Физика и правила дорожного движения или о том как физические явления заставили людей придумать правила дорожного движения. Презентация на тему "физика, автомобиль и правила дорожного движения"

"Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не дается дважды:"
А.П. Чехов.

Цели урока:

  • опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения;
  • воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизни людей, живущих рядом;
  • научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни
  • Ребята! Я прошу вас в течении урока подумать и ответить на вопрос: Почему для урока я выбрала именно этот эпиграф?

    Механика является той областью физики, с которой мы чаще, чем с другими, встречаемся в жизни.

    Каждый из нас является участником дорожного движения. Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство.

    Сегодня объектом нашего исследования будет Проспект Мира.

    Слайд № 4

    Это одна из основных магистралей, которая обслуживает северный сектор города. Длина данного дорожного коридора составляет 9 км. На Проспекте Мира постоянно наблюдается большой поток транспорта и интенсивный поток пешеходов. Бывают аварии. Часто приходится слышать определение "не справился с управлением". Это означает, что человек, управляющий автомобилем, полностью или частично потерял над ним контроль, то есть превысил допустимые пределы безопасного движения в определенных дорожных условиях. Можно и так сказать: он плохо знает законы физики.

    Сегодня мы затронем наиболее часто случающие аварийные ситуации на дорогах.

    Несоблюдение дистанции - главная причина аварий. Если впереди идущее транспортное средство резко останавливается, то у вас нет времени, чтобы затормозить и остановиться благополучно (при несоблюдении дистанции). Столкновение неизбежно. Вы будете ответственными за аварию.

    Есть два понятия: 1) тормозной путь и 2) остановочный путь.

    Можете ли вы сказать, чем отличаются эти понятия?

    Тормозной путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

    Остановочный путь - это длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

    Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.

    Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен

    • осознать опасность,
    • принять решение об остановке или замедлении скорости,
    • перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.

    На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число - это показатель спортсменов, второе - неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше - например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д.

    Что длинее, тормозной путь или остановочный?

    Остановочный путь состоит из расстояния пройденного автомобилем за время реакции водителя и собственно тормозного пути.

    Даже у одного человека время реакции может изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь: небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.

    Слайд № 5,6

    Проспект Мира. 7 сентября. Столкнулись "Форд Мондео" и "Фольксваген Транспортёр". Пострадавших нет. Оба автомобиля двигались по проспекту Мира в направлении Крестовского путепровода. В районе дома №77 двигавшийся во втором ряду "Фольксваген", резко сбросил скорость. Водитель следовавшего за ним "Форда" не успел вовремя среагировать - машины столкнулись. По предварительным данным, ДТП произошло из-за невнимательности и несоблюдения дистанции водителем "Форда Мондео".

    Итак! Задача №1 . Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

    54 км/ч = 15 м/с т.е. за время реакции водителя автомобиль проедет путь 15 м. "Форд" остановиться не успеет и произойдет столкновение.

    Посмотрим на таблицу зависимости тормозного пути от скорости движения.

    От чего зависит тормозной путь?

    • от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с)
    • от начальной скорости движения
    • от максимального замедления, которое может развивать автомобиль (а это зависит от состояния шин, качества дороги и.т.д.)

    Мнения насчет того, каким должно быть расстояние между движущимися автомобилями, разделились. Одни специалисты утверждают, что дистанция должна быть равна половине численного значения скорости, с которой они двигаются (скажем, при скорости 60 км/ч дистанция безопасности должна составлять 30 м), другие же считают, что дистанция должна быть равна скорости транспортного средства. Например, при движении автомобиля со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м, при скорости 70 км/ч - 70 м и т. д.

    В п.13.1 ПДД записано, что водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию.

    Слайд № 8 (видеофрагмент)

    На Крестовском путепроводе произошла авария. Ночью "Тайота", проезжавшая по эстакаде на большой скорости в сторону центра по неизвестным причинам потеряла управление и врезалась в бордюрный камень. От сильного удара машина перевернулась и влетела в припаркованный у обочины "Форд".

    Не все представляют последствия столкновения автомобиля, движущегося на большой скорости с неподвижным препятствием. Для наглядности сравним наезд на неподвижное препятствие с падением с определенной высоты. Это можно сделать, использовав законы сохранения (mgh = mV 2 /2, потенциальная энергия в конце падения полностью переходит в кинетическую), и с помощью законов кинематики.

    Задача №2 . Известна скорость в момент удара о землю. Нам необходимо определить с какой высоты должно упасть тело, чтобы приобрести такую скорость.

    v = gt => t = v\ g H=v 2 \2g

    H = 100 м 2 \c 2 \2 10 м\c 2 = 5м

    Аналогично посчитаем высоту и для скорости 54 км\ч, 90 км\ч и 126 км\ч.

    Резкий удар о препятствие на скорости 36 км/ч эквивалентен падению с высоты 5 метров,

    на скорости 54 км/ч (15 м/с) - 11 метров

    90 км/ч (25 м/с) - 31 метр,

    126 км/ч (30 м/с) - 61 метр.

    11 метров - это высота 3-4 этажа. То есть резкий удар на скорости 54 км/ч эквивалентен падению с 4 этажа. Неприятно, но есть очень хороший шанс выжить, особенно если принять во внимание подушки безопасности и т.д...

    31 метров - это уже больше высоты девятиэтажки. Думаю, не надо объяснять, что шансы выжить при таком столкновении очень малы... Тут даже подушки безопасности вряд ли помогут (вы бы прыгнули с крыши девятиэтажки, подложив под себя две надувные подушки?). Не говоря уже про падение с 60-метровой высоты (тут, как говорится, без шансов).

    Цена вопроса - жизнь...

    Задача №3. На участке дороги, где установлен дорожный знак "ограничение скорости 30км/ч" (см.рис.), водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГАИ обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому асфальту) равен 0,6?

    Слайд № 9

    Тормозной путь автомобиля, едущего со скоростью 30 км/ч должен быть примерно 6 м. Водитель нарушил правила движения.

    А можете ли вы используя данные этой задачи, определить с какой скоростью ехал водитель?

    Около половины всех аварий в Москве происходят с участием пешеходов. Всего с начала года в Москве зафиксировано 3490 аварий сообщает агентство "Интерфакс " со ссылкой на УГИБДД Москвы.

    Наиболее распространенные нарушения:

    1) Переход перед близко идущим транспортом;

    2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

    3) Переход дороги вне пешеходного перехода;

    4) Нарушение правил езды на велосипеде;

    5) Игра на дороге.

    Слайд № 10,11,12,13

    4. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

    У вас в справочных материалах есть правила для пешеходов. Прочтите их, пожалуйста, и скажите, всегда ли вы соблюдаете эти правила?

    Правила для пешеходов:

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

    При движении по краю проезжей части или обочине пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

    Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

    Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным.

    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

    Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    Аннотация урока.

    Урок решения задач "транспортной" тематики. Работа по решению подобных задач является одним из элементов здоровьесберегающих технологий. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

    Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.

    Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики.

    По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

    План - конспект урока.

    ПДД и законы физики.

    Цели:

    1. Отработать математические понятия, применяемые в формулах движения: скорость, время, пройденный путь;

    2. Совершенствовать навыки перевода единиц, применяемых в формулах на движение.

    3. Научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.

    4. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

    5.Повторить с учащимися элементарные «Правила дорожного движения».

    Оборудование : плакаты «Дорожные знаки», правила дорожного движения, стенгазетами с соответствующей тематикой (кабинет оформляется за неделю до урока), презентация Power Point «Дорожные знаки»

    Ход урока

    I . Разбор задач (коллективная поисковая работа)

    Задача №1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12м? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода- 1,5м/с.

    Решение:

    1). 54 км/ч=54000 м/3600 с =15 м/с

    2)12 м:15м/с = 0,8 с - время обгона автомобилем автобуса.

    3) 15м*0,8=1,2м - путь, проделанный пешеходом.

    Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.

    Задача №2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

    Решение:

    1) 50 - 40=10 км/ч

    2) 10:40=1/4

    З) 1/4 * 100%=25%

    Ответ: Водитель превысил скорость на 25 %, это очень опасно для уличного движения.

    Задача №3. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? Скорость пешехода 1,5м/с.

    Решение:

    1) 36 км/ч=10м/с.

    2) 40м:10 м/с = 4с - время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом.

    3) 1,5 м/с*4с-6м – путь, который может за это время пройти пешеход.

    Ответ: Анализируя, можно сделать вывод, что пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.

    Задача №4. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

    Задача №5. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик нашей школы? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с).

    Задача №6 . Какие Дорожные знаки есть в районе нашей школы? Объясните их предназначение. (Презентация «Дорожные знаки»)

    II . Самостоятельная работа (по вариантам).

    Решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее правило дорожного движения,

    Вариант №1.

    1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги - 15м. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?

    Решение:

    1) 36 км/ч =36000м/3600с= 10 м/с

    2) 100 м: 10 м/с =10 с - потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.

    3) 1,2 м/с * 10 с =12м - путь, который может пройти пешеход.

    4) 15м> 12м

    Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.

    2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше разрешенной в городе?

    Решение:

    1)25 м/с=25 м/с*3600/1000м=90 км/ч.

    2) 90 км/ч >60 км/ч.

    Ответ: Скорость будет выше разрешенной.

    Вариант №2 .

    1. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети?

    Решение:

    1)18м+9м=27м-путь, который должен пройти последний школьник.

    2) 27м:0,9 м/с = 30 с - потребуется времени, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

    3) 30с> 20 с

    Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт обязан пропустить колонну.

    2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель «Правила дорожного движения», если на обочине стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч?

    Решение:

    1) 200: 10=20 м/с

    2) 20 м/с =20 м/с*3600с/1000= 72 км/ч - скорость автомобиля

    3) 72 км/ч > 40 км/ч

    Ответ: Водитель нарушил правила.

    (после самостоятельной работы, учащиеся говорят ответ и зачитывают выводы правила, которые они записали к каждой задаче).

    III . Домашнее задание.

    1. Задача: При сухой погоде тормозной путь автомобиля - 23м, а при гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу?

    Решение:

    1)23:69=23/69 =1/3 часть

    2) 69:23 = 3 (раза).

    Ответ: Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать торможение дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофору

    2. Нарисовать маршрут дороги от дома до школы. На нем указать расположение всех встречающихся дорожных знаков. Объяснить их предназначение.

    Дополнительный материал к уроку.

    Приложение 1.

    А знаешь ли ты? Как родились ПДД.

    Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дороге.

    Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу».

    Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.

    Когда на дорогах появились первые автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только не остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии «механическими повозками» должны были управлять, по крайней мере, 3 персоны. В городах перед механической повозкой должен был бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал.

    Про дорогу и улицу

    Слова «улица» и «дорога» - не «родственники» но, тем не менее, имеют немало общего. Значения этих слов в современном русском языке являются смежными: улица - это пространство между двумя рядами домов в населенном пункте. Дорога - это пространство для проезда или перехода. В городах улицы широкие, и дороги «исчезают» в проезжих частях (для транспорта) и тротуарах (для пешеходов). А в небольших деревнях (есть ведь и такие, где всего лишь одна улица!) улица, особенно если она узкая, может совпадать с дорогой. Поэтому эти слова нередко выступают как синонимы.

    Такое их употребление мы видим в диалектах русского языка и в отдельных славянских языках. Так, слово «улица» обозначает в некоторых диалектах дорогу, а слово «дорога» - улицу. В верхнелужицком языке «groha» значит и «дорога», и «улица». В чешском языке «ulica» - это не только «улочка», «переулок», но и «проход». Французское слово «rue» - улица сходно по происхождению c латинским ruga - «дорога»; итальянское «strada» означает «дорога, улица», польское «alega» - это «аллея, улица».

    Как же выглядят «метрики» наших слов?

    Слово «улица» было создано с помощью суффикса -иц- на базе существительного «-ула-», родственного слову «улей». Слово «дорога» произошло от праславянского «dorga», означавшего очищенное в лесу, пустое пространство. Оно было образовано с помощью суффикса -г- и основы -дор-.

    Как видим, слова «улица» и «дорога» хотя и не из одной семьи, но тем не менее близкие лексические товарищи, товарищи по одному значению и дальнейшей языковой судьбе.

    По материалам книги Н.М. Шанского «В мире слов»

    Кто придумал светофор

    Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил - дежурил специальный полицейский.

    Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.

    Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были, на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала - красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.

    В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.

    Автоматический регулировщик

    Организация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели права управлять колесницами в Риме.

    С возникновением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Потом им выдали сигнальные фонари. Но они не могли решить всех проблем.

    В 1927 году два человека запатентовали «автоматического регулировщика». Один из светофоров, изобретенный Гарри Хау из Йельского университета, был установлен в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в апреле 1928 года.

    Этот механизм работал так: машина, подъезжая к такому указателю, давала сигнал в сигнальную будку, и оттуда исходила команда включить для подъехавшей машины разрешающий сигнал. Этот тип светофора, но только теперь уже с применением светового сигнала, существует и в наши дни.

    Чарльз Адлер в 1928 году также изобрел регулятор дорожного движения, в котором использовался микрофон для подачи сигнала в сигнальную будку. Водитель, видя красный свет, дул в рожок. Микрофон передавал звук в сигнальную будку, оттуда поступал ответный сигнал сменить цвет светофора. В наши дни существуют разные виды дорожных регуляторов, которые тоже реагируют на звук для переключения светофора.

    Физика и безопасность дорожного движения

    Знание ПДД - это знание законов физики

    Добрый день, ребята! ЗАПОМНИТЕ! Пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль. Скажите, о чем говорил Антон Павлович Чехов в этом высказывании?

    Каждый из нас является участником дорожного движения. Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Сегодня объектом нашего исследования будет дорога и все участники движения. Мы постараемся рассмотреть правила дорожного движения с позиции законов физики.


    1. Везде и всюду правила,
      Их надо знать всегда.
      Без них не выйдут в плаванье
      Из гавани суда.
      Выходят в рейс по правилам
      Полярник и пилот.
      Свои имеют правила
      Шофер и пешеход.

    2. По городу, по улице
    Не ходят просто так.
    Когда не знаешь правила,
    Легко попасть впросак.
    Все время будь внимательным
    И помни наперед:
    Свои имеют правила
    Шофер и пешеход.

    Помогать нам будут: автоинспектор дорожно-патрульной службы дядя Стёпа …

    Он главный на дороге.
    Он важный, как директор.
    И смотрит взглядом строгим
    На всех автоинспектор.

    Чтоб правила движения
    Шоферы соблюдали,
    Стоит он днем и ночью
    У края магистрали.

    Машины непослушные
    Он в ровный ряд построит,
    И знают нарушители,
    Что спорить с ним не стоит.
    Следит он за порядком
    Обгона, поворота.
    Сигналы светофора
    Не пропустил ли кто-то?
    Он лихача накажет,
    Чтоб ездил тот потише,
    Не подвергал опасности
    Девчонок и мальчишек.


    Второй наш помощник высокоинтеллектуальный человечек Знайка из сказки Носова «Незнайка с нашего двора»

    Песня «Гимн Знайки и его друзей»



    Чтоб не лить напрасных слез и не ведать бед,
    Надо на любой вопрос точный знать ответ.

    Припев:
    Над тайнами природы
    Откроем мы завесу
    Посредством приобщения
    К научному прогрессу.

    Чтобы в случае чего в панику не впасть,
    Надо всем до одного заниматься всласть,
    Чтобы воды бурных рек повернули вспять,
    Надо в наш научный век все на свете знать.

    Припев:
    Над тайнами природы
    Откроем мы завесу
    Посредством приобщения
    К научному прогрессу.

    Что такое тормозной путь? (Тормозной путь автомобиля – расстояние, которое проходит автомобиль с момента начала торможения до полной остановки.)

    Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом? (Физическое явление – инерция не даёт транспортному средству сразу остановиться)

    Тормозной путь зависит от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с), от начальной скорости движения, от максимального замедления, которое может развивать автомобиль (от состояния шин, качества дороги)

    Зависимость тормозного пути от погодных условий.

    Зависимость тормозного пути от скорости движения автомобиля.
    Наиболее распространенные нарушения участниками дорожного движения.
    Выписка из п.13.1 правил дорожного движения
    Ребята, скажите, какие средства пассивной безопасности современного автомобиля вы знаете?
    Самым распространенным средством пассивной безопасности современного автомобиля являются ремни безопасности. Во время движения пассажиры и водитель должны быть пристегнуты ремнями безопасности! Почему существует данное правило?
    Ремни безопасности предназначены для предотвращения перемещения и удержания человека на месте в автомобиле при аварии.Принцип действия ремней безопасности основан на блокировании. При столкновении автомобиля с препятствием тело человека по инерции продолжает двигаться вперед. В этот момент ремень безопасности блокируется, фиксируя человека в сидении.

    Ремни безопасности должны использоваться всегда - даже во время езды на транспортных средствах оборудованных подушками безопасности. Подушки безопасности автомобиля (airbag) предназначены для смягчения удара пассажиров в случае автомобильной аварии (столкновения, наезда на препятствие, жесткого приземления после прыжка, падения). Подушка безопасности представляет собой эластичную оболочку, наполняемую газом. Активация подушек безопасности происходит при ударе. В зависимости от направления удара активируются только определённые подушки безопасности.

    Правила для пешеходов.

    Стихотворение

    Правил дорожных на свете немало,
    Все бы их выучить вам не мешало.
    И основное из правил движенья
    Знать как таблицу должны умноженья!

    Если хочешь живым и здоровым остаться, –
    На мостовой не играть, не кататься!

    Футбол – хорошая игра
    На стадионе, детвора.
    Хоккей – игра на льду зимой.
    Но не играй на мостовой!

    Цеплять крючком машины борт –
    Опасный и ненужный спорт.
    Щади здоровье, жизнь щади
    И за движением следи.

    И проспекты, и бульвары,
    Всюду улицы шумны.
    Проходи по тротуару
    Только с правой стороны.
    Тут шалить, мешать народу
    Запрещается!
    Быть примерным пешеходом
    Разрешается!

    Юные граждане Тани и Пети,
    Твердо запомните правила эти.
    Где улицу надо тебе перейти,
    О правиле помни простом:
    С вниманьем налево сперва посмотри,
    Направо взгляни потом.
    Запрещающие знаки необходимо знать и пешеходам, и водителям. Почему запрещающие знаки отмечены красным цветом? (Лучи света в зависимости от его цвета по - разному распространяются в атмосфере. Лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны, наибольшую скорость распространения и расходятся с наименьшими потерями. Следовательно, именно на красный свет наш глаз отреагирует быстрее всего. В темное время суток и даже в туман они видны на значительном расстоянии.)

    Хотя в нашем поселке их нет, но мы обязаны поговорить и о нем – светофоре.
    Чтоб тебе помочь
    Путь пройти опасный,
    Горит и день и ночь,
    Зеленый, желтый, красный.

    Наш домик светофор -
    Мы три родные брата,
    Мы светим с давних пор
    В дороге всем ребятам.

    Мы три чудесных цвета,
    Ты часто видишь нас,
    Но нашего совета
    Не слушаешь подчас.

    Самый строгий - красный свет.
    Если он горит: Стой!
    Дороги дальше нет,
    Путь для всех закрыт.

    Чтоб спокойно перешел ты,
    Слушай наш совет: Жди!
    Увидишь скоро желтый
    В середине свет.

    А за ним зеленый свет
    Вспыхнет впереди,
    Скажет он:
    - Препятствий нет,
    Смело в путь иди.

    Коль выполнишь без спора
    Сигналы светофора,
    Домой и в школу попадешь,
    Конечно, очень скоро.
    Объясните, почему именно эти три цвета используют в работе светофора?

    (Именно эти три цвета наиболее хорошо воспринимаются глазом человека по своим физическим параметрам (длине волны) Глаза человека на свет различной длины волны реагируют с большей или меньшей чувствительностью. Выбор разрешающего зеленого света обусловлен максимальной приближенностью этого цвета к уровню наиболее ясно воспринимаемой части спектра. Он виден в отличие других цветов светофора с максимально большого расстояния)

    Для чего промежуточный желтый цвет?

    (Желтый свет светофора недаром называют предупреждающим. Он нужен для того, чтобы водитель заблаговременно до начала красного сигнала начал тормозить, при этом учитывается такое физическое явление, как инерция.)

    Сила трения

    Для чего осенью на трамвайный линиях вывешивается знак «Осторожно, листопад»

    (Влажные листья, вода, создавая смазку, уменьшают силу трения, что значительно увеличивает тормозной путь.)
    Сила трения

    Что означает данный знак? (Шипованная резина)

    Для чего в транспортных средствах, имеющих шипованные шины, устанавливают такой знак? (Этот знак означает для сзади идущих машин - Держи дистанцию. Укороченный тормозной путь.
    Транспортные средства, у которых установлены шины с шипами, на обледенелом покрытии имеют более высокую эффективность торможения и укороченный тормозной путь, который примерно в 2 раза меньше, чем тормозной путь транспортных средств без шипов.)

    Законы оптики

    (Такие наклейки в темноте начинают светиться и становятся очень заметными. На самом деле в наклейке нет ни лампочек, и она ни как не подсвечивается; свечение происходит за счет отражения света материалом, из которого и изготовлена светоотражающая наклейка.)
    А теперь отгадайте загадки:

    Тем прибором выявляют
    Тех, кто скорость превышает.
    Говорит локатор строгий:
    - Нарушитель на дороге! Радар
    Все водителю расскажет,
    Скорость верную укажет.
    У дороги, как маяк,
    Добрый друг - … Дорожный знак
    Красный круг, а в нем мой друг,
    Быстрый друг - велосипед.
    Знак гласит: здесь и вокруг
    На велосипеде проезда нет. Езда на велосипедах запрещена
    Примостился над дорогой
    И моргает очень много,
    Изменяя каждый раз
    Цвет своих округлых глаз. Светофор
    Бежит, иногда гудит.
    В два глаза зорко глядит.
    Только красный свет настанет –
    Он в момент на месте встанет. Автомобиль
    Слог мой первый спать велит,
    Средний - в музыке звучит,
    А последний меру знает;
    Целым скорость измеряют. Спидометр
    Подведение итогов:

    В жизни много опасностей и одна из них - дорога, чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека.
    Законы физики неумолимы. Их действие нельзя отменить по вашему желанию. Они действуют всегда и везде. Мы должны их знать и правильно использовать. Физика - это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать нашу жизнь безопасной.

    Слайд 2

    План презентации

    Общие сведения об автомобилях. Почему автомобиль движется? Задачи о движущемся автомобиле. Расчёт тормозного пути. Почему возникают ДТП? Безопасность пассажиров Как вести себя в экстремальной ситуации?

    Слайд 3

    Самодвижущийся экипаж (а именно так переводится слово «автомобиль») создали в 1885 году немецкие изобретатели Карл Бенц и Готлиб Даймлер. Появиться автомобиль смог только благодаря изобретению Даймлером в 1883 году бензинового двигателя внутреннего сгорания - цилиндрической камеры, внутри которой вперед-назад движется поршень. В цилиндры двигателя впрыскивается смесь воздуха с капельками бензина, приготовленная в карбюраторе. Поршень сжимает смесь, электрическая искра зажигает ее, и горячие газы сгоревшей смеси с силой толкают поршень обратно - происходит рабочий ход. На обратном пути поршень выжимает продукты сгорания из цилиндра, а затем засасывает новую порцию смеси. Поршни, двигаясь, вращают коленчатый вал. Двигатель соединён с коробкой передач - системой шестерен, которые позволяют изменять скорость автомобиля, и через нее с ведущими колесами (передними, задними или с обоими).

    Слайд 4

    Работа четырёхтактного двигателя

    1 такт работы ДВС(такт впуска) 2 такт работы ДВС (такт сжатия) 3 такт работы ДВС (рабочий такт) 4 такт работы ДВС (такт выпуска):

    Слайд 5

    В четырёхтактном двигателе одновременно совершаются все такты: A – впуск; B – сжатие; C – рабочий ход; D – выхлоп. Один рабочий ход за два оборота вала.

    Слайд 6

    В 1908 году появился и первый российский автомобиль «Руссо-Балт». Его выпуск наладили на Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе в Риге. С каждым годом улучшалась конструкция автомобилей, росла скорость, мощность двигателя, менялся внешний вид. За каких-нибудь сто лет автомобиль изменил мир. Сама машина тоже изменилась. Неуклюжий «безлошадный экипаж» превратился в быстрый, удобный и надёжный транспорт. Во время движения автомобиля и бензиновые, и дизельные двигатели выбрасывают через выхлопную трубу отработанные горячие газы. В этих газах много вредных веществ, которые отравляют окружающую среду. Во многих странах приняты жёсткие требования к двигателям автомобилей, ограничены нормы выброса вредных веществ. Но автомобилей в мире сотни миллионов и, конечно, они наносят большой ущерб природе.

    Слайд 7

    Автомобильные конструкторы давно пытаются заменить бензиновый двигатель электрическим. Автомобиль с электрическим мотором называют электромобилем. Но электрический мотор по мощности гораздо слабее бензинового, а его зарядные устройства - аккумуляторы - не рассчитаны на долгую поездку без подзарядки. В начале 21 века появились гибридные двигатели, то есть автомобиль оснащается и бензиновым, и электрическим моторами.

    Слайд 8

    Современный легковой автомобиль

    Обычный легковой автомобиль рассчитан на трёх-четырёх пассажиров, не считая водителя, и относительно небольшого количества груза в багажнике или в заднем отсеке кузова. Однако есть также и миниатюрные двухместные машинки для города, и огромные, на 7-8 пассажиров - автомобили представительского класса. Современный легковой автомобиль оснащён множеством электронных схем, которые отслеживают самые различные параметры работы. Автомобильная электроника управляет работой двигателя, сообщает водителю о неполадках, о количестве топлива, о скорости автомобиля, отслеживает комфортную температуру в салоне, способна даже определить место нахождения автомобиля в любой точке Земле и даже проложить оптимальный маршрут движения.

    Слайд 9

    Роботизированная линия сборки, управляемая компьютером и запрограммированная на производство около 3000 сварных швов на корпусе каждого автомобиля, проходящего по конвейеру.

    Слайд 10

    Современное высокоавтоматизированное производство широко использует промышленные роботы. Автоматизированные линии и целые заводы уже не редкость. При наличии отработанной технологии и гарантированного качества используемых комплектующих человека вполне может заменить автомат. Постоянно работающие заводы способны производить сборку из готовых деталей не только автомобилей, но и электронных изделий, бытовой техники и вообще любой продукции, состоящей из стандартизованных комплектующих.

    Слайд 11

    В каких случаях автомобиль начинает двигаться самостоятельно

    Автомобиль может скатиться вниз не с любого возвышения. На автомобиль, находящийся на наклонной плоскости, действуют три силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз, сила нормального давления, направленная перпендикулярно плоскости, и сила трения покоя, направленная вдоль наклонной плоскости вверх. Автомобиль может находиться на плоскости в равновесии, если выполняется условие:

    Слайд 12

    Роль силы трения покоя в движении автомобиля

    Сила трения покоя препятствует относительному движению тел, поэтому она часто «передаёт» механическое движение от одних тел к другим. Например, сила трения покоя «разгоняет» автомобили. Колесо автомобиля, вращаясь, толкает дорожное полотно назад, действуя на него силой трения покоя (нижняя точка колеса покоится). При этом Земля толкает колесо, а вместе с ним и автомобиль, соединённый с колесом, вперёд.

    Слайд 13

    Почему возникает сила трения качения?

    Если сила трения покоя помогает автомобилю двигаться, то сила трения качения мешает этому При качении колесо немного вдавливается в поверхность, из-за чего катящемуся телу приходится всё время как бы вкатываться на небольшую горку – это и является главной причиной силы трения качения. Поэтому трение качения тем меньше, чем твёрже поверхности обоих тел – колеса и дороги. Вот почему хорошие дороги делают с твёрдым покрытием.

    Слайд 14

    Одновременное действие сил трения покоя и сил трения качения при движении грузовика с двумя ведущими колесами.

    Слайд 15

    Дорога

    Современная автомобильная дорога – сложное сочетание инженерных сооружений. Она снабжена сигнальными знаками и указателями, наклонными виражами на поворотах, мостами вместо перекрёстков, транспортными развязками. Многоярусная дорожная развязка в центре города.

    Слайд 16

    Дорожные знаки

    Дорожное движение регулируется знаками и правилами. Дорожные знаки - элемент оборудования дороги в виде щитка определенной формы с условными обозначениями или надписями, предназначенными для информации участников движения о конкретных условиях движения и состоянии дороги. Подразделяются на предупреждающие, приоритетные, запрещающие и информационно-указательные.

    Слайд 17

    Физический смысл дорожных знаков

    В основе знаков и правил, регламентирующих дорожное движение, лежат объективные физические законы. Например, существование знаков, изображённых выше, обусловлено необходимостью учёта явления инерции.

    Слайд 18

    Светофор регулирует движение автомобилей и пешеходов на улице, поездов на железной дороге. Переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора. Обходить автобус и троллейбус сзади, а трамвай - спереди

    Слайд 19

    Зеркала заднего вида автомобиля

    Для улучшения обзора дороги применяют зеркала заднего вида. В качестве зеркал заднего вида в автомобилях используют выпуклые зеркала. Они образуют прямые, уменьшенные, мнимые изображения, увеличивающие обзор.

    Слайд 20

    Что такое скорость? - Мадам, вы нарушили правила дорожного движения: вы ехали со скоростью 90 км/ч. - Я всего 7 минут назад выехала из дома, как же я могла проехать 90 километров в час. - Но если бы вы продолжали так ехать, то проехали бы за час 90 километров. - А я и не собиралась так ехать целый час! Я собиралась проехать ещё один квартал и остановиться. Как бы вы на месте полицейского объяснили, что такое скорость, и доказали, что правила дорожного движения всё-таки были нарушены?

    Слайд 21

    Измерение скорости движения

  • Слайд 22

    Задачи о движущемся автомобиле

    Среди множества задач о движущихся телах в механике задачи о движущемся автомобиле занимают особое место. Каждый из нас был пассажиром автомобиля, неоднократно наблюдал разнообразные ситуации на дорогах, хотел бы научиться водить автомобиль, т. е. представляет себя и в роли пассажира, и в роли пешехода. Задачи с конкретным физическим содержанием решать гораздо интереснее.

    Слайд 23

    Первым автомобилям запрещалось ехать со скоростью больше 3 километров в час. Впереди машины должен был идти человек с флагом для оповещения других участников движения. Рекорд скорости для автомобиля был установлен в 1983 году на английском автомобиле «Траст-2». Он развил скорость почти 1020 километров в час. Правда, вместо автомобильного двигателя на «Трасте» стоял двигатель от реактивного самолета.

    Слайд 24

    Задача 1

    Нажимая на педаль «газ», водитель увеличивает мощность, развиваемую двигателем автомобиля. При какой мощности начнётся пробуксовка колёс автомобиля, если коэффициент трения между шинами и дорогой 0,2, масса автомобиля 1 т, скорость автомобиля 60 км/ч, КПД двигателя 40 %?

    Слайд 25

    Задача 2

    Автомобиль движется по выпуклому мосту, имеющему форму дуги радиусом 40 м. Какое максимальное ускорение в горизонтальном направлении может развить автомобиль в верхней точке моста, если в этой точке его скорость 50,4 км/ч? Коэффициент трения колёс автомобиля о мост 0,57.

    Слайд 26

    Движение вверх по наклонной плоскости

    Задача 3 С каким максимальным ускорением может двигаться вверх по наклонной дороге автомобиль? Считать угол наклона полотна дороги и коэффициент трения между колёсами автомобиля и дорогой известными.

    Слайд 27

    Задача 4

    Грузовой автомобиль массой М = 4 т тянет за нерастяжимый трос вверх по уклону легковой автомобиль с выключенным двигателем. Автомобили движутся с ускорением 0,6 м/с2. Какова максимально возможная масса легкового автомобиля m, если угол наклона равен arcsin 0,1, а коэффициент трения между шинами грузового автомобиля и дорогой 0,2? Силой трения качения, действующей на легковой автомобиль, пренебречь.

    Слайд 28

    Силы, действующие на автомобиль при повороте

    Ускорение автомобиля обусловлено равнодействующей всех приложенных к автомобилю сил. Сила тяжести и сила реакции опоры направлены вертикально и компенсируют друг друга. Поэтому горизонтально направленное ускорение автомобилю сообщает сила трения покоя между колёсами и дорогой, что позволяет рассчитать допустимую скорость на повороте:

    Слайд 29

    Задача 5

    Шофёр грузовика, едущего со скоростью 72 км/ч, заметил на дороге знак. Сможет ли он, не сбавляя скорость, проехать поворот, если радиус поворота 25 м? Считайте значение коэффициента трения покоя равным 0,4. Почему водитель должен быть особенно внимательным в сырую погоду, во время листопада или при гололёде?

    Слайд 30

    Задача 6

    Оцените силу натяжения ремней безопасности, удерживающих водителя в автомобиле, если автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, в результате столкновения со столбом получил вмятину глубиной 60 см. Оцените силу, деформирующую кузов автомобиля.

    Слайд 31

    Расчёт тормозного пути автомобиля

    Тормозной путь - расстояние, пройденное транспортной машиной от начала торможения до полной остановки. Зависит от эффективности тормозных механизмов, времени срабатывания привода и тормозов, скорости движения, силы сцепления колес с опорной поверхностью (дорога, рельсы и т. п.).

    Слайд 32

    Пусть транспортное средство массой М, движущееся со скоростью υ, начинает тормозить, чтобы остановиться. Путь, пройденный автомобилем до остановки, можно определить, пользуясь теоремой о кинетической энергии: при неизменной силе трения тормозной путь тем больше, чем больше начальная кинетическая энергия автомобиля.

    Слайд 33

    Расчёт тормозного пути автомобиля по графику скорости

    Обратите внимание: путь, пройденный автомобилем до остановки, пропорционален квадрату его начальной скорости. Например, при увеличении скорости в 2 раза тормозной путь увеличивается в 4 раза! Вот почему движение на слишком большой скорости представляет опасность для водителя, пассажиров, пешеходов и других автомобилей.

    Слайд 34

    Задача, которую удобно решать графическиЗадача 7

    За пятую секунду равнозамедленного движения автомобиль проходит 50 см и останавливается. Какой путь прошёл автомобиль за третью секунду? Какую скорость имел автомобиль перед началом торможения?

    Слайд 35

    Задача 8

    На участке дороги, где установлен дорожный знак, изображённый на рисунке, водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГАИ обнаружил по следу колёс, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому бетону) равен 0,6?

    Слайд 36

    Осторожно, пешеходы!

    Прежде чем выбежать на проезжую часть перед движущимся транспортным средством, вспомните про его тормозной путь. Даже при небольшой скорости грузовик обладает значительной кинетической энергией, так как обладает значительной массой. Масса легкового автомобиля меньше, чем у грузовика, но легковые автомобили обычно движутся с большими скоростями. При большой кинетической энергии тормозной путь такого транспортного средства может оказаться слишком длинным.

    Слайд 37

    Почему возникают ДТП?

    Улица часто становится местом, где возникают экстремальные ситуации. Опасность представляют собой общественный транспорт, грузовики и легковые автомобили. Причем, не только для тех, кто находится внутри, но и для пешеходов. А потому главное - необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения. К ДТП могут привести невнимательность водителя или пешехода, нарушение правил дорожного движения, неисправность транспорта, плохая или скользкая дорога. Следует быть особенно осторожным и внимательным при переходе через дорогу, на переездах, посадочных платформах.

    Слайд 38

    Задача 9. Какая машина крепче? При столкновении грузовика с легковой машиной повреждение получает главным образом легковая. Но ведь согласно III закону Ньютона на обе машины должны действовать одинаковые силы, которые должны произвести одинаковые повреждения. Как объяснить это противоречие?

    Слайд 39

    Что происходит с кинетической энергией при столкновении?

    Задача 10 Какое столкновение автомобилей опаснее: лобовое или удар в заднюю часть тормозящей машины? Почему?

    Слайд 40

    Безопасность пассажиров

    Сидящие в движущемся автомобиле пассажиры обладают кинетической энергией. При внезапной остановке автомобиля каким-либо препятствием пассажир ещё продолжает движение по инерции и может травмироваться. Существуют различные защитные устройства, призванные уберечь водителя и пассажиров от ударов о ветровое стекло или руль автомобиля, потерявшего скорость.

    Слайд 41

    Конструкторы приложили немало усилий для того, чтобы сделать автомобиль безопасным. Все детали, применяемые в автомобилестроении, сделаны из негорючих материалов. Автомобильное стекло - триплекс - при ударе не разлетается на острые осколки. Пассажиров автомобиля попавшего в аварию спасут от травм подушки безопасности, спрятанные в различных местах салона. Но и обязательное пристегивание ремнями безопасности может спасти жизнь. Ребёнка можно перевозить только на заднем сиденье машины, а малышей - в специальном кресле, которое снабжено ремнями безопасности. Пешеходу же переходить дорогу только в положенных местах, где водитель наиболее внимателен!

    Слайд 42

    Испытания систем безопасности автомобиля

    Испытания систем безопасности автомобиля на заводах БМВ и «Вольво». В современном мире моторов и высоких скоростей сохранение жизни и здоровья водителя и пассажиров является важнейшей задачей. Для того чтобы испытать системы аварийной защиты, на предприятиях проводят искусственные аварии, максимально приближенные к возможным катастрофам. Автомобили разбивают о стены, заставляют сталкиваться друг с другом, опрокидывают, переворачивают. По результатам испытаний дорабатывают конструкции или полностью отказываются от компоновки кузова, не обладающего требуемым уровнем защиты пассажиров и водителя.

    Слайд 43

    Как вести себя в экстремальной ситуации?

    Что делать, если столкновение с каким-то препятствием неизбежно? Главное - сохранять самообладание, до предела напрячь мышцы, постараться защитить в первую очередь голову и грудь, вдавиться спиной в сиденье автомобиля или лечь на сиденье. Если автомобиль упал в воду, покидать его надо через лобовое окно (при открытой двери он тонет слишком быстро), разбив его тяжёлым предметом. Сразу же после аварии на дороге необходимо выбраться из автомобиля через двери или окна: возможно возгорание!

    Слайд 44

    Использованные информационные ресурсы:

    Ланина И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М., 1991. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006, 10 CD. Иллюстрированный энциклопедический словарь, 2 CD. Энциклопедия «Мир вокруг нас», CD. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006, 2 CD. Физика, 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий, CD. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. ФИЗИКА-10. Интерактивный учебник и др.

    Посмотреть все слайды

    Статистика аварийности в Петрозаводске такова, что 80% всех сбитых пешеходов приходится именно на пешеходные переходы. В подобного рода ДТП люди страдают не только физически, но и судьбы могут оказаться покалеченными. Причинение тяжкого телесного вреда здоровью или смерти в результате управления транспортным средством зачастую влечет уголовную ответственность. В итоге, одни лишаются близкого человека по причине смерти, другие - вынуждены ждать из мест заключения. И тот, и другой вариант плачевны.

    С целью проинформировать и водителей, и пешеходов об опасностях, которые таит в себе пешеходный переход, и написана эта статья.

    Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой, выделенный для движения пешеходов.

    По своему виду бывают РЕГУЛИРУЕМЫЕ и НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ пешеходные переходы.

    Порядок движения пешеходов определяется 4 разделом Правил (и некоторыми пунктами 6 раздела). Порядок движения транспортных средств регламентируется 14 разделом Правил.

    Требования к пешеходам

    На регулируемых пешеходных переходах пешеходы двигаются, исходя из сигналов светофора. При этом, если имеется специальный пешеходный светофор (выполнен в виде силуэта пешехода), пешеходы двигаются, исходя из его сигналов. На транспортный светофор - не обращают внимания. При этом, красный - является ЗАПРЕЩАЮЩИМ сигналом, зеленый – РАЗРЕШАЮЩИМ. Если пешеходного светофора нет – пешеходы двигаются, исходя из сигналов ОСНОВНОГО транспортного светофора. (рис. 2).

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы пользуются преимущественным правом на движение. Однако на пешеходов накладывается обязанность – убедиться, что переход будет для них безопасен. Для этого они обязаны ДО ВЫХОДА НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ оценить расстояние и скорость приближающегося транспорта и не выходить на дорогу, если переход не будет безопасен (рис. 3).

    Вне зависимости от вида перехода, переходя проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться.

    Требования к водителям

    Касаемо регулируемых пешеходных переходов. Когда пешеходам горит разрешающий сигнал светофора, а транспортным средствам - запрещающий, они (ТС) должны остановиться либо перед стоп-линией (рис. 4), либо (в случае отсутствия стоп-линии) перед светофором (рис. 5). Наглядным примером может послужить пешеходный переход на улице Кирова возле Горбольницы – стоп-линия имеется, останавливаемся перед ней. Пешеходный переход на Ленинградской напротив "Ленты" – останавливаемся перед светофором (отъезжая от Ленты, водители часто принимают этот участок за перекресток и двигаются через регулируемый пешеходный переход на запрещающий сигнал светофора).

    При включении разрешающего движение сигнала светофора водители должны дать пешеходам закончить маневр (рис. 6).

    Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель обязан снизить скорость или остановиться с целью ПРОПУСТИТЬ пешехода. ПРОПУСТИТЬ – означает, что водитель может проехать только за «спиной» у пешехода. Пешеход прошел – водитель проехал. А вот для выполнения требования «пропустить», уже смотрим, что будет достаточно выполнить. Достаточно просто снизить скорость (отпустить педаль газа и/или слегка притормозить) (рис. 7), или потребуется остановка (рис. 8).

    Так же, если перед пешеходным переходом замедлилось или остановилось транспортное средство, то водители других транспортных средств могут продолжить движение (проследовать через пешеходный переход) только убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов. (рис. 9).

    Казалось бы, все просто и понятно, но люди попадают под колеса, получают травмы, а порой и гибнут.

    Чтобы не стать участником подобных происшествий, предлагаю разобрать ряд потенциально опасных ситуаций.

    Сперва хотелось бы обратиться к пешеходам.

    Люди помните, когда Вы погибните или получите серьезные увечья, Вам уже будет все равно - правы Вы были или нет. Поэтому ВСЕГДА, прежде чем переходить дорогу, УБЕДИТЕСЬ В СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Не начинайте переход, если он не будет безопасен для Вас. Помните, автомобиль (даже технически полностью исправный) сразу остановить НЕВОЗМОЖНО! Существует понятие «Остановочный путь» - путь, который проедет транспортное средство с момента обнаружения водителем какой-либо опасности до полной остановки.

    Остановочный путь складывается из «пути за время реакции водителя » и «тормозного пути » (рис. 10).

    Путь за время реакции водителя – путь, который проедет транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до начала действий по ее устранению. Все это время автомобиль двигается без снижения скорости. Никаких шагов водитель еще не предпринял – он увидел опасность и просто перенес ногу с одной педали на другую. Среднее время реакции водителя считают равным 1 секунде. Перед многими пешеходными переходами висит знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч. При указанной скорости автомобиль за секунду проезжает порядка 11 метров.

    Тормозной путь – путь, который проедет транспортное средство с момента начала торможения до полной остановки. У технически исправного автомобиля тормозной путь при скорости в 40 км/ч не должен превышать 14.7 метра.

    Несложным математическим действием «сложение» можно получить, что при скорости всего 40 км/ч, остановочный путь технически исправного автомобиля будет равным порядка 26 метров! Это «голая» физика из школьного учебника – раздел динамика. Эти законы пока ни президент, ни премьер не отменили своими указами, значит они легитимны. Отсюда следует, что когда пешеход, не глядя по сторонам, выходит, или того хуже, выбегает, на дорогу в 10 метрах от автомобиля, быть не сбитым шансов НЕТ!
    Как бы парадоксально не звучало, но разметка «зебры» не добавляет +100 брони.

    В марте 2013 года были очевидцами ситуации, когда перед переходом заранее пытается остановиться автомобиль. Март славен тем, что днем теплеет, вечером подмораживает, и на дороге образуются ледяные колеи. Водитель применяет так называемое прерывистое торможение, но автомобиль, попав на лед, скользит вперед. Видя неудачные попытки водителя остановиться, пешеходы тупо шли ему под колеса. Когда все же автомобиль остановился в 50 см от человека, пешеход начал высказывать водителю, насколько тот не прав.

    Вопрос к пешеходу: «Когда тебе сломает позвоночник и дальнейшая жизнь будет в форме «овоща», будешь ли ты жалеть, что мог, но не задержался всего на пару шагов?»

    И еще очень важный момент – пешеходный переход – ЭТО ВЫДЕЛЕННЫЙ УЧАСТОК проезжей части. Когда пешеход переходит дорогу в двух, трех, пяти (нужную цифру поставить самим) метрах перед или после пешеходного перехода – это переход В НЕПОЛОЖЕННОМ МЕСТЕ (рис. 12)

    Отдельно хотелось бы затронуть переход дороги на перекрестках «по диагонали» . Уважаемые пешеходы. Пункт 4.3 Правил гласит: переходить дорогу на перекрестках допускается ТОЛЬКО ПО ЛИНИИ ТРОТУАРОВ ИЛИ ОБОЧИН. Никаких диагональных пересечений быть не должно! Транспортные средства НЕ ДОЛЖНЫ из-за Вас (Вашего диагонального перехода) менять траекторию своего движения.

    Теперь к водителям

    Самая частая ситуация наезда на пешехода - это ограниченная видимость перехода (припаркованный транспорт, сугробы, насаждения и прочее) и не снижение скорости.

    Поэтому, увидев знак или разметку, ВСЕГДА ПОВЫШАЙТЕ ВНИМАНИЕ, осмотритесь по сторонам. Пешехода, намеривающегося переходить дорогу, видно сразу. Если видимость ограничена – СНИЖАЙТЕ скорость движения.

    Помните, касаемо пешеходных переходов, Правила запрещают ряд маневров. А именно:

    1.​ Разворот. Разворот запрещен только на переходе. Перед или после перехода (если нет иных запрещающих факторов – например сплошная линия разметки) разворот не запрещен. В школах учат – посмотри налево, дойди до середины - посмотри направо. Водителю при движении в направлении разворота (траектория движения налево) видимость закрывает боковая стойка лобового стекла. Таким образом, пешеход и водитель выполняющий маневр разворота могут просто не увидеть друг друга. (рис. 13).

    2.​ Движение задним ходом . Движение задним ходом таит в себе много опасностей. Недаром в Правилах прописано даже обращение за помощью к другим людям. Двигаясь задним ходом, водитель может контролировать только ОДНО направление (либо смотрим в правое, либо в левое зеркало. Либо повернули голову через правое плечо, либо через левое). Сразу два контролировать НЕВОЗМОЖНО (рис. 14).

    3.​ Остановка . Остановка, т.е. кратковременное прекращение движения, запрещена, как на пешеходном переходе, так и ближе 5 метров перед ним. Остановившимся автомобилем Вы закрываете видимость и пешеходам и другим водителям. Даже, если Вам надо «всего на секундочку». Возможно некоторые не поверят, но даже включенная «аварийка» не дает права на «да я быстро высажу и уеду» (рис. 15).

    4.​ Стоянка. Если у нас запрещено кратковременное прекращение движения, то вполне логично, что также запрещено и долговременное. Как на пешеходном переходе, так и ближе 5 метров перед ним.

    5.​ Обгон . Несмотря на тот факт, что согласно Правил обгон запрещен только при наличии пешеходов на переходе, лучше от этого маневра на переходе воздержаться. Помните, что обгоняемый транспорт может закрывать Вам видимость, и пешеход может неожиданно появиться перед Вами. Хотя еще раз оговорюсь, что запрещен обгон только при наличии пешеходов на переходе.

    Потенциально опасные ситуации

    Перед переходом замедляет движение транспортное средство. Особенно, если это крупногабаритный автомобиль (рис. 16).

    Опасностей в этой ситуации несколько:

    1.​ Из-за габаритов ни водитель, двигающийся по соседней полосе (в соседнем ряду), ни пешеход, друг друга не видят. Их, как бы, друг для друга не существует.

    2.​ Замедление грузового автомобиля, с точки зрения водителя легковушки, не всегда явно выражено. В моей жизни был период, когда я управлял 30-тонной Сканией. В груженом состоянии первые пять передач разгоняли автомобиль всего до 20 км/ч. Это означает, что едешь, давишь педаль газа, работаешь рычагом коробки передач, а скорости нет. И если попадаешь в ситуацию с пешеходом, то порой достаточно просто убрать ногу с педали газа. С позиции водителя легковушки, грузовик и так не разгонялся вовсе, т.к. динамика разгона разная.

    3.​ «Психология пешехода». С точки зрения пешехода, основную опасность представляет для него тот, кого он видит (ближний к нему транспорт). И опасный участок пешеход стремиться преодолеть как можно быстрее... И неожиданно выбегает под колеса. Примеров таких наездов немало, множество роликов с видеорегистраторов размещенных в сети.

    Поэтому, еще раз. Если перед пешеходным переходом снизило скорость (замедлилось) или остановилось транспортное средство, особенно крупногабаритное, приготовьтесь также ОСТАНОВИТЬСЯ перед переходом.

    Пешеход дошел до середины дороги, но со встречного направления двигается транспорт, который его (пешехода) явно не намерен пропускать (рис. 17).

    Также распространенная ситуация. Заложником ее могут стать и водитель и пешеход.

    4.​ Психология пешехода - "на участке, который я преодолел (тот который остался за спиной) со мной ничего не случилось – значит там безопасно"

    5.​ Психология водителя - "мою полосу (сторону дороги, ряд и т.д.) пешеход преодолел – значит его можно «выключить» из поля внимания".

    По итогу, пешеход делает шаг (а то, и не один) назад, туда, где по его мнению безопасно (он ведь уже это прошел и ничего с ним не произошло). Водитель уже на пешехода внимания не обращает (он же преодолел мою сторону дороги). Как результат, пешеход шагает в аккурат под колеса проезжающего автомобиля.

    Подъезжающие к пешеходному переходу водители не смотрят заранее по сторонам.

    Очень распространенная картина, влекущая создание ДТП в попутном направлении.

    6.​ Пешеходные переходы устраивают в местах с хорошей видимостью дороги в обе стороны. Это означает, что и пешеход, и водитель, будь они внимательны, могут заранее друг друга увидеть. Водитель, приближаясь к пешеходному переходу, ЗАРАНЕЕ посмотри по сторонам. Пешехода, намеревающегося переходить дорогу видно сразу. Не тяни до последнего. Если ты отпускаешь педаль газа, то перенеси ногу и поставь ее на педаль тормоза. Сзади загорятся стоп-сигналы и двигающиеся позади тебя водители будут готовы к остановке ЗАРАНЕЕ!

    7.​ Водители, двигающиеся в потоке, не забывайте также смотреть по сторонам. Вы тоже можете увидеть пешехода. Но очень часто люди смотрят только перед собой, на заднюю часть впереди едущего авто, и что творится по сторонам, они не видят. Если впереди едущий тормозит в последний момент, то как раз аварии в попутном направлении и случаются.

    Пешеходы носите одежду со светоотражающими вставками

    Применение светоотражающих вставок на одежде позволяет ГОРАЗДО раньше ОБНАРУЖИТЬ пешехода в темное время суток.

    Также помните, в условиях Карелии, днем случаются ситуации, когда солнце «висит» на уровне глаз водителя и видимость дороги затруднена.