Дешевле такси: кто и как делит московский рынок каршеринга. Свой бизнес: автопрокат

Каршеринг – широко распространенный в Европе, США, Японии, Австралии бизнес, который предполагает сдачу авто в аренду на несколько часов через мобильное приложение. В России такие сервисы только начинают свое активное развитие, что предопределяет низкую конкуренцию на рынке. Это бизнес-идея, которая идеально стартует в кризисные годы, предполагает наличие от 10-15 собственных или арендованных авто и от 4 сотрудников на старте. Первоначальные инвестиции составляют от 1,5 млн руб., причем окупятся они за 1-2 года.

 

Покупка и содержание собственного автомобиля - затратное мероприятие, поездки на общественном транспорте - неудобно и непрестижно, услуги такси - излишне дорогое удовольствие. Существует ли выход из этого замкнутого круга? В последние годы в России начинает набирать популярность каршеринг - вариант краткосрочной аренды автомобилей, который обходится гражданам дешевле услуг такси.

Суть модели бизнеса по краткосрочной аренде авто

Каршеринг (от англ. Car Sharing - делить автомобиль) - относительно новое явление в российском бизнесе, которое состоит в том, что любой желающий может взять в аренду машину на несколько часов и оставить ее в условленном месте, после чего ее смогут использовать иные арендаторы. По какой схеме работает эта хитрая бизнес-модель?

  1. Владелец бизнеса имеет на балансе 10-20 автомобилей, которые размещены на 1-3 стоянках по городу.
  2. Фирма по каршерингу имеет собственное мобильное приложение, в котором зарегистрированные пользователи смогут узнавать информацию о месте расположения авто и резервировать их в онлайн-режиме.
  3. Выбрав автомобиль, клиент использует его в течение определенного времени, после чего оставляет на стоянке.

Важный момент! Доход компаний, предоставляющих услуги каршеринга, складывается из фиксированного взноса за регистрацию в мобильном приложении и платы за время использования машины. При этом чаще всего устанавливается поминутный тариф. Так, в Москве он составляет в среднем порядка 5-20 руб./мин.

Компания по каршерингу должна позаботиться о заправке автомобиля топливом, оформлении страховки (КАСКО, ОСАГО), установки необходимого оборудования (видеорегистратор, GPRS-навигатор и др.), а также обеспечивать регулярное техническое обслуживание.

Рисунок 1. Если в период использования транспортное средство попало в ДТП,
то ущерб возмещается за счет клиента.
Источник: сайт TopNews

Важный момент! Начать бизнес можно с покупки 10 недорогих подержанных авто (например, Renault Logan Ravon R2, Hyundai Solaris, KIA Rio), ориентированных на массовый сегмент потребителей. Из персонала достаточно будет нанять по 2 администратора и 2 охранника на каждую стоянку. При таком раскладе первоначальные затраты составят от 1,5-2 млн руб.

Справка! Если стоимость каршеринга обходится потребителями ниже цены проезда в такси, то даже в этом случае бизнес окупится в течение 1-2 лет.

Перспективно ли организовывать бизнес на каршеринге в России?

Краткосрочная аренда автомобилей - весьма распространенное явление за рубежом. Активная конкурентная борьба на рынке побуждает владельцев бизнеса предлагать клиентам новые полезные опции: онлайн-калькулятор для определения величины экономии за счет «дележа автомобиля», разные тарифные планы, бонусы аккуратным водителям с большим стажем вождения, карты доступа с определением радиуса дальности и др.

Справка! Схема каршеринга впервые была реализована на практике в Швейцарии в 1948 году. Ныне это явление широко распространено в США, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Дании, Австрии, Сингапуре, Японии, Австралии, Бельгии, Швеции, Канаде, Бразилии, Ирландии, Новой Зеландии. Крупнейшая каршеринговая компания в мире - Car2Go (США), которая обслужила в 2017 году около 1 млн клиентов.

Рисунок 2. Американская компания Car2Go в последние годы переходит на использование электрокаров.
Источник: официальный сайт компании Car2Go

Первая российская каршеринговая компания Anytime появилась в 2013 году. В настоящее время она обслуживает порядка 15 000 зарегистрированных в ее приложении клиентов. Однако до сих пор российский рынок характеризуется предложением, которое существенно превышает спрос.

Существуют и иные факторы, которые обуславливают актуальность и перспективность этой бизнес-идеи:

  1. По статистике, одна каршеринговая машина способна заменить 10-15 личных авто и разгрузить дороги, оттого местные власти всегда поддерживают предпринимателей, которые создают подобный бизнес.

    Справка! С 2015 года в Москве плата за парковку каршерингового автомобиля составляет 60 000 руб. в год, в то время как для обычных машин платеж установлен на уровне 250 000 руб. (Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2015 г. N 523-ПП)

  2. Конкуренция на рынке каршеринга чрезвычайно мала: в Москве ныне функционирует 6 операторов, в Санкт-Петербурге - 4, а в некоторых городах регионального значения такая услуга и вовсе отсутствует, несмотря на внушительную численность населения.
  3. Каршеринг - бизнес, который переживает активный рост именно в годы кризиса, когда совершенно невыгодно: в попытке сэкономить люди пытаются в первую очередь сократить затраты на личное авто, а краткосрочная аренда - способ снизить затраты на 200-500 долл. в год. Следовательно, начинать бизнес можно не только со сдачи собственных автомобилей, но и с посреднических операций по предоставлению в аренду машин третьих лиц.

Остается добавить, что для каршеринга характерны иные преимущества, уместные и для иных видов бизнеса: компания, зарегистрированная в форме ООО, может использовать выгоды упрощенных режимов налогообложения, даже с парком в 10-15 машин можно обойтись 4-8 работниками, местные власти могут помочь с выделением участка земли под стоянку и др.

Справка! В настоящее время в Москве проживает более 12 млн человек. По статистике, на такое количество граждан оптимальным будет порядка 2-2,2 тыс. каршеринговых авто. При этом их реальное число приближается к 1,5 тыс., что свидетельствует о значительном потенциале рынка.

Форматы каршерингового бизнеса

Анализ практики краткосрочной аренды авто позволяет выделить три формата работы таких компаний:

  1. B2C (business-to-customer) - фирма закупает автомобили в собственность, после чего предоставляет их в аренду клиентам.
  2. P2P (peer-to-peer) - компания выступает посредником - арендует машины у частных владельцев, а затем сдает их клиентам, выигрывая на разнице в ценах.
  3. NFP (non-profit or co-op) - особая форма каршеринга, когда машины сдаются в аренду не ради прибыли, а в целях продвижения благотворительных программ.

Важный момент! Не следует путать каршеринг с рейдшерингом. Во втором случае клиенты такси ищут попутчиков и разделяют с ними стоимость поездки.

Рисунок 3. Если клиент возвращает машину в исходную точку, то он снял машину на условиях round-trip, если оставляет в любой точке города - one-way.
Источник: сайт Wroom

Каршеринг в России - примеры действующего бизнеса

Anytime - первые авто в краткосрочный наем в Москве

Anytime - первая компания по каршерингу в России, которая была основана в 2013 году. Ныне она предлагает свои услуги на территории Москвы и Московской области, а в течение 2018-2019 годов Anytime планирует охватить своей деятельностью еще 24 региона России.

Основателями уникальной для России бизнес-модели стали Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы. Начинать им пришлось непросто: первые 72 автомобиля партнеры взяли в лизинг, в сутки загрузка в среднем составляла 4 часа, а требовалось не менее 6. В итоге 2013 год фирма закончила с убытком в 12,7 млн руб.

Рисунок 4. Практичные автомобили компании Anytime.
Источник: официальная страница Anytime ВКонтакте

Первая неудача не смутила предпринимателей, и в 2014 году они запустили иную бизнес-модель, которая позволила им добиться прибыли и сохранить одну из ведущих позиций в отрасли. Ныне Anytime предлагает своим клиентам три тарифа: Classic и Black (для пассажиров) и Cargo ().

Справка! Смена бизнес-модели состояла переходе от формата B2C к формату P2P: если ранее компания сдавала приобретенные в лизинг авто, то ныне она представляет собой платформу, на базе которой в краткосрочную аренду сдается более 150 машин частных лиц.

Статистика ведущих стран мира показывает, что спрос на аренду автомобилей растет постоянно. Иметь собственный авто многим становится все менее выгодно: покупка, страховка, стоянка, техобслуживание обходятся в немалые средства. Добавьте сюда риск угона автомобиля и потери затраченных денег – и автовладение оказывается не такой уж и привлекательной затеей. Однако авто – это, прежде всего, удобство. Заменить личный автомобиль вполне может арендованный, поэтому запуск бизнеса на этой услуге может оказаться выгодной затеей. Предлагаем вашему вниманию наш бизнес-план проката автомобилей. Пример может оказаться полезным, если вы раздумываете, будет ли эта идея выгодной на региональном рынке.

Резюме проекта

Надо отметить, что в настоящий момент существует две разновидности автопрокатов: обычный (от суток) и каршеринг (краткосрочный, с почасовой или поминутной оплатой). Причем рентабельность первого варианта гораздо ниже. Скажем, сдача в аренду на месяц автомобиля класса Daewoo Nexia стоит около 30 тыс. рублей (чаще всего для работы в такси). При этом автомобиль будет эксплуатироваться практически без перерыва (по статистике, машина может пройти до 8 тыс. км), чтобы арендатор максимально окупил эту сумму. Машина окупается за 12-14 месяцев, но к этому времени пробег ее составляет уже около 80 тысяч километров, а это треть среднего срока службы основных узлов. В идеале, через 14 месяцев ее уже нужно продавать и покупать новую, не ожидая начала постоянных поломок.

При краткосрочной аренде машина будет приносить «близкие» деньги (а иногда и больше), окупиться может за то же время, но пробег будет вдвое-втрое меньше. Таким образом, машина без проблем прослужит не год-полтора, а 2-3 года. То есть окупится каждая машина дважды, а потом ее еще можно будет продать за 2/3 от цены покупки.

Наиболее распространена эта услуга в Москве, где на 2017 год действуют 5 перевозчиков: Anytime, Car5, «Делимобиль», YouDrive, Belka Car. Отметим, что на момент публикации этой статьи ни один из данных перевозчиков не делает франчайзингового предложения. Anytime предложение франшизы отозвала, а «Делимобиль» его только планирует в будущем. Остальные официальных заявлений не делают.

В связи с тем, что проект требует огромных вложений и может иметь серьезные риски, мы категорически рекомендуем предпринимателям, которые намерены запустить данный бизнес в регионах, обратиться к варианту франшизы (если на момент прочтения статьи она будет доступна). В противном случае очень высок риск банкротства. Наши расчеты показывают, почему.

К рискам данного бизнеса отнесем следующие:

  • Для запуска полноценного бизнеса потребуется не менее 15 автомобилей. Даже при условии лизинга это очень серьезные капиталовложения.
  • Важную роль играет автоматизация подачи заказа. Для этого требуется разработка специального дорогостоящего функционала на сайте, а также мобильного приложения. Без этого, как только на рынок вашего региона выйдут крупные франшизы, вы окажетесь в заведомо проигрышном положении.
  • Сдача автотранспорта в аренду связана с высокой вероятностью попадания клиента в ДТП. А это значит, необходимо решить вопрос со страхованием КАСКО, а это дополнительные расходы.
  • Если в Москве культура пользования каршерингом постепенно формируется, то в провинции до этого пока очень далеко. Даже в Санкт-Петербурге действуют только 2 перевозчика. О других региональных центрах и говорить не приходится. Фактически вам придется создавать спрос с нуля. А задача это очень непростая, почему – подробнее расскажем далее.

С учетом данных рисков существуют только два реальных варианта запустить бизнес на каршеринге: перебраться в Москву или же приобрести франшизу известного бренда, когда она будет доступна.

Мы рассмотрим третий вариант: запуск собственного регионального проекта по традиционному прокату автомобилей с популяризацией и постепенным внедрением услуги каршеринга.

Оформление бизнеса

Поскольку на бизнес требуются серьезные вложения, предприятие запускается в формате ООО четырьмя инвесторами с равными долями в уставном капитале.

В качестве системы налогообложения выбирается УСН «доходы минус расходы».

Поскольку оказывать услуги сдачи в аренду авто с водителем не планируется, лицензирование проходить не требуется. Это уменьшает затраты на запуск.

При регистрации указывается ОКВЭД 77.11 «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств».

На оформление потребуется 30 тыс. рублей.

Для получения банковских гарантий под покупку автомобилей открывается расчетный счет организации, на который вносится 1 млн рублей оборотного капитала.

Выбор помещения

Для работы потребуется арендовать помещение для офиса в центральном районе города с площадкой для стоянки автомобилей. При выборе места рекомендуем отдавать предпочтение удобной транспортной развязки и близости бизнес-центру. При этом не обязательно размещать офис на центральной улице, поскольку конкуренция в отрасли не так высока. Большинство клиентов приходит по рекламе из интернета.

Общая площадь офиса – 30 кв. м, включает кабинет руководителя (10 кв. м) и приемную (20 кв. м).

Согласно СП 113.13330.2012 , с учетом проездов площадь стоянки рассчитывается, исходя из площади 25 кв. м на машину. Поскольку вначале планируется закупить 10 автомобилей, а в дальнейшем увеличить их количество, стоянка должна обеспечить одновременное размещение не менее 15 машин. Таким образом, потребуется площадь 400 кв. м.

Стоимость аренды офиса и площадки составит 250 тыс. рублей в месяц.

Для реализации программы каршеринга заключаются договоры с несколькими автостоянками в разных районах города на предмет использования как площадок, где клиент может взять машину и оставить. Этот вариант связан с рисками, но позволяет сэкономить. В будущем планируется организация собственной сети площадок.

Наем персонала

Поскольку водители для нашего направления бизнеса не нужны, потребуется минимум персонала: администратор, который будет заниматься работой с клиентами, и 3 охранника на стоянку по сменной работе (график: сутки/двое).

Непосредственное управление осуществляется директором, который избирается из числа соучредителей.

Итого, штатное расписание выглядит так:

Покупка автoмобилей

Опыт московских каршеринговых компаний показывает, что спросом пользуются комфортные автомобили среднего класса с небольшим расходом топлива: Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Ford Focus. В провинции планируется использовать авто из того же класса, но по более низкой цене.

Анализ предложений показал, что оптимальные условия сотрудничества в регионе предлагает дилер китайского бренда Lifan, предоставляющий удобные условия лизинга для коммерческих организаций при разовой закупке 10 и более автомобилей под 3,5% годовых на 4 года.

Нами были закуплены автомобили:

За автомобили вносится первый взнос в размере 2 млн рублей из личных средств соучредителей. Остальные 4 030 000 рублей оформляются в лизинг на 4 года. Ежемесячный платеж при данных условиях составит 90 095 рублей.

Кроме того, требуются дополнительные затраты:

Покупка оборудования для стоянки и офиса

Серьезная статья расходов для подобного бизнеса – оборудование стоянки автомобилей, поскольку большая их часть будет храниться на базе.

Потребуется следующее:

Маркетинг

Продвижение бренда будет ориентироваться на два направления: по секторам B2B и B2C. Во-первых, планируется сотрудничество с местными автодилерами для предоставления услуги «автомобиль на время ремонта». Дилерам это выгодно, потому что не придется выделять на эти цели собственные автомобили, а кроме того, возможно проведение кросс-маркетинговых акций.

Во-вторых, планируется обычная работа с конечными потребителями на предмет предоставления автомобилей в долгосрочную и краткосрочную аренду.

Сдавать авто в аренду для работы в такси не планируется. Максимальный дневной пробег устанавливается не более 100 км. Превышение оплачивается дополнительно.

Для привлечения корпоративных клиентов планируется разработка индивидуальных коммерческих предложений для автодилеров.

Поскольку проект высокобюджетный, в продвижение планируется вложить достаточно большие средства:

В процессе работы планируется выявление нескольких приоритетных рекламных каналов, согласно статистике привлечения клиентов. На рекламу планируется выделять 100 рублей ежемесячно.

Расходы и доходы

Первоначальные затрaты

Запуск проекта связан с большими затратами, сведем их в таблице:

Дополнительный кредит в банке брать не требуется. Планируется, что стартовый капитал будет равномерно разделен между четырьмя соучредителями: по 2 155 750 рублей от каждого.

Ежемесячные затрaты

Также необходимо предусмотреть расходы на ежегодное техническое обслуживание автомобилей. Расходы на топливо не производятся, поскольку клиент оплачивает его самостоятельно.

Стоимость страховки не включается в ежемесячные затраты, поскольку под нее в бюджете формируется отдельный фонд, а арендатор оплачивает страховой взнос дополнительно к стоимости аренды авто.

Доходы

Сразу отметим, что точно подсчитать доходность подобного бизнеса заранее очень трудно. Дело в том, что спрос на услугу и прибыль сильно зависят от конкретного региона. Во многих городах действуют прокатчики, которые предлагают в аренду дешевый транспорт типа 5-6-летних Lada Kalina, Renault Logan, Daewoo Nexia, FIAT Albea (которые покупаются в состоянии б/у и эксплуатируются, что называется, «и в хвост, и в гриву», демпингуя цены).

Мы предполагаем установить цену услуг на 25% на посуточную аренду выше средней по региону, привлекая клиентов маркетинговыми акциями, новыми качественными автомобилями и высоким уровнем сервиса. Кроме того, планируется плотно работать с корпоративными клиентами, стоимость услуги для которых на 50% выше средней по региону.

Все доходы даны усредненно, дать детализацию не представляется возможным:

  • Доход от корпоративных клиентов: 250 тыс. рублей в месяц.
  • Доход от частных лиц: 200 тысяч рублей в месяц.
  • Доход от каршеринга: 200 тысяч рублей в месяц.

Итого: 650 тысяч рублей.

Отметим, что доходность и рентабельность бизнеса сильно зависят от количества машин в автопарке. Так, у каршеринговых компаний столицы в автопарке более 300 машин. С 10 авто в нашем случае финансовые показатели будут достаточно низкими. Впрочем, обеспечить арендой 300 автомобилей в региональном центре – тоже задача нетривиальная.

Именно поэтому в заключение мы возвращаемся к мысли, с которой начинали: если вы хотите запустить проект по сдаче автомобилей в аренду, нужно учесть очень многое. И быть готовым первые 3-4 года постоянно инвестировать в проект, доходами от него, в лучшем случае, покрывая затраты.

Возможно, именно поэтому крупные операторы каршеринга до сих пор не запустили франчайзинговое предложение. Риски для франчайзи в регионах слишком велики, от франчайзера требуются серьезные усилия по продвижению бренда, и в каждом случае не будет уверенности, что это даст эффект ввиду банального отсутствия в регионах среднего класса, равного по доходам столичному, и привычки у людей пользоваться личным автомобилем.

Кроме того, в регионах нет таких проблем с пробками и парковкой личного транспорта. Напомним, в Москве не так много парковок, аналогичных региональным, практически нет гаражных кооперативов. Во дворах паркуются только в жилых кварталах старой постройки. В новых обычно строятся подземные паркинги, место в которых стоит от 1 до 10 миллионов рублей.

И еще один момент: средняя стоимость поездки в такси в Москве – 1 500 рублей, в регионах – 400 рублей. Иными словами, автопрокат в Москве обходится примерно так же или даже дешевле такси. В регионах же – такси в разы дешевле. То есть в большинстве случаев потенциальному клиенту будет гораздо проще вызвать такси, чем связываться с арендой (ведь это не только оплата собственно аренды, но еще и страховки, топлива и мойки, а также размещение депозита). Грубо говоря, чтобы впервые взять авто в аренду, нужно около 10 тысяч рублей. Для Москвы это небольшие деньги, для регионов – довольно значимые.

Таким образом, факторы, которые стимулировали семимильное развитие столичного каршеринга, в провинции просто не актуальны.

В итоге

На настоящий момент идея с организацией проката автомобилей с услугой каршеринга в регионах не выглядит удачной затеей, поскольку требует огромного стартового капитала, связана с серьезными рисками, включая опасность низкого спроса на региональном рынке.

Если вы все же решили, что эта затея вам по душе, следует уже на этапе планирования внимательно изучить наш бизнес-план проката автомобилей с расчетами и решить, каким образом вы сократите затраты, которые были прописаны нами. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.

Открыть в Москве каршеринговый сервис, как рассказал РБК Трани, он решил, вдохновившись опытом миланского аналога Enjoy. Итальянец утверждает, что московские власти и сами вынашивали такую идею и вели консультации о запуске аналогичного сервиса как с властями Милана, так и с самой Enjoy.

Фанат России

В июне 2013 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне прошел торжественный прием в честь 75-летия самбо (было признано официальным видом спорта в 1938-м). Великобританию представляли видные аристократы, а из России приехала делегация бизнесменов : предправления ФСК ЕЭС Олег Бударгин, председатель совета директоров инвестиционно-строительной группы компаний «Содружество» Николай Кононов и др. Возглавлял делегацию депутат Госдумы Василий Шестаков — бывший тренер Владимира Путина , руководитель Российской и Международной федераций самбо.

Финансировал мероприятие почетный президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани. Как писала газета «Коммерсантъ» , юридическая компания Трани сотрудничала с Шестаковым и в части организации инвестфорумов в Италии.

Трани приехал в Россию в 2001 году, а в 2008-м открыл собственную компанию Concern General Invest. Под ее управлением в 2013 году было уже $600 млн. Трани — большой фанат России: он несколько раз , что итальянские инвесторы не уйдут из страны после введения санкций, а также в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США.

Дружба с российским истеблишментом выручала Трани в бизнесе: например, как писал Forbes , начать работу в Белоруссии ему помогло знакомство с Павлом Бородиным, которому итальянец помог организовать поездку в Рим и Ватикан.

Разработку нового сервиса Трани поручил своему сотруднику, молодому юристу из МГИМО Станиславу Грошову. В 2014 году он возглавил проект, а в апреле 2015-го учредил компанию «Каршеринг Руссия». Правда, в июле того же года состав владельцев полностью поменялся, а Грошов остался только гендиректором. На вопрос, почему ему не досталось доли в бизнесе, он отвечать не стал.

На сайте правительства Москвы есть запись о том, как проходила презентация «Делимобиля». На фото видно, как молодой мужчина в светло-синем костюме демонстрирует мэру Сергею Собянину и его заму Максиму Ликсутову работу каршеринга. Как утверждают активисты движения «Синие ведерки», по фотографиям этот человек очень похож на Алексея Градова, руководителя аппарата президента Международной федерации самбо Василия Шестакова.

Мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, руководитель компании «Делимобиль», итальянский инвестор Винченцо Трани (справа налево) на презентации сервиса каршеринга (краткосрочной аренды автомобиля), 10 сентября 2015 года ​ (Фото: Евгений Самарин/РИА Новости)

Среди акционеров «Делимобиля» действительно есть полный тезка Алексея Градова: по данным СПАРК, ему принадлежит 11% «Каршеринг Руссия». Адрес еще нескольких компаний, с которыми связан Градов, совпадает с адресом российского офиса Международной федерации самбо: Газетный переулок, 17/9.

Тезка в этой федерации есть и еще у одного совладельца «Делимобиля» — Артура Меликяна, который является советником Шестакова по правовым вопросам.

«Я слышал про этот проект, но они все сами», — заявил Шестаков в разговоре с РБК. По его словам, он не помогал Градову и Меликяну ни познакомиться с Трани, ни наладить отношения с правительством Москвы. «Это их личные контакты», — говорит Шестаков.

В федерации корреспондента РБК не смогли связать ни с Градовым, ни с Меликяном: первого не было в офисе, а второй оказался в отпуске. На письменные обращения Градов и Меликян также не ответили.

Среди совладельцев «Делимобиля» есть еще два физических лица — Андрей Сергеев (20%) и Алина Назарова (8%). По словам Трани, Сергеев является сотрудником Concern General Invest. «Он практически круглосуточно занимается «Делимобилем», намного больше меня», — говорит Трани.

Назарову активисты «Синих ведерок» называли руководителем private banking в финансовой корпорации «Открытие». Ее предшественница на этой должности сейчас работает заместителем у главы московского департамента транспорта Максима Ликсутова (он еще в 2014 году , что власти города с помощью частного инвестора запустят в Москве car sharing). Трани не стал отрицать, что Назарова работает в «Открытии», отправленное ей письмо осталось без ответа.

Трани утверждает, что всех миноритариев «Делимобиля» он очень давно знает. Как итальянец убедил их инвестировать в каршеринговый сервис? «Это моя работа — убеждать людей вкладывать деньги в разные компании», — говорит бизнесмен. Впрочем, по словам Грошова, не все инвесторы участвовали деньгами: «Это еще и помощь в IT, и многое, многое другое».

Проблема в каско

Сейчас у «Делимобиля» 500 автомобилей, до конца лета их должно стать 1 тыс., а к концу года — 1,5 тыс. Всего, по оценке Грошова, Москве нужно около 10 тыс. автомобилей. «В Милане около 3,5 тыс. каршеринговых автомобилей, а население чуть больше 1,5 млн человек», — говорит Грошов.

Весь автопарк «Делимобиля» состоит из бюджетных Hyundai Solaris: сотрудники компании подсчитали, что владение этим автомобилем обходится примерно в 320 тыс. руб. в год (два часа поездок в день по 10 км в каждую сторону), а пользованием «Делимобилем» — около 70 тыс. руб. в год. И Трани и Грошов уверяют, что их компания выйдет на окупаемость через два года.

Одна из проблем каршерингового бизнеса — дорогие полисы каско. Именно по причине подорожания полисов закрылся , например, в декабре 2015 года петербургский каршеринговый сервис StreetCar. Его развивал совладелец автоцентра Volkswagen и BMW Антон Постольников, вложивший 150 млн руб. в покупку 70 автомобилей BMW и Volkswagen, IT-систему и аренду парковок.

Как утверждает Грошов, в компании решили использовать «собственный страховой инструмент»; правда, его недостатки всплыли после недавнего скандала. По словам Грошова, аварии случались лишь в 0,1% случаях аренды. После скандала размер штрафа «Делимобиль» снизил, а для пользователей ввел максимальную ответственность в 150 тыс. руб. при тарифе 7 руб./мин. и 10 тыс. руб. при тарифе 10 руб./мин. Но у скандала есть и положительная сторона: Грошов признался, что был всплеск новых регистраций в сервисе.

«Страховка каршеринговых машин — это всегда сложный, нестандартный и дорогой страховой продукт. Я предполагаю, что страховка каско у «Делимобиля» все-таки была, но только от угона и полного разрушения машины, без ущерба, — говорит директор еще одной каршеринговой компании, YouDrive, Борис Голиков. — Но все равно не понимаю, почему нужно было требовать у клиента полную стоимость автомобиля».

Одним из первых услуги каршеринга в Москве стал продвигать сервис AnyTime. Его основатели Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы в 2013 году взяли в лизинг 72 автомобиля Volkswagen Polo, Chevrolet Cruze и BMW. Но машины первое время были загружены всего четыре часа в день, тогда как для окупаемости лизинговых платежей (25-30 тыс. руб. в месяц) и страховки (более 100 тыс. руб.) требовалось не меньше шести часов. По данным СПАРК, в 2014 году ООО «Энитайм» получило 20 млн руб. выручки и 12,7 млн руб. убытка. В итоге амбициозные планы по расширению не реализовались: сейчас у сервиса всего 150 автомобилей.


В 2014 году компания сменила бизнес-модель: если раньше автомобили приобретались в лизинг, то сейчас отдают их для каршеринга частные инвесторы. «У Uber нет в собственности машин, у Airbnb — квартир. Мы создаем платформу, которая позволяет масштабировать каршеринговый бизнес с минимальными инвестициями», — говорит директор по развитию AnyTime Антон Гусев. По его расчетам, в среднем автомобиль AnyTime приносит 2 тыс. руб. выручки в день, что позволяет инвесторам зарабатывать до 37% годовых.

Почему московское правительство сделало ставку именно на «Делимобиль»? «Рынок каршеринга в Москве начал развиваться несколько лет назад, но активное развитие он получил летом 2015 года, когда «Делимобиль» заявил о готовности запустить в Москве в течение полугода 500 автомобилей для оказания данной услуги. После этого департамент транспорта изучил опыт крупных городов мира, провел консультации с коллегами из администраций ряда европейских городов и принял решение о предоставлении льгот на парковку компаниям-операторам», — ответила РБК пресс-служба департамента транспорта Москвы.

«Модель не работает, когда в городе мало машин. Здесь важна массовость. Во многом этот проект направлен на то, чтобы разгрузить город от пробок», — говорит Грошов.

Льготное место

В августе прошлого года правительство Москвы выпустило постановление № 523-ПП , снизив плату за парковку для каршеринговых компаний до 60 тыс. руб. за три года. Обычным автомобилистам годовой абонемент обойдется в 250 тыс. руб.

До этого клиентам приходилось проявлять изобретательность: завершать аренду на платной парковке было запрещено. «Не сказать чтобы было очень удобно для клиентов: они оставляли машины за пределами ТТК или искали дворы с бесплатной парковкой», — вспоминает Гусев. На льготный паркинг уповали все каршеринговые сервисы, но дело не двигалось с мертвой точки до появления «Делимобиля».

«Если бы льгот не было, то это был бы уже альтруизм, этого бизнеса бы не существовало», — согласен Грошов. Но он не считает, что льготы появились именно благодаря «Делимобилю». «Мы выступали с инициативой, но мы были не единственные. Были и другие операторы, которые обращались. Видимо, просто настало время и в правительстве убедились, что есть достаточное количество игроков», — рассказывает он.

По словам Трани, вопрос о льготах для каршеринговых компаний поднимался еще во время консультаций правительства Москвы с коллегами из Милана: «Правда, согласование бумаг несколько затянулось».


Как конкуренты смотрят на появление нового игрока? «Рынок каршеринга в России на такой стадии, что конкуренции между компаниями практически нет. Есть конкуренция с такси и личными автомобилями, — говорит Голиков. — Когда появился «Делимобиль» со своим мощным ресурсом, появились парковочные лицензии, мы все были очень довольны». Сам он хочет занять премиальный сегмент: в автопарке его сервиса YouDrive сейчас около 112 миниатюрных, но вовсе не бюджетных Smart. К тому же и инвестор для YouDrive уже нашелся: 30% компании выкупил дилер Mercedes-Benz «Панавто», весь бизнес для сделки оценили в 218 млн руб.

Гусев поддерживает: с появлением «Делимобиля» клиентов и у его компании прибавилось. По его словам, мэрия стала активно пропагандировать каршеринг как новый вид общественного транспорта. Да, говорит он, как правило, в ТВ-сюжетах мелькают машины «Делимобиля», но людям, которые решили попробовать каршеринг, по большому счету все равно, как называется оператор. «Нам постоянно звонят люди — не могу, мол, открыть машину. Когда они называют госномер, то выясняется, что это автомобиль конкурентов. Мы все тут работаем на развитие рынка», — заключает Гусев.

* В расчетах используются средние данные по России

На первый взгляд кажется, что нет различия между краткосрочной и обычной арендой автомобилей, и в том, и в другом случае потребитель получает автомобиль в личное пользование на определённый срок. Однако краткосрочная аренда автомобилей (её ещё называют carsharing) выгодно отличается тем, что позволяет в любой удобный момент и в любом удобном месте взять себе машину на любой срок, в том числе и на пару часов, в то время как конторы по аренде автомобилей предлагают своим клиентам аренду машины от суток, а если и предусмотрена почасовая аренда, то она будет достаточно дорогой.

Автопрокат ориентирован на людей, которым потребовался автомобиль, нередко определённого класса, но которые при этом не видят для себя необходимости постоянно быть за рулём.

Краткосрочная аренда автомобилей позволяет фактически иметь в распоряжении свою машину, но при этом платить за неё только тогда, когда ей приходится пользоваться. Отсюда сокращение издержек для клиента, потому что ему не приходится покупать сразу машину и отдавать всю сумму, но машина при этом немало времени будет просто стоять возле дома, клиент избавлен от необходимости заниматься обслуживанием и ремонтом. В целом, краткосрочная аренда автомобилей полезна даже для города, ведь если эта сфера будет развита, то сократится количество автомашин, будут разгружены парковочные комплексы, ведь одной машиной будет пользоваться несколько людей.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, регистрировать ИП чаще всего нецелесообразно, потому что потребуется немало вложений в такой вид бизнеса. Поэтому лучше всего выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае, если годовой доход не превышает 60 миллионов рублей, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 77.11 Услуги по аренде и лизингу легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств.

Вообще такой бизнес потребует от предпринимателя немало вложений, на порядок больше, чем при организации даже крупного автопроката. Ведь для бизнеса по краткосрочной аренде автомобилей недостаточно располагать парком машин, нужна ещё и соответствующая инфраструктура на территории всего города. Если город будет небольшим, то и вложения на порядок меньше, будет достаточно нескольких точек выдачи машин, а вот в мегаполисах количество таких точек измеряется десятками. В связи с этим есть смысл объединиться нескольким предприятиям для организации бизнеса, когда одна контора имеет автомобили, другая – парковочные зоны, третья – места технического обслуживания. Есть смысл обратиться и в муниципалитет, потому что такой бизнес смело можно относить в категорию значимого для города в целом (разгрузка автодорог и парковок), поэтому с большой долей вероятности местные власти смогут деньгами или землёй помочь в этом начинании. Понятно, что преимущество тут имеет тот бизнесмен, который имеет немало связей среди властных структур, потому что договориться в этом случае будет на порядок проще.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы понимать, что потребуется, нужно чуть более рассмотреть принцип работы сервиса краткосрочной аренды автомобилей. Человек не обращается в какой-то конкретный офис за получением машины, он смотрит на сайте (а некоторые компании даже разрабатывают специальные приложения для телефонов) доступные автомобили в ближайшем к нему месте. Обычно машины располагают неподалёку от станций метро, на больших парковках, возле или на территории крупных бизнес-центров, развлекательных центров, в общем, там, откуда их будет забирать большому количеству людей. Нельзя забывать про аэропорты, автомобильные и железнодорожные вокзалы. Чем больше таких мест, тем более эффективна краткосрочная аренда автомобилей. То есть человек берёт машину, после чего сдаёт её в уже другом месте, оплачивая только фактическое время пользования, расчёт идёт даже не по часам, а по минутам. Клиенту удобно – он может взять машину недалеко от дома, а после сдать её рядом с работой.

То есть тут уже нет никаких проблем с парковкой и содержанием автомобиля, при этом все преимущества личного автотранспорта для клиента сохраняются. В первую очередь нужно купить достаточно большое количество автомобилей, но тут уже нет такой острой необходимости в том, чтобы приобретать дорогие машины, здесь автомобиль именно средство передвижения, а не роскошь. Покупать совсем уж дешёвый автохлам тоже не стоит. Подойдут машины среднего класса, приобрести одну машину можно за 400 тысяч рублей. Это средняя цена, хотя предприниматель может рассмотреть возможность совсем уж экономного и исключительно городского транспорта – электромобилей. Они не развивают высокую скорость, не пригодны для многочасовых поездок, но при этом не потребляют бензин (что очень выгодно) и стоят при этом не слишком дорого. Неплохой китайский электромобиль обойдётся в сумму от 200 тысяч рублей. При этом его и содержать на порядок выгоднее. В большинстве случаев электромобили станут лучшим решением для многих фирм, при этом стоимость зарядки такой машины изначально включается в стоимость, и клиент избавлен от необходимости заезжать на заправку. Правда, придётся иметь немало резервных машин, если будет слишком много заказов и придётся постоянно машины подзаряжать – это единственный (но существенный) недостаток использования электромобилей. Поэтому можно в парк приобрести и обычные автомашины, и электромобили. Количество автотранспортных средств рассчитывается в каждом случае индивидуально. Если всё-таки было принято решение работать в небольшом городе, то даже в этом случае придётся приобрести не меньше 5-10 автомобилей, а в мегаполисах счёт автомобилей увеличивается в несколько раз. Отсюда и необходимость даже в городе с населением меньше 100 тысяч человек располагать минимум 2 миллионами рублей для закупки только транспорта.

Впрочем, в маленьких городах почти всегда нецелесообразно открывать сервис краткосрочной аренды автомобилей, потому что тут даже автопрокат не всегда рентабелен. В относительно крупном городе нужно иметь несколько десятков миллионов рублей хотя бы для начала, хотя можно в первое время всё-таки попытаться сэкономить, приобретая машины в лизинг. Многие банки рассматривают возможность приобретения машин в лизинг, и это здорово помогает на первых этапах. Однако есть некоторые ограничения на взятие лизинга, к примеру некоторые банки устанавливают ограничение на максимальную сумму (может быть в пределах 30 миллионов), что существенно ограничивает возможности предпринимателя. В первое время можно понадеяться на то, что не будет ажиотажа и сильного спроса, и недостатка в машинах не придётся испытать. Но если услуга вдруг окажется актуальна, то люди будут недовольны, если где-то не окажется машины.

Следующий этап – налаживание инфраструктуры. Вряд ли на первых же этапах работы будет возможность купить сразу несколько парковочных зон, выделить места и оборудовать станции технического обслуживания, поэтому стоит начать искать партнёров в этом направлении. Ими могут стать уже работающие конторы, которые предлагают соответствующие услуги. Стоимость одного машиноместа на парковке обходится в среднем в 200 рублей в сутки, то есть в месяц содержать одну машину будет стоить 6 тысяч рублей, что не так дорого; причём можно рассчитывать и на бо́льшую скидку, если суметь договориться с партнёром. В ином случае придётся строить свои парковки, для чего придётся искать землю, получать разрешение на строительство, вкладывать немало средств в инфраструктуру. Более подробно о постройке одной автопарковки можно прочитать в соответствующей статье , однако тут отметим, что минимум – около 2 миллионов рублей. А по всему городу нужно их немало. То есть сотрудничество с другими компаниями действительно позволяет существенно сократить свои траты. Партнёрами станут аэропорты, гостиницы, а не только парковочные зоны. Но всё же иметь несколько своих станций рекомендуется, хотя бы иметь возможность содержать автомобили непосредственно возле офиса. Для работы нужно выделить офис хотя в 20-30 м 2 , и для этого лучше искать место в центре города, куда удобно добираться всем клиентам. На аренду офиса придётся выделять около 20-30 тысяч рублей в месяц, но эта сумма очень усреднённая.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Следующий этап – поиск работников своего предприятия, и тут потребуется хотя бы по одному человеку на одну точку, где будет можно забирать и оставлять машины. В общем-то, если налажена партнёрская программа, то выполнять функцию менеджера может и сотрудник компании-партнёра, а некоторые фирмы, которые предлагают carsharing, и вовсе оборудуют свои машины специальными устройствами, которые блокируют и открывают автомобиль дистанционно. То есть можно полностью исключить необходимость привлечения сотрудников – человек может оплатить автомобиль через банковскую карточку, приехать на место, где для него дистанционно разблокируют автомашину, после чего он уезжает на ней и сдаёт её точно так же без участия менеджеров. Однако тут возникает немало рисков, ведь предприниматель не может проверить состояние автомашины, а если произойдёт какой-то сбой в программе, то клиент не сможет воспользоваться автомобилем. Помимо людей, которые занимаются приёмом и выдачей автомобилей, желательно нанять водителей, которые могут работать на машине, то есть предлагается услуга авто с водителем или которые просто занимаются тем, что доставляют автомобиль клиенту прямо к дому.

Далее нужно нанять людей, которые будут заняты простыми организационными и административными вопросами, и этим может заниматься непосредственно сам предприниматель. Отдельно нанимаются люди, которые занимаются урегулированием вопросов, связанных с ДТП и решением споров со страховыми компаниями, всё-таки какой-то процент аварий будет происходить даже несмотря на то, что машины обычно выдаются только опытным водителям (возраст от 21 года, стаж вождения – не меньше года, обычно три года). Все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, следует передать на аутсорсинг. Сюда относится ведение бухгалтерии, консультации по налоговым и юридическим вопросам, а также обеспечение охраны своих парковок, если это не предусмотрено самим партнёром.

Теперь можно произвести примерный расчёт финансовых показателей. К примеру, в начале предприниматель приобретает 10 автомашин, каждая по 400 тысяч рублей, при этом в эту сумму входит также стоимость страхования по ОСАГО и КАСКО. Машины приобретаются лизинговой компанией, величина стартового платежа – 10%, то есть 400 тысяч рублей. Величина ежемесячного платежа составит около 120 тысяч рублей. Существует немало программ лизинга, условия в разных компаниях могут сильно отличаться, поэтому это всё слишком усреднённые показатели. На обслуживание автомашин потребуется в самом плохом случае около 200 тысяч рублей в месяц (5% от стоимости автомобилей); стоимость топлива не учитывается, так как его оплачивает клиент, некоторые компании предлагают своим постоянным клиентам возможность приобретение клубной карты, которая предполагает ежемесячные платежи, которые и покрывают стоимость топлива, но при этом несколько снижается цена аренды. Вообще на топливо на 5 автомобилей может уходить до 200 тысяч рублей в месяц дополнительно – из расчёта 20 литров бензина в сутки на одну машину. На заработную плату может уходить от 100 тысяч рублей в месяц, если не нанимаются люди на каждую точку приёма/выдачи автомобилей. Получается, что ежемесячные расходы составляют 620 тысяч рублей, стоимость аренды парковочных мест – дополнительно ещё 60 тысяч, то есть 680 тысяч рублей. Цена одного часа проката составляет в среднем 300 рублей, то есть если каждый автомобиль будет занят в сутки не меньше, чем на 7,5 часов, то предприниматель сможет покрыть свои расходы. Если же каждая машина будет занята 10 часов в сутки, то доход составит уже 900 тысяч рублей, а операционная прибыль – 220 тысяч рублей в месяц. Отсюда чистая прибыль составит 187 тысяч рублей. Ещё раз отметим – это очень грубые расчёты, потому что в зависимости от региона и многих других факторов показатели могут быть различными. Также понятно, что каждый новый автомобиль повышает рентабельность такого начинания, хоть и увеличивает в некоторой степени расходы, то есть покупка каждого нового автомобиля – это всё-таки риск.

Сложностей в данном начинании немало. Много времени уйдёт поначалу на оформление своего бизнеса, потому что нужно заключить договор лизинга, поставить автомобили на учёт, заняться множеством других бюрократических вопросов. То есть на это может уйти несколько месяцев. Но всё-таки самая большая сложность – это привлечение клиентов, потому что если автопрокат уже относительно популярен и имеет своего клиента, то carsharing пока ещё мало известен в России. При этом нужно очень грамотная политика ценообразования, ведь в случае высоких цен на свои услуги придётся конкурировать со службами такси. Мало кто захочет брать машину на прокат, нести за неё ответственность, когда можно просто вызвать водителя с машиной. Поэтому carsharing должен быть определённо дешевле и удобней. Проводить маркетинговую кампанию можно через средства местной массовой информации, нужно будет размещать информацию о себе на тематических порталах в интернете, а также при возможности создать свой собственный сайт. Такое дело отличается достаточно продолжительный сроком окупаемости, особенно если предполагается постройка инфраструктуры, однако обещает предпринимателю немалую прибыль. Учитывая, что сегодня это направление практически не развито, начинающий бизнесмен может стать первым в своём городе.

Рынок краткосрочной аренды автомобилей в Москве набирает обороты. На днях первый оператор каршеринга пришел в инноград Сколково; сервис поиска и выбора автомобилей для краткосрочной аренды тестирует «Яндекс». Михаил Седых, сооснователь компании-разработчика софта и оборудования для интеллектуальной аренды автомобилей CARiOT (резидент космического кластера Фонда «Сколково»), размышляет об изнанке рынка каршеринга в России и за границей

Принято считать, что каршеринг зародился еще в середине прошлого столетия. Но я бы сказал, что тогда появился не каршеринг, а идея совместного использования в целях экономической выгоды. Технически каршеринг стал возможен только в начале XXI века и только вместе с должным уровнем развития систем мониторинга, ПО и сотовой связи.

Зачем и кому нужен каршеринг

Изначально у каршеринга очень правильные, социально ориентированные цели: уменьшить число автомобилей в личном владении, сохранив мобильность водителя и позволив значительно сэкономить на содержании авто. И, как следствие, улучшить экологию и разгрузить дороги.

Система налажена в Европе: владение личным автомобилем уже не считается обязательной опцией для жителей городов. В Германии число автовладельцев за последние десять лет сократилось на треть. А по данным исследования, которое провели ученые из Калифорнийского университета в Беркли, каждый электромобиль каршеринга заменяет собой до 7 личных автомобилей.

Михаил Седых. Фото: из личного альбома.

В России системе каршеринга до таких показателей далеко. У нас автомобиль пока является символом социального благополучия, вещью для домашнего хозяйства штучной. Правда, в больших городах ситуация стремительно меняется, но не по велению разума, а по причине сложившихся обстоятельств: средняя скорость транспортного потока в часы пик в городах с населением более миллиона почти равна скорости велосипедиста; растет количество часов, проведенных в дорожном заторе; развязки и новые дороги строятся медленно и лишь незначительно разгружают дороги.

Каршеринг попробовали менее 2 % населения крупных городов в РФ, и лишь полпроцента пользуются им на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами

Все больше горожан понимает, что пользоваться машиной такси или каршеринга проще и выгоднее, чем содержать собственный автомобиль. Причем отношение к личному автомобилю меняется у групп населения, различных по возрасту и социальному статусу.

Студенты и молодые люди в возрасте до 27 лет начинают пользоваться каршерингом, так как не могут купить себе автомобиль, но постепенно «не могу купить» заменяется на «не хочу покупать», потому что городские сервисы такси и каршеринга всегда доступны и относительно дёшевы. Более обеспеченные слои населения, имеющие личный автомобиль, видят в каршеринге сервис мобильного передвижения по городу без головной боли и лишних затрат на парковку.

Каршеринг по-русски

На начало 2017 года в Москве около двух с половиной тысяч автомобилей, доступных для поминутной аренды. Средняя цена минуты 9 рублей, франшиза при ДТП по вине водителя до 150 тысяч, бензин, парковка и мойка включены в стоимость. Это примерно треть необходимых городу машин. Около 100 автомобилей каршеринга доступны на черноморском побережье, и 150 - в Санкт-Петербурге. Система тестируется и проходит обкатку еще в 9 городах России.

Иллюстрация: CARiOT

Из пяти компаний по краткосрочному прокату автомобилей, реализующих бизнес-модель каршеринга в Москве, ни одна не имеет в учредителях автопроизводителей или прокатных компаний с мировым именем, которые давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей.

Подобная ситуация совершенно немыслима для Европы и Америки. В этих странах доля участия производителей автомобилей в развитии модели каршеринга достигает 60-80%. Не отстают от них и крупнейшие автопрокатчики: Avis, Herts, Sixt, Europcar - все эти компании активно занимаются популяризацией каршеринга за границей и привлекают в каршеринг свою клиентскую базу.

Впрочем, предпосылки для изменения ситуации есть. Уже сегодня модель каршеринга адаптируется операторами под российские реалии, компании изучают точки спроса российского рынка проката, уточняется портрет клиента, прорабатываются варианты защиты от национальных рисков сервиса, к развитию каршеринга подключаются крупнейшие агрегаторы такси.

Как все начиналось

В 2014 году мы занимались удаленной диагностикой автомобилей, к нам пришли ребята из компании STREETCAR (сервис почасовой аренды авто в СПб, сейчас закрыт) с просьбой разработать русскоязычную платформу для каршеринга. На тот момент они использовали сервис Metavera, и были проблемы с его адаптацией и оперативной поддержкой на русском языке.

Тема была созвучна нашему направлению, мы взялись за расчеты. При внимательном исследовании заметили, что при должной настройке оборудование в автомобиле может не только контролировать центральный замок, но и существенно снижать другие риски автопроката. Сейчас это кажется естественным, но тогда на рынке вообще не было такого решения. Кроме того, мы посчитали, что ежемесячная абонентская плата российской разработки получилась бы в 7 (!) раз ниже (при курсе доллара 36 рублей).

Заказ мы получили, но, когда система была готова на 30%, компания- заказчик закрылась, рынок отсутствовал, и мы отложили этот проект в долгий ящик.

Вернулись мы к идее только в начале 2016 года, когда на одной из выставок к нам обратились десятки человек с вопросом о системе каршеринга. Тогда же мы собрали команду и заполнили заявку, чтобы стать резидентом Сколково. Проект оказался очень перспективным и инновационным: благодаря ему, существенно изменится облик городской аренды автомобиля, в том числе, рынок долгосрочного автопроката, который тоже активно развивается сейчас в России.

Мы понимаем, что полноценный рынок каршеринга в России - дело будущего. Сегодня каршеринг - это модное понятие в мейнстриме «Shаring economy» - наряду с сервисами по онлайн-бронированию квартир, краудфайндинговыми платформами и сайтами обмена вещами. Реально его попробовали менее 2 % населения крупных городов, и лишь полпроцента пользуются благами каршеринга на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами. От того инвесторы и продвинутые предприниматели «щупают» рынок и стремятся поскорее занять на нем свою нишу.

Про клиентов

Наши клиенты - самые-самые. В том смысле, что они самые пробивные, обладают отличной интуицией и лучше всего чувствуют потребности рынка. Настоящие бизнесмены. Рынок интеллектуального проката в России в первую очередь строится их руками и идеями.

К нам регулярно обращаются предприниматели с просьбой посодействовать в открытии каршеринга в их городе. Окрыленные внешней простотой процесса, они бывают сильно удивлены, сколько всевозможных нюансов и мелочей приходится предусмотреть и учесть для полноценной работы системы. В итоге просчитываются хорошие бизнес-модели, очень инновационные, в меру рисковые и достаточно рентабельные. Правда, есть одно но - страхование и лизинг очень неохотно идут навстречу «первопроходцам», особенно если у них нет опыта работы в смежной сфере. Сейчас как минимум 2 сервиса ждут выхода на рынок именно по этой причине.

Совсем другой подход к каршерингу показывают существующие точки автопроката. Они, прошедшие огонь и воду в этом бизнесе, очень осторожны во внедрении инновационного продукта. Понимая его перспективность, практически подпольно, внедряют и тестируют систему каршеринга среди своих работников или самых преданных клиентов. За последние 9 месяцев нашу систему протестировали около 30 прокатчиков из 12 городов России. Кто-то попросил внедрить интеллектуальную составляющую в долгосрочный прокат без каршеринга, кто-то остановился на 10 авто, кому-то показалось достаточным 2. Ездят сами, считают потенциальную (пока упущенную) прибыль, привыкают доверять автоматизированным системам учета автопарка.

У водителей в РФ есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое - не жалко»

Самое частое пожелание от компаний автопроката - возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Это разные модели. Они отличаются по цене, по стоимости, по уровню износа автопарка, по прибыльности. Но наша система дает такую возможность, правда, по отзывам самих клиентов, для высокой отдачи каршерингу лучше выделить отдельный автопарк.

Про водителей

Вместе с клиентами мы регулярно изучаем портрет потенциального клиента каршеринга. В первые 1,5 -2 года становления сервиса в регионе, как правило, это «синие воротнички». Постоянный пользователь - мужчина от 23 до 35 лет, который не расстается с смартфоном, разбирается в ИТ и потому доверяет автоматизированным системам. Постепенно портрет трансформируется: увеличивается возрастная вилка, на первое место выходит шаговая доступность сервиса, все больше женщин пользуются сервисом, растет спрос среди локальных групп по интересам.

Постоянно идет поиск и расчет нишевых, узко специализированных сервисов - университетские, корпоративные. Например, совсем недавно в кооперации с ветеринарными клиниками мы просчитывали сервис для перевозки мелких и средних домашних животных.

Чтобы начинать этот бизнес в новом регионе, нужно понимать, кто и зачем им в городе будет пользоваться. Мы не берем в расчет Москву (хотя и там, по нашим расчетам, рынок развит лишь процентов на 30 %), но, помимо своих общеизвестных функций (снизить трафик, повысить мобильность, сэкономить деньги и время), в каждом конкретном городе каршеринг технически может решить еще несколько местных «наболевших» проблем. От этого, кстати, зависит и имиджевая составляющая сервиса - модельный ряд автопарка.

Самое частое пожелание от компаний автопроката - возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Наша система дает такую возможность

А еще у русских водителей есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое - не жалко». Так как мы занимается разработкой программного обеспечения и навигационного оборудования для операторов каршеринга, то постоянно проводим исследования рынка каршеринга в России и странах СНГ, анализируем потребительские предпочтения и техническую составляющую существующих сервисов. Наша задача - выявлять слабые стороны сервиса каршеринга и технически устранять их до того, как мошенники смогут нанести оператору серьезный ущерб. Все наши клиенты должны быть защищены от рисков и национальных особенностей развития сервиса. И это базовые параметры для работы над безопасностью в нашей системе.

Услуги каршеринга уже сейчас выгодны для тех, кто хорошо считает и мало ездит: содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало - сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6 %, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%.

Спрос уже сформирован. Как только на рынке каршеринга увеличится количество автомобилей в шаговой доступности, бизнес-модель покажет отличные результаты.

Чем дело кончится

Мы ожидаем появления новых игроков рынка не только в Москве. Система каршеринга будет адаптироваться в регионах.

Конечно, идеальный вариант - это привлечение местной администрации к развитию сервисов городской мобильности (для разных групп населения, удаленных от инфраструктуры жилых комплексов, университетских городков, гостиниц и торговых центров).

Не исключено, что в 2018 году некоторые операторы каршеринга сменят владельцев или расширят состав учредителей, что в Россию придут крупные иностранные игроки со своими правилами и моделями.

Иллюстрация: CARiOT.

Также мы ожидаем, что повышенный интерес к каршерингу проявят автопроизводители. Кстати, уже сейчас многие из них заинтересованы в этом рынке и предлагают операторам очень гибкие цены на покупку своих автомобилей.

А программное обеспечение и оборудование нашей компании позволит запустить сервис каршеринга и выйти на рынок в самые короткие сроки.

Collinson Shura and 4 others like this" data-format="people who like this" data-configuration="Format=%3Ca%20class%3D%27who-likes%27%3Epeople%20who%20like%20this%3C%2Fa%3E" >