Ездил ли сам гитлер на машине. Автомобильные cтрасти Адольфа Гитлера. Автомобили известных диктаторов мира

Бронированный 400-сильный "туренваген" Адольфа Гитлера.
1942 год.

Эта помпезная машина именовалась "Гроссер-Мерседес", что означало "Большой" или
"Великий Мерседес", а попросту ее называли еще короче - "Гитлер-ваген".
Она относилась к знаменитым творениям, к которым в свое время подходил термин "самый-самый":
770-й "Мерседес" был самым длинным, мощным и тяжелым легковым автомобилем мира,
принадлежавшим самым известным людям планеты.
С другой стороны он являлся воплощением силы и мощи нацистского Третьего рейха, став символом
его безудержного стремления к величию во всем, будь то политика мирового превосходства или
лучшие и самые крупные в мире автомобили.
Пользоваться 770-м "Мерседесом" в нацистской Германии означало входить в элитный круг наиболее богатых и влиятельных слоев правящей национал-социалистической партии, в ближайшее окружение
фюрера или верхушки финансовой и промышленной олигархии.
Заманчивую таинственность модели 770 придавала ее принадлежность самому Гитлеру и его сподвижникам. С момента прихода к власти фюрер проявлял особую предрасположенность к автомобилям "Мерседес-Бенц"
и в разное время пользовался парадными кабриолетами 540К и трехосными фаэтонами G-4.
Правда, в первые дни образования Третьего рейха между руководством концерна "Даймлер-Бенц"
и новым рейхсканцлером отношения сложились натянутые.
Говорят, фюреру просто не нравилось имя австрийской девочки еврейской национальности Мерседес, данное когда-то этим машинам, поэтому, придя к власти, он стал требовать "срочного вливания арийской крови в новые автомобили".
В феврале 1933 года хороший друг фюрера и заодно член правления концерна Якоб Берлин "случайно" встретился с ним на очередном Берлинском автосалоне и намекнул, что имя-то это испанское и означает "милость", напомнив также, что с Испанией у Гитлера складывались самые милые отношения.

Седан 770-й серии выпуска 1943 года, принадлежавший Гиммлеру.

Как аргумент в поддержку своих доводов фюреру тут же вручили "Мерседес-Бенц 770".
Осознав ведущую роль "Даймлер-Бенца" в германском автомобилестроении, Гитлер стал поощрять
все его работы, а фирма верноподданно служила своему фюреру, внося немалые средства в партийную кассу.
Первые четыре "Мерседеса-770" (заводское обозначение W-07) построили еще в 1930 году, будто чувствуя, что через несколько лет столь престижные машины сыграют важную роль в истории фирмы. Сначала же новый автомобиль был создан для противостояния таким же огромным и мощным творениям "Майбаха" и "Хорьха".
Машины снабжались рядным 8-цилиндровым двигателем, который в стандартном исполнении развивал 150 л.с., с нагнетателем - 200 сил, а в особых случаях - 230 л.с.
Эти варианты оборудовали длинными угловатыми открытыми и закрытыми кузовами на 5-7 мест.
Их внешней отличительной особенностью стала слегка клиновидная "шевронная" хромированная решетка радиатора.
До 1938 года их собрали всего 117 экземпляров. Один из них вручили бывшему кайзеру Вильгельму II, жившему в изгнании.
В 1938 году началось изготовление второго поколения 770-й серии с индексом W-150. Внешне машины повторяли традиционный "мерседесовский" стиль 1930-х годов, но стали еще длиннее, мощнее и тяжелее, имели необыкновенно солидную приземистую осанку, которую усиливали широкие массивные крылья и низкие кузова, огромный клиновидный мелкосотовый радиатор, вместительный задний багажник округлой формы и 17-дюймовые дисковые колеса.

Фаэтон «Мерседес-Бенц 770» для руководства Третьего рейха.
1938 год.

Мощность мотора в "атмосферном" режиме составляла 155 сил, а с компрессором возрастала до 230 л.с.
В конструкции шасси можно было найти ряд интересных решений: впервые в мире была использована 5-ступенчатая коробка с последней ускоряющей ступенью (передаточное отношение 0,713), рама сваривалась из труб овального сечения, мосты подвешивались на рычагах и пружинах с фрикционными амортизаторами, причем задняя подвеска типа "Де Дион" снабжалась двумя пружинами с каждой стороны. Барабанные тормоза приводились гидропневматической системой.
По сравнению с предыдущей серией колесную базу увеличили на 130 мм, а длина достигла 6 м.
При собственной массе 3400-3600 кг автомобиль разгонялся до скорости 170 км/ч.
Машины комплектовались двумя типами 7-местных кузовов: два самых престижных кабриолета Вир,
фаэтон и "пульман-лимузин", на которых впервые появился электромагнитный механизм
централизованного запирания дверей.
Особый интерес представляет бронированный вариант 770 (W-150II), собиравшийся по заказам лидеров Третьего рейха.
Он известен в двух 7-местных вариантах - "пульман-лимузин" и "туренваген" - 4-дверный фаэтон
с мягким верхом.
Толщина стальных листов, установленных внутри боковых панелей, под полом, во всех дверях и в поперечных переборках достигала 18 мм, толщина пуленепробиваемых стекол - 43 мм.
На 19-дюймовых колесах ставили пулестойкие шины.
Три топливных бака вмещали 300 л бензина.
Все это сказалось на увеличении полной массы до 5420 кг.
Чтобы обеспечить этой 6-метровой громадине скорость 180 км/ч, мощность двигателя в компрессорном режиме достигла рекордной по тем временам величины 400 л.с.
Автомобилей "Мерседес-770" второй серии изготовили 88 экземпляров, в том числе 19 штук для лидеров нацистской Германии и ее ближайших друзей и союзников.

Лимузин «Мерседес-Бенц 770» для диктатора Салазара.
1939 год.

Они принадлежали Гитлеру, Гиммлеру и Герингу, японскому императору Хирохито, финскому
маршалу Маннергейму, испанскому генералу Франко, португальскому диктатору Салазару,
болгарскому царю Борису III, конструкторам Эрнсту Хейнкелю и Бернеру фон Сименсу.
Особого внимания в серии 770 всегда уделяли машинам, которые служили фюреру передвижными
трибунами и парадными экипажами.
Их оригинальной особенностью стало заднее сиденье, приподнимавшееся на 13 см, чтобы народу
было лучше видно своего любимого фюрера, не отличавшегося высоким ростом.
На одном из таких бронированных 7-местных "туренвагенов" с регистрационной табличкой IА-103708
в июне 1940 года Гитлер принимал в Берлине парад, посвященный первому успеху немецко-фашистских войск на западном фронте.
После этого он долгое время хранился в подземном гараже высокогорной альпийской резиденции
фюрера Бергхоф близ Берхтесгадена, где Гитлер хвалился им своим редким гостям.
3 мая 1945 года его захватил 2-й танковый дивизион армии генерала Леклерка.
Автомобиль попал в руки французского капитана, негра из Чада, который передал его своему
начальнику.
Пройдя через руки нескольких хозяев, "Мерседес" Гитлера оказался в стенах самой престижной во Франции автомобильной коллекции в замке Роштайе под Лионом.
И сегодня с благоговением к истории можно полюбоваться этим гигантским иссиня-черным
автомобилем с двумя красными флажками со свастиками на передних крыльях и со щербиной
от пули на левом стекле.
Известно, что такую же машину Гитлер вручил в свое время Сталину.
Только вряд ли мы когда-нибудь узнаем, за какие заслуги, как и судьбу этого уникального подарка.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 770" (1942 год)
Число мест - 7. Двигатель рядный 8-цилиндровый с компрессором, рабочий объем - 7655 см3,
мощность - 160/400 л.с. при 3200/3600 об/мин. Коробка передач механическая 5-ступенчатая.
База - 3880 мм. Колея передняя - 1600 мм, задняя - 1650 мм. Длина - 6000 мм.
Масса - 4780 кг. Максимальная скорость - 180 км/ч. Средний расход топлива - 38/55 л на 100 км.

Америка как одна из стран-победительниц Второй мировой войны претендовала на большую долю военных приобретений, контрибуций, трофеев и неожиданных находок, среди которых одной из самых ярких и знаменитых является кабриолет Мерседес Бенц 770, парадный автомобиль Гитлера, прибывший в Нью-Йорк 28 июня 1948-го.

Любимый автомобиль Гитлера в Нью-Йорке

Немецкого гостя встречала целая армия фотографов и новый хозяин – Кристофер Янус, которые заплатил деньги, но вживую свой новый аппарат ещё не видел. Приобретение нацистского раритета произошло совершенно случайно.


Знаменитый гитлеровский лимузин на пирсе в Нью-Йорке по прибытии из Швеции.

К 35-т годам сын иммигрантов из Греции и выпускник Гарварда приобрел большое влияние в бизнес-сфере, водил дружбу с миллионерами и голливудскими титанами, заключал выгодные сделки внутри страны и торговал с зарубежными фирмами. Управляющий чикагской экспортно-импортной торговой компанией вел дела со шведскими партнерами Bidels AB, которым он поставил груз подшипников на общую сумму 35 тысяч долларов. Далее сделка оказалась под угрозой, потому что шведы могли рассчитаться только своей национальной валютой, что не устраивало американцев. В итоге, шведская компания предложила бартерный обмен – подшипники на Mercedes-Benz 770K, принадлежавший фюреру. Бизнес-партнеры ударили по рукам и любимый автомобиль Гитлера отправился в Нью-Йорк.

В конце июня счастливый хозяин дождался заморской посылки и сразу же помчался в порт, чтобы первым забраться внутрь салона и испытать авто, на котором фюрер в начале 1940-х совершил несколько парадных поездок. Дверь захлопнулась, как люк у танка, и Янус оказался внутри знаменитого лимузина, который немного позже историк Роберт Клара в своей книге назвал «Мерседес дьявола». Бизнесмен восседал на кресле Адольфа и размышлял, что делать с авто, на котором стоит печать зла. Однако деловое чутье не подвело чикагского предпринимателя, который вернул с многократной выгодой вложенные в покупку деньги. По самым скромным подсчетам «Мерседес» принес чикагскому автолюбителю более миллиона долларов дохода, полученных от 30-дневной выставки в Рокфеллер-центре и последующих публичных событий, на которых дьявольское авто становилось гвоздем программы. Здесь-то и родилась легенда про самый любимый автомобиль Гитлера, хотя фюрер на нем ездил считанное количество раз, а потом и вовсе подарил финскому президенту Карлу Маннергейму, в чьем гараже бронированный монстр провел следующие пять лет. Однако в картине «Триумф воли» Лени Рифеншталь есть сцена, где фюрер приветствует толпу, стоя именно в лимузине Mercedes Benz Grosser 770K, поэтому прыткому бизнесмену не составило труда убедить нью-йоркскую публику заплатить деньги и прийти посмотреть на машину самого ужасного человека в истории. От покупателей тоже не было отбоя – кинозвезды, гангстеры, коллекционеры. Именно канадским коллекционерам Уотерману и Гибсону достался одиозный лимузин, когда в 1952-м они убедили Януса продать Grosser 770K и хранят реликвию по сегодняшний день.

Фото Мерседес Бенц 770 Адольфа Гитлера

«Мерс» был парадным, однако возил главного человека Третьего Рейха, поэтому Mercedes-Benz Адольфа Гитлера представлял собой передвижную крепость, которая поражала воображение и до 1973-го оставалась наиболее дорогой автомашиной в мире.
Автомобиль Мерседес Бенц собран вручную и был способен выдержать артиллерийский снаряд, а также содержал 13 отсеков для автоматического оружия. Длина «супермерса» равняется шести метрам, ширина – 2м, вес – 5000 кг. 230-сильный мотор разгонял бронированного монстра до 160 км/ч, пока важные пассажиры восседали на кожаных креслах, набитых гусиным пухом. Кстати говоря, замок зажигания был сделан с секретом и по прибытии авто в Америку нанятому Янусом механику понадобилось четыре часа, чтобы понять, как заводить мотор.





Связанные личности:

В мире немало машин, являющихся легендами, независимо от личности их владельца. Но есть и такие, славу которым придавали именно люди, под которых они разрабатывались. Наш сегодняшний рассказ пойдет именно об автомобиле последнего типа. А начнем мы его в подмосковном посёлке Архангельское.

С улицы по крутой лестнице мы спускаемся в подвал. Большое помещение заполнено различными запчастями, инструментами и техническими жидкостями, но везде – чисто и аккуратно. По всему залу расставлены автомобили различных годов выпуска, вокруг которых трудятся реставраторы. Наш главный герой также находится здесь, буквально за углом, за небольшой ширмой. Трудно поверить, но на подъемнике нашему взору предстает , возивший самого ужасного диктатора и военного преступника в истории – Адольфа Гитлера.

Судьба этого бронированного кабриолета Mercedes-Benz 770K может показаться фантастической. Ведь за свой более чем полувековой возраст эта машина пересекла полмира, побывав в нескольких странах - от Германии до Узбекистана, и лишь в начале 2000-х годов попала в Музей техники Вадима Задорожного. Как же так вышло? Начнём издалека – с истории этого транспортного средства.

В далеком 1938 году в Третьем Рейхе представили Mercedes-Benz Typ 770 второго поколения. Эта модель, считавшаяся одним из самых дорогих автомобилей своей эпохи, уже неплохо себя зарекомендовала. Ездили на ней в основном первые лица государств – например, рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург и император Японии Хирохито. Любил эту машину и Гитлер. Поэтому выход новой генерации для элиты был встречен в Рейхе очень благосклонно. К тому же, уже прижилось и народное название этой модели – Großer Mercedes, или в переводе «Большой Мерседес».

Все важнейшие системы уникального Мерседеса, такие как зажигание или топливная система, дублированы. Такое решение позволяло продолжить движение, в случае отказа того или иного агрегата.


Как и прежде, Mercedes-Benz 770 был доступен в двух типах кузова: и кабриолет. И, учитывая любовь фюрера именно к машинам последнего типа, уже в 1939 году рейхсляйтер Мартин Борман поручает Mercedes-Benz выполнить особый заказ - изготовить шесть бронированных кабриолетов для обслуживания первых лиц страны. Фирма справилась с задачей, и уже с 1942 года автомобили поступили на службу. И, надо сказать, бронированные кабриолеты вышли на славу.


Посудите сами: бронированный Mercedes-Benz 770 имел все достоинства обычного - от длины свыше шести метров, внушавшей уважение на дороге, до дорогих материалов отделки, а также конструкции подвески (независимой – спереди, и типа де Дион сзади), обеспечивавшей потрясающий комфорт во время движения. В движение 770-е «Мерседесы» второго поколения приводила 7,6-литровая рядная «восьмерка» мощностью 170 л.с. Но к моменту выхода на рынок кабриолета мощность мотора удалось увеличить до 230 л.с. за счет установки компрессора (такие автомобили получили букву «К» в названии). А тут еще и бронезащита…

Правда, на первый взгляд, броня этого «Мерседеса» была не из лучших. От возможных вражеских пуль пассажиров (читай – фюрера) защищала 4-6-миллиметровая сталь. Любопытно, что при этом бронированные панели крепились на двери, в конструкции которых использовалось дерево.


Однако не надо думать, что пассажиры бронированного «Мерседеса» были плохо защищены. Дело в том, что немецкие инженеры продумали, как укрыть первых лиц государства от пуль неприятеля. Благодаря особой конструкции кузова, фюрер все равно оказывался защищенным со всех сторон. Судите сами: кроме бронепанелей нацистского диктатора оберегали бронированные стекла толщиной от 35 до 40 мм. В задней части щитом служила специальная бронеспинка, которая поднималась при помощи специальной ручки. Даже запасные колёса на «большом Мерседесе» были расположены так, чтобы выполнять защитную функцию. Таким образом, фюрер получался прикрытым со всех сторон, но визуально оказывался близким к народу. А в случае покушения диктатору достаточно было лишь присесть, а водителю – посильнее надавить на газ, и вывезти своего шефа на безопасное расстояние.


Единственно потенциально уязвимым местом данной машины был открытый верх. Впрочем, не сказать, что в этом плане кабриолет радикально отличался от других представительских машин того времени. Дело в том, что даже у седанов крыша оставалась единственным местом, которое не закрывалась бронёй. Поэтому свист ветра над головой никак не мешал пассажирам открытого «Мерседеса» чувствовать себя в безопасности.

В общем, Гитлеру новый кабриолет, поступивший в распоряжение рейхсканцелярии, понравился. Нацистский диктатор даже активно использовал машину во время выездов на оккупированные территории, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии в немецких архивах. Но как же этот оказался сначала в Узбекистане, а в итоге попал в Россию?

Это – отдельная захватывающая история. Один из «больших Мерседесов», которым активно пользовался Гитлер, в самой Германии проработал недолго. Дело в том, что фюрер лично подарил машину хорватскому диктатору Анте Павеличу. Но время летит быстро. Уже два года спустя нацистская империя на всех парах неслась к своему неминуемому концу. Весной 1945 года НОАЮ вместе с советскими войсками освобождает территорию Югославии от фашистов. К власти приходит Иосип Броз Тито, в стране наступают перемены. Автомобиль Гитлера, подаренный Павеличу, национализируется, а затем Тито передает его в качестве подарка своему другу – Иосифу Сталину. Машина поступает в Гараж особого назначения.

Впрочем, советский диктатор на Mercedes-Benz 770K так и не пересядет. И на то есть вполне понятные причины. Во-первых, у Сталина уже был бронированный – ЗИС-115, о котором мы уже рассказывали. Ну, а во-вторых, совершенно очевидно, что ездить главе советского государства на немецкой машине, да еще и побывавшей в руках Гитлера, было абсолютно не комильфо.

Вот в таком виде Mercedes-Benz 770K был обнаружен в Узбекистане




Поэтому Сталин решил передарить этот автомобиль, и наградил им… первого секретаря ЦК Компартии УзСССР Усмана Юсупова. Mercedes-Benz 770K отправился в Узбекистан! Правда, и в гараже руководителя южной республики машина не осталась надолго. Причины этого были довольно очевидны: как бы ни был хорош немецкий кабриолет, это была иномарка, достать запчасти на которую оказалось довольно трудно. А ведь любой автомобиль имеет свойство ломаться, даже Mercedes-Benz. В какой-то момент так произошло и с 770-ым, поэтому глава ЦК узбекской компании передал автомобиль в собственность его личного шофера. Машина попала в частные руки.


А дальше события развиваются уже довольно печально. Новый владелец решил переделать автомобиль в грузовик, а также заменить оригинальные детали на те, что выпускались в Советском Союзе. Сама же машина превратилась в верного помощника в сельском хозяйстве. Говоря по-русски, вместо глав государств новорожденный грузовик стал возить дыни на рынок. В какой-то момент и на такой деятельности был поставлен крест: машина в очередной раз сломалась, и её оставили гнить на заднем дворе дома в узбекской степи. В таком виде автомобиль простоял до начала 2000-х годов.

Однако в 2002 году на след «большого Мерседеса» выходят автомобильные энтузиасты из России под руководством Вадима Задорожного. Приехав в Узбекистан, они поняли, что перед ними машина Гитлера, и упускать такой шанс нельзя. Почему? Всё очень просто. Несмотря на изменения, произошедшие со внешностью автомобиля, у него сохранился шильдик с номером двигателя и шасси. Именно по нему и удалось проследить историю этого транспортного средства.

Те самые шильдики, которые помогли идентифицировать родословную легендарного Мерседеса. Сейчас номерные таблички хранятся в специальном сейфе, поскольку считаются самой дорогой частью автомобиля.




В итоге Mercedes-Benz 770K был куплен, и началась кропотливая работа по отправке его в Россию. Когда автомобиль, наконец, попал на территорию РФ, выяснилось, что для полного комплекта не хватает очень многих запчастей. А ведь найти оригинальные комплектующие на модель, тираж которой не превышает 100 экземпляров, очень тяжело.


Но дорогу осилит идущий! С 2002 года реставраторы приступили к поиску нужных запчастей. В Германии были найдены и выкуплены оригинальные двигатель и коробка передач, а также другие комплектующие. Собирать запчасти пришлось в разных уголках света.

Сейчас бронированный кабриолет Mercedes-Benz 770K разобран, а некоторые запчасти аккуратно сложены на полки. Но беспокоится не нужно, это - неотъемлемый этап реставрации.


В итоге за 14 лет кропотливой работы комплектность еще не собранного автомобиля удалось довести до 90%. Разумеется, подобными оригинальными запчастями интересовались не только наши специалисты, но и коллекционеры из других стран мира. Часто за раритетные элементы конструкции приходилось бороться. Доходило до курьезов. Рассказывают, что один немецкий коллекционер, узнав о покупке «мерседесовского» мотора, даже приехал в нашу страну и посетил музей техники в Архангельском, где долго стоял перед двигателем, и ругался. Никак не мог простить русским, что они увели такую находку у него из-под носа!

Сейчас кабриолет Mercedes-Benz 770K находится в реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного.


И всё же теперь Mercedes-Benz 770K в нашей стране и может считаться самым настоящим достоянием, ведь всего в мире осталось только пять таких машин. Правда, собственно реставрационная работа над автомобилем только началась. Сейчас кабриолет в разобранном виде находится в мастерской Музея техники Вадима Задорожного в подмосковном Архангельском.


Предстоит еще очень большая работа по подгонке деталей, восстановлению их оригинального вида, окраске и финальной сборке. А затем – обязательная обкатка собранной машины по шоссе. Ведь именно за первые 300 километров живого пробега реставраторы выявляют те недостатки, которые имеются у воскрешенного автомобиля. Но однажды Mercedes-Benz 770K займет свое место на стенде музея. И, несмотря на своё темное прошлое, будет радовать посетителей своим внешним видом и тяжелой историей, как уже делают точно такие же автомобили в Германии, США, Великобритании и Японии.

Парадный автомобиль Гитлера в 1939 году

Американский Аукционный дом в Скоттсдейле в середине января 2018 года выставит на торги бронированный автомобиль Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen, сообщает портал Worldwide Auctioneers. Этот автомобиль был изготовлен специально для Адольфа Гитлера. Несколько лет эта машина использовалась в качестве парадного автомобиля фюрера Германии и попала на множество архивных кинопленок.

Парадный автомобиль Гитлера был построен в соответствии с требованиями его личного водителя Эриха Кемпка. Так, парадный автомобиль фюрера получил 30-миллиметровые бронированные триплексные стекла, включая и опускаемые стекла в дверях. По требованию Кемпка, после опускания стекол щели закрывались декоративными панелями.

По сторонам и снизу кабина специальной версии Mercedes-Benz 770K была закрыта утолщенными металлическими пластинами и броневым стальным листом - сзади. В зависимости от ожидаемого уровня угрозы жизни Гитлера бронепанель сзади можно поднимать для защиты пассажира или опускать. С конвейера завода парадный автомобиль Гитлера сошел с заводским номером 189744.

В остальном машина серьезных технических изменений не претерпела. Как и все машины Mercedes-Benz модели 770, она относится к «суперавтомобилям» - большим представительским автомобилям. Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744 оснащен двигателем объемом 7,7 литра, способным развивать мощность до 230 лошадиных сил.


Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744

Scottsdale Auction

По хроникам известно, что Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744 использовался Адольфом Гитлером в качестве парадного автомобиля с октября 1939-го по май 1941 года. При этом в автомобильном парке фюрера машина прослужила по меньшей мере до июля 1943 года. По крайней мере в это время машину вернули на завод для технического обслуживания и ремонта.

Судьбу машины после возвращения на завод восстановить не удалось. Однако известно, что в 1945 году автомобиль перешел американским войскам и был переправлен в США, в качестве ценного предмета истории. С тех пор машина несколько раз меняла владельцев. Так, с 1983-го по 2002 год автомобиль был представлен в коллекции казино Imperial Palace в Лас-Вегасе.

Какова будет стартовая цена на Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744 на аукционе, не уточняется. Организаторы аукциона отметили, что десять процентов выручки от продажи машина будут переведены образовательным и общественным организациям, занимающимся изучением Холокоста.

Обычные версии автомобилей Mercedes-Benz 770 выпускались серийно и пользовались популярностью у первых лиц разных стран. На таких машинах, в частности, ездили председатель Рейхстага Германии Герман Геринг, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, а также император Японии Хирохито, премьер-министр Португалии Антониу ди Салазар и каудильо Испании Франсиско Франко Баамонде.

Серийное производство автомобилей Mercedes-Benz 770 велось с 1930-го по 1943 год. Всего было собрано 205 таких автомобилей, только пять из которых, включая автомобиль Гитлера, сохранились до нашего времени. Три машины в настоящее время находятся в частных коллекциях.

Василий Сычёв

Не секрет, что все крупнейшие политики середины ХХ столетия испытывали привязанность к автомобилям. Одни предпочитали огромные бронированные лимузины, другие – спортивные купе и агрессивно-стильные кабриолеты.

Например, известный нацистский деятель Италии Бенито Муссолини был страстно влюблен в Alfa-Romeo ярко-красного цвета, приберегая представительную и респектабельную Isotta-Fraschini лишь для официальных выездов. Чего не скажешь о его «партайгеноссе» – немецких национал-социалистах во главе с самим фюрером – Адольфом Гитлером. Которые предпочитали легкомысленным итальянским хитам немецкую мощь и имперскую стать Mercedes-Benz…

Трехосный кабриолет Mercedes – Benz 630

Примечательно, что свой самый первый автомобиль – пульман-кабриолет Mercedes-Benz 630 – пришедший к власти Адольф Гитлер отобрал у бывшего президента Германской республики Гинденбурга. Однако в 1934 году в модельном ряду знаменитого концерна появился вездеход, созданный для нужд рейхсвера, и Главнокомандующий Адольф Гитлер заинтересовался этим огромным трехосным авто с открытым шестиместным кузовом. Примечательно, что вооруженные силы Германии отказались от этого автомобиля – он был слишком «прожорливым» и дорогим в обслуживании для обычного военного автомобиля. Однако трехосный Mercedes G4 в кузове W31 приглянулся рейхсканцелярии и вскоре стал использоваться нацистскими руководителями для разнообразных целей: его частенько “гоняли” на маневры, в прифронтовую полосу и на парады.

Особенно нравился «товарищам по партии» характерный вид роскошного автомобиля, совмещающего в себе роскошь представительского лимузина внешние данные бывалого «вояки», что играло на пользу имиджу Гитлера как военного руководителя страны. Для фюрера был создан эксклюзивный экземпляр, оборудованный специальной подставкой под ноги и поднятым на 13 сантиметров передним пассажирским сиденьем. В колонне всегда следовало несколько автомобилей, однако только на автомобиле фюрера имелось возвышение и специальный личный «штандарт присутствия». На этом автомобиле Главнокомандующий въехал в занятую нацистами Вену, посещал маневры и участки, на которых велись боевые действия. Правда, после удачного покушения на гауляйтера Протектората Богемии и Моравии Гейдриха, убитого в Чехословакии в начале 1942 года, большинство G4 все же приобрело бронированные кузова и пулестойкие покрышки – как и остальные члены партийной верхушки Третьего Рейха, Адольф Гитлер панически боялся покушений…

Однако трехосный вездеход не вполне соответствовал имиджу всенародно любимого вождя, и в 1936 году военный вездеход сменил шикарный кабриолет Mercedes-Benz 770 K. Эта машина имела несколько неофициальных названий, среди которых – звучное «Uberauto» – «сверхавтомобиль», «Kaiserwagen» – «кайзеромобиль» или «Grosser Mercedes» – «Великий Мерседес». Именно это средство передвижение верхушка Третьего Рейха выбрала в качестве своего «официального» автомобиля – всего в период с 1933 по 1938 год на заводах немецкой автомобильной компании их было построено 117 штук. Grosser Mercedes был самой престижной, мощной и дорогой моделью компании: Mercedes-Benz 770 с двигателем объемом 7,7 л. в кузове W 07 был даже представлен весной 1935 года на выставке в Париже как высшее достижение немецкой конструкторской и дизайнерской мысли.

Автомобиль Фюрера.Mercedes – Benz 770K

Автомобиль Гитлера был практически таким же, как и остальные 26 фаэтонов, заказанных для рейхсканцелярии, однако таковым он был только снаружи. Автомобиль фюрера имел увеличенный бензобак, бронированные боковые панели кузова и дверей, многосекционные камерах колес, позволяющие продлевать движение при простреленном колесе, приставных бронированных окошках в алюминиевых рамках, используемых вместе с тентом на случай непогоды. Вес некоторых из бронированных версий 770 достигал 5400 кг. Особенно тяжелые автомобили оснащали двигателем с двумя компрессорами, мощность которых доходила почти до 400 л.с. К моменту завершения производства бронированных лимузинов в 1943 году их было построено 88 экземпляров – примечательно, что немецким водителям, обслуживающим эти машины, категорически воспрещалось ездить со скоростью более 80 км/ч – во избежание чрезмерной нагрузки на двигатель и тормоза.

Автомобиль, имевший длину шесть метров, весил 5,5 тонн: двери, щит передка, спинка заднего сидения и пол кузова были защищены броневыми листами, толщина которых местами достигала 18 мм. Кожухи боковых запасок и диски всех колес изготовлялись из броневой стали, а пулестойкие стекла имели толщину 40 мм. Все двери роскошного автомобиля были снабжены электромагнитными замками, открыть которые можно было только из салона при помощи особого механизма. Для защиты находящихся в автомобиле лиц предназначалось и стрелковое автоматическое оружие, размещенное в специальных кобурах – примечательно, что среди «средств самообороны» в машине фюрера присутствовал даже ручной пулемет! Фары и прожекторы-искатели, которыми во множестве была оборудована машина, имели заведомо избыточную мощность. Предполагалось, что с их помощью во время возможного преследования можно будет ослепить врага. В конструкции автомобиля предусматривались также специальные выдвижные подножки для телохранителей – мобильный отряд сопровождения еще до начла Второй Мировой составлял 18 человек. Этот автомобиль может по праву считаться «автомобилем Гитлера»: он сопровождал вождя Единой Германии повсюду и именно на нем Гитлер планировал принимать парад в побежденной Москве.

Многим сторонникам нацистской идеи импонировало то, что вовремя парадов Гитлер стоял в открытой машине. На самом же деле на нем почти всегда был надет плащ, пропитанный специальным антивоспламеняющимся раствором, а фуражка, покрывавшая голову вождя Великой Германии, имела козырек, тулью и околыш со встроенными металлическими пластинами весом 1,5 килограмма на случай внезапного выстрела из толпы. Для повседневных тайных поездок Гитлера был приобретен и закрытый бронированный «770-й», внешне не отличавшийся от обычного пульман-лимузина. К этому автомобилю кузовное ателье Erdmann Rossi также изготовила особый двухколесный прицеп, предназначавшийся для проверенных продуктов и напитков, которые Ева и Адольф брали с собой на пикник.

Однажды Гитлер сказал: “Больше всего я люблю автомобили, потому что они открыли для меня Германию”. Однако ни до, ни после своего высказывания бессменный вождь немецких национал-социалистов никогда не сидел за рулем. Да и водить машину Гитлер не умел – он боялся большой скорости. Однако это совсем не мешало ему живо интересоваться автомобильными новинками своего времени, выберать самые лучшие образцы национального автопрома и использовать их для поднятия собственного политического авторитета.

Придя к власти в Германии в 1933 году, Адольф Гитлер объявил приз в 500 тыс. рейхсмарок (около 100 тыс. долларов по курсу 30-х годов) за разработку нового автомобиля, призванного не только разделить вместе с Mercedes-Benz победы на автогонках, но и «повысить международное положение Германии».

Гитлер и Фердинанд Порше

На призыв фюрера откликнулся сам Фердинанд Порше. Так появился Auto Union, правда, сначала это была модель С-Type. Она и стала прототипом более усовершенствованного D-Type, оснащенного двигателем V12, 550 л.с. которого разгоняли болид до невероятных по тем временам 300 км/час.

Auto Union D-Type – Спорткар Гитлера

Автомобиль полностью оправдал ожидания Гитлера - в 1939 году именно на этом автомобиле, который выставляется на аукцион, немецкий гонщик Х. П. Мюллер одержал победу в Гран-при Франции, а Тацио Нуволари в том же году выиграл Гран-при в Белграде. К слову, эта гонка стала последним автосоревнованием Европы перед Второй мировой войной.В конце войны разработчики Auto Union спрятали выпущенные болиды и все имущество гоночной команды в заброшенной шахте, чтобы их не разрушили и они не достались в качестве трофея советским солдатам. Долгое время считалось, что Auto Union D-Type утерян безвозвратно.

После распада Советского Союза один болид Auto Union вдруг обнаружился в Риге, но, как потом выяснилось, это была модель С-D-Type. Позже появилась информация, что D-Type всплыл в Праге, но эксперты снова разочаровали поклонников - нашлась демонстрационная модель. Оригинальный же Auto Union D-Type в 1976 году неожиданно обнаружился на Московском автозаводе имени Лихачева (ЗИЛ). Нашли его в разобранном виде среди деталей, направляемых на металлолом. Машина была спасена председателем нашумевшего в свое время Рижского клуба антикварных автомобилей и создателем Рижского мотор-музея Виктором Кулбергсом и позже, в 1994 году, восстановлена в Англии автомобильными экспертами Crosthwaite & Gardiner по чертежам, предоставленным бывшими сотрудниками Auto Union. Всего было восстановлено два болида Auto Union D-Type, один из которых, имеющий номер 21, и выставлялся на аукцион. Именно на этой машине и победил в Белграде Тацио Нуволари.

Однако, аукционный дом Кристи (Christie’s Auction House) в конце февраля приостановил торги по продаже уникального автомобиля Auto Union D-Type. У участников и устроителей аукциона появились сомнения относительно «родословной» этого лота, который мог войти в историю аукционных сделок как один из самых дорогих. Стоимость раритета была оценена в 12 миллионов долларов. Британское издание Metro сообщает, что первый Auto Union D-Type был уничтожен во время Второй мировой войны, а еще одна, самая титулованная машина, была вывезена в Советский Союз для изучения ее конструкции. И, как предполагалось, именно этот экземпляр был выставлен на торги. Однако проведенная экспертами аукциона Christie’s повторная экспертиза установила, что это - другой автомобиль с куда меньшей гоночной историей, который до этого момента считался уничтоженным. Представители аукционного дома заявляют, открытие нисколько не уменьшает ценность лота как раритета, хотя и полагают, что участники торгов будут разочарованы. Сроки возобновления аукциона пока не сообщаются.

Российские олигархи не перестают удивлять мир. После построек самых дорогих яхт или покупки футбольных клубов миллионеры переключились на раритетные автомобили, которые, впрочем, являются неплохим вложением денег. Российский миллиардер приобрел автомобиль, на котором Гитлер встречал парад и семь автомобилей, принадлежавших самым высокопоставленным лицам нацистской Германии. В скором времени его должны доставить в Москву.Имя его держится в секрете.Он не пожалел на покупку ни денег, ни времени – по заказу покупателя автомобиль разыскивали по всей Европе несколько недель.Об этом журналистам стало известно от эксперта в области раритетных автомобилей из Дюссельдорфа Майкла Фройнлеха, который выступил посредником в этой сделке. Фройнлех рассказал, что несколько недель назад к нему обратились представители некого бизнесмена из Москвы, который интересовался покупкой «Мерседес-770 К» темно-синего цвета, принадлежавшего Адольфу Гитлеру. У Фройнлеха попросили найти этот автомобиль и договориться с его владельцем о продаже. Обнаружить автомобиль Гитлера, по словам Фройнлеха, оказалось не таким уж простым делом. «Я просто разрывался, – признался эксперт в интервью германской газете The Local. – Я был вынужден иметь дело с автомобилем, принадлежавшим убийце миллионов людей». Никто из коллег Фройнлеха, к которым он обращался за советом, не хотел заниматься этим. «Это было очень деликатное дело», – говорит он.

Наконец, после кропотливых поисков, эксперту удалось напасть на след автомобиля. Он выяснил, что после завершения Второй мировой войны «Мерседес» оказался в Австрии, откуда был передан в собственность императорского дворца-музея в Лас-Вегасе. Затем автомобиль был выкуплен частным коллекционером из Мюнхена. После его смерти в 2008 году его вдова продала автомобиль, в результате чего он оказался в руках коллекционера из города Билефельд (Германия). В Непале на машину Гитлера денег не нашли. В 2008 году в музее в Непале был выставлен автомобиль, подаренный некогда непальскому королю Адольфом Гитлером. Тогда власти сообщили, что раритетный автомобиль ржавеет уже три года, для его восстановления нет денег. Фройнлеху удалось связаться с коллекционером, и тот согласился продать принадлежавший ему автомобиль.

Кроме того, он выразил готовность расстаться с еще шестью автомобилями, когда-то принадлежавшим высокопоставленным чиновникам Рейхстага, в том числе советник Гитлера по внешней политике Иоахиму фон Риббентропу. В результате и эти автомобили были выкуплены российским миллиардером. Как рассказал Фройнлех, в пятницу, 20 ноября, миллиардер прилетел в Германию на частном самолете для заключения сделки. Полная стоимость покупки не раскрывается, однако один только «Мерседес», принадлежавший Адольфу Гитлеру, эксперты оценивают в сумму от 4 до 10 миллионов евро. По словам Фройнлеха, в ближайшее время этот автомобиль будет доставлен в Москву. Остальные шесть перепродадут другим коллекционерам.

Тот факт, что этот автомобиль действительно принадлежал Адольфу Гитлеру, подтверждают старые фотографии. Номерной знак обнаруженного у коллекционера из Билефельда «Мерседеса» – 1A 148461 – совпадает с номером автомобиля фюрера, изображенного на фотографиях, сделанных на параде в Берлине. По словам Фройнлеха, продажа автомобиля была абсолютна законной. Он даже проконсультировался по этому поводу с прокуратурой, которая установила, что, учитывая, что на автомобиле не сохранилось ни одного нацистского символа, его продажа не нарушает национальное законодательство.

В конце октября стало известно о том, что на продажу выставлены сразу три автомобиля «Мерседес-Бенц», некогда принадлежавшие Адольфу Гитлеру и Еве Браун. Долгое время автомобили были спрятаны в различных резиденциях фюрера в Германии. Все автомобили – бронированные, чтобы Гитлер могу передвигаться по разбомбленному городу. Кроме этого, они оснащены мощным радиоустройством, способным связать Гитлера со штабом, а также раскладывающимися сидениями, чтобы пассажиры могли отдохнуть во время пути. Стоимость каждого автомобиля оценивается в 3,3 млн долларов.