Что такое додж. История Dodge (Додж)

Братья Додж, которым суждено было стать одними из богатейших людей Америки, приняли жизненный старт с самой низкой точки. Джон и Хорас родились не то чтобы в нищете, но в бедности точно. Их отец Дэниел Додж держал маленькую литейную мастерскую и едва сводил концы с концами. Возможно, именно крайняя нужда так сплотила ребятишек. Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте (старший из братьев - Джон родился в октябре 1864-го), Доджи были неразлучны словно близнецы. С младых ногтей они старались быть полезными семье. Джон, к примеру, за 50 центов в неделю гонял соседскую корову на пастбище и помогал местному извозчику разгружать мешки с отрубями.

Интерес к технике настиг Доджей в совсем еще юном возрасте. Собственно, ничем другим сорванцы интересоваться и не могли, даже если б захотели. Весь их узкий мирок составляла крошечная мастерская отца, где мальчишками, а затем и подростками они проводили напролет дни и ночи.

В 1891-м братья из родного городка Найлс, что на границе Мичигана и Индианы, перебрались в Детройт. С работой здесь было получше. Поначалу Доджи устроились в Murphy Engine company, специализировавшуюся в производстве и ремонте паровых машин. Причем всего за полгода на новом месте от разнорабочего Джон дорос до бригадира. В Murphy Engine братья проработали около четырех лет, набравшись практического опыта в производстве и ремонте самой разнообразной техники. Затем они перебрались в соседнюю Канаду, получив место токарей в компании Canadian Typograph. Здесь дела пошли еще бодрей. Джон вскоре получил должность начальника смены, а Хорас (надо сказать, из двух братьев он был более одаренным в техническом плане, зато Джон с лихвой компенсировал некоторое отставание предпринимательской жилкой) изобрел и запатентовал конструкцию колесной втулки, не боящейся попадания грязи. Это стало отправной точкой. Джон отыскал инвестора (детройтского промышленника Фреда Эванса) и на его деньги в арендованной мастерской братья построили свое первое транспортное средство. Нет, пока еще не автомобиль, а всего лишь велосипед. Джон и Хорас наладили производство двухколесной модели Evans & Dodge - на стыке веков она пользовалась неплохим спросом.

В конце 19 века велосипедные мастерские в Америке открывались сотнями. И сотнями же закрывались. Двухколесный бизнес активно концентрировался в руках крупных игроков. И четко осознав, что на выпуске велосипедов разбогатеть не получится, Доджи в 1901-м вернулись в Детройт. После продажи своего велосипедного предприятия у них завелся небольшой капиталец, а город, находившийся в предвкушении автомобильной лихорадки, которая затем захлестнет всю Америку, только и ждал, чтобы быть завоеванным.

Новое дело

Братья рассудили трезво. Открыть собственное производство автомобилей они не могли - знаний у них, возможно, было и не меньше, чем у первых заокеанских автопромышленников, но имевшихся в наличии $7500 на подобный размах явно не хватало. Зато аккуратные, ответственные и дорожащие собственной репутацией Доджи стали прекрасными исполнителями. Они основали небольшой бизнес по производству комплектующих. Шесть токарей, шестеро подмастерьев плюс сами Джон и Хорас, не гнушавшиеся стоять за станком и вести финансовую документацию, выполняли самые разнообразные заказы: от мелкого ремонта до сборки двигателей.

Братьям, надо признать, очень повезло с заказчиками. Одним из первых клиентов семейной фирмы стал Рэнсом Эли Олдс собственной персоной. Основатель «Олдсмобиля» и создатель первого массового автомобиля США заказывал у братьев одноцилиндровые моторы для своего «Скругленного передка», а затем и двухскоростные трансмиссии. Один только этот контракт принес молодой компании все, о чем только можно мечтать, - деньги, известность, репутацию. Но на горизонте появился еще более крупный, как оказалось, клиент - некий Генри Форд.

Доджи стали партнерами Ford Motor Company буквально со дня основания фирмы в 1903-м. Моторы, трансмиссии, а затем и мосты, носившие клеймо братьев Додж стояли на всех первых «Фордах» начиная с модели А и заканчивая легендарным Ford T. Уже в 1904-м Джон стал одним из пяти директоров Ford Motor Company. Тогда же неразлучные братья обеспечили себя и свои семьи на всю жизнь. Сравнительно небольшой пакет акций - по пятьдесят на брата в 1903-м и еще по тысяче каждому в 1908-м - сделал их мультимиллионерами. Когда спустя девять лет Генри Форд, решив сосредоточить контроль над компанией в собственных руках, начал скупать долю бывших компаньонов, за акции братьев ему пришлось выложить $25 миллионов! И это в деньгах 1917 года. По нынешнему курсу получается все 330 миллионов...

Сами с усами

Впрочем, к тому времени Джон и Хорас уже и сами слыли известными автопромышленниками. В самостоятельное плавание братья решили отправиться сразу по нескольким причинам. Во-первых, Генри Форд постепенно отказывался от практики аутсорсинга, концентрируя производство комплектующих в стенах собственной компании. Плюс, по меткому выражению Джона, они «просто устали быть мелочью в необъятном кармане Форда». И в 1914 году братья организовали собственную автомобильную фирму. Этот, как сегодня сказали бы, старт-ап был обречен на успех.

В автомобильных кругах Америки того времени репутация Доджей плечами доставала до неба. Еще никто не видел их первый автомобиль, а количество желающих продавать его побило все мыслимые рекорды. Братья получили предложения о сотрудничестве более чем от 22 тысяч дилеров со всей страны! Испортить такое начало мог лишь откровенно провальный продукт. Но Доджи слишком долго были причастны к секрету успеха главного автомобиля Америки - речь, конечно же, о Ford T, - чтобы допустить промах. Братья прекрасно знали о всех плюсах и минусах хитовой «Жестянки Лиззи», поэтому и с концепцией первой самостоятельной модели определились довольно быстро. Это должен быть не самый дешевый, но все еще доступный для широкого потребителя качественный массовый автомобиль. Настолько же более совершенный, насколько и более дорогой, нежели «Лиззи».

Если уж совсем в двух словах, Dodge Model 30 представлял собой усовершенствованный Ford T. Несомненными преимущеcтвами «Доджа» стала 3-ступенчатая коробка передач (у Ford только двухступенчатая), 35-сильный 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор (на тот момент «тэшка» могла похвастать лишь 20-ю лошадками) и полностью цельнометаллический кузов фирмы Budd. Здесь у Model 30 вообще не было аналогов. Во всяком случае, в массовом сегменте. Правда, и цена от $785 почти вдвое превышала базовый прайс «Лиззи». Но братья не сомневались в успехе.

Вот так красочно и необычно выглядела поначалу фирменная эмблема Dodge. Причем знак, похожий на звезду Давида, на самом деле лишь перевернутые латинские D, символизирующие фамилии братьев. Впрочем, со временем, уже после смерти Доджей, неоднозначный дизайн фирменной эмблемы, вызывавший кривотолки, решили изменить. После Второй мировой некоторые модели Dodge украшал вот такой геральдический герб. Долгое время вместо эмблемы использовался простой шильдик с надписью Dodge. Лишь в 90-х фирменным знаком стала знаменитая голова барана, а после того, как Ram превратился в отдельный бренд, эмблема компании снова сменилась. Теперь это крест и надпись Dodge, вписанные в поле геральдического щита

Скажите, а что будет делать армия владельцев «Форд-Т», когда им захочется купить настоящий автомобиль? - посмеивался Джон, отвечая на вопросы о перспективах модели.

Все так и вышло. Уже в первый год продаж братьям удалось реализовать 45 тысяч «тридцатых». В 1916-м продажи превысили отметку в 70 тысяч, что позволило Dodge, вернее, Dodge brothers - именно под таким именем компания существовала до 1930 года, - стать четвертой автомобильной компанией США, после лишь Ford, Willys-Overland и Buick.

«Бензиновые миллионеры»

Правда, нельзя сказать, что мир богатых и знаменитых принял автомобильных нуворишей с распростертыми объятиями. Не будем забывать, Доджи вышли из очень простой семьи и слыли мужчинами, мягко говоря, простого склада. Оба любили приложиться к бутылке и частенько попадали в неприятные истории. Уж что такое заварушка в питейном заведении с обязательным битьем бутылок и смачным мордобоем, неразлучные братья знали не понаслышке. Неудивительно, что слегка прямолинейных Доджей не особо жаловали в высшем свете, презрительно называя Джона и Хораса «бензиновыми миллионерами». Те, по возможности, старались отвечать высшему свету той же монетой.

Когда из-за непростого характера и сомнительной репутации Доджам отказали в членстве в престижном детройтском «Кантри клабе», они решили отомстить. Додж и Хорас выкупили прилегающий к пафосному клубу участок земли с намерением построить на нем абсурдно большой и как можно более безвкусный особняк, который бы в прямом смысле бросал тень на здание «Кантри клаба». К счастью, до самого строительства дело не дошло, остановились на стадии устных угроз и потрясаний кулаками. В любом случае, общий уровень отношений Доджей и детройтского истеблишмента в свете этого инцидента исчерпывающе понятен.

Возможно, великосветские манеры и правда были чужды братьям, однако назвать их безголовой деревенщиной - большая ошибка. Достаточно вспомнить, что Хорас являлся едва ли не главным меценатом Детройтского симфонического оркестра. Он также вложил немало средств в строительство нового городского концертного зала, а его дочка выучилась на прекрасную пианистку.

Судьба-злодейка

Удивительное в мире большого бизнеса явление. За годы и даже десятилетия искренняя дружба Джона и Хораса ни разу не дала и трещинки. В богатстве и достатке братья были так же неразлучны, как и в годы полуголодной юности. И Джон, и Хорас давно обзавелись семьями - жены, детишки, все как полагается, но все равно, для каждого из них родной брат оставался самым близким в мире человеком. Так было всегда. До самого конца.

Как пишут в плохих романах - ничто не предвещало беды. В первых числах нового 1920 года Хорас отправился на нью-йоркское автошоу и... подхватил грипп. Болезнь перетекла в воспаление легких и стремительно прогрессировала. Лучшие врачи разводили руками - в то время грипп был действительно очень и очень опасен. Но Хорас все-таки выздоровел. Возможно, благодаря поддержке брата, который буквально не отходил от его кровати. Вот только дело обернулось еще хуже... Теперь грипп скрутил уже самого Джона, и 14 января в возрасте 55 лет он, не приходя в сознание, умер в номере отеля Ritz-Carlton.

Хорас, абсолютно опустошенный потерей самого близкого человека, будто сразу потерял интерес к жизни. Он протянет меньше года и скончается в декабре того же трагичного для Доджей 1920-го. На его похоронах играл Детройтский симфонический оркестр в полном составе.

Одна из крупнейших в Штатах автомобильных компаний по наследству перешла под контроль вдов Джона и Хораса. В 1925-м барышни продали Dodge brothers специалистам по финансовым инвестициям фирме Dillon Read And Co. Те, в свою очередь, провозившись с компанией еще пару лет, осознали, что производство автомобилей - бизнес несколько более сложный, нежели банковские махинации, и уступили фирму Уолтеру Крайслеру, ударными темпами строившему собственную автоимперию.

Тогда поглощение «Крайслером» «Доджа» сравнивали с сардиной, умудрившейся проглотить кита. Однако именно эта сделка стала знаковой для покупателя. Получив в свое распоряжение производственные мощности и широкую сбытовую сеть Dodge brothers, Уолтер Крайслер со временем достроил свою империю до масштабов, сравнимых с Ford и General Motors. Dodge и поныне является неотъемлемой частью FIAT-Chrysler, специализируясь на выпуске моделей спортивного плана.

Данила Михайлов


Топ-10

10 лучших моделей Dodge по версии «Авто Mail.Ru»

Model 30 (1914)

Первый и такой важный автомобиль, заложивший основу процветания компании. Верный нехитрой философии «улучшенного Ford T», Dodge Model 30 походил на свою ролевую модель даже внешне. Более того, как и «Жестянная Лиззи» «тридцатка» первые несколько лет также предлагалась на рынке только в черном колере.

Dart GTS (1968)

Свою нынешнюю славу мускул-бренда Dodge начал зарабатывать во второй половине 60-х. Компания далеко не первой вышла на рынок «маслкаров», зато по максимуму использовала возможности нового сегмента. У Dodge имелся спорткар для любого возраста и достатка. Скажем, скромный с виду и весьма недорогой Dart GTS с 7,2-литровым V8 по сути представлял собой дрэгстер, легальный для дорог общего пользования. Мощность - 375 л.с., крутящий момент - 650 Н∙м. В 1968-м это обеспечивало разгон до сотни всего за 5 секунд.

Coronet (1969)

Еще один бюджетный седан, ставший масл-каром. В базе Coronet представлял собой не слишком мощное и довольно унылое с виду средство передвижения. В заряженных версиях Super Bee или Six Pack этот Dodge превращался в безжалостное к покрышкам и соперникам средство увеличения водительской потенции. При мощности под 400 л.с. и тяге за 660 Н∙м этого волка в овечьей шкуре лучше и не охарактеризуешь.

Charger (1970)

В наших краях маскл-кары Dodge известны в меньшей степени, нежели продукция Ford или Chevrolet. На деле на рубеже 70-х в Штатах не было более крутой тачки, нежели Charger в исполнении R/T (Road and Track). V-образный восьмицилиндровый мотор Hemi только по паспорту выдавал 425 л.с. Многие не без оснований полагали, что реальная мощность машины приближалась к 500 лошадям, а занижена она была исключительно из страховых соображений. Прибавьте к этому потрясающий дизайн с хромированной петлей переднего бампера и узнаваемым обрамлением задней оптики, и вы поймете, почему эта машина давно в пантеоне великой классики.

Challenger (1970)

Еще одно имя из золотого фонда мускулкаростроения. В начале 70-х (как, впрочем, и сегодня) «Челленджер» не давал продохнуть заряженным «мустангам» и «камаро». V-образная восьмерка с тремя сдвоенными карбюраторами Six Pack по паспорту выдавала 290 л.с. В реале мощность доходила до 350 коней, но главное - более компактный и легкий «Челленджер» по крайней мере не уступал более мощным, но зато и более тяжелым конкурентам. Четверть мили со старта он делал за 14 с небольшим секунд, а дисковые тормоза и специально настроенная подвеска выделяли этот «Додж» в ряду поникаров-одноклассников.





История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

История автомобильной марки Dodge начинается с небольшого магазинчика автомобильных частей, принадлежавшего братьям Джону и Горацию Додж.

Потом в 1914 году, они основали собственную фирму, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами, разработанных, правда, компанией Budd. Также ассортимент их продукции состоял из деталей трансмиссий, двигателей, коробок передач и ведущих мостов которые поставляли компаниям Ford и Olds Motors.

Небольшая фирма, впитала все технологические новинки того времени, в том числе технологию Ford в стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные иски, впрочем, без успеха).

Постепенно пришли к идее об организации собственной фирмы Dodge Brothers, занимающейся производством автомобилей.
Первая машина компании Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Dodge произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр еврейской звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году Dodge занимал второе место по выпуску автомобилей после компании Ford, но в том же 1920 оба брата скончались - один от пневмонии, другой от цирроза печени. Новой главой компании стал Фредерик Хайнс, который стал и вице-президентом и генеральным директором.

В 1925 году, уровень годового производства составил 200 тысяч штук автомобилей

Состояние братьев Додж было приличным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания начала терпеть убытки.

За 145 миллионов долларов Dodge выкупил консорциум американских банков, что немного улучшило ее финансовое положение. В 1927 году Dodge предложила свою первую 6-цилиндровую машину марки Senior Six с гидроприводом тормозов, заменившую со следующего года все 4-цилиндровые модели. В 1928 году к ней прибавилась более дешевый и экономичный автомобиль Victory Six.

В преддверии экономического кризиса Dodge опять оказался на грани банкротства, и ее руководство приняло решение продать компанию восходящей звезде того времени - Уолтеру Крайслеру, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации Chrysler и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler .

С тех пор автомобили Dodge стали унифицироваться с продукцией других членов концерна. Эта унификация началась еще в 1929 году, когда появился новый автомобиль Dodge серии DA1, ставший копией марки Chrysler. Тут же за ним последовал 8-цилиндровый Dodge серии DC с двигателем Chrysler. В 1935 и 1939 годах автомобили Dodge получили новые обтекаемые кузова. В период войны Dodge прославилась своими легкими; грузопассажирскими армейскими машинами повышенной проходимости.

В первые послевоенные годы компания продолжала впускать немного измененные модели, разработанные до 1942 года. В 1949 году появились первые новые автомобили марки Wayfarer, Meadowbrook и Coronet с 6-цилиндровым двигателем мощностью 102 л.с. и полуавтоматической трансмиссией.

Coronet, выпускавшийся с первых послевоенных лет, в 1953 году обрел вторую молодость благодаря новому современному кузову и двигателю V8 с полусферическими камерами сгорания, хотя он предлагался также и со старым 6-цилиндровым мотором. По сравнению с предыдущими моделями он выглядел более совершенным.
Среди гаммы автомобилей Coronet , оснащавшихся различными кузовами, особенно элегантными смотрелись двухдверный 5-местный кабриолет и аналогичный ему "хардтоп" с жесткой крышей, имевший обозначение Diplomat. Имелся также 5-дверный грузопассажирский вариант Sierra. Всего за первый год было изготовлено свыше 300 тысяч автомобилей Coronet . С небольшими внешними изменениями модель выпускалась 3 года.

С выпуском в 1960 году марок Polara и Matador, Dodge перешла на изготовление автомобилей с несущими кузовами. Одновременно было освоено серийное производство малогабаритного автомобиля марки Dart, а в 1961 году был представлен компактный Lancer с 6-цилиндровым мотором объемом в 2785 см3.
Через два года его сменил еще более компактный Dart. В 1966 году была представлена марка Charger с двигателем V8 рабочим объемом в 521 см3, а его спортивный вариант оснащался мотором в 7 л, и развивал мощность 425 л.с. В 1970 году появился еще один мощный автомобиль Challenger с 7-литровым мотором.

Позднее новый автомобиль марки Challenger получил более скромный дигатель в 5210 см3. Увидели свет и переднеприводный автомобиль Omni, созданный на базе французской Simca Horizon, компактные Aspen и Diplomat на базе Chrysler Le Baron с автоматической коробкой передач, а также прямой наследник марки Charger - спортивное купе Magnum с разными двигателями V8 мощностью до 200 л.с.

Первая серия автомобилей Charger была изготовлена в 1966 году. На следующий год заднюю часть автомобиля сделали короче, установили новое заднее стекло, на крышке багажника появилась аэродинамическая плоскость, фары разместили за решеткой радиатора. Все это придало марке эффектную спортивную внешность.

Charger предлагался с тремя мощными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 5211; 6891 и 7210 см3. Покупатель мог выбрать как механическую, так и автоматическую коробку передач. Большой спрос имела модель с самым мощным двигателем Hemi V8 объемом 6974 см3 с полусферическими камерами сгорания.

Например, модель Dodge Hemi Charger 500 1969 года с этим двигателем, развивавшим мощность 430 л.с., разгонялся с места до 96 км/ч за 5,7 секунд и легко развивал максимальную скорость в 217 км/ч. Hemi Charger 500 по праву считался одним из самых скоростных серийных автомобилей своего времени. Однако введенные вскоре нормы на чистоту отработавших газов заставили компанию отказаться от производства особо мощных двигателей.

Официальный сайт: www.dodge.com
Штаб-квартира: США


«Додж» (Dodge Division), отделение американской корпорации «Крайслер», специализирующееся на выпуске легковых автомобилей, а также автомобилей повышенной проходимости.

Американцы Джон и Горейс Додж основали собственную фирму в 1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и «Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха).

Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после «Форда»), но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания пошла на спад. Уже в 1928 году Dodge Brothers была куплена набравшим силу Уолтером Крайслером, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. Прочные автомобили «Додж» с честью выдержали испытания Первой мировой войной, когда их использовали как штабные и санитарные автомобили.

В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации «Крайслер» и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler. Сегодня, наряду с легковыми автомобилями, под маркой Dodge изготовляются также внедорожники, минивэны и пикапы. Логотип "Dodge" регулярно менялся, но чаще всего (как и в настоящее время) в эмблеме фигурировала... баранья голова. Как считают некоторые специалисты, "виной" тому одна из моделей Dodge, изогнутый выхлопной коллектор которой напоминал витые рога горного барана...

Завод Dodge в Аргентине был продан в 1980 году Volkswagen. Существовал ряд дочерних и совместных - с долевым участием Dodge - компаний, выпускавших грузовые Dodge в Великобритании, Индии, Австралии и Турции. Однако, в рамках курса на консолидацию, проводимого фирмой Chrysler эти фирмы вышли из сферы влияния этой американской корпорации.

В составе корпорации Chrysler Dodge выделяется своим спортивно-внедорожным имиджем. Легковая программа Dodge полностью копирует таковые от Chrysler и Plymouth, зато внедорожники фирмы выпускаются лишь под одной маркой. Может быть, благодаря этому факту, а также несомненной внешней привлекательности моделей Dakota, Durango и Ram, имя Dodge ассоциируется с внедорожниками и, конечно же, спортивный суперавтомобиль (родстер) Viper, выпускающийся и как спортивное купе.

Dodge Caravan, переднеприводный минивэн с поперечно расположенным двигателем, появился в модельной программе Chrysler в 1984 году и произвел настоящую революцию на автомобильном рынке. Концепт был уникальным и в то же время настолько практичным, что в короткое время завоевал большое количество поклонников. В Европу автомобиль поставляется под именем Chrysler Voyager. Наряду с Jeep Grand Cherokee модель является самым продаваемым "американцем" на европейском континенте. Dodge Caravan соответствует аналогичным моделям Chrysler Town & Country и Plymouth Voyager.

Разработка "Dodge Viper" (или "Chrysler Viper" в Европе - по имени родительской компании для "Dodge") духовного наследника Cobra, была санкционирована президентом корпорации "Chrysler" Бобом Лутцем (Bob Lutz) в 1989 году. Прототип новой модели стал звездой на международном автосалоне в Детройте в 1989 году. Окончательный вариант модели "Viper RT10" был готов в 1991 году. Выпустив спортивную модель Viper GTS, концерн Chrysler продемонстрировал свое намерение активно участвовать в автоспорте. На Детройтском автосалоне 2000 г. был показан прототип Viper GTS/R с 500-сильным мотором V10, развивающим максимальную скорость около 320 км/ч.

Концерн Chrysler, выпустив в январе 1992 года автомобили Dodge Intrepid, заставил многих изменить свое отношение к американским автомобилям. Рестайлинг пять лет спустя сделал его отличным от аналога Concord в модельном ряду Chrysler. Современные модели дополняет спортивная комплектация Intrepid FVT. В модельном же ряду Dodge - Intrepid является единственным автомобилем высокого класса.

Dodge Neon преемник Shadow, переднеприводный седан Golf-класса, впервые был представлен во Франкфурте-на-Майне в 1993. Параллельная модель марки Plymouth Neon. В Европе под маркой Chrysler. Самый дешевый автомобиль в производственной программе фирмы, быстроходный и комфортабельный (под лозунгом "для молодых"). В январе 1999 в Детройте - новая версия с измененным дизайном передней части и модифицированной подвеской.

Двухместное переднеприводное купе Dodge Avenger впервые было представлено зимой 1994, дебютировало одновременно с Chrysler Sebring и является его конструктивным аналогом.

Dodge Stratus, переднеприводный седан с поперечно расположенным двигателем (преемник модели Spirit). Впервые в качестве прототипа был представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994. Весь облик машины поражает цельностью и законченностью, и не зря этот автомобиль, только под маркой Chrysler, довольно успешно продается в Европе. Премьера новых моделей Stratus 2001 модельного года состоялась на автосалоне в Чикаго зимой 2000 г. С появлением новинки решено отказаться от названия Avenger.

Высокомощный и крупногабаритный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) Dodge Durango с отключаемым полным приводом (преемник модели Ramcharger) впервые был представлен в Детройте в январе 1997. Этот комфортабельный джип с мощным V-образным восьмицилиндровым мотором может составить серьезную конкуренцию популярному «Гранд Чероки».

Очень успешно продвигаются на рынке пикапы «Дакота», выпускаемые грузовым отделением, и завоевавшие титул «спортивного грузовика года» в 1996 году. С 1997 года в свет выходит второе поколение Dodge Dakota. Созданный на жесткой лонжеронной раме, автомобиль конкурирует с грандом жанра Ford F-150. Агрессивный мощный кузов с выразительными подштамповками на дверях и боковых панелях ясно говорит о характере автомобиля.

Только в США и Канаде по итогам 1999 г. было произведено 1561,4 тыс. различных моделей Dodge. Около 1080 тыс. единиц из них составили пассажирские модели Neon, Stratus, Avenger, Intrepid, Caravan, Durango и Viper.

Существенное обновление производственной программы Dodge в 2001 году. Появление новые моделей Stratus и Stratus Coupe (вместо Avenger), минивэны Caravan/Grand Caravan, а также несколько спортивных модификаций под индексом R/T. А также обновление вседорожника Durango.

На автосалоне в Чикаго дебютировал полноразмерный пикап Dodge Ram нового поколения. Ram предыдущего поколения появился в 1993 году и стал настоящим откровением в стилистике и формообразовании полноразмерных пикапов. До сих пор он носит неофициальное звание самого привлекательного и стильного легкого грузовика в США. Неоднократно модернизировавшиеся с тех пор пикапы Ford и Chevrolet так и не смогли превзойти Dodge по красоте и лаконичности дизайна.

Dodge — марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler. Под маркой Dodge выпускаются легковые автомобили, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Компания была основана в 1900 году братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих. В 1914 году начался выпуск собственных автомобилей. Компания Dodge в 1928 году была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 года входила в состав альянса DaimlerChrysler, а сейчас является частью компании Fiat-Chrysler LLC. На новом логотипе Dodge изображена надпись «Dodge» с двумя красными полосами; старый логотип (голова толсторога) теперь используется на автомобилях марки Ram.

Братья Джон Додж (John Dodge) и Хорэс Додж (Horace Dodge) пришли в автопром задолго до того, как основали собственную автомобилестроительную компанию. Ещё в 1897 году они приступили к производству велосипедов в Детройте, а в 1900-м основали машиностроительный завод, на котором производили детали для автомобилей. Они поставляли трансмиссии для Oldsmobile, в 1903 году помогли Генри Форду (Henry Ford) с финансированием Ford Motor Company и строили для него двигатели, а Джон Додж до 1913 года даже был вице-президентом этой компании.

Цельнометаллические кузова от фирмы Budd принесли ранним моделям Dodge популярность у покупателей.

Продукция братьев Додж завоевала высокую репутацию своим качеством и надёжностью. Решив, что пора самим производить автомобили, братья на базе своих заводов создали в 1913 году фирму, которая так и называлась — «Братья Додж» (Dodge Brothers). Первый автомобиль марки Dodge появился на свет 14 ноября 1914 года. Он имел 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор в 35 л.с. и позиционировался как бюджетный, но «настоящий» автомобиль, в отличие от популярного, но примитивного Ford T. Да и стоил он всего в полтора раза дороже. Эта стратегия принесла успех: недорогие и надёжные машины пользовались хорошим спросом. К 1919 году продажи Dodge превысили 100 тысяч экземпляров. В 1916-м Dodge стал первым в мире массовым автомобилем с цельнометаллическим кузовом производства компании Budd, который выпускался и в открытом, и в закрытом вариантах. С 1917 года под маркой Dodge производились и грузовики.


Dodge WC23 1941 года, один из представителей военных машин семейства WC.

Однако в 1920 году фирму постиг неожиданный удар: Джон Додж стал одной из жертв пандемии «испанки» — гриппа, который в те годы выкашивал людей почище пулемётов на фронтах только что закончившейся Мировой войны. Хорэс ненадолго пережил брата, скончавшись полгода спустя от осложнений после той же «испанки». Компания осталась без твёрдого руководства, и как ни странно, никто особенно не был заинтересован в её процветании, несмотря на то, что в 1925 году по объёму производства она занимала четвёртое место в США.


В послевоенные годы Dodge отличался солидным, но маловыразительным дизайном.

Годовой выпуск автомобилей составлял 200 тысяч экземпляров. В том же году её приобрёл банковский консорциум Dillon, Read & Company за $148 миллионов — на тот момент это была крупнейшая корпоративная сделка в истории. Примерно в то же время на фирму положил глаз Уолтер Крайслер (Walter Chrysler), недавно основавший свою корпорацию и изыскивавший возможности её расширения. Несмотря на только что основанные подразделения Plymouth и DeSoto, он всё же купил Dodge в 1928 году, что в тот момент напоминало проглатывание слона удавом. Огромные производственные мощности Dodge позволили корпорации Chrysler стать одним из членов детройтской тройки автогигантов, наряду с General Motors и Ford — причём в некоторые моменты истории Chrysler даже обгонял Ford по объёму производства. Первоначально Dodge в составе новой корпорации позиционировался на втором месте, классом выше DeSoto, и по престижности уступал только собственно Chrysler.


В 50-е годы итальянская фирма Ghia построила для Chrysler несколько интересных прототипов. Это один из них — Dodge Firearrow (огненная стрела).

Но в 1933 году, после реструктуризации, Dodge оказался на втором месте с конца, между DeSoto и более дешёвым Plymouth. Такая рокировка была сделана с целью увеличить продажи марки. Эта стратегия себя оправдала, тем более что в модельном ряду Dodge не была представлена передовая, но непопулярная у покупателей модель Airflow, которая больно ударила по продажам Chrysler и DeSoto. Производство Dodge после окончания Великой депрессии стабильно росло и в 1937 году подошло вплотную к 300 тысячам. В 1942—1945 годах выпуск легковых автомобилей Dodge, как и прочих американских марок, прекратился, зато для армейских нужд производились лёгкие полноприводные грузовики серий WC (Weapon Carrier, буквально — «Носитель оружия»), которые в больших количествах поставлялись по ленд-лизу и в нашу страну.


Dodge Dart 1960 года — первая «промежуточная» модель Dodge, она всё ещё в стилистике Forward Look.

После войны на их базе был начат выпуск популярных пикапов Dodge Power Wagon. Послевоенные легковые Dodge, как и вся продукция корпорации Chrysler, отличались солидным, но невыразительным дизайном. Положение изменилось во второй половине 1950-х, когда под руководством дизайнера Вёрджила Экснера (Virgil Exner) был разработан удачный стиль Forward Look («Взгляд вперёд»), отличавшийся, по тогдашней моде, огромными плавниками. Модельный ряд Dodge тех лет состоял из серий Coronet, Royal и Custom Royal. В 1960 году полноразмерные Dodge получили название Polara и Matador, а в придачу к ним стали выпускаться более компактные модели Dart, сразу же завоевавшие популярность. Успех небольших моделей заставил руководство корпорации совершить стратегическую ошибку — в начале 1960-х марки Dodge и Plymouth (выпуск DeSoto прекратился в 1961 году) были лишены полноразмерных моделей. Продажи сразу же упали, и положение пришлось срочно исправлять, начав посредине 1962 модельного года выпуск полноразмерной машины Dodge Custom 880. Окончательно модельный ряд стабилизировался к 1966 году. Он состоял из полноразмерных моделей Polara и Monaco, промежуточного Coronet и компактного Dart. В том же году корпорация заявила о себе как о серьёзном игроке на зарождающемся рынке масл-каров, выпустив модель Dodge Charger на базе среднеразмерного Coronet.


Модели Dodge начала 60-х отличались не только маленькими размерами, но и противоречивым дизайном, не вызывавшим восторга у публики.

Это был двухдверный автомобиль с кузовом fastback, с фарами, которые прятались за декоративными щитками, но главное — с гаммой моторов, начинающейся от «восьмёрки» мощностью в 230 л.с. и заканчивающейся легендарным 426 Hemi (объём — 426 кубических дюймов, то есть 7 литров, с камерами сгорания полусферического типа), который развивал 425 л.с.


Полноразмерный Dodge нового поколения — Dodge Polara 1965 года.

С 1967 года Charger можно было заказать в популярной комплектации R/T, которая оснащалась 375-сильным мотором 440 Magnum. В 1969 году на основе Charger была построена модель Charger Daytona, предназначенная для гонок NASCAR. Daytona, как и аналогичный Plymouth Superbird, отличалась острым носом и двумя огромными килями с антикрылом. В соответствии с правилами NASCAR эта модель была выпущена в количестве 503 штук и сразу же стала фаворитом гонок. Daytona не оставляли никаких шансов соперникам, и в 1971 году руководство NASCAR фактически запретило их, ограничив максимальный объём двигателей пятью литрами.


Dodge Charger Daytona задал перцу всем соперникам на гонках NASCAR.

Наряду с моделями Charger и Daytona подразделение Dodge выпускало и другие образцы muscle cars, включая такие машины, как Coronet 500, Coronet R/T, Super Bee — все они могли комплектоваться мотором 426 Hemi. Солидными скоростными качествами отличался также компактный Dart в «заряженных» комплектациях, таких, как GTS, Swinger 340, Demon 340. На него устанавливался стандартный 340-кубовый (5,6 л) мотор в 275 л.с., который можно было заменить движком в 383 (6,3 л) и даже в 440 (7,2 л) кубических дюймов, мощностью в 300 л.с. и 375 л.с. соответственно.


Типичный muscle car от Dodge. Dodge Coronet в комплектации R/T (Road and Track) с легендарным мотором Hemi.

Наконец, с 1970 года выпускался очень популярный Dodge Challenger, который, скорее, можно отнести к категории pony cars. Он также предлагался в комплектациях R/T и Hemi, и в омологационной версии T/A для гонок Trans Am. Эта модель снабжалась 290-сильным мотором 340 Six Pack (с тремя двухкамерными карбюраторами).


Dodge Challenger RT — о наличии мотора Hemi говорит «шейкер» воздухозаборника посреди капота.

Эра масл-каров, а вместе с ней и процветание американского автопрома, кончилась с топливным кризисом начала 1970-х годов. Этот кризис поставил корпорацию Chrysler в особенно тяжёлое положение, так как она не могла предложить покупателям малолитражный субкомпактный автомобиль.


Dodge Super Bee — классический muscle car. Доступная «Супер-пчела» на базе Charger.

В качестве такового под маркой Dodge Colt пришлось продавать японскую модель Mitsubishi Lancer (а с 1979 года — Mitsubishi Mirage). В дальнейшем зависимость от так называемого captive import оставалась велика. Под маркой Dodge продавались машины Mitsubishi Galant (Dodge Challenger, 1978-1983), Mitsubishi Starion (Dodge Conquest, 1984-1986), Mitsubishi GTO (Dodge Stealth, 1991-1996), внедорожник Mitsubishi Pajero (Dodge Raider, 1987-1989) и пикап Dodge Ram 50 (1979-1983) также производства Mitsubishi.


Dodge Dart Swinger — одна из самых мощных моделей среди компактных автомобилей того времени.

Собственный субкомпакт появился у Dodge лишь в 1978 году, с началом выпуска Dodge Omni. Фактически эта машина была разработана французской компанией Simca, которая в то время находилась в собственности Chrysler, и после продажи этой компании концерну Peugeot-Citroen модель выпускалась в Европе как Talbot Horizon. Однако к тому времени корпорация Chrysler оказалась на грани банкротства, а её продукция получила печальную известность как крайне ненадёжная. В значительной мере репутацию марки испортила модель Dodge Aspen (1976—1980), которая пришла на смену компактному Dodge Dart и славилась очень низким качеством сборки. Ситуацию усугубила полноразмерная модель Dodge St Regis (1979—1981), появившаяся на свет в крайне неудачный момент: начало её производства совпало со вторым, ещё более серьёзным, нефтяным кризисом 1979 года.


Dodge Aspen — симпатичный компакт печально знаменитый отвратительным качеством сборки.


Большие Dodge охотно использовались в полиции.

Положение спас новый менеджер корпорации Ли Якокка (Lee Iacocca), который убедил американских конгрессменов предоставить корпорации крупный государственный заём. Якокка сделал ставку на новую переднеприводную K-платформу, на базе которой с начала 1980-х выпускалось целое семейство автомобилей, включая Dodge Aries, Dodge 400 и Dodge 600. Dodge 400 выпускался с кузовом кабриолет, став первым кабриолетом Dodge после 1971 года и одним из первых американских кабриолетов после того, как их производство временно прекратилось в 1976-м.


Dodge St Regis — большая машина, выпущенная в 1979 году. Тогда, когда большие машины стали американцам не нужны.

Самым большим Dodge после прекращения выпуска неудачного St Regis оставался среднеразмерный заднеприводный Dodge Diplomat (1977—1989), который больше пользовался популярностью у полицейских и таксистов, чем у частных покупателей. Лишь в 1988 году появился более крупный Dodge Dynasty. Вследствие упадка марки Plymouth подразделение Dodge c 1983 года по объёму выпуска легковых автомобилей стабильно занимает первое место в корпорации Chrysler.


Dodge 600: один из первых кабриолетов, появившихся в 1984-м после шестилетнего перерыва.

В 1980-е Dodge вновь пробует силы в секторе скоростных машин: к этому времени относится сотрудничество с известным конструктором Кэрроллом Шелби (Carroll Shelby), которое привело к выпуску ряда спортивных машин на основе серийных моделей Dodge. В их число входили Shelby Lancer (1987), Shelby Charger (1983—1987), Shelby CSX (на основе Dodge Shadow, 1987—1989), Shelby GLH-S (на основе Dodge Omni, 1986—1987) и даже «заряженный» пикап Shelby Dakota (1989). В 1992 году Dodge вышел на рынок суперкаров с моделью Viper, которая оснащалась 8-литровым мотором V10 в 400 л.с. На модели Viper GTS с 1996-го по 2002 год ставился ещё более мощный 450-сильный двигатель, а мощность модели Viper SRT/10, которая выпускается с 2003 года, достигает 510 л.с. В 1998-м Dodge в результате слияния Chrysler с Daimler-Benz оказался в составе корпорации DaimlerChrysler. Модели Dodge к этому времени приобрели фирменный крайслеровский стиль cab forward (сдвинутая вперёд кабина) с относительно небольшим капотом и большим салоном.


Dodge Shelby Charger — плод сотрудничества Dodge и Кэрролла Шелби.

Полностью обновлённый модельный ряд, помимо Viper, состоял из полноразмерного Intrepid (1993—2004), среднеразмерного Stratus (1995—2006, продавался в Европе как Chrysler Stratus), купе Avenger (1995—2000) и компактного Neon (1995—2005). Также выпускаются минивэны Caravan и Grand Caravan, которые с Plymouth Voyager в 1980-е позволили корпорации Chrysler фактически создать рынок минивэнов. В секторе внедорожников Dodge представлен моделью Durango (c 1998 года), к которому в 2007 году прибавился компактный Nitro. Место Intrepid с 2006 года занимает седан Dodge Charger, а также появившийся годом раньше универсал Dodge Magnum на той же платформе, который продаётся в Европе как Chrysler 300 Touring. С 2006-го выпускается также компактный Dodge Caliber, сменивший Neon.


Dodge Stealth — брат-близнец японского купе Mitsubishi GTO (она же — 3000GT).

В соответствии с новой стратегией корпорации марка Dodge перестала быть чисто американской. Официальные продажи Dodge начались и в Европе, включая Россию, где покупателям предлагаются модели Caliber. В поисках выхода из кризисного положения, в котором оказался весь американский автопром и подразделение Chrysler в частности, Dodge вновь делает ставку на скорость, эксплуатируя образы своих легендарных muscle cars. Свидетельство тому — появившийся в 2006 году концепт Dodge Challenger, который повторяет своей стилистикой классический Challenger 1970-х годов.

«Додж» (Dodge Division), отделение американской корпорации «Крайслер», специализирующееся на выпуске легковых автомобилей, а также автомобилей повышенной проходимости. Штаб-квартира в Хайленд-Парке (пригороде Детройта).

Американцы Джон и Горейс Додж основали собственную фирму в 1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914 приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма, занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и «Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха).

Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании – земной шар, помещенный в центр звезды Давида: братья помнили свои корни.

К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после «Форда»), но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным – по 20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и компания пошла на спад. Уже в 1928 году Dodge Brothers была куплена набравшим силу Уолтером Крайслером, который в то время сколачивал свою собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. Прочные автомобили «Додж» с честью выдержали испытания Первой мировой войной, когда их использовали как штабные и санитарные автомобили.

В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации «Крайслер» и автомобиль Dodge стал торговой маркой Chrysler. Сегодня, наряду с легковыми автомобилями, под маркой Dodge изготовляются также внедорожники, минивэны и пикапы. Логотип "Dodge" регулярно менялся, но чаще всего (как и в настоящее время) в эмблеме фигурировала... баранья голова. Как считают некоторые специалисты, "виной" тому одна из моделей Dodge, изогнутый выхлопной коллектор которой напоминал витые рога горного барана...

Завод Dodge в Аргентине был продан в 1980 году Volkswagen. Существовал ряд дочерних и совместных - с долевым участием Dodge - компаний, выпускавших грузовые Dodge в Великобритании, Индии, Австралии и Турции. Однако, в рамках курса на консолидацию, проводимого фирмой Chrysler эти фирмы вышли из сферы влияния этой американской корпорации.

В составе корпорации Chrysler Dodge выделяется своим спортивно-внедорожным имиджем. Легковая программа Dodge полностью копирует таковые от Chrysler и Plymouth, зато внедорожники фирмы выпускаются лишь под одной маркой. Может быть, благодаря этому факту, а также несомненной внешней привлекательности моделей Dakota, Durango и Ram, имя Dodge ассоциируется с внедорожниками и, конечно же, спортивный суперавтомобиль (родстер) Viper, выпускающийся и как спортивное купе.

Dodge Caravan, переднеприводный минивэн с поперечно расположенным двигателем, появился в модельной программе Chrysler в 1984 году и произвел настоящую революцию на автомобильном рынке. Концепт был уникальным и в то же время настолько практичным, что в короткое время завоевал большое количество поклонников. В Европу автомобиль поставляется под именем Chrysler Voyager. Наряду с Jeep Grand Cherokee модель является самым продаваемым "американцем" на европейском континенте. Dodge Caravan соответствует аналогичным моделям Chrysler Town & Country и Plymouth Voyager.

Разработка "Dodge Viper" (или "Chrysler Viper" в Европе - по имени родительской компании для "Dodge") духовного наследника Cobra, была санкционирована президентом корпорации "Chrysler" Бобом Лутцем (Bob Lutz) в 1989 году. Прототип новой модели стал звездой на международном автосалоне в Детройте в 1989 году. Окончательный вариант модели "Viper RT10" был готов в 1991 году. Выпустив спортивную модель Viper GTS, концерн Chrysler продемонстрировал свое намерение активно участвовать в автоспорте. На Детройтском автосалоне 2000 г. был показан прототип Viper GTS/R с 500-сильным мотором V10, развивающим максимальную скорость около 320 км/ч.

Концерн Chrysler, выпустив в январе 1992 года автомобили Dodge Intrepid, заставил многих изменить свое отношение к американским автомобилям. Рестайлинг пять лет спустя сделал его отличным от аналога Concord в модельном ряду Chrysler. Современные модели дополняет спортивная комплектация Intrepid FVT. В модельном же ряду Dodge - Intrepid является единственным автомобилем высокого класса.

Dodge Neon преемник Shadow, переднеприводный седан Golf-класса, впервые был представлен во Франкфурте-на-Майне в 1993. Параллельная модель марки Plymouth Neon. В Европе под маркой Chrysler. Самый дешевый автомобиль в производственной программе фирмы, быстроходный и комфортабельный (под лозунгом "для молодых"). В январе 1999 в Детройте - новая версия с измененным дизайном передней части и модифицированной подвеской.

Двухместное переднеприводное купе Dodge Avenger впервые было представлено зимой 1994, дебютировало одновременно с Chrysler Sebring и является его конструктивным аналогом.

Dodge Stratus, переднеприводный седан с поперечно расположенным двигателем (преемник модели Spirit). Впервые в качестве прототипа был представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994. Весь облик машины поражает цельностью и законченностью, и не зря этот автомобиль, только под маркой Chrysler, довольно успешно продается в Европе. Премьера новых моделей Stratus 2001 модельного года состоялась на автосалоне в Чикаго зимой 2000 г. С появлением новинки решено отказаться от названия Avenger.

Высокомощный и крупногабаритный многоцелевой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) Dodge Durango с отключаемым полным приводом (преемник модели Ramcharger) впервые был представлен в Детройте в январе 1997. Этот комфортабельный джип с мощным V-образным восьмицилиндровым мотором может составить серьезную конкуренцию популярному «Гранд Чероки».

Очень успешно продвигаются на рынке пикапы «Дакота», выпускаемые грузовым отделением, и завоевавшие титул «спортивного грузовика года» в 1996 году. С 1997 года в свет выходит второе поколение Dodge Dakota. Созданный на жесткой лонжеронной раме, автомобиль конкурирует с грандом жанра Ford F-150. Агрессивный мощный кузов с выразительными подштамповками на дверях и боковых панелях ясно говорит о характере автомобиля.

Только в США и Канаде по итогам 1999 г. было произведено 1561,4 тыс. различных моделей Dodge. Около 1080 тыс. единиц из них составили пассажирские модели Neon, Stratus, Avenger, Intrepid, Caravan, Durango и Viper.

Существенное обновление производственной программы Dodge в 2001 году. Появление новые моделей Stratus и Stratus Coupe (вместо Avenger), минивэны Caravan/Grand Caravan, а также несколько спортивных модификаций под индексом R/T. А также обновление вседорожника Durango.

На автосалоне в Чикаго дебютировал полноразмерный пикап Dodge Ram нового поколения. Ram предыдущего поколения появился в 1993 году и стал настоящим откровением в стилистике и формообразовании полноразмерных пикапов. До сих пор он носит неофициальное звание самого привлекательного и стильного легкого грузовика в США. Неоднократно модернизировавшиеся с тех пор пикапы Ford и Chevrolet так и не смогли превзойти Dodge по красоте и лаконичности дизайна.

Интернет сайт: www.dodge.com

Представительство в России: