Чем климат отличается от кондиционера. Чем отличается климат-контроль от кондиционера. Виды и принцип работы климат-контроля

Кондиционер и климат-контроль являются удобными системами охлаждения воздуха. Но данные системы имеют значительные отличия, влияющие как на комфорт пассажиров, так и на работу автомобиля в целом. Ранее, приобретая транспортное средство, автолюбители и не представляли, что такое климат-контроль либо кондиционер. Для кондиционирования салона просто открывалось окно. Однако технологии не стоят на месте и сегодня таким оборудованием никого не удивишь, разве что его отсутствием в салоне современного автомобиля. Об этом далее в статье.

Автомобильные кондиционеры предназначены для создания комфорта в салоне автомобиля и дают возможность в жаркое время наслаждаться приятной атмосферой. Имея кондиционер, не нужно открывать в машине окна — достаточно просто настроить уровень температуры. К тому же, кондиционеры благоприятно влияют на самочувствие людей, находящихся в салоне.

При применении автокондиционера у автомобилистов увеличивается работоспособность, уменьшается утомляемость в жаркое время, в результате чего снижается количество аварий на дорогах. Если ранее автокондиционер считался роскошью, то сейчас это жизненная необходимость, особенно в условиях современных мегаполисов, где автомобилистам очень часто приходится преодолевать длительные пробки.

Принцип работы автокондиционера

По принципу действия кондиционер во многом похож на обычный бытовой холодильник, хотя их внутреннее устройство различное. Правда, даже в пределах автомобилестроения конструктивно автокондиционеры могут отличаться, однако смысл их работы остается неизменным. В любом случае это замкнутая герметичная система, по которой циркулирует фреон. Периодически его необходимо менять, что делается только на сервисной станции.

При нажатии человеком на кнопку пуска механического автокондиционера выполняется активация соответственной электромагнитной муфты, и с помощью прижимного диска приводного узла происходит стыковка шкива с системой кондиционирования. Шкив при этом все время находится в движении и, благодаря ременной передаче, крутится от коленвала.

Затем в действие вступает компрессор, задача которого — сжатие газообразного фреона, из-за чего последний нагревается и поступает в конденсор (т. н. «радиатор» кондиционера). Тут разгоряченный фреон охлаждается с помощью электровентилятора, по умолчанию работающего на первой скорости.

В процессе езды транспортного средства охлаждающий эффект увеличивается, однако если автомобиль неподвижен, к примеру, в пробке, датчики способны фиксировать снижение эффективности системы кондиционирования и инициировать запуск второй скорости вентилятора.

Охладившись в конденсоре, фреон конденсируется и становится жидким. Затем в ресивер-осушителе состав фильтруется от мусора, и фреон начинает двигаться в сторону салона автомобиля. Главное действо разворачивается при его поступлении через терморегулирующий вентиль в испаритель. Тут вещество кипит и становится паром, при этом сильно понижая температуру испарителя. Затем с помощью отдельного вентилятора холодный воздух нагнетается в салон автомобиля. После этого фреон возвращается в компрессор, где начинается новый цикл теплообмена.

Достоинства и недостатки автокондиционеров

Автокондиционеры бывают двух типов: электрические и механические. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Преимущества механических автокондиционеров:

  • Небольшой размер.
  • Экологичность применения.
  • Эффективность работы в процессе движения автомобиля.

Недостатки механических автокондиционеров:

  • Увеличивает потребление топлива (на 30 процентов).
  • Работает лишь при включенном двигателе.
  • Требует длительного монтажа в подкапотном пространстве автомобиля.

Преимущества электрических автокондиционеров:

  • Простая установка.
  • Высокие холодильные способности.
  • Наличие опции «ночной режим».
  • Работа от прикуривателя и/или стандартной розетки.

Недостатки электрических автокондиционеров:

  • Высокая стоимость приобретения автокондиционера, его установки, а также замены фреона.

Как уберечься от простуды при работе кондиционера

Медики предупреждают, что от быстрых перепадов температур наше тело испытывает стресс. Из-за этого развиваются разные недуги, насморк, аллергические реакции, простуда. Однако, это вовсе не значит, что нельзя пользоваться кондиционером, просто им необходимо пользоваться правильно. Для правильного применения нельзя охлаждать салон автомобиля резко, охлаждайте его постепенно, не следует сразу включать автокондиционер на полную мощность. Кроме того, нельзя открывать окна при включенном кондиционере, иначе это создаст сквозняки. А сквозняки — это вообще малоприятная и отдельная тема.

Климат-контроль, чем он отличается от кондиционера

По сути, климат-контроль — это тот же кондиционер, но автоматический. Правда, следует отметить, что кроме охлаждающей функции, данный узел еще выполняет обязанности автомобильной печки. Другими словами, при применении климат-контроля температуру в салоне можно регулировать в обе стороны: и на понижение, и на обогрев.

Данная система располагает сведениями, считываемыми с датчиков, которые находятся в салоне. То есть водитель выставляет удобный для него уровень температуры и сохраняет информацию в памяти оборудования, после чего система самостоятельно следит, чтобы температура не поднималась выше и не опускалась ниже заданных величин.

Достоинства и недостатки климат-контроля

Преимущества климат-контроля перед стандартным кондиционером:

  1. Климат-контроль автоматическим образом поддерживает заданную температуру, в результате чего нет потребности прислушиваться к своим ощущениям и все время регулировать работу кондиционера.
  2. Электронный блок очень быстро реагирует на изменение температуры.
  3. Автомобилист может полностью сконцентрироваться на управлении автомобилем, а не на настройке кондиционера или температуры в салоне.
  4. По причине своевременного отключения функций охлаждения либо нагрева воздуха происходит экономия топлива.

К недостаткам климат-контроля можно отнести высокую стоимость опции.

Регулировка режима кондиционера и климат-контроля, где проще регулировка

Регулировать обычный кондиционер довольно просто даже новичку. Все операции производятся вручную. Как правило, на панели приборов присутствует переключатель оборотов вентилятора, кнопка управления компрессором, регулятор температуры с красной и синей зонами и рычаг распределения потоков воздуха (низ, центр, верх). Безусловно, за всем этим нужно следить, что не достаточно удобно, особенно, если возможность сделать остановку отсутствует.

Что касается климат-контроля, то здесь можно положиться на автоматический режим, обеспечивающий сбор и анализ показателей с датчиков, а также организующий работу системы так, чтобы результат полностью удовлетворял пожелания владельца. На дисплее блока просто выставляется требуемая температура, и все — остальное климат-контроль сделает сам.

Что выбрать, кондиционер или климат-контроль

Безусловно, климат-контроль — бесспорный лидер в обеспечении комфортной езды на автомобиле, о чем свидетельствуют описанные выше преимущества, поэтому такой вариант является предпочтительней. Однако стоит он гораздо больше, чем обычный кондиционер. Да и в случае его поломки придется выложить немаленькую сумму.

Стоит отметить, что можно приобрести климат-контроль раздельного типа, который можно настраивать отдельно на четыре зоны. В таком случае каждый из пассажиров может самостоятельно подобрать для себя оптимальный температурный режим.

Последнее время, при покупке авто, все больше внимания уделяется уровню комфорта, а не техническим характеристикам машины. Один из главных критериев для многих - наличие климат-контроля, поддерживающего влажность воздуха и температурный режим на определенном уровне. В чем особенности этой опции? Как она работает? В чем отличие от кондиционера? Эти и ряд других вопросов рассмотрены ниже.

Назначение климат-контроля

Современные производители знают потребности покупателей, они анализируют рынок и держат «руку на пульсе» новых тенденций, а порой и создают их. Так сложилось, что чем больше технической «начинки» в автомобиле, тем он интересней покупателю. Чтобы привлечь внимание, дополнительные опции прописаны в документации, в рекламной продукции, в объявлениях и на сайтах продаж.

Среди множества функций, отдельную роль играет климат-контроль, достойно заменивший кондиционер и печку. Принцип действия последней знает каждый автолюбитель. При снижении температуры, требуется прогреть мотор, вручную включается обогрев, и направить воздух на нужное место (в ноги, на лобовое стекло или грудную область). С развитием технологий, печка устарела и применяется все реже.

Климат-контроль - уникальная система, отличающаяся сложной конструкцией и лучшей функциональностью. В мануале к автомобилю сказано, что задача устройства - обеспечение комфортной температуры для людей в салоне машины (водителя и пассажиров). При этом оптимальной считается влажность 65-80 процентов и температура - 23-25 градусов Цельсия. Смотрите видео "Как работает климат контроль" ниже.

Система работает в режиме онлайн, контролирует упомянутые параметры и, при снижении (повышении) предельного показателя, запускает систему. Так, при уменьшении температуры ниже установленной нормы, происходит подогрев воздуха до требуемого уровня. Если ситуация складывается по обратному сценарию, то в работу вступает кондиционер.

Климат-контроль устанавливается на многих автомобилях, вне зависимости от типа кузова или класса. Он монтируется на легковых машинах, грузовиках, автобусах, а также на самоходных устройствах и механизмах.

Со вторым показателем - влажностью воздуха - все сложнее. При увеличении этого параметра, запотевают стекла в автомобиле (в том числе, и лобовое стекло), ухудшается видимость, и возрастает риск попадания в ДТП. Климат-контроль делает воздух суше, за счет действия испарителя кондиционера. В итоге, на стенках теплообменника появляется роса, а вот риск запотевания стекол снижается.

Главный плюс системы - в возможности автоматического выполнения задач, без участия водителя. При этом производители не остановились на достигнутых результатах. Последние версии климат-контроля более совершенны. Так, появилась функция зонирования, благодаря которой, в разных частях салона, создается индивидуальный микроклимат. К примеру, для области водителя может задаваться одна температура, а для пассажира - другая (но об этом позже).

Принцип действия

Многие интересуются, в чем особенности системы, как работает климат-контроль. Здесь главные помощники - датчики, которые контролируют температуру за бортом и в салоне машины. Поступающий поток воздуха нагоняется, с помощью вентилятора, и делится на две части. Одна направляется через конденсаторный испаритель, а другая - через радиатор печки. Далее воздушные массы смешиваются и подаются в различные участки салона, через сложную систему дефлекторов и каналов.

Направление потоков корректируется, путем изменения позиции одной из шторок (дополнительной или центральной) или, как их еще называют, заслонок. Раньше положение таких устройств менялось только в ручном режиме. Сегодня этот процесс происходит автоматически. Главный исполнительный орган - сервопривод, который управляет заслонками и, тем самым, сужает или расширяет сечение каналов.

Функция управления элементами климат-контроля лежит на ЭБУ (электронном блоке управления). Все, что требуется от пассажира - задать интересующие его показатели (температуры и влажности). Далее система делает работу самостоятельно.

Установка температуры производится, с помощью регулятора (устанавливается на приборной панели). Как только водитель (пассажир) выставляет нужный показатель, информация направляется к процессору. Последний принимает данные от датчиков, анализирует их и дает команды исполнительным органам автомобиля, с учетом внесенного алгоритма.

Фиксация климатических параметров производится в онлайн-режиме, что связано с их изменчивостью, в зависимости от многих факторов. Климат-система отслеживает эти показатели, фиксирует их и принимает меры.

Конструктивные особенности

Климат-контроль - сложная система, которая устанавливается и настраивается еще на этапе сборки автомобиля (на заводе). Для реализации возложенных на нее задач, в состав устройства входит группа жизненно важных узлов, а именно:

  • Кондиционер и отопитель.
  • Вентилятор для нагнетания потока воздуха.
  • Контролирующие датчики (фиксируют температуру и положение заслонок).
  • Процессор («голова» системы).
  • Панель управления.
  • Группа дефлекторов и воздуховодов (через них подается воздух).
  • Блок заслонок для регулировки.

Каждый из представленных элементов несет индивидуальную функцию. Так, задача вентилятора - создать необходимое давление и обеспечить тем самым работоспособность устройства. При этом воздух для нагрева (охлаждения) поступает как изнутри салона, так и из улицы.

Испаритель кондиционера и печной радиатор - устройства, смонтированные в общем кожухе с блоком заслонок. Задача группы устройств - приведение параметров (влажности, температуры) к заданным показателям.

Дефлекторы и группа воздуховодов распределяют воздушные потоки в различные участки автомобиля, с учетом установленной программы. Функция управления лежит на процессоре, которые собирают информацию с датчиков, переключателей и регуляторов, после чего анализирует данные и раздает команды.

Кроме главной функции, направленной на создание комфортных для водителя и пассажиров условий, климат-система выполняет еще ряд задач:

  • Обдув лобового стекла, для борьбы с запотеванием поверхности. В этом случае, система осушает воздух, а двигатель вентилятора переходит на полную мощность.
  • Обдув лобового стекла, а также ног людей в салоне машины, теплым потоком воздуха.
  • Подача охлажденного воздуха к различным участкам тела - к конечностям (рукам, ногам) или лицу. При этом поток направляется в различных комбинациях или по отдельности.
  • Режим рециркуляции, когда используется воздух внутри салона. Благодаря такой опции, удается быстро нагреть или охладить салон. Кроме того, рециркуляция полезна, при перемещении по загрязненному городу (при сильной загазованности воздуха). Для контроля загрязнения, климат-контроль оборудуется специальным датчиком, измеряющим объем вредных веществ в поступающем из улицы воздухе. Когда он превышает норму, дается команда на перекрытие подачи воздуха извне.
  • Ручное управление. В этом случае, водитель самостоятельно включает отопитель или кондиционер, не опираясь на автоматику системы.

Особенности применения

Климат-контроль - индивидуальная система, которая разрабатывается под определенную модель авто. У различных производителей такие устройства часто различаются по функциональности, сложности исполнения, заданной программе и прочим аспектам.

Бюджетные системы отличаются грубой регулировкой воздушного потока и низким уровнем автоматизации. Как следствие, возможны сбои в работе, в том числе, и подача не прогретого воздуха в салон.

Продвинутые устройства держат под контролем больше показателей и отличаются лучшей функциональностью. Кроме стандартных возможностей, они проверяют качество воздушного потока и подключают к работе блоки с фильтрующими элементами (при наличии такой необходимости). Такие фильтры состоят из картриджей, выполненных с применением специальной бумаги или активированного угля. Задача устройств - очистка поступающего воздуха от пыли, газа и прочих вредных для здоровья частиц.

Диапазон температур, устанавливаемый в современных системах, составляет 16-30 градусов Цельсия. Нижний предел ограничен - для устранения риска переохлаждения организма. Что касается верхнего уровня, то прогрев воздуха выше 30 градусов Цельсия нецелесообразен.

Для достижения максимального комфорта, температура в салоне должна быть ниже на 6-7 градусов Цельсия, чем температура снаружи. Чтобы ускорить работу климат-контроля, можно приоткрыть окна в машине, что гарантирует быстрое вытеснение горячих (холодных) воздушных масс.

Двухзонный климат-контроль: плюсы и минусы

Каждый человек индивидуален, чем обусловлена разница в восприятии температуры поверхностью кожи. Так, температура 20 градусов Цельсия может быть комфортна для водителя, но неприемлема для пассажира на соседнем сидении. Чтобы избежать проблем с настройкой, разработчики придумали системы с двухзонным принципом работы. Их особенность - в возможности установки различной температуры для разных частей салона.

В бюджетных устройствах, разница температур в различных зонах может составлять 4-6 градусов Цельсия. В более дорогом климат-контроле это показатель может быть выше. В зависимости от технических характеристик, система имеет ряд преимуществ:

  • Четкая отработка и реализация заданного алгоритма.
  • Возможность установки разного температурного режима для области водителя и пассажира.
  • Снижение риска запотевания стекол, из-за негативного действия внешних и внутренних факторов.

Наличие двухзонного климат-конроля - гарантия комфорта водителя и пассажира. При этом растет безопасность системы, повышается ее эффективность. Главное - при покупке обращать внимание на число и место установки датчиков. От упомянутых факторов зависят возможности монтажа, а также способность поддерживать требуемый уровень температуры и влажности.

Отличия кондиционера от климат-контроля

Многие автовладельцы - новички путают рассматриваемую систему с обычным кондиционером. Кроме того, существует мнение о взаимозаменяемости этих устройств. Мол, зачем платить больше, если зимой салон машины успешно прогревает печка, а летом с жарой справляется кондиционер.

Упомянутое утверждение верно, но только при условии сохранения внешних и внутренних температурных условий без изменений. Если машина находится в движении, то удерживать температуру (влажность) на определенном уровне невозможно. Меняются скорость транспортного средства и направление его движения, а вместе с этим, корректируется давление воздушного потока, меняется его температура.

Кондиционер активируется не сразу - ему требуется какое-то время, после пуска силового узла. Как следствие, возникает ряд неудобств, связанных с необходимостью ручного регулирования системы.

Главная отличительная особенность климат-контроля - наличие системы управления, которая не предусмотрена в обычном кондиционере. Ее задача заключается в контроле текущих параметров и их корректировке, без участия водителя. В рассматриваемой системе, кондиционер - только один из элементов. Его задача заключается в снижении уровня влажности и уменьшении температуры. Далее воздух смешивается с теплым потоком, в результате чего, и обеспечивается комфорт для людей в салоне.

Как правильно использовать возможности климат-контроля зимой?

При снижении температуры за бортом ниже нуля, система работает только на обогрев воздуха. Из-за низкого уровня влажности, работы печки достаточно для прогрева салона. Если отключить кондиционер, то на уровне комфорта в салоне это никак не скажется.

По-иному выгдядит ситуация, когда температура на улице выше нуля градусов Цельсия или около того, а влажность повышена (к примеру, идет снег). При такой погоде, высок риск запотевания стекол, поэтому климат-контроль стоит перевести в автоматический режим. При этом система подключает кондиционер и отопитель, что гарантирует быстрое устранение влаги из воздушного потока.

В идеале, при выборе подходящего режима, стоит ориентироваться на рекомендации производителя и личный опыт эксплуатации.

Таким образом, климат-контроль - это система, работа которой направлена на создание комфортных условий в салоне без участия человека (в автоматическом режиме). Как правильно пользоваться климат-контролем?

Видео: Как работает климат контроль в автомобиле

Если видео не показывает, обновите страницу или

В салоне автомобиля комфортные условия обеспечиваются специальной системой, регулирующей влажность и температуру воздуха. Всем водителям она известна под названием климат-контроль, что очень точно отображает её функции и назначение. Большинство современных машин оснащено такими системами разного уровня сложности. Информацию о наличии климат-контроля можно посмотреть в технической документации авто.

Первым устройством, обеспечивающим комфортный микроклимат в салоне машины, была печка. Часть вырабатываемой ею тепловой энергии шла на отопление. Сейчас это устройство считается примитивным и не способным создавать комфортные условия, особенно в жаркую погоду. В этой статье мы расскажем о системе, пришедшей ему на замену. Другими словами, вы узнаете, что такое климат-контроль в автомобиле.

Определение

Сложные конструкции современных систем помогают им решать широкий спектр задач. Давайте попробуем разобраться в предназначении климат-контроля.

В технической документации сказано, что система обеспечивает комфортные условия для пассажиров и водителя. Самым благоприятным для человека диапазоном температур считается 22-25 °C при влажности 65-80%. Климат-контроль отслеживает эти параметры и поддерживает их постоянство.

Температурный режим регулируется с помощью кондиционера и печки. А вот с влажностью дело обстоит сложнее, так как водяные пары конденсируются на стёклах машины. Это причиняет неудобство и затрудняет обзор водителю. Хороший климат-контроль осушает воздух путём его прогонки через испаритель кондиционера. Благодаря этому вода оседает в виде росы на стенках теплообменника. А понижение влажности исключает запотевание стёкол.

Сейчас данным устройством оснащается большинство транспортных средств (от легковых машин до грузовиков). Также его ставят на самоходные механизмы и специальную технику.

Теперь вы знаете, что такое климат-контроль в автомобиле. Но для полноты картины необходимо рассмотреть ещё несколько важных моментов.

Принцип работы климат-контроля автомобиля

При помощи датчиков это устройство отслеживает температуру воздуха снаружи и внутри машины. Поток извне нагнетается в салон вентилятором, разделяясь на 2 части: одна проходит сквозь испаритель кондиционера, а вторая - через печку. После теплообменников смешанный воздух поступает в салон через сеть дефлекторов и коробчатых воздуховодов.

Параметры регулируются с помощью изменения положения шторок (центральной и дополнительных). Их называют заслонки температурного регулирования. Поворот заслонок осуществляется электрическими сервоприводами, которые уменьшают или увеличивают сечение каналов. Всё описанное выше контролируется через блок управления климат-контролем.

Регулятор на панели этого устройства позволяет установить желаемую температуру, например 24 °C. Эти данные поступят в процессор, который, в соответствии с запрограммированным алгоритмом и полученной с датчиков информацией, будет управлять работой системы. Так как внутренние и наружные параметры постоянно изменяются, их отслеживание происходит в режиме реального времени.

Компоненты

Разработка и установка климат-контроля на машину осуществляется в процессе её сборки на заводе компании-изготовителя. Для выполнения возложенных на устройство функций в его конструкции есть ряд компонентов:

  • кондиционер;
  • панель управления;
  • процессор;
  • датчик температуры положения заслонок;
  • отопитель;
  • нагнетающий вентилятор;
  • система дефлекторов и воздуховодов;
  • блок направляющих заслонок.

У каждого элемента системы своя функция.

Вентилятор создаёт давление. В режиме рециркуляции воздух забирается системой как изнутри, так и снаружи.

Блок заслонок монтируется в одном корпусе с испарителем кондиционера и радиатором печки. Такая конструкция позволяет привести параметры воздушного пространства в соответствии с установленными значениями.

Система дефлекторов и воздуховодов распределяет потоки по салону авто в соответствии с определённой программой. Управление осуществляется при помощи процессора, получающего данные с панели от переключателей, регуляторов и датчиков.

Работа климат-контроля в автомобиле напрямую зависит от состояния его программы управления и компонентов.

Дополнительные режимы

Кроме основных функций для создания комфортного микроклимата, устройство может иметь ряд дополнительных режимов:

  • Обдува нижней части салона и ветрового стекла тёплым воздухом.
  • Ручного управления.
  • Обдува лобового стекла для предотвращения конденсации. Для этого воздух осушается, а вентилятор работает на полную мощность.
  • Подачи воздуха к различным частям тела: ногам, рукам, лицу отдельно либо в определённых комбинациях.
  • Рециркуляции.

Последний режим нужен для ускоренного охлаждения или прогрева салона, а также для езды в пробках. В последней ситуации воздух снаружи сильно загазован, и система климат-контроля автомобиля просто перекрывает его подачу в салон. Для этих целей в устройстве предусмотрен датчик, рабочий элемент которого состоит из оксида олова. Его сопротивление меняется в зависимости от уровня концентрации вредных веществ.

Специфика применения

Производители разрабатывают климат-контроль под линейку автомобилей или какую-то конкретную модель. Они различаются по устройству, степени сложности и алгоритму управления.

Недорогие установки обладают малой степенью автоматизации и довольно грубо регулируют воздухообмен. Очень часто при холодном двигателе в салон подаётся неразогретый поток.

В продвинутых установках таких вещей не происходит, так как они контролируют множество разных параметров. В дополнение к другим функциям, современные системы могут не только следить за качеством воздуха, но и задействовать при необходимости фильтры. В последних применяют угольные и бумажные картриджи, задерживающие взвешенные частицы пыли и вредные для человека газообразные вещества.

В современных системах кондиционирования регулировка температуры воздуха осуществляется в промежутке от 16 °C до 30 °C. Во избежание переохлаждения не стоит устанавливать очень низкие значения. Для комфортного пребывания водителя в салоне датчик температуры должен показывать разницу (между салоном и улицей) всего в 5-7 °C. Чтобы ускорить работу устройства, можно приоткрыть окна. Тогда кондиционированный воздух намного быстрее вытеснит их салона холод или тепло.

Двухзонный климат-контроль

Каждый человек обладает индивидуальным восприятием температуры. То есть одно и то же её значение для одного пассажира может быть нормальным, а для другого - дискомфортным. На этот случай автопроизводители придумали двухзонный климат-контроль, когда водитель может выставлять для себя и пассажиров оптимальную температуру.

Перечислим достоинства двухзонного климат-контроля:

  • Водитель и каждый пассажир устанавливает для себя наиболее комфортный микроклимат.
  • Система очень точно отрабатывает запрограммированный алгоритм.
  • Вследствие воздействия наружных и внутренних факторов в таких машинах почти невозможно запотевание окон.

Отличия от кондиционера

У читателей, которые плохо знают, что такое климат-контроль в автомобиле, может появиться вопрос: «Зачем настолько усложнять систему? Ведь вполне можно ограничиться летом кондиционером, а зимой - печкой».

В прошлом так и было, но есть один важный момент. Обе системы способны обеспечить оптимальный микроклимат в салоне, только если наружные и внутренние условия в машине будут неизменны. Для движущегося объекта, коим и является авто, это просто нереально. Напор и температура воздуха меняются вместе с направлением и скоростью движения.

Главное отличие кондиционера и климат-контроля заключается в присутствии системы управления, которая отслеживает все параметры и регулирует их без постороннего участия. Получается, что кондиционер - это один из компонентов установки, выполняющий функцию уменьшения влажности и охлаждения.

Управление климат-контролем зимой

При низких температурах климатическое оборудование машины по большей части работает на подогрев наружного воздуха. В таких условиях влажность воздуха невысока, поэтому печки будет вполне достаточно. Да и отключение кондиционера никак не скажется на эффективности работы климат-контроля.

Всё намного сложнее, когда температура находится на нулевой отметке при дожде со снегом или высокой влажности. В этом случае могут запотеть окна и лобовое стекло. Но блок управления климат-контролем с лёгкостью решит эту проблему, переведя систему в автоматический режим. А чтобы устранить излишки влаги из наружного воздуха, система задействует кондиционер.

Заключение

В этой статье мы выяснили, что такое климат-контроль в автомобиле. Кратко резюмируем всё описанное выше.

  • Установка системы нужна для создания комфортных условий в салоне машины с их автоматическим регулированием.
  • Современное авто с климат-контролем сделает максимально приятным и длительное путешествие, и кратковременную поездку.

Так что, если вы решили купить машину, то остановите выбор на варианте с наличием этого нужного устройства.

    Разберемся в отличиях между автомобильными кондиционером и климат-контролем.

    На то, будет ли пользоваться автомобиль спросом у потенциальных покупателей, влияет и комфорт при нахождении в его салоне. И каким бы ни был роскошным салон, какие бы материалы ни использовались при его отделке, но если температура внутри его слишком низкая зимой или слишком высокая в летнюю жару, то удовольствия машина доставлять уже не будет. Автопроизводители это прекрасно понимают, и поэтому оснащают современные автомобили климатическими системами и системами кондиционирования и вентиляции.

    Первый оснащенный системой кондиционирования автомобиль увидел свет еще в далеком 1953 году. Это был Крайслер Империал. И хотя этот первый автомобильный кондиционер не идет даже близко в никакое сравнение даже с самыми простыми современными автокондиционерами, на тот момент это был просто инновационный прорыв. С тех пор автопроизводители всерьез начали задумываться об установки кондиционеров в свои автомобили.

    Различия между кондиционером и климат-контролем

    Вначале стоит отметить, что разница между этими двумя понятиями очень существенная. Многие путают эти вещи из-за их схожей основной функции – поддержания комфортной для людей температуры внутри салона автомобиля. Следует знать, что автокондиционер был изобретен и начал устанавливаться на авто намного раньше, чем климат-контроль. Намного позже появилась система, контролирующая климат в салоне, и содержит она в себе намного больше: и сам кондиционер, и печку, и другие устройства для контроля температуры в салоне. А некоторые автомобили (например, Infiniti) даже имеют встроенный ионизатор воздуха!

    Автомобильный кондиционер

    Автокондиционер предназначается только лишь для охлаждения воздушного пространства внутри автомобиля. Имея специальный термодатчик за бортом, кондиционер не будет включаться, если температура окружающей среду опустилась ниже определенного значения. После включения кондиционера интенсивность его работы регулируется скоростью вращения вентилятора. Салон охлаждается сильнее при увеличении скорости его работы. На заметку – забитый фильтр салона может не пропускать достаточное количество охлажденного воздуха, и многие автолюбители спешат на специализированный сервис, хотя достаточно просто поменять салонный фильтр.


    В случае необходимости нагрева салона, тепло поступает от автомобильной печки и разгоняется тем же вентилятором.

    Необходимо добавить, что перед подачей воздуха (неважно, теплого или холодного) в салон при работающем кондиционере он предварительно подсушивается перед охлаждением или подогревом.

    Управляется же кондиционер либо ручным механическим переключателем, либо кнопками на панели. Это зависит от модели вашего авто.

    Система климатического контроля

    Климат-контроль отличается от обычного кондиционера тем, что может поддерживать в салоне машины постоянную заданную температуру, которая задается при помощи системы управления, она же и отвечает за интенсивность работы автокондиционера, печки и вентилятора.

    Климат-контроль имеет в своей конструкции несколько встроенных систем, связанных между собой при помощи электронного блока управления, который с помощью датчиков осуществляет контроль за внутрисалонной температурой и влажностью, и наружной температурой и влажностью соответственно. Некоторые климатические системы контролируют даже солнечную радиацию снаружи, но это скорее бесполезная опция.


    Помимо наличия электронного блока управления (ЭБУ) других отличий между двумя описанными выше понятиями и нет, но ЭБУ и делает более комфортным нахождение в салоне автомобиля, оснащенного климатическим контролем. Все, что нужно от водителя – выставить комфортную температуру и все. Управление работой печки, кондиционера и скоростью работы вентилятора, переключение потоков воздуха между воздуховодами (в ноги, на лицо, на стекло и т.д.) не будут больше отвлекать вас от дороги (это все будет делать за вас ЭБУ), а значит, такая система еще в некоторой мере повысит безопасность передвижения.

    Принцип работы ЭБУ

    Специальные датчики, установленные в салоне автомобиля и за его пределами, считывают данные, и передают их на ЭБУ. Он в свою очередь анализирует информацию и сравнивает полученные данные с заданной водителем температурой. Далее ЭБУ, видя разницу между желаемым и действительным, делает расчет необходимых действий и уже либо добавит, либо убавит температуру печки, либо увеличит, либо уменьшит интенсивность обдува, и направит воздух в определенный дефлектор. При этом, как не удивительно, снижается потребление топлива, ведь работа вентилятора и печки будет на допустимо минимальных значениях, что потребует меньшего электричества, вырабатываемого генератором, что в свою очередь ведет к меньшему потреблению топлива.

    Created with Raphaël 2.1.0 Что такое автомобильный генератор? Ответ здесь.

    Органы управления кондиционером и климат-контролем

    Обычный автомобильный кондиционер управляется только вручную. Обычно на панели приборов присутствует кнопка с изображением снежинки или с символами «А/С». Включение компрессора кондиционера осуществляется нажатием на эти кнопки. Климат контроль включается обычно кнопкой «Auto». После ее нажатия анализируется температура в салоне автомобиля, и ЭБУ запускает определенные действия, чтобы довести показатели до установленных водителем. Устанавливаются показатели либо вращением ручки, либо кнопками «+» и «-» на панели управления климатом.

    Особенности зимней работы климат-контроля

    На различных моделях автомобилей установлены разные системы климатического контроля, имеющие свои особенности зимней эксплуатации. Например, зимой во время прогрева двигателя некоторые системы не подают в салон холодный воздух, хотя могут пускать его на обдув центрального стекла принудительно, а по мере прогрева мотора начинают аккуратно подавать его в салон. Некоторые системы при зимнем передвижении стараются подавать теплый воздух в лицо водителю при достаточном его подогреве салона, считая, что так ему будет комфортнее передвигаться.

    Некоторые системы, например, не подают воздух на лобовое стекло с выключенным кондиционером, считая, что так оно будет запотевать. В общем, каждая система индивидуальна.

    Как избежать простуды от кондиционера

    Но помимо комфорта система кондиционирования, а точнее неправильное ее использование, может принести вред здоровью. Если установить очень низкую температуру в салоне, которая будет сильно контрастировать с температурой окружающей среды, то можно запросто простудиться. Для того чтобы не нанести вред здоровью, не стоит устанавливать температуру в салоне ниже более чем на пять градусов по сравнению с улицей. Все дело в том, что при кратких передвижениях ваш организм будет находиться в постоянном контрастном перепаде температур, а это верный способ простудиться. Если же поездка предстоит дальняя, и из машины не планируется выходить длительное время, то температуру можно снизить и на большее значение, но опускать ее нужно постепенно.

    В зимнее же время, тоже самое можно сказать относительно жары в салоне, ведь выйдя распаренному из авто на мороз, также можно подхватить простуду. В автомобиле с климат-контролем в морозное время года температуру желательно установить на отметку 22-23 градуса. Это, кстати, еще один неоспоримый плюс контроля климата. Ведь в машине с обычной печкой придется сначала включить ее на полную мощность, и по мере прогрева салона постепенно уменьшать ее до комфортного состояния, отвлекаясь от дороги.

    Как наиболее эффективно использовать климат-контроль

    Для максимально эффективной работы климат-контроля необходимо следить за состоянием его радиатора. Нужно проводить регулярную его чистку, для удаления грязи, в которой обычно селятся болезнетворные микробы, способные поселиться и в дыхательной системе человека, пройдя через воздуховоды автомобиля. Для такой чистки не требуется много усилий, но эффект от нее будет значительным. Также в продаже есть специальные составы (дымовые «шашки») для чистки систем вентиляции. Смысл ее в том, что закрываются все окна и двери, включается кондиционер на максимальную мощность с забором воздуха из салона и открывается шашка. Дым из нее засасывается внутрь системы вентиляции, убивая там болезнетворные бактерии.

    Добиться максимально эффективной работы летом систем кондиционирования воздуха можно только с плотно закрытыми окнами и люком. После этого включить режим рециркуляции, чтобы не заставлять автомобиль постоянно тратить энергию на охлаждение горячего наружного воздуха. Но стоит не реже чем раз в полчаса включать забор воздуха с улицы, чтобы получать свежую порцию кислорода.

    Если же вы сели в раскаленный от длительного стояния на жаре автомобиль, то стоит наоборот, пользоваться только наружным воздухом, чтобы не заставлять авто охлаждать горячий внутрисалонный воздух. После того, как автомобиль и воздух внутри его остынут можно включать режим рециркуляции.

    Некоторые хитрости

    Во-первых, стоит правильно использовать компрессор кондиционера. Стоит знать, что максимально эффективно он работает при высоких оборотах двигателя. Значит, чтобы быстрее опустить температуру в салоне вашего автомобиля до комфортной стоит переключиться и некоторое время проехать на пониженной передаче для увеличения производительности компрессора.

    В сырую погоду стоит включать кондиционер, даже если на улице не жарко. Это подсушит салон, и предотвратит запотевание окон. Для скорой просушки кондиционер стоит включить в паре с печкой.

    Видео о правилах эксплуатации климатических систем автомобиля:

Система климат-контроля стала доступна в наших машинах не намного раньше, чем кондиционер. Оба варианта являются удобными системами охлаждения воздуха в салоне автомобиля, в то же время они имеют существенные различия, влияющие как на комфорт в салоне, так и на работу машины в целом.

Ещё совсем недавно, приобретая автомобиль, люди даже не знали, что такое кондиционер и, тем более, система климат-контроля. Раньше салон машины лишь проветривался через открытые окна, что в жаркую погоду приравнивалось обдуву горячим феном. Именно поэтому инженерами и были придуман кондиционер. В чём же отличия этих систем? Некоторые полагают, что нет никакой разницы, ведь в обоих случаях источником прохладного воздуха является штатный кондиционер. Тем не менее, различия всё же есть.

Кондиционер

Автомобильный кондиционер, в отличие от бытового, к которому мы привыкли в своих домах, работает не от электросети, а от коленвала силовой установки автомобиля. То есть кондиционер использует часть мощности двигателя, причём использует немилосердно, буквально чувствуется потеря драгоценных ньютонов. При включённом кондиционере двигатель вынужден увеличивать мощность, тратя при этом дополнительные граммы топлива. Но за комфорт в жаркую погоду такая цена не кажется водителям слишком большой.

Как работает кондиционер

Климат-контроль

По сути, система является регулятором температуры в салоне автомобиля, и устройство способно не только охлаждать воздух, но и прогревать его. Кроме того, система интеллектуальная, оперирующая данными, поступающими со специальных датчиков, которые расположены в салоне машины. Водитель просто задаёт параметры, выбирает комфортную для себя температуру, и климат-контроль эти уровни поддерживает, не выходя за рамки заданных параметров.

Система климат-контроля

Главное преимущество системы в том, что человек избавлен от необходимости прислушиваться к себе, своему самочувствию. Если при включённом кондиционере нужно следить за тем, чтобы не стало слишком холодно, убавлять, прибавлять мощность, регулировать заслонки, то система климат-контроля делает это всё за вас. Он анализирует атмосферу в салоне, снаружи и, исходя из заданных параметров, управляет мощностью климатической установки и заслонками.

В чём разница

  • Итак, главное отличие, это удобство, климат-контроль относительно самостоятелен, он следит за состоянием в салоне, и всю работу берёт на себя. Просто кондиционер нагоняет холодный воздух, и всё.
  • Далее, по скорости реагирования на изменения внутреннего климата, электронная система гораздо быстрее человека. Частенько бывает, что после езды с включённым кондиционером люди простывали.
  • Экономичность. Здесь тоже первенство за системой климат-контроля, поскольку она вовремя отключает климатическую установку, когда температура в пределах комфорта, тем самым экономит топливо.

Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас, ну и от ваших возможностей, поскольку единственный недостаток климат-контроля – он стоит дороже кондиционера.