Бтр 70 технические характеристики двигателя

Один из первых бронеавтомобилей появился после окончания русско-японской войны 1904-1905 гг. Его создатель, подъесаул Сибирского казачьего корпуса М. А. Накашидзе, переоборудовал для этой цели свой автомобиль, установив броню и башню с пулеметом. В период империалистической войны 1914-1918 гг. и спустя почти два десятилетия на испытательные полигоны стран, производящих боевую технику, выходили самые различные образцы колесных бронированных автомобилей.

И все же к середине второй мировой войны производство бронеавтомобилей резко сократилось, а на вооружение подвижных родов войск стали поступать новые машины - бронетранспортеры.

Высокоманевренный характер боевых действий, широкое применение танков в войне показали огромную роль взаимодействия их с пехотой. Но стрелковые подразделения часто несли большие потери от огня противника еще на подходе к рубежу атаки. Необходимо было специальное средство транспортировки на поле боя, которое позволяло бы наступать вслед за танками в готовности немедленно использовать их успех и одновременно обеспечивало для личного состава подразделений защиту от огневых средств противника.

Низкая проходимость и уязвимость от огня даже стрелкового оружия исключали применение для этих целей автомобилей «коммерческого» типа. Броневики же оказались маловместимыми. Одной из самых массовых бронемашин на поле боя стал бронетранспортер (БТР), приспособленный для перевозки как минимум отделения пехоты, укрытой за его броней от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин. Автоматическое стрелковое оружие, а иногда даже 20-30-миллиметровые пушки позволяли им успешно бороться с однотипными машинами, живой силой противника и обстреливать низколетящие самолеты.

В Советской Армии первыми из серийных образцов таких машин были бронетранспортеры БТР-40 и БТР - 152, а впоследствии и их модификации. Они были созданы с использованием базы автомобилей массового выпуска ГАЗ-63 и ЗИС-151, сохраняли общую с ними схему расположения агрегатов. Это было оправдано экономически и не ограничивало возможности дальнейшего совершенствования боевых качеств БТР.

Тактико-технические качества БТР значительно повысились с принятием на вооружение вначале БТР-60П, а затем его модификаций БТР-60ПА, БТР-60ПБ. Эти машины были специально сконструированы так, что обладали высокой проходимостью, лучшей защищенностью, амфибийными качествами. Впервые на отечественных БТР силовая установка была расположена в кормовой части корпуса.
БТР-70 - одна из последних машин такого типа. Это колесный (8X8) плавающий бронетранспортер высокой проходимости. В башне располагается спаренная пулеметная установка: 14.5-мил-лиметровый КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и 7.62 миллиметровый ПКТ (пулемет Калашникова танковый).

Боевое отделение рассчитано на восемь десантников. Командир и водитель размещаются в отделении управления. От своих предшественников БТР-70 имеет ряд отличий. В бортах корпуса - между вторым и третьим мостами располагаются два боковых люка для десанта. Мощность силовой установки, состоящей из двух карбюраторных двигателей, повышена до 240 л. с. (у БТР-60ПБ - 180 л. е.). Несколько изменена конфигурация корпуса. Скорость полностью загруженной машины на шоссе достигает 80 км/ч, а водометный движитель обеспечивает на плаву до 10 км/ч.

Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной до 2 метров и двигаться по косогорам с уклоном до 25°.

БТР-70 оборудован управляемой или автоматически срабатывающей при появлении пламени в силовом отделении системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой (ФВУ). ФВУ создает избыточное давление внутри корпуса, предотвращающее попадание в машину пыли, радиоактивных и отравляющих веществ, очищает воздух.
Мощная силовая установка, независимая подвеска колес, система автоматического поддержания давления воздуха в шинах обеспечивают хорошую проходимость по дорогам и без дорог, а наличие наряду с пулеметной установкой переносного зенитного комплекса и противотанкового гранатомета обусловливает высокие боевые качества машины.

БТР-70:

1 - щиток приборов родителя;
2 - радиостанция;
3 - краны управления гидросистемами;
4 - боеукладки пулеметов;
5 - механизмы наводки вооружения:
6 - аккумуляторная батарея;
7 - силовая установка;
8 - радиаторы системы охлаждения;
9 - вентилятор;
10 - топливный бак;
11 - заслонка водометного движителя;
12 - рабочее колесо водомета;
13 -- генератор;
14 - механизм стояночного тормоза;
15 - раздаточные коробки;
16 - гидравлические амортизаторы ходовой части.

БТР-70

БТР-70












Прежде всего эта боевая предназначена для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки. Видите, насколько изменились функции броневика. БТР-70 не только самоходная огневая точка, но и быстроходное транспортное средство высокой проходимости и надежное подвижное укрытие для мотострелков, хорошо приспособленное для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия.
Обратимся теперь к достаточно строгому тактико-техническому определению данной боевой машины. Бронетранспортер БТР-70 - плавающий, с круговым бронированием, четырехосный, восьмиколесный, со всеми ведущими колесами, обладающий высокими динамическими качествами, проходимостью и плавностью хода, способный следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Вот какой суммой боевых качеств обладает современный «броневик».
Основные части бронетранспортера - броневой корпус, с вооружением, приборы наблюдения, трансмиссия, рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, специальное оборудование.
Самое серьезное внимание при разработка и компоновке этой машины уделялось повышению ее живучести, то есть возможности сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в сражении.
Например, при создании бронетранспортера в его системах широко применялось . Это будет проиллюстрировано ниже на примерах тех конструктивных решений, которые использовались при проектировании корпуса, силовой установки, ходовой части и вооружения.
На корпусе машины крепятся все агрегаты и механизмы. Он изготовлен из броневых листов, закрытый, водонепроницаемый, герметизированный, по форме он напоминает лодку и обеспечивает БТР хорошую плавучесть. Здесь размещается экипаж и десант. Корпус защищает личный состав от огня стрелкового оружия, а также от непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ. В нем три отделения: управления, силовой установки и десантное.
Силовая установка расположена в кормовой части корпуса. Причем термин «силовая установка» использован не случайно: здесь смонтированы два двигателя в сборе со сцеплениями, коробками передач и другими узлами и механизмами. Так на практике реализуется одно из слагаемых живучести источника механической энергии. У карбюраторных восьмицилиндровых Двигателей мощностью по 120 л. с. трансмиссия раздельная, крутящий момент от правого двигателя подводится к колесам первого и третьего мостов, от левого - к колесам второго и четвертого. При этом двигатели и агрегаты трансмиссии не сблокированы между собой, соединены лишь приводы управления ими.
Десантное отделение занимает всю среднюю часть корпуса. Здесь размещены башенная пулеметная установка, сиденья для восьми человек десанта, укладки боекомплектов, различные приборы.
Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем находятся машиной, приборы наблюдения, сиденья командира и водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, лебедка, другие механизмы и приборы.
Ходовая часть обеспечивает высокую проходимость машины, позволяет успешно действовать в любых географических регионах и различных климатических зонах. Машина имеет одинарные съемные колеса с разъемным ободом. Шины - пневматические с регулируемым давлением в широких пределах, от 2,8 до 0,5 кгс/см2.
Нельзя не упомянуть о системе централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Она дает машине . Система не только контролирует, но и изменяет давление в шинах, регулировать его можно прямо с места водителя на стоянке и даже на ходу. Расчет здесь верный: если водитель снизит давление воздуха в шинах, то тем самым уменьшается удельное давление бронетранспортера на грунт и, следовательно, повышается проходимость машины при движении в тяжелых дорожных условиях - по грязи, заболоченной местности, снегу, песку. А как же обстоит дело с живучестью! Заметим, что система централизованного регулирования давления воздуха в шинах всегда «начеку». Если в бою какие-то шикы будут повреждены, она автоматически поддерживает в них заданное давление и позволяет продолжать движение машины.
Другая оригинальная особенность ходовой части: колеса не только первого моста, но и второго - управляемые, для этого служит рулевой . Минимальный радиус поворота по колее переднего наружного колеса составляет 12.6 м.
Теперь о вооружении.. Главное здесь - башеняая пулеметная установка, в которой смонтированы два пулемета. Один марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый), калибра 14,5 мм, другой - 7,62-мм, меркм ПКТ (пулемет Калашникова танковый). Оба они служат для поражения живой силы и огневых средств противника, а крупнокалиберный, кроме того, - для стрельбы по легкобронированным, целям. У него отличные тактико-технические характеристики: наибольшая прицельная дальность - 2000 м, а - 600 выстрелов в минуту. Представляете, до противника еще два километра, а его уже можно «взять на мушку» и вести прицевьный огонь с высоким темпом стрельбы. Питание такого пулемета ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а весь 500 патронов. У пулемета ПКТ наибольшая прицельная дальность 1500 м, скорострельность 653-790 выстрелов в минуту, лента снаряжена 250 патронами, боекомплект - 2000 патронов.
Когда одновременно начинают стрельбу оба пулемета, на противника обрушивается буквально шквал огня. А когда дело доходит до ближнего боя, может пойти в ход также оружие экипажа и десанта. Надо сказать, дополнение это весьма ощутимое. Десант ведет огонь из автоматов через овальные лючки в бортовых листах корпуса машины. Кроме того, в бронетранспортере предусмотрены укладки для одного ручного противотанкового гранатомета РПГ-7 и двух автоматических гранатометов АГС-17. При необходимости личный состав может применить и «карманную» артиллерию - в боекомплекте машины есть 9 ручных гранат.
Верно говорят командиры: маневр - душа атаки. Но маневр предполагает стремительные рывки, резкие выпады в сторону, охваты и обходы. И притом местность не парадный плац: бой в степи или пустыне- одна обстановка, бой в лесу или населенном пункте - совсем другая. И если бронетранспортер, имея первоклассное вооружение, тихоходный и малоподвижный, то пользы от него будет мало.


1 - включения лебедки, 2 - рычаг включения передних (первого и второго) мостов, 3 - рычаг переключения передач раздаточных коробок, 4 - рычаг переключения передач, 5 - рычаг переключения передач коробок отбора мощности на водомет. 6 - педаль акселератора, 7 - рычаг привода стояночной ТОРМОЗНОЙ системы. 8 - педаль рабочей тормозной системы, 9 - педаль сцеплений. 10 - передний отопитель, 11 - воздушный , 12 - шинных кранов, 13 - кнопка сигнала, 14 - рулевое , 15 БТР-70 рукоятка крышки смотрового люка водителя, 16 - ручной рычаг привода стеклоочистителя, 17 - выключатель стеклоочистителя, 18 - рукоятка крышки смотрового люка командира, 19 - рентгенметр. 20 - № 1 переговорного устройства. 21 - розетка переносной лампы, 22 - щиток предохранителей, 23 - радиостанция, 24 - блок питания радиостанции, 25 - выносной блок рентгенметра.
Проходимость у БТР-70 просто удивительная. Машина уверенно берет подъем по твердому грунту до 30°, а допустимый угол крена составляет 25°. На приличной скорости бронетранспортер идет по бездорожью, его не остановят даже траншеи, окопы и рвы. Представьте такую ситуацию; на пути бронетранспортера попался ров шириной 2 м, ни вправо, ни влево объезда нет. Препятствие весьма серьезное. И если нет подручных материалов, задержать сможет любой . БТР-70 преодолевает это препятствие, как говорится, «шутя». Ведь база машины равна 4400 мм. Напомним, у нее 8 колес, и все они ведущие. Так что боевая машина, подобно гусенице, способна переползать через рвы, траншеи. окопы, канавы шириной до 2 м.
БТР очень подвижен, ведь его силовая установка развивает мощность 240 л. с. Поэтому он может двигаться с достаточно высокими скоростями по грунтовым дорогам, а на шоссе развивает до 80 км/ч. За счет применения оригинальной торсионной подвески, работающей совместно с мощными телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, машина движется плавно, легко. Даже при езде по грунтовой дороге с большой скоростью экипаж и десант не утомляются, что особенно важно при длительных маршах. Запас хода по топливу у БТР-70 внушительный: на основных баках по шоссе - 400 км, а с дополнительными емкостями - до 660 км, что дает мотострелкам невиданные доселе преимущества. Как было в годы минувшей войны! Марши нередко совершались пешком. Если пехота прошла за сутки несколько десятков километров - это уже достижение. А сейчас можно сделать бросок сразу более чем на полтысячи километров.
Во все времена военные специалисты сходились во мнении, что водная преграда - препятствие серьезное. Прежде пехота форсировала реки сплошь и рядом на подручных средствах. Меткость этого термина общеизвестна: воины плывут на другой , используя все, что попадает под руку, - бревно, доску, охапку соломы, завернутую в плащ-палатку, и т. п. Бронетранспортер форсирует водные преграды без усилий. В этом отношении советские конструкторы постарались сделать максимум возможного. Они установили на машине водометный или водомет, который относится к типу реактивных гидравлических. Скорость на плаву достигает 9-10 км/ч, а запас хода - 12 ч.
БТР-70 отлично «видит» днем и ночью. Его «глаза» - это совершенные приборы наблюдения и прицеливания. К слову сказать, их в машина установлено 13, причем для командира и водителя по 5, в том числе по одному ночному, 2 - для десанта и 1 - в бешенной установке - для стрелка. Там же размещен для наблюдения за местностью и наведения пулеметов в цель.
Есть у бронетранспортера и средства связи; УКВ-радиостаиция марки Р-123М (внешняя ) м танковое переговорное устройство из три абонента (внутренняя связь). Кроме того, на БТР имеется фильтровентиляционная установка в составе нагнетателя-сепаратора и фильтра-поглотителя, система противопожарного оборудования с автоматическим и полуавтоматическим способами включения, рентгенметр ДП-3Б, войсковой прибор химической разведки ВПХР, комплект для специальной обработки, буксирные приспособления, спасательные жилеты, лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием до шести тонн (длина троса 50 м) и многое другое.
Словом, советским специалистам удалось создать совершенную боевую машину, пользующуюся заслуженным уважением солдат и офицеров сухопутных войск, обладающую широким комплексом высоких тактико-технических характеристик, надежную и живучую и в силу этого способную выполнять широкий круг боевых задач.


1 - волноотражательный щит, 2 - подфарник, 3 - ограждение, фар, 4 - фары, 5 - приборы наблюдения, 6 - осветитель ночного командирского прибора, 7 - амортизаторы 8 - крышки стрелковых амбразур, 9 - крышки десантных люков, 10 - , 11 - колпак вентилятора ФВУ, 12 - крышка люка ФВУ, 13 - патрубок водооткачивающего насоса, 14 - кожух глушителя, 15 - стоп-сигнал, 16 - подвески, 17 - крышка люка лебедки, 18 - крышка люка водителя, 19 - крышка люка командира, 20 БТР-70 пулемет ПКТ 22 - колпаки воздухозаборников, 23 - крышки лючков заливки радиаторов, 24 - жалюзи воздухе отвода, 25 - крышки лючков горловин бензобаков, 26 - рычаг подвески, 27 - буксирный крюк, 28 - крышка люка выдачи троса лебедки. 29 - заслонка водомета.
Дополнительное оборудование (буксирные трос и блок , шанцевый инструмент и канистры с запасом топлива) условно не показано.
Корпус БТР-70 полностью закрытый, с гладким днищем, изготовлен из катаных броневых листов, снабжен фильтровентиляционной установкой (ФВУ). Он является основанием, на котором крепятся все агрегаты и механизмы машины. На верхнем лобовом листе расположены два смотровых люка, закрываемые стеклами с резиновыми уплотнителями, а в боевом положении - броневыми крышками. Для очистки стекол от грязи и воды установлены стеклоочистители.
В стыке верхнего лобового листа в крышей корпуса вварены 6 гнезд для приборов наблюдения командира машинь) и водителя. Еще по одному гнезду вварено на скуловых частях бортов корпуса. На среднем листе носовой части корпуса размещены люки для доступа к лебедке, к главным тормозным цилиндрам и к главным цилиндрам приводов сцеплений. Справа и слева на стыке боковых листов носовой части корпуса вварены опоры волноотражательного щита. На нижнем лобовом листе приварены два буксирных крюка и расположен для выдачи троса лебедки. имеет крышку, открывающуюся вниз.
В передней части крыши корпуса над отделением управления расположены посадочные люки командира и водителя. В средней ее части над десантным отделением размещены два люка для входа и выхода десанта и два гнезда для приборов наблюдения.
Крыша корпуса состоит из двух листов, крепящихся болтами. В листах имеются люки для входа и выхода воздуха системы охлаждения, лючки заправки радиаторов и топливных баков. В конце кормового листа по оси машины приварена буксирная скоба для буксировки на плаву. По обе стороны от скобы установлены фонари стоп-сигналов.
На левом верхнем бортовом листе корпуса размещены три лючка для стрельбы из личного оружия десанта, три поручня, колпак и люк доступа и ФВУ, а также выходной патрубок водооткачивающего насоса. На правом верхнем бортовом листе - четыре лючка для стрельбы и два поручня. В задней части бортовых листов размещены глушители. На скуловых частях бортов приварены ограждения фар и установлены два подфарника, две фары со светомаскировочными насадками и фара-осветитель ночного прибора водителя (только слева).
Подвеска всех колес независимая, торсионная на поперечных рычагах, в бортовых нишах корпуса.
Шины пневматические с регулируемым давлением, с направленным рисунком протектора, размером 13,00-18, «Елочка» протектора в передней части шины направлена вниз.
Снаружи на корпусе бронетранспортера размещены буксирный трос и блок, шанцевый инструмент и канистры с запасом топлива. Буксирный трос зацеплен за левый передний крюк и уложен вдоль левого борта на полке. Буксирный блок укладывается на крыше корпуса перед кожухом выхлопных труб между заправочными лючками системы охлаждения. На левом борту корпуса под глушителем закреплена лопата, под правым глушителем - двуручная . На левом борту между люком ФВУ и глушителем находится одна канистра, на правом борту перед глушителем - три.
Общие характеристики:
Название - БТР-70
Код - объект 750
Разработчик - КБ Горьковского автомобильного завода
Изготовитель - Горьковский автомобильный завод
Дата принятия на вооружение - 21 августа 1972 г.
Производство - серия с 1976 г.
Колёсная формула - 8 х 8
Экипаж, чел. - 3
Десант, чел. - 7
Бронирование – противопульное
Массо-габаритные характеристики:
Масса, т - 11.5
Удельное

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 - 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 - 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 - 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

В начале 1980-х годов после успешных заводских и государственных испытаний на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-80, разработанный в КБ ГАЗа под руководством И.С.Мухина и Е.М.Мурашкина. Предприятием-производителем был определен АМЗ - Арзамасский машиностроительный завод. Первый серийный БТР-80 покинул заводские цеха 24 февраля 1984 года.

БТР-80 (ГАЗ-5903) представляет собой модернизированный вариант своего предшественника - бронетранспортера БТР-70. Компоновка машины, конструкция корпуса, вооружение, ходовая часть - серьезных изменений не претерпели. Практически прежними остались и габариты машины. Кстати, при их оценке необходима корректность сравнения. Так, в некоторых справочниках высота БТР-70 указывается 2235 мм, а БТР-80 - 2460 мм. В первом случае - это высота машины при полной массе по крыше башни, во втором - высота пустой машины по прибору ТНПТ-1. Высота же бронетранспортеров при полной массе по указанному прибору наблюдения, - соответственно, 2320 и 2350 мм. К заметным внешним отличиям БТР-80 можно отнести двухстворчатые двери для посадки и высадки десанта в бортах корпуса и семь лючков с шаровыми опорами для стрельбы из личного оружия в лобовом и бортовых его листах. По-иному расположены и люки над десантным отделением, в крышках которых имеются лючки для стрельбы из автоматов по высоко расположенным целям.


Все серийные бронетранспортеры БТР-80 оснащены автономной башенной пулеметной установкой БПУ-1, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В БПУ-1 установлен 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность при стрельбе из пулемета КПВТ по наземным целям - 2000 м, из ПКТ - 1500 м, по воздушным из КПВТ - 1000 м. Боекомплект КПВТ состоит из 500 патронов в лентах в 10 коробках, а ПКТ - из 2000 патронов в лентах в 8 коробках. Наведение пулеметов по вертикали возможно в диапазоне от -4° до +60°, по горизонтали - 360°. Механизмы наведения - ручные. Для стрельбы используется прицел 1ПЗ-2, который обеспечивает поражение как наземных, так и воздушных целей. Слева от прицела в стенке башенной пулеметной установки размещен прибор наблюдения ТНП-205, а в крыше - прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На кормовой стенке башни размещены 6 пусковых установок ЗД6 системы 902В «Туча» для запуска 81-мм дымовых гранат. Масса БПУ-1 в снаряженном состоянии составляет 540 кг.

Наиболее важные и принципиальные изменения в конструкции БТР-80 остались незаметны глазу. В отличие от БТР-70 на этой машине силовая установка состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260 л.с. при 2600 об./мин, рабочим объемом 10 850 см 3 .



1 - волноотражательный щиток; 2,11 и 12 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 3 - смотровые люки командира и механика-водителя; 4 - крышки смотровых люков; 5 - гнездо прибора наблюдения ТКН-3; 6 - гнезда прибора наблюдения ТНПО-115; 7 - люк башенной установки; 8 и 9 - поручни; 10 - амбразура для стрельбы из пулемета; 13 - верхняя створка двери бокового люка; 14 - крышка люка фильтра ФВУ; 15 и 20 - буксирные крюки; 16 и 18 - подножки; 17 - нижняя створка двери бокового люка; 19 - ограждение фары; 21 - крышка люка выдачи троса лебедки; 22 - передние буфера



1 - гнездо заднего фонаря; 2 - защитные щитки воздухоотвода; 3 - люк башенной установки; 4 - амбразура для стрельбы из пулемета: 5 и 6 - поручни; 7,9 и 11 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 8 и 14 - подножки; 10 - верхняя створка двери бокового люка; 12 - нижняя створка двери бокового люка; 13 - крышка ниши для аккумуляторных батарей; 15 - выходной канал заднего хода на плаву; 16 - штырь буксирного приспособления; 17 - заслонка водометного движителя: 18 - козырек отводящего патрубка водооткачивающего электронасоса; 19 - крышка заправочной горловины топливного бака; 20 - задний буфер



Размещение одного двигателя вместо двух повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами на 2, 3, 4-й и 5-й передачах, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-й - 3-й и на 2-й - 4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. Блокировочные устройства обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, Главные передачи ведущих мостов - с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы - одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размерами 13.00-18. Давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см 2 .



1 - хомут консоли; 2 - консоль; 3 - крышка входного окна; 4 - прицел; 5 - оттяжная пружина механизма перезаряжания КПВТ; 6 - прибор наблюдения ТНПТ-1; 7 - ролик; 8 - трос; 9 - пусковая установка системы 902В; 10 - кронштейн стопора люльки по-походному; 11 - пружина; 12 - стопор люльки; 13 - гильзозвеньесборник; 14 - буфер рукоятки; 15 - рукоятка механизма перезаряжания КПВТ; 16 - звеньесборник; 17 - пробка уплотнителя маски; 18 - уравновешивающий механизм; 19 - механизм поворота; 20 - пламегаситель; 21 - планка стопора люльки









КО-командир отделения; МВ - механик- водитель: СН- стрелок-наводчик БПУ-1; СП - стрелки-пулеметчики с пулеметами ПК; СА - стрелки-автоматчики с автоматами АКМС (АКС-74); СГ - стрелок- гранатометчик; ПГ - стрелок-помощник гранатометчика; АА - амбразуры для стрельбы из автомата АКМС (ЛКС-74); АП - амбразуры для стрельбы из пулемета ПК

Подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному - у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей - управляемые.

Силовая установка позволяет боевой машине массой 13,6 т развивать максимальную скорость по шоссе не менее 80 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425 мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву - не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800 - 2200 об/мин) - 12 ч.

После пожара на заводе двигателей КамАЗа в апреле 1993 года была разработана установка на бронетранспортер дизеля ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., что почти не сказалось на подвижности машины.

На машинах ранних выпусков устанавливались радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124, в дальнейшем замененные на Р-163-50У и Р-174.

В 1994 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-80А (ГАЗ-59029). Работы по созданию этой машины велись АО ГАЗ под руководством А.Масягина. Основное отличие новой модификации от БТР-80 - башенная пушечно-пулеметная установка, предназначенная для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В установке размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ. Вертикальные углы наведения от -5° до +70°. Боекомплект - 300 снарядов и 2000 патронов. Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отделения, что уменьшает его загазованность при стрельбе. На БТР-80А установлены дневной прицел 1ПЗ-9 и танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м. Боевая масса машины возросла до 14,5 т.

Одновременно с БТР-80А был разработан БТР-80С - вариант для внутренних войск. Вместо 30-мм пушки на нем установлен крупнокалиберный пулемет КПВТ. Правда, в связи с отсутствием фотографий этой боевой машины, трудно сказать, производится ли она серийно.

С 1990 года в войска поступает самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С23 «Нона-СВК».















В качестве базы при его создании использовано шасси БТР-80. 120-мм нарезное орудие 2А60 установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону). Вертикальное наведение возможно в пределах от -4° до +80°. Максимальная скорострельность - 10 выстр./мин. Стрельба из САО может вестись только с места как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54 - 8700 м, осколочно-фугасной миной - 7100 м. Башня оборудована командирской башенкой, на крыше которой установлен пулемет ПКТ, предназначенный для самообороны. Пулемет соединен тягой с прибором ТКН-ЗА, что позволяет вести прицельную стрельбу, управляя огнем из башенки. Машина оборудована системой постановки дымовых завес 902В «Туча».

Что касается других модификаций БТР-80, то в первую очередь стоит упомянуть командирский бронетранспортер БТР-80К, предназначенный для командира мотострелкового батальона. Для работы офицеров оборудовано три рабочих места. На машине установлены две радиостанции Р-163-50У, 11-м телескопическая мачта, навигационная аппаратура ТНА-4-6 с индикаторным планшетом, две выносные УКВ-радиостанции Р-159.





Заслуживает упоминания бронированная медицинская машина БММ-80 (ГАЗ-59039) «Симфония». Кроме экипажа в ней возможна перевозка 7 раненых в медицинском отделении и 2 - на крыше на носилках. В зависимости от состава медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, БММ может использоваться для эвакуации раненых с поля боя (БММ-1), как медпункт батальона (БММ-2) и подвижная перевязочная с врачебной бригадой и комплексом автоперевязочной АП-2 (БММ-3).

Кроме того, на шасси БТР-80 созданы командно-штабная машина БТР80КШ (ГАЗ-59032), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К (ГАЗ-59033), машина радиационной и химической разведки РХМ-4 (РХМ-4-01), унифицированное шасси К1Ш1, коротковолновая радиостанция оперативно-тактического звена управления Р-165Б, подвижные пункты управления ПУ-12М6 и ПУ-12М7 батареи ЗРК, подвижной командно-наблюдательный пункт ПКНП «Кушетка-Б», станция спутниковой связи и звуковещательная станция.

Бронетранспортеры БТР-80 начали поступать на вооружение мотострелковых частей Советской Армии, морской пехоты ВМФ, пограничных и внутренних войск в середине 1980-х годов. Впервые на военном параде в Москве они были показаны 7 ноября 1987 года.





БТР-80 применялись советскими войсками в Афганистане, использовались практически во всех «горячих» точках на территории и СНГ. Бронетранспортеры БТР-80 различных модификаций используются Российской Армией в Чечне и Таджикистане. Они состояли на вооружении российских контингентов сил ООН в Боснии и Косове.

БТР-80 находятся на вооружении практически во всех странах СНГ, а также в Эстонии (20 единиц), Венгрии (245), Турции (100), Индонезии (12 БТР-80А), Бангладеш (78) и Сьерра-Леоне. По непроверенным данным, 60 машин поставлено в Алжир и 10 - в КНДР.

Шаги по модернизации БТР-80 предпринимаются и за рубежом. В частности, на Украине серийно выпускается (или переделывается из БТР-80) бронетранспортер БТР-94, вооруженный двумя 23-мм пушками (по другим данным, - 14,5-мм пулеметами КПВТ) в оригинальной башенной установке. В вооруженные силы Украины поступило 90 таких машин, еще 50 в 2003 году было продано Иордании. Правда, недавно Иордания передала все эти БТРы Ираку, возможно, по причине их низкого качества, о котором сообщалось в печати.

Более удачной конструкцией оказался бронетранспортер Guardian - версия БТР-80, оснащенная дизельным двигателем Deutz BF6M1015 мощностью 326 л.с. и автоматической трансмиссией Allison MD3066.









На машине размещен боевой модуль «Шквал» с 30-мм автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТ, автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя» и двумя ПТУР. На вооружение морской пехоты Объединенных Арабских Эмиратов поступило 90 таких машин.

БТР-80 - последний серийный вариант обширного семейства отечественных бронетранспортеров. С сожалением нужно признать, что за прошедшие с момента создания БТР-60 годы в его конструкции мало что изменилось. Спустя 40 с лишним лет на вооружение Российской Армии поступает машина, мало чем отличающаяся от БТР-60ПБ. Кардинальные изменения затронули только моторно-трансмиссионный блок, все остальное модернизировано, конечно, но, по большому счету, осталось прежним. Машина, безусловно, надежная, маневренная, с отличной проходимостью, к тому же плавающая.

А вот то, что больше всего, по мнению автора, нуждалось в пересмотре - компоновка, - так и осталось без изменений. У так называемого «активного размещения десанта», конечно, много достоинств, но такая компоновка больше подходит для боевой машины пехоты, имеющей несколько иной круг задач.





Как это следует из договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), подписанного в Вене в 1990 году, термин «бронетранспортер» означает «боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную для транспортировки боевого пехотного отделения, которая, как правило, вооружена встроенным или штатно устанавливаемым оружием калибра менее 20 мм». Вот так - для транспортировки, а не для ведения боя не спешиваясь. Последнее относится уже к термину «боевая машина пехоты», которая «обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под прикрытием брони». Но именно желание обеспечить эту возможность ярко прослеживается в конструкции рассматриваемых советских бронетранспортеров, достигая апогея у БТР-80 с шаровыми установками для ведения огня из автоматов, вдобавок расположенными таким образом, чтобы огонь сосредотачивался в передней полусфере. Под категорию боевых машин пехоты при подписании ДОВСЕ БТР-80 не попал исключительно из-за своего вооружения, калибр которого был меньше 20 мм, а вот БТР-80А уже подпадает.

Опытная колесная боевая машина пехоты ГАЗ-50

В начале 1970-х годов в КБ Горьковского автозавода была спроектирована колесная боевая машина пехоты ГАЗ-50, разработанная на базе узлов и агрегатов БТР-60ПБ. В 1971 г. был изготовлен опытный образец ГАЗ-50. Колесная БМП имела такую же башню с вооружением, что и гусеничная БМП-1 , а ее десантное отделение вмещало 8 полностью экипированных пехотинцев. Корпус герметичный, сварной, из катаных броневых листов. Общая компоновка с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса находилось десантное отделение, в котором стрелки располагались лицом к борту машины. Вооружение, размещавшееся во вращающейся конической башне, состояло из 73-мм пушки 2А28 "Гром", спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ и установки ПТУР 9К11 "Малютка".
В ГАЗ-50 использовались два четырехтактных карбюраторных двигателя мощностью по 125 л.с. Трансмиссия механическая. Бескамерные шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Для движения на воде использовался водомет. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 80 км/ч, по воде 10 км/ч. Запас хода по шоссе - 700 км.
По различным причинам БМП ГАЗ-50 серийно не выпускалась, но ее шасси было использовано для создания нового бронетранспортера ГАЗ-4905, который после проведения испытаний в 1972 г. был принят на вооружение под обозначением БТР-70. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 г., а с 1981-го - на Арзамасском заводе автомобильных запчастей, входившем в ПО "ГАЗ".

Бронетранспортер БТР-70 первых серий

БТР-70 представляет собой модернизированный вариант бронетранспортера БТР-60ПБ с повышенными боевыми и эксплуатационными характеристиками.
На БТР-70 установлены новые, более современные (на тот момент) и мощные двигатели ГАЗ-66; изменено размещение десантников, которые сидят лицом к бортам; устроены нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных от двигателя отсеках; введены автоматические системы ПАЗ и ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя отключить его и работать только на другом - исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшена на 185 мм.
БТР-70 в целом повторяет компоновку БТР-60ПБ . В передней части корпуса находится отделение управления с местами командира машины и механика-водителя. За отделением управления расположено десантное отделение, а в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное.

Бронетранспортер БТР-70

Закрытый герметичный корпус сварен из катаных листов броневой стали. Лобовые детали имеют толщину 8 - 10 мм. Башня также имеет сварную конструкцию, в передней части толщина брони составляет 6 мм. Из-за уменьшения высоты корпуса на 185 мм боевое отделение стало более тесным и менее удобным.
Командир машины и механик-водитель ведут наблюдение через два ветровых стекла, которые в боевом положении закрываются броневыми крышками. В этом случае наблюдение ведется через призменные приборы наблюдения. Для доступа в отделение управления в корпусе есть два люка.
В корпусе смонтированы два небольших нижних боковых люка, крышки которых открываются вперед, предназначенные для скрытой посадки и спешивания десанта. Дополнительные люки имеются также в крыше десантного отделения.
Десантное отделение расчитано на размещение 6 полностью экипированных пехотинцев. Десантники размещены лицом к борту. При необходимости они могут вести огонь из личного оружия через 6 закрывающихся броневыми крышками амбразур.

Бронетранспортер БТР-70 с дополнительным бронированием

Бронетранспортер БТР-70 имеет то же вооружение, что и БТР-60ПБ : в бронированной башне кругового вращения установлены 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ (с боекомплектом, соответственно, 500 и 2000 патр.). Был разработан опытный образец БТР-70 с автоматическим гранатометом АГС-17, смонтированным на башне, но серийно он не выпускался.
Кроме основного вооружения, установленного в башне, внутри БТР в укладках перевозятся два автомата Калашникова, два ПЗРК 9К34 "Стрела-2", один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, могут перевозиться два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя", при этом количество перевозимых десантников уменьшается на 2 на каждый гранатомет.
БТР-70 имеет силовую установку повышенной мощности. В моторно-трансмиссионном отделении на общей раме установлено два V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-66 мощностью 120 л.с. каждый. Радиаторы систем охлаждения установлены на шарнирах, что улучшает доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии. Топливные баки расположены в изолированных отсеках, бронетранспортер оборудован автоматической системой пожаротушения.

Опытная 85-мм самоходная артиллерийская установка 2С14 "Жало-С"

Ходовая часть выполнена по колесной формуле 8х8. Управляемыми являются первые две пары колес. Подвеска торсионная, колеса с разъемным ободом, шины бескамерные сверхнизкого давления. Имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
При движении по шоссе БТР-70 развивает максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортер плавает со скоростью 9 - 10 км/ч, которая обеспечивается двухступенчатым водометным движителем. Запас хода на плаву составляет 12 ч.
На БТР-70 используется водометный движитель - двухступенчатый с диаметром рабочих колес 425 мм. Переднее колесо левого вращения приводится от правого двигателя, заднее колесо правого вращения - от левого. Для поддержания непотопляемости бронетранспортер оборудован подключенной к водомету системой эжекционной откачки воды из корпуса с подачей 800 л\мин.

Станция помех радиовзрывателям СПР-2
1Л29 "Ртуть-Б"

Для предотвращения заливания носовой части бронетранспортера на плаву, который при движении по суше находится в поднятом и уложенном верхний передний лист положении.
В состав оборудования БТР-70 входят радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство, отопитель, лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 6 т и буксирные приспособления.
В процессе серийного производства конструкция и внешний облик бронетранспортера не претерпели серьезных изменений. Однако, машины разных лет выпуска в деталях несколько отличаются друг от друга. Так, на бронетранспортерах первых серий устанавливалась башня, полностью идентичная таковой у БТР-60ПБ . Однако вскоре на ней дополнительно стали устанавливать прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы.
Помимо изменений в конструкции башни у машин разных выпусков есть небольшие отличия в конструкции корпусов. Так у БТР-70 поздних выпусков появились четыре амбразуры для стрельбы вверх в крыше корпуса. В самом конце производства машины стали оснащать волноотражательными щитками, металлическими задними буферами и ограждением фар такой же конструкции, как у БТР-80 .
На базе БТР-70 были разработаны и выпускались малыми сериями модификации специального назначения:
Помимо Советской Армии в 1980-е годы БТР-70 состояли еще на вооружении Национальной народной армии ГДР. Немцы переделали некоторое количество БТР-70 в машины химической разведки.
По советской лицензии эта машина с конца 1970-х годов под индексом ТАВ-77 выпускалась в Румынии, правда в ограниченных количествах. На 1990 год было выпущено только 154 машины этого типа. ТАВ-77 был идентичен БТР-70, за исключением ПУ ПТУР "Малютка", смонтированной на стенке башни.
Бронетранспортер постоянно модернизируется, и не только в России. Вот некоторые модификации:

Модернизированный бронетранспортер БТР-70М-1 (Белоруссия)

Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 11,5 - 12,0 т
Экипаж + десант - 3 + 7 чел.
Колесная формула - 8 х 8
Габаритные размеры:
высота - 2235 мм
длина - 7510 - 7535 мм
ширина - 2790/2800 мм
клиренс - 475 мм
Бронирование - противопульное
Вооружение:
пулеметы - 14,5-мм пулемет КПВТ
7,62-мм пулемет ПКТ
другое - 2 ПЗРК 9К34 "Стрела-2"
РПГ-7
Боекомплект - 500 патронов калибра 14,5 мм
2000 патронов калибра 7,62 мм
5 выстрелов к РПГ-7
Двигатель -

ГАЗ-66, 2 шт., 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный

Мощность двигателя - 2х120 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 80 км/ч
Максимальная скорость на плаву - 9 - 10 км/ч
Запас хода по шоссе - 400 - 600 км
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 30°
крен - 25°
ширина рва - 2,0 м
высота стенки - 0,6 м
глубина брода - плавает

Размеры Длина корпуса , мм 7535 Ширина, мм 2800 Высота, мм 2235-2320 База, мм 4400 Колея, мм 2380 Клиренс , мм 475 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 8-10 Борт корпуса, мм/град. 6 Корма корпуса, мм/град. 6 Лоб башни, мм/град. 6 Борт башни, мм/град. 6 Корма башни, мм/град. 6 Вооружение Углы ВН, град. −5 - +30 Углы ГН, град. 360 Дальность стрельбы, км 2 (КПВТ)
1,5 (ПКТ) Прицелы ПП-61АМ Пулемёты 1 × 14,5-мм КПВТ
1 × 7,62-мм ПКТ Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. 2 × 120 Скорость по шоссе, км/ч 80 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30 по грунтовым дорогам и колонным путям Запас хода по шоссе , км 400-600 Запас хода по пересечённой местности, км 250-375 по грунтовым дорогам и колонным путям Удельная мощность, л. с./т 20 Колёсная формула 8 × 8 / 4 Тип подвески индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,5 Преодолеваемый ров, м 2 Преодолеваемый брод , м плавает, скорость 9-10 км/ч БТР-70 на Викискладе

Серийное производство

Описание конструкции

БТР-70 представляет собой плавающую боевую бронированную колёсную машину и предназначен для транспортирования и огневой поддержки мотострелковых подразделений .

Броневой корпус и башня

Силовое отделение

В корме корпуса расположено отделение силовой установки , в которой установлены два двигателя, сцепление и коробка передач , которые смонтированы на одной раме . От остальных частей корпуса силовое отделение отгорожено перегородкой, в которой имеются люки для доступа к двигателям. Также в силовом отделении располагаются топливные баки, которые изолированы от остальных элементов отделения .

Боевое отделение

В средней части корпуса располагается боевое отделение, в котором размещена башенная установка, укладки с боекомплектом, приборы наблюдения и другое оборудование. Кроме того, в боевом отделении установлены два сдвоенных трёхместных и два одноместных сидения для размещения десанта .

Отделение управления

В передней части корпуса находится отделение управления, в котором расположены органы управления машиной, приборы наблюдения, лебёдка , радиостанция и рабочие места механика-водителя и командира .

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 14,5-мм пулемёт КПВТ , наибольшая прицельная дальность стрельбы - 2 км. Возимый боекомплект составляет 500 патронов .

Дополнительно в башенной установке установлен спаренный с КПВТ 7,62-мм пулемёт ПКТ , дальность стрельбы которого составляет до 1,5 км. Возимый боекомплект - 2000 патронов .

Средства наблюдения и связи

Для обеспечения внешней связи используется радиостанция Р-123М, которая размещена справа от места командира. Для внутренних переговоров используется переговорное устройство на трёх абонентов Р-124 .

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

Ходовая часть колёсная, имеет 8 колёс размером 9-18" с разъёмными ободами. Шины колёс пневматические модификации К-58, размером 13,00-18", с возможностью регулирования давления в зависимости от дорожных условий .

Водомётный движитель

БТР-70 плавающий и на нём установлен реактивный гидравлический водомёт, реактивная тяга которого создается водяным винтом по принципу обычных гребных винтов морских и речных судов. Скорость на плаву 10 - 12 км/час, запас хода на 12 часов.

Модификации

  • БТР-70КШМ - командно-штабная машина
  • БТР-70МС - машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.
  • БТР-70М - модернизированный вариант БТР-70. Установлен дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с., вместо двух бензиновых двигателей, а также агрегаты трансмиссии от БТР-80.
  • ТАВ-77 - румынская модификация БТР-70
  • БТР-70М - украинская модификация БТР-70. Модернизация проводилась Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А. А. Морозова в рамках государственного оборонного заказа для оснащения миротворческих подразделений вооружённых сил Украины. Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20 украинского производства. Вооружение - 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ. Боковые люки - по типу БТР-80 .
  • БТР-70 «Гром» - украинская модернизация БТР-70 , производимая . Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и боевой модуль «Гром »
  • БТР-70 КБА-2 - украинская модернизация БТР-70 , производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова . Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и 30-мм пушка КБА-2 вместо пулемета КПВТ. Боковые люки - по типу БТР-80
  • БТР-70Т - украинская модернизация БТР-70. Установлены новые боковые люки десанта, как у БТР-80, радиостанция Р-173, два новых дизельных двигателя Д245.30Е2 суммарной мощностью 312 л. с., передние и задние габаритные фонари БТР-80, новые колёса с бескамерными шинами. Выпущено пять .
  • БТР-70ДИ (БТР-7) - украинская модернизация БТР-70, производимая Николаевским бронетанковым ремонтным заводом. На машине установлены: комплекс активной защиты «Заслон» , телевизионный, комбинированный дневной и ночной прицел с лазерным дальномером и система панорамного обзора «Панорама», автоматическая система пожаротушения, кондиционер, два дизельных двигателя FPT «Iveco» Тектор (ЕВРО-3), механическая шестиступенчатая коробка передач. Усилена противоминная защита, 3А и 3В по классификации НАТО. Модернизировано боевое отделение, установлены 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 , ПТРК «Барьер» (4 ПТУР). Может устанавливаться 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-2 и оснащаться беспилотным летательным аппаратом, способным проводить разведку в радиусе около 20 км.
  • БТР-70М-А1 - белорусская модификация. Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л. с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30 вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт.
  • БТР-70МБ1 - белорусская модификация разработки ОАО «140-й ремонтный завод».
  • Кобра-К - модификация, разработанная в 2001-2002 годах белорусским 140-м ремонтным заводом, установлен боевой модуль "Cobra" с 30-мм автоматической пушкой 2А42
  • БТР-70М - азербайджанская модификация, совместная разработка Бакинского приборостроительного завода, Николаевского ремонтно-механического завода и Южно-Африканской компании EWT. Установлен боевой модуль «Шимшек», оснащённый 23-мм автоматической пушкой ЗУ-23 или 30-мм 2А42. Усилено противоминное и противоосколочное бронирование.
  • БТР-70МД - казахстанская модификация

Машины на базе

Операторы

Современные

  • Азербайджан Азербайджан :
  • Армения Армения :
  • Белоруссия Белоруссия - 39 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  • Грузия Грузия 2016 год
  • Замбия Замбия - 20 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  • Киргизия Киргизия - 25 БТР-70 и 10 БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба - 6 БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  • Северная Македония Северная Македония - 57 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  • Мали Мали - 9 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  • Мексика Мексика - 26 APC-70 (БТР-70), по состоянию на 2016 год
  • Монголия Монголия - 40 БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  • Пакистан Пакистан - 120 БТР-70 и БТР-80 , по состоянию на 2016 год
  • Никарагуа Никарагуа - несколько БТР-70М, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия : - 200 БТР-70 всех модификаций, дополнительно 4000 единиц БТР-60/-70 на хранении, по состоянию на 2018 год
  • Сирия Сирия - 1000 БТР-50 , БТР-60 и БТР-70, по состоянию на 2012 год На 2016 год количество неизвестно
  • Таджикистан Таджикистан - 23 БТР-60 , БТР-70 и БТР-80 , по состоянию на 2016 год
  • Туркмения Туркмения - 300 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан Узбекистан - 25 БТР-70, по состоянию на 2016 год
  • - 237 БТР-70 (дополнительно несколько единиц в Нацгвардии Украины ), по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  • Афганистан Афганистан - некоторое количество БТР-70, по состоянию на 2010 год
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина - 3 БТР-70, по состоянию на 2010 год
  • - 309 БТР-70 [ ]
  • ГДР ГДР - 1266 единиц БТР-70 поставлены из СССР в период с по 1990 годы , использовались под обозначением SPW-70
  • Государство Палестина Государство Палестина - 50 БТР-70 со снятым вооружением поставлено в 2010 году из России в качестве гуманитарной помощи
  • Казахстан Казахстан - 190 БТР-70 и БТР-80 , по состоянию на 2012 год , по другим данным 45 БТР-70 [ ]
  • Молдавия Молдавия - 20 БТР-70 [ ]
  • Непал Непал - 135 БТР-70 [ ]
  • Румыния Румыния - производится по лицензии под обозначением TAB-77, в период с по 1991 годы произведено 159 единиц, после распада СССР производство продолжено под лицензией РФ , по состоянию на 2012 год Румыния имеет 150 TAB-77
  • СССР СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Судан Судан - 10 БТР-70М Кобра поставлены в 2007 году из Белоруссии
  • США США - 7 единиц БТР-70 поставлены из ФРГ (5 БТР-70 в 1991 году , ещё 2 в 1993 году)
  • Республика Абхазия