Если не уступил дорогу скорой помощи. Не пропустил машину со спецсигналом: штраф

В Петропавловске-Камчатском 21-летний молодой человек умер, не дождавшись приезда «скорой». Вызов был экстренный - врачам позвонил его брат, заметив, что юноша не дышит. «Скорая» к дому подъехала, как говорят, через три минуты. Но вот добраться до нужного подъезда долго не могла. Ехать по двору мешала другая машина. Но пока водители 10 минут спорили, кто кого пропустит, пациент умирал. А врачи не пошли по снегу к нужному подъезду пешком.

Запись с видеорегистратора машины скорой помощи: медики пытаются проехать по узкой улице к умирающему больному - молодой человек перестал дышать. Счет идет на минуты. Но на дороге остановился встречный легковой автомобиль. Еще на подъезде водитель «скорой» включает сирену, сигналит. Легковушка не двигается с места. За рулем праворульного седана - девушка, на пассажирском кресле - мужчина. «Скорая» включает повторный сигнал - ноль реакции. Водитель медавтомобиля срывается. Из седана выходит пассажир.

К перепалке подключаются брат больного, он уже вышел на улицу. Молодой человек пытается убедить водителя легковушки дать медикам проехать. Пассажир встречной машины уверяет: это «скорая» должна сдать правее и заехать в карман. Квартира с умирающим в конце дома. Когда через 10 минут девушка на легковушке все же уступает, спасти молодого человека уже невозможно.

«Если формально говорить, в нормативы оказания медицинской помощи наша бригада уложилась. Они были на месте через 13 минут. Но они могли быть на месте через три минуты. Когда у человека был просто шанс. Идти на вызов пешком побоялись. Вел человек себя совершенно неадекватно. К сожалению, случаи нападения на сотрудников скорой помощи у нас на Камчатке и по России тоже нередкие»», - объясняет и.о. заместителя главного врача станции скорой медицинской помощи Галина Куликова.

Не уступают, подрезают, нападают. И если такие случаи, как в Тюмени - машина на перекрестке не уступает и врезается в «скорую» - чаще всего следствие невнимательности водителя, то в таких случаях, как в Москве - скорее неадекватное поведение. Скорая помощь пытается перестроиться левее. Таксист ее не пускает. А после и вовсе обгоняет и резко тормозит перед медавтомобилем. ДТП удается избежать, но мужчина явно намерен разобраться. На помощь спешат другие автомобилисты: они фактически заталкивают агрессивного таксиста обратно в машину. И за каждой такой историей часто стоит чья-то человеческая жизнь - ребенка, мамы, брата.

Григорию в Петропавловске-Камчатском было всего 21. Его брат рассказывает, как все произошло.

«Я сделал ему искусственное дыхание. Он еще вроде немножко дышал, когда я выбежал. Объехать «скорую» нельзя было, но он мог завернуть влево и уехать, а потом просто вернуться, и «скорая» могла проехать», - говорит Денис Ахара.

Даже на скупых кадрах видно: разъехаться было можно. Но в этой истории слишком много «если». Если бы каждый из водителей сдал правее, если бы не вмешался агрессивный попутчик, если бы водитель легковушки соблюдала ПДД.

Следователи, конечно, проверят, был ли на самом деле шанс спасти парня, и оценят, верно ли действовали сотрудники «скорой», не было ли тут халатности. Это, кстати, уголовная статья. А вот девушке грозит простое административное наказание: лишение прав на три месяца и штраф всего 500 рулей. Такой же, как если бы она, например, просто дорогу перешла в неположенном месте. Но есть еще одно «если».

«Если будут собраны доказательства о причинении смерти по неосторожности именно тем лицом, которое не уступило дорогу, то, на мой взгляд, может быть применена и уголовная ответственность. Это нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой смерть», - пояснила адвокат Ирина Адамова.

Тогда уже водитель иномарки может получить реальный срок. Правда, по словам юристов, таких прецедентов в нашей стране пока не было.

Размер штрафа ГИБДД в 2018 году за непредоставление преимущества автомобилю скорой помощи составляет 500 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.

Когда водитель должен уступать дорогу дорогу скорой помощи?

Получение приоритета в движении автомобиля скорой помощи, а также других автомобилей, оборудованных синими спецсигналами описан в пункте 3.1 Правил дорожного движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал . Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, для получения приоритета должны быть выполнены оба описанных условия. Звуковой сигнал должен быть специальным. Если автомобиль скорой помощи подает обычный монотонный сигнал преимущества в движении он не имеет.

Среди обязательных условий отсутствует требование, чтобы на автомобиле была нанесена специальная цветографическая схема.

Для получения штрафа ГИБДД за непропуск автомобиля скорой помощи на автомобиле должны быть включены синие маячки и специальный звуковой сигнал.

Как правильно уступать автомобилю скорой помощи

Порядок предоставления приоритета для скорой описан в пункте 3.2 Правил.

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Юридическая коллизия на примере видео

Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов “Преимущество” и “Уступить дорогу”.

“Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.

Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование “уступить дорогу”, а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.

Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:

…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.

Вариантов для рассуждений нет. Требование “Уступить дорогу” определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.

На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.

В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.

Небольшой отступ от темы. С другой стороны, если это грубо говоря “черный мерседес” с мигалками неизвестного происхождения и “крякалкой”, но огромным административным ресурсом, можно просто остановиться в полосе и не трогаться с места, полностью выполнив требования. Однако “игру” придется продолжать до конца. Возобновлять и продолжать движение запрещено, и нарушение этого запрета грозит штрафом, правда значительно меньшим.

Посмотрите видео с проездом скорой помощи, в Южной Корее. Водители моментально освободили проезд в пробке в тесном тоннеле.

Такие действия нарушают Правила дорожного движения РФ.

Следующее видео послужило поводом для обсуждения ужесточения ответственности при непредоставлении преимущества скорой помощи, однако по ПДД РФ нарушения водителя – нет. Он стоит на месте и не продолжает движение, строго следуя правилам и выполняя требование “Уступить дорогу”. Сюжет телеканала Рен-ТВ.

Будем надеяться, что такая неоднозначность в Правилах будет устранена, в свете грядущих увеличений штрафов за непропуск скорой помощи.

Закон, устанавливающий штраф за непропуск автомобиля скорой помощи.

Штраф за невыполнение требования уступить дорогу скорой помощи установлен частью 3 статьи 12.17.

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом –
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев .

При отсутсвии на транспортном средстве специальных цветогравических схем частью 1 этой же статьи 12.17

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

Отмечаем, штраф полагается только за непредоставление преимущества, то есть за невыполнение требования “уступить дорогу”, за необеспечение беспрепятственного проезда штрафа нет .

Любые претензии от представителей “черных мерседесов” с мигалкам грозят штрафом максимум в 500 рублей.

Какие изменения штрафов ГИБДД ожидаются, за не предоставление преимущества скорой?

В статье сделан акцент на автомобили скорой помощи, так как в 2017 широкую огласку получили случаи именно с транспортом этой службы. Все описанное выше также распространяется и на другие автомобили спецслужб – (полиция, пожарные, мчс и прочие.)

Из последних новостей по данным РБК – есть заявление Министра здравоохранения России, о подготовке их ведомством законопроекта об установлении штрафа в размере 30000 рублей.

В Государственной Думе после 14 апреля 2017 года будет рассмотрен законопроект № 88389-7, где за непропуск автомобилей без цветографических схем штраф устанавливается от 500 до 1500 рублей, со схемами штраф 1500 рублей или лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.

Интересно. Еще одна статья на эту тему - немного другое мнение

Особой разницы не увидел (в части юридических коллизий).

Александр-38

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Из этого следует, что если мы своим действием не вынуждаем участника Дорожного Движения, имеющего преимущество,изменить направление движения или скорость, то так и уступаем ему дорогу. Читать тексты нужно шире!!!

Добрый день, помогите разобрать ситуацию: конец рабочего дня движение интенсивное средняя скорость потока 65-75 км.ч, я ехал по крайней правой полосе (всего их три) пытаяст перестроиться в средний ряд я был сосредоточен на левой стороне проезжей части, справа из дворов выезжает а\м ДПС который я увидел уже на травесе (можно сказать прям перед носом, (они утверждают что ехали с включенными маяками и спец сигналами, но включили они их прям передо мной) во избежание экстренного торможения я их успешно проехал и сразу же прижался к обочине, теперь пытаются лишить прав по ст 12.17 ч.2, хотя статья предусматривает штраф...

Данная часть предусматривает как штраф, так и лишение прав на усмотрение судьи.

Евгений-6

Вот по поводу уступить автомобилю с включеными спецсигналами. Самара. Перекресток Арцыбушевская/Красноармейская. Стою на перекрестке перед стоп-линией в правом ряду. В левом ряду 3-4 машины. За мной никого. Слышу сирена сзади. В зеркале заднего вида наблюдаю приближающуюся в правом ряду пожарную машину со всеми включеными спецсигналами. Обеспечиваю ей беспрепятственный проезд - перестраиваюсь в левый ряд (справа ограждение, потому другого варианта не видел). Естественно,что при таком перестроении я заежаю за стоп-линию,что фиксирует камера,которая для этого и висит. Итог: мне пришел штраф на 800р за стоп-линию. А пожарной машины в кадре нет, т.к она проехала уже на разрешающий сигнал светофора. Платить не тороплюсь, надеюсь доказать,что был вынужден перестроиться согласно пдд (а именно уступить, обеспечить проезд автомобилю со включенными спецсигналами)

Видимо и уступать дорогу спецслужбам нужно не нарушая ПДД.

Честно говоря, я наверно поступил похожим способом, предоставив максимальное место для проезда, но камере видеофиксации бездушный аппарат. В ее программе нет такого понятия, как уступить дорогу спецмашинам.

Совет, идите в ГИБДД и пусть просматривают все, от Вашей остановки, до проезда ТС МЧС.

По ПДД термин "уступить дорогу" подразумевает прекратить движения или не начинать, если есть такое желание, чтобы пропустить. То есть по ПДД оштрафовали правильно, но не по-людски.

На трассе, при появлении сзади спецсигнала, я в любом случае нарушу этот пункт ПДД: "продолжать движение" нельзя, но и "осуществлять какой-либо маневр, могущий вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить скорость", т.е. тормозить я тоже не могу.

Я ехал в крайней левой полосе.. Сзади подъехала милицейская машина с включенным проблесковым маячком и включенной серенной. Как только я их увидел и услышал тут же перестроился на Соседний ряд. Обогнав меня инспекторы меня остановили и оштрафовали. Законно ли это?

Удачи на дорогах!

Я ехал по трассе однорядной двухстороннего движения без сплошной полосы со скоростью 95 км/час. Сзади догнал меня мерседес с моячком желтого цвета, как его пропустить?

Руслан , пропускать автомобиль с желтыми спецсигналами Вы не обязаны. Если Вы хотите сделать это по собственной инициативе, то Вам и решать, как его пропустить.

Алексей1973

Здравствуйте! Такая ситуация. Я еду по двухполосной дороге (по одной полосе для движения в каждом направлении). Сзади меня догоняет автомобиль с включёнными проблесковым маячком (маячками) и звуковым спецсигналом. Пункт 3.2 ПДД обязывает меня уступить ему дорогу. Что я должен сделать? Включить правый указатель поворота и остановиться на обочине? Или я могу и дальше продолжать движение (если нет встречных машин и машина со спецсигналами может меня обогнать)? Если я обязан остановиться на обочине, но её состояние не позволяет мне это сделать, то как быть? Могут ли меня оштрафовать за это?

С уважением, Алексей.

Правила дорожного движения допускают ряд исключений, которые относятся к водителям особых транспортных средств.

Возможность отступления от правил для «Скорой помощи»

Автомобили «Скорой помощи» относятся к категории транспортных средств, водители которых имеют право на использование специальных сигналов, дающих им преимущество при движении на дороге. Такая возможность предусмотрена разделом 3 действующих Правил дорожного движения.

При этом, однако, для получения преимущества на дороге водитель «Скорой помощи» должен включить имеющийся у него проблесковый маячок синего цвета и звуковой сигнал, который в простонародье часто именуют сиреной. В этом случае водитель имеет право не соблюдать правила дорожного движения.

Вместе с тем, даже в такой ситуации для водителя «Скорой помощи» существует ряд ограничений. Во-первых, безусловно, использование специальных сигналов и отступление от действующих правил дорожного движения должно быть обусловлено острой необходимостью, например, когда машина торопится к тяжелому больному. Во-вторых, отступать от правил водитель может только в том случае, если он предварительно убедился, что остальные участники движения уступают ему дорогу, и он не создает аварийной ситуации. Наконец, некоторые требования правил, например, сигналы регулировщика, являются обязательными к соблюдению даже для «Скорой помощи» со включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом.

Обязанности водителей при появлении «Скорой помощи»

В случае, если водители обыкновенных транспортных средств замечают на дороге «Скорую помощь», которая торопится на вызов, обозначая свои намерения включенными специальным сигналами, они должны руководствоваться пунктом 2 раздела 3 Правил дорожного движения. В частности, этот раздел правил предписывает им уступить дорогу приближающемуся экипажу «Скорой помощи», чтобы обеспечить ему возможность беспрепятственного проезда по выбранной траектории движения.

Кроме того, пункт 3 этого раздела предписывает водителю быть внимательным и в случае приближения к «Скорой помощи», которая стоит на дороге с включенным проблесковым маячком и сиреной. В этой ситуации водитель обыкновенного транспортного средства должен сбросить скорость настолько, чтобы в случае, если «Скорая помощь» тронется с места, он мог незамедлительно освободить ей дорогу или остановиться.

Таким образом, в некоторых случаях «Скорой помощи» действительно предоставляется право законно нарушать требования правил дорожного движения. А водителям, вынужденным уступить ей дорогу, следует помнить о том, что экипаж спешит на помощь к пострадавшим людям.

Вообще-то, сигналами оповещения оснащены все транспортные средства. Водитель любого автомобиля может привлечь внимание других участников движения и светом и звуком.

Светом – включив аварийную световую сигнализацию или мигая фарами.

Звуком – нажав на кнопку звукового сигнала.

Но это всё обычные сигналы, так сказать, традиционные.

Вместе с нами, простыми смертными, по дорогам общего пользования перемещаются также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, выполняя различные служебные задания. Такие автомобили оснащены специальными световыми и звуковыми сигналами и применяют их при выполнении неотложного служебного задания .

Специальный световой сигнал – это проблесковый маячок.

Специальный звуковой сигнал – это сирена.

А теперь вспомните, пожалуйста, какого цвета проблесковый маячок на машине «Скорой помощи»? А на машине «Пожарной охраны»?

Что касается «Скорой помощи», то здесь мои ученики на занятиях в автошколе, как правило, единодушны во мнении. Почти все считают, что на «Скорой помощи» проблесковый маячок синего цвета. Однако, что касается «Пожарной охраны», то здесь мнения могут и разделиться. Половина или даже большая часть утверждают, что красного .

Так вот, и там и там проблесковые маячки синего цвета .

И вообще давайте запомним следующее:

Если транспортное средство оснащено

Проблесковыми маячками, и они включены,

и хотя бы один их них – синего цвета,

это транспортное средство в настоящий момент

Выполняет неотложное служебное задание

и может отступать от требования Правил.

Конечно же, все мы должны уступать дорогу таким транспортным средствам. При этом не следует шарахаться, вылетать на встречку или останавливаться на обочине. Вы же знаете: «уступить дорогу» – это не обязательно остановиться. Просто освободите полосу, по которой Вас догоняет автомобиль с включенным проблесковым маячком синего цвета.

И не спрашивайте меня, как это сделать, если по соседней полосе плотно друг за другом идут машины. Сейчас не до деликатности – включайте указатели поворота и перестраивайтесь – настойчиво, но безопасно! (То есть, контролируя события в зеркало заднего вида и убеждаясь в том, что другие водители с пониманием относятся к Вашему вынужденному манёвру).

Правда, строго по Правилам уступать дорогу таким транспортным средствам водители обязаны только в том случае, если одновременно включены и проблесковый маячок синего цвета , и сирена.

Поэтому, чтобы Вы не «проморгали» Его приближение и начали перестраиваться заблаговременно, Он ещё издалека к проблесковому маячку добавит сирену.


В боковом зеркале водителю видно, что за ним следует автомобиль с включённым проблесковым маячком синего цвета. Но сирена не включена. Что сейчас, строго по Правилам, обязан сделать водитель?

1. Обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.

2. Может продолжить движение в том же порядке.

А если едущий сзади к проблесковому маячку добавит сирену?

1. Тогда водитель обязан увеличить скорость.

2 . Тогда водитель обязан незамедлительно перестроиться на соседнюю полосу.

А что делать, если наоборот Вы догнали такое транспортное средство, например, автомобиль инспектора ГИБДД?

Правила. Раздел 3. Пункт 3.2. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесённые на наружной поверхности специальные цветографические схемы с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Как видим, здесь ничего не сказано про опережение. Запрещён только обгон. И, следовательно, если дело происходит на многополосной дороге, можете смело опережать Его (естественно, не нарушая установленного скоростного режима).

Теперь, что касается обгона. Обратите внимание! Правила запрещают обгон только тех транспортных средств, у которых, помимо включённой мигалки и включённой сирены, есть ещё одно отличительное свойствона поверхностях нанесены специальные цветографические схемы.

То есть, по Правилам, уступать дорогу мы обязаны и этим…

… и этим.

А вот обгонять запрещено только этих (если у них работает проблесковый маячок синего цвета и одновременно включена сирена).

С тем, что такое «специальные цветографические схемы», и какие они вообще бывают, можно познакомиться, если в поисковой строке любого браузера набрать именно эти три знаковых слова:

“специальные цветографические схемы”.

Отдельного разговора заслуживает разъезд с таким транспортным средством на перекрёстке.

Для того чтобы проехать на красный сигнал светофора Ему достаточно включить проблесковый маячок синего цвета.

Опять-таки одного проблескового маячка синего цвета достаточно для того, чтобы Он имел право проехать перекрёсток в любом направлении (невзирая на требования знаков или разметки).

Но при этом надо же обеспечить и надлежащую безопасность. Если «пустой» перекрёсток можно проехать и «молча», то при наличии движения на перекрёстке без сирены никак не обойтись. Более того, даже включив и маячок, и сирену, водитель «Скорой помощи» будет проезжать перекрёсток с осторожностью, постоянно контролируя, все ли уступают ему дорогу. Тем более что именно так это и прописано в Правилах.

Правила. Раздел 3, пункт 3.1. Водители транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 -18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

По сути, это требование Правил означает следующее – если у транспортного средства включён проблесковый маячок синего цвета, то:

– водитель этого транспортного средства может игнорировать действие светофоров, знаков и разметки;

– может двигаться по тротуарам и по встречке;

– может где угодно останавливаться, стоять, разворачиваться и двигаться задним ходом;

– может двигаться с любой скоростью (в том числе во дворах и в жилых зонах).

При этом все остальные обязаны уступать Ему дорогу, но только в случае, если вместе с мигалкой включена ещё и сирена . Более того, воспользоваться приоритетом Он может, только убедившись, что все остальные действительно и видят, и слышат Его , и действительно уступают Ему дорогу.

Несколько иначе будут развиваться события в случае с регулировщиком.

Из приведённого выше пункта 3.1 Правил следует, что в случае, если на перекрёстке есть регулировщик, тогда и любой спецавтомобиль (какой бы у него не был проблесковый маячок) обязан подчиняться сигналам регулировщика. По Правилам регулировщик – главное лицо на дороге для любого водителя (даже для водителя президента).

В этой ситуации (в отсутствии регулировщика) водитель синего джипа обязан уступить дорогу Скорой помощи, невзирая на сигналы светофора, поскольку у Скорой помощи включены и проблесковый маячок, и сирена.

А вот сейчас, водитель Скорой помощи обязан остановиться, а водитель синего джипа может первым проехать перекрёсток.

(Забегая вперёд, сообщаю вам, что такой сигнал регулировщика запрещает движение Скорой помощи, а водителю синего джипа разрешено движение прямо или направо).

Другое дело, что такого просто не может быть!

Как только регулировщик услышит приближающуюся сирену, он немедленно остановит всё движение на перекрёстке (для этого ему достаточно поднять правую руку вверх).

После чего «Скорая помощь», спешащая к больному (или «Пожарная охрана», спешащая на пожар, или автомобиль ДПС вместе с сопровождаемой организованной транспортной колонной) беспрепятственно проедут перекрёсток в нужном им направлении.

Отдельного разговора заслуживает следующая ситуация.

Представьте, Вы двигаетесь по дороге и видите впереди не едущее, но стоящее транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.

Следует предположить, что, скорее всего, там что-то случилось. Возможно ДТП! Возможно даже, что на проезжей части находятся пострадавшие. Инспектор ГИБДД остановил свой автомобиль перед местом происшествия и включёнными маячками сообщает всем:

«Снизить скорость и быть готовым в случае необходимости остановиться!»

Но это может быть и просто стандартная проверка документов.

Однако, в любом случае, если впереди стоит транспортное средство с включённым проблесковым маячком синего цвета, водители обязаны снижать скорость и быть готовыми в случае необходимости остановиться.

Итак, у «Скорой помощи» и «Пожарной охраны» проблесковые маячки синего цвета, а вот автомобиль инспектора ГИБДД может быть оснащён двумя проблесковыми маячками – синего и красного цветов. Это делается для того, чтобы по этому признаку водители могли отличать его от других автомобилей оперативных служб.

Кроме этого существуют ещё транспортные средства, оснащённые проблесковыми маячками желтого или оранжевого цветов. Эти транспортные средства также могут отступать от требования Правил, но с соблюдением всех мер предосторожности, поскольку маячки желтого или оранжевого цвета не дают преимущества в движении.

Вы наверняка встречали такие машины. Это те, кто чистят дорогу, ремонтируют покрытие, чинят электричество, доставляют топливо на АЗС и т.д. Сирен у них никаких нет, а проблесковый маячок нужен исключительно для того, чтобы Вы смогли своевременно его увидеть и сказать себе: «Водителю этого транспортного средства сейчас трудней, чем мне. Ему нужно и за безопасностью следить и работу выполнять. Поэтому, разъезжаясь с ним, я буду особенно внимательным и аккуратным».

Завершая разговор о спецсигналах, осталось только лишь сказать несколько слов о маячке бело-лунного цвета. Такими маячками оснащаются инкассаторские автомобили и другие автомобили, перевозящие ценные грузы. У них, кстати, есть ещё и сирена.

Проблесковый маячок бело-лунного не даёт преимущества в движении, он нужен экипажу как сигнал бедствия или тревоги – его включают вместе с сиреной при нападении.