Гаджет повышенной проходимости. Тест Volvo V40 Cross Country. Volvo V40 Cross Country"Водный мир". Тест-драйв Volvo V40 Cross Country: Сила спокойствия

Профессор Стокгольмской школы экономики Кьелл Нордстрем, получивший всемирную известность благодаря книге «Бизнес в стиле фанк», в своих последних лекциях и выступлениях приводит любопытные тезисы о современном мире и перспективах будущего, ставя в пример автомобили. В частности, о машинах он говорит в контексте тотальной диджитализации.

«Оцифровано будет все, что только можно. Любой предмет, имеющий потенциал стать «умным», станет таковым. Вскоре появится «умная» пыль, которая преобразит даже самые обыденные вещи — от стен в квартире до нанесения макияжа», — считает он.

«Автомобили превратятся в смартфоны на колесах, — говорит Нордстрем. — Мы последнее или предпоследнее поколение, которое все еще приобретает обычные машины».

При попытке описать вроде бы всего лишь еще один автомобиль эти тезисы то и дело всплывают в голове. Анализируя работу земляков Нордстрема — инженеров Volvo, — я чувствую, что просто не успеваю полностью оценить потенциал всех тех инноваций, которыми они пичкают то, что еще совсем недавно было тележкой с колесами.

И на это у профессора тоже есть ответ: «Каждое утро мы просыпаемся немного глупее, чем накануне, потому что количество информации, которую мы не в состоянии охватить, растет ежеминутно. Информационный поток стремительно нарастает, а объем человеческого мозга остается примерно таким же, что и двести тысяч лет назад».

Так что хотя бы просто перечислим, то находится внутри вполне пока еще обычного на вид автомобиля.

Но прежде пару слов о внешности. Возможно, многие (и я в том числе) не сразу заметили, что хетчбэк обновился. Немудрено, ведь кузовные детали остались прежними. Внешних отличий на самом деле, по сути, всего два: фары и решетка радиатора. Хетч с индексом CC (а обычный V40 у нас и не продается) получил оптику «Молота Тора» и вертикальные прутья решетки, а потому стал похож на модели 90-й серии в новом поколении.

Даниил Ломакин/«Газета.Ru» Не удивляйтесь, если дилер спросит вас, какой «голубой» вы предпочитаете. С рестайлингом у V40 CC появилось пять новых цветов кузова - протезно-бежевый и аж четыре оттенка голубого.

Теперь о главном: у V40 CC, как вы уже поняли, куча разных, в том числе и уникальных, электронных наворотов.

Например, система контроля за сходом с полосы не просто предупреждает водителя сигналом или вибрацией руля, как на S60CC, а сама корректирует угол поворота колес, выравнивая машину.

Можно конкретно расслабиться на трассе, включив еще и адаптивный круиз-контроль, работающий на скорости до 200 км/ч и преследующий на заданном расстоянии впереди идущее транспортное средство. При этом работает эта штука не только на высокой скорости, но и в пробке.

А можно, скажем, включить активный ограничитель скорости движения — система душит реакцию на положение педали газа, когда стрелка спидометра доходит до заданной максимальной величины.

Есть у V40 и автоматический парковщик. Это как в детстве прямо: «А ты можешь без рук?»

Даниил Ломакин/«Газета.Ru» Отделка алюминием - тоже следствие обновления модели. Причем, как и в случае с цветами кузова, вариантов сразу несколько: Milled Aluminium, Black Grid Aluminium и Stealth Aluminium. Кроме того, впервые для этой модели стала доступна отделка потолка в темном цвете. Выглядит хорошо, но визуально уменьшает пространство, которого и так не много.

Теперь о смартфонах, которые играют все большую роль в жизни автомобилиста. Отдельно рекомендую обратить внимание на обновленную Volvo On Call, которая есть в V40 CC. Описание возможностей приложения занимает не одну страницу в инструкции по эксплуатации. Например, в приложении можно посмотреть, где находится автомобиль на карте, сколько бензина осталось в баке, каким был средний расход за последние поездки. Дистанционно можно открыть и закрыть машину, запустить мотор, управлять климатической установкой. Приложение может «слить» из календаря запланированные мероприятия, и навигатор на основании этой информации будет сам выстраивать маршруты до мест их проведения. Смартфон, понятное дело, предупредит, если машину попытаются взломать. И это лишь малая часть всех умений приложения, которое к тому же теперь может «дружить» и с гаджетами на всех популярных операционных системах.

В общем, приложение напоминает Джарвиса — помощника и дворецкого Тони Старка, разве что только Volvo On Call не отпускает саркастические шутки в адрес хозяина.

Повышается интеллект и у системы автоматического освещения. Электроника сама выключит дальний свет, когда вы въезжаете из тьмы на освещенную трассу, но не станет делать этого при проезде мимо подсвеченной вывески супермаркета или заправки. Более разумным становится даже климат-контроль, который в этом хетчбэке умеет инициировать цикл вентиляции, когда вы отпираете машину с пульта в жаркий день.

Есть у V40 и другие интересные фишки, не столь продвинутые в плане современных технологий, сколько просто по-шведски практичные. Например, функция Global Locking позволяет закрывать все окна и двери одновременно нажатием и удержанием кнопки на ключе.

Инновации в V40 носят не только «электронно-дистанционный» характер. Например, в инструкции к машине написано, что она оснащается подушкой безопасности для пешехода. Но проверять это я не стал, так что просто поверим, что она где-то там есть.

Но вот что главное: пока это все еще машина, которая в первую очередь превосходно едет, удовлетворяя потребности последнего поколения традиционных автовладельцев «по Нордстрему».

Очень нравится мне этот бензиновый 2-литровый турбомотор Т5. Он выдает 245 л.с. — много для такого объема двигателя. Максимальный крутящий момент — 360 Нм — доступен от 1800 до 4200 оборотов в минуту.

Все это бодрит! До «сотни» с места — всего 6,3 секунды!

С таким мотором и полным приводом идет 8-ступенчатая АКПП Geartronic — проворная и экономичная.

Даниил Ломакин/«Газета.Ru» Передачи можно щелкать самому не только рычагом коробки, но и подрулевыми лепестками.

Расход топлива по городу мог бы быть очень скромным — литров по 11-12 на 100 км. Мог, если бы настройки автомобиля не провоцировали на агрессивное вождение. В итоге у меня бортовой компьютер показывал иной раз и 19 литров на «сотню».

Проездив до этого пару недель на S60 CC с отличным гидроусилителем руля, электрический усилитель на V40 CC казался проигрышным вариантом. На контрасте чувствуешь, что управление уже не такое острое. Но я быстро привык. Однако выбирая между ними, остановился бы на «гидро-», тем более что этот тип усилителя можно поставить на хетч опционально.

Управлять хетчбэком в поворотах приятно и легко: подвеска собранная и плотная, руль остается тяжелым, система полного с муфтой Haldex пятого поколения в основе распределяет момент на колеса с лучшим сцеплением - перекидывает мощность на те, что снаружи поворота, а задние колеса немного поворачиваются для повышения устойчивости.

Даниил Ломакин/«Газета.Ru» Настройки усилителя руля меняются, но для этого приходится углубляться в меню.

Теперь разберемся с минусами. Их не так много, но некоторые из них весьма жирные.

У водителя и переднего пассажира места над головой катастрофически мало — при росте 180 см и полностью опущенном кресле от макушки до потолка остается чуть больше кулака. Сзади все еще хуже, там упираться головой в потолок будут даже коротышки. Да и вообще в салоне тесновато, но такая проблема есть у многих «европейцев».

Багажник, в отличие от S60, нормальный в плане компоновки, но все равно не очень большой — 391 литр. Но это, надо отметить, на 56 литров больше, чем было до обновления модели. Но вот, например, у Infiniti Q30 пространства сзади на пару десятков литров больше.

В то же время в Volvo придумали решение для перевозки длинномеров: можно складывать переднее пассажирское кресло так, что получается относительно ровная поверхность. Правда, это отдельно оплачиваемая опция автомобиля.

Клиренс у этого авто небольшой, какой уж там «кросс» при 140 мм. Так что, несмотря на полный привод, далеко уехать по бездорожью не выйдет. Но это не проблема, ведь путешествовать можно и по асфальту. Но вот парковка носом к бордюру доставляет проблемы: нет-нет да и зацепишь его бампером.

Даниил Ломакин/«Газета.Ru» Молотообразные дневные ходовые огни превращаются в указатели поворота - начинают мигать теплым желтым, вместо холодного белого.

Кстати, отвлечемся от критики и отметим, что V40 — один из немногих автомобилей, где камера заднего вида сделана грамотно: она расположена так, что практически не загрязняется в плохую погоду, а еще имеет функцию приближения. Так что парковаться лучше задом.

На S60 СС, который «Газета.Ru» тестировала до этого, тоже была система Start-Stop, но я ее все время выключал. Тут же наконец решил попробовать. И это просто какой-то кошмар! Дело в том, что если на автомобилях других производителей при начале вращения руля, даже стоя на месте, система мгновенно запускает двигатель, то в Volvo почему-то нет. Несколько раз, толкаясь в пробке, я хотел перестроиться в другой ряд, но из-за того, что слишком близко подъезжал к впереди стоящей машине, не мог сделать это — сначала надо было бы нажимать на газ, трогаться вперед, а уж потом пытаться выкрутить руль и уйти от столкновения. Ну или отключать систему предварительно, запуская движок и разблокируя руль.

Более того, пару раз электроника заглушила двигатель, пока машина еще находилась в движении. То есть формально мотор глох сразу после мгновения остановки. Но в реальности ситуация была такова, что при отпускании педали тормоза машина еще продолжала двигаться по инерции, и на несколько секунд я оставался на оживленном перекрестке с заблокированным рулем.

На этом критика заканчивается. Осталось лишь упомянуть, что ценник такого полноприводного хетча с самым мощным мотором — от 1,9 млн руб. Полагаю, что заплатить можно было бы, телефон к терминалу вместо кредитки. Было бы — потому что с недавних пор, наступивших во время подготовки этого обзора, модель оказалась временно недоступна для заказа и покупки у официальных дилеров марки в России.

В России заманивать людей в автосалоны Volvo непросто. Марка в головах покупателей по-прежнему находится в некой прострации между признанным премиумом и качественным масс-сегментом. К кому из них всё-таки ближе? Пробуем отвечать за рулем базовой версии самой младшей модели в гамме.

Решиться на покупку Volvo непросто. Ценники таковы, что на заднем плане мерещатся BMW, Mercedes-Benz и Audi, отдельные модификации которых оказываются даже дешевле. Именно поэтому шведы не решились везти в Россию обычный хэтчбек V40, который почти со стопроцентной вероятностью пал бы под господствующим натиском A-class, 1-series и A3. Козырь в «гольф»-классе оставался один - псевдовнедорожная модификация Cross Country. У конкурентов аналогов нет, а для России с её дорогами - самое то.

Странности получились с модификациями. В гамме три мотора, два из которых отдачей в 180 и 245 лошадиных сил. Звучит и выглядит, конечно, статусно. Но, помимо того, что мощность для автомобиля подобного класса, претендующего на роль второго автомобиля, мягко говоря, исчерпывающая, так ещё и полный привод вкупе с комплектацией подняли стоимость подобных версий до уровня полноценных кроссоверов. В базе же другая крайность - привод только передний, под капотом 1.6-литровый дизель какой-то совсем непремиальной мощности 114 силенок.

С одной стороны, разум подсказывает, что всё вроде в порядке. Volvo V40 Cross Country на бездорожье всё равно представляется слабо. Стильный пластиковый обвес при гражданском 145-мм клиренсе, конечно, нагоняет на машину внедорожного пафоса, но не более того. Да и серебристые пороги вместе с глянцево-черными накладками на бампера явно сделаны для визуального эффекта, а не для практичности. Как ни крути, обитель этой машины - город с выездами по укатанной грунтовке на пикник. А раз так, то и полный привод при всей его полезности выступает всё-таки как желательное, но необязательное дополнение.

Экономичный дизель же при заявленном городском расходе 4,6 литра (!) на 100 км, наоборот, для мегаполиса выглядит самым логичным выбором, позволяя, во-первых, сильно выиграть на топливных затратах, во-вторых, не жалеть в пробках о простое двух сотен «лошадей». Гложит только одно - отдав немалые деньги, не придется ли с таким мотором соревноваться в динамике с троллейбусом.

От подобных мыслей резко отвлекает обстановка в салоне. Великолепные материалы отделки, качественная кожа, стильное сочетание фактур и цветов, а главное, нетривиальный дизайн и оформление отдельных элементов безотлагательно создают в салоне Volvo V40 ощущение обладания по настоящему дорогой вещью.


Очень стильная шведская самобытность в интерьере лишь немного спорит с эргономикой. Обитателям салона поначалу придётся привыкать и к расположению клавиш на центральной консоли, и к их функциональному назначению.


Знаменитая добродетель Volvo - безопасность. Уровень активной виден сразу: даже в базовой версии можно заказать полный набор радаров, следящих за обстановкой вокруг. Заглушка слева от логотипа - радар активного круиз-контроля, который следит за дистанцией. Машина предупредит и о сходе с полосы, и об опасном сближении. Ну и запарковаться поможет, если чего.

Ещё одно великолепие Volvo - опять-таки нестандартный жидкокристаллический щиток приборов, на который и смотреть приятно, и считывать данные удобно. В зависимости от выбранного режима движения картинка на нем меняется с приоритетом либо на спидометр, либо в спорт-режиме - на тахометр.

На спортивный лад намекают и кресла, причем все четыре. Да, именно так, интерьер V40 Cross Country спрофилирован именно под четверых, с фактически отдельными сидушками и для задних пассажиров.

Реальной же спортивности в передних креслах V40, в отличие от опциональных на старшем кроссовере XC60, нет. Но сидеть в них удобно, да и настроиться с полным набором регулировок и приличными диапазонами несложно.

Уровень дополнительных благ для задних пассажиров, помимо индивидуального профиля, полностью соответствует заявке в премиум. Тут тебе и подогрев, и отдельные ниши по обоим краям, и подлокотник, и подстаканники. Увы, не оказалось самого главного - свободного пространства. Проход на галерку невелик, а среднего роста человек уже напоминает распорку между спинками передних кресел и потолком. Роль полноценного семьянина машина не вытянет, но детям здесь будет удобно.


Словом, взять с собой много поклажи тоже не выйдет. Качественно отделанный багажник у V40 Cross Country самый маленький среди прямых конкурентов - 335 литров. Двойной пол, набор инструментов и «докатка» прилагаются.

Но мы собственно не за этим пришли. Скорее ключ, а вернее кнопку на старт! Пробуждение 1.6-литрового дизеля констатируется только первичному, еле слышному «хрюку», который тут же пропадает. Подгазовывание на холостых, конечно, даёт мозгу понять, что двигатель работает на тяжелом топливе, но к тарахтению этот бархатистый звук не имеет отношения.

Нажатие педали газа и вовсе заставляет вытащить из кармана документы и убедиться, что лошадей действительно всего сто четырнадцать. Уверенный подхват удивляет не столько своим наличием - как-никак дизель с «низов» и должен тянуть - сколько непрекращающимся ускорением. Машина точно следует за акселератором, а поток тяги не спадает даже после ухода стрелки за 3000 оборотов, в результате чего во всем диапазоне городских скоростей V40 создаёт ощущение чуть ли не хотхэтча. Причина этому - 270 Нм момента! И автомат, а вернее преселективный «робот» тут под стать: его стихия - как раз прямолинейные ускорения, когда трансмиссии не нужно путаться с понижением и повышением передачи.

В полной гармонии с задором машины и руль с подвеской. Первый радует информативной, но мягкой упругостью, позволяющей оставаться в комфорте, но не терять связи с машиной. Вторая - четко стелить по асфальту, уверенно залетать в виражи и не бояться мелких неровностей, если их частота не очень велика. Крупные лучше объезжать - передние амортизаторы не любят острых стыков, хотя шумоизоляция и пытается это скрыть.

Недостаток мощности начинается сказываться лишь с началом второй «сотни» на спидометре, а вернее с «рваной» езды в диапазоне 80-130 км/ч. Тут уже без резких рывков вперед и уходов в точку. Так что лучше выставить на активном «круизе» разрешенные значения и наслаждаться комфортом «автопилота», помогающем выводить на расходомер радующие цифры. Обещанных 4,6-литра мы, конечно, не увидели, но с учетом крайне активной езды уложиться в 7-7,5 оказалось вполне реально.

Каков итог ?


В общем и целом, очень уютная Volvo V40 Cross Country с дизельным мотором оставила самые благоприятные впечатления. И главным удивлением стал именно двигатель - при крайне скромных показателях он наделяет автомобиль удивительной гармонией, когда возможности мотора полностью совпадают с характером поведения машины и ожиданий от неё. Так что те, кому V40 Cross Country приглянулась, кого не смущает теснота в салоне и не нужен большой багажник, но есть сомнения в выборе базовой версии - не переживайте, брать можно смело. Но, увы, только при наличии толстого кошелька…

После обвала курса рубля шведский хэтч подорожал до стартовых полутора миллионов рублей. А тестовый автомобиль с почти полным набором всех дополнительных опций ушел по цене за 1,8 млн. Учитывая, что старший кроссовер XC60 во вполне приемлемой версии дороже всего на пару сотен тысяч, шансы составить значимую долю продаж у Volvo V40 теперь крайне невелики.

Редакция журнала "Движок" выражает благодарность компании "Автобиография" - официальному дилеру Volvo в Санкт-Петербурге за предоставленный автомобиль.

Volvo V40

Но скандинавы стараются изо всех сил. Скажем больше: они очень близки к тому, чтобы создать свой первый по-настоящему премиальный автомобиль. В противном случае, V40 Cross Country получилась бы совсем другой.

Дело в том, что это не совсем типичная модель для шведской марки. Не стану утверждать, что все последующие машины будут такими же и что это какой-то там тренд, однако этот продукт - своего рода качественный прорыв. Правда, пока лишь в пределах конкретного класса.

У новинки, впрочем, очень узкий список конкурентов, что не позволит ей в полной мере раскрыть свой потенциал. Теоретически автомобиль выступает на той же площадке, что Audi A4 Allroad и BMW X1, явно выигрывая у «немцев» в стоимости. Однако, глядя на него, о внедорожной сущности вы думаете в последнюю очередь.

С дизайном проблем нет. Симпатичный получился автомобиль, даже несмотря на то, что на самом деле это близкий «родственник» Focus Wagon. Фордовский «сарай», к слову, тоже ничего так выглядит, но скандинавский вариант выше на голову - молодежный, динамичный универсальчик, который и семейным-то не назвать, хотя проблем с организацией внутреннего у него, в общем-то, нет.

Единственное, что смущает - высота переднего бампера. Учитывая, что мы говорим об исполнении Cross Country (в нашей стране V40 продаются только в этом виде), этот Volvo вроде бы должен уметь передвигаться не только по асфальту. Однако, для того, чтобы регулярно съезжать с дороги на неукрепленные поверхности он, мягко говоря, низковат. Мало того, передний свес иной раз не позволит водителю даже на высокий бордюр забраться. В общем, на практике внедорожный V40 способен эффективно бороться разве что с выпавшим накануне снегом, который еще можно сгрести бампером, аки ножом бульдозера.

Плохо другое. Если тот же «Opel», наградивший кроссовер Mokka подобным обвесом, смог-таки исправить ситуацию, обрезав «юбку» у машин российской спецификации, тут подобная хирургия не пройдет. Во-первых, бампер у шведов получился достаточно сложным по архитектуре, так что «подрезать» его без последствий для экстерьера не получится. Во-вторых, производители дорогих авто на такие мелочи обычно не размениваются, поскольку любое вмешательство потянет за собой лишние траты при сборке. Во-вторых, это не лучшим образом скажется на аэродинамике и, как следствие, на расходе топлива, снижением которого скандинавы в последнее время озаботились не на шутку.

В общем, проведя в компании V40 Cross Country без малого неделю, я так и не смог представить этот автомобиль по уши закопанным в глиняную кашу или зарытым в песок. Последний, к слову, был одним из тех испытаний, которому мы подвергли машину во время теста. Но, я готов поклясться, что ужесточать условия не было никакой необходимости, ибо даже в этом, плевом, казалось бы, мероприятии, мы чуть не лишились переднего бампера. Стоит он достаточно прочно, но учитывая высоту дорожного просвета, «задрать» обвес тут проще простого.

Тем не менее, потенциальному владельцу этого авто не лишним будет знать, что как УПП, а, проще говоря, внедорожный универсал, данный Volvo и не задумывался. Главная цель его существования - стимуляция спроса на все семейство V40. Кроссоверы в Европе, как известно, теряют в популярности куда медленнее, чем обычные легковые авто. Кроме того, с его помощью шведы решили «поднять немного денег» и на рынках, отличающимися более консервативными взглядами. Вроде нашего. В Россию простую «сороковку» не повезли лишь потому, что машины такого класса у нас просто не котируются. Если в бюджетном сегменте универсалы С-класса еще более-менее востребованы, то даже в околопремиальном такое предложение априори обречено на провал, каким бы правильным и хорошим автомобиль не был. Вот семейство Cross Country у нас любят, хотя дешевой альтернативой нормальному внедорожнику его представители уже давно не являются.

Впрочем, «активная» версия V40 не станет популярной не только поэтому. Дело в том, что она еще и довольно дорогая. Стартовая стоимость Cross Country в нашей стране составляет 1,2 миллиона рублей. В прайс-листе с недавних пор присутствует и более бюджетная модификация - в третьей декаде июля линейку пополнили модификацией с турбодизелем D2, которая снизила начальный ценник до 999 000 рублей. Но все эти авто моноприводные, что тут же ставит крест на и без того слабом внедорожном ореоле. Если же вам понадобится машина с AWD и некоторым количеством опций, готовьтесь к тому, что она обойдется вам примерно в полтора миллиона. И это за машину, размером с Focus SW. Наша версия, впрочем, стоила еще дороже - на уровне стартовых комплектаций Range Rover Evoque.

Однако, если эту маркетинговую неувязочку, у новинки все не так уж и плохо. Как мы уже выяснили, она шикарно выглядит, отлично оформлена и у нее превосходный салон. Не только по исполнению, но и по архитектуре. С одной стороны, он в доску свой, то есть типично «вольвовский», традиционный до зубного скрежета, но акценты в данном случае расставлены несколько иначе.

Если раньше центром композиции считалась центральная консоль, теперь эту роль исполняет панель приборов, меняющая цвет и компоновку в зависимости от желания водителя. Понятно, что это не более чем игрушка, как и рэндомизированная подсветка салона, но игрушка неплохая. В конце концов, если это можно MINI, почему нельзя Volvo, тем более, что продается та почти за те же деньги? Кстати, смех смехом, но MINI, как и шведская марка в большинстве стран премиальным брендом не считается...

Кстати, если уж мы заговорили о MINI, стоит отметить, что Volvo, несмотря на довольно приличные габариты - машина далеко не самая просторная. Тот же Countryman, пожалуй, поприличнее будет. В лучшем случае, V40 можно сравнить с купеобразном Paceman, да и то с большой натяжкой. Притом касается это не только запаса пространства в ногах задних пассажиров, но и высоты салона. Мало того, лишнего «воздуха» вы не найдете даже спереди - вроде не тесно, но развернуться, в общем-то, негде.

И при этом у Cross Country довольно приличный по меркам класса багажник, что довольно неожиданно, учитывая, что в пассажирской капсуле места в обрез. Впрочем, это не единственная ее «слабость». Самое главное - «привычного вольвовского комфорта» я тут так и не нашел.

В этом авто вообще мало комфорта. Посадка, эргономика, вместимость багажника... С ними все понятно, но куда делась характерная для всех остальных Cross Country плавность хода? V40 едет, как C30. Жестко, четко, устойчиво. Отлично стоит в траектории и при этом довольно четко рулится. Но при этом она жить не может без хорошего асфальта. То, что в нашей стране принято называть дорогами федерального значения ей категорически не подходит. С передними подвесками проблем нет - с ухабами они справляются более менее сносно, но когда в них попадает «корма»... Это событие сопровождается таким металлическим звуком, будто Volvo оставила в яме не только собственную честь, но и половину рычагов вместе с колесами. И последние, тут не причем - 55-й профиль, конечно, можно считать низким, но не настолько, чтобы сравнивать машину, например, с Impreza WRX. Да и в целом плавность хода здесь - на уровне Mazda MX-5 - вроде плотно, но порой, слишком жестко.

По этой причине, кстати, я бы не советовал вам рисковать и соваться на бездорожье. Укатанную грунтовку Volvo осилит без проблем. Мало того, полноприводная версия на таком покрытии даже порезвиться позволяет. Но, с другой стороны, кто такую дорогу не осилит? С определенной долей аккуратности, по ней даже на Boxster проехать можно, не то, что на Cross Country. Однако, как только гравий сменится разухабистым покрытием, скорость придется снижать до минимума, ибо водителю нужно будет не только обвес поберечь, но и собственный опорно-двигательный аппарат.

Зато у этого автомобиля очень бодрый турбомотор, и коробка под стать. Единственная его проблема - расход. Чтобы нормально разгонять даже этот небольшой по всем параметрам автомобиль, ему требуется 16-17 литров 95-го, что уже за гранью добра и зла. Понятно, что сам по себе мотор уже не свежий, что за скорость всегда приходится платить, но не на уровне 10-летних внедорожников с атмосферными V8.

Однако выбора у клиента, по сути, не осталось: 213-сильная версия с продажи снята, а машина со 180-сильным Т4 едва быстрее того же Focus, но при этом дороже и пафоснее. В принципе, то же касается и D2, чуть ли не единственное достоинство которого - потрясающий запас хода (около 1000 километров). Но вряд ли при миллионном стартовом ценнике ожидания покупателя будут сведены к одной лишь экономичности, но столь же увлекательной, как версия с 249-сильным Т5, эта машина точно не будет. Тем же, кто ищет кроссовер и при этом «болен» маркой «Volvo», куда проще будет купить более практичный XC60. «Сороковку» же надо брать для веселья, так как ни для чего более она, увы, не годна.

Вся фотосессия

Мы первыми среди отечественных автомобильных изданий протестировали хэтчбек повышенной проходимости Volvo V40 Cross Country как на его родине, в Швеции, так и на дорогах России.

Volvo V40 Cross Country представляет собой “лифтованный” и облаченный во внедорожный “обвес” хэтчбек V40, дебютировавший во всем мире в начале 2012 г. Однако в Россию хэтчбек не привезли - шведы справедливо решили, что для наших разбитых дорог куда больше подойдет автомобиль с увеличенным дорожным просветом. Так, посадка кузова V40 Cross Country на 40 мм выше, чем у легкового “донора”. Правда, это касается именно положения кузова, а реальный клиренс вырос незначительно - со 133 до 145 мм. Зато углы въезда-съезда стали заметно больше, что позволит без проблем проехать по грунтовке, да и парковаться у бордюров будет гораздо удобнее.

Более того, помимо переднего привода для Cross Country доступны и полноприводные модификации, которых у “простого” хэтчбека нет, что опять же является для россиян несомненным плюсом. Лишь самая доступная версия с бензиновым турбомотором объемом 2 л и мощностью 180 л.с. имеет передние ведущие колеса. Цены на эту модификацию начинаются с 1 189 000 рублей. Следующий вариант, оснащенный более производительной версией этого двигателя, развивающей 213 л.с., имеет уже две ведущих оси и обойдется покупателю не меньше чем в 1 279 000 рублей. Наконец, флагманская на данный момент модификация (разумеется, полноприводная) имеет под капотом 2,5-литровый 5-цилиндровый бензиновый двигатель с турбонаддувом, выдающий 249 л.с. Цены на этот вариант начинаются с 1 449 000 рублей. Все модификации оснащаются 6-диапазонной автоматической трансмиссией.

Помимо более мощных бамперов Cross Country отличается от простого хэтчбека ячеистой решеткой радиатора, вертикально расположенными противотуманными фарами, контрастной окраской кузова и более крупными колесами от модели V70 . Есть у него и другие новшества. Например, система контроля скорости на спуске или первая в мире подушка безопасности для пешехода (!), выстреливающая из-под верхней кромки капота и защищающая человека от контакта с лобовым стеклом.

Также автомобиль оснащается системой предупреждения о движении другой машины в поперечном направлении при езде задним ходом - например, при выезде с парковки. Есть функция слежения за мертвыми зонами, система предупреждения о пересечении линий разметки. И, конечно, как и все современные автомобили марки Volvo, он способен самостоятельно затормозить перед зазевавшимся пешеходом.

Много говорили инженеры и о прекрасной управляемости новинки. Благодаря особому алгоритму системы стабилизации, подтормаживающей в повороте внутреннее заднее колесо, автомобиль буквально ввинчивается в поворот. Более того, эту систему можно перевести в спортивный режим, который позволяет опытному водителю вести автомобиль в скольжении. В доказательство своих слов организаторы теста обещали предоставить в мое распоряжение ледовую трассу на замерзшем озере. Что ж, скоро проверим.

Семицветик

Наиболее интересной деталью в салоне, на мой взгляд, является полностью электронная приборная панель, предлагаемая, правда, в качестве опции. Исполнение не хуже, чем у новейшей “семерки” BMW после рестайлинга, а то и лучше. Графика великолепна. В зависимости от настроения водитель может выбирать либо обычные приборы с аналоговым спидометром, либо экономичный режим или же спортивный - с кроваво-красной подсветкой, где главным прибором становится тахометр. А для ощущения уюта в ночное время суток предлагается целых семь вариантов подсветки салона.

Кроме того, интерьер радует прекрасным качеством отделочных материалов: иные немецкие представители премиум-сегмента выглядят проще. Споры вызвала лишь фирменная “парящая” центральная консоль - упитанные седоки упираются в ее не особо гладкий край коленом. Некоторого привыкания требует и вольвовский интерфейс, управление которым поначалу кажется слишком сложным. Например, настройки системы стабилизации и “тяжести” рулевого управления почему-то разнесены в разные разделы меню. Впрочем, необходимые навыки приобретаются быстро, и вряд ли владельцы будут ощущать какой-то дискомфорт.

Посадка за рулем плотная, низкая. Геометрия расположения сиденья, руля и педалей выверена до мелочей. Рулевое колесо правильного диаметра и сечения прямо-таки просится в руки. Сиденье имеет отличный профиль, жесткую набивку и ощутимую боковую поддержку, при этом в боках сильно не сдавливает. Словом, рабочее место водителя спланировано отлично, как, впрочем, и место переднего пассажира.

Проникать на второй ряд кресел не так просто, как на первый. Причем именно проникать, а не заходить, так как дверной проем довольно узкий, и есть вероятность задеть головой низкую крышу. Однако внутри для размерного класса “С” совсем не тесно. Человек ростом около 180 см располагается за передним седоком такого же роста с некоторым запасом для коленей, и для ступней место остается, даже если подушка впереди стоящего кресла опущена в крайнее нижнее положение. Хватает пространства и над головой, хотя в шляпе, конечно, не усядешься. Понравилась также форма дивана, позволяющая без усталости путешествовать на дальние расстояния.

К перевозке багажа новинка приспособлена прекрасно. Спинки задних сидений складываются в пропорции 40/60, есть возможность для установки подвесной сетки, а также предлагается установка дополнительной панели фальшпола, обеспечивающая ровную площадку для поклажи. Если нужно еще больше места, можно сложить правое переднее сиденье. Имеются различные крючки и устройства для крепления сумок, а между верхней и нижней панелями фальшпола предусмотрена закрытая ниша.

По части наличия различных отделений для вещей в салоне V40 Cross Country является одним из лидеров в своем сегменте. Здесь и удобный бокс под подлокотником с разъемом USB/iPod или AUX (в зависимости от исполнения), и подстаканники в центральном тоннеле (где есть розетка на 12 В), и охлаждаемый перчаточный ящик, и отделение для солнцезащитных очков над водительской дверью, и удобные ниши под приборной панелью и на подушках передних сидений, а также карманы в передних дверях, оборудованные сливом, где можно хранить скребок для льда.

Аки посуху

На тест-драйве в Швеции в мое распоряжение предоставили самую мощную модификацию машины с турбомотором, развивающим 249 л.с. Впереди около 200 км пути по окрестностям Эстерсунда - известного места проведения лыжных и биатлонных гонок. Дороги здесь довольно узкие, покрытые преимущественно укатанным снегом со льдом, с редкими проплешинами асфальта.

При интенсивном разгоне Cross Country слегка буксует, но набирает скорость очень резво и практически не рыскает. Небольшие турбозадержки на нажатие педали акселератора до 2000 об/мин есть, но их почти не замечаешь, а после указанной отметки связь по педали “газа” становится практически прямой. Если же перевести “автомат” в спортивный режим, реакции на нажатие педали становятся и вовсе молниеносными, при этом коробка практически никогда не опускается в “турбояму”. Автомобиль настолько хорошо разгоняется, что мне кажется, будто под колесами сухой асфальт. Правда, попытка интенсивного торможения оборачивается жутким стрекотом антиблокировочной системы тормозов. Они, кстати, настроены прекрасно.

Отличные настройки шасси вместе с хорошей шипованной “резиной” позволяют творить на скользкой дороге чудеса - автомобиль проходит виражи в нереальном для зимней дороги темпе. Ощущению езды как по рельсам способствует и рулевое управление с насыщенным усилием даже в самом легком режиме - в новом V40 Cross Country водитель может выбрать один из трех вариантов сопротивления “баранки”.

Правда, как и у всех других электроусилителей, обратная связь здесь ненатуральная, что становится заметно при попадании на лед, когда усилие на руле ничуть не меняется. Но вот что интересно: если на других машинах с подобной проблемой я чувствовал себя неуверенно, то в этом случае ничего подобного не происходило. Можно совершенно спокойно расслабиться и хоть одной рукой рулить - автомобиль всегда едет именно туда, куда нужно. Причем даже самые откровенные попытки сбить его с “пути истинного” мягко пресекались отлично настроенной системой стабилизации. А если ее отключить? Сделать это мне позволили на ледяном гоночном треке.

Правда, как я уже упомянул, система стабилизации здесь отключается не до конца, а переходит в спортивный режим. То есть она вмешается только тогда, когда “почувствует”, что водитель сам не в состоянии справиться с автомобилем. И действительно, если работаешь рулем и педалями грамотно, система позволяет ездить боком сколько душе угодно - почти как на раллийной машине. Разве что иногда при больших углах заноса мне казалось, что я еще контролирую ситуацию, а электронный “цербер” думал иначе, “придушивая” мотор и “хватая” тормоза. Впрочем, ему виднее - безопасность для Volvo всегда стоит на первом месте.

Новый V40 Cross Country - самый спортивный автомобиль Volvo, на котором мне приходилось ездить. Выверенные настройки шасси и рулевого управления позволяют водителю получать настоящее удовольствие от общения с машиной, не лишая ее при этом традиционного для шведской марки ощущения безопасности и надежности управления. А еще этот автомобиль красив. Думаю, благодаря весьма гармоничному сочетанию этих качеств V40 Cross Country может рассчитывать на благосклонность очень многих покупателей.

Момент истины

Во время теста в Швеции мне не удалось проверить работу шасси V40 Cross Country на дорогах со скверным волнистым профилем - там просто нет таких. Не все было ясно и с плавностью хода - неровности европейских трасс настолько мизерны, что даже самый жесткий автомобиль кажется вполне комфортным. Именно поэтому я чуть ли не из аэропорта (прибыв в Москву со шведского теста) отправился в пресс-парк компании “Вольво Карс”, где меня уже ждал первый экземпляр с российскими номерами. Автомобиль был уже с другим мотором - 2-литровой “пятеркой” мощностью 213 л.с.

Если сравнивать с 249-сильной модификацией, испытанной мною в Швеции, то этот двигатель работает очень похоже, только тяга немного слабее и турбопауза на низких оборотах чуть сильнее выражена, но в целом оба мотора по своим повадкам идентичны. А вот по другим параметрам российские условия внесли свои коррективы.

Например, на снежных дорогах Швеции дорогие шипованные покрышки вели себя тише воды, ниже травы, а в Москве автомобиль был “обут” в нешипованные шины другой марки, которые досаждали воем, особенно седокам задних сидений (уж не знаю, что тому виной - другой тип шин или шершавый российский асфальт). Но ясно одно: шумоизоляцию колесных арок и днища хотелось бы улучшить, о чем вспоминается также при проезде луж.

А вот работа шасси достойна всяческих комплиментов. Жесткая подвеска потряхивает седоков на неровностях, но при этом умудряется быть очень комфортной. Столь благородные настройки ходовой части для автомобилей очень многих марок являются предметом больших желаний. Причем даже задние седоки остались довольны долгой поездкой, несмотря на образовавшиеся после оттепели огромные дыры в асфальте. На волнистой дороге автомобиль не раскачивается и в то же время не досаждает повторением профиля. Практически безразличен он и к колейности, радуя “рельсовым” следованием траектории. Словом, за настройки шасси инженеры Volvo достойны самой высшей похвалы. Вот только, думается мне, колеса большего диаметра, чем стандартный 17-дюймовый, лучше на Cross Country не ставить.

Технические характеристики Volvo V40 Cross Country T5AWD

Рестайлинг хэтчбека Volvo V40 Cross Country - хороший пример того, как малой кровью можно кардинально поменять восприятие автомобиля.

Бамперы, крылья, капот - все это осталось прежним. Даже посадочные места для фар головного света не изменились, а на месте ходовых огней в бампере теперь красуются заглушки или декоративные решетки, слегка увеличен логотип. Зато в самих фарах появились фирменные светодиодные «молоты Тора», знакомые по новым моделям XC90 и S90, - и облик заиграл по-новому! Вдобавок поменялась решетка радиатора: на смену «клеткам» пришли вертикальные прутья. Кроме того, теперь покупателю Volvo V40 Cross Country доступны новые цвета кузова и восемь вариантов колесных дисков.

Хэтчбек V40 родился на Volvo в эпоху больших перемен, и к сегодняшнему дню в его судьбе поучаствовали три главных дизайнера, три президента компании Volvo Cars и два стратегических инвестора. Казалось бы, ничего хорошего такая турбулентная судьба не обещает, но, по-моему, «сороковке» это даже пошло на пользу. Семейство V40 - европейский бестселлер Volvo. Прошлой весной линейка хэтчей перенесла минимальный рестайлинг, который коснулся и версий V40 Cross Country.

В салон Cross Country ты не садишься, а погружаешься, даже не из-за низкой посадки, а скорее из-за наклона стоек. Но это не мешает восхищаться скандинавской прагматичностью и высоким качеством каждой детали. Настройки кресла и руля позволяют устроиться тут, как дома. А вариантов для индивидуализации сложно и подсчитать. Даже панель приборов меняет свой стиль в зависимости от выбранного параметра: Eco, Elegance или Performance.

После рестайлинга у V40 Cross Country расширился ассортимент вариантов отделки интерьера. Например, появилась комбинированная двухцветная обивка кресел City Weave, подражающая оформлению салона шоукара Concept Estate, новые типы декора рулевого колеса, а также впервые для модели стала доступна черная обивка потолка.

«Сороковка» - последняя Volvo из домодульной, досенсорной эры. Прежде всего, это заметно даже не по смешению стилей в дизайне, а по организации информационного пространства вокруг водителя. Самые главные кнопки, которыми управляются два монитора, пристроены сюда словно в последний момент, когда все лучшие места уже были заняты. За маршрутный компьютер и режимы панели приборов отвечают клавиши на левом подрулевом переключателе, а навигацией и мультимедийными функциями на главном мониторе заведуют кнопки и вращающаяся ручка, затерянные среди клавиатуры центральной консоли. Водителя эпохи айфона ждет минутка ностальгических переживаний.

Для V40 шведы использовали платформу Фокуса с небольшими доработками по части настроек шасси. С момента дебюта в 2012 году конструктивных изменений в ней не происходило, да и сейчас в программе рестайлинга лишь косметические правки - новые ходовые огни и фальшрадиаторная решетка. Однако пару лет назад Volvo перешла на собственные «модульные» дизели семейства Drive-E и восьмиступенчатые «автоматы», а нынешний рестайлинг увеличил количество «моторных» комбинаций. У меня же оказалась версия V40 Cross Country Т4 с бензиновым 2.0 Drive-E, восьмиступенчатым «автоматом» и полным приводом.

Пламенный мотор - вот вечно молодая душа этого автомобиля. Связь с силовым агрегатом через педаль акселератора настроена превосходно, и управлять тягой здесь - главное драйверское удовольствие. Бензиновый турбомотор развивает 190 л.с. и 320 Нм уже с полутора тысяч оборотов, наделяя V40 ярким темпераментом. Кажется, что двигатель рвет из-под узды, даже когда машина разгоняется в руках адаптивного круиз-контроля, достигая «сотни» всего за 7,4 секунды.

А вместе с плотной подвеской, тяжелым рулем и непоколебимой стабильностью на прямой это создает ощущение спортивного «тренированного» хэтчбека. Немалая в том заслуга специалистов Aisin, создавших отменный 8-ступенчатый «автомат» Geartronic. Смена передач происходит не только вовремя и быстро, но и практически незаметно. А если захочется больше контроля над автомобилем - подрулевые лепестки вам в помощь.

В поворотах Volvo неплох, но не более того - для поддержания цельного «подогретого» образа не хватает уровня обратной связи: по мере нарастания нагрузки на передние колеса усилие на руле становится все более искусственным. Хотя в городе и на развязках это не мешает уверенно управлять автомобилем.

У V40 Cross Country удобный и качественный салон, однако его простор не выходит за рамки гольф-класса, и удобная низкая посадка высокого водителя почти наверняка скажется на комфорте задних пассажиров. Невелик и багажник: 335 л по паспорту, что, конечно, совсем не соответствует кросс оверному имиджу. Откровенно говоря, в этом амплуа у V40 совсем немного козырей, потому что длинный нос и клиренс в 153 мм - неважное подспорье даже на легком бездорожье.

Поэтому неудивительно, что в Европе это семейство пользуется популярностью только в своем «гражданском» исполнении: 30 тысяч хэтчбеков V40 против 8414 кроссоверов V40 Cross Country. На других континентах «сороковки» не продаются, потому что на момент разработки у компании не было достаточно ресурсов, чтобы адаптировать конструкцию под требования глобальных рынков: это был сознательный и нелегкий компромисс, как выражаются сейчас инженеры Volvo.

У этого кросс-хэтча серьезные конкуренты, но ему хватает аргументов. Острый руль, шустрая коробка передач, эластичный двигатель, полный привод и достойный уровень комфорта делают его незаменимым спутником на наших дорогах. И этот «гаджет» еще долго будет актуальным.