Черные ящики в авто отзывы. Российские машины хотят оснастить бортовыми самописцами

К сожалению, в наше время, ДТП (дорожно-транспортные происшествия) становятся повседневными участниками городских хроник происшествий. Для снижения риска и предотвращения ДТП ежедневно разрабатываются новые правила, принципы и устройства. Но, что делать тем, кто уже попал в ДТП, к счастью, отделавшись легким испугом, что не скажешь о личном транспорте, восстановление которого требует значительных затрат. Для этих целей правительство Российской федерации ввело закон об обязательном автостраховании, призванное взять на себя бремя расходов на восстановление ТС (транспортного средства) после ДТП. Но, и этот закон действует не всегда – особенно в спорных моментах (отсутствие свидетелей и т.п.). В своей идее я предлагаю исправить этот недостаток. А именно, оснащать автомобили недорогими аналогами авиационных «черных ящиков». Предупрежу сразу, данная статья не является инструкцией к действию, она призвана дать информацию к размышлению.


Правда, название «черный ящик» весьма условно, так как в авиации подобное устройство (бортовой самописец, или точнее – бортовое устройство регистрации рабочих параметров) призвано, в первую очередь, регистрировать рабочие параметры всех систем (основных систем) летательного аппарата (рабочие параметра двигателя, электропроводки, топливной аппаратуры и т.п.), то наш автомобильный «черный ящик» будет, в первую очередь, выступать видеосвидетелем.


Для создания собственного автомобильного «черного ящика» нам понадобится:


  • компьютер на базе Intel Pentium II 300MHz и выше;

  • винчестер от 4 Gb (с хорошей вибростойкостью);

  • пара устройств UPS (источники бесперебойного питания для компьютера);

  • Mobile rack (устройство переноса винчестера);

  • пара USB web-камер;

  • клавиатура+мышь+коврик по вкусу;

  • умелые руки и небольшая смекалка.

«Черный ящик»


«Сердцем» «черного ящика» будет компьютер, операционная система может быть любой, главным критерием работы должна быть штатная поддержка web-камер.


Для начала разберем системный блок и соберем его собственное подобие, с учетом того, что системный блок будет располагаться в багажнике, поэтому ударопрочность, влаго — и пылестойкость данного ящика должна быть удовлетворительной.


Сделав системный блок, монтируем его в багажнике (если нет места, то есть штатные места под сидениями и т.п.), снабдив его хорошей вентиляцией, приступаем к установке web-камер. Камеры нужно установить так, чтобы был максимальный угол обзора. Я советую разместить их в лобовой и задней части автомобиля (камер, может быть больше двух, все зависит от количества USB-портов в системном блоке). Соединяем камеры с системным блоком при помощи обычных USB разъемов. Техническая сторона системы готова.


Программное обеспечение
ПО призвано сохранять изображение с камер на винчестер компьютера, т.е., фиксировать все то, что происходит перед «глазами» камер.


Нам необходимо, чтобы:


  • система вела непрерывное видеонаблюдение с интервалом «последние 30 минут »;

  • изображение запоминалось в распространенном видеоформате с отметкой на кадре текущей даты и времени (часы – минуты — секунды);

  • была достаточно надежной (минимум программных ошибок);

  • программа обеспечивала, минимум, 10 кадров/сек при разрешении 640х480 и выше.

Сейчас ПО, отвечающего нашим требованиям, достаточно много, начиная от специальных программ для создания видеонаблюдения с помощью WEB-камер, до общих программ использования WEB-камер. Но, в общем, трудности с написанием подобной программы не возникнет.


Система питания
Тут нам очень пригодятся UPS-устройства, так как они имеют штатные преобразователи 12/220В, т.е. им вполне хватает 12В, выдаваемых автомобильным генератором тока (или аккумуляторной батареей). Более того, данные устройства снабжены стабилизатором напряжения, что очень хорошо отразиться на «черном ящике». Итак, берем UPS, вынимаем аккумулятор (есть свой автомобильный аккумулятор на 12В), а схему переделываем так, чтобы она «обманывала» датчик входного напряжения и датчик преобразования 12/220В включался сразу, а не при пропадании напряжения в сети. Более того, данная система позволит использовать в автомобиле устройства, использующие 220В переменного тока (это один из бонусов «черного ящика»).


Итоги
Вот в целом и все – автомобильный «черный ящик» создан. Использование монитора – дело добровольное, он необходим для контроля работоспособности и устойчивости системы. Винчестер лучше сделать на съемных салазках, чтобы обеспечить максимально быстрое и удобное изъятие винчестера из «черного ящица». И еще много разного по вашему вкусу и смекалке. Хочу напомнить, что данная статья не является подробной инструкцией к действию, а лишь информацией к размышлению.


Как итог приведу принцип работы системы: во время работы автомобиля, изображение с WEB-камер поступает на компьютер, где непрерывно сохраняются последние 30 минут, т.е. во время движения камеры призваны контролировать и фиксировать все, что происходит вокруг автомобиля. Естественно, если, не дай бог, случиться ДТП с вашим участием и возникнет спорный момент, то изображение с камер будет дополнительным свидетельством вашей правоты.


Почему подобная система построена на базе компьютера? Есть разнообразные методы и способы, начиная с простых видеомагнитофонов, заканчивая специальными устройствами видеозаписи. Но, система, построенная на базе компьютера, решает ряд дополнительных задач, которые я рассмотрю в одной из следующих статей по идеям бизнеса (забегу вперед – компьютер «умеет» всё).


Принципы заработка
Так как это идея бизнеса, то на этой идее нужно как-то заработать. Подобного рода системы очень популярны среди людей, которые боятся попасть в ДТП и при этом возникнет спорная ситуация (кто кого подрезал, скрытие с места преступления и т.п.) – поэтому основной источник доходов – это монтаж подобного рода систем на автомобили.


Подсчитаем затраты:


  • системный блок с винчестером — от 3000 рублей;

  • пара камер – от 1500 до 3000 рублей;

  • UPS – от 1500 рублей;

  • Провода, периферия – от 500 рублей;

  • умелые руки и смекалка – бесплатное приложение к вам.

Монтаж и сборка системы – это ваши затраты, которые вы включите в стоимость установки системы.


Итого: первоначальные затраты составят от 6000 рублей (~200 долларов),т.е. это стоимость средней автомагнитолы с акустикой.


Согласитесь, очень маленькая цена в сравнении с потраченными нервами и временем в судах с попыткой доказать свою правоту. Ведь при наличии подобного рода «черного ящика» существенно экономится время на разборы ДТП.


Сначала установите систему у себя, затем у друзей, затем начните сотрудничать с автосервисом (где часто бывают автомобили после аварии), не бойтесь того, что они самостоятельно могут реализовать эту схему, у вас же она уже отработана:).


Первоначально Вы можете устанавливать системы за сумму от 7000…8000 рублей, эта сумма покроет ваши расходы, затем Вы можете устанавливать абонентскую плату за обслуживание системы (смена винчестера, проверка, диагностика и т.п.) и, рано или поздно, вы можете вырасти в небольшую фирму, предоставляющую весь , касающийся автосервиса.


Главным плюсом вашего бизнеса основанном на данной статье — это необычность, оригинальность, гибкость (вы можете воплощать очень смелые проекты при помощи компьютера), низкая себестоимость комплектующих и достаточно, на мой взгляд, высокий спрос, так как подобную систему можно поставить в любой автомобиль, как отечественный, так и иностранный. Подобную систему легко монтировать (при должном умении, не сложнее, чем установка автомагнитолы).


Еще одно применение подобной системы – контроль за передвижением, так как достаточно увеличить интервал записи с последних 30 минут до, например, 40…50 минут и всегда можно будет сказать — где был водитель, на каких улицах и т.п.


В общем, проявите полет фантазии и смекалку, и даже старый компьютер сможет послужить вам с огромной пользой и источником дохода.


Во всех автомобилях в России появятся «черные ящики». Правительство одобрило такой проект. Самописцы будут фиксировать данные о движении и состоянии автомобилей, затем с помощью системы ГЛОНАСС информация будет передаваться в Госавтоинспекцию. Нужны ли «черные ящики» в машинах? Далеко не во всех, уверен председатель общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«История обсуждается давно — не первый месяц и не первый год. Есть разные точки зрения. Правительство дало проработать, если мне как эксперту это попадет на проработку, мое предварительное мнение отрицательное. Но надо очень аккуратно проработать все обстоятельства, от технических, потому что действующий парк — это 50 млн автомобилей и дополнительное оборудование — как это и что это будет. Вполне допускаю полезность на профессиональных перевозочных средствах типа междугородних автобусов — более чем, а на обычной обывательской бричке, которая возит меня дорогого — не вижу большого смысла», — считает Блинкин.

Ранее замминистра транспорта Алексей Цыденов предложил с 2020 года устанавливать «черные ящики» во все новые автомобили в обязательном порядке. По данным МВД, с начала года в России произошло 13 тыс. ДТП с погибшими. С точки зрения повышения безопасности на дорогах появление «черных ящиков» оправдано, заявил ТАСС глава общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

«Можно принять аналогию с авиатранспортом — на дельтаплан, например, "черный ящик" не поставишь. Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован "черными ящиками", это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил «Коммерсантъ FM» Крохмаль.

В интернете можно найти инструкцию по сборке аналога «черного ящика» на свой автомобиль. Автолюбителю специальное устройство обойдется примерно в 8 тыс. руб. В мире пока просто нет готового самописца для легковых машин, а значит, его придется изобретать, что очень дорого. Государство платить за реализацию не будет, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

«Мы в данном случае рискуем выдумать некий велосипед и заплатить за это значительно больше, чем если бы мы использовали готовое решение. Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают и мы рискуем разменять худший 2009 год», — подчеркнул Федяков.

В рабочую группу, которая должна заняться внедрением «черных ящиков» в автомобили, войдут Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязи, Минфин и МЧС, а также сотрудники ЦБ, системы ГЛОНАСС и группы «АвтоНет».

Александра Жаркова

Следующая новость

Правительство РФ одобрило идею об оснащении всех эксплуатируемых в стране автомобилей черными ящиками — специальными устройствами, которые записывают и передают данные о движении, скорости и состоянии транспортного средства в ГИБДД. Сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС) разработает межведомственная группа, в которую войдут представители Минпромторга, Минтранса, МВД, Минкомсвязи, Минфина, МЧС, «Банка России», некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и группы «АвтоНет», сообщили «Известия».

Что такое черный ящик

Пока что готового аналога авиационного черного ящика для автомобилей, который записывал и передавал бы не только данные о скорости, местоположении и состоянии автомобиля, но и разговоры тех, кто находится в салоне, не существует. Неизвестно, какие именно данные будут собирать и как их предполагается хранить, разработкой этой системы как раз должна заняться межведомственная группа.

«Мы считаем целесообразным разработку двух дорожных карт: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую — по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами», — заявил президент ГЛОНАСС Александр Гурко.
Самописец для легковых машин можно собрать вручную — инструкции опубликованы в интернете. Это обойдется автомобилисту в семь-восемь тысяч рублей, в зависимости от того, какую информацию он будет фиксировать.

Сейчас существуют различные «умные» системы наблюдения и тахографы, устанавливаемые в машины, например БУ 1201 (используется системой «Платон») или ЭРА ГЛОНАСС — так называемая система экстренного реагирования при авариях, аналог европейской eCall. С 2020 года ЭРА ГЛОНАСС станет обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Тот же видеорегистратор тоже, по сути, черный ящик. Правда, данные, полученные им, остаются исключительно в распоряжении автовладельца.

Овчинка выделки не стоит

По мнению главы общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константина Крохмаля, внедрить черные ящики стоило бы в общественный транспорт и такси, также система поможет ловить нарушителей ПДД. Но разработка подобной системы и новых бортовых устройств — дорогостоящее мероприятие.

«Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован черными ящиками, это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил Крохмаль «Коммерсанту ».

Другой эксперт, гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает, что для рынка подобные траты будут неподъемными.

«Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать, как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или, если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают, и мы рискуем разменять худший 2009 год», — сказал он.

Рынок ждет

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш наоборот считает, что лучше России не ждать появления зарубежных аналогов черных ящиков и взяться за дело самостоятельно. Создание среды для развития ИТС может обеспечить отечественным компаниям временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем конкуренты.

«Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще семь-восемь лет назад мы сильно отставали от других стран. Та же ЭРА ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог — eCall — пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых все более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов», — объяснил свою точку зрения Хереш.

Черные ящики в авто — это нарушение Конституции

Некоторые эксперты высказались кардинально против этой идеи. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков и зампред комитета ГД по транспорту и строительству Алексей Русских посчитали ее нарушением одного из основных положений Конституции — о правах и свободах граждан.

«Эти черные ящики будут определять не только местоположение машины, но и стиль езды водителя, и скорость на протяжении всей поездки. То есть, по сути, будет тотальный контроль над каждым автовладельцем», — рассказал Лысаков «Национальной службе новостей».

«Мое мнение, если эта идея останется в таком виде, как представлена сейчас, то это нарушает права и свободы граждан и однозначно увеличивает стоимость автомобиля», — согласился Русских, его слова цитирует РИА «Новости».

Мы созрели для черных ящиков в автомобилях

Есть и другое мнение. Председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян считает, что идея оснащения самописцами не лишена смысла. Во-первых, это поможет снизить смертность в ДТП.

«Наличие такого устройства в автомобилях граждан — это огромный плюс, потому что при экстренной ситуации кнопка SOS ЭРА ГЛОНАСС автоматически срабатывает и дает координаты человека, дает информацию о том, что с ним. Кроме того, мы должны все-таки понимать, что эта система дает информацию о том, как товарищ ехал до этой определенной ситуации: он превысил скорость или, наоборот, спокойно ехал, в соответствии с требованиями ПДД. Вся эта информация способствует дальнейшему быстрому реагированию. Я думаю, мы уже созрели для того, чтобы данные устройства у нас были установлены в автомобилях. Поэтому я считаю, что это одно из редких положительных действий в сторону автомобилистов, которые мы наблюдаем со стороны властей», — сказал эксперт телеканалу «360».

По его мнению, стоимость автомобилей при этом вырастет незначительно — всего на пять-семь тысяч рублей. Что касается сохранности полученных системой данных, этот вопрос должно отработать правительство.

«Есть закон о персональных данных. Если обеспечится сохранность данных, то никакой опасности не будет. <…> В стране должен работать закон, все должны ходить под этим законом. А когда работают „понятия“, и кто-то больше подвержен действию закона, чем другой, это уже неправильно и приводит к бардаку», — заявил Оганесян.

Следующая новость

Национальная администрация безопасности дорожного движения США выступает с предложением оснащать все новые автомобили устройствами, записывающими показания бортового компьютера до и после аварии (так называемые черные ящики). Однако, несмотря на то, что в настоящее время некоторые автопроизводители уже начали устанавливать черные ящики на свои машины, до сих пор не существует единых стандартов или правительственных рекомендаций для записывающих устройств.

В настоящее время на автомобилях уже используются некоторые системы регистрации и фиксации данных. Это автомобильные тахографы, которые регистрируют все основные показатели грузовых автомобилей, производящих международные автомобильные перевозки, а также автомобильные видеорегистраторы.

Тахограф для грузовиков

Автомобильный тахограф - это бортовое техническое устройство измерения, предназначенное для непрерывной идентификации и регистрации в автоматическом режиме времени, скорости движения и пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей. Идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки.

Фото: wikimedia.org Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки

Тахограф призван обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. Выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами, поскольку он является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. На сегодняшний день весь новый транспорт, осуществляющий международные перевозки, обязательно должен быть оснащен цифровыми тахографами.

Еврокомиссия внедрила новые требования для тахографов, согласно которым с 1 октября 2011 года все новые тахографы, устанавливаемые на автомобили для международных перевозок, должны быть электронными. Новые требования Еврокомиссии направлены на защиту от мошенничества, более точный учет времени в дороге и уменьшение времени на загрузку данных с тахографов в компьютеры транспортных компаний.

Видеорегистратор

Автомобильный видеорегистратор - это устройство, установленное в автомобиле, основная функция которого - непрерывная запись абсолютно каждой происходящей ситуации на дороге. Каждый кадр видеороликов промаркирован временем, данные видеозаписи являются документальным подтверждением тех или иных событий, которые имели место на дороге. Стоит отметить, что видео, сделанное данным устройством, имеет огромнейший вес в суде, если не сказать более - данного рода материалы оспорить в суде не представляется возможным.

Фото: emagzin.com Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении

Это устройство зафиксирует все, что происходит непосредственно перед вашим автомобилем, а если установить дополнительные камеры, то он будет регистрировать и то, что происходит внутри или же сзади вашей машины. Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении.

В нашей стране автомобильный видеорегистратор становится все более востребованным продуктом. Видеозапись происходящего на дороге во время движения автомобиля будет неоспоримым доказательством при возникновении любых проблемных ситуаций. Автомобильный видеорегистратор на сегодняшний день - едва ли не единственный способ противостоять беспределу на дорогах, как со стороны власть имущих, так и, безусловно, сотрудников правоохранительных органов. Камера позволяет объективно фиксировать дорожную обстановку и всю окружающую ситуацию, можно предъявить эту запись в случае обвинения в нарушении или совершении ДТП.

Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГАИ, и расхожая фраза "у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора", получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

Наличие записи, сделанной видеорегистратором, однозначно не позволит сотрудникам ГАИ произвольно трактовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях. Ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и т.д.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГАИ, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения.

При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГАИ (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами. Потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

В общем, видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится. Поэтому в Европе, Америке, Японии и Корее уже в 2012 году планируют стандартно оснащать все автомобили видеорегистраторами.

Автомобильный "черный ящик"

Сам себе режиссер

По крайней мере, в случае аварии извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» могут потерять актуальность. Начнем с ответа на второй вопрос - перед поездкой надо установить в своей машине миниатюрный черный ящик и нажать на Record. А кто виноват в ДТП, разобраться органам дознания будет не в пример легче, располагая видеосвидетельством произошедшего.

Мысль записать дорожный инцидент «на пленку» не нова. Кто-то, едва оправившись от шока, обводит место происшествия мобильником в дрожащей руке - какой-никакой видеоролик. Но после драки кулаками не машут, надо бы запечатлеть развитие событий за несколько секунд до столкновения или иного форс-мажора. Перефразируем слова инспектора из анекдота про асфальтовый каток и «мерс»: «Ну покажи, как подрезал, как обгонял!» Но кто может похвастать даром провидца и включенной в нужный момент видеокамерой, которая к тому же всегда под рукой?

Хвала небесам, этот черный ящик бесстрастно фиксирует все происходящее в поле его зрения. Фишка в том, что камера работает в цикличном режиме. При полном заполнении памяти автоматически стирается прежняя информация, на освободившееся место ведется свежая запись. Заминка перед очередным циклом совсем небольшая, 1,5–2 с. Поэтому, строго говоря, размер карточки SD или MMC (в диапазоне от 128 Мб до 2 Гб) не критичен. Главное не забыть, попав в передрягу, остановить запись.

В установке камеры нет ничего сложного. Первым делом на передней панели поближе к ветровому стеклу крепится подставка. Лучше не снимать сразу защитную пленку с клейкой «подошвы», а сделать пристрелочную запись. Просмотреть, что получилось на экране телевизора или компьютерного монитора, и уточнить угол обзора.

Подставку, скорее всего, хозяин машины тревожить больше не будет. А значит, дальнейший монтаж сведется к нехитрой операции: затянув до упора боковой фиксатор, настраиваем нужное положение видеорегистратора в вертикальной плоскости. Для точной юстировки создатели прибора предусмотрели лазерную указку, включаемую нажатием на центральную кнопку. Направляем луч повыше капота: красная точка по-снайперски точно замирает на корме впередистоящей машины. В самый раз!

Питается камера от прикуривателя или трех батареек ААА. Их хватает надолго: только после трех часов работы заморгал красный светодиод, сигнализирующий о снижении напряжения.

Нет подставам!

Признаться, поначалу трудно было перебороть скепсис по отношению к крохе стоимостью около $100. Смажется картинка на колдобинах и в резких виражах - глодал червь сомнения. Да что вообще можно рассмотреть на видео с разрешением наладонного компьютера, 320х240 точек? Оказалось, очень даже многое. Мы намотали десятки километров по улицам Москвы на яркокрасной Mazda6, а потом прокрутили маршрут на экране монитора. Наш самописец оказался на редкость расторопным. Изображение четкое, не дрожит. Угол охвата в 60 градусов (две полосы движения с гаком) вбирает большинство потенциальных угроз - от лихачей до шальных пешеходов, перебегающих дорогу. Номера впереди идущих машин отчетливо читаются с расстояния 6–7 метров. Прекрасно видны сигналы светофора на дальней стороне перекрестка, вплоть до поворотных стрелок. Учтите только, кино будет немое, микрофона у камеры нет. На выходе получаем файлы в формате avi, которые можно прокрутить на компьютере. Карточка памяти объемом 2 Гб вмещает около шести часов записи.

Не подкачала матрица прибора и в ночное время на загородном шоссе. Изображение не засвечивалось от встречных фар. Цифры на задних номерных знаках можно было различить на дистанции 3–4 метра.

Назовем несколько типичных ситуаций, в которых пригодится видеосоглядатай.

Вариант первый - подстава. По крайней мере, та ее разновидность, при которой злоумышленник засветится спереди. Допустим, вы едете в крайнем левом ряду, справа вас обгоняет автомобиль-«перехватчик», резко перестраивается влево и жмет по тормозам… Скорее всего, наличие видеокомпромата подействует на негодяя отрезвляюще. Кстати, в нашу «хронику» попал черный Accord, совершивший похожий маневр, - видимо, спешил человек очень…

Другая ситуация, когда видеозапись не помешает, - пешеход бросается через дорогу прямо перед авто, вдали от зебр и перекрестков. Подобное реалити-шоу устроила шустрая старушка, вынырнувшая с сумкой-тележкой изза припаркованных у обочины машин. В тот момент я мысленно поблагодарил Mazda6 за острый руль и цепкие тормоза…

Третий эпизод - проезд светофора на мигающий зеленый или на желтый. Без аргументов черного ящика попробуйте доказать инспектору, что вы не нарушали правила.

Должен сказать, мерцающий зеленый огонек камеры (идет запись) магическим образом прибавляет уверенности сидящему за рулем. Водитель знает, что в критической ситуации ему теперь есть чем подкрепить свои слова. Интересно, а как оценивают появление новинки должностные лица ГИБДД, юристы, представители страховых компаний?

Комментарий автоюриста Сергея Радько

- Каково в целом отношение к появлению в автомобиле видеорегистратора?

Только положительное. Камера позволит объективно фиксировать дорожнуюобстановкуивсю окружающую ситуацию, можнопредъявить эту запись в случае вменения нарушения или совершения ДТП. Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГИБДД, и расхожая фраза «у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора», получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

- Будут ли сотрудники ГИБДД принимать в расчет показания этого прибора, устанавливая виновного в ДТП?

Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы, а потому трудно сказать, насколько велико будет доверие к записи, сделанной видеорегистратором, однако наличие такой записи однозначно не позволит сотрудникам ГИБДД произвольно трактовать обстоятельства происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях, ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и проч.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГИБДД, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения. При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГИБДД (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами, а потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

- Ваш прогноз - при массовом внедрении видеорегистраторов снизится ли число ДТП и противоправных действий (подставы и т.д.)?

При массовом внедрении можно прогнозировать снижение числа ДТП, однако, поскольку причины этих происшествий в основном заключаются в нарушениях правил дорожного движения, значительного снижения количества нарушений ожидать не стоит - видеорегистратор, скорее, поможет гражданину защитить самого себя в случае неправомерных действий со стороны других лиц. Оказывать же психологическое влияние на других водителей камера будет лишь косвенно, хотя бы потому, что при действующем законодательстве, возлагающем ответственность за нарушение правил дорожного движения именно на водителя транспортного средства, прежде всего необходимо доказать, кто конкретно был за рулем автомобиля в момент нарушения. Если же лицо водителя не зафиксировано, доказать его присутствие за рулем весьма проблематично. Поэтому наибольшее практическое применение данный прибор найдет скорее именно в спорных ситуациях, когда гражданину необходимо доказать свою правоту. Однако все-таки можно предположить, что чем более широкое распространение получит камера, тем более внимательными будут участники дорожного движения друг к другу.

Алексей Саенко, заместитель руководителя юридического департамента ООО «Росгосстрах-Столица»

Помогут ли данные видеорегистратора установить виновного в ДТП? Вопрос интересный. Тут нужно принципиально разделить два момента: первый - административное разбирательство, то есть признание лица нарушившим ПДД, и второй - судебное разбирательство, связанное с исками о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП. Сразу оговорюсь, это влияет исключительно на то, какими кодексами и статьями регулируется использование подобных данных. В первом случае вопрос использования тех или иных доказательств регламентируется КоАПом (ст. 26.2):

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Под показания специальных технических средств эта камера не подходит, так как не является измерительным прибором, утвержденным в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Но КоАП подобную съемку приравнивает к документам (п. 2 ст. 26.7), поэтому эти данные могут быть рассмотрены наравне с прочими доказательствами.

Во втором случае вопрос регламентирован Гражданским процессуальным кодексом (ст. 55):

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Причем аудио- и видеозаписи могут быть на электронном носителе (ст. 77 ГПК).

Таким образом, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при решении вопроса о возмещении вреда данные видеорегистратора могут быть использованы и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

Предполагаю, что проблема возникнет лишь в том случае, если другая сторона будет оспаривать достоверность записи (видеофайл может быть смонтирован и с помощью компьютера). Однако экспертиза способна показать, вносились ли изменения в запись - такие технологии уже используются.

Николай Казанцев, председатель регионального Комитета по защите прав автомобилистов:

Считаю, что видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится.