установок первоначально базировался именно на шестьдесят шестом. Нефтяники и газовики также могут поставить 66-му памятник за огромную помощь в освоении недр России.

Применение свое автомобиль получил в армии. Правда, в боевых условиях его использование было ограничено, поскольку расположение мотора приводило при наезде на мину к гибели водителя и пассажира. В силу этого военный ГАЗ 66 консервировался на базах резерва.

Сегодня же есть немало любителей этого грузовичка. В основном его применяют для вылазок на бездорожье. Особым успехом, как правило, пользуются кунги - закрытые варианты. Приобрести их можно еще и на некоторых военных базах, откуда автомобили продаются с консервации. Средняя стоимость обычного бортового варианта - около 300 тысяч, за фургон же нужно заплатить побольше - до 400 тысяч рублей.

Отдельной стоит сказать о всевозможных переделках Газа-66 народными умельцами. Например, особое восхищение и уважение заслуживает модель «Бархан» , разработанная в киргизской мастерской. Преемником же «Бархана» стала такая разработка, как ГАЗ 66 Булат с дизельным двигателем от мерса, представленная на Алма-Атинском Автошоу 2008 года. Правда, цена этого автомобиля в 80-100 тысяч долларов способна отпугнуть многих поклонников «Шишиги».