Для всех и обо всем. Начало истории создания ЗАЗ

ЗАЗ-966

А теперь – Ушастый

Для того чтобы объяснить причину появления на свет этого чуда советского автопрома, придется опять начать от обезьяны, от которой, если верить дедушке Дарвину, произошло всё прогрессивное человечество. Этой самой обезьяной был голландец Абрагам Кооп, который в 1863 году создал в немецкой городе Александровске Новороссийской губернии завод по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. В 1908 году в соседнем с Александровском Мелитополе предприниматель Израиль Давидович Заферман основал чугунолитейный и машиностроительный завод по производству нефтяных двигателей. После октябрьской революции завод был национализирован и получил название «Второй Советский завод». После окончания гражданской войны в 1923 году на базе завода организована артель «Победа».
Главой артели стал сын Зафермана Моисей, который сразу после революции рассорился с отцом и ушел в Красную Армию. Сам же Израиль Давидович с сыном помирился и был принят в артель бухгалтером-счетоводом. В этой должности он проработал до 1948 года, правда, с перерывом на эвакуацию. Сын же Израиля умер в Израиле в 2001 году. Артель продолжила выпуск нефтяных двигателей. Использовались эти двигатели в основном на малотоннажных судах. В том же 1923 году местные органы советской власти осенила идея наладить на бывших кооповских мастерских, переименованных к тому времени в завод «Красный прогресс», производство тракторов, на которых бы стояли зафермановские нефтяные моторы.

Двигатель у

ЗАЗ-966, как и у предшественника, располагался сзади.

Поскольку Александровск незадолго до этого переименовали в Запорожье, трактор решили назвать в честь новопереименованного города. Так появился первый экземпляр техники под брендом «Запорожец». Вскоре завод «Красный прогресс» получил модное в те времена имя «Коммунар».

В первые послевоенные годы Сталин хотел перевести Мелитопольский завод на производство дизельных двигателей с тем, чтобы на «Коммунаре» выпускались дизельные трактора, но Хрущов, бывший тогда первым секретарем КП Украины, убедил его этого не делать. Взамен он предлагал наладить на этом заводе выпуск украинских автомобилей. Для этого предполагалось вывезти оборудование из немецкого Эйзенаха, но тогда идея не нашла воплощения. Однако идею украинского автомобиля Хрущев не оставил и встав во главе партии и правительства стал эту идею настойчиво проталкивать. И вот в октябре 1957 года руководство МЗМА – будущего АЗЛК – представило Хрущеву опытный образец микролитражного автомобиля «Москвич-444». Уши 600-го Фиата торчали изо всех его щелей. Автомобиль в честь только что запущенного спутника так и предполагалось назвать «Спутником».


Приборная панель ЗАЗ-966

Однако у Хрущева были другие планы. Всю техническую документацию он велел передать на «Коммунар» и вскоре там начался выпуск горбатого «Запорожца». Тем не менее, Горбатый оказался куда менее удачливее итальянского прототипа. Во-первых, у него была несуразно высокая цена для автомобиля такого класса. В 1960 году он стоил 18 тысяч рублей старыми, что было равно 4,5 тысячи долларов по тогдашнему курсу. Итальянский же прототип продавался на родине за 590 тысяч лир, что составляло тогда 944 доллара.

Но еще бóльшим был второй недостаток Горбатого – невысокий срок службы. 23-сильный мотор-воздушник объемом всего в 746 кубиков исчерпывал свой моторесурс за два летних сезона или за девять месяцев непрерывной эксплуатации. Кроме того, Мелитопольский моторный завод, едва справлявшийся с поставками двигателей на «Коммунар», был не в состоянии выпускать еще и запчасти. Поэтому чтобы отремонтировать двигатель Горбатого, например, в Алма-Ате приходилось за бутылку заказывать детали на АЗТМ, на заводе имени Кирова или на заводе «Поршень».

Интерьер ЗАЗ-966

По всем этим причинам производство Горбатого прекратили сразу после отставки Хрущева, несмотря на то, что в самой Италии 600-й продержался на конвейере до 1969 года, а его младший брат Фиат-500 аж до 1972. Их обоих сменил Фиат-126, имевший более модный по тем временам угловатый кузов, но сохранивший всю начинку предшественников. Горбатый же, будучи снятым с производства, остался без преемника. Поэтому в качестве временной меры год спустя в производство был запущен А – Горбатый с мотором, увеличенным до 887 кубиков. Увеличение это произошло путем расточки цилиндров с 66 до 72 мм. Однако даже при советском дефиците покупательским спросом он не пользовался. Дело в том, что мотор с более тонкими гильзами цилиндров быстро перегревался и выходил из строя еще быстрее, чем 746-кубовый. И тут конструкторы вспомнили, что еще в 1961 году они создали опытный образец автомобиля, созданного по мотивам Chevrolet Corvair.

Передний багажник ЗАЗ-966
От американского прототипа концепт-кар отличался намного меньшими размерами. Этот прототип был назван тогда ЗАЗ-966 , но в серию он не пошел – даже для очень уменьшенного кузова двигатель от Горбатого оказался слабоват. Примерно в это же время появился Printz II, который был тоже похож и на Chevrolet Corvair и на украинский концепт-кар.

К 1967 году, когда конструкторы вдруг вспомнили своё забытое детище, Принц уже более пяти лет колесил по дорогам Европы. И вот тогда приняли решение возродить i>ЗАЗ-966 и поставить его на конвейер. Американские примочки с кузова убрали, сделав 966-й больше похожим на Принц. Однако первоначально у нового «Запорожца» было от Принца много отличий. Во-первых, двигатель он унаследовал от А. Диаметр его цилиндра составлял по-прежнему 72 миллиметра – ход поршня – 54,5 мм. Путем увеличения степени сжатия и расточки впускного коллектора мощность подняли еще на три силы – с 27 до 30 л.с. Однако такое решение привело к еще большей склонности двигателя к перегреву. Вот поэтому-то у ЗАЗ-966 и получил главное внешнее отличие от Принца – «уши». Этими «ушами» в народе обозвали огромные воздухозаборники, установленные по бокам задних крыльев. Эти воздухозаборники были призваны улучшить охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха. В 1969 году на экраны страны вышел мультипликационный фильм «Крокодил Гена», одним из главных героев которого был неизвестного науке вида зверек, получивший за малую статическую устойчивость прозвище Чебурашка. Очень скоро эта кличка стала использоваться и для обозначения Ушастого «Запорожца». Но кличка эта не прижилась – чаще автомобиль называли Запором. Кличка эта перешла по наследству от . А чтобы не путать о каком Запоре идет речь старый Запор стали называть Горбатым запором, а новый – Ушастым.

Автомобиль имел в длину 3765 миллиметров. При этом его колесная база составляла 2160 мм. Именно такой автомобиль в 1972 году получил 19-летний ленинградец Володя Путин. Выиграл он его в лотерею ДОСААФ. Жил он тогда в доме № 12 в Басковом переулке и ездил оттуда на нем на Васильевский остров, где учился на международном отделении юрфака ЛГУ. В том же 1972 году 966-ю модель сменили на более продвинутую 968-ю модель.

1966 Число мест – 4; двигатель: двухтактный, число цилиндров – 2, рабочий объем – 343,5 см 3 , мощность – 14,28 л. с. Длина – 31 30 мм, Ширина – 1450 мм, Высота – 1450 мм, Клиренс – 180 мм, Колёсная база – 1550 мм. Снаряженная масса – 520 кг . Максимальная скорость – 70 км/ч.

Число мест – 4-5; двигатель: число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 82× 70, рабочий объем – 1478 см 3 , мощность – 75 л. с. при 5800 об/мин, клапанный механизм – ОНС; число передач – 4; длина – 4196 мм; ширина – 1550 мм; высота – 1480 мм; база – 2400 мм; снаряженная масса – 1045 кг; скорость – 140 км/ч. Первоначальная цена –4936 руб.

Число мест – 7; двигатель: число цилиндров – 8, рабочий объем – 6959 см 3 , мощность – 300 л. с. при 4400 об/мин; количество передач – 2; размер шин – 8,90–15; длина – 6305 мм; ширина – 2068 мм; высота – 1540 мм; база – 3880 мм; снаряженная масса – 3085 кг; наибольшая скорость – 190 км/ч. Полагался членам Политбюро ЦК КПСС, за что и был прозван членовозом.

Число мест – 5; двигатель: число цилиндров – 4, рабочий объем – 2446 см 3 , мощность – 98 л.с. при 4500 об/мин; число передач – 4; размер шин – 6,70-15 дюймов; длина – 4760 мм; ширина – 1800 мм; высота – 1490 мм; база – 2800 мм; масса в снаряженном состоянии – 1420 кг; скорость – 145 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч – 19 с.

× 66, рабочий объем – 1197,6 см 3 , степень сжатия – 8.8, мощность – 62 л. с. при 5600 об/мин; длина – 4073, ширина – 1611, высота (без нагрузки) – 1440; база, мм – 2424, передних колес – 1345, задних колес – 1304; дорожный просвет – 170 мм; масса, кг: снаряженная – 945, полная – 1345; средний расход топлива – 8-9 л на 100 км; скорость – 140 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч – 22 с. Первоначальная цена – 5620 руб. (без приёмника –5500 р.)

Число мест – 2; двигатель двухтактный, расположен сзади; число цилиндров – 1, рабочий объем – 346 см 3 , мощность – 18 л. с. число передач – 3; длина – 2825 мм, ширина – 1380 мм, высота – 1300 мм, колёсная база – 1700 мм, дорожный просвет – 170 мм; снаряженная масса – 498 кг; скорость – 70 км/ч.

ВАЗ-2102

Число мест – 5 двигатель – четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 76 × 66, рабочий объем – 1197,6 см 3 , степень сжатия – 8.8, мощность – 62 л. с. при 5600 об/мин; длина – 4059 мм, ширина – 1611 мм, высота – 1400 мм, клиренс – 175 мм, колёсная база – 2424 мм. С корость – 135 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч – 25 с.

ЗиЛ-117

Число мест – 7; двигатель: число цилиндров – 8, рабочий объем – 6959 см 3 , мощность – 300 л. с. при 4400 об/мин; количество передач – 2; размер шин – 8,90–15; длина – 5725 мм; ширина – 2068 мм; высота – 1540 мм; база – 3300 мм; снаряженная масса – 2880 кг; наибольшая скорость – 190 км/ч.

По своему статусу считался на одну ступеньку ниже лимузинов ЗИЛ-114 и полагался кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС и членам Правительства СССР .

1972 Число мест – 5; двигатель: число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 82× 70, рабочий объем – 1478 см 3 ; мощность – 95 л.с.; длина – 4045 мм; ширина – 1677 мм; высота – 1480 мм; база – 2432 мм; масса в снаряженном состоянии – 896 кг; скорость – 165 км/ч. Разгон с места до 100-километровой скорости – 1 2 с.

1972

Число мест – 4; двигатель:V- образный, число цилиндров – 4, рабочий объем 1197,6 см 3 , степень сжатия – 7,2; мощность – 41 л. с. Длина – 3765 мм, Ширина – 1490 мм, Высота – 1425 мм, Клиренс – 190 мм, Колёсная база – 2 160 мм. С наряженная масса – 800 кг . Максимальная скорость – 118 км/ч. Разгон с места до 100-километровой скорости – 32 с. Первоначальная цена –3500 руб.

Число мест – 5; колесная формула – 4×4; двигатель: число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 92 × 92, рабочий объем – 2446 см 3 ; мощность – 72 л.с.; длина – 4025 мм; ширина – 1805 мм; высота – 2015 мм; клиренс – 210 мм; база – 2300 мм; масса в снаряженном состоянии – 1535 кг; скорость – 110 км/ч.

Число мест – 5 двигатель – четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 76 × 80, рабочий объем – 1459,3 см 3 , мощность – 71 л. с. Габаритные размеры: Длина – 4043 мм, Ширина – 1611 мм, Высота – 1440 мм, Клиренс – 170 мм, Колёсная база – 2424 мм, снаряжённая масса – 955 кг. , скорость – 152 км/ч. Разгон с места до 100-километровой скорости – 17 с.

ИЖ 2125 Комби

Число мест – 5; двигатель: число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 82× 70, рабочий объем – 1478 см 3 ; мощность – 75 л.с.; число передач – 4; длина – 4205 мм; ширина – 1555 мм; высота – 1500 мм; база – 2400 мм; масса в снаряженном состоянии – 1040 кг; скорость – 142 км/ч. Первоначальная цена – 6376 рублей.

ВАЗ-21011

× 66, рабочий объем – 1294 см 3 , мощность – 65 л. с. Габаритные размеры, мм: длина – 4073, ширина – 1611, высота (без нагрузки) – 1440; база, мм – 2424, передних колес – 1345, задних колес – 1304; дорожный просвет – 170 мм; снаряженная масса – 1060 кг, скорость – 140 км/ч.

ВАЗ-2106

Число мест – 5 двигатель – четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 79 × 80, рабочий объем – 1568,53 см 3 , мощность – 75 л. с. Габаритные размеры:

Длина – 4166 мм, Ширина – 1611мм, Высота – 1440 мм, Клиренс – 170 мм, Колёсная база – 2424 мм, снаряжённая масса – 1045 кг; скорость – 152 км/ч. Разгон с места до 100-километровой скорости – 17,5 с.

Число мест – 5; двигатель: число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 82× 70, рабочий объем – 1478 см 3 , мощность – 75 л. с. при 5800 об/мин, клапанный механизм – ОНС; число передач – 4; длина – 4250 мм; ширина – 1550 мм; высота – 1480 мм; база – 2400 мм; снаряженная масса – 1045 кг; скорость – 140 км/ч.

Число мест – 5; двигатель: число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 79× 80, рабочий объем – 1568,53 см 3 , мощность – 80 л.с. при 5400 об/мин; длина – 3740 мм; ширина – 1680 мм; высота – 1640 мм; база – 2200 мм; масса в снаряженном состоянии – 1150 кг; скорость – 132 км/ч. Разгон с места до 100-километровой скорости – 21 с.

Число мест – 7; двигатель: число цилиндров – 8, рабочий объем – 5526 см3, мощность – 220 л. с. при 4200 об/мин; число передач – 3; размер шин – 9,35-15"; длина – 6114 мм; ширина – 2020 мм; высота – 1525 мм; база – 3450 мм; масса в снаряженном состоянии – 2605 кг; скорость – 175 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч – 15 с.

ЗиЛ-4104

Число мест – 7; двигатель: число цилиндров – 8, рабочий объем – 7695 см 3 , мощность – 315 л. с. при 4400 об/мин; количество передач – 3; размер шин – 8,90–15; длина – 6330 мм; ширина – 2068 мм; высота – 1500 мм; база – 3880 мм; снаряженная масса – 3400 кг; наибольшая скорость – 200 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч – 12 с.

ВАЗ-2105

Число мест – 5 двигатель – четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 79 × 66, рабочий объем – 1294 см 3 , мощность – 69 л. с. при 5600 об/мин; габаритные размеры, мм: длина – 4073, ширина – 1611, высота (без нагрузки) – 1440; база, мм – 2424, передних колес – 1345, задних колес – 1304; дорожный просвет – 170 мм; снаряженная масса – 1060 кг, скорость – 145 км/ч.

1982

Число мест – 5; двигатель: число цилиндров – 4, рабочий объем – 2446 см 3 , мощность – 105 л. с. при 4500 об/мин; число передач – 4; размер шин – 205/70R-14; длина – 4960 мм; ширина – 1846 мм; высота – 1490 мм; база – 2800 мм; масса в снаряженном состоянии – 1450 кг; скорость – 150 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч – 16 с.

Число мест – 5 двигатель – четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 76× 80, рабочий объем – 1459,3 см 3 , мощность – 75 л. с. при 5600 об/мин; габаритные размеры: длина – 4145 мм, ширина – 1611 мм, высота – 1440 мм; база, мм – 2424 мм, дорожный просвет – 170 мм; снаряженная масса – 1049 кг, скорость – 150 км/ч.

ВАЗ-2104

1984

Число мест – 5 двигатель – четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров – 4, размеры цилиндров, мм – 79× 66, рабочий объем – 1294 см 3 , мощность – 69 л. с. при 5600 об/мин; габаритные размеры: длина – 4115 мм, ширина – 1620 мм, высота – 1446 мм; база, мм – 2424 мм, дорожный просвет – 170 мм; снаряженная масса – 1060 кг, скорость – 140 км/ч.

Первый - с мотором 30 л.с., который мне достался от отца, и второй, с 40-сильным движком и в экспортном исполнении, талон на приобретение которого вручили тестю к его уходу на пенсию. Поэтому все, о чем пойдет дальше речь, - истории жизненные, которые случались со мной или другими знакомыми владельцами Запорожцев.

Сиденье без спинки

Удобным сиденье 966-го можно было назвать весьма условно. На зависть водителям «горбатых» ЗАЗ-965 , под дерматином кресла «ушастого» имелся слой вспененного полиуретана. Поэтому кресло смотрелось солидно, хотя солидности в нем никакой не было. Каркас спинки был сварен из тонкостенных стальных трубок, которые по мере эксплуатации постепенно отгибались назад. Сами спинки не регулировались. Для компенсации со временем возрастающего наклона под салазки сиденья подкладывались дощечки разной толщины. При этом неизбежно усиливался наклон подушки. Приходилось выбирать золотую середину между тем, чтобы не завалиться назад и не съехать под руль.

Меня проблема как-то обходила стороной. Но ровно до тех пор, пока не остановился на перекрестке на Пушкинской улице (ныне Большая Дмитровка), у дома Педагогической книги. В тот момент, когда я выжал сцепление и уже включал передачу, спинка моего сиденья дала трещину и я повалился навзничь. Вместо дороги и светофора перед глазами белел потолок салона. Каким чудом удалось рвануть ручник, чтобы удержать автомобиль на уклоне, до сих пор для меня остается загадкой. Что было дальше? Дальше я вынул запаску и водрузил ее между злополучной спинкой и задним диваном. Так и добрался до дома.

Одометр, сокращающий расстояния

Как-то раз по дороге на юг я обратил внимание на то, что при нажатии на педаль акселератора на прямой передаче стрелка спидометра, вместо того чтобы отклоняться в сторону увеличения показаний, делает совершенно обратное. Скорость же самого автомобиля при этом растет. При сбросе «газа» все происходит с точностью до наоборот: скорость падает, а стрелка подскакивает к отметке 100 км/ч. В результате вместо ожидаемых трех тысяч километров пробега за отпуск я привез в Москву только две.

Виной тому оказалась ослабшая гайка ведущего вала главной передачи. Дело в том, что шестерня тросового привода спидометра на 30-сильной версии установлена на круглом, без единой зацепки, ведущем валу главной передачи и удерживается от проворачивая только за счет стяжки, обеспечиваемой гайкой (на схеме она фигурирует под номером 10). Постепенный износ деталей плюс повышение рабочей температуры привели к тому, что при уменьшении вязкости масла шестеренка спидометра стала проскальзывать. Косые зубья четвертой скорости при разнонаправленных нагрузках то зажимали, то ослабляли стяжку деталей на валу главной передачи. Проблема решилась при затяжке злополучной гайки с нужным моментом.

Хорошо, в то время на трассах не было детекторов скорости, да и сами инспектора не обзавелись радарами. Ведь доказать постовому, что ты ехал с разрешенной, согласно показаниям спидометра, скоростью, было бы невозможно!

Кстати, на 40-сильных агрегатах ведущие валы главной передачи имели шлицы, и шестерни привода спидометра на них не прокручивались.

Перегретое «сердце»

Неудачной была система воздушного охлаждения «ушастого», слов нет. На «тридцатке» - так именовался среди владельцев 30-сильный мотор - она работала вопреки всем законам физики . Задыхающийся от жары вентилятор засасывал разреженный горячий, проходящий через раскаленные чугунные ребра гильз цилиндров воздух и пытался загнать его в металлический кожух, чтобы выбросить внизу под номерным знаком.

С этой проблемой боролись разными способами. Наращивали «уши», приподнимали капот, подпирая его, кто чем может. Лично я противостоял перегреву правильной регулировкой карбюратора и точно выставленным зажиганием - 966-й был очень чувствителен к настройкам. К тому же не гнушался в некоторых особо трудных случаях чуть снизить темп движения.

На 40-сильных моторах конструкторы одумались. Вентилятор нагнетал холодный воздух к разогретым частям.

- Запорожский автомобильный завод , который размещен на(в) Украине. Данная компания известна тем, что производит самые ходовые в этой стране легковые и грузовые автомобили, а так же прицепы и автобусы. Главный завод ЗАЗ размещен в Коммунарском районе. Автомобили на заводе производятся по полному циклу. Сегодня это предприятие является главным автомобильным заводом страны.

Начало истории создания ЗАЗ

История создания ЗАЗ начинается в 1863 году, когда человек по имени Абрагам Кооп создал фабрику по производству соломорезок и деталей к мельницам. Через некоторое время завод был реорганизован, и начал производить сельскохозяйственну технику. В 1908 году на базе компании родился Мелитопольский моторный завод, который с 1960 года начал создавать моторы для ЗАЗ. В 1975 году это предприятие соединилось с «АвтоЗАЗ».

ЗАЗ Горбатый

На ранних порах предприятие отличилось созданием новаторского сельско-уборочного комбайна Коммунар, который долгое время работал на полях по всему Советскому Союзу. В 1961 году на свет появился автомобиль -965, который долгое время был единственной моделью легкового автомобиля данного предприятия. Эта машина больше известна, как Горбатый ».


"А теперь Горбатый! Я сказал Горбатый!" (из фильма "Место встречи изменить нельзя")

Ушастый 966 Запорожец

В 1970 году появилась новая версия ЗАЗ - -966 Ушастый . Он, как мы помним - серьезно был переработан, и уже не имел ничего общего с прежней моделью. С тех времен по девяностые всего с конвейеров сошло 3 422 444 штук Запорожцев .

В 1979 году в производство поступила модель ЗАЗ-968М.


Чертёж с размерами ЗАЗ

Были весьма скромные. Тем не менее, как показала практика, вместить автомобиль мог до 10 человек.


Кто хотел недорогое, компактное купе 1974 года?

Вес ЗАЗ 968

Снаряжённый вес ЗАЗ 968 был равен 780 кг. Что такое снаряжённый вес? Это вес автомобиля с полным баком горючки, запаской, маслом в двигателе, омывайкой в бачке, но без водителя, пассажиров и их багажа. Поэтому поднять Запорожец могли 4 крепких мужика и даже перенести его на соседнее место. Это если нужно было.

Кстати, именно благодаря своему весу ЗАЗ 968 может проезжать там где не сможет проехать Hammer или другой большой и тяжёлый внедорожник.

ЗАЗ-1102 Таврия

Династия запорожцев прервалась с появлением в 1987 году автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые модели компании ЗАЗ, которые были оборудованы жидкостным охлаждением. В 1994 году остановил создание заднеприводных автомобилей ЗАЗ-968М. В девяностые годы завод оказался на грани закрытия. Руководство компании искало инвесторов. В результате круг поисков был сужен до нескольких брендов: , General Motors и .

Далее история ЗАЗ начинает новый свой виток. После долгих обсуждений, решение было принято неожиданное - компания решила уйти под руководство «Daewoo». После этого начинается совместное производство автомобилей-химер на базе разработок двух компаний. Первой совместной моделью стала ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова».

Весной 1961 года, почти сразу после запуска в серию модели ЗАЗ-965, завод приступил к разработке новой модели ЗАЗ-966

    В 1969 году стабильно выпускался стандартный 966-ой "запорожец". В 1970 году изменился цвет руля, в 1969 году он был белый и к концу того же 1969 его начали делать из другого пластика, и он стал черным, бампера вместо двухсоставных стали 4-х составными,
    появились отдельные боковые клычки, в 1971 году бампер потерял соединительную площадку по середине. В 1968 году на эти автомобили спереди ставили по одному рабочему цилиндру на передние колеса, вентилируемые задние барабаны и присутствовали рассекатели в ушах, а так же кольцевая кнопка сигнала и другой материал салона.
    В 1969 году пришли к стандартному дермантину, от 1968 года остались только карманы в обшивках передних дверей, сзади их уже не было, так же изменились крепления заднего сидения, изменена конструкция личинки открывания воительской двери, изменены резинки стекол,убраны замки. В период с 1968 по 1972 год на автомобилях с силовым агрегатом 40 л.с. вместо датчика заднего хода ставилась шлицевая заглушка, в 1971 году появилась выштамповка на задней панели кузова, но дырок под фонари не было, они появились в 1971 году, появились брызговики. Заглушки на задней панели шли до конца выпуска "ушастых" запорожцев. В 1971 году комбинация передних поворотникових габаритов изменилась, габариты в решетке имели как функцию габаритов, так и основных поворотников, на крыльях стояли повторилели от предшественника ЗАЗ 965. В 1971 году машина обрела небольшую выемку на переднем крыле под фарой, затем функция основных поворотников перешла к тем что начали устанавливать под фарой,они были оранжевого цвета.
    В 1971 году в свет вышел ЗАЗ 968, который параллельно выпускался с 966-ым, отличить их можно было по мелочам, так как внешне они были практически одинаковы и имели много общего. На Запорожце 968 появилась другая панель приборов,пепельница была пластмассовой до 1974 года, переключатели света фар и указатели поворотников нашли свое место под рулем, зеркало заднего вида стало пластмассовым. В 1976 году начали ставить такое же как на жигулях, появились механизмы открывания дверей однотипные с ВАЗ 2101, на 966-ых до конца выпуска ставились механизмы однотипные с Москвичем 408, это первое и не мало важное отличие, хотя первые 968 ими тоже оснащались но не долго, от них быстро ушли, укоротили воздухо заборники и изменили их крепления.
    В 1972 году они так же ставились на ЗАЗ-966. В 1973 году появилась новая задняя панель,на ней увеличили место под задний номер, другой бензобак, багажное отделение за спинкой заднего сидения убрали, произошло это практически сразу с наступлением 1973 года, хотя в 1973 году попадались машины со "старыми" бензобаками. Так же в период с 1970 по 1973 гг были разные коврики салона. В 1973 году на машинах экспортного варианта появилась двухконтурная тормозная система, в этом же году ушли от нижнего расположения тормозного цилиндра. В 1974 году у запорожца изменилась передняя панель, появились круглые поворотники, а оранжевые подфарники стали белыми габаритами, появился стояночный свет на задних крыльях, фонари заднего хода стали пластмассовыми, так же появились отдельные катафоты под решетками на задней панели,изменились кнопки дверных ручек, они стали более округлыми, появился жигулячий замок зажигания с противоугонным устройством, воздуховод печки остался старый так как и на запорожцах выпускавшихся с 1972года. В 1976 году исчезли катафоты из стекол стоп сигналов, катафоты могли устанавливаться вверху задней панели в хромированных пластмассовых корпусах, чаще такая комбинация встречалась на экспортных вариантах. С 1971 года появился новый спидометр, "аварийка". На моделях ЗАЗ968а ставились сидения однотипные с сидениями ВАЗ 2101, так же на моделях 968А появился электрический стеклоомыватель, появились хромированные клычки бамперов, в январе 1977 года с машины убрали фонари стояночного света, на машинах марки ЗАЗ-968а появилась новая торпеда, травмобезопасная, с шильдиком на бордачке "968А". В период с 1977 по 1978 модели 968а могли встречаться как со старой торпедой так и с новой травмобезопасной. А с 1976 по 1979 на машинах с травмобезопасной торпедой могли иметь разное расположение выключателей.

Характеристика ЗАЗ-966 «ушастый»

    В первые послевоенные годы Сталин хотел перевести Мелитопольский завод на производство дизельных двигателей с тем, чтобы на «Коммунаре» выпускались дизельные трактора, но Хрущов, бывший тогда первым секретарем КП Украины, убедил его этого не делать. Взамен он предлагал наладить на этом заводе выпуск украинских автомобилей. Для этого предполагалось вывезти оборудование из немецкого Эйзенаха, но тогда идея не нашла воплощения. Но идею украинского автомобиля Хрущев не оставил и встав во главе партии и правительства стал эту идею настойчиво проталкивать. И вот в октябре 1957 года руководство МЗМА - будущего АЗЛК - представило Хрущеву опытный образец микролитражного автомобиля «Москвич-444». Уши 600-го Фиата торчали изо всех его щелей. Но у Хрущева были другие планы. Всю техническую документацию он велел передать на «Коммунар» и вскоре там начался выпуск горбатого «Запорожца».
    По некоторым причинам производство Горбатого прекратили сразу после отставки Хрущева, несмотря на то, что в самой Италии 600-й продержался на конвейере до 1969 года, а его младший брат Фиат-500 до 1972. Горбатый будучи снятым с производства, остался без преемника. Поэтому в качестве временной меры год спустя в производство был запущен ЗАЗ-965А - Горбатый с мотором, увеличенным до 887 кубиков. Но при советском дефиците покупательским спросом он не пользовался. Дело в том, что мотор с более тонкими гильзами цилиндров быстро перегревался и выходил из строя еще быстрее, чем 746-кубовый. И тут конструкторы вспомнили, что еще в 1961 году они создали опытный образец автомобиля, созданного по мотивам Chevrolet Corvair. От американского прототипа концепт-кар отличался намного меньшими размерами. Этот прототип был назван тогда ЗАЗ-966 , но в серию он не пошел - даже для очень уменьшенного кузова двигатель от Горбатого оказался слабоват. К 1967 году, когда конструкторы вдруг вспомнили свое забытое детище. И вот тогда приняли решение возродить ЗАЗ-966 и поставить его на конвейер. Американские примочки с кузова убрали, сделав 966-й больше похожим на Принц. Однако первоначально у нового «Запорожца» было от Принца много отличий. Во-первых, двигатель он унаследовал от ЗАЗ-965А. Диаметр его цилиндра составлял по-прежнему 72 миллиметра - ход поршня - 54,5 мм. Путем увеличения степени сжатия и расточки впускного коллектора мощность подняли еще на три силы - с 27 до 30 л.с. Такое решение привело к еще большей склонности двигателя к перегреву. Вот поэтому у ЗАЗ-966 и получил главное внешнее отличие от Принца - «уши». Этими «ушами» в народе обозвали огромные воздухозаборники, установленные по бокам задних крыльев. Эти воздухозаборники были призваны улучшить охлаждение двигателя набегающим потоком воздуха. В 1969 году на экраны страны вышел мультипликационный фильм «Крокодил Гена», одним из главных героев которого был неизвестного науке вида зверек, получивший за малую статическую устойчивость прозвище Чебурашка. Очень скоро эта кличка стала использоваться и для обозначения Ушастого «Запорожца».
    Автомобиль имел в длину 3765 миллиметров. При этом его колесная база составляла 2160 мм. Именно такой автомобиль в 1972 году получил 19-летний ленинградец Володя Путин. Выиграл он его в лотерею ДОСААФ. Жил он тогда в доме № 12 в Басковом переулке и ездил оттуда на нем на Васильевский остров, где учился на международном отделении юрфака ЛГУ. В том же 1972 году 966-ю модель сменили на более продвинутую 968-ю модель.

Технические характеристики ЗАЗ-966 «ушастый»

    «Запорожец» всегда был самым доступным советским автомобилем. Понятно, что рассчитывать на какие-либо удобства при эксплуатации этого транспортного средства не приходилось, но свою утилитарную задачу типа «едет, ну и чудесно» ЗАЗ-966 выполнял не хуже других отечественных автомобилей. А что касается проходимости, то благодаря особенностям заднемоторной компоновки только вседорожные монстры вроде УАЗа и КрАЗа могли соперничать с «мыльницей» в умении преодолевать многочисленные болотистые топи и снежные сугробы.
    Кузов . Выглядит «Запорожец» вполне достойно: небольшой, пропорциональный, с забавным силуэтом и весьма разумной отделкой, но слово «дизайн» лучше к нему не применять. Правда, искушенный глаз узнает в его облике... NSU Prinz тридцатилетней давности, хотя в СССР подобные утверждения гневно отвергали, заявляя: «У советских - собственная гордость». Самая запоминающаяся деталь - аккуратные воздухозаборники на задних крыльях и низко опущенные задние арки. Окрашен «Запорожец» весьма прилично, а стойкость к коррозии удивляет - без каких-либо обработок значительной коррозии не наблюдается.
    Салон . Если снаружи «Запорожец» выглядит полноценно, то внутри настоящий автомобиль он напоминает лишь отдаленно, и то только благодаря наличию кое-каких органов управления, а вовсе не уюта и комфорта. Хотя производитель в свое время определял пассажирский потенциал «Запорожца» как «четырехместный автомобиль особо малого класса». К тому же в отделке использован мрачноватый черный винил, поэтому зимой в «Запорожец» лучше не садиться. Но больше всего «достают» сиденья, которые буквально через год превращаются в подобие гамаков и нормальная посадка становится невозможной; если ездить на этой машине регулярно, то замена сидений становится неизбежной. Из «опций» можно отметить обивку потолка, противосолнечные «козырьки», зеркало заднего вида, «бардачок» и вполне информативную комбинацию приборов. А вот отопитель неработоспособный в принципе, и ездить на «Запорожце» зимой - все равно что кататься на кабриолете без крыши под проливным дождем.
    Багажник у «Запорожца» по размерам напоминает хороший «бардачок». Однако хозяйственные владельцы легко выходят из положения, демонтировав переднее пассажирское сиденье либо же установив дополнительный багажник на крышу, который зачастую играет роль основного.
    Двигатель . «Воздушники» объемом 1,2 л в зависимости от модификации развивают мощность от 41 до 50 л.с., при работе издавая жуткий грохот, хотя при исправной выпускной системе «голос» двигателя не поражает раскатами грома и «клубным» звуковым давлением. Ресурс двигателей небольшой (40-50 тыс. км). Двигатели удивительно неприхотливы к топливу и спокойно работают на «семьдесят шестом» с примесями воды, керосина и нафталина, причем не утрачивают своих качеств даже после серьезных поломок. Правда, у них очень напряженный тепловой режим, а также повышенная склонность к перегреву, которая летом проявляется постоянно. Часто течет масло через многочисленные сальники, хотя в этом отношении «Запорожец» не лучше и не хуже других машин. Слабое место двигателя «Запорожца» - люфты в подшипниках коленвала, в приводе распредвала, в шестернях привода прерывателя-распределителя, из-за чего он работает неустойчиво, не развивает максимальную мощность и т.д. Бензонасос, унифицированный с автомобилями ВАЗ, летом часто перегревается, и возникают паровые пробки, вследствие чего насос не работает.
    Электрооборудование «Запорожца» не хуже «жигулевского» и лучше «восьмерочного». Чаще всего выходит из строя аккумулятор, причем по вине беспечных владельцев, подолгу «гоняющих» неисправный двигатель стартером.
    Трансмиссия . 4-ступенчатая механическая коробка передач «Запорожца» поначалу работает, но со временем разбалтываются тяги, из-за чего переключение и быстрое включение нужной передачи становится крайне затруднительным. У некоторых авто из-за варварских условий эксплуатации коробка «воет», передачи «вылетают», а у самых «экстремальных» экземпляров не работает задняя передача. Бывает, что срезаются шлицы полуоси, вследствие чего при включенной передаче автомобиль стоит на месте - в целях безопасности обязательна регулярная проверка состояния полуосей.
    Подвеска и другие агрегаты. Подвеска не отличается исключительной надежностью - уже через 20-40 тыс. км многие узлы передней подвески требуют замены. У «Запорожца» больше, чем у других машин, причин, по которым нарушаются углы установки колес и раньше положенного изнашиваются шины. После длительной эксплуатации появляются ощутимые зазоры в шарнирных соединениях подвески, а также сильный люфт рулевого управления, из-за чего при движении появляется неприятное виляние передних колес. Для устранения люфта необходимо дотянуть винт, крепящий механизм к брызговику, а также установить под головку регулировочного винта рулевого механизма более толстую шайбу. Часто износ задних колес вызван деформацией рычагов задней подвески, после чего схождение колес не соответствует норме.
    Тормоза «Запорожца» не отвечают современным требованиям. Часто подтекают тормозные цилиндры, а со временем ухудшается сцепление колодок с тормозным барабаном, из-за чего может возникнуть занос автомобиля при торможении. Иногда после большого пробега рабочая поверхность тормозного барабана становится овальной - об этом свидетельствуют рывки при торможении.

Описание модели ЗАЗ-966 «ушастый»

Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом началось в 1967 году.

    С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль действительно стал совершеннее и современнее своего предшественника, однако нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ, по формальным показателям и оставаясь в «особо малом» классе, оказался заметно крупнее (длина — 3730 мм) и тяжелее предшественника, по габаритам, массе и стоимости довольно близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них существенно, и не в лучшую сторону. Несмотря на увеличение внешних габаритов, салон не стал намного просторнее, причем за счет уменьшения высоты кузова посадка водителя и пассажиров стала менее вертикальной, то есть требующей больше места по длине. Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров, не дал существенного улучшения динамики. Появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объема двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600». Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счет заднего расположения двигателя с коробкой передач и вынесенной далеко вперёд балки торсионной передней подвески, простоту в обслуживании и ремонте, а также очень хорошую для обычного легкового автомобиля проходимость, причина которой — большой сцепной вес на ведущих колесах, независимая подвеска всех колес и плоское днище без выступающих уязвимых деталей вроде карданного вала или деталей выпускной системы. Среди автолюбителей «Запорожец» обычно считался малонадежной машиной, однако это не вполне соответствовало действительности и заметно было лишь в сравнении с другими советскими автомобилями, более высоких классов. Согласно литературе тех лет, моторесурс двигателя МеМЗ до капитального ремонта при соблюдении правил эксплуатации, в том числе относительно допустимых нагрузок, мог достигать до 100 тыс. км. Сцепления — до 60…80 тыс. км, коробки передач — до 150…200 тыс. км, тормозных колодок — до 30…50 тыс. км. При этом указывалось, что кузов «Запорожца» превосходил по ресурсу «Москвичи» и «Жигули», и даже без дополнительной антикоррозийной обработки начинал ржаветь лишь на 5-7 год при постоянной эксплуатации в городе, а живучесть автомобиля позволяла ему сохранять способность самостоятельно передвигаться даже при серьезных неполадках и повреждениях.

Специальные модификации ЗАЗ-968

    ЗАЗ-968АП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
    .ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов, у которых повреждена левая нога;
    .ЗАЗ-968Р — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
    .ЗАЗ-968АБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
    .ЗАЗ-968АБ2 — для инвалидов, у которых повреждена правая нога.
    Специальные модификации ЗАЗ-968М
    .3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
    .ЗАЗ-968МД — с двигателем мощностью 40 л.с. и ЗАЗ-968МГ — с двигателем мощностью 28 л.с. — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;
    .ЗАЗ-968МП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
    .ЗАЗ-968МР — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу

ЗАЗ-966 «ушастый» в кино

    ЗАЗ-966 «ушастый» снялся в таких фильмах:
    . "Приморский бульвар"
    . "Америкэн бой"
    . "Мимино"
    . "Не послать ли нам гонца?"
    . "Хочу в тюрьму"
    . "Русский спецназ"
    . "Груз 200"
    . "Тачки 2"

ЗАЗ-966 «ушастый» в игровой и сувенирной индустрии

    Масштабная модель автомобиля 1:43 в СССР и России в заводском производстве выпускалась только из пластмассы, в крайне примитивном, практически игрушечном качестве московским заводом «Прогресс» с 1978 года. Модель 1:43 выпущена в Китае фирмой IST Models и в серии Автолегенды СССР. В 2011 году в мультфильме «Тачки 2» фигурирует в парочке кадров ЗАЗ-966.

Закрыть

Как же много значит правильно подобранная внешность: креативно окрашенный «ушастый» Запорожец может оказаться вдруг милой игрушкой.

Как по мне, «ушастый» в версии ЗАЗ-968А 1974 года был самым правильным Запорожцем. Уже с более-менее мощным мотором в 40 л. с., нормальными двухконтурными тормозами, еще и с харизматичными «ушами» и в каноническом стиле Chevrolet Corvair, послужившего примером для подражания дизайнерам нескольких стран.

До него были слишком уж примитивные «ушастики» моделей и 968, в том же кузове, но еще не такие совершенные по начинке, а после ЗАЗ-968А появилась «мыльница» – плод удачного рестайлинга, уже к 1980 году явно выпадавшая из своего времени конструктивно.

Недорого и небедно

Чего не отнять у советского автопрома середины прошлого века – так это добротности в любой конструкции. Даже Запорожцы – самые дешевые модели страны – не были последним «фуфлом», на котором старались сэкономить. Маленькие – да, но чтобы примитивные, суррогатные – нет.

Фото Александра Зелинского

Никакой субтильности, как в европейских одноклассниках 1960-70-х годов, никаких эрзац-конструкций, никакой экономии на материалах. В ЗАЗ-968А везде металл, а если пластик, то или надежный и прочный, или дорогой и мягкий, а детали – добротные, внушительные. Дешевизна – она в небольших (против Москвичей и Волг) размерах, в заднемоторной компоновке, в отсутствии задних дверей и малом багажнике. Кое-что грубовато, кое-что простовато, но никакой одноразовости нет и в помине.

Подвеска всех колес – независимая, а такое мало кто из энтри-левел предлагает и сейчас. Двигатель – полноценная «четверка», а не позорная, почти мотоциклетная «двушка» или «трешка», которая потихоньку становится мейнстримом в современной Европе. Также «в базе» – нешуточный автономный отопитель, двухскоростной стеклоочиститель и полностью синхронизированная коробка передач. На торпедо – «аварийка» (ее и на «копейках» не было!), под торпедо – розетка для 12-вольных гаджетов, в дверях – полноценные опускные стекла плюс поворотные форточки (а не жалкие сдвижные окошки, как у некоторых хитов европейского авторынка).

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Наш тестовый экземпляр вообще воспринимается как большая сияющая игрушка – прежде всего благодаря его оптимистичной расцветке. Ничего удивительного: его владелец – милая девушка Катерина. Убежденный поклонник автомобилей с берегов Днепра, несколько лет назад она искала себе «горбатый» ЗАЗ-965, но наткнулась на объявление о продаже этого «ушастого» 1978 года. Машина в отличном состоянии, но это отнюдь не музейный экспонат. За четыре года хрупкая барышня накатала на раритетном Запорожце пять тысяч километров – по выставкам, слетам ретрофанов, а также – в качестве экзотики, арендуемой для прогулок интересующимися гражданами. Прокатились и мы.

Комфорт начинающих

Приятный холодок уже знакомой ручки с податливой кнопкой, уверенное движение массивной двери, теплый на вид кожзам симпатичных сидений… Сажусь, вытягиваю ноги далеко вперед. Передо мной конкретно мягкое торпедо приятных очертаний, с бардачком под мягкой же крышкой и пепельницей, на место которой можно смонтировать радио. Все лаконично, но ничего не упущено – кнопки, ручки, тонкий руль.

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

Здорово портит впечатление заработавший двигатель. О том, что он запущен, знают все – жесткая, даже звонкая вибрация наполняет воздух внутри и вокруг машины. Мне кажется, недавно официально (была моя статья, кажись, 03.05.2016) протестированная мной «эмка» – ЗАЗ-968М – шумела не так выразительно.

Двигатель

четырехцилиндровый, V-образный, 1,2 л., 43 л. с.

Впрочем, двигатель здесь тот же – 40-сильный, относительно редкой схемы с V-образным расположением четырех цилиндров и воздушным охлаждением. Правда, как раз охлаждение организовано несколько по-иному, точнее – по старинке, через «уши», а не через решетку в крышке капота. У мотора, между прочим, картер из легкого и прочного магниевого сплава – мог себе позволить Советский Союз такие дорогие конструкционные материалы на бюджетных машинах! Корпус четырехступенчатой КПП, в котором помещаются также главная передача и дифференциал, тоже отлит из магния.

1 / 2

2 / 2

Интересно, что агрегат «запика» подвешен под машиной снизу на двух прочных планках. Соответственно, для демонтажа мотора нужно открутить болты и «уронить» его вместе с коробкой на землю. Затем – поднять корму машины и вытащить из-под нее агрегат. Об этих малоромантичных подробностях я рассказываю потому, что многим приходилось «капиталить» двигатель самостоятельно.

Во-первых, лишних денег на услуги профессионалов у «зазоводов», как правило, не водилось, а во-вторых, и с профессионалами было не ахти – сеть фирменных СТО ЗАЗа была символической, а гаражные умельцы предпочитали зарабатывать на более богатых клиентах.

Счастье есть!

Но о будущих ремонтах новоиспеченные владельцы Запорожца не переживали: они были счастливы. Годами взращиваемая мечта о собственном автомобиле воплощалась в самый доступный из них – новенький, сияющий, – вот оно, счастье! А на проблемы с ремонтами и запчастями обрекал себя любой человек, покупавший машину в стране, умеющей делать истребители и моторы из магния, но не умеющей отладить сферу услуг.

Если водитель ни разу не рулил Жигулями, Запорожец ему должен понравиться.

А почему нет? Вот руль – нетяжелый, не нервный и не «задумчивый». Педали – конкретные, тугие, внятные. Салон уютный, места полно, мотор сзади звучит живо и грозно, так, что кажется, – асфальт порвет. Вперед!

Шоссе, кочки, ямы – все нипочем, подвеска глотает все и на любой скорости. Касательно скорости. Да, книжка-мануал обещает 120 км/ч. Да, Запорожец достигает обещанное, но лучше все-таки держать крейсерские 90 – 100 км/ч, для наших дорог и его короткой базы так спокойнее. И неправда, что от шума коленями нужно закрывать уши, на самом деле звук мотора на скорости более 60 км/ч начинает отставать. А еще ведь есть гладкое днище, клиренс 190 мм и всегда загруженная ведущая ось – да он никакой грязи не боится!

В багажнике хоть и налицо противостояние мощной техногенной составляющей и практичности – но он все-таки есть! И в пространстве между «запаской» и аккумулятором с одной стороны и печкой с бачками гидроприводов с другой можно разместить если не пару чемоданов, то несколько мешков точно.