Чем занимается логист в транспортной компании и как получить такую работу

ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ - комплекс операций, выполняемых при доставке грузов на производственные предприятия, строительно-монтажные площадки, заводы строительной индустрии (или от них), при перемещении грунта и т. д. Стоимость транспортных работ, в зависимости от района и местных условий, составляет примерно 20-30% от общей стоимости строительства. На выполнении транспортных работ и связанных с ними погрузочно-разгрузочных работ в строительстве в 1962-64 было занято ежегодно около 900-990 тысяч человек. На 1 января 1965 транспортные организации, находящиеся в ведении строителей, имели в своем распоряжении свыше 350 тысяч автотранспортных машин, а также значительное количество транспортных средств для перевозки строительных грузов железнодорожным и водным транспортом. Для перевозки массовых грузов на договорных началах привлекается также транспорт общего пользования.

Строительные грузы перевозятся на транспортных средствах специализированных и общего назначения. Применение специализированных транспортных средств позволяет осуществлять перевозки крупноразмерных изделий, конструкций и узлов для укрупненного монтажа, а также значительно сократить потери материалов во время перевозок и затраты труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. К специализированным средствам в автомобильном транспорте относятся панелевозы, фермовозы, трубовозы, цементовозы, бетоновозы, растворовозы, битумвозы и др. В железнодорожном транспорте к специализированным средствам относятся - полувагоны с открывающимися днищами (гондолы), полувагоны - самосвалы (думпкары), цистерны для перевозки цемента, вагоны бункерного типа (хопперы), вагоны с раздвижной крышей и др.; в водном транспорте - саморазгружающиеся баржи-площадки для перевозки леса, камня, саморазгружающиеся металлические баржи для нерудных материалов, металлические суда для цемента и других порошкообразных материалов. Если на доставке строительных грузов на строительную площадку в основном применяется автомобильный транспорт, то непосредственно на площадке в качестве внутрипостроечного транспорта для подачи сыпучих материалов, бетонной и растворной смеси и перемещения грунта широко используются средства непрерывного транспорта, такие как звеньевые и ленточные транспортеры, конвейеры, канатные и подвесные дороги, бетононасосы, растворонасосы, пульповоды со станциями подачи и перекачки.

Для вертикального транспортирования строительных грузов служат также различные краны, грузовые лифты, подъемники и т. д. Совершенствование транспортных работ идет по двум основным направлениям: разработка новых, отвечающих современным требованиям, транспортных средств и совершенствование производства и организации транспортных работ.

При разработке новых транспортных средств особенно важно повышение их грузоподъемности, проходимости и долговечности, снижение собственного веса и расхода горючего (энергии), а также обеспечение доставки на строительно-монтажные площадки конструкций, изделий и узлов высокой заводской готовности. За последние годы созданы: прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 120 т, железнодорожные полувагоны-самосвалы грузоподъемностью 140-180 т, двадцатиосные транспортеры грузоподъемностью до 300 т, двухкорпусные суда - катамараны, обладающие большой скоростью, широкими палубными площадями и малой осадкой, безрамные автоцементовозы грузоподъемностью до 24 т и другие.

Из организационных мероприятий наиболее эффективны и все большее распространение получают: доставка деталей, конструкций и оборудования на монтаж с транспортных средств («с колес»); создание комплексных бригад транспортников и механизаторов. Например, при разработке и вывозке грунта; применение централизованных перевозок. Монтаж с транспортных средств позволяет снижать общие затраты за счет ликвидации приобъектных складов, устранения повреждений стеновых панелей и панелей перекрытий во время перегрузок их на приобъектных складах, более рационального использования монтажных средств и повышения производительности труда монтажников.

Внедрение оптимальных схем перевозок (с использованием электронно-вычислительной техники) снижает затраты, связанные с транспортированием грузов, на 8-12% , а среднее расстояние перевозок - до 15% . Централизованные перевозки, представляющие собой совокупность мероприятий, обеспечивающих своевременную и комплектную доставку строительных грузов автотранспортной организацией от склада завода-изготовителя, станции разгрузки, причала и т. д. до строительной площадки или предприятия строительной индустрии, за последние годы получают все большее распространение. При применении централизованных перевозок заявки на перевозки грузов представляют поставщики; погрузочные операции производятся силами и средствами грузоотправителя; экспедиторские функции выполняются шоферами; разгрузочные операции выполняются силами грузополучателя.

Грузоотправитель или сбытовая организация, в соответствии с заключенным договором, оплачивает автотранспортной организации стоимость перевозок и экспедирования. Централизованные перевозки позволяют широко применять рациональные (с минимальными нулевыми пробегами) маршруты и тем самым значительно повысить коэффициент пробега автомобилей. Бесперегрузочная доставка грузов, пакетирование и контейнеризация также дают большой технико-экономический эффект.

Лит.: Барановский А. Г., Организация автотранспорта в строительстве, М., 1960; Овэс И. С. [и др.], Опыт и эффективность централизованных перевозок строительных грузов в Москве, М., 1962; Специализированные транспортные средства для перевозки строительных материалов и конструкций, М., 1964; Таубер М. И., Организация автомобильных перевозок на строительстве, М., 1952; Рапопорт М. М., Механизация учета работы грузового автомобильного транспорта, М., 1960.


Логистика — крупный бизнес, в котором задействовано множество разнопрофильных компаний — транспортные, информационные, производственные… Должность логиста в любой из этих компаний является востребованной и при этом ответственной.

Логист — это специалист, который организует и координирует доставку товаров от производства до точек реализации. Хороший специалист всегда имеет несколько вариантов доставки груза и знает, как сделать так, чтобы товар дошел до потребителя своевременно и с минимальными издержками.

Среди логистов есть масса специализаций: закупщики, транспортные логисты, специалисты ВЭД, менеджеры склада и много узких

Роботы и современная логистика . Одним из лидеров автоматизации складской работы считается торговая компания и одновременно крупнейший интернет-магазин Amazon. На 2018 год они на складах внедрили более ста роботов-погрузчиков, повысив эффективность работы на 22%. То, что человек выполняет за один час, робот успевает сделать за 15 минут.

Компания Амазон продолжает свои исследования и, возможно, в ближайшем будущем жители США увидят беспилотные грузовики, доставляющие товары в различные уголки Америки.

Места работы

Должность логиста востребована в первую очередь в фирмах, занимающихся грузоперевозками. Кроме того, логисты нужны любым производственным компаниям — от промышленных предприятий до агрофирм, поскольку производимую продукцию необходимо доставлять покупателям.

История профессии

«Логистика» — понятие еще древнегреческое, означающее буквально «расчет, размышление». И в Древней Греции, и позднее в Византийской империи логистика была способом организации армейских поставок. А поскольку войны в те времена случались повсеместно, то наука о перевозках вооружения была очень востребована. Постепенно из способа обеспечения войск логистика перешла «на гражданское положение», и обязанности современного менеджера по логистике стали выполнять купцы и торговые компании, расширяющие свою торговлю за пределы родного города.

Обязанности логиста

Основные должностные обязанности логиста выглядят следующим образом:

  • Организация и координация грузоперевозок.
  • Составление маршрутов транспортировки грузов.
  • Управление складскими запасами и заказами;
  • Ведение документооборота (как правило, в 1С), контроль договоров и счетов от контрагентов, составление отчетов.
  • Прием и контроль автотранспорта.
  • Координация работы водителей.
  • Мониторинг и анализ затрат на логистику.

Также список того, чем занимается логист, может включать следующие дополнительные функции:

  • Формирование товарных отчетов, проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности для бухгалтерии.
  • Распределение товаров на складе (учет наличия складских мест).
  • Взаимодействие с представителями компаний-импортеров.
  • Оповещение руководителей компаний-партнеров об изменениях цен и условий работы.
  • Деятельность в сфере ВЭД.

Требования к логисту

Обязательные требования к логисту:

  • Высшее образование.
  • Владение ПК, знание офисных программ и 1С.
  • Знание основ документооборота.
  • Знание транспортного законодательства.
  • Опыт работы по специальности или в смежных сферах.

Помимо того, что должен знать логист обязательно, работодатели часто выдвигают дополнительные требования:

  • Гражданство РФ.
  • Свободное владение иностранным языком (чаще английским, иногда — немецким или французским).
  • Опыт работы в сфере ВЭД:
    • знание нормативно-правовой базы ВЭД, законодательства в сфере международных перевозок;
    • опыт работы с таможней;
    • опыт работы с международными перевозчиками (ж/д, морскими, авиа).
  • Знание основ складского учета и систем контроля складских запасов.

Кроме того, часто компании-работодатели обращают внимание на возраст претендента — обычно он указывается в пределах 23-35 лет.

Образец резюме логиста

Как стать логистом

Базовые знания и навыки логиста можно освоить, получив высшее экономическое образование. Но чаще всего, этого достаточно только для того, чтобы устроиться помощником менеджера по логистике и заниматься мелкими делами.

Основной опыт специалисты получают в процессе работы, т.к. в грузоперевозках очень быстро меняется ситуация, цены, сроки. Информация быстро устаревает и это требует постоянного самообучения и участия в организации перевозок. Требуется около 2-х лет, чтобы понять рынок на хорошем уровне и найти высокооплачиваемую работу в логистике.

Техническую базу автотранспорта образуют: подвижной состав (автомобили, полуприцепы, прицепы и т.д.); дороги; автотранспортные предприятия.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Автомобили можно разделить на: грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузопассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.

К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций — автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.

Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания , карбюраторные , дизельные , газобаллонные , газотурбинные , электрические), по грузоподъемности (особо малой (до 0,5 т), малой (0,5 - 2 т), средней (2 - 5 т), большой (5 - 15 т) и особо большой (свыше 15 т)), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения , числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).

По назначению автомобили бывают: транспортные; специальные; спортивные.

Транспортные - предназначены для перевозки грузов и пассажиров.

Специализированные - для выполнения технических функций.

Спортивные - для достижения рекордов скорости и демонстрации технических достижений.

Основные технико-эксплуатационные достоинства автомобильного транспорта:

1. Маневренность и большая подвижность, мобильность;

2. Доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;

3. Автономность движения транспортного средства;

4. Высокая скорость доставки;

5. Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

6. Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.


Относительные недостатки автомобильного транспорта:

1. Большая себестоимость;

2. Большая топливо-энергоемкость, металлоемкость;

3. Низкая производительность единицы подвижного состава (130 - 150 тыс. т-км в год);

4. Наибольшая трудоемкость (на 1 транспортное средство требуется не менее 1 водителя);

5. Загрязняет окружающую среду.

Основные показатели работы автомобильного транспорта: объем перевозок грузов, т; грузооборот, т/км; средняя дальность перевозки 1 т груза, км; объем перевозок пассажиров; пассажирооборот, пассажиро-км; средняя дальность поездки 1 пассажира, км. и т.д.

Пропускная способность определяется максимальным количеством тон груза или числом пассажиров, которое может быть перевезено на автомобильном транспортном средстве за определенный промежуток времени. Она может быть выражена и числом транспортных единиц.

Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих качество или количество выполненной им работы.

Качественные показатели - характеризуют степень использования грузового автомобильного транспорта:

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля;

Среднее расстояние ездки автомобиля с грузом;

Среднее расстояние перевозки 1 т груза;

Коэффициент использования пробега автомобиля;

Техническая и эксплуатационная скорости;

Коэффициент использования автопарка, выпуск автомобилей на линию, тех. готовности;

Время нахождения в наряде.

Количественные показатели - характеризуют результативность работы подвижного автомобильного грузового транспорта:

Количество ездок;

Общее расстояние перевозок;

Пробег автомобиля с грузом;

Объем перевозок;

Транспортна работа (грузооборот).

Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта (кроме общетранспортных), следующие.

Бюджет времени автомобилей определяется в автомобиле-днях АД или автомобиле-часах At . Общий бюджет времени нахождения автомобилей в хозяйстве АД хоз складывается из времени пребывания автомобиля в технически исправном состоянии, т. е. готовым к эксплуатации АД гэ и времени нахождения в ремонте или ожидания ремонта АД р :

АД хоз = АД гэ + АД Р; At хоз = At гэ + At p .

Коэффициент технической готовности парка

Коэффициент использования парка

.

где АД раб — автомобиле-дни работы автомобиля на линии.

Коэффициент использования пробега автомобиля β а равен отношению расстояния пробега с грузом L гр к общему пробегу автомобиля за время оборота:

Среднесуточный пробег автомобиля К сс определяется отношением общего пробега автомобиля за определенный период времени t к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за тот же период:

.

В общий пробег автомобиля входит расстояние пробега с грузом порожняком L пор и нулевой пробег L 0 , т. е. расстояние пробега от гаража до места работы и возврата автомобиля в конце смены в гараж.

Показатели транспортной работы определяют преиму­щества и особенности того или иного вида транспорта. Одни по­казатели характеризуют возможности транспорта, другие позво­ляют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый ва­риант транспортного обслуживания.

Показатели позволяют оценить:

– размеры работы, например объем и дальность перевозки, грузо- и пассажирооборот, грузонапряженность, плотность транс­портной сети, транспортную подвижность населения, произво­дительность труда, трудоемкость;

– технико-эксплуатационные характеристики, например провозную и пропускную способности, сроки и скорости доставки, производи­тельность транспортных средств;

– экономические (стоимостные) данные и результаты, напри­мер тарифы и цены на транспортные услуги, стоимость основных производственных фондов, удельные капитальные вложения, се­бестоимость перевозок, рентабельность, стоимость грузовой мас­сы в процессе перевозки, прибыль.

Объем перевозок грузов (Qт) – это число тонн перевозимой про­дукции в единицу времени. Объем перевозок может быть местным для транспортного участка или пункта и транзитным. Единицей вре­мени может быть любой период: сутки, неделя, декада, месяц и год.

Таблица 3. Перевозки грузов по видам транспорта 1 , (млн. тонн)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

внутренний водный

воздушный

1 Перевозки грузов и грузооборот автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта организаций всех видов экономической деятельности; по морскому и внутреннему водному транспорту за 1992 г. – транспорт общего пользования.

Объем перевозки пассажиров (Qпacc) – это число пассажиров, перевезенных в единицу времени.

Показатели объемов перевозок (отправлений) грузов и пассажиров измеряются, соответственно, в тоннах и коли­чеством пассажиров.

Таблица 4. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, (млн. человек)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автобусный 1

таксомоторный

трамвайный

троллейбусный

метрополитены

морской 1

внутренний водный 1

воздушный

1 По автобусному транспорту с 2000 г. – включая перевозки пассажиров и пассажирооборот, выполненный автобусами, привлеченными к работе на маршрутах общего пользования; по морскому и внутреннему водному транспортувключая данные по организациям всех видов экономической деятельности.

Объем перевозок координируется с основными показателями всех отраслей экономики. Он позволяет судить о качестве транспортного обслуживания отраслей экономики, сравнивая объемы производ­ства товаров или численность жителей с учетом подвижности насе­ления с объемами перевезенных грузов или пассажиров.

На железнодорожном транспорте учитывается также число по­груженных вагонов в целом и по отдельным грузам.

Грузооборот (Рт/км) – количество транспортной работы при пе­ревозке определенных объемов на определенные расстояния.

Грузооборот – произве­дение количества перевезенных грузов (т) и расстояния, на ко­торое они перемещаются (км). Измеряется в тонно-километ­рах (т/км), т.е. перемещение 1 тонны груза на 1 километр.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта – 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его рост возобновился (табл. 5).

Таблица 5. Грузооборот по видам транспорта, (млрд. тонно-километров)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

внутренний водный

воздушный

Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.

Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок грузов на большие расстояния железнодорожный и трубопроводный транспорт, на них и падает основной объем грузооборота – 93% в 2007 г.

Пассажирооборот (Рпacc/км) – количество транспортной рабо­ты по обслуживанию пассажиров, т.е. транспортная работа по пе­ревозке пассажиров.

Пассажирооборот – произведение количества пе­ревезенных пассажиров (человек) и расстояния, на которое они перемещаются (км). Измеряется в пассажиро-километрах (пасс/км), т.е. перемещение одного пассажира на 1 километр.

Размеры пассажирооборота зависят от транспортной подвижности населе­ния, т.е. числа поездок в год, приходящихся на одного жителя, и средней дальности поездок, а также от уровня жизни населения (табл. 6).

Таблица 6. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, (млрд. пассажиро-километров)

Транспорт – всего

в том числе по видам:

железнодорожный

автобусный

таксомоторный

трамвайный

троллейбусный

метрополитены

внутренний водный

воздушный

Грузо- и пассажирооборот являются для экономики вторичны­ми показателями, но для транспорта они очень важны, так как на их основе проводится расчет необходимого количества транспорт­ных средств для перевозки данного объема грузов с учетом конк­ретных условий эксплуатации, количества топлива, запасных ча­стей и других затрат, необходимых предприятию для нормальной работы.

Средняя дальность перевозки (Lcp), измеряемая в километрах, – это отношение суммарного грузооборота к общему объему пере­возки груза или суммарного пассажирооборота к объему перевоз­ки пассажиров:

Lср = Рт-км / Qт

Можно определить среднее расстояние как частное от деления суммы грузовой и пассажирской работы на общий объем перево­зок грузов и пассажиров. Этот показатель характеризует сферы де­ятельности данного вида транспорта.

Грузо- и пассажиронапряженность (έ) – характеристика степе­ни загрузки работой определенного участка транспортной сети (т-км/км):

έ = Рт-км / Lэкспл

где Lэкспл – длина эксплуатационной сети, на которой осуществ­ляются перевозки.

Грузо- и пассажиронапряженность – очень важный показатель, дающий основу для определения возможностей повышения про­пускной и провозной способностей сети. Если значение этого по­казателя велико – идет интенсивная эксплуатация (использова­ние) участка сети. Чрезмерное увеличение значения данного по­казателя лишает сеть резерва по пропуску дополнительных транс­портных средств, а следовательно, усложняет работу транспорта на данном участке. В таких ситуациях возможна или необходима трансформация (изменение) сети путем строительства дополни­тельных участков в том же направлении, расширения дорог и тому подобных мероприятий. Слишком малое значение данного пока­зателя говорит о неэффективности использования участка сети и может служить основанием для закрытия данного направления.

Железнодорожный транспорт России работает с большой грузо- и пассажиронапряженностью, исчисляемой 15,5 млн. приведен­ных т-км/км (для сравнения: на автомобильном транспорте этот показатель составляет 0,8 млн. приведенных т-км/км), что лишает некоторые железные дороги возможности пропуска поездов с по­вышенной скоростью из-за отсутствия резерва.

Сложение грузовой и пассажирской работы в их абсолютных величинах несколько неправомерно, поэтому применяют поня­тие приведенной продукции с использованием коэффициента при­ведения грузовой работы к пассажирской.

Сроки выполнения перевозки обычно измеряются в сутках. При рыночных отношениях и применении логистических принципов построения транспортного процесса данный показатель имеет пер­востепенное значение.

Себестоимость перевозок определяется затратами, необходимы­ми для производства единицы транспортной работы. Она измеря­ется в копейках или рублях на тонно-километр (пассажиро-километр).

Удельные капиталовложения – это совокупность единовремен­ных затрат, направленных на создание новых или реконструкцию либо модернизацию действующих основных фондов (постоянные устройства и подвижной состав для работы транспорта), прихо­дящихся на 1 т или 1 т-км. Стоимость, например, двухпутной железной дороги на 30–40 % выше, чем однопутной, и сопоста­вима по стоимости с автомобильной дорогой 1-й и 2-й категорий. Затраты на постоянные сооружения и подвижной состав (в %) соотносятся на железнодорожном транспорте как 60:40; на авто­мобильном транспорте – 30:70; на воздушном транспорте – 20:80; на трубопроводном транспорте – 90:10. Дорогим считается под­вижной состав воздушного и морского транспорта.

Стоимость грузовой массы , находящейся на транспорте при пере­возке грузов, зависит от цены груза и длительности (сроков) дос­тавки. Показатель очень важный, так как это – оборотные средства (вложенные в товар для его реализации и возврата при продаже для дальнейшего производства) и на период перевозки они являются омертвленным капиталом грузовладельца. Данным показателем можно оценивать качество работы транспорта.

Производительность труда – это отношение транспортной рабо­ты к числу занятых в ней работников. Измеряется производитель­ность труда в тонно-километрах (пассажиро-километрах) на одного человека, например производительность труда на трубопроводном транспорте – 12 млн. т-км/чел., на автомобильном транспорте – 140–160 тыс. т-км/чел., на речном транспорте – 2 млн. т-км/чел.

Производительность транспортного средства может быть рас­считана при необходимости определения эффективности данного типа подвижного состава.

Трудоемкость – показатель, обратный производительности тру­да. Он дает информацию о затрате трудовых ресурсов для произ­водства единицы транспортной работы на данном виде транспорта.

Плотность транспортной сети определяется частным от деле­ния суммы длин эксплуатируемых участков дорог данного вида транспорта на общую площадь территории, на которой они рас­положены. Практически все виды транспорта имеют более густую сеть в европейской части страны. В городах обычно наибольшая плотность дорог приходится на центральные части. В настоящее время плотность сетей в городах не соответствует мощности пото­ка транспортных средств, что отрицательно сказывается на каче­стве обслуживания жителей.

Пропускная способность дороги – это максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу вре­мени через сечение дороги. Можно определять пропускную способ­ность мест перегрузки, например порта водного транспорта.

Провозная способность дороги – это общее количество тонн гру­зов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу вре­мени.

Пропускная и провозная способности дороги – очень важные по­казатели для характеристики возможностей транспортной сети и сте­пени ее использования. Они определяются габаритами сети, прежде всего шириной, качеством дорожного покрытия на автомобильных дорогах, глубиной фарватера на водных видах транспорта, степенью прочности железнодорожного полотна и т.д., а также организацией дорожного движения. На основе этих показателей решаются вопросы о развитии сети и ее необходимых параметрах, а также о реорганиза­ции дорожного движения. В крупных городах при увеличившейся ин­тенсивности движения автомобильного транспорта городские дороги не обеспечивают достаточной пропускной способности, что снижает скорость транспортного потока и требует реорганизации всего дорож­ного движения. Так, в Москве построено 3-е кольцо для автомобильно­го транспорта, которое позволит сократить транзитные перевозки по центру города, Московская кольцевая дорога реконструирована и по­зволяет большему количеству автомобилей ехать с повышенной, но допустимой по условиям безопасности скоростью движения (в левом крайнем ряду разрешена скорость до 100 км/ч).

Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называется коэффициентом транспортной слагающей . Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении проблем оптимизации территориальной организации производительных сил.

Существует ряд специфических и интегральных показателей для более детальной характеристики работы подвижного состава каж­дого вида транспорта в определенных условиях эксплуатации, например среднее время оборота вагона на железной дороге, чи­стая интенсивность грузовых работ на морском транспорте. Такие показатели рассматриваются детально в курсах по эксплуатации конкретного вида транспорта.