Экономичная эксплуатация грузового автомобиля, или как снизить расход топлива грузовика. Секреты экономии топлива на грузовых автомобилях и спецтехнике

Расход топлива грузовиков – это тема, которая волнует всех грузоперевозчиков и дальнобойщиков. Все стремятся его снижать, однако далеко не всегда это получается. Водители часто жалуются на то, что нормы, которые они получают на выполнение транспортной работы являются не реальными и уложиться в них никак нельзя. В свою очередь, владельцы автопарков (перевозчики) утверждают, что наёмные водители все время сливают и продают топливо, поэтому, какую норму им не давай, толку все равно не будет, так как они не уложатся в нее. Но если разобраться в каждом отдельном случае, то картина может проясниться. Именно поэтому была написана эта статья. Если вы ее внимательно прочтете и сделаете правильные выводы, то вы поймете, как снизить расход топлива грузовика.

Экономичная эксплуатация грузового автомобиля

Экономичная эксплуатация автопоезда – это заботливая эксплуатация рачительного хозяина, поскольку она не возможна без заботливого и бережного отношения к своему грузовику.

Стабильно экономно работает лишь тот, кто подходит к делу хозяйственно, организованно и дисциплинированно. Также отметим, что правильная экономичная эксплуатация автопоезда – это еще и безопасная езда. Сейчас мы все объясним более подробно.

Некоторые начинающие предприниматели и дальнобойщики наивно полагают, что существуют какие-то чудо рецепты, позволяющие практически на воздухе перевозить грузы. Именно на этих заблуждениях, а также на фоне постоянного подорожания топлива была создана целая индустрия производства разных катализаторов, ионизаторов, модификаторов и другой бесполезной ерунды. Но рецепт тут один – энергию просто нужно беречь и правильно ее расходовать.

Главный секрет достижения экономии топлива заключается в водителе . Вот так все просто! Он должен правильно управлять автомобилем, своевременно проводить ремонт и техническое обслуживание. Только от его умения управлять машиной, выбирать правильный скоростной режим и правильное время движение зависит конечный расход топлива.

Порожний автопоезд – враг экономии!

Запомните простую вещь – пустой автопоезд никогда ничего не сэкономит. Хорошо, если бы он уложился в реальную норму расхода дизтоплива, которую ему определили. Только груженый автомобиль может сэкономить.

Пустой автопоезд имеет небольшую массу (относительно парусности), не позволяющую аккумулировать в инерции движения затраченную на разгон энергию, а также успешно преодолевать аэродинамическое сопротивление, различные уклоны, встречный ветер. На пустом автопоезде намного тяжелее двигаться в снегопад и гололёд. По большому счету, шквальный ветер может сдуть с дороги пустой автопоезд при скользком дорожном покрытии. Автопоезд без груза даже не будет эффективно двигаться вниз на повышенной передаче без дополнительной подачи топлива. К тому же, пустое авто и прицеп (даже с пневмоподвеской) больше подвержен поломкам и амортизационному износу, чем подгруженный.

Поэтому старайтесь снизить количество передвижений порожняком, сокращая до минимума количество холостых пробегов!

Правильное распределение груза в кузове

Старайтесь равномерно распределять груз по всему кузову. И хорошо его закрепляйте.

Если груз плохо закреплён, то существует опасность того, что он «уйдёт» на правый или левый бок, тент раздует, что может привести к опрокидыванию прицепа на уклонах. В этом случае, ни о какой экономичной езде речи быть не может. Когда груз погрузили таким образом, что вся нагрузка приходится на ведущую ось тягача, а колёса полуприцепа пустые, водитель испытывает неуверенность и дискомфорт. При этом ходовая часть тягача работает с максимальной нагрузкой, а полупустой полуприцеп не позволяет автопоезду эффективно тормозить и останавливаться. Это происходит потому, что в этом случае регулятор давления на тормозные колодки тягача испытывает максимальную нагрузку, а регулятор давления на колодки полуприцепа – минимальную. Хотя должно быть все наоборот – задние колёса автопоезда должны «брать» первыми, тогда как передние – последними (в крайнем случае одновременно). На скользкой дороге это очень важно!

Если груз расположен в задней части полуприцепа (либо только в прицепе), на неровностях автопоезд испытывает постоянные рывки, которые уменьшают скорость, мешают нормальному движению, а также отрицательно сказываются на состоянии трансмиссии, сцепного устройства и работе двигателя. Подобная загрузка может привести к пробуксовке и остановке автопоезда на первом же подъеме. Причем для этого гололед не нужен, достаточно будет просто влажной дороги.

Если груз нельзя разместить в кузове равномерно, советуем смещать его поближе к седельному тягачу либо размещать на буксирующем прицеп автомобиле (паровозе).

Выбор правильного маршрута

Тщательно разрабатывайте маршрут и согласовывайте его с заказчиком перевозки.

Далеко не все короткие дороги являются самыми быстрыми, безопасными и позволяют сэкономить топливо и выиграть время. Езда по хорошей трассе, пусть даже большее расстояние, зачастую получается гораздо выгоднее, нежели движение по короткому маршруту, но по плохой дороге. Вы сами меньше мучаетесь, и свой автомобиль не гробите. К тому же, движение по хорошим ровным дорогам приводит к снижению расхода топлива.

Выбор правильного графика движения

Правильный график движения позволит выбрать и соблюдать нужный скоростной режим, который приведет к экономии топлива. Старайтесь избегать движения в неблагоприятных условиях – заторы, пробки, туман, сильная жара, гололёд, сильный встречный ветер. Если впереди вас большой затор, связанный с дорожными работами или ДТП, лучше переждите в каком-то месте, пока он не рассосётся. Вместо того чтобы ползти на пониженных передачах и даром жечь дорогущее топливо, лучше отдохните и перекусите. Затем на свободной дороге спокойно наверстаете упущенное!

Это же касается и движения в неблагоприятных погодных условиях. Зачастую их лучше переждать, чем ехать неэффективно и не экономично. Кроме того, вы не будете подвергать опасности свою жизнь и жизнь других участников движения, груз и доверенную вам технику. Как правило, нескольких часов хватает, чтобы развеялся туман, утих сильный, встречный ветер, очистили дорогу от снега, разбили либо посыпали песком ледяную корку на проезжей части дороги.

Старайтесь не заезжать в крупные города в пиковое время. По возможности делайте это раньше. Стройте свой график таким образом, чтобы максимально снизить количество остановок и трогания с места. При остановках более чем на 2-3 минуты глушите двигатель.

Тепловой режим работы двигателя

Соблюдайте правильный тепловой режим работы мотора. Обязательно перед началом движения прогрейте двигатель, ведь эксплуатация холодного двигателя вызовет преждевременный износ поршневой группы и перерасход топлива. Если автомобиль пустой, пусть он поработает на холостых оборотах от трех до пяти минут, потом можете ехать, не допуская высоких оборотов, окончательно прогревая мотор уже в движении. Груженый автомобиль следует прогревать дольше, поскольку нагрузка на двигатель будет сразу достаточно большой.

Температура двигателя должна составлять 75–85 градусов Цельсия . Двигатель перегретый или с пониженной температурой не может работать экономично. Если нужно, в зимний период дополнительно его утепляйте.

В жаркий летний день, когда температура окружающего воздуха превышает 30 градусов Цельсия, в нем резко снижается содержание кислорода. При работе в таких условиях мотор теряет свою экономичность, поскольку ухудшается наполнение цилиндров воздухом и для приготовления рациональной горючей смеси не хватает кислорода. В сильную жару заметно снижается мощность двигателя.

При такой температуре плавится асфальт. Он становится липким и клейким, что увеличивает сопротивление качению. Кроме того, машина на таком покрытии не чувствует себя устойчиво и уверенно. В дополнение к этому, колёса тоже греются, и температура резины зачастую превышает допустимые эксплуатационные нормы. В результате покрышки «стреляют», а стоят они недешево!

Поэтому советуем воздержаться от движения по сорокаградусной жаре. Лучше ездить по ночной прохладе. Мотор будет «дышать» чистым воздухом, резина не будет греться, а грузовик не будет водить по расплавленному асфальту. К тому же, водителю намного комфортнее двигаться в ночную прохладу, чем в сумасшедшую жару, когда нечем дышать.

Техническое состояние грузовика

Автомобиль нужно содержать в технически исправном состоянии, так как это прямо влияет на его расход топлива. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что расход зависит только лишь от исправности двигателя и топливной системы автомобиля.

В автомобиле практически все влияет на его расход:

  • Состояние топливных и воздушного фильтров . Они должны быть обязательно чистыми и продуктивно обеспечивать мотор чистым топливом и воздухом.
  • Состояние двигателя . Компрессия должна быть нормальной, зазор клапанов отрегулирован правильно, турбокомпрессор эффективно работать, выхлопной коллектор, катализатор и выхлопная труба должны иметь нормальное состояние. Не стоит этим пренебрегать, ведь от состояния выхлопной трубы напрямую зависит вентиляция цилиндров, что влияет на мощность мотора и расход топлива.
  • Состояние интеркулера . Проверьте его герметичность во всех соединениях и чистоту самого радиатора.
  • Состояние аккумуляторных батарей . Тут комментировать нечего.
  • Состояние колёс автопоезда . Резина должна быть накачена соответственно тем требованиям, которые предъявляет завод-изготовитель. Приспущенная резина сильно греется и быстрее изнашивается. При этом автомобиль не будет иметь нужного наката для экономичной езды.
  • Состояние пневмосистемы . Не должно быть утечки воздуха. Бывает, что у автопоезда сразу после остановки «падают» подушки (пневморессоры), потом водителю приходится полчаса газовать, расходовать дорогое топливо, чтобы накачать воздух в систему.
  • Состояние тормозных накладок . Тормоза на автопоезде должны всегда быть в исправном состоянии, правильно отрегулированными и эффективно работать. Без этого невозможно ездить безопасно, плавно и в экономичном режиме.
  • Состояние амортизаторов . С неисправными амортизаторами вам придется притормаживать перед каждой неровностью дороги, чтобы тягач или полуприцеп/прицеп не достигли критической амплитуды вертикального колебания, что может привести к неисправностям и потере управления автопоездом.
  • Состояние топливной аппаратуры . Она должна быть в порядке. Её нужно беречь от попадания грязи, воды и других инородных механических и химических примесей. Все начинается со своевременной замены топливных фильтров, чистки сеточек, отстойников, профилактической проверки распылителей форсунок, кончая заправкой качественным дизтопливом. Следите, чтобы был правильно выставлен угол впрыска топлива на ТНВД.

Отметим, что цвет выхлопных газов подскажет вам о проблемах топливной системы автомобиля.

  • Чёрный (тёмно–серый) цвет дыма сигнализирует о сильно большой подаче топлива, неэффективной работе турбокомпрессора, забитом воздушном фильтре, износе и загрязнении форсунок или неправильной установке момента впрыска ТНВД. Черный дым также может говорить о низком качестве используемого дизельного топлива.
  • Голубой (голубовато–серый) дым говорит о том, что в цилиндрах мотора сгорает моторное масло, плохая компрессия или неэффективно работают маслосъёмные поршневые кольца.
  • Белый (серовато–белый, сизый) дым свидетельствует, что двигатель плохо прогрет, или топливо утекает с форсунок, либо топливо попадает в масло по причине утечки из «обратки» форсунок, либо сбит момент впрыска ТНВД.

В конце дадим довольно банальный совет – заправляйтесь качественным дизельным топливом. Качественное топливо обеспечит хорошую тягу двигателя и снизит расход топлива. С качественным топливом снижается вероятность возникновения поломок топливной системы, а значит, двигатель прослужит дольше. А это ведь тоже значительная экономия денег.

Также читайте .

Примерно 30% от общего объема всех операционных расходов транспортной компании, водителей большегрузных автомобилей приходится на расход топлива. Компания ExxonMobil составила полезный список из 9 простых шагов, которые помогут владельцам грузовиков оптимизировать производительность и сэкономить дизельное топливо своего грузовика.

1. При управлении грузовым автомобилем, нажатие на педаль тормоза должно быть легким, без рывков. Управление тормозом является жизненно важным показателем для оптимизации расхода топлива.
Поэтому, водитель должен предвидеть потенциальные опасности, и необходимо принять меры заранее, чтобы уменьшить кол-во раз нажатия на педаль, и снизить уровень давления, приложенного к тормозам.

2. Шины. Износ шин играют решающую роль в автомире грузовиков. При низком давлении возрастает сопротивление, увеличивается расход топлива. Шины с оптимальным давлением и хорошим сцеплением, помогут Вам улучшить экономичность вашшего атвомобиля. Проверяйте шины регулярно.

3. Коммерческие компании и операторы грузовиков, должны следовать самым последним технологиям, для оптимизации производительности.
Для примера, при переходе на EURO 6, вкл. FleetBoard, и заливая высококачественные масла типа Delvac диспетчеры в McLaren Racing, смогли улучшить показатели экономии топлива всего грузового автопарка, аж на 6%.

4. Стоит придерживаться ровных дорог, плоских местностей, и избегать холмистой, неровной местности или множества поворотов. Поэтому планируйте ваш маршрут заблаговременно.
При круговом движении, держите педаль тормоза, до минимума, чтобы двигаться с наименьшей возможной энергией.

5. Любите сцепление! Это может спасти вам много литров топлива несколькими способами. Исследования показали, что с каждым переключением на повышенную передачу, улучшается топливная экономичность почти на 30 процентов. Пропускайте переключений передачи на пониженную, если есть такая возможность.

Разумное использование сцепления также означает избегание ненужной оборотов, которые только увеличивает расход топлива и вызывают дополнительный износ двигателя.

6. Водители должны найти свою скорость, при которой экономия топлива грузовика будет оптимальная.

В грузовых автомобилях есть оптимальная скорость вращения двигателя, при которой он находится в его наиболее эффективном состоянии, как правило, не выше, чем 1500 оборотов в минуту.
Найдите вашу оптимальную скорость, и вы сократите расход дизеля.

7. Многие владельцы транспортных средств, автопарков прибегают к различным трюкам, когда дело доходит до смазочных материалов, которые они используют в своих грузовиках. Использование смазочных материалов высокой производительности может помочь оптимизировать производительность коммерческого автомобиля и улучшить экономию топлива.

Например, независимые тесты по экономии топлива недавно были проведены ведущей международной тестовой компанией, читайте подробнее здесь, где использование масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30 показало, что был достигнут средний прирост экономии топлива до 1,8 процента.

8. Не только масла в двигатель, высокопроизводительные смазочные материалы, могут оказать положительное влияние на производительность машин и экономию.

Владельцы транспортных средств должны помнить, что они используют смазочные материалы в коробке передач, в гидравлике, в мостах.
Масло Mobilube 1 SHC 75W - 90, например, является полностью синтетическим, высокопроизводительным трансмиссионным маслом, и подходит для общего применения в трансмиссии и мостах.

Доказано, что использование передовых базовых масел и присадок, в масле Mobilube 1 SHC 75W-90 , обеспечивают выдающуюся защиту наряду с экономией топлива при использовании в сочетании с Mobil Delvac 1 LE 5W-30.

9. Тормозная система является важнейшими устройством для грузовых автомобилей, однако, если ваш автомобиль имеет замедлитель, используйте его везде, где это возможно, чтобы сохранить свои тормоза. Замедлители особенно полезны для замедления или поддержания постоянной скорости при спуске, предотвращая от резкого ускорения коммерческого автомобиля вниз. Это позволит существенно сократить "износ тормозов" и значительно увеличить срок службы двигателя грузовика.

Известный факт - если говорить о двигателе внутреннего сгорания, то каждый джоуль энергии, используемый грузовым автомобилем или спецтехникой, вырабатывается двигателем в процессе сгорания топлива. Тепло, создаваемое печкой, работа фар, кондиционера, приборной доски и даже звук клаксона, являются результатом преобразования дизельного топлива в энергию.

Но есть факторы, которые влияют на расход топлива больше, чем другие. И в этой статье мы рассмотрим некоторые из них с целью понимания, каким образом стоит эксплуатировать ваш грузовик или автомобильную спецтехнику, дабы сократить расход солярки в процессе их работы.

Мы знаем, что движение тяжелого транспортного средства требует работы двигателя, трансмиссии и колес. Отсюда проистекает вывод, что трема главными факторами, влияющими на расход топлива, являются скорость движения автомобиля, его сопротивление встречному воздуху (аэродинамический показатель) и сопротивление шин качению. Но что любопытно: если первые два фактора хорошо понятны и знакомы водителям и автомобилистам, то почему-то последний они часто не учитывают при выборе покрышек на свое транспортное средство. Между тем, этот показатель является одним из базовых, все производители шин в обязательном порядке его указывают и призывают учитывать. Давайте же и мы разберемся, что это за показатель, и какие иные факторы влияют на цену эксплуатации грузовика и автомобильной спецтехники.

Аэродинамический коэффициент и скорость

Наверняка вы понимаете, что сопротивление воздуха является абсолютно незначительным при низких скоростях движения автомобиля, но оно быстро увеличивается с возрастанием скорости. Чем больше скорость, тем больше автомобилю требуется тратить энергии на преодоление силы встречного воздуха.

В конечном итоге, именно этот фактор становится одной из главных причин увеличения расхода топлива. Каждый раз, когда вы разгоняете автомобиль до скорости 70 км/ч и выше, именно сопротивление воздуха будет доминирующим фактором, влияющим на потребление топлива вашим транспортным средством. Поэтому-то все производители грузовиков и вкладывают ежегодно огромные средства в разработку наиболее эффективных аэродинамических свойств выпускаемого оборудования.

Сопротивление шин качению

Сопротивление шин качению – это количество усилий, необходимых автомобилю для поддержания постоянной скорости движения колес по дороге. То есть в данном случае речь идет не только о количестве затрачиваемой энергии для приведения колеса в движение, но и энергии, необходимой для поддержания скорости. Теперь вы понимаете, что вашему автомобилю, который весит много тонн, нужно потреблять изрядное количество энергии, чтобы вы мчались по трассе с определенной постоянной скоростью. А энергия берется машиной из топлива. Вот мы и вывели прямую зависимость между скоростью движения, аэродинамикой вашего автомобиля, свойствами шин к сопротивлению качения и расходом топлива.

При движении транспортного средства шина постоянно деформируется, терпя нагрузку, а затем восстанавливается, приобретая свою первоначальную форму.

Достаточно знать базовые принципы физики, чтобы понять - при этом энергия колеса будет как им затрачиваться, так и выделяться. Некоторая часть выделенной энергии потратится шиной на приобретение своей обычной формы, но часть энергии будет потеряна в виде тепла. Вы это знаете: в процессе езды, колеса вашего автомобиля или автомобильной спецтехники нагреваются, и это тепло невозможно вернуть, оно уходит в воздух. Но стоит понимать, что энергия сопротивления качению шинами расходуется не только на больших скоростях, она присутствует, даже если вы движетесь очень медленно. То есть, если, такой фактор, как аэродинамика вашего автомобиля срабатывает исключительно на больших скоростях, то сопротивление качению шин происходит при любом движении колес. Так же, как и аэродинамический показатель, фактическое количество энергии, затрачиваемое автомобилем на сопротивление шин качению, зависит от многих факторов. В том числе от нагрузки на шину (она зависит от веса вашего автомобиля и веса груза), скорости, с которой движется ТС, давления в шинах, рисунка протектора, степени его износа, дизайна и конструкции самой шины. Поэтому показатель сопротивления шин качению, который указывают производители, настолько важен. Делая правильный выбор шины при установке ее на автомобиль, в последующем вы будете экономить топливо и уменьшать цену эксплуатации вашей техники.

Влияние скорости на расход топлива

Вот что любопытно: только около 30% топлива, потребляемого автомобилем, уходит именно на процесс его движения, остальные 70% машина тратит на сопротивление воздуху и сопротивлению шин качению. При этом, чем выше скорость движения автомобиля, тем больше транспортное средство потратит топлива на эти два фактора.

На этом рисунке видно, сколько и на что расходуется топлива при движении ТС на скоростях 88 км/ч (55 миль в час) и 120 км/ч (75 миль в час). Исследование проведено компанией Bridgestone

Показатели слева : при скорости 88 км/ч (55 миль\ч) 33% кол-ва топлива уйдет у машины на сопротивление воздуху, 33% - на сопротивление шин качению, и еще 33% - на все остальное. При этом сам грузовой автомобиль в среднем будет иметь расход топлива 33 литра на 100 км.

Показатели справа : при скорости 120 км/ч (75 миль\ч) уже 46% топлива уйдет на сопротивление воздуху и 24% - на сопротивление шин качению. Автомобиль на такой скорости израсходует в среднем 46 литров топлива на 100 км.

При этом стоит учесть, что в данном случае мы говорим об энергии, которую уже выработал двигатель внутреннего сгорания, ибо, как вы знаете, КПД современных ДВС не превышает 25%.

КПД двигателя внутреннего сгорания

Но данные, выведенные в лаборатории компании Bridgestone, демонстрируют нам, что увеличение скорости с 88 км/ч до 120 км/ч напрямую влияет на увеличение расхода топлива вашим автомобилем. Этот показатель растет на 39%, в то время как экономичность шин на высокой скорости падает на 27%. Отсюда следует простой вывод: чем ближе скорость, с которой вы движетесь, к среднему показателю 60-80 км/ч, тем эффективнее расходуется топливо вашим автомобилем, и тем эффективнее работают на нем шины. Не зря правила дорожного движения практически во всех странах мира диктуют подобную скорость. Эти показатели выведены опытом и жизнью, они не только являются безопасными для обстановки на дороге, но и наиболее эффективными для вас.

Впрочем, соблюдение определенных скоростных режимов, конечно же, приведет и к увеличению количества затрачиваемого на работу времени. А время – деньги. И значит, при выполнении определенных работ стоит понимать, что чем быстрее вы ее будете выполнять, тем больше вы потратите дизтоплива и тем больше будет износ шин. И значит себестоимость таких «скоростных работ» увеличивается.

Тесты, проведенные компанией Bridgestone, доказали: при увеличении скорости движения автомобиля на 1 км/ч, его расход топлива на 100 км увеличивается на 1,6%.

Повышенный износ двигателя при скоростных режимах

При высоких скоростных режимах эксплуатации автомобиля стоит учитывать тот факт, что не только шины будут быстрее изнашиваться. От высоких скоростей страдает и «сердце» автомобиля – его двигатель.

На сегодняшний день производители двигателей пришли к единому мнению: затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателя грузового автомобиля возрастают на 10-15% с увеличением скорости движения с 80 км\ч до 120 км/ч. То есть если вы регулярно используете режим скоростной езды, вы уменьшаете срок службы двигателя также на 10-15%.

Срок службы шин при скоростных режимах

Наконец, на высоких скоростях протекторы шин изнашиваются неравномерно и быстрее. Тесты показали, что их пробег уменьшается на 10-30%. Большой нагрев шин сокращает срок службы его каркаса и практически сводит к нулю возможность дальнейшего восстановления протектора. Да и в целом, на скорости повышается нагрузка на все шасси грузовика и спецтехники. И хотя напрямую в данном случае эти факторы не влияют на потребление машиной топлива, они увеличивают эксплуатационные расходы.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать несколько простых выводов. Если вы хотите уменьшить расход топлива вашего автомобиля и эксплуатационные расходы на него, вам стоит придерживаться двух основных правил:

- не превышать планку скорости езды в 80 км/ч ;

- выбирать шины с правильным индексом скорости и сопротивления шин качению.

С ноября 2012 года в Европе вступили в силу новые правила маркировки шин. Новые стандарты заводской маркировки стали включать в себя:

Уровень сцепления шин на мокрой и скользкой поверхности;

Коэффициент сопротивления шин качению (т.е. топливная экономичность);

Акустический комфорт автомобиля.

И как видите, именно индекс сопротивления шин качению стал одним из тех показателей, которое Евросоюз обязал проставлять производителям на своей продукции. Этих показателей на сегодняшний день существует семь – они маркируются буквами А, B, C, D, F, G.

Где А – это самый низкий показатель сопротивления шин качению, он гарантирует вам повышенную топливную экономичность. А буква G - самый низкий допустимый коэффициент сопротивления шин качению. Так что при выборе шин на свой грузовик или , обязательно обратите внимание на данный показатель, в будущем этот коэффициент поможет сэкономить вам средства. Узнайте у менеджера компании, где вы приобретаете шины, какой показатель вам стоит выбрать. Сообразно техническим характеристикам техники или автомобиля, работ, которые он будет выполнять, а также поверхностей, по которым машина будет передвигаться, вам подберут необходимую, экономичную шину.

Не так давно цены на нефть были достаточно невысокими, а наша страна не успевала выплачивать долги другим странам. После роста цен на нефть стоимость топлива увеличилась не только на мировом, но и на внутреннем российском рынке.

Эффективное использование топлива стало наиболее выгодным делом не только в плане денежных расходов, но и экологических норм. На сегодняшний день автомобильный рынок представлен моделями грузовиков на любой случай жизни. Словосочетание «базовая модель» вышло из употребления. Зато вошло «модельный ряд», в котором несколько различных моделей, различающихся по мощности двигателя и по другим параметрам.

Современные компьютерные расчеты позволяют выбирать оптимальные характеристики дизеля связанные с условиями эксплуатации и маршрутом, на котором предстоит перемещаться машине. Делают расчет показателей предварительно или непосредственно в салоне при приобретении автомобиля: представитель компании, сидя за компьютером, расспрашивает у покупателя об условиях, в которых будет работать автомобиль, узнает, для перевозки каких грузов он нужен.

Для экономии расхода топлива нужно учитывать ряд параметров.

Стиль вождения

Водитель автопоезда должен уметь применять силу инерции. Ехать в накат – не значит осуществлять движение на нейтралке после ускорения. Нужно двигаться на передаче не газуя и клапан подачи топлива закрывается, а расхода бензина не происходит.

Опытные водители экономят при приближении к светофору – они рассчитывают движение так, что приближаются накатом к моменту загорания зеленого света. Если набирать скорость не с места, расход горючего уменьшается.

Условия движения и климат

При передвижении в дождь колеса поглощают в себя жидкость, поэтому при высокой скорости при сырой погоде горючей смеси расходуется больше. Желательно ехать как можно медленнее.

Снижение температуры воздуха на каждые 6 градусов увеличивает топливный расход на 1-1.5%.

При переходе грузовика с сухой трассы на мокрую, скользкую дорогу расход топлива увеличивается на 3-10%.

Расходники

После своевременного технического обслуживания грузовика расход топлива нормализуется. Поэтому нужно следить за исправной работой всех механизмов и систем.

Сопротивление воздуха

При движении машина со значительной лобовой поверхностью преодолевает сильное воздушное сопротивление. Для решения данной проблемы водители пользуются специальным спойлером. Правильная установка устройства на крышу и по бокам автопоезда позволяет снизить расход топлива на 10-20% из-за увеличения обтекаемости ТС.

Сопротивление качению

Этот показатель зависит от массы автопоезда, накачки колес, состояния подвески. Под оптимизацией всех процессов грузовика тратящего минимальное количество горючей смеси подразумевается нормальная скорость на высоких передачах. Легкое движение машины поддерживается частотой вращения в экономичном режиме. При этом сохраняется резерв мощности, а грузовик легко преодолевает подъемы. Порывы ветра также не влияют на скорость транспорта.

Согласно обобщенным данным, загруженная машина преодолевает на высшей передаче подъем 1.2-1.5%. Более 80% пути по равнине она едет на повышенной передаче. Двигатель работает в диапазоне 1400-1500 оборотов в минуту.

Если энерговооруженность будет снижена, переключение скоростей участится, а это не способствует экономии горючего. Получится перерасход и из-за неправильного переключения передач.

При «межгороде» расход горючего минимально зависит от мощности мотора. На загородных дорогах мощнейшая техника оказывается экономичнее. В городе – наоборот: дополнительная мощность может обернуться большим расходом.

На расход сильно влияет:

  • совершенство механизмов автомобиля (двигателя, трансмиссии и шин);
  • мешающие езде груженого ТС инерция машины, сопротивление качению колес и сопротивляемость воздуха.

В среднем количество расходов на содержание грузового автомобиля на треть составляет заправка топливом. Инженеры постоянно работают над возможными способами снижения этих показателей. Каждый водитель должен самостоятельно позаботиться о том, чтобы расход горючих средств был меньше.

Способы экономии топлива для грузовика:

  • плавное торможение;
  • регулярный осмотр и обновление шин;
  • внедрение передовых технологий при перевозке грузов;
  • целесообразное использование набранной скорости;
  • движение на высоких передачах;
  • грамотное использование педали сцепления – двигатель не должен без нужды работать на высоких оборотах;
  • подбор стиля вождения;
  • нахождение скорости, при которой расход топлива для определенной марки автомобиля оптимален;
  • выбирать качественное моторное масло;
  • оснащение тормозной системы ретардером.

На стоимость топлива приходится около 30% совокупных расходов на содержание парка грузовых автомобилей. Компания ExxonMobil собрала рекомендации множества экспертов, водителей и владельцев грузоперевозочных компаний и на основе этой информации специально для водителей и владельцев грузовиков сформулировала 10 простых способов оптимизации работы грузового автомобиля и экономии топлива.

1. При вождении грузового автомобиля плавное торможение — один из главных факторов экономии топлива. При торможении кинетическая энергия преобразуется в ненужное тепло, поэтому водитель должен быть готов к потенциальной опасности и уметь принимать превентивные меры, чтобы на педаль тормоза приходилось нажимать как можно реже и с минимальным усилием.

2. Износ и обслуживание шин играют принципиально важную роль в работе грузовых автомобилей. Низкое давление увеличивает сопротивление качению и расход топлива. Оптимальное давление и хорошее сцепление — залог безопасности и экономии топлива. Шины необходимо осматривать и проверять регулярно.

3. Коммерческие грузоперевозчики, желающие оптимизировать работу своих автомобилей, должны внедрять самые передовые технологии. Так, например, грузоперевозчики McLaren Racing перешли на грузовики с двигателем Euro VI, внедрили в свои процессы анализ от FleetBoard и начали пользоваться маслами Mobil Delvac 1. В результате за полгода им удалось на 6% повысить экономию топлива.

4. Скорость, набранную грузовиком при езде по равнинной местности, нужно использовать для преодоления неровных и холмистых участков дороги с наименьшим расходом топлива. Движение по инерции может принести ощутимую пользу. Имеет смысл просчитывать маневры заранее, особенно если впереди круговое движение, поворот, съезд и т. п., а также реже тормозить и пользоваться рельефом местности, чтобы для движения требовалось как можно меньше энергии.

5. Педаль сцепления — ваш лучший друг и помощник в деле экономии топлива. Исследования доказывают, что каждое переключение на более высокую передачу дает почти 30 % экономию топлива. Поэтому двигайтесь на как можно более высокой передаче и при необходимости повышайте передачу через одну. При грамотном использовании сцепления двигатель не должен работать на высоких оборотах без нужды: они влекут за собой лишь повышенный расход топлива и износ двигателя. Кроме того, в большинстве грузовиков, особенно современных, двойной выжим сцепления не нужен и только увеличивает расход топлива.

6. Алан Виргоу, победитель первого конкурса от Mobil Delvac 1 для водителей грузовиков McLaren Racing, владеющих самой экономичной техникой вождения, рассказывает, что изменение стиля вождения и пользование технологиями Euro VI позволило ему свести к нулю расход топлива на холостом ходу и водить грузовик на оптимальной скорости с точки зрения экономии.

7. Водители должны стремиться найти ту скорость, при которой расход топлива оптимален, и по возможности ее придерживаться. У двигателя есть зона оптимальных оборотов — так называют обороты, при которых он работает максимально эффективно. Обычно это не более 1500 оборотов в минуту. Подробную информацию о характеристиках двигателя вашего грузовика и зоне оптимальных оборотов вам предоставит производитель.

8. Многие грузоперевозчики совершают большую ошибку при выборе моторного масла для своих автомобилей. Моторное масло с высокими рабочими характеристиками помогает оптимизировать работу грузовика и повысить экономию топлива. Это утверждение доказывают и недавние независимые испытания, проведенные британской компанией Millbrook — одним из мировых лидеров в сфере испытания и разработки автомобилей. Испытания показали, что масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 позволяет увеличить экономию топлива в среднем на 1,8 %.

9. Однако на рабочие характеристики грузовика влияет не только моторное масло. Грузоперевозчики также должны помнить о том, что очень многое зависит и от масла в трансмиссии и заднем мосту. Примером может послужить полностью синтетическое трансмиссионное масло Mobilube 1 SHC™ 75W-90 с высокими рабочими характеристиками, подходящее для всех типов привода. Созданное с использованием передовых базовых масел и присадок, масло Mobilube 1 SHC 75W-90 обладает доказанными свойствами надежно защищать трансмиссию и экономить топливо.

10. Тормозная система играет важнейшую роль в работе грузовика, однако если автомобиль оснащен ретардером, то по возможности пользуйтесь им, чтобы тормозные колодки меньше изнашивались. Ретардеры особенно полезны для снижения или поддержания постоянной скорости на спусках, поскольку они помогают сохранять контроль, не позволяя автомобилю ускоряться. Они предотвращают преждевременный износ и снижение эффективности тормозных колодок, неизбежные при интенсивном использовании фрикционных тормозных механизмов, и могут значительно увеличить срок службы тормозной системы.