Двигатель ямз 238 и его модификации. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз. Уральский региональный центр ЯМЗ


Двигатель ЯМЗ 236

Характеристики ЯМЗ-236

Производство «Автодизель»
Ярославский моторный завод
Марка двигателя 236
Годы выпуска 1962-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Тип двигателя дизельный
Конфигурация V-образный
Количество цилиндров 6
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня, мм 140
Диаметр цилиндра, мм 130
Степень сжатия 16.5
Объем двигателя, куб.см 11150
Мощность двигателя, л.с./об.мин 150/1700
165/1800
175/2100
180/2100
185/2000
185/1900
195/2100
210/1900
230/2100
230/2100
250/2000
250/2000
Крутящий момент, Нм/об.мин -/-
736/1200-1400
667/1300-1500
667/1250-1450
716/1300-1500
833/1200-1400
716/1200-1400
882/1200-1400
882/1200-1400
882/1100-1300
1030/1200-1400
1078/1100-1300
Экологические нормы Евро 0
Евро 1
Евро 2
Турбокомпрессор ТКР 90
Вес двигателя, кг
950 (турбо)
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320) 35
Расход масла, % к расходу топлива, до 0.5
0.2 (Евро 2)
Масло в двигатель:
-летом
-зимой (меньше +5° С)

М-10-Г2к
М-8-Г2к
Сколько масла в двигателе, л 21 (атмосферный)
24 (турбированный)
Замена масла проводится, часов 500
1000 (Евро-2)
Размеры, мм:
- длина
- ширина
- высота

1276
1045
1100
Ресурс двигателя, часов
- по данным завода
- на практике

8000+
-
Двигатель устанавливался

Отличия двигателей ЯМЗ 236

1. ЯМЗ-236А - модель без турбины на основе 236М2, отличается насосом 60-40, масляным картером, шкивом коленвала. Этот мотор создан под стандарты Евро-0. Мощность 195 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 716 Нм при 1200-1400 об/мин.
Встречается данная модификация на следующих автомобилях: ЗИЛ-5343, 4526, 5417, 6309, 6409; ЛАЗ-42078, А1414, 52565; Неман-5201.
2. ЯМЗ-236Б - турбомотор со своими поршнями, с масляными форсунками, насосом 607, топливными форсунками 261 и с турбиной ТКР 90. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, крутящий момент 1030 Нм при 1200-1400 об/мин. Экологический класс версии: Евро-0. Ресурс - 10000 часов.
Ставили двигатель на ТМ-120, ВЭКС 30L и Т-12.
3. ЯМЗ-236БЕ - такой же 236Б, но здесь установлен насос 607-10, жидкостно-масляный теплообменник, односекционный масляный насос, своя помпа. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, момент 1030 Нм при 1200-1400 об/мин. Ресурс - 800 тыс. км.
Мотор стоит на МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303. Экологический класс - Евро-1.
4. ЯМЗ-236БЕ2 - улучшенный 236БЕ под Евро-2. Здесь применены новые гильзы (выступ над поверхностью блока 1.6 мм), поршни, поршневые пальцы и шатуны (все от 7511). Кроме того, на Евро-2 моторах стоят головки с проточками, свой распредвал, ТНВД 133-30 (324-20 на 236БЕ2-14), форсунки 267. Мощность прежняя, а момент увеличен до 1078 Нм при 1100-1300 об/мин. Ресурс остался без изменений.
Найти такой двс можно на МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303; МЗКТ-8022, Урал-4320, БЗКТ-8027, КрАЗ-6505 и 6510.
5. ЯМЗ-236БК - комбайновая версия 236БЕ. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, момент 1030 Нм при 1100-1300 об/мин.
Комбайны с такой силовой установкой: Acros 530 и Енисей 860.
6. ЯМЗ-236Г - атмосферная модификация, аналог 236М2, но с топливным насосом 601 и с другой помпой. Экология соответствует Евро-0. Мощность агрегата 150 л.с. при 1700 об/мин. Срок службы - 8000 часов.
Устанавливали его на ЭО-33211, 4225; ДУ-84, 85, 101; ВЭКС-20К, ДЗ-122Б, ГС-14.02, ТВЭКС ЕТ-25-80, ВПМ МЛ-119А.
7. ЯМЗ-236Д - атмосферник с насосом 60-30 под Евро-0. Это тракторная версия 236М2, его мощность 175 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 667 Нм при 1300-1500 об/мин. Моторесурс - 8000 часов.
Найти этот мотор можно под капотом Т-150, ХТЗ-17221, РТМ-160, ОрТЗ-150, ГС-14.02 и 18.05.
8. ЯМЗ-236ДК - комбайновая версия 236М2 с ТНВД 608. Мощность 185 л.с. при 2000 об/мин, момент 716 Нм при 1300-1500 об/мин. Экологический класс - Евро-0, а ресурс - 8000 часов.
Устанавливали его на Енисей-950, 954, 957, 959, 1200; КС-65, Т-11.01, ЧЕТРА 121.
9. ЯМЗ-236М2 - основной атмосферный двигатель мощностью 180 л.с. при 2100 об/мин, с крутящим моментом 667 Нм при 1250-1450 об/мин. Это Евро-0 мотор с насосом 60-30 и ресурсом 25000 часов.
Ставили его на МАЗ-5337, 5433, 5551; Урал-4320 и 5557; КС-4372, КС-5871, В138, ТС-10, Э30, ЭО-5119, ДУ-84, 85, 101; ДЗ-122, Кранэкс ЕК 270, ЕТ26, ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2, АД60.
10. ЯМЗ-236Н - турбированный мотор мощностью 230 л.с. при 2100 об/мин, момент 882 Нм при 1200-1400 об/мин. Здесь установлена турбина ТКР-90, насос 604, топливные форсунки 261, свои поршни, масляные форсунки, а экология - Евро-0. Мотор аналогичен ЯМЗ-236Б. Моторесурс - 10000 часов.
Устанавливали этот двс на ЧТЗ Б10М, БКК-1, ПК-1.
11. ЯМЗ-236НЕ - турбомотор под Евро-1, аналог 236Н, но с жидкостно-масляным теплообменником, с другими масляным насосом и помпой, с ТНВД 604-10 (323-11 для 236НЕ-6, -18, -24). Его мощность и крутящий момент аналогичен ЯМЗ236Н. Технически мотор аналог ЯМЗ-236БЕ.
Автомобили с данным движком: МАЗ-104, 4219, 5256, 5277, 5336, 5432, 5551; Волжанин 5270, ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-5207, 5252.
12. ЯМЗ-236НЕ2 - аналог 236БЕ2, но здесь ТНВД 324-10 (133-20 на моделях 236НЕ2-3, -8, -14, -18, -30, -33, -36, -38). Мощность снижена до 230 л.с. при 2100 об/мин, момент 882 Нм при 1100-1300 об/мин. Ресурс - 800 тыс. км.
Встретить такую модификацию можно на Урал-3255, 4320, 4420, 5557; МАЗ-5336, 5337, 5432, 5433, 5551, 5554; ЛАЗ-5252, ЛиАЗ-5256, Волжанин-5270, Неман-5201.
13. ЯМЗ-236НБ - модель, созданная на базе 236НЕ, мощность снижена до 165 л.с. при 1800 об/мин, крутящий момент 736 Нм при 1200-1400 об/мин. Здесь стоит свой шкив коленвала, помпа, насос 605-10, модифицирован впуск.
Устанавливался на ЧЕТРА Т9.
14. ЯМЗ-236НД - измененный 236НЕ под тракторы и комбайны, отличается другим шкивом коленвала, своим вентилятором, насосом 605-20. Мощность 210 л.с. при 1900 об/мин, момент 882 Нм при 1200-1400 об/мин.
Стоит движок на комбайне Вектор и тракторе ЧТЗ Т10М.
15. ЯМЗ-236НК - турбодвигатель под Евро-1, разработан на базе все того же 236НЕ. Здесь установлен насос 605-30, другой масляный картер, свой шкив коленвала. Мощность 185 л.с. при 1900 об/мин, момент 833 Нм при 1200-1400 об/мин.
Это тракторный двигатель и ставили его на Т-150, ХТЗ-181 и ХТЗ-17222.

Неисправности ЯМЗ-236

Этот мотор является копией 238-го, но без двух цилиндров, проблемы данных моторов одинаковые: он так же греется, могут плавать обороты или мотор не развивает их, бывают стуки или движок начинает глохнуть и т.д. Причины всех этих неисправностей описаны .

Номер двигателя

Ищите маркировку в районе маховика, под впускным коллектором, как и на ЯМЗ-238.

В начале 60-х годов на смену двухтактным дизельным двигателям Ярославского моторного завода пришли более совершенные четырехтактные агрегаты. Одним из них стал восьмицилиндровый V-образный ЯМЗ-238, сменивший на сборочной линии шестицилиндровый ЯМЗ-206. Разработкой двигателя занимался коллектив конструкторов под руководством Г. Д. Чернышёва.

Общая конструкция

Основой двигателя является литой чугунный картер с двумя блоками цилиндров. Картер имеет толстые стенки и большое число усилительных рёбер, что обеспечивает высокую жесткость конструкции детали. В каждом блоке установлены по четыре гильзы «мокрого» типа. Оси гильз противоположных цилиндров имеют смещение на 35 мм, позволяющее использовать для них одну шатунную шейку на коленчатом вале. Такое решение позволяет создать прочную конструкцию с минимальными габаритами. Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8. На фотографии ниже показан обычный атмосферный двигатель. Хорошо виден топливный насос в развале блоков и воздушный компрессор.

Двигатель ЯМЗ-238 оснащается чугунными головками цилиндров, в которых имеются направляющие для клапанов системы газораспределения и резьбовые отверстия для установки форсунок впрыска топлива. Для привода клапанов двигатель оснащен единственным распределительным валом, установленным в картере под топливным насосом. Привод клапанов осуществляется коромыслами и штангами. На фотографии - дизель со снятой клапанной крышкой на одном из блоков. Хорошо виден привод клапанов и медный трубопровод масляной магистрали.

Подача топлива осуществляется рядным топливным насосом, расположенным между блоками цилиндров. В конструкции насоса имеется автоматический регулятор оборотов. Привод вала насоса осуществляется от блока шестерен привода распределительного вала. Параметры начала впрыска топлива в цилиндры двигателя, и положения фаз газораспределения выставляются по меткам, имеющимся на шестернях и картере двигателя. Особенностью моторов ЯМЗ является камера сгорания, которая выполнена в виде выемки в днище поршня.

Системы двигателя

Для поддержания параметров работы двигателя ЯМЗ-238 на нем имеется система смазки и охлаждения. Смазка наиболее нагруженных узлов, таких как подшипники коленчатого и распределительного валов, приводы клапанов и подшипники турбокомпрессора, осуществляется под давлением от шестеренчатого насоса в картере двигателя. Для очистки масла имеются два фильтра - центробежный и со сменным элементом. Для охлаждения масла имеется отдельный радиатор, установленный на левой стороне картера. На фото ниже - атмосферный ЯМЗ-238.

Система охлаждения имеет принудительную циркуляцию жидкости от насоса, приводимого ременным приводом от коленчатого вала. В конструкции двигателя установлен термостат, который позволяет поддерживать оптимальную температуру.

Сфера применения

Конструкция двигателя позволяет вести его эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 60 градусов до плюс 50 градусов. Мотор способен работать на высоте до 4650 метров над уровнем моря. Технические характеристики ЯМЗ-238 позволили применять его на различной технике:

  • Грузовых автомобилях заводов МАЗ, КрАЗ, Урал.
  • Тракторах серии «К» («Кировец»).
  • Автобусах ЛиАЗ.
  • Комбайнах.
  • Маломерных судах.
  • Различной военной технике.

Модификации

Первые варианты двигателя имели подачу воздуха с обычным атмосферным давлением и развивали мощность до 235 сил при рабочем объеме цилиндров 14,86 литра. По мере роста требований к токсичности выхлопа постоянно повышались все технические характеристики ЯМЗ-238. Одним из направлений совершенствования двигателя стало повышение его ресурса. Последние версии ЯМЗ-238 имели ресурс до проведения первого капитального ремонта до миллиона км. На фотографии ниже вариантное исполнение двигателя с турбокомпрессором.

Всего выпускалось более 25 различных вариантов двигателя ЯМЗ-238 с мощностью от 235 до 420 сил и с крутящим моментом в пределах 882…1764 Н/м. Самые мощные варианты двигателя несли обозначение ЯМЗ-6581 и 7513. В ходе модернизаций двигатели стали соответствовать нормам выхлопа вплоть до Евро-4. Последние версии двигателя оснащаются турбокомпрессором и радиатором для охлаждения сжатого воздуха. Для выполнения экологических требований моторы оснащены современным насосом, электроуправляемыми форсунками впрыска топлива, различными датчиками и электронным блоком управления.

Обслуживание и ремонт

Двигатель крайне неприхотлив к обслуживанию и нетребователен к качеству масла. Однако межсервисный интервал дизеля сравнительно мал и составляет 20-25 тыс. км. Помимо замены масла требуется регулировка зазоров в приводе клапанов, промывка или замена всех фильтров, проверка и очистка форсунок впрыска топлива и регулировка параметров топливного насоса. На фотографии еще один турбированный ЯМЗ-238. Хорошо видны все вспомогательные узлы и агрегаты двигателя.

Производство двигателей ЯМЗ-238 продолжается и в настоящий момент, что говорит об огромном потенциале развития конструкции. Также на Ярославском заводе продолжается выпуск запасных частей для двигателей ранних моделей, что позволяет поддерживать эти моторы в работоспособном состоянии.

ЯМЗ-236 – это один из самых распространённых дизельных двигателей советского производства. Он представляет собой четырёхтактный шестицилиндровый 12-клапанный дизельный мотор широкого спектра применения. Наряду со званиями одного из самых универсальных и популярных, данный двигатель заслужил также репутацию самого надёжного и «беспроблемного» из отечественных дизелей. Его можно встретить на таких известных автомобилях, как МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, а также на тракторах К-700. Ближайшими соратниками этой модели являются ЯМЗ-238 на 8 цилиндров и ЯМЗ-240 – 12-цилидровый. ЯМЗ-236 имеет много модификаций с разным количеством лошадиных сил.

Технические характеристики ЯМЗ 236

Тип двигателя: дизель, размерности D*S=130*140 мм, рабочим объемом 11,15 л, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.
Модель ЯМЗ-236БЕ2-1 ЯМЗ-236БЕ2-2 ЯМЗ-236БЕ2-6 ЯМЗ-236БЕ2-8 ЯМЗ-236БЕ2-9
V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 184 (250)
Частота вращения, об/мин 2000
1078 (110)
1100-1300
197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182 ЯМЗ-182
КПП ЯМЗ-238ВМ7 ЯМЗ-238ВМ7 ЯМЗ-238А5
Габариты, мм 2180×1045×1070 1250×1045×1140 2110×1045×1070 2380×1045×1070
Масса, кг 1385 985 1380 1420
ТНВД 133.5-10
Генератор, модель 1322.3771 6582.3701-03 или 3112.3771 1322.3771
Применяемость Бортовые автомобили, шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533603, МАЗ-630303, МАЗ-543203, МАЗ-543403, МАЗ-551603 и их модификации Автомобили МАЗ Шасси МЗКТ-8022 Автомобили, шасси МАЗ-533603-224; самосвал МАЗ-551603-242 Автомобили МАЗ
Модель ЯМЗ-236БЕ2-11 ЯМЗ-236БЕ2-19 ЯМЗ-236БЕ2-21 ЯМЗ-236БЕ2-22
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 184 (250)
Частота вращения, об/мин 2000
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1078 (110)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100-1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182 ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-15
КПП ЯМЗ-238ВМ1 ЯМЗ-2381-26 ЯМЗ-2381-07 ЯМЗ-2381-06
Габариты, мм 2180×1045×1070 2180×1045×1140 2180×1045×1070
Масса, кг 1385
ТНВД 133.5-10 133.5-30
Генератор, модель 1322.3771 6582.3701-03 или 3112.3771
Применяемость Автомобили, шасси МАЗ-533603-240, МАЗ-630303-245 Шасси МЗКТ-8022-020 Шасси МАЗ-533603-240, -630303-245 Автомобили МАЗ: бортовые, шасси, сед. тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 и их модификации
Наименование показателя ЯМЗ-236М2 ЯМЗ-236Г ЯМЗ-236Д ЯМЗ-236ДК
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 132 (180) 110 (150) 129 (175) 136 (185)
Номинальная частота вращения, мин-1 2100 1700 2100 2000
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) 667 (68) - 667 (68) 716 (73)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 1250-1450 - 1300-1500 1300-1500
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 214 (157) - - -
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 227 (167) 220 (162) 220 (162) 220 (162)
Расход масла на угар, % к расходу топлива, не более 0,5 0,5 0,5 0,5
Ресурс до капитального ремонта, час 10000 8000 8000 8000
Масса незаправленного двигателя, кг 890 890 990 1090

Блок цилиндров/картер

Основная корпусная деталь мотора – его блок-картер, представляющий собой специальную пространственную отливку из низко-легированного серого перлитного чугуна. Данную отливку обрабатывают методом «искусственного старения», в целях устранения термического напряжения и сохранения точных геометрических форм в ходе эксплуатации. Гильзы цилиндров, выточенные в блоке, толстостенные, отцентрованы по двум концентричным расточкам в плитах блока сверху и снизу. Ряд цилиндров, находящийся справа, смещён относительно противоположного на тридцать пять миллиметров, для размещения двух шатунов на общей шатунной шейке коленвала.

Каждое из цилиндровых гнёзд снабжено двумя соосными цилиндрическими отверстиями, сделанными в верхней и нижней плитах блока. На верхней плите имеются также кольцевые проточки под бурты гильз. На внутренних стенках блока цилиндров имеется система масляных каналов, служащая для непрерывного отвода смазки к подшипникам распределительного и коленчатого валов, масляному фильтру и к жидкостно-масляному теплообменнику.

Головка цилиндров двигателя ЯМЗ-236

Головка цилиндров базового ярославского дизеля – это цельная чугунная отливка, прикреплённая к блоку цилиндров термически обработанными шпильками из хром-никелевой стали. Чтобы обеспечить отвод излишнего тепла, головка цилиндров снабжена отдельной водяной рубашкой, совместной с водяной рубашкой всего блока. Внутри головки цилиндров расположены запрессованные клапаны, снабжённые пружинами и деталями крепления; а также коромысла с осями и форсунки. Сёдла клапанов вставные, из специального чугуна и жаропрочного сплава. Сёдла запрессовываются в гнёзда с натягом. Стыки головки цилиндров, блока и гильз уплотняются одной, единой на три цилиндра, прокладкой типа «сэндвич».

Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236

Коленвал двигателя ЯМЗ-236 изготовлен из стали марки «50Г» методом горячей штамповки. Шейки коленвала – закалённые, с помощью нагрева токами высоких частот. Коренных опор коленчатого вала имеется четыре, шатунных шеек – три. В шатунных шейках имеются дополнительные внутренние полости, в которых масло подвергается центробежной очистке. На щеках коленвала устанавливаются противовесы, в сборе с которыми он устанавливается и регулируется (балансируется). Осевую фиксацию коленчатого вала в двигателе обеспечивают четыре бронзовых полукольца, смонтированных в выточках задней коренной опоры. Носок и хвостовик коленвала уплотнены специальными самоподжимными манжетами-сальниками из армированной резины.

Маховик на ЯМЗ-236

Маховик базового ярославского мотора отливается из серого чугуна. Он крепится к задней торцевой части коленчатого вала болтами, изготовленными из специальной легированной стали. Эти болты защищены от самопроизвольного проворачивания замковыми пластинами. Маховик снабжён стальным зубчатым венцом, для запуска двигателя стартером. Венец закреплён на переднем торце маховика двенадцатью болтами, застопоренными специальными отгибными шайбами.

12 радиально расположенных отверстий на маховике предназначаются для проворачивания коленчатого вала при осуществлении регулировок двигателя. Форма и нахождение полостей на переднем торце маховика обеспечивают необходимый для системы уравновешивания направленный дисбаланс. Процесс балансировки маховика осуществляется в отдельности от коленчатого вала, поэтому все маховики являются взаимозаменяемыми.

Шатун двигателя ЯМЗ-236

Шатун выполнен из кованой стали «40Х», обладает двутавровым сечением; разъём его нижней головки – косой, под углом 55 градусов. В нижнюю головку шатуна установлены сменные вкладыши, в верхнюю же запрессовывается стале/бронзовая втулка ОЦС наружным диаметром 56 мм. В верхних головках шатунов двигателей ЯМЗ-236 прежних голов выпуска запрессовывались две стале/бронзовых втулки, а кольцевое пространство между ними использовалось для подачи масла к поршневому пальцу.

Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236

Поршни, устанавливаемые на двигателях ЯМЗ-236, изготавливаются из высоко-кремнистого эвтектического алюминиевого сплава. Для улучшения приработки поршня к гильзе его поверхность покрывается тончайшим (0,003-0,006 мм) слоем олова. На юбке поршня предусмотрена специальная выемка для форсунки охлаждения; а также две боковые выемки, дабы противовесы коленвала при работе не задевали поршня. Наружная поверхность поршня снабжена пятью канавками для поршневых колец. Три верхние канавки отведены под установку компрессионных колец. Одна канавка выше поршневого пальца и ещё одна – в нижней части юбки поршня – для размещения колец малосъёмных. Поршневой палец, служащий для соединения поршня с шатуном, является пустотелым, плавающего типа. Его делают из стали 12-ХН/ЗА. Наружные поверхности пальцев цементуются на глубину 1,0-1,4 мм; подвергаются закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца составляет 50 мм.

Поршневые кольца на ЯМЗ-236 отлиты из специального чугуна и установлены в канавки поршня в определённом порядке (см. выше). Они являются хромированными, разрезными. Компрессионные и малосъёмные кольца отличаются друг от друга различными типами сечения.

Механизм газораспределения на ЯМЗ-236 является верхнеклапанным, с нижним расположением распределительного вала. Привод клапанов осуществляется посредством толкателей, штанг и коромысл. Основные элементы механизма следующие: распределительный вал, с шестернёй привода и подшипниками; толкатели и оси толкателей; штанги и коромысла с регулировочными винтами и осями; клапаны с пружинами и направляющими втулками. Распределительный вал кованый, изготавливается из углеродистой стали 45; толкатели также являются стальными, штампованными, качающегося типа с роликом для контакта с кулачками распредвала. Впускные и выпускные клапаны производятся из специальной жароупорной стали.

1 - распределительный вал; 2 - толкатель; 3 - штанга толкателя; 4 - клапан; 5 - направляющая втулка; 6 - шайба пружин клапана; 7 - наружная пружина; 8 - внутренняя пружина; 9 - тарелка пружин клапана; 10 - втулка тарелки пружин клапана; 11 -сухарь; 12 - коромысло; 13 -ось коромысла; 14 - регулировочный винт; 15 - уплотнительная манжета впускного клапана; 16 - ось толкателей Каждый цилиндр имеет один выпускной и один впускной клапаны, которые изготовлены из жаропрочной стали и перемещаются в направляющих втулках 5. На направляющую втулку впускного клапана устанавливается уплотнительная резиновая манжета. На каждый клапан ставится по две цилиндрические пружины: одна с правым, другая -с левым направлением витков. Для крепления пружин применен специальный замок, способствующий вращению клапанов при работе двигателя, что повышает работоспособность клапана.

Система смазки двигателя ЯМЗ-236

Система смазки на моторах ЯМЗ-236 используется смешанного (комбинированного) типа, с «мокрым» картером. Подачу масла обеспечивает полностью унифицированный масляный насос шестерёнчатого типа. Масляный насос состоит из двух секций (нагнетающей и радиаторной). Нагнетающая секция закачивает масло в систему смазки двигателя, а радиаторная – прокачивает его через радиатор.

Система питания ЯМЗ-236

Система питания разделённого типа. Она состоит из топливного насоса высокого давления ТНВД, с топливоподкачивающим насосом и регулятором, муфты опережения впрыска, форсунок, топливных фильтров, топливопроводов. В соответствии с порядком работы цилиндров, ТНВД подкачивает солярку по трубопроводам высокого давления к форсункам, которые впрыскивают очередную «порцию» распылённого горючего в полости цилиндров. Через перепускной клапан и жиклёр фильтра тонкой очистки излишки топлива отводятся обратно в топливный бак.

Модификации двигателя ЯМЗ-236

Существует 35 модификаций «атмосферников» ЯМЗ-236: без турбонаддува, с мощностью от 150 до 195 л./с. Подробная спецификация каждого из них имеется на сайте Ярославского моторного завода. Сфера применения этих двигателей следующая: судовые моторы; компрессорные станции; электроагрегаты; судовые дизельные электроустановки; ж/д дрезины; экскаваторы, дорожные грейдеры и катки, самоходные краны, фронтальные погрузчики, бульдозеры, вездеходы, бронетранспортёры, автомобили «ЗИЛ», «Урал», «МАЗ» (в основном «советские», предыдущих годов выпуска). Турбированных модификаций ЯМЗ-236 имеется 54, их мощность варьируется от 230 до 300 лошадиных сил. Ими комплектуются современные автобусы; комбайны; трактора и спецтехника различных производителей; некоторые варианты автомобилей «МАЗ» и «Урал».

ЯМЗ-236 на современном рынке: стоимость и отзывы

Цена на новый атмосферный мотор ЯМЗ-236 находится в пределах от 370 до 450 тысяч рублей; на ЯМЗ-236 с турбонаддувом – от 480 до 650 тысяч рублей. Периодически возникает возможность приобрести ЯМЗ-236 немного дешевле: с хранения Госрезерва, новые, в поддонах. Вдвое дешевле цены нового можно на сайтах объявлений найти б/у-шные ЯМЗ-236 или моторы индивидуальной сборки (после капремонта). Для современного развития техники дизели ЯМЗ-236 имеют довольно посредственные удельные показатели производительности и экономичности. Устаревшая за прошедшие полвека конструкция не позволяет этим моторам соответствовать нормам Евро-3 и выше. Турбированные версии удалось доработать до норм Евро-2.

Однако их непревзойдённая надёжность и неприхотливость; низкая цена (по сравнению с импортными аналогами) на сами моторы и запчасти для них способствуют сохранению устойчивого спроса на данную продукцию. Отзывы о ЯМЗ-236 сводятся к одному: расход топлива, по нынешним меркам, большой, но надёжность просто превосходная. Даже в больших АТП, где периодически меняются водители автобусов и о бережном отношении к технике говорить не приходится, двигатели ЯМЗ-236 честно отрабатывают заявленный производителем ресурс в 800 тысяч километров. И продолжают работать далее, без серьёзных поломок, долго не требуя капитального ремонта.

Ярославский моторный завод приступил к изготовлению первых образцов легендарных дизелей, вначале 1950-х годов прошлого века. Шестицилиндровый У-образный двигатель ЯМЗ обрел популярность среди потребителей на всей территории бывшего Советского Союза. Чаще всего дизельный агрегат марки ЯМЗ, встречается на тягачах, транспортных средствах сельскохозяйственного назначения. Линейка двигателей ЯМЗ включает в себя множество моделей, различающихся по мощности.

Каталог двигателя ЯМЗ

Известно, что – это главный орган, от функционирования которого зависит качество любой машины. Автомобилистам часто приходится приобретать новые двигатели ЯМЗ от ведущего производителя. Завод также предлагает услуги по реализации запасных частей в виде отдельных механизмов, узлов, деталей, входящих в состав силового агрегата.

Выбор необходимых элементов производится на основании специального каталога запчастей ЯМЗ 238. На страницах сайта официального представителя завода можно выбрать и заказать новые запасные части подходящих характеристик, размеров в нужном количестве. В ассортимент представленной продукции входят:

  1. Блоки цилиндров.
  2. Головки блоков.
  3. Детали, узлы таких механизмов, как газораспределительный, кривошипно-шатунный.
  4. Элементы, входящие в систему охлаждения, смазочную, выхлопную и пр.
  5. Фильтрующие элементы.
  6. Детали, входящие в систему топливоподачи и пр.

На сайте фирменного интернет-магазина также можно оформить заказ на приобретение запчастей для силового агрегата ЯМЗ 236. Наборы запчастей, необходимых для оборудования судовых двигателей ЯМЗ, также входят в перечень предлагаемых позиций.

История двигателей ЯМЗ

Ярославский завод начал работы по производству двигателей после получения государственного спецзаказа. Перед коллективом была поставлена историческая задача – создать более экономичные дизельные двигатели повышенной мощности, в сравнении и предыдущими разработками. К новым силовым агрегатам было предъявлено дополнительное требование – универсальность конструкции. Это означает, что двигатели ЯМЗ должны подходить для автомобилей различных марок.

Конструкторская группа параллельно разрабатывала новые универсальные двигатели ЯМЗ, все модели которых входили в единую линейку того периода. Одновременно проводились работы по созданию серийной партии силовых агрегатов для установки на КАМАЗы. Задание было выполнено и в результате был выпущен знаменитый двигатель ЯМЗ 236.

Основные достоинства легендарного двигателя:

  • повышенная надежность, мощность;
  • ремонтопригодность;
  • доступность технического обслуживания своими руками;
  • сравнительно невысокие цены на запчасти;
  • длительный эксплуатационный срок.

Устройство и технические характеристики двигателей ЯМЗ

Силовой агрегат отличается сравнительно упрощенной конструкцией, благодаря чему обслуживание отличается простотой и доступностью. Блок цилиндров, головка ГБЦ изготовлены из алюминиевых сплавов.

В состав топливной системы двигателя входят:

  1. 6 цилиндров расположены в ряд под наклоном 90°.
  2. Подача топлива – прямая. Внутри корпуса создается давление, равное 16,5 атм.
  3. Распыляющие форсунки.

Система охлаждения:

  1. Водяной насос для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости.
  2. Ремень привода насоса.

Технические характеристики:

  • объем мотора ЯМЗ 236 – 11 литров;
  • максимальная мощность в пределах 150 – 500 л. с.;
  • расход бензина 25 – 40 л /100 км.

Особенности технического обслуживания двигателей линейки ЯМЗ

Регулировки зазоров клапанов, механизма сцепления (балансировка), режимов подачи топлива осуществляются в мастерских, сервисных центрах, оснащенных специальным оборудованием, диагностическими стендами, современными приспособлениями и пр.

В перечень работ по техобслуживанию дизельных двигателей входят следующие пункты:

  1. Замена смазочной моторной жидкости.
  2. Масляных фильтров.
  3. Фильтров очистки топлива.
  4. Продувание и очищение форсунок (регулирование впрыска).
  5. Демонтаж старой и установка новой прокладки головки блока ГБЦ.
  6. Замена клапанных крышек.
  7. Прокладки поддона.
  8. Осмотр и замена ремней приводов.

Масляный фильтр, а также топливные фильтры тонкой очистки и грубой меняются после пробега, равного 15 тысяч километров. Для замены моторного масла в двигателях ЯМЗ необходимо приобрести рекомендованную марку типа М10Г2К, М8Г2К, пользующиеся наибольшей популярностью среди многих опытных водителей.

Остальные механизмы и запчасти двигателя заменяются по мере их выхода из строя при ремонте (плановом, текущем).

Ремонт двигателей ЯМЗ

Мероприятия по восстановлению работоспособности двигателей ЯМЗ-236 необходимо доверить квалифицированным механикам.


Перечень специализированных приспособлений, используемых при профессиональном ремонте дизелей:

  • Специальное стендовое оборудование для проведения сборки/разборки мотора и входящих механизмов, балансировки сцепления, регулировок, испытаний;
  • Токарные, расточные, фрезерные станки;
  • шлифовальные, полировальные приспособления для обработки коленвала;
  • опрессовочная ванна для восстановления работоспособности уплотнительных элементов, подшипников;
  • оборудование для аргонной сварки.

Ремонт двигателей семейства ЯМЗ отличаются повышенной сложностью. Здесь необходимо участие профессионалов высокого профиля.

Этапы проведения ремонта:

  1. Разборка мотора (при этом используются специальные инструменты, пневматические приспособления типа пистолета) в течение 6 – 8 часов.
  2. Диагностика поломок.
  3. Определение необходимых запчастей для последующей замены.
  4. Шлифовальные работы (коленвал, блок цилиндров).
  5. Очищение и мойка элементов двигателя (с использованием разогретого керосина).
  6. Сборка в обратной последовательности производится в течение 36 часов, не меньше.

На выполнение подготовительных операций перед финишной сборкой мотора требуется в среднем 16 – 20 часов рабочего времени.

Краткое описание модификаций двигателей ЯМЗ

Двенадцати-цилиндровый двигатель ЯМЗ-240б предназначен для специализированных тяжелых машин. Обладает повышенными показателями мощности, тягового усилия. Чаще всего он устанавливается на самосвалах, тяжелых тракторах, тепловозах-дизелях, машинах, предназначенных для преодоления снежных заносов, болотистых местностей и пр.

  • ЯМЗ-240нм2 – 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом. Цилиндры расположены в виде буквы V. Область применения – тяжелые самосвалы семейства БелАЗ, выполняющие карьерные работы
  • ЯМЗ-236д, 236Д-3 – шестицилиндровые двигатели разработаны для тракторов РТ-М, ЛТЗ, ХТЗ, автогрейдеров. Тракторный дизель 236Д можно встретить на сельскохозяйственной технике типа зерноуборочных комбайнов.
  • Дизель ЯМЗ-236м2 относится к шестицилиндровым моторам без наддува. Его используют на судовом ДРА ЯМЗ-236М2Брм (дизель-редукторном агрегате), а также на кранах КС-4372В, 5871. 236НД-2 разработан для установки на комбайны производства компании Ростсельмаш под названием «Вектор».

Благодаря отличным эксплуатационным характеристикам ЯМЗ-238м2, силовой агрегат обладает разнообразной сферой использования:


  • автомобили типа МАЗ, Урал, МоАЗ;
  • в качестве судового мотора;
  • на путеремонтных машинах;
  • самоходных кранах4
  • бульдозерах;
  • экскаваторах;
  • моторных платформах;
  • дизельных электростанциях и пр.

Дизельный двигатель внутреннего сгорания ЯМЗ-238нб обладает наддувом газотурбинным, входит в комплектацию трактора К-700 Кировец.

Восьмицилиндровый У-образный дизельный мотор ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330Л.С. является базовой моделью для различных модификаций. Устанавливается на самосвалах, лесовозах, комбайнах, тракторах, снегоочистительной технике.

Дизель ЯМЗ-7511 оснащен турбонаддувом. Его характеристики соответствуют требованиям международных экологических норм Евро-2. Область применения – лесовозы, тягачи, автомобили семейства МАЗ и пр.

Моторы ЯМЗ-6563.10 монтируются на автомобилях типа «Урал», тягачах, самосвалах, шасси и пр.

Дизели с турбонаддувом 236НЕ2-24, 236НЕ2-3 поставляются одновременно со сцеплением и коробкой передач. Основное предназначение – автобусы, тягачи, и прочая тяжелая техника.

Ярославский ОАО завод «Автодизель» представляет семейство моторов ЯМЗ-530, начало производства – 2013 год. Это шести- и четырехцилиндровые модели. Проходят тестирование на авто типа Урал, МАЗ, автобусах ЛиАЗ.

Шестицилиндровые ЯМЗ 650 с турбонаддувом устанавливаются на таких машинах, как МАЗ, МЗКТ, специализированной, сельскохозяйственной технике и пр.


ЯМЗ 770 и 780 обладают мощностью от 500 до 1000л. с. – это перспективные разработки для последующей установки на военную технику. Пока данные модификации находятся в эксплуатации в тестовом режиме. Начало сборки на конвейере предусмотрено с 2018 года.

Двигатель ЯМЗ-236 первый из V-образных силовых агрегатов ЯМЗ, до него Ярославский моторный завод выпускал только рядные моторы: четырехцилиндровый ЯАЗ-204 и шестицилиндровый ЯАЗ-206. Так как компоновка нового двигателя была признана более удачной, то выпуск рядных моделей старого образца был прекращен в восьмидесятых годах прошлого столетия. Все оставшиеся V-образные дизели ЯМЗ, это лишь развитие конструктивных разработок, заложенных при проектировании двигателя ЯМЗ-236.
Все шестицилиндровые двигатели серий ЯМЗ-236, вне зависимости от наличия турбонаддува имеют одинаковый объем - 11,15 л и размерность DxS 130 на 140 мм, угол развала 90°.
Технические характеристики двигателей семейства ЯМЗ-236 различаются достаточно сильно.
Двигатель ЯМЗ-236 с экологическими показателями Евро-0, является атмосферным мотором и самым скромным в мощностном диапазоне силовых агрегатов ЯМЗ. Максимальную мощность из атмосферных двигателей ЯМЗ-236 имеет модификация ЯМЗ-236А - 195 л.с., а минимальную дефорсированный ЯМЗ-236Г - 150 л.с.
Сфера применения двигателей ЯМЗ-236 в атмосферном исполнении обширна, они используются: - модификации ЯМЗ-236М2 как силовой агрегат для автотранспортной техники, передвигающейся как по дорогам общего пользования, так и во внедорожном исполнении (с обеспечением бродо-проходимости до 1,4 метра глубины), как промышленные моторы для привода насосных установок и компрессорных станций, в дизельных электростанциях, как судовой дизель; - ЯМЗ-236Г как двигатель для дорожной и экскаваторной техники; - ЯМЗ-236Д как тракторный дизель; - ЯМЗ-236ДК как комбайновый мотор.
Для дальнейшего развития двигателей серии ЯМЗ-236 было решено применить турбонаддув. Эти дизели, в отличии от базового атмосферного мотора, уже соответствовали экологическим требованиям Евро-1. При кажущейся простоте применения турбокомпрессора, для повышения мощности, это повлекло за собой целый комплекс мероприятий по изменению конструкции дизеля и повышения качества деталей. Улучшенные критерии качества затронули в первую очередь следующие запчасти: коленчатый вал, блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.
Наилучшие мощностные данные в семействе ЯМЗ-236 турбо Евро-1 имеют двигатели с маркировкой ЯМЗ-236БЕ, они выдают 250 л.с. и применяются на автомобильной технике. Средние позиции в этой группе имеют автобусные и автомобильные моторы ЯМЗ-236НЕ, комбайновые ЯМЗ-236БК, а так же предназначенные для тракторной техники ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Б и ЯМЗ-236НД. Наименьшее значение по мощности у дефорсированного ЯМЗ-236НБ - всего 165 л.с..
Для достижения экологических показателей Евро-2 потребовалась дальнейшая модернизация. В дополнение к турбонаддуву дизель ЯМЗ-236 получил охладитель наддувочного воздуха, который устанавливается непосредственно на изделии, в котором применяется силовой агрегат. Так же потребовалось увеличить энергию впрыска в камеру сгорания, для чего спроектирована топливная аппаратура нового типа. Блок цилиндров дополнен жидкостно-масляным теплообменником и водяным насосом повышенной производительности, цилиндро-поршневая группа с эффективной системой охлаждения, включение привода крыльчатки вентилятора обеспечивает специальная муфта.
В настоящее время двигатели ЯМЗ-236 на автомобильные заводы не поставляются из-за ужесточения требований по экологическим параметрам, используются как запасная часть, а так же в местах, где не такие жесткие ограничения - к примеру при производстве дорожной техники или дизельных электростанций.

Устройство дизельных двигателей ЯМЗ-236

Двигатель ЯМЗ-236 имеет шесть цилиндров, с рабочим объемом камеры сгорания 1858 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, характерный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6, впрыск непосредственный, степень сжатия 16,5.
Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) с поршнем из силумина (сплав алюминия с кремнием) и чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». ЦПГ крепится к шатуну двухтаврового сечения, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, при помощи пальца «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая сторона шатуна крепится с помощью двух болтовых соединений на шатунную шейку коленвала через вкладыши (бронзовые подшипники скольжения). Цилиндры расположены в два ряда по три в каждом.
На каждый ряд приходится одна общая головка блока цилиндров (ГБЦ). Распредвал имеет шестеренчатый привод и является единым для обеих ГБЦ. Коленчатый вал изготовлен методом ковки с шейками, укрепленными методом азотации, имеет четыре опорные точки и противовесы.
Блок цилиндров отлит из серого чугуна одновременно с верхней частью картера. Блок цилиндров выпуска до 2008г. отличается от современного (унифицирован, имеет укороченную «юбку»). Картер маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для стартерного пуска двигателя), выполняется в двух вариантах: под двухдисковое сцепление (широкий) и под однодисковое (узкий).
Топливная система мотора ЯМЗ-236 механического плунжерного типа.
Двигатель ЯМЗ-236 имеет водяную систему охлаждения и масляную систему смазки смешанного типа (под давлением и методом разбрызгивания), водяные и масляный радиатор установлены отдельно от двигателя.

Подробно с техническими характеристиками и применяемостью двигателя ЯМЗ-236 ознакомьтесь на странице нужной модели.