Что такое "стоп" в фотографии. "стопы" в экспозиции

06.02.2017 4904 Тематические статьи 0

Часто приходится слышать о загадочных "стопах" - ими оценивают эффективность систем стабилизации или экспокоррекцию. И у начинающего фотолюбителя возникает вопрос: что же это такое?

Конечно, это не дорожный знак с надписью из 4 букв, который вы видите, управляя вашим автомобилем. "Стоп" в фотографии - это ступень изменения экспозиции, которая состоит из сочетания трех компонентов: выдержки, диафрагмы и чувствительности ISO. «Стопы» позволяют сравнивать и менять эти три параметра для получения желаемого изображения. Так как все показатели имеют разные единицы измерения, то и был изобретен удобный способ для сравнения — изменение экспозиции на "стоп".

Изменение экспозиции на "стоп" (или на одну ступень) означает удвоение (уменьшение или увеличение вдвое) количества света, которое попадает в объектив. Например, если вы услышите, что вам нужно было увеличить экспозицию на 1 ступень, это означает, что необходимо было захватить в два раза больше света, чем вы получили на фотоснимке. Разберемся подробнее.

Стоп и выдержка

Выдержка затвора камеры — время, в течение которого затвор камеры остается открытым во время фотографирования. Чем дольше затвор открыт, тем больше света попадает на чувствительный элемент фотоаппарата и тем больше будет общее воздействие. Удвоение или уменьшение в 2 раза времени работы скорости затвора производит увеличение или уменьшение воздействия на 1 "стоп". Например, изменение выдержки от 1/200 доли секунды до 1/100 позволяет фотоэлементу получить в два раза больше света, поэтому можно сказать, что экспозиция в фотографии меняется на 1 ступень. А снимок становится светлее.

Стоп и диафрагма

Диафрагма измеряется с помощью «f-числа», которое показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более "зажатой" диафрагму (меньше света).

Диафрагма (оно же относительное отверстие) вычисляется сложнее, и шаг, обозначающий увеличение на 1 стоп, происходит при увеличении диафрагмы на 1,4. Базовая диафрагма — 1 (хотя в мире не так много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1 или больше). Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. Каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше в два раза - на 1 "стоп". Например, снимок на f/2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на f/4 с выдержкой 1/30.

Стоп и ISO

ISO, или светочувствительность, отвечает за общее воздействие света на светочувствительный элемент. Чем меньше ISO, тем шире должна быть открыта диафрагма и длиннее выдержка. Удвоение числа ISO делает необходимым уменьшение экспозиции на 1 стоп. Например, переход от ISO 100 до ISO 200 удваивает чувствительность датчика, тем самым при тех же условиях съемки следует уменьшать выдержку или зажимать диафрагму на 1 "стоп". Переход от ISO 800 до ISO 400 — снижает на 1 стоп.

С теорией разобрались.Так зачем же они нужны — эти "стопы"? Изменение на шаг в экспозиции кадра дает нам возможность напрямую сравнить выдержку, диафрагму и ISO. Это означает, что фотограф может легко манипулировать этими компонентами для достижения нужного результата. "Стопы" используются более активно в коррекции экспозиции. Клавиша ±, которая есть почти в каждом фотоаппарате, за нее и отвечает. Если вы видели обозначение EV, наверняка, задавались вопросом, что это такое. Между тем, это и есть "стоп", когда дело касается коррекции экспозиции.

1EV по отношению к уже сделанному кадру даст переэкспозицию на одну ступень, а -1EV - кадр станет темнее, потеряв больше деталей в тенях. Современные фотоаппараты дают возможность экспокоррекции в 1/3 стопа. При этом изменение выдержки или диафрагмы происходит в зависимости от режима съемки: приоритета диафрагмы или выдержки, соответственно, а ISO остается постоянной.

Вот, собственно, и все. Всего Вам самого фотографического, друзья!

«Стоп» - это шаг увеличения или уменьшения количества света, попадающего в объектив. Шаг обозначает, что света на пленку или матрицу камеры попадет в два раза больше (или меньше).

В фотографии «стоп», или «ступень» — понятие довольно распространенное, но многие понимают его неправильно, многие боятся, потому что оно звучит сложно. На самом деле «стоп» — это очень просто.

Изменение экспозиции на стоп (или на одну ступень) означает удвоение (уменьшение или увеличение вдвое) количества света, которое попадает в объектив.

Например, если вы услышите, что вам нужно было увеличить экспозицию на 1 ступень, это означает, что необходимо было захватить в два раза больше света, чем вы получили на фотоснимке.

Экспозиция представляет собой совокупность двух показателей: скорости срабатывания затвора и величины диафрагмы. Каждый из них может изменяться в 1 стоп. Вдобавок на экспозицию влияет ISO.

Так как все показатели имеют разные единицы измерения, то и был изобретен удобный способ для сравнения — изменение экспозиции на стоп.

Стоп и выдержка

Выдержка затвора камеры — время, в течение которого затвор камеры остается открытым во время фотографирования. Чем дольше затвор открыт, тем больше света попадает на чувствительный элемент фотоаппарата и тем больше будет общее воздействие. Удвоение или уменьшение вполовину времени работы скорости затвора производит увеличение или уменьшение воздействия на 1 стоп.

Изменение от 1/200 доли секунды до 1/100 (увеличение времени) позволяет фотоэлементу получить в два раза больше света, поэтому можно сказать, что экспозиция меняется на 1 ступень, снимок становится светлее. Аналогично изменение от 1/60 до 1/30 позволяет попасть на фотоэлемент в два раза больше света, что дает изменение экспозиции на 1 стоп.
Большинство камер позволяют установить скорость затвора с шагом в 1/3, так что 3 позиции скорости срабатывания затвора будут соответствовать коррекции экспозиции в 1 ступень.

При регулировке выдержки, например, между 1/60 и 1/125 вы можете обнаружить 1/80 и 1/100 секунды. Это повышает точность экспонирования, но надо понимать, что это между 1/60 и 1/80 один щелчок, но 1/3 стопа.

Стоп и диафрагма

Диафрагма измеряется с помощью «f-числа» , которое иногда называют «f-стоп», она показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более узкую диафрагму (меньше света).

Диафрагма (оно же относительное отверстие) вычисляется сложнее, и шаг, обозначающий увеличение на 1 стоп, происходит при увеличении диафрагмы на 1,4.

Базовая диафрагма — 1 (хотя в мире не много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1, но они есть, существуют даже такие, у которых f меньше единицы). Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше в два раза. То есть снимок на 2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на 4 с выдержкой 1/30. Чем больше число диафрагмы, тем сильнее она закрывается и тем меньше света попадает на снимок.

Большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с шагом в 1/3 стопа.

ISO

ISO , или светочувствительность, отвечает за общее воздействие света на светочувствительный элемент. Чем меньше ISO, тем шире должна быть открыта диафрагма и длиннее выдержка.

Удвоение числа ISO делает необходимым уменьшение экспозиции на 1 стоп. В старых фотокамерах это означало, что фотограф установил в фотоаппарат пленку с большей чувствительностью, а в современных, что мы увеличили чувствительность матрицы к свету.
Например, переход от ISO 100 до ISO 200 удваивает чувствительность датчика, тем самым при тех же условиях съемки следует уменьшать выдержку или зажимать диафрагму на 1 стоп. Переход от ISO 800 до ISO 400 — снижает на 1 стоп. Большинство современных камер позволяют изменять ISO с шагом 1 пункт.

Все можно менять!

Так зачем же они нужны — эти стопы? Изменение на шаг в экспозиции кадра дает нам возможность напрямую сравнить выдержку, диафрагму и ISO. Это означает, что фотограф может легко жонглировать этими компонентами, с целью достичь нужного результата.

Дело в том, что все фотографы, кроме разве что тех, кто снимает в фотостудии, вынуждены работать с тем светом, который есть. Мы не можем отрегулировать мощность солнца так, как нам надо. Давайте рассмотрим несколько примеров:

1) спортивный журналист, снимающий быстродвижущиеся объекты (шахматисты не в счет), вынужден заботиться в первую очередь о выдержке. Соответственно, его не устроит экспопара f=8,0 и 1/125 при чувствительности матрицы ISO 100, которую ему предлагает экспонометр. Ему необходима выдержка 1/500, то есть необходимо сделать выдержку короче на 2 стопа. Чтобы снимок был хорошо проэкспонирован, фотограф вынужден будет открыть диафрагму на 2 стопа. То есть поставить f=4,0;

2) фотопортретист, который находится недалеко от спортивного журналиста, снимает уже победителей на пьедестале, тоже воспользовался этим же экспонометром и получил те же параметры f=8,0 и 1/125 при ISO 100. И он тоже недоволен, так как любит размытый фон, который можно получить только при диафрагме 2,8. То есть фотограф хочет открыть диафрагму на 3 стопа. Соответственно и выдержку он должен укоротить на 3 стопа с 1/125 до 1/1000;

3) а рядом еще один фотограф, который снимает жучков. И у него проблемы — при диафрагме 8,0 глубина резкости недостаточная, он хочет минимум 16,0, то есть закрыть диафрагму на 2 стопа. И требуется корректировка выдержки на два стопа — до 1/30. И тут перед ним встает другой вопрос: как снимать с рук на выдержке 1/30? Фотограф, конечно, покряхтит-покряхтит и пожертвует ISO. Поднимет ISO с 100 до 400, и выдержка 1/125 скроет дрожание рук.

Изменение в стоп экспозиции — удобный способ влиять на кадр, не изменяя отдельные параметры экспозиции. Но почему же фотографы так неохотно меняют ISO, когда оно решает столько проблем? Да все просто — чем больше ISO, тем больше шума на матрице — таких пикселей, которые не до конца поняли, как они должны были быть освещены и экспонируются, как бог на душу положит. Чаще всего это проявляется зелеными точками на темном фоне.

Старая версия бортовых журналов больше не поддерживается. Для загрузки фотографий, пожалуйста, пользуйтесь нашим новым форумом .

Mazda CX-5 во всех комплектациях имеет систему i-stop (аналог start/stop engine), для чего она нужна? После прогрева двигателя система i-stop автоматически глушит его, когда автомобиль останавливается на светофоре или в транспортной «пробке», а затем автоматически перезапускает двигатель для продолжения движения. Эта си­стема предназначена для повышения топливной экономичности, сокращения выброса отработавших газов, а также снижения уровня шума в период, пока двигатель не работает.

Функция остановки и перезапуска двигателя (Автомобили с механической коробкой передач)

1. Нажмите педаль тормоза, затем выжмите педаль сцепления и полностью остановите автомобиль.
2. После того как автомобиль остановится, удерживая педаль сцепления в выжатом положении, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. После того как педаль сцепления будет отпущена, включится световой индикатор активации системы i-stop (зеленого цвета), и двигатель автоматически остано­вится.
3. Для того чтобы снова запустить двигатель, выжмите педаль сцепления (при этом зеленый индикатор системы i-stop погаснет).

Функция остановки и перезапуска двигателя (Автомобили с АКПП)

1. Система i-stop глушит двигатель, когда во время движения водитель нажимает педаль тормоза, и автомобиль останавливается (кроме ситуаций, когда автомобиль движется задним ходом). Во время работы системы i-stop включается световой индикатор ее активации (зеленого цвета).
2. После того как водитель отпустит педаль тормоза, когда рычаг селектора автоматической коробки передач находится в положении D/М (но не в положении фиксированного включения второй передачи), произойдет автоматический перезапуск двигателя, и индикатор активации системы i-stop (зеленого цвета) погаснет. Если рычаг селектора автоматической коробки передач находится в положении N или Р, то перезапуск двигателя не произойдет даже после того, как педаль тормоза будет отпущена. Двигатель запустится после по­вторного нажатия педали тормоза

Почему i-stop не работает, двигатель не останавливается (не глушится)

Далее выдержки из руководства пользователя Mazda CX-5:
Для обеспечения безопасной и комфортной эксплуатации автомобиля система i-stop управляет функцией остановки и автоматического перезапуска двигателя, постоянно контролируя при этом события, не связанные с управлением автомобилем, в частности условия окружающей обстановки внутри и вне автомобиля, а также рабочее состояние систем автомобиля. Двигатель автоматически останавливается при выполнении всех перечисленных ниже условий:
- Двигатель был запущен, и автомобиль находился в движении в течение определенного промежутка вре­мени. Независимо от продолжительности работы двигателя система i-stop не будет функционировать, если автомобиль не начал движения. Кроме того, после движения автомобиля в течение определенного промежутка времени и последующей его остановки система i-stop включится только на один цикл (авто­матической остановки и перезапуска двигателя) во время остановки автомобиля.
- Запуск двигателя осуществлен с закрытым капотом.
- Двигатель достаточно прогрелся.

(Автомобили с механической коробкой передач)
- Скорость автомобиля не превышает 3 км/ч.

- Автомобиль находится в неподвижном состоянии.

Аккумуляторная батарея находится в технически исправном состоянии. Капот закрыт.
- Все двери и задняя подъемная дверь закрыты.
- Ремень безопасности водителя пристегнут. Обдув ветрового стекла выключен.


- Регулятор температуры воздуха в салоне не занимает положения максимального подогрева или максимального охлаждения воздуха.
(Автомобили с автоматической системой управлением микроклиматом)
- Температура воздуха в салоне приблизительно равна заданной температуре.

Автомобиль движется на высоте не более 1800 метров над уровнем моря.
- Желтый сигнализатор неисправности системы i-stop не мигает и не горит постоянным светом.
- Система доступа в автомобиль без ключа исправна.
- К педали тормоза приложено достаточное усилие (к вакуумному усилителю тормозной системы подает­ся достаточное разрежение).
- Рулевое колесо неподвижно.

(Автомобили с автоматнческой коробкой передач)
- Рычаг селектора автоматической коробки передач находится в положении D/М (но не в положении фиксированного включения второй передачи) или в положении N.

Рабочая жидкость автоматической коробки передач достигла рабочей температуры.
- Температура рабочей жидкости автоматической коробки передач не превышает норму.
- К педали тормоза приложено достаточное усилие. (Достаточное разряжение в вакуумном усилителе тормозной системы).
- Рулевое колесо находится в положении, при котором передние колеса расположены прямо (если приложить усилие к рулевому колесу, даже когда колеса расположены прямо, система i-stop может не сработать. Для того чтобы система i-stop сработала, ослабьте усилие, которое вы прикладываете к рулевому колесу).
- Водитель нажал педаль тормоза, чтобы остановить автомобиль. Водитель не осуществляет экстренное торможение.
- Автомобиль не стоит на уклоне, например, на пандусе многоэтажной парковки.

При выполнении хотя бы одного из перечисленных ниже условий потребуется дополнительное время для автоматической остановки двигателя.
- Аккумуляторная батарея разрядилась вследствие того, что автомобиль не использовался в течение продолжительного периода времени.

- Аккумуляторная батарея была отсоединена, например, для ее замены, а затем снова подсоединена.

Если после автоматической остановки двигателя выполнить любое из перечисленных ниже действий,
то в целях обеспечения безопасности включится желтый сигнализатор неисправности системы i-stop, и
двигатель не запустится автоматически, даже если нажать педаль сцепления (автомобили с механической коробкой передач) или отпустить педаль тормоза (автомобили с автоматической коробкой передач). Чтобы запустить двигатель в такой ситуации, воспользуйтесь обычной процедурой пуска двигателя.
- Открыть капот.
- Отстегнуть водительский ремень безопасности и открыть водительскую дверь (водитель намеревается выйти из автомобиля).

(Автомобили с автоматической коробкой передач)
Если рычаг селектора автоматической коробки передач переведен из положения D/М (но не из положения фиксированного включения второй передачи) в положение N или из положения D/М (но не из положения фиксированного включения второй передачи) в положение Р при работающей системе i-stop, то перезапуска двигателя не произойдет, даже если водитель отпустит педаль тормоза. Перезапуск двигателя произойдет при следующем нажатии педали тормоза или при переводе рычага селектора автоматической коробки передач в положение D/М (но не в положение фиксированного включения второй передачи) или в положение R. (Из соображений безопасности, во время работы системы i-stop переключение рычага селектора автоматической коробки передач должно осуществляться только при нажатой педали тормоза).


Если после автоматической остановки двигателя (рычаг переключения передач на автомобиле с механической коробкой передач должен при этом находиться в найтральном положении) выполнить любое из перечисленных ниже действий, двигатель автоматически запустится, даже если не выжата педаль сцепления (автомобили с механической коробкой передач) или не отпущена педаль тормоза (автомобили с автоматической коробкой передач). Однако, если рычаг переключения передач не находится в нейтральном положении (автомобили с механической коробкой передач), то в целях обеспечения безопасности двигатель автоматически не запустится.
- Удерживать выключатель системы i-stop несколько секунд в нажатом положении.

- Установить на максимальный подогрев или максимальное охлаждение воздуха регулятор температуры воздуха в зоне расположения водителя.
- Включить обдув ветрового стекла.
- Отпустить педаль тормоза настолько, чтобы автомобиль начал двигаться на уклоне.
- Отстегнуть водительский ремень безопасности и открыть водительскую дверь (водитель намеревается выйти из автомобиля)

(Автомобили с автоматической коробкой передач)
- Нажать педаль акселератора, когда селектор автоматической коробки передач находится в положении D/М (но не в положении фиксированного включения второй передачи).
- Переключить селектор автоматической коробки передач в положение R.
- Переключить рычаг селектора автоматической коробки передач из положения N или Р в положение D/М (но не в положение фиксированного включения второй передачи).
- Повернуть рулевое колесо, когда рычаг селектора автоматической коробки передач находится в положении D/М (но не в положении фиксированного включения второй передачи).
- Переключить рычаг селектора автоматической коробки передач в положение М, и при этом включить
режим фиксированного включения второй передачи. "

Если после автоматической остановки двигателя (рычаг переключения передач на автомобиле с механической коробкой передач должен при этом находиться в найтральном положении) произойдет любое из перечисленных ниже событий, двигатель автоматически запустится, даже если не выжата педаль сцепления (автомобили с меха-нической коробкой передач) или не отпущена педаль тормоза (автомобили с автоматической коробкой передач). Однако, если рычаг переключения передач не находится в нейтральном положении (автомобили с механической коробкой передач), то с целью обеспечения безопасности двигатель автоматически не запустится.
- (Автомобили с автоматической системой управлением микроклиматом)
Температура воздуха в салоне значительно отличается от температуры, заданной с помощью регулятора температуры.
- С момента начала работы системы i-stop прошло две минуты.

Если выполняется любое из приведенных ниже условий, то период времени, на который автоматически останавливается двигатель, может стать меньше, или период времени до очередного включения системы i-stop может стать больше.
- Слишком высокая или слишком низкая температура окружающего воздуха.
- Разряжена аккумуляторная батарея.
- Большая потребляемая мощность электрооборудования автомобиля.
- Система i-stop не работает при слишком высокой или слишком низкой температуре окружающего воздуха.
- Двигатель может автоматически не останавливаться в течение некоторого периода времени после кратковременного отсоединения и последующего подсоединения аккумуляторной батареи. Кроме того, после замены аккумуляторной батареи систему i-stop необходимо перенастроить и удостовериться в ее нормальном функционировании. Для замены аккумуляторной батареи обращайтесь на сервисную станцию официального дилера Mazda.

Как работает система i-stop CX-5
{youtube}XqcF8iuwek0{/youtube}

Экспозицию снимка контролируют три параметра: выдержка, диафрагма и ISO. Стопы позволяют Стопы дают возможность измерять уровень экспозиции относительно нулевой отметки. Для многих новичков термин "Стоп" оказывается сложным для понимания, но на самом деле всё так ужасно. Нужно просто вникнуть. Стоп - обозначает увеличение или уменьшение яркости снимка, а следовательно количества света, попадающего на сенсор в 2 раза. Если вы увеличите экспозицию снимка на 1 стоп, то на матрицу будет попадать в 2 раза больше света, значит снимок станет в 2 раза светлее предыдущего состояния снимка.

Количество света, попадаемого на сенсор зависит от выдержки (времени, на протяжении которого затвор остается открытым), величины диафрагмы и светочувствительности (ISO). Эти три параметра имеют свои единицы измерения и настраиваются независимо друг от друга. Изменение стопа (уровня экспозиции) можно добиться изменением одного из этих параметров или всех сразу.

Не обязательно нужно изменять экспозицию на целый стоп. В камерах стопы обычно разбиваются на трети. То есть можно стопы измерять как 1/3, 2/3, 1, 1⅓ и т.д. Плюс и минус перед обозначением говорят об увеличении или уменьшении экспозиции.

Выдержка

Выдержка характеризует время, на протяжении которого затвор остается открытым и на сенсор попадает световой поток. Вполне логично, что затвор, открытый на протяжении длительного времени пропустит больше света, чем затвор, который закрылся сразу после открытия. Длительность выдержки измеряется в секундах. Как правило, в повседневной съемке используют выдержку, которая составляет доли секунд. Увеличение или уменьшение скорости срабатывания затвора в 2 раза изменит экспозицию кадра на 1 стоп.

Если изменить выдержку со значения 1/100 секунды на 1/200, то время срабатывания затвора уменьшится в 2 раза, значит на сенсор попадет в 2 раза меньше света, следовательно яркость снимка уменьшится в 2 раза, то есть на 1 стоп. То же самое произойдет и при изменении выдержки с 1/60 на 1/30 секунды, только в данном случае длительность выдержки увеличилась в 2 раза, а снимок станет светлее на 1 стоп.

ISO

Светочувствительность сенсора говорит о его восприимчивости к свету. Чем больше светочувствительность, тем светлее снимок. Этот параметр позволяет снимать в темных помещениях без вспышки, однако увеличение светочувствительности влечет за собой появление зернистости на снимке.

Светочувствительность влияет на стопы точно так же, как и выдержка. Значит увеличение светочувствительности в 2 раза увеличит яркость снимка на 1 стоп. Увеличение от ISO 100 до ISO 200 сделает снимок светлее на 1 стоп, а уменьшение от ISO 800 до ISO 400 уменьшит экспозицию на 1 стоп.

Диафрагма

Диафрагму измеряют в f/число. Чем меньше число, тем больше открыта диафрагма и наоборот.

С диафрагмой не всё так просто. Тут нет зависимости между увеличением или уменьшением значения в 2 раза. Из-за не совсем обычного обозначения, 1 стоп эквивалентен умножению или делению значения диафрагмы на корень из двух или 1,41. К примеру, изменение диафрагмы с f/2.8 на f/4 будет изменять экспозицию кадра на 1 стоп.

Закон сохранения экспозиции

Стоп позволяет в числовом виде отображать уровень экспозиции. Это значит, что можно менять любой из параметров, которые влияют на экспозицию и при этом следить, чтобы экспозиция не изменилась. К примеру, можно уменьшить выдержку в 2 раза и при этом увеличить светочувствительность в 2 раза. При этом можно получить кадр, в котором движущиеся объекты будут более четкими и менее размытыми, но экспозиция останется такой же.

Регулируя параметры камеры, стоит помнить, что при сохранении экспозиции может поменяться содержание снимка. Длительная выдержка может сделать движущиеся объекты слишком размытыми и добавить шевеленку при съемке с рук. Большое значение диафрагмы будет уменьшать глубину резкости снимка, а значит есть риск, что объект съемки не попадет в зону резко изображаемого пространства.

Увеличение светочувствительности ведет к появлению цифрового шума на снимке. При малом значении ISO он не существенен, но при значительном увеличении этого параметра можно загубить снимок. В камерах есть автоматические режимы, которые позволяют вносить экспокоррекцию. В этом режиме можно регулировать стопы, а камера сама подберет выдержку, диафрагму и светочувствительность в зависимости от выбранного сюжетного режима или исходя из собственных соображений.

Уверен, что многие (если не все) начинающие фотолюбители сталкивались с загадочными и не всегда понятными «стопами» и «ступенями». И тот, и другой термин широко распространены и употребимы фотографами, фотолюбителями и сочувствующими. C точки зрения русской академической фотографической мысли, термин "ступень" будут несколько правильнее "стопа", хотя речь в обоих случаях идет об изменении диафрагмы (про ступени и стопы в экспозиции поговорим отдельно).

Присутствие "стопов" наряду со "ступенями" сложилось исторически и, вероятнее всего, отражает «узость круга» людей, занимавшихся у нас в стране фотографией на заре ее существования: для полноценного общения хватало заимствованных слов и определений. Давайте попробуем сначала разобраться со "стопами", имеющими мало общего с одноименным дорожным знаком, но к "торможению" опосредованно относящимися.

Существует мнение, что английское фотографическое "stop " прижилось по следам "Стопов Вотерхауза" (Waterhouse stops ) - полосок металла с отверстиями по центру, вставлявшихся в объектив и выполнявших роль диафрагмы, названных по имени изобретателя - англичанина Джона Вотерхауза (John Waterhouse , 3.8.1806-13.2.1879), астронома, метеоролога, химика и фотографа.

Про диафрагму

На заре фотографии было не до диафрагмы: низкая чувствительность фотоматериалов и темные объективы заставляли фотографов собирать весь доступный свет, а выдержки измерялись десятками секунд.

Со временем над чувствительностью успешно поработали, выдержки стали короче и появилась возможность подумать о качестве формируемого объективом изображения. О диафрагмировании и его благотворном влиянии уже было известно благодаря астрономам (еще в 1762 году Леонард Эйлер (Leonhard Euler ) - швейцарский, немецкий и российский математик - писал о необходимости использования диафрагм в телескопах ("it is necessary likewise to furnish the inside of the tube with one or more diaphragms , perforated with a small circular aperture , the better to exclude all extraneous light "). В 1857 году Филипп Фон Зейдель математически описал 5 основных оптических аберраций : со всеми пятью можно бороться, исключая из формирования изображения лучи, проходящие через края объектива - чем и занимается диафрагма.

Появились диафрагмы для фотообъективов - круглые пластинки с отверстием необходимого диаметра по центру. Поначалу их использование приносило массу неудобств: откручивался передний элемент объектива, внутрь вставлялась диафрагма, потом все собиралось обратно - до следующей смены. Неудивительно, что появление объективов с прорезью в корпусе, куда легко вставлялись тонкие металлические пластинки с отверстиями, было с энтузиазмом встречено фотографирующей публикой. "Самоделкины" даже начали апгрейдить старые объективы, самостоятельно делая прорези. "Стопы" делали не произвольно, а так, чтобы разница в количестве пропускаемого света между соседствующими в наборе пластинками составляла ровно 2 раза.

Первенство изобретения быстросъемных пластинок-диафрагм приписывают Джону Вотерхаузу и датируют 1858 годом (некоторые источники заявляют, что Вотерхауз впервые рассказал о своих "стопах" еще в 1856 году, а Г. Р. Смит (H . R . Smyth ) описал схожее решение одновременно с Вотерхаузом). Так или иначе, новинка пришлась по вкусу и быстро стала стандартным аксессуаром для объектива, а наборы пластинок начали называть "стопами Вотерхауза" (Waterhouse stops ) - они "останавливали" часть света, откуда и пошло название. Кстати, аналог Вотерхаузовских стопов до сих пор находит применение в моноклестроении и даже в промышленно производимом "творческом объективе" Lensbaby .

Отсюда и повелось, что диафрагмирование объектива описывают "стопами": "прикрой на один стоп" - означает уменьшить количество света в два раза, перейдя на следующее значение диафрагмы. Значения стандартизованы:

1/0.7; 1/1; 1/1.4; 1/2; 1/2.8; 1/4; 1/5.6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64; 1/90; 1/128.

На большинстве современных фотоаппаратов и объективов указываются только знаменатели значений диафрагм, называющиеся диафрагменными числами. Часто перед ними ставится латинская буква "F ".

f/ 0.7 f /1.0 f /1.4 f /2 f /2.8 f /4 f /5.6 f /8 и так далее.

Кстати, привычная нам ирисовая диафрагма не сразу вошла в обиход объективостроения: стопы Вотерхауза были недороги, просты в изготовлении и использовании, эффективно выполняли возложенную на них функцию. Понятно, что таскать с собой набор железяк было неудобно, но дороговизна и сложность изготовления ирисовых диафрагм отсрочили их применение до конца 1870 годов - с этого времени большинство производителей объективов будут предлагать на выбор: обычный вариант со стопами Вотерхауза или дорогой - с ирисовой диафрагмой.

Применительно к изменению значения диафрагмы можно употреблять и "стоп" и "ступень". Если "стопы" стали калькой с английского, то "ступени" - термин отечественного происхождения, ближе стоящий к английскому Exposure Value (EV ).

Величину или ступени экспозиции (EV ) необходимо рассмотреть пристально и в отдельном материале. Вкратце: принципиально она схожа со стопом, но трактуется шире, обозначая изменение общего количества света, попадающего на матрицу/пленку, в зависимости не только от смены диафрагмы, но и от выдержки (иногда - и чувствительности). Изменение экспозиции на одну ступень означает изменение количества света, попадающего на матрицу или пленку в два раза. Сократите количество света в два раза – вы уменьшите экспозицию на 1 ступень; увеличьте в 2 раза – экспозиция изменится в плюс на одну ступень, независимо от измененного параметра - диафрагмы или выдержки.