Бтр 70 на платформе жд


Колесный четырехосный бронетранспортер. Представляет собой модернизированный вариант БТР-60ПБ с повышенными боевыми и эсплуатационными характеристиками. Принят на вооружение приказом МО N9 0141 от 21 августа 1972 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 года.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

БТР-70 - основная серийная модель. Главные отличия от БТР-60ПБ: установлены новые, более современные и мощные двигатели; изменено размещение десантников, которые сидят лицом к бортам, что позволяет им вести огонь со своих мест; оборудованы нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных отсеках; введены автоматические системы ПАЗ и ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя отключить его и работать только на втором - исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшена на 185 мм. Вооружение - такое же, как на БТР-60ПБ. На машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы. Кроме основного вооружения и штатного оружия мотострелкового отделения, внутри БТР в укладках перевозятся: два автомата Калашникова, два ПЗРК 9К34 «Стрела-3», один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, два автоматических гранатомета АГС-17 «Пламя».


БТР-70


БТР-70МС - машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.

БТР-70КШМ - командно-штабная машина.

Бронетранспортеры БТР-70, как и их предшественники, поступали в мотострелковые соединения. Ими укомплектовывались два мотострелковых полка из трех (третий вооружался БМП) в мотострелковых дивизиях первого эшелона.

БТР-70 использовались советскими войсками в Афганистане. Для этой машины был разработан и выпускался комплект навесной брони, хорошо зарекомендовавший себя в боевых действиях. С целью увеличения огневой мощи на башнях некоторых БТР в войсках крепился автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя».

В конце 70-х годов на базе БТР-70 была создана боевая колесная машина 2С14, вооруженная 85-мм пушкой «Жало-С». Она успешно прошла полигонные испытания, но на вооружение принята не была.

Помимо Советской Армии в 80-е годы БТР-70 состояли только на вооружении Национальной народной армии ГДР. По советской лицензии эта машина под индексом ТАВ-77 выпускалась в Румынии.

По состоянию на 1995 год, кроме стран СНГ, БТР-70 состояли на вооружении в Эстонии (5 единиц), Афганистане, Непале (135) и Пакистане (120, получены из Германии).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-70

БОЕВАЯ МАССА, т: 11,5. ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ДЕСАНТ, чел.: 8 (с укладкой гранатометов АГС-17 - 6 чел.).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7535, ширина - 2800, высота - 2235, база -4400, колея -2380, дорожный просвет - 475.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 8…10, борт-6, башня -6.

ДВИГАТЕЛЬ: два ЗМЗ-4905, 8-цилиндровых, карбюраторных, V-образных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 240 (2x120) л.с. при 3400 об/мин, рабочий объем 8500 (4 250x2) см 3 .

ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две двухступенчатые раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8x8, размер шин 13,00-18", давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,8 кг/см 2 , подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше - 80, на плаву- 10.

ЗАПАС ХОДА: по суше -400 км, на плаву-12 часов.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2; высота стенки, м - 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124.

БТР-70 – это советский колесный бронетранспортер, разработанный в начале 70-х годов в КБ Горьковского автозавода. Машина предназначена для транспортировки бойцов мотострелковых подразделений и их поддержки в бою. По сути, данная боевая машина является глубокой модернизацией бронетранспортера БТР-60ПБ.

Благодаря мощной силовой установке, ходовой части с независимой подвеской и восемью ведущими колесами большого диаметра бронетранспортер БТР-70 может преодолевать траншеи, окопы, другие преграды и сопровождать в бою танки и пехоту. А герметичный корпус и водометный движитель позволяет этой боевой машине без подготовки форсировать водные препятствия. БТР-70 оснащен системой защиты от ОМП.

На вооружение БТР-70 был принят 21 августа 1972 года, его серийное производство началось на Горьковском автозаводе в 1976 году. В 1981 году выпуск был перенесен на Арзамасский завод автозапчастей. По лицензии эта машина выпускалась в Румынии. С момента начала серийного производства БТР-70 неоднократно модернизировался. В настоящее время существуют украинские, белорусские, румынские и казахские модификации этого бронетранспортера.

Бронетранспортер до сих пор находится на вооружении российской армии (около 200 штук по состоянию на 2016 год), еще несколько тысяч машин этого типа находятся на консервации. Также их продолжают использовать армии практически всех постсоветских республик. Эксплуатируется БТР-70 и в дальнем зарубежье: в Македонии, Пакистане, Монголии, Сирии, Замбии и других странах. Раньше этот список был куда длиннее, но постепенно БТР-70 снимается с вооружения, потому что в наши дни, он, конечно, уже морально устарел.

За свою долгую карьеру БТР-70 успел достаточно «понюхать пороху». «Боевым крещением» для него стал Афганистан, затем были многочисленные конфликты на территории бывшего Советского Союза (Приднестровье, Абхазия, две Чечни, восток Украины). Применялся БТР-70 и во время югославских войн. В середине 90-х годов Турция закупила у Германии значительную партию этих бронетранспортеров, и использовала их в боевых действиях против курдов.

История создания бронетранспортера

В конце 60-х годов, уже после принятия на вооружение очень удачной БМП-1, стала очевидной необходимость серьезной модернизации бронетранспортера БТР-60 или замены его новой машиной с более мощным двигателем и вооружением. У военных вообще была мысль отказаться от бронетранспортеров и пересадить пехоту на БМП. В итоге решили делать что-то среднее между колесным бронетранспортером и боевой машиной пехоты.

На БТР-60 установили башню от БМП-1 с гладкоствольной пушкой и пулеметом ПКТ. Опытный образец получил обозначение БМП ГАЗ-60, но в серийное производство он так и не был запущен. Потому что из-за увеличившегося веса, новая машина имела крайне неудовлетворительную скорость и маневренность. Однако полученные наработки не пропали впустую, именно на базе БМП ГАЗ-60 и был создан БТР-70.

Конструкторы установили на бронетранспортер два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, каждый из которых имел мощность в 120 л. с. Это позволило достичь высокой удельной мощности и, как следствие, хороших скоростных характеристик нового бронетранспортера. В качестве основного вооружения БТР-70 конструкторы предложили пулемет КПВТ, установленный во вращающейся башенке.

По сравнению с БТР-60 новый бронетранспортер имел меньшую высоту корпуса (на 185 мм), что несколько снижало вероятность поражения его вражеским огнем.

В целом, новая машина военным, поэтому в 1972 году она была принята на вооружение. С конца 70-х годов по советской лицензии выпуск БТР-70 был налажен в Румынии. До конца 90-х годов румынами было выпущено 154 машины.

Опыт эксплуатации БТР-70 показал целый ряд недостатков, которые стали причиной остановки серийного производства этого бронетранспортера. Самой большой проблемой стала большая сложность ремонта и обслуживания трансмиссии и силовой установки, состоящей из двух двигателей. В этом отношении БТР-70 был очень похож на своего предшественника – бронетранспортера БТР-60. Нельзя назвать удачной и конструкцию водометного движителя машины, который имеет склонность к засорению водорослями, тиной и илом.

Описание конструкции

БТР-70 – это боевая колесная бронированная машина, компоновка которой в целом повторяет компоновку БТР-60. Бронетранспортер имеет герметичный корпус, сваренный из листов броневой стали. В лобовой части он имеет толщину 8-10 мм, толщина брони передней части башни составляет 6 мм. Между второй и третьей парой колес по обе стороны корпуса находятся нижние боковые люки, через которые происходит высадка пехотинцев из машины. Также дополнительные люки есть и на крыше корпуса.

В передней части корпуса расположено отделение управления, в котором находятся места водителя и командира. За ним следует десантное отделение, в котором размещаются десантники, здесь же находится башенная установка, боеукладки, приборы наблюдения и др. В кормовой части бронетранспортера расположен силовой отсек с двигателями и трансмиссией.

Вне боя командир и водитель ведут наблюдения через два ветровых стекла, которые в боевой обстановке закрываются бронекрышками, после чего обзор осуществляется с помощью перископических приборов.

Мотострелки в десантном отделении размещены лицом к бортам, что позволяет им стрелять на ходу через амбразуры. Еще один боец находится рядом со стрелком пулеметной установки.

Вооружение БТР-70 состоит из пулеметов КПВТ (14,5 мм) и ПКТ (7,62 мм), которые размещены в круглой вращающейся башенке. Была попытка разместить в ней автоматический гранатомет вместо ПКТ, но эта модификация в серийное производство запущена так и не была. Боекомплект КПВТ составляет 500 патронов.

Силовая установка БТР-70 состоит из двух бензиновых двигателей ЗМЗ-4905. Причем топливные баки расположены отдельно, в специальном отсеке, что снижает вероятность пожара. Кроме того, машина оборудована автоматической системой пожаротушения.

Трансмиссия бронетранспортера механическая, есть четыре передних и одна задняя передача. Раздатка БТР-70 способна передавать усилие на лебедку. Управляющими являются две передние пары колес. Бронетранспортер имеет систему регулировки давления в шинах, которая способна компенсировать потерю давления при простреле или пробитии колеса.

Двухступенчатый водометный движитель позволяет БТР-70 развивать на плаву скорость до 10 км/ч.

Конструкторы бронетранспортера уделили большое внимание защите от поражающих факторов ОМП. Машина оснащена мощной фильтровентиляционной установкой, а также системами радиационной и химической разведки.

Модификации бронетранспортера

С момента начала серийного производства БТР-70 неоднократно модифицировался, также на его базе были созданы машины для выполнения специальных заданий. Еще в советский период на основе этого бронетранспортера была разработана штабная машина БТР-70КШМ, а также машина радиосвязи БТР-70МС. В середине 70-х годов в НИИ Артвооружения была создана противотанковая САУ «Жало-С», которая представляла ПТО, установленное на БТР-70. На вооружение эта боевая машина так и не была принята.

Одним из главных недостатков БТР-70 является сложность его силовой установки, поэтому практически все попытки модернизации этого бронетранспортера были направлены на устранение этой проблемы. Уже в постсоветский период в России и Украине были выпущены две модификации бронетранспортера под одинаковым названием БТР-70М, в которых бензиновые двигатели были заменены одним дизельным. На российском БТР-70М был установлен мотор КамАЗ-7403 (260 л. с.), а также трансмиссия от БТР-80. Украинский БТР-70М, разработанный специалистами харьковского КБ им. Морозова, получил дизель УТД-20. Также на этой машине были изменены боковые люки для выхода десанта.

Существуют и другие модификации БТР-70:

  • БТР-70 «Гром». Это еще одна версия машины, разработанная конструкторами КБ им. Морозова. Вместо бензиновых двигателей, на ней установлен дизельный УТД-20 (как у БТР-70М), кроме того, штатная башня заменена боевым модулем «Гром». В его состав входит 30-мм пушка, автоматический гранатомет, пулемет (7,62 мм) и ПТРК «Барьер» с четырьмя ракетами. Боковые люки выполнены по типу БТР-80;
  • БТР-70 КБА-2. Еще одна украинская версия БТР-70 с двигателем УТД-20 и автоматической пушкой КБА-2 вместо КПВТ;
  • БТР-70Т. Модификация, разработанная компанией «Техимпекс» (Украина). Бензиновые двигатели заменены на два дизеля, машина оборудована новой радиостанцией и колесами. На БТР-70Т может быть установлен другой боевой модуль по желанию заказчика;
  • БТР-70ДИ. Вариант бронетранспортера, разработанный на Николаевском бронетанковом заводе. На него установлен КАЗ «Заслон», современные прицельные приспособления, новая коробка передач, два дизельных двигателя «Ивеко» и автоматическая система пожаротушения. БТР-70ДИ имеет усиленную противоминную защиту и комплекс вооружения, состоящий из 30-мм пушки, автоматического гранатомета и ПТРК «Барьер»;
  • БТР-70М-А1. Модификация бронетранспортера с двумя дизельными двигателями;
  • Кобра-К. Вариант машины, разработанный совместно белорусским 140-м ремонтным заводом и словацкими компаниями. У этой модификации бензиновые двигатели заменены на один дизель КамАЗ-7403, а стандартное вооружение заменено на боевой модуль «Кобра», состоящий из 30-мм пушки и пулемета ПКТ;
  • БТР-70МД. Модификация бронетранспортера, разработанная в Казахстане. От базовой она отличается одним дизельным двигателем и новыми прицельными приспособлениями.

После развала Советского Союза армиям России и получивших независимость молодых республик досталось богатое наследие. Одним из экземпляров боевой техники, созданным советскими оружейными конструкторами, стал БТР-70. Эта как и в годы СССР, так и сегодня используется мотострелковыми подразделениями в качестве средства для транспортирования солдат во время военных действий. Описание, устройство и тактико-технические характеристики БТР-70 содержатся в статье.

Знакомство с транспортной единицей

БТР-70 (фото армейской техники представлено ниже) является советским бронетранспортером, созданным в 70-х гг. в Нижнем Новгороде на Горьковском заводе. Сотрудники конструкторского бюро разработали колесную плавающую бронемашину, в задачи которой входило оказывать огневую поддержку мотострелковым подразделениям и осуществлять транспортировку бойцов.

БТР-70 - это плавающая боевая техника, для которой предусмотрено круговое бронирование. В ходовой части бронетранспортера имеется независимая подвеска - все восемь колес в машине ведущие. Характеристики БТР-70 позволяют ему не отставать от танков и успешно преодолевать водные преграды, траншеи и окопы.

Об истории создания

В 60-х гг. для нужд советских мотострелковых войск была предоставлена 60-я модель бронетранспортера. В то время на вооружении советской армии состояла БМП-1. также доказала свою высокую эффективность. С целью повысить общие боевые и эксплуатационные параметры бронетранспортера было решено создать новую бронированную машину, использующую более мощный двигатель и вооружение. Некоторыми военными был предложен альтернативный вариант: не усовершенствовать бронетранспортеры и полностью отказаться от этого вида транспорта, а использовать исключительно БМП. В результате советскими конструкторами было решено спроектировать для армии технику, в которой удалось бы объединить лучшие характеристики бронетранспортеров и боевых пехотных машин. Для этого с БМП-1 были демонтированы гладкоствольная пушка и и установлены на 60-ю модель бронетранспортера. В технической документации транспортное средство значится как БМП ГАЗ-60. Однако по причине неудовлетворительной скорости и маневренности, обусловленных слишком большим весом, с серийным производством данной машины возникли трудности. Тем не менее, как утверждают эксперты, конструкторские наработки не пропали и были применены при создании БТР-70.

О доработках

С целью повысить скоростные характеристики машины советские оружейные инженеры под руководством И. С. Мухина оснастили БТР двумя бензиновыми двигателями по 120 л. с. каждый. Такое конструкторское решение позволило повысить удельную мощность силовой системы. Функцию основного вооружения в БТР-70 выполняет танковый крупнокалиберный пулемет конструкции Владимирова (КПВТ). Местом его установки стала вращающаяся башенка.

Результат

Для корпуса БТР-70 (фото бронетранспортера представлено в статье), в отличие от 60-й модели, характерна сниженная на 18,5 см высота, благодаря чему новая машина менее уязвима для вражеского огня. Однако бронетранспортер не лишен и некоторых недостатков. Как утверждают специалисты, по причине наличия двух двигателей ремонтировать и обслуживать силовую установку стало труднее. Кроме того, не очень удачным получился водометный двигатель БТР. После преодоления водных преград конструкцию приходится чистить от ила и водорослей. Тем не менее военными бронированная машина была одобрена.

О серийном изготовлении

В 1971 году Минобороны СССР издало указ №0141, согласно которому БТР-70 может быть принят на вооружение советской армией. Начало серийного производства пришлось на 1976 год. Изначально местом изготовления бронетранспортера был Горьковский автомобильный завод. С 1981 г. эту задачу выполняют работники Арзамасского завода автомобильных частей. Кроме того, лицензия на изготовление БТР-70 была выдана Советским Союзом Румынии. До развала СССР румынская промышленность выпустила 154 единицы бронированной техники.

О конструкции

Проектируя компоновку новой машины, разработчики использовали 60-ю модель бронетранспортера. Местом управленческого отдела в БТР-70 стала передняя часть машины. Тут же расположены рабочие места механика и капитана. Солдаты размещены в средней части бронетранспортера - десантном отделении. Для моторно-трансмиссионного отсека отведена задняя часть машины. Лобовая часть БТР оборудована специальными ветровыми стеклами для обзора. С целью сделать видимость достаточно хорошей в любую погоду и время года для окон предусмотрен обогрев и стеклоочистители. Защиту командира и механика от пулевых попаданий обеспечивают специальные бронированные заслонки, которые устанавливаются на окна. В боевой обстановке осмотр местности командиром осуществляется при помощи прибора ТНПКУ-2Б и трех перископических приспособлений. Механик может пользоваться четырьмя перископическими механизмами. Управленческое отделение бронетранспортера для загрузки и выгрузки оборудовано верхними люками. Для изготовления кузова использованы бронированные стальные листы, соединенные при помощи сварки. Лобовая часть бронетранспортера имеет толщину 1 см. Толщина листа, используемого для башни, составляет 0,6 см. Скрытая от противника высадка и посадка мотострелков возможна благодаря наличию специальных люков в нижней части борта машины.

Экипаж бронетранспортера рассчитан на восемь человек. Для них предусмотрены специальные лавочки. Внутреннее устройство БТР-70 конструкторы проектировали так, чтобы у солдат была возможность осуществлять стрельбу из салона. Для этого с обеих бортов машины разместили лавочки, на которые садится экипаж лицом к шести небольшим амбразурам.

Как и для окон в управленческом отделе, для амбразур предусмотрены специальные бронированные крышки. В боевой обстановке обзор солдатами производится при помощи двух перископических приборов.

О вооружении

Огонь по противнику осуществляется из танкового крупнокалиберного пулемета (14,5 мм) и ПКТ калибра 7,62 мм. КПВТ является основным вооружением бронетранспортера. Дальность прицельной стрельбы из данного орудия составляет 2000 м. На одну транспортную единицу прилагается 500 боеприпасов. Танковый крупнокалиберный пулемет используется в качестве дополнительного оружия. Показатель прицельной дальности из этого орудия немного ниже и составляет 1500 м. Боевой комплект для ПКТ состоит из 2000 патронов.

О силовом агрегате

Бронетранспортер оборудован двумя восьмицилиндровыми двигателями ГАЗ-49Б. Местом их крепления стала общая рама. Машинное масло охлаждается теплообменниками и радиаторами. Емкость топливных баков составляет 145 л. С целью снизить их пожароопасность в конструкции бронетранспортера предусмотрены специальные герметичные отсеки. Кроме того, для устройства БТР-70 характерно наличие автоматизированной противопожарной системы. Как утверждают специалисты, нередки случаи, когда один из силовых агрегатов выходит из строя. Бронетранспортер сможет продолжить свое движение, если будет исправным второй мотор. Поэтому разработчики проектировали силовую установку таким образом, чтобы отключение силовой передачи от мотора механик смог выполнять дистанционно.

О ходовой части

Ходовка бронетранспортера состоит из четырех осей. Высокий показатель проходимости машины обеспечен наличием полного привода. Первые две оси являются управляемыми. Для того чтобы развернуть транспорт, механику требуется 12,5 м.

Подвеска торсионного типа. Обод в колесе разъемный. Шины бескамерные с низким уровнем давления, поддерживаемым специальной регулировочной системой. Благодаря ей бронетранспортер может продолжать движение на пробитых колесах. Компрессорам в таком случае для поддержания необходимого уровня давления приходится работать на полную мощность. На асфальтированной поверхности техника может двигаться со скоростью 80 км/ч. Трансмиссия замкнутая с демпферным сцеплением. Машина оборудована механической коробкой передач с четырьмя передними и одной задней передачей. Третья и четвертая оснащены синхронизаторами.

ТТХ

Особенности:

  1. БТР-70 относится к классу бронетранспортеров.
  2. Весит техника 11,5 т.
  3. Экипаж управления состоит из 2 человек. В десантном отделении 8 солдат.
  4. Показатель максимальной скорости составляет 80 км/ч.
  5. Вплавь БТР-70 в течение часа может преодолеть 10 км.
  6. Техника обладает запасом хода 400 км.
  7. Общий показатель мощности силового агрегата составляет 240 лошадиных сил.
  8. Внешняя связь командира осуществляется при помощи радиостанции Р-123М. Для внутренних переговоров предназначено устройство Р-124.

Мнение экспертов

Как утверждают специалисты, неоспоримым достоинством БТР-70 является возможность его использовать в среде с высоким уровнем радиации. Бронетранспортер оборудован специальной системой, которая определяет повышенный радиационный фон. Кроме того, изнутри салон оснащен эффективной вентиляционной системой. Благодаря специальным фильтрам экипаж надежно защищен от химического и радиационного воздействия.

О модификациях

Стандартная версия БТР-70 стала базой для следующих вариантов бронированной техники:

  1. КШМ. Представляет собой командно-штабной передвижной пункт.
  2. МС. При помощи данной техники осуществляется связь. Транспортное средство с упраздненной башней и содержит дополнительные радиостанции.
  3. БТР-70М. Технические характеристики в сравнении с классической версией улучшены. В новой модели вместо двух бензиновых двигателей используется один дизельный КамАЗ-7403. Мощность силового агрегата увеличена до 260 л. с.
  4. 70М-А1. Производят данную модель в Белоруссии. Мощность двух дизельных силовых агрегатов составляет по 136 л. с. Техника оборудована кондиционером.
  5. 70М-Б1. Машина белорусского производства. В технике используется дизельный двигатель. Мощность силового агрегата - 260 лошадиных сил.
  6. "Кобра-К". Транспортное средство разработано совместно российскими, белорусскими и словацкими специалистами. Бронетранспортер вооружен улучшенным модулем Cobra. Кроме того, для БТР предусмотрен кондиционер.
  7. 70М-Д. Машина казахстанского производства. Оснащена мотором мощностью 270 л. с. Дополнительно в БТР используются турецкие тепловизоры.

О модели БТР-70 "Звезда"

Судя по многочисленным отзывам потребителей, российская компания «Звезда» сегодня считается одной из крупнейших, выпускающих настольные игры и сборные модели. В каталогах производителя вниманию покупателей представлены пластиковые самолеты, вертолеты, автомобили, корабли и парусники. Большим спросом пользуются сборные наборы БТР-70 "Звезда".

Комплектуется товар 201 деталью, которые закреплены на пяти литниках. Общий размер изделия составляет 210 мм. Для набора предусмотрен масштаб 1:35. Набор комплектуется 9 колесами для БТР-70 и инструкцией.

В заключение

Боевое крещение бронетранспортера состоялось в Афганистане. Позже БТР-70 использовался в многочисленных вооруженных конфликтах на территории Приднестровья, Абхазии, Чечни и восточной Украины. Несмотря на то, что конструкторами создаются новые варианты бронированных машин, как утверждают эксперты, 70-я модель будет востребована еще долгое время.

Один из первых бронеавтомобилей появился после окончания русско-японской войны 1904-1905 гг. Его создатель, подъесаул Сибирского казачьего корпуса М. А. Накашидзе, переоборудовал для этой цели свой автомобиль, установив броню и башню с пулеметом. В период империалистической войны 1914-1918 гг. и спустя почти два десятилетия на испытательные полигоны стран, производящих боевую технику, выходили самые различные образцы колесных бронированных автомобилей.

И все же к середине второй мировой войны производство бронеавтомобилей резко сократилось, а на вооружение подвижных родов войск стали поступать новые машины - бронетранспортеры.

Высокоманевренный характер боевых действий, широкое применение танков в войне показали огромную роль взаимодействия их с пехотой. Но стрелковые подразделения часто несли большие потери от огня противника еще на подходе к рубежу атаки. Необходимо было специальное средство транспортировки на поле боя, которое позволяло бы наступать вслед за танками в готовности немедленно использовать их успех и одновременно обеспечивало для личного состава подразделений защиту от огневых средств противника.

Низкая проходимость и уязвимость от огня даже стрелкового оружия исключали применение для этих целей автомобилей «коммерческого» типа. Броневики же оказались маловместимыми. Одной из самых массовых бронемашин на поле боя стал бронетранспортер (БТР), приспособленный для перевозки как минимум отделения пехоты, укрытой за его броней от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин. Автоматическое стрелковое оружие, а иногда даже 20-30-миллиметровые пушки позволяли им успешно бороться с однотипными машинами, живой силой противника и обстреливать низколетящие самолеты.

В Советской Армии первыми из серийных образцов таких машин были бронетранспортеры БТР-40 и БТР - 152, а впоследствии и их модификации. Они были созданы с использованием базы автомобилей массового выпуска ГАЗ-63 и ЗИС-151, сохраняли общую с ними схему расположения агрегатов. Это было оправдано экономически и не ограничивало возможности дальнейшего совершенствования боевых качеств БТР.

Тактико-технические качества БТР значительно повысились с принятием на вооружение вначале БТР-60П, а затем его модификаций БТР-60ПА, БТР-60ПБ. Эти машины были специально сконструированы так, что обладали высокой проходимостью, лучшей защищенностью, амфибийными качествами. Впервые на отечественных БТР силовая установка была расположена в кормовой части корпуса.
БТР-70 - одна из последних машин такого типа. Это колесный (8X8) плавающий бронетранспортер высокой проходимости. В башне располагается спаренная пулеметная установка: 14.5-мил-лиметровый КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и 7.62 миллиметровый ПКТ (пулемет Калашникова танковый).

Боевое отделение рассчитано на восемь десантников. Командир и водитель размещаются в отделении управления. От своих предшественников БТР-70 имеет ряд отличий. В бортах корпуса - между вторым и третьим мостами располагаются два боковых люка для десанта. Мощность силовой установки, состоящей из двух карбюраторных двигателей, повышена до 240 л. с. (у БТР-60ПБ - 180 л. е.). Несколько изменена конфигурация корпуса. Скорость полностью загруженной машины на шоссе достигает 80 км/ч, а водометный движитель обеспечивает на плаву до 10 км/ч.

Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 30°, рвы шириной до 2 метров и двигаться по косогорам с уклоном до 25°.

БТР-70 оборудован управляемой или автоматически срабатывающей при появлении пламени в силовом отделении системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой (ФВУ). ФВУ создает избыточное давление внутри корпуса, предотвращающее попадание в машину пыли, радиоактивных и отравляющих веществ, очищает воздух.
Мощная силовая установка, независимая подвеска колес, система автоматического поддержания давления воздуха в шинах обеспечивают хорошую проходимость по дорогам и без дорог, а наличие наряду с пулеметной установкой переносного зенитного комплекса и противотанкового гранатомета обусловливает высокие боевые качества машины.

БТР-70:

1 - щиток приборов родителя;
2 - радиостанция;
3 - краны управления гидросистемами;
4 - боеукладки пулеметов;
5 - механизмы наводки вооружения:
6 - аккумуляторная батарея;
7 - силовая установка;
8 - радиаторы системы охлаждения;
9 - вентилятор;
10 - топливный бак;
11 - заслонка водометного движителя;
12 - рабочее колесо водомета;
13 -- генератор;
14 - механизм стояночного тормоза;
15 - раздаточные коробки;
16 - гидравлические амортизаторы ходовой части.

Опытная колесная боевая машина пехоты ГАЗ-50

В начале 1970-х годов в КБ Горьковского автозавода была спроектирована колесная боевая машина пехоты ГАЗ-50, разработанная на базе узлов и агрегатов БТР-60ПБ. В 1971 г. был изготовлен опытный образец ГАЗ-50. Колесная БМП имела такую же башню с вооружением, что и гусеничная БМП-1 , а ее десантное отделение вмещало 8 полностью экипированных пехотинцев. Корпус герметичный, сварной, из катаных броневых листов. Общая компоновка с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса находилось десантное отделение, в котором стрелки располагались лицом к борту машины. Вооружение, размещавшееся во вращающейся конической башне, состояло из 73-мм пушки 2А28 "Гром", спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ и установки ПТУР 9К11 "Малютка".
В ГАЗ-50 использовались два четырехтактных карбюраторных двигателя мощностью по 125 л.с. Трансмиссия механическая. Бескамерные шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Для движения на воде использовался водомет. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 80 км/ч, по воде 10 км/ч. Запас хода по шоссе - 700 км.
По различным причинам БМП ГАЗ-50 серийно не выпускалась, но ее шасси было использовано для создания нового бронетранспортера ГАЗ-4905, который после проведения испытаний в 1972 г. был принят на вооружение под обозначением БТР-70. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 г., а с 1981-го - на Арзамасском заводе автомобильных запчастей, входившем в ПО "ГАЗ".

Бронетранспортер БТР-70 первых серий

БТР-70 представляет собой модернизированный вариант бронетранспортера БТР-60ПБ с повышенными боевыми и эксплуатационными характеристиками.
На БТР-70 установлены новые, более современные (на тот момент) и мощные двигатели ГАЗ-66; изменено размещение десантников, которые сидят лицом к бортам; устроены нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных от двигателя отсеках; введены автоматические системы ПАЗ и ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя отключить его и работать только на другом - исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшена на 185 мм.
БТР-70 в целом повторяет компоновку БТР-60ПБ . В передней части корпуса находится отделение управления с местами командира машины и механика-водителя. За отделением управления расположено десантное отделение, а в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное.

Бронетранспортер БТР-70

Закрытый герметичный корпус сварен из катаных листов броневой стали. Лобовые детали имеют толщину 8 - 10 мм. Башня также имеет сварную конструкцию, в передней части толщина брони составляет 6 мм. Из-за уменьшения высоты корпуса на 185 мм боевое отделение стало более тесным и менее удобным.
Командир машины и механик-водитель ведут наблюдение через два ветровых стекла, которые в боевом положении закрываются броневыми крышками. В этом случае наблюдение ведется через призменные приборы наблюдения. Для доступа в отделение управления в корпусе есть два люка.
В корпусе смонтированы два небольших нижних боковых люка, крышки которых открываются вперед, предназначенные для скрытой посадки и спешивания десанта. Дополнительные люки имеются также в крыше десантного отделения.
Десантное отделение расчитано на размещение 6 полностью экипированных пехотинцев. Десантники размещены лицом к борту. При необходимости они могут вести огонь из личного оружия через 6 закрывающихся броневыми крышками амбразур.

Бронетранспортер БТР-70 с дополнительным бронированием

Бронетранспортер БТР-70 имеет то же вооружение, что и БТР-60ПБ : в бронированной башне кругового вращения установлены 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ (с боекомплектом, соответственно, 500 и 2000 патр.). Был разработан опытный образец БТР-70 с автоматическим гранатометом АГС-17, смонтированным на башне, но серийно он не выпускался.
Кроме основного вооружения, установленного в башне, внутри БТР в укладках перевозятся два автомата Калашникова, два ПЗРК 9К34 "Стрела-2", один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, могут перевозиться два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя", при этом количество перевозимых десантников уменьшается на 2 на каждый гранатомет.
БТР-70 имеет силовую установку повышенной мощности. В моторно-трансмиссионном отделении на общей раме установлено два V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-66 мощностью 120 л.с. каждый. Радиаторы систем охлаждения установлены на шарнирах, что улучшает доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии. Топливные баки расположены в изолированных отсеках, бронетранспортер оборудован автоматической системой пожаротушения.

Опытная 85-мм самоходная артиллерийская установка 2С14 "Жало-С"

Ходовая часть выполнена по колесной формуле 8х8. Управляемыми являются первые две пары колес. Подвеска торсионная, колеса с разъемным ободом, шины бескамерные сверхнизкого давления. Имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
При движении по шоссе БТР-70 развивает максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортер плавает со скоростью 9 - 10 км/ч, которая обеспечивается двухступенчатым водометным движителем. Запас хода на плаву составляет 12 ч.
На БТР-70 используется водометный движитель - двухступенчатый с диаметром рабочих колес 425 мм. Переднее колесо левого вращения приводится от правого двигателя, заднее колесо правого вращения - от левого. Для поддержания непотопляемости бронетранспортер оборудован подключенной к водомету системой эжекционной откачки воды из корпуса с подачей 800 л\мин.

Станция помех радиовзрывателям СПР-2
1Л29 "Ртуть-Б"

Для предотвращения заливания носовой части бронетранспортера на плаву, который при движении по суше находится в поднятом и уложенном верхний передний лист положении.
В состав оборудования БТР-70 входят радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство, отопитель, лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 6 т и буксирные приспособления.
В процессе серийного производства конструкция и внешний облик бронетранспортера не претерпели серьезных изменений. Однако, машины разных лет выпуска в деталях несколько отличаются друг от друга. Так, на бронетранспортерах первых серий устанавливалась башня, полностью идентичная таковой у БТР-60ПБ . Однако вскоре на ней дополнительно стали устанавливать прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы.
Помимо изменений в конструкции башни у машин разных выпусков есть небольшие отличия в конструкции корпусов. Так у БТР-70 поздних выпусков появились четыре амбразуры для стрельбы вверх в крыше корпуса. В самом конце производства машины стали оснащать волноотражательными щитками, металлическими задними буферами и ограждением фар такой же конструкции, как у БТР-80 .
На базе БТР-70 были разработаны и выпускались малыми сериями модификации специального назначения:
Помимо Советской Армии в 1980-е годы БТР-70 состояли еще на вооружении Национальной народной армии ГДР. Немцы переделали некоторое количество БТР-70 в машины химической разведки.
По советской лицензии эта машина с конца 1970-х годов под индексом ТАВ-77 выпускалась в Румынии, правда в ограниченных количествах. На 1990 год было выпущено только 154 машины этого типа. ТАВ-77 был идентичен БТР-70, за исключением ПУ ПТУР "Малютка", смонтированной на стенке башни.
Бронетранспортер постоянно модернизируется, и не только в России. Вот некоторые модификации:

Модернизированный бронетранспортер БТР-70М-1 (Белоруссия)

Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 11,5 - 12,0 т
Экипаж + десант - 3 + 7 чел.
Колесная формула - 8 х 8
Габаритные размеры:
высота - 2235 мм
длина - 7510 - 7535 мм
ширина - 2790/2800 мм
клиренс - 475 мм
Бронирование - противопульное
Вооружение:
пулеметы - 14,5-мм пулемет КПВТ
7,62-мм пулемет ПКТ
другое - 2 ПЗРК 9К34 "Стрела-2"
РПГ-7
Боекомплект - 500 патронов калибра 14,5 мм
2000 патронов калибра 7,62 мм
5 выстрелов к РПГ-7
Двигатель -

ГАЗ-66, 2 шт., 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный

Мощность двигателя - 2х120 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 80 км/ч
Максимальная скорость на плаву - 9 - 10 км/ч
Запас хода по шоссе - 400 - 600 км
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 30°
крен - 25°
ширина рва - 2,0 м
высота стенки - 0,6 м
глубина брода - плавает