Что можно назвать творчеством в работе водителя. Личные качества водителя. Профессия водитель. Описание и особенности

Профессия Водитель (Специальность Водитель)

Профессия водителя является актуальной в любое время. Даже на сегодняшний день, когда другие виды транспорта развиваются стремительными темпами, без автомобильных перевозок трудно обойтись. Профессия водителя - одна из самых распространенных в стране. Водитель есть практически в каждой организации и компании. В зависимости от специфики должности, водители выполняют разные функции: таксисты, водители-экспедиторы, водители-охранники, водители-курьеры, перевозчики и т.д..

Работа водителя заключается в эксплуатации и обслуживании автомобиля. Перед выездом из гаража водитель проверяет наличие топлива, масла, воды, исправность механизмов автомобиля и системы электрооборудования. В пути водитель наблюдает за показаниями приборов (амперметра, указателей давления масла и температуры воды), а также следит за работой всех агрегатов.

Cпецифика работы водителем:
Для водителя нет возрастных ограничений. Главное для этой профессии - хорошее зрение (постоянно проверяется при плановых медосмотрах), знание правил дорожного движения и наличие прав нужной категории.

Часто на должность водителя берут человека с собственным автомобилем (на котором водитель будет работать). В таком случае водителю дополнительно выплачивается амортизация авто.

Для водителя очень важно иметь опыт вождения, причём чем больше – тем лучше. Также необходимо знать дороги города, в котором предстоит работать.

Работа для водителя:
Водители имеются в каждой коммерческой компании. Также водители востребованы в специализированных организациях (службы такси, курьерские доставки, логистические компании, пассажирские перевозки, перевозчики и т.д.).

Личные качества водителя:
– Внимательность;
- Хорошее зрение и память;
- Умение быстро реагировать на непредвиденные ситуации;
- Уравновешенность;
- Крепкая нервная система.

Зарплата и перспективы профессии водителя:
Зарплата водителя зависит от места работы и региона проживания. Например, в Киеве офисные водители, работающие на машине компании, получают в среднем 500-600 USD в месяц, а заработная плата таксистов - 800-1000 USD. Водители-дальнобойщики за рейс кроме зарплаты получают ещё и дополнительные деньги с попутчиков. То же самое касается и водителей рейсовых пассажирских автобусов.

Профильное образование водителя:
Профессия водителя требует наличия водительских прав необходимой категории. Права же водитель получает после обучения в автошколе и сдачи экзамена в ГАИ. Также существуют специальные курсы повышения квалификации и водительского мастерства.

Поиск вакансий

{module HR-специалисты, рекрутеры, кадровики}

Информация для соискателя (тех, кто ищет работу):

Профессия водитель является актуальной в любое время. Даже сегодня, когда быстрыми темпами развиваются другие виды транспорта, без автомобильных перевозок трудно обойтись.

Об этом даже свидетельствует наличие вакансий в Москве водителем. К тому же, профессия водителя это не только грузовые перевозки, но и вождение ведомственного или личного транспорта. Поэтому опытный водитель востребован всегда. Стоит только разместить объявление «Ищу работу водителем» или «Ищу работу водителем в Москве» на различных специализированных порталах, как предложения о работе не заставят себя долго ждать.

В обязанности водителя входит не только непосредственное управление транспортным средством, но и обеспечение контроля за соблюдением пассажирами правил проезда, обеспечение сохранности груза, комфортного проезда пассажиров и прочее. Если возникает неисправность или поломка именно водителю приходится оценивать в срочном порядке ситуацию и предпринимать соответствующие меры. Водители-профессионалы могут быстро оценить ситуацию на дороге, отлично ориентируются на территории, на которой работают, могут быстро объехать пробку.

Требования к профессии водителя

Некоторые считают, что профессия водителя максимально простая и не предполагает никаких неприятностей и нюансов. Это не так. Водителю должны быть присущи некоторые профессиональные и личные качества.

Водитель должен обладать:

  • значительным опытом вождения,
  • иметь водительские права такой категории, которая бы соответствовала выполняемой им работе,
  • отлично знать правила дорожного движения,
  • постоянно подтверждать квалификацию,
  • изучать изменения в законодательстве и прочее.

Касательно личных качеств, то водитель должен быть :

  • бдительным,
  • выносливым,
  • терпеливым,
  • умеющим быстро принимать правильные решения, избегая опасных ситуаций.

Плюсы и минусы в профессии водитель

Как и в любой другой профессии существуют свои плюсы и минусы и в профессии водителя.

Работа водителя интересна и разнообразна – есть возможность общения с множеством людей, а также посещение многих интересных мест.

Еще преимущество работы водителя в том, что работник с данной квалификацией постоянно будет пользоваться спросом на рынке труда. У него даже не возникнет необходимость давать объявление «Ищу работу водителя».

К отрицательным моментам данной профессии можно отнести то, что она предполагает значительный уровень ответственности за жизни других людей, отсутствует возможность карьерного роста, не сильно большая зарплата, она зависит от множества различных факторов, у нее ненормированный рабочий день, а также в ней присутствуют многочасовые ожидания.

Почти весь день (и в сильный зной и в мороз) приходится находиться за рулем, либо же закручивать гайки, находясь под машиной на мокром снегу или холодной земле.

Где учиться на водителя?

Профессию водителя можно освоить в автошколах, профессиональных техникумах, высших учебных заведениях. Но большую роль в данной профессии играет все же не теоретические знания, а практические навыки.

Также эта статья поможет подготовить сочинение, эссе, доклад или презентацию о профессии.

Возможно, Вам будет полезно.

Водитель – это квалифицированный рабочий, управляющий разными видами транспорта, в число которых входят легковые и грузовые автомобили, троллейбусы, автобусы, трамваи и т.д. Перевозить он может как людей, так и товар. Профессия водителя очень ответственная, так как от качественного выполнения работы зависят жизни людей.

Для работы водителем необходимо не только управлять автотранспортным средством на автоматизме, но и отлично знать все правила дорожного движения. На пути могут возникнуть всякого рода непредвиденные ситуации. Поэтому человек, севший за руль машины, обязан обладать знаниями о техническом устройстве авто, чтобы иметь возможность определить и устранить элементарные неполадки.

Востребованность профессии водителя на рынке труда довольно высока. В мире количество автомобилей продолжает быстро расти, а их устройство модернизируется, становясь все более сложным. Несмотря на то, что сегодня почти у каждого второго есть водительские права, далеко не все могут похвастаться безукоризненными навыками вождения. Следует не только знать, на какую педаль нажимать, но и уметь оперативно мыслить, принимать верные решения и быстро реагировать, в зависимости от сложившейся ситуации на дороге.

Особенность профессии водителя заключается в том, что на сегодняшний день, пожалуй, не найдется ни одной отрасли, в которой бы не требовались профессионалы в этой специальности. В зависимости от характера предприятия и от возможностей и желания самого шофера он может заниматься как грузовыми, так и пассажирскими перевозками. Например:

  • водитель автобуса перевозит людей, их багаж, различные грузы и почту. Чаще всего у него есть определенный график и маршрут, которого он должен строго придерживаться. Водитель автобуса может работать как на территории города, так и осуществлять перевозки на междугородних и международных линиях. Люди, работающие в этой сфере деятельности, должны иметь специальную категорию;
  • водитель трамвая перевозит людей по заданному маршруту и отвечает за их безопасность. Он также сообщает пассажирам по микрофону всю требуемую информацию по ходу следования. Человек, выбравший эту специальность, обязан уметь проверять состояние трамвая, а в случае необходимости иметь возможность устранить неполадки в технике во время работы на линии;
  • водитель такси. Человеку этой профессии стоит обладать недюжинным терпением и быть своего рода психологом, так как приходится иметь дело с разными людьми, многие из которых не отличаются хорошими манерами и тактом. Работа водителя такси довольно сложная и во многих странах она даже считается одной из самых опасных для жизни профессий;
  • личный водитель (семейный, персональный)– это особая категория, относящаяся к домашнему персоналу. Помимо своего прямого работодателя перевозит и членов его семьи. При этом шофер должен неукоснительно выполнять все пожелания и рекомендации. Водитель автомобиля, принадлежащего чаще всего нанимателю, обязан следить за чистотой и исправностью транспортного средства.

Человек этой специальности может работать и на скорой помощи, и управлять троллейбусом, и быть дальнобойщиком. В наше время работа за баранкой является одной из самых массовых.

Как и в любой другой сфере деятельности, в профессии водителя есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести высокий спрос на эту специальность и неплохие заработки. К минусам – постоянное напряжение, а порой и монотонность.

Личные качества

Людям, решившим посвятить себя этой профессии, необходимо иметь устойчивую психику и обладать спокойным характером и выдержкой. Для успешной работы водителю требуется умение быстро реагировать, сосредотачиваться и быть внимательным. Бдительность, аналитические и прогностические способности помогут во многих непредвиденных ситуациях на дороге предсказывать возможное развитие событий. Для выполнения всех указаний и инструкций водителю необходимо быть ответственным, организованным и аккуратным.

Образование: что надо знать?

В первую очередь необходимо знать правила дорожного движения, устройство автотранспортного средства и все особенности технического обслуживания машины. Базовые знания для профессии водителя можно получить в автошколах и профессиональных техучилищах. Поступив в техникум, можно продолжить обучение. Также ВУЗы по специальности автотранспорта принимают абитуриентов каждый год. Вождение автомобиля – это своего рода искусство. Виртуозом можно и не стать, даже окончив несколько курсов и учебных заведений.

Место работы и карьера

Будучи водителем, можно устроиться на разные предприятия и в компании, где требуются пассажирские или грузовые перевозки. Работать также можно и в сфере обслуживания, в семье, например. Водитель может трудиться в гаражах, на стоянках или парковках. При желании больше зарабатывать человек этой профессии может заняться и предпринимательской деятельностью. Некоторые предпочитают приобрести несколько автомобилей, нанять других водителей и организовывать различного вида перевозки.

Водитель или шофер (фр. chauffeur - «истопник») - человек, получающий деньги за управление транспортным средством и перевозку людей или товаров. Под транспортным средством подразумевается автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро. Еще водителем называют человека, который учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве.

Надо же!

Интересно, что в раннем словаре Ушакова водителем называли человека, являющегося руководителем, наставником, покровителем или вождем. Другое название профессии - шофёр - произошло от французского слова chauffeur, означающего в буквальном переводе «истопник», «кочегар», что связано с тем, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова.

Самыми агрессивными и грубыми водителями на дорогах Германии признаны те, кто ездит на BMW.

Профессия водителя всегда считалась мужской, но сегодня все чаще можно встретить на дорогах женщин-водителей, которые не менее профессионально водят автомобили любых марок. Согласно полицейским сводкам, они значительно реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП. Женщины более осторожны и в большей степени, чем мужчины, соблюдают правила вождения автомобиля.

В Египте светофоры есть только в крупных городах, да и то на них никто из водителей не обращает внимания. Такого понятия, как ПДД или дорожные знаки там просто не существует. У кого машина больше, тот и прав.

В 2010 году на 110-м китайском шоссе государственного значения была зафиксирована пробка, которую называют крупнейшей за историю автомобильного транспорта. Некоторые водители сообщали, что они ехали 100-километровый участок в течение 5 дней, а всего затор длился с 14 по 25 августа.

Наркотические вещества (например, марихуана и кокаин) становятся причиной 18 % автомобильных аварий с летальным исходом в США и чаще всего используются в сочетании с алкоголем. Причем самый популярный напиток водителей - пиво.

Около 50 % водителей, лишившихся прав по причине употребления алкоголя за рулем, продолжают управлять автомобилями без соответствующих документов.

В 1997 году Японцы ввели специальный знак для пожилых водителей старше 75 лет. Наклейку в виде осеннего увядающего листа они должны клеить на стекло своего авто. Однако некоторые водители отказывались это делать, избегая ассоциирования себя с мертвым листом, поэтому в 2011 году форма знака Koreisha была изменена на четырехлистник.

В Финляндии штрафы за серьезные нарушения правил дорожного движения исчисляются в процентах от последнего задекларированного дохода нарушителя.

Цель: познакомить детей с профессией водитель, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. <Приложение 1 > <Слайд 2>

2. Создание положительного эмоционального настроя.

Какое у Вас сейчас настроение? Нарисуйте на листе бумаги, который есть у каждого на столе, кружок того цвета, которого душа просит, какое сейчас у Вас настроение. (Дети рисуют.) <Слайд 3>

3. Вызов ассоциаций.

Отгадайте загадку:

Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт. (Водитель ) <Слайд 4>

Правильно, водитель! Запишите на листочке слово “водитель” и слова, которые приходят вам на ум, когда Вы слышите это слово, т.е. ассоциации. (Дети записывают на листе бумаги.) <Слайд 5>

Назовите слова-ассоциации, которые Вы записали. (Запись слов учителем на доске.)

К словам, которые вы записали, добавьте слово-признак, имя прилагательное, чтобы получилось словосочетание. (Дети записывают на листе бумаги.)

Прочитайте словосочетания. (Дети читают, учитель добавляет слова-признаки на доске.)

4. Работа в группах.

Профессия, о которой мы сегодня говорим, всем очень хорошо знакома, так как Вы встречаетесь с ней почти ежедневно.

Составьте в группе рассказ о профессии водитель. (Дети составляют рассказ , затем один человек от каждой группы рассказывает о профессии водитель.) <Слайд 6>

5. Отрывок из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле” (сценка).

А легко ли быть водителем? Давайте посмотрим. <Слайд 7>

(Дети показывают отрывок из произведения Н. Носова. Можно использовать вместо инсценировки отрывок из мультфильма)

Незнайка: Дай мне поездить на автомобиле. Я тоже хочу научиться управлять.

Торопыжка: Ты не сумеешь. Это ведь машина. Тут понимать надо.

Незнайка: Чего тут ещё понимать! Я видел, как ты управляешь. Дёргай за ручки да верти руль. Всё просто.

Торопыжка: Это только кажется, что просто, а на самом деле трудно. Ты и сам убьёшься, и автомобиль разобьёшь.

Незнайка: (обиделся ) Ну ладно, Торопыжка! Попросишь ты у меня что-нибудь, я тоже тебе не дам.

Коротышки: (кричат ) Что ты делаешь? Убьёшься!

Незнайка: Не убьюсь…

Трах-трах! Будка рассыпалась в щепки. Хорошо ещё, что Булька успел выскочить, а то и его раздавил бы.

Знайка: (кричит ) Вот видишь, что ты наделал! Остановись сейчас же!

Автор: Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина, вместо того, чтобы остановиться, поехала ещё быстрей. Трах-тарарах! Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайку с головы до ног забросало щепками. Одной доской его зацепило по спине, другой треснуло по затылку. Незнайка ухватился за руль и давай поворачивать. Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во всё горло:

Незнайка: Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут всё во дворе переломаю!

Услышав шум, со всех дворов выбегали коротышки.

Легко ли быть водителем? Почему?

Как вы считаете, что должен знать и уметь делать водитель?

6. Обобщение устных ответов в виде краткого описания.

Итак, эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности.)

7. Беседа.

Какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю?

Зачем ему нужны математика, русский и иностранные языки, история и география?

Какими способностями должен обладать водитель? (Сначала ответы дают дети)

8. Задание на внимание.

Очень важно для водителя, находящегося на дороге, быть предельно внимательным.

Эту способность Вы сейчас у себя и проверите. <Слайд 8>

Задание 1.

На рисунке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество за 5 секунд и показать карточку с номером. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

Задание 2. < Слайд 9>

На рисунке надо найти тень изображённой машины за 5 секунд и показать карточку с порядковым номером машины. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

9. Задание “Восстанови план”.

Почему водитель быстро находит пункт назначения, то есть место, куда следует приехать? (Умеет ориентироваться по карте, имеет хорошую зрительную память.)

С помощью следующего задания Вы проверите у себя эти способности. <Слайд 10>

(Каждая команда имеет лист с планом и заданием на столе)

Задание3.

Вставьте в план недостающие фрагменты, чтобы Вы смогли проехать по дороге вдоль реки. (Проверка)

10. Игра “Виды транспорта”.

Водитель должен уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, быстро соображать. Эту способность можно проверить с помощью игры. <Слайд 11>

Игра

Один из Вас, бросая кому-нибудь мячик, должен сказать, например, “Воздушный транспорт” (варианты – наземный, морской).

Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство, относящееся к воздушному (наземному, морскому) виду транспорта, и даёт задание следующему ученику.

Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому ученику, а сам выходит из игры.

(В конце игры подсчитывается количество оставшихся игроков, которые отмечаются как обладатели хорошей реакции.)

11. Работа с предметным материалом. <Слайд 12>

Чинит свою машину водитель не хуже слесаря. Хороший водитель – мастер на все руки!

Достаньте, не глядя, первый же попавшийся Вам в руки инструмент из коробки, скажите, как он называется и как его может использовать водитель.

(Каждая команда достаёт только один инструмент из коробки.)

(Зубило. Приставил к металлу острым концом зубило, ударил по другому концу молотком – кусок металла отрубил!

Напильник. Помогает сделать поверхность металла совсем гладкой.

Отвёртка. Вкручивает винты.

Гаечный ключ. Помогает отвинтить или завинтить болты и гайки.

Молоток. Им что-то забивают или используют с зубилом, чтобы отрубить кусок металла.)

12. Упражнения “Кто дольше? Кто больше?”. <Слайд 13>

Для Вас, я думаю, не секрет, что водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом. Водитель должен быть выносливым и сильным, иметь крепкое здоровье. Ведь он в ответе за жизнь многих людей.

(Приглашаются по 3 представителя от каждой команды)

Первые представители от каждой команды отжимаются от пола. Кто больше ?

Вторые представители прыгают на одной ноге. Кто дольше ?

Третьи представители приседают на одной ноге, держа вторую ногу выпрямленной вперёд. Кто сделал больше приседаний ?

13. Задания на знание правил дорожного движения. <Слайд 14>

Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их! Давайте проверим, а как Вы знаете правила дорожного движения.

Задание 1.

Один человек из команды берёт карточку с загадкой . Команда читает её, отгадывает.

  1. Заболел живот у Ромы –
  2. Не дойти ему до дома.
    В ситуации такой
    Нужно знак найти какой? (“Пункт первой медицинской помощи)

  3. Красный круг, прямоугольник
  4. Знать обязан каждый школьник!
    Это очень строгий знак:
    И куда б Вы не спешили
    С папой на автомобиле –
    Не проедете никак! (Знак “Въезд запрещён” ) <Слайд 15>

  5. Едет мальчик Федя
  6. На велосипеде…
    Отгадайте, отчего же
    Недовольство у прохожих.
    Назовите мне тот знак,
    Что не видит он никак. (Знак “Движение на велосипедах запрещено” )

  7. Восклицательный знак
  8. Замечательный знак.
    Значит, можно здесь играть,
    Петь, шуметь, озорничать?
    Не попасть бы нам впросак –
    Это очень строгий знак! (Знак “Прочие опасности” )

  9. По полоскам чёрно-белым
    Пешеход шагает смело.
    Кто из Вас, ребята, знает,
    Знак о чём предупреждает? (Знак “Пешеходный переход” ) <Слайд 16>

Задание 2.

А теперь – блиц-опрос . Здесь требуется быстрее всех ответить на вопросы, но ответы должны быть верными. <Слайд 17>

1. Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный.)

2. Место пересечения дорог. (Перекрёсток.)

3. Человек, идущий пешком. (Пешеход.)

4. Часть улицы, предназначенная для транспорта. (Проезжая часть.)

5. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой.)

6. Сколько всего существует поворотов? (Два: левый и правый.)

7. Как нужно поступить, если Вас кто-то окликнул в то время, когда Вы переходите улицу? (Продолжить путь.)

8. Сигнал светофора, разрешающий движение. (Зелёный.)

9. Самое опасное место на улицах города. (Перекрёсток.)

10. Человек, который едет в автобусе, трамвае. (Пассажир.)

11. Часть улицы, предназначенная для пешеходов. (Тротуар.)

12. По какой стороне дороги должен идти пешеход, если нет тротуара? (По левой, навстречу транспорту.)

13. Какой переход должен быть на перекрёстке с интенсивным движением? (Подземный.)

14. Что должны держать в руках люди, сопровождающие группу? (Флажки.)

15. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части? (С 14 лет.)

Задание 3. <Слайд 18>

Каждая команда получает лист с изображением 5 дорожных знаков. Нужно правильно подписать название каждого дорожного знака и определить, к какой группе знаков они относятся.

1 группа – “Железнодорожный переезд без шлагбаума” (предупреждающий )

“Въезд запрещён” (запрещающий )

“Движение направо” (предписывающий )

“Подземный пешеходный переход” (информационный )

“Место отдыха” (сервиса)

2 группа – “Светофорное регулирование” (предупреждающий )

“Движение запрещено” (запрещающий )

“Велосипедная дорожка” (предписывающий )

“Надземный пешеходный переход” (информационный )

“Мойка автомобилей” (сервиса )

3 группа – “Неровная дорога” (предупреждающий )

“Движение на велосипедах запрещено” (запрещающий )

“Пешеходная дорожка” (предписывающий )

“Автозаправочная станция” (сервиса )

“Место стоянки” (информационный)

4 группа – “Пешеходный переход” (предупреждающий )

“Движение пешеходов запрещено” (запрещающий)

“Место остановки трамвая” (знак особого предписания )

“Тупик” (информационный )

“Пункт питания” (сервиса )

5 группа – “Дорожные работы” (предупреждающий )

“Подача звукового сигнала запрещена” (запрещающий )

“Жилая зона” (знак особого предписания )

“Техническое обслуживание автомобилей” (сервиса )

“Дети” (предупреждающий ))

Проверка: <Слайд 19, 20, 21, 22, 23>

14. Беседа. <Слайд 24>

На чём ездили люди раньше?

На чём ездят сейчас?

На чём будут ездить в будущем?

15. Задание в группах. <Слайд 25>

Попробуйте нарисовать автомобиль будущего. Опишите его. Как он будет передвигаться? Понадобится ли ему горючее? Если да, то какое? Какую скорость он сможет развить? На какие расстояния на нём можно будет передвигаться?

(Создание проектов транспорта будущего и защита проектов групп. Проекты вывешиваются в классе.)

Какой проект автомобиля будущего, на Ваш взгляд, наиболее удачный? Почему?

16. Обсуждение результатов. <Слайд 26>

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

Какие задания вызвали у Вас интерес?

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

17. Рефлексия. <Слайд 27>

Составим синквейн о нашем занятии. Правила составления синквейна есть у Вас на столе. (Составляют и читают по цепочке) <Слайд 28>

А теперь мне хотелось бы знать, какое настроение у Вас в конце нашего занятия. Нарисуйте на листочке кружок того цвета, которого душа просит, какое у Вас сейчас настроение. (Дети рисуют.)

У кого к концу занятия настроение улучшилось? Почему, как Вы думаете? <Слайд 29>

(Вручение призов командам)

Наше занятие окончено.

18. Организационное окончание занятия.

Список используемой литературы

  1. Газета “Первое сентября”, Начальная школа, спецвыпуск “Профильное обучение” № 2, январь, 2007.
  2. Давыдова М.А., Оригинальные праздники в начальных классах, Творческий Центр Сфера, М., 2005.
  3. Комплект из газет “Педсовет” и “Шик”, ноябрь, 2006.
  4. Носов Н.Н., Рассказы о Незнайке, Как Незнайка катался на газированном автомобиле, издательство “Радуга”, М., 1983.
  5. Потапова Т.В., Беседы с дошкольниками о профессиях, Творческий Центр Сфера, М., 2005.
  6. Правила дорожного движения Российской Федерации (с иллюстрациями), М., “Третий Рим”, 2006.