Денис мокрушин.  Военный Обозреватель

КамАЗ-43269 «Выстрел» либо БПМ-97 – это легкобронированный бронеавтомобиль. Может дополнительно эксплуатироваться в качестве патрульного, пограничного, штабного, разведывательного или санитарного автомобиля.

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) - видео

Работы над разработкой БПМ-97 стартовали в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н.Э. Баумана в сотрудничестве с КамАЗ в одна тыща девятьсот девяносто семь году. Поначалу предложения о проекте были изготовлены всем силовым ведомствам РФ. Первым из серьезно заинтересовавшихся был глава Федеральной пограничной службы. БПМ-97 давалась роль частичной подмены на небезопасных участках границы и в жарких точках головного средства передвижения служащих, ГАЗ-66. Но дефолт одна тыща девятьсот девяносто восемь года привел к приостановке последующих работ над машиной. В одна тыща девятьсот девяносто девять году был сделан макет, который был продемонстрирован всем желающим.

Потому что заказанное ФПС количество машин, не позволило вполне покрыть расходы на разработку, то возможность приобрести БМП-97 дали штатским компаниям. Потому что их комфортно использовать в таких целях, как перевозка средств, взрывчатых веществ и ценных грузов.

В две тыщи 5 году, после того, как машины было разрешено продавать забугорным государствам, некое количество БПМ-97 приобрели Министерства внутренних дел Азербайджанской республики и Республики Казахстан. Уже в процессе эксплуатации были обнаружены такие значимые инциденты, приведшие к отказу от приобретения произведенной партии, как поломки рессор, появление трещинок в бронелистах и обрывы кардана. В конечном итоге, в две тыщи восемь году Минобороны приняло решение купить эту партию. В будущем году некое количество машин участвовали в учениях «Запад-2009».

Сборка машин осуществляется в Набережных Челнах на заводе ЗАО «Ремдизель». Агрегаты и узлы выпускаются «КамАЗом», а бронекузов на ОАО «Курганмашзавод».

Конструкция БПМ-97 – это вэдовый бронированный автомобиль со сварным несущим корпусом. В нем есть разделение на такие части, как отделение для десантников и экипажа, также моторный отдел. На корпусе размещаются лючки для десантников, старшего по автомобилю и механика, задние и боковые кормовые двери. При производстве БМП-97 применялись агрегаты и узлы автомобиля завышенной проходимости КамАЗ-4326. Такая мера отдала возможность сделать БМП-97 дешевле, упростить ремонт и создание, также производить ремонт и техосмотр средствами, применяемыми для шасси и автомобилей «КамАЗ». До того, как был произведен капремонт, пробег машины достигнул отметки двести 70 тыс.км.

БПМ-97 оборудована 125-литровыми протектированными баками и дополнительным 20-литровым баком в бронекорпусе. Также в ней имеется фильтровентиляционная установка и автономный отопитель, который дает возможность сохранять рабочую температуру в отделении для десантников и экипажа, независимо от того, в каком состоянии находится движок.

Модификации
КамАЗ-43269 «Дозор» - боевая разведывательная машина для использования в сухопутных войсках
БПМ-97 - для использования в пограничных войсках.
КамАЗ-43269 «Выстрел» - бронированный автомобиль со последующими дополнениями: изменено лобовое стекло, оборудованы стеклоочистители и система чистки воздуха, воздухозаборник размещен в другом месте.

Модификации 6х6
В две тыщи восемь году КамАЗ собирался не считая двухосного броневика «Выстрел» произвести подобные машины с 3-мя и 4-мя осями, чтоб их могли использовать, соответственно тринадцать и восемнадцать человек. В будущем году в вебе появилась схемы этих запланированных проектов, а чуток позже – фото броневика с 3-мя осями, вероятнее всего, нареченного «Изделием 69501».
В две тыщи 10 году на выставке МВСВ-2010 был изготовлен анонс бронированной машины 15М107 на базе КамАЗ-43269 «Выстрел». Ее функционал состоял в дистанционном поиске и ликвидации минно-взрывных заграждений, которые установлены с применением электрических схем управления.
В две тыщи одиннадцать году был представлен особый бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6), произведенный с применением агрегатов и узлов КамАЗ-5350 «Мустанг» и бронемашины КАМАЗ-43269 «Выстрел».

Автомобиль употребляют в целях разведки в Абхазии, Гудауте. Ряд техники обустроен оборудованием для пуска легких беспилотных летательных аппаратов.
Все противотеррористические подразделения ракетных войск стратегического предназначения обеспечены бронированными автомобилями «Камаз-43269» («Выстрел»).
Федеральная служба выполнения наказаний употребляет автомобиль, как основной автомобиль заместо БТР-80.

Всего, по состоянию на март две тыщи тринадцать года было произведено 100 50 КАМАЗ-43269 «Выстрел». По истинное время употребляется основная их часть.

Заявлено, что верх корпуса держит 12.7-мм пули из пулемета НСВ,
нижняя часть корпуса и корма - пули 7.62-мм из СВД.

Тактико-технические свойства КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)

Экипаж, чел. 2
Десант, человек 8
Движки КамАЗ-740.20 V8, КамАЗ-740.10 V8
Мощность мотора, л. с.: 240
Боевая масса, т 10,5
Размеры КамАЗ-43269 «Выстрел» Длина корпуса, мм: 5300
Ширина корпуса, мм: 2500
Высота, мм: 2300
Скорость по шоссе, км/ч 90
Припас хода по шоссе, км 1100
Тип подвески рессорная
Бронирование Тип брони: противопульная
Вооружение пулемёт «Корд», 12,7-мм или КПВТ, 14,5-мм
гранатомёт «Пламя», 30-мм.
боевой модуль БППУ МБ2

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Отечественная бронетехника всегда отличалась высокими характеристиками и солидностью. Легкие на вооружении появились не так давно, всего десять лет назад с выходом на рынок автомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел».

Необходимость создания легкого бронеавтомобиля

Вторая мировая война доказала эффективность использования легких бронемашин, которые уже были на вооружении многих стран. В Советском Союзе не было такой техники, которая бы не только мобильно доставляла небольшие подразделения к месту боя, но и участвовала в нем. Такой небольшой бронированный автомобиль был создан в пятидесятых годах прошлого века (БТР-40), но распространения он не получил. В армии использовались крупногабаритные тяжелые бронированные автомобили, начиная с БТР-50.

Но опыт показывал, что участия в военных действиях в Афганистане БМП и БТРов было недостаточно, необходимость перебрасывать незаметно небольшие группы подразделений спецназа вынуждала использовать внедорожники УАЗ, вооруженные крупнокалиберными пулеметами «Утес», в то время как в НАТО использовались легкие многоцелевые бронеавтомобили HAMWV (широко известный Hummer).

КамАЗ-43269 «Выстрел» по замыслу создателей и должен был стать таким легким бронированным автомобилем, который при необходимости мог принять участие в бою.

История создания БМП-97

НПЦ при в конце девяностых годов прошлого столетия совместно с ОАО «КамАЗ», так как за базу был взят автомобиль КамАЗ-4326, начал работу над проектом создания легкого бронированного автомобиля с кодовым названием «Выстрел».

Позднее КамАЗ-43269 «Выстрел» получил обозначение БПМ-97, то есть «бронированная пограничная машина», в отличие от давно известной БМП - «боевой машины пехоты».

Предполагалось, что автомобиль со стальным корпусом будет обеспечивать погранвойска при охране государственной границы.

Но первый опытный образец из-за дефолта 1998 года и отсутствия финансирования увидел свет только весной 2000 года, а в течение следующего года было изготовлено еще две машины.

Испытания показали, что БПМ-97 может пройти без капитального ремонта больше 270 тысяч километров.

На вооружение армии Российской Федерации и на экспорт в Казахстан и Азербайджан КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) стал поставляться в 2005 году.

Поскольку легкий бронированный автомобиль удобен для перевозки ценных гражданских грузов, его разрешили покупать и гражданским компаниям.

Собирался БПМ-97 из выпущенных ОАО «КамАЗ» узлов и агрегатов на заводе ЗАО «Ремдизель» там же в Набережных Челнах. «Курганмашзавод» изготавливал бронированный кузов для КамАЗ-43269 «Выстрел». Количество выпущенных на сегодня бронемашин составляет порядка ста пятидесяти, и почти все они в строю.

Конструкция БПМ-97

Использование узлов серийного внедорожника КамАЗ-4326 позволило не только быстро собирать бронеавтомобили, но сделало дешевле их изготовление и эксплуатацию, упростить ремонт и использовать для него средства, предназначенные для автомобилей, и шасси КамАЗ.

Конструктивно КамАЗ-43269 «Выстрел» представляет собой бронированный автомобиль, несущий стальной сварной кузов которого разделен, как в классическом автомобиле, на отделение для десяти человек и моторный отсек. Кузов установлен на шасси КамАЗ-432.

Боковые и кормовые двери и люки в крыше для личного состава позволяют быстро загрузиться и покинуть машину.

Экипаж из двух человек располагается в передней части отделения, а сидения для восьми десантников установлены вдоль бортов спиной к ним. Крупное наклонное лобовое стекло и небольшие окна в кормовых дверях и бортах позволяют следить за обстановкой.

Автономный отопитель позволяет независимо от того, работает ли двигатель, сохранять в отделении для экипажа и десанта рабочую температуру. Кроме того, машина оснащена системой коллективной защиты со специальной фильтровентиляционной установкой.

Защита и вооружение

Броня корпуса автомобиля КамАЗ-43269 выдерживает попадание с трехсот метров из а корма и нижняя часть корпуса - с тридцати метров из винтовки калибра 7,62 мм.

Бронированное днище специальной формы защищает от осколков противопехотных мин.

Для стрельбы из ручных видов оружия десанта и экипажа в бортах между окнами предусмотрены амбразуры с заслонками.

Патрульная бронемашина может комплектоваться в которой устанавливается вооружение различных типов. Это может быть пулемет «Корд» калибром 12,7 мм, калибр которого уже 14,5 мм, 30-мм гранатомет «Пламя», пушка 2А42 тоже калибра 30 мм или вовсе противотанковый ракетный комплекс.

По мощи вооружения «Выстрел» полностью оправдывает свое название.

Тактико-технические характеристики КамАЗ-43269 «Выстрел»

Характеристики двигателя позволяют бронемашине, снаряженная масса которой составляет 10,86 тн, а полная с грузом - 11,9 тн, развивать скорость на хорошей дороге до 90 км/час, при этом запас хода без заправки больше 1000 км. «Выстрел» может буксировать прицеп массой 5 тн.

Дизельный двигатель КАМАЗ-740.10-20 V8 с жидкостной системой охлаждения, мощность которого 240 л.с., располагается в моторном отсеке, защищенном от прямого попадания наклонным листом брони.

Кроме двух основных защищенных (протектированных) топливных баков общим объемом 250 литров, автомобиль оснащен еще и дополнительным бронированным двадцатилитровым баком.

Для бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» ТТХ включают и высокий дорожный просвет 385 мм, который наряду с крупными колесами 310-533 позволяет преодолевать броды глубиной 0,8 м, рвы, ширина которых 0,6 м, и стенки в полметра высотой.

Преимущества КамАЗ-43269

Большая вместимость при небольших габаритах и высокой проходимости - основное преимущество, ради которого, собственно, и создавался КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97). Фото обитаемого отсека показывает, что десять человек могут разместиться внутри него, не мешая друг другу.

Характерные обводы выступающего вперед носа машины, которые позволили установить лобовую броню под таким углом, обеспечили восьмой класс защиты носовой части БПМ-97.

Преимуществом этой легкой бронемашины является и возможность варьировать вооружение от пулемета до ПТРК.

Даже перед замечательным КАМАЗ-43269 некоторые преимущества все же имеет. Во-первых, он более чем в полтора раза дешевле, а ресурс значительно выше. Кроме того, при техобслуживании и ремонте он требует меньших трудозатрат. Эксплуатационные затраты на уровне обычного армейского многоцелевого автомобиля позволяют без ограничений эксплуатировать машину на дорогах общего пользования. Водители и обслуживающий персонал не требуют специальной подготовки для ее эксплуатации.

Недостатки КамАЗ-43269

Вызывают затруднения при быстрой погрузке десанта и проемы бортовых люков, выполненные в нижних бронелистах.

В ходе эксплуатации в боевой обстановке стали заметны и значительно более серьезные недостатки. При длительных нагрузках в машинах ломались рессоры или мог оторваться кардан, а при длительном обстреле из крупнокалиберного пулемета броня растрескивалась, причем не во всех и совершенно бессистемно и неожиданно, что вызывало нарекания в войсках и, в конце концов, от БПМ-97 отказались.

Однако конструкторы ОАО «КамАЗ» эти серьезные недостатки исправили, немного изменили форму лобового стекла и усилили лобовую броню (она стала и противопульной и противоосколочной). Так появилась модификация автомобиля «Выстрел» под названием «Дозор», которая позиционируется как пограничная патрульная машина, хотя может быть использована и для разведки.

При небольших габаритах (5300×2500×2300 мм) «Дозор» еще и очень мобилен, что защищает его от прямого попадания артиллерийских снарядов в условиях городских боев. Управляется «Дозор» как обычный крупный внедорожник, например, "Урал".

Мощное вооружение предполагает и размещение серьезного боекомплекта. Это может быть 1300 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов для крупнокалиберного пулемета; 350 гранат или 300 тридцатимиллиметровых снарядов вместо пятисот патронов. В боекомплект могут входить 4 ЗРК «Стрела-3» или 8 ПТУРС «Корнет-М».

Модификации КамАЗ-43269

Кроме двухосных машин БПМ-97, предназначенной для использования в погранвойсках, КамАЗ-43269 «Дозор» в качестве пограничной и разведывательной машины и модернизированного автомобиля «Выстрел», в 2008 году конструкторы ОАО «КамАЗ» предложили, а в следующем году собрали опытный образец аналогичного бронеавтомобиля, но трехосного, предназначенного для транспортировки тринадцати человек.

Еще одна машина на основе KamAZ-43269 «Выстрел» была представлена в 2010 году и предназначалась для дистанционного поиска и уничтожения современных управляемых минно-взрывных заграждений.

Специальный бронированный трехосный автомобиль СБА-60-К2 с красивым названием «Булат», в котором были использованы многие узлы и технические решения КАМАЗ-43269 «Выстрел», был представлен в 2011 году.

Легкая БМД (боевая машина десанта) «Воин» и БРМ (бронированная разведывательная машина) «Выдра» были созданы на основе автомобиля КамАЗ 43269 «Дозор».

Использование автомобилей Камаз-43269

В настоящее время модификации автомобиля КамАЗ-43269 используются в качестве разведывательных машин на Кавказе. Есть машины с оборудованием для беспилотных легких летательных аппаратов.

Автомобилями Камаз-43269 «Выстрел» обеспечены в ракетных войсках стратегического назначения все подразделения, которые отвечают за защиту ракетных баз и передвижных ракетных установок во время патрулирования.

Вместо тяжелого БТР-80 «Выстрел» используется Федеральной службой исполнения наказаний.

Техническая мысль идет вперед, появляются новые виды техники, но КАМАЗ-43269 «Выстрел» («Дозор») продолжает достойно нести службу.

Легкобронированный броневой автомобиль КАМАЗ-43269 "Выстрел", или еще его называют БМП-97, по сравнению с известным советским бронетранспортером БТР-80 имеет ряд преимуществ.

Во-первых, БМП-97 дешевле БТР-80 в 1,6 раза. Во-вторых, ресурс бронеавтомобиля выше. В-третьих, "Выстрел" легче ремонтировать, а также проводить его техобслуживание. Кроме того, БМП-97 можно эксплуатировать на дорогах общего пользования. И, наконец, водителя не нужно специально обучать, чтобы управлять "Выстрелом".

Как все начиналось

В 30-50-гг. прошедшего столетия в Советском Союзе были распространены простые и не очень дорогие броневые машины, такие как БТР-40, БТР-152. Однако СССР решил затем перейти к более "тяжелым" бронетранспортерам, хотя необходимость в легких и удобных бронеавтомобилях осталась.

В 1997 году началось совместное создание броневой машины предприятием КамАЗ и Научно-производственным центром "Специальное машиностроение" МГТУ имени Н. Э. Баумана. В 1999 году публике представлен ходовой макет "Выстрела", корпус которого стальной. Позднее автомобиль получил название "бронированная пограничная машина БМП-97". Новый бронеавтомобиль предназначался для частичной замены грузового автомобиля ГА3-66, который являлся главным транспортом пограничников.

В марте 2000 года предприятие КамАЗ провела испытания опытного прототипа БМП-97 "Выстрел". К концу того же года началась подготовка к производству первой партии бронемашин. В 2005 году, после получения разрешения на поставку КАМАЗ-43269 другим странам, несколько бронемашин приобрели Казахстан и Азербайджан. Несколько БМП-97 участвовали в учениях "Запад-2009" в 2009 году.

Конструкция

КАМАЗ-43269 "Выстрел" - это полноприводная машина, сварной корпус которой - несущий. БМП-97 состоит из двух отделов: один из них - моторный отсек, во втором отделении - место для экипажа и десанта. На корпусе "Выстрела" имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и старшего по автомобилю.

При сборке БМП-97 использовались агрегаты и узлы автомобиля КАМАЗ-4326. Тем самым, установка узлов и агрегатов упростила производство и ремонт машины. Кроме того, снизилась стоимость автомобиля. Также упрощен техосмотр, поскольку при нем используются технические средства предназначенные для серийных машин производства компании "КамАЗ".

"Выстрел" оснащен двумя протектированными баками объемом 125 литров каждый. Кроме того, в бронированном корпусе БМП-97 установлен дополнительный 20-литровый бак. "Выстрел" имеет автономный отопитель, который позволяет поддерживать в отделении десанта и экипажа рабочую температуру независимо от работы двигателя. Автомобиль оснащен к тому же фильтровентиляционной системой.

Вооружение и защита КАМАЗ-43269 "Выстрел"

Вооружение бронеавтомобиля устанавливается во вращающейся башне. На БМП-97 можно монтировать пулемет КПВТ калибра 14,5-мм или 12,7-мм "Корд". Также на автомобиль можно поставить гранатомет "Пламя" калибра 30-мм, а также противотанковый ракетный комплекс.

Что касается защиты автомобиля БМП-97, то бронирование машины противопульное. Так верхняя часть корпуса может "спокойно принять на себя" выстрелы из пулемета "Утес" калибра 12,7-мм с расстояния 300 метров. К тому же нижняя часть и корма бронеавтомобиля "Выстрел" выдерживает "огонь" из снайперской винтовки СВД калибра 7,62-мм с дистанции 30 метров. Днище БМП-97 также бронировано.

Применение

Основная боевая задача КАМАЗ-43269 "Выстрел" - обеспечение действий приграничных войск при охране границы. Кроме того, БМП-97 применяется как штабной или патрульный автомобиль. Также, бронеавтомобиль предназначен для перевозки раненых и заключенных, осуществления разведки.

БТР «Выстрел» — бронемашина среднего класса, состоящая на вооружении ряда силовых структур Российской Федерации.

После БТР-40 и БТР-152 бронетранспортеры на автомобильных шасси в СССР не создавались. Им на смену пришло семейство восьмиколесных плавающих бронетранспортеров БТР-60/70/80. Для ведения войны в условиях применения оружия массового поражения они подходили как нельзя лучше. Никаких других бронетранспортеров не разрабатывалось, тем более что акцент интересов военных сместился в сторону гусеничных боевых машин пехоты. Поэтому другие силовые структуры — милиция, внутренние войска, пограничники и т. д. — получали армейскую технику, которая им была совсем не нужна.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В связи с новыми вызовами во второй половине 1990-х годов силовым структурам, и армии в том числе, потребовался легкий бронетранспортер, относительно дешевый, созданный на основе автомобильных агрегатов. Основным назначением такой машины стало обеспечение действий личного состава пограничных войск при выполнении широкого круга задач по охране государственной границы. Дополнительно разработчикам необходимо было предусмотреть возможность использования машины в вариантах штабного или патрульного бронеавтомобиля. Броневик должен был перевозить раненых, служить в разведке, при необходимости возить арестантов или ценности.

Бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 (КамАЗ-43269) была разработана в 1997 году ОАО «Камский автомобильный завод» совместно с ООО «Центр технического сотрудничества при МГТУ им. Баумана» в соответствии с утвержденным тактико-техническим заданием (ТТЗ) от 6 октября 1996 года. Разрабатывалась она как машина для пограничных патрулей. Производство корпусов для БПМ-97 было налажено на ОАО «Курганмашзавод». Сама же машина для пограничных войск БПМ-97 собиралась на дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» ЗАО «Ремдизель». Приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КамАЗ-43269 была принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

СУДЬБА И РАЗВИТИЕ

Свою заинтересованность в бронетранспортере КамАЗ-43269 обозначили сразу несколько силовых структур Российской Федерации и зарубежных государств. Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 приобретен Пограничными войсками ФСБ и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) РФ. Этими службами были объявлены тендеры на поставки бронеавтомобилей с вооружением, в составе которого, согласно техническим заданиям, обязательно должен присутствовать крупнокалиберный пулемет «КОРД». Другим условием заказчиков являлось наличие в машине свободного пространства, необходимого для размещения личного состава.

На Московском авиационно-космическом салоне MAKC-2009 в г. Жуковском Московской области был впервые продемонстрирован бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» с модульным боевым отделением. Особенность этого варианта бронеавтомобиля состоит в том, что по желанию заказчика на нем может быть смонтирован боевой модуль в комплектации, выбранной из широкой гаммы, предлагаемой ОАО «Муромтепловоз», которое осуществляет сборку машины в целом.

Вскоре было принято решение о проведении ускоренных государственных испытаний опытного образца этой машины. Был разработан и изготовлен опытный образец бронеавтомобиля КамАЗ-43269 для поставки Минобороны РФ. С целью оптимизации конструкции корпуса и экономии финансовых средств корпус для машины был изготовлен на ОАО «Рубцовский машиностроительный завод». После проведения государственных испытаний приказом начальника АБТУ МО РФ базовое шасси под специальные транспортные средства КамАЗ-43269 было принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.

На базе бронетранспортера КамАЗ-4269 размещен комплекс средств автоматизации и связи разведывательно-патрульной машины (КСАС-РПМ) «Дозор-Н». Комплекс предназначен для автоматизации процессов управления разведывательно-патрульными подразделениями с использованием средств информационной поддержки принятия решения командирами разведывательно-патрульных рот, взводов и отделений. Комплекс, функционирующий на основе средств KB, УКВ и широкополосной радиосвязи, аппаратуры передачи данных и интеграции с помощью СПО АРМ, обеспечивает обмен оперативной информацией, навигационными данными, а также данными целеуказания и ориентирования.