Автомобильный транспорт. Транспорт происхождение, этимология

(от лат. transporto - перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Делится также на пассажирский и грузовой.


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ТРАНСПОРТ это, что такое ТРАНСПОРТ , значение слова ТРАНСПОРТ , синонимы к ТРАНСПОРТ , происхождение (этимология) ТРАНСПОРТ , ТРАНСПОРТ ударение, формы слова в других словарях

+ ТРАНСПОРТ происхождение, этимология - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

+ ТРАНСПОРТ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

2. Наземный, водный, воздушный, подземный т. Железнодорожный т. Городской т. Пассажирский т. Грузовой т.

3. Партия грузов, доставляемых одновременно. Большой т. хлеба.

4. Движущиеся перевозочные средства специального назначения. Санитарный т. Т. с зерном.

5. Судно морского флота для перевозки грузов, людей.

| прил. ~ный , -ая, -ое. Транспортное машиностроение.

+ ТРАНСПОРТ - Словарь иностранных слов

ТРАНСПОРТ это

ТРАНСПОРТ

1. мн. нет, устар. Действие по глаголу транспортировать; транспортировка. Осуществлять т. грузов.

2. мн. нет. Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств. Т. и связь. Водный т. Городской т. Транспортник - работник транс-порта.

3. Партия грузов, доставляемых одновременно. Большой т. зерна.

4. Движущиеся перевозочные средства специального назначения. Санитарный т. Т. с медикамента-ми.

5. Морское судно для перевозки грузов, людей. Транспортный - относящийся к транспорту.

+ ТРАНСПОРТ - Малый академический словарь русского языка

ТРАНСПОРТ это

транспорт

(1) транспорт

А, м.

Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств.

Автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт.

Доронин призадумался. Весь грузовой транспорт, имевшийся в его распоряжении, составляли пять-шесть лошадей и полуторка. Чаковский, У нас уже утро.

Транспортирование, перевозка чего-л.

Транспорт угля металлургическим заводам.

Транспорт {химикалия} можно наладить цистернами по узкоколейной дороге. Крымов, Инженер.

|| Спец.

Перенос, перемещение.

Транспорт газов кровью. Транспорт влаги в глубь материков.

Партия доставленных или предназначенных для перевозки грузов.

Минуя сотни самых разнообразных преград, транспорт с партийной литературой, отправленной из Женевы, благополучно дошел до Сибири. Марков, Строговы.

Обоз или совокупность каких-л. перевозочных средств специального назначения.

Артиллерийский транспорт. Санитарный транспорт.

- Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом, в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Лермонтов, Бэла.

Уже на въезде в Березняги лазарет встретился с транспортом раненых. Пожилой бритый белорус - хозяин первой подводы - шел около лошади. Шолохов, Тихий Дон.

Судно военного флота для перевозки грузов и людей, а также грузовое морское судно.

Минные транспорты. Десантный транспорт.

Эскадра занялась погрузкой угля с транспортов. Новиков-Прибой, Цусима.

{От лат. transportare - переносить, перемещать, перевозить}

(2) транспорт

А, м. Бухг.

Перенос суммы на другую страницу.

{От лат. transportare - переносить, перемещать}

+ ТРАНСПОРТ - Сборный словарь иностранных слов русского языка

ТРАНСПОРТ это

транспорт

ТРАНСПОРТ

(фр. transport, от transporter - переносить). 1) перевозка товаров. 2) обоз с припасами. 3) грузовое судно. 4) в бухгалтерии: перенос итога с одной страницы на другую. 5) в азартных играх: перенос, ставка на другую карту.

Транспортное средство является техническим устройством, цель которого - перевозка людей или груза на дальние расстояния. Сегодня в мире насчитывается более десятка тысяч таких устройств. Поэтому, чтобы различать один транспорт от другого, людьми была придумана стандартная классификация, благодаря которой все виды транспортных средств можно условно разделить по их назначению, используемой энергии и среде перемещения.

Основные виды транспортных средств

Как и было сказано выше, в зависимости от определенных признаков все виды транспортных средств можно поделить на три основные группы:

  • по назначению;
  • по используемой энергии;
  • по среде перемещения.

Так как вышеупомянутые виды транспортных средств имеют свою классификацию, особенности и различаются друг от друга по определенным признакам, то их можно рассмотреть более подробно.

Виды транспорта по назначению

Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:

  • Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
  • Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
  • Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт - это личный автомобиль или мотоцикл.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

Виды транспорта по используемой энергии

В зависимости от используемой энергии, бывают транспортные средства:

  • Приводимые в движение ветряной силой, например, парусные судна (парусники).
  • Приводимые в движение мускульной силой (движимые человеком или животным). Самый распространенный транспорт, движимый человеком, - это велосипед, который приводится в движение ножными педалями. Кроме того, существуют менее используемые в повседневной жизни небольшие гребные суда и веломобили, которые движутся также при помощи силы человека. О транспортных средствах, движимых животными, более подробно написано ниже под соответствующим заголовком.
  • С личным двигателем. Этот вид, в свою очередь, делится на транспорт с тепловым и электронным двигателем.

Транспорт с тепловым двигателем - механическое транспортное средство, которое работает за счет превращения тепла в энергию, необходимую для передвижения. Источником тепла в таких двигателях может быть, например, органическое топливо. Один из самых известных представителей транспорта с тепловым двигателем - паровоз, который приводится в движение за счет обработки (растопки) угля.

Электронным считается тот транспорт, двигатель которого приводится в работу за счет энергии электричества. Основными транспортными средствами подобного типа являются трамваи, фуникулеры, монорельсы, электромобили и электроходы.

Виды транспорта по среде перемещения

В зависимости от среды перемещения транспорт может быть:

  • наземным (автомобильный, железнодорожный, велосипедный, трубопроводный, а также транспорт, движимый животными);
  • воздушным (авиационные и аппараты воздухоплавания);
  • водным (надводные и подводные суда);
  • космическим (аппараты и машины, движущиеся по безвоздушным путям);
  • иного вида.

К прочим видам транспорта относятся стационарные подъемники (лифты), элеваторы, канатные дороги и т. д.

Наземный транспорт

Существуют различные наземные транспортные средства, которые подразделяются по ряду признаков:

  • По виду движителя есть гусеничный (некоторые виды танков, тракторов и кранов), колесный (автомобили, велосипеды, мопеды, мотоциклы), а также наземный транспорт, который приводят в движение животные.
  • По количеству колес бывают: моноциклы (одноколесные транспортные средства), бициклы (двухколесные), трициклы (трехколесные) и квадроциклы (четырехколесный транспорт).
  • По типу видов дорог бывают железнодорожные и безрельсовые транспортные средства. К железнодорожному транспорту относится любое транспортное средство, которое перевозит груз и пассажиров по рельсовым путям. То есть, это могут быть локомотивы, вагоны, трамваи, монорельсы и эстакадный транспорт. К безрельсовому относится любой наземный транспорт, в том числе и автотранспорт, который передвигается по суше.

Автомобильные транспортные средства

Самым популярным и распространенным видом наземных транспортных средств считается автомобильный транспорт. К автомобильному относятся все виды средств, при помощи которых выполняется перевозка груза и пассажиров по безрельсовым путям. Многие автомобили предназначаются не только для перевозки на короткие, но и на дальние расстояния, особенно, в тех случаях, когда невозможно доставить пассажиров, продукты или материалы другим способом.

Весь автомобильный транспорт делится:

  • На гоночные машины, которые, чаще всего, используют в автомобильных и спринтерских заездах (дрэг-рейсинг, авто-слалом и др.). К таковым относятся, например, монопосты - одноместные автомобили с открытыми колесами, использующиеся в гонках «Формулы-1».
  • На транспортные автомобили, которые служат лишь для перевозки груза и пассажиров. В зависимости от цели назначения, они бывают легковыми (автомобили личного пользования), грузовыми (автомобили-фургоны, тягачи, др.) и перевозными (автобусы, маршрутные такси и т. д.).
  • На специальные машины, которые, помимо всего прочего, оснащены дополнительным оборудованием, предназначенным для тех или иных целей. К таковым относятся, например, машины скорой помощи или пожарные автомобили.

Транспортные средства, движимые животными

Использовать животных в качестве средств передвижения люди научились тогда, когда других видов наземного транспорта еще не существовало. Хоть уже прошли года, появились современные транспортные средства, многие все равно предпочитают прокатиться верхом на коне или запрячь животное в повозку, чтобы транспортировать какой-либо груз.

К транспорту, движимому животными, относится:

  • Гужевой транспорт. В качестве транспортных средств для перемещения груза и пассажиров на повозках, телегах, людьми в основном используются лошади, собаки, верблюды, буйволы, слоны и другие млекопитающие, которых можно приручить и обучить транспортировке.
  • Вьючный транспорт. Само название вьючного транспорта походит от упаковочной поклажи (вьюка), которую крепят на спину животного. Подобное транспортное средство используется в тех случаях, когда гужевой транспорт является нецелесообразным, например, в горных районах, где слишком крутые склоны и узкие дороги, что значительно затрудняет передвижение повозок и телег. Помимо горных районов, вьючных животных используют в сельской и болотистой местности, а также в пустынях или в северных регионах, где присутствуют плохие дороги или их практически нет.
  • Верховой транспорт, который предназначен как для перевозки пассажиров, так и для участия в специальных спортивных соревнованиях и состязаниях. В основном к верховому транспорту относятся лошади, верблюды и слоны.

Трубопроводные транспортные средства

Основной целью трубопроводных транспортных средств является только транспортировка грузов (химических веществ, жидких и газообразных продуктов) по специальным каналам (трубам). Этот вид наземного транспорта является самым дешевым и популярным, аналогов которому в мире не существует. Например, на территории РФ, трубопроводы используются для транспортировки более 95% добываемой нефти.

Помимо дешевизны, трубопроводный транспорт имеет и другие достоинства:

  • быстрая перевозка груза;
  • низкая себестоимость транспортировки;
  • отсутствие потерь груза во время доставки;
  • трубопроводы можно прокладывать где и как угодно (не считая воздушных путей).

Основные виды трубопроводных транспортных средств: канализация, водопровод, мусоропровод и пневматический транспорт (пневмопочта).

Воздушный транспорт

Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.

Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.

Водный транспорт

Это один из классических видов транспортных средств. Такой транспорт предназначается для перевозок по искусственным (водохранилища, каналы) и природным (озера, реки, моря и др.) водным путям.

В отличие от воздушного, водный транспорт является одним из самых дешевых после трубопроводного. Именно поэтому подобными транспортными средствами перевозиться практически все: начиная от стройматериалов и заканчивая полезными ископаемыми. А такие плавсредства, как, например, паромы, способны даже перевозить другой транспорт.

Но вот пассажирских перевозок в последнее время стало значительно меньше. Это обосновано довольно низкой скоростью, с которой суда движутся от одного морского порта к другому.

Основные виды транспортных средств, движущиеся по водным путям: надводные (лодки, катера, лайнеры, корабли) и подводные суда.

Космический транспорт (космический аппарат)

Космический транспорт (космический аппарат) - механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безвоздушному пространству (в космосе). Разумеется, говоря о перевозке людей, подразумевается то, что они являются одновременно и пассажирами, и экипажем, управляющим космическим аппаратом. В основном же такой транспорт предназначен для более специфических целей. Например, космические станции предназначены для различных исследований рельефа, океанов и атмосферы, которые нельзя провести на Земле, а спутники позволяют людям смотреть международные телевизионные программы и делать прогнозы погоды метеорологам. Кроме того, некоторые космические аппараты используются в военных целях (слежка за зонами боевых действий, разведка деятельности других стран, обнаружение приближающихся космических объектов и т. д.).

Из основного космического транспорта можно выделить: спутники, космические корабли, орбитальные и межпланетные станции, планетоходы.

Автомобильный транспорт , автотранспорт - вид сухопутного механического безрельсового транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов автомобилями.

А. т. есть совокупность подвижного состава, путей сообщения, помещений по хранению и переработке грузов, техническому обслуживанию, заправке топливом и ремонту подвижного состава. Подвижной состав А. т. состоит из автомобилей, тягачей и прицепов, В зависимости от назначения и выполняемой работы автомобили подразделяются: на пассажирские (легковые и автобусы) и грузовые, вне зависимости от устройства и формы кузова и специального назначения, к-рые не производя";" транспортной работы, а используются для механизации процессов труда или в качестве передвижных средств производства (пожарные, поливочные, санитарные и дезинфекционные, автогудронаторы, походные мастерские, кинопередвижки). Тягачи приспособлены для перевозки грузов па прицепах. Применение прицепов, буксируемых тягачами или автомобилями (автопоезда), увеличивает их полезную грузоподъёмность, повышает производительность и уменьшает эксплоатационные расходы на транспортные работы.

Быстрому развитию А. т. способствовал ряд его качеств: 1) высокая проходимость автомобилей, обеспечивающая возможность передвижения по любым дорогам; 2) большая скорость движения по усовершенствованным дорогам (легковые автомобили - - кмъ час, автобусы и грузовые автомобили Типы автомобилей: 1 - автомобиль ЗИС-5 с двухосным прицепом; 8 - автомобиль ЯАЗ- (семитонный) с прицепом; 3 - автомобиль ЯЗ-6 с двухосным прицепом; 4 - автомобиль-тягач ГАЗ-51 и полуприцепы для перевозки хлеОа; о - автомобиль ЗИС-5 с цистерной длп перевозки молока; в - автомобиль-самосвал MA3-2U5; 7 - автомобиль ГАЗ-51; $- автомобиль «Москвич»; 9 - санитарный автомобиль ЗИС-ИО и «Москвич».

70-90 км в час); 3) хорошая маневренность, обеспечивающая быструю перемену направления движения и возможность непосредственного подхода к погрузо-разгрузочным пунктам или местам назначения, что даёт нозможность перевозить грузы и пассажиров без передачи на другой вид транспорта и обеспечивает быструю.достннку пассажиров и грузов; 4) удобства для пассажпрои при пользовании легковыми автомобилями и автобусами; 5) приспособленность грузовых автомобилей для перевозки мелких партий грузов, что исключает необходимость накопления больших масс грузов и обеспечивает

высокую сохранность в пути скоропортящихся грузов; 6) лёгкость управления автомобилями, простота ухода за ними и способность при надлежащем уходе постоянно быть готовыми к работе.

Успешному применению грузового А. т. в различных отраслях хозяйства также способствует разнообразие типов автомобилей (по форме кузова и грузоподъёмности), возможность приспособления шасси автомобиля под купоны различных форм и габаритов, нозможность специализировать автомобили для перевозки однотипных грузов (жидкостей, леса, хлопка, зерна и т. п.), а так же для механизированной выгрузки грузов. При пользовании самосвалами сокращается число рабочих и увеличивается производительность автомобилей. При использовании на А. т. прицепного подвижного состава и контейнеров (многократно применяемая тара) значительно уменьшается стоимость перевозок по сравнению с автомобильно-железнодорожными перевозками грузов на расстояние примерно до км.

А. т. Союза ССР используется несравненно более производительно, чем А. т. в капиталистических странах, что объясняется прежде всего" плановым характером социалистического хозяйства, отсутствием конкуренции между отдельными видами транспорта, а также значительной концентрацией автомобилей в отдельных хозяйствах, где есть возможность организовать эффективное использование автомобилей, технический уход за ними и ремонт.

Вместе с ростом А. т. в СССР была организована подготовка инженеров, техников, водителей и других специалистов по эксплоатации автомобилей в автодорожных втузах и техникумах и на различных курсах. Автодорожные втузы явились организующим центром по разработке отечественной теории по эксплоатации автомобилей. Наряду с этим развивалась научно-исследовательская работа по вопросам наиболее эффективного использования автомобилей, в настоящее время сосредоточенная в Центральном научно-исследовательском институте (ЦНИИАТ) Министерства автомобильного транспорта РСФСР .

В период Великой Отечественной войны значительная часть А. т. СССР была переключена на непосредственную помощь фронту. Обеспечение Советской Армии всем необходимым для боевых операций было бы невозможно без А. т. И. В. Сталин , давая оценку работы транспорта за годы войны, указывал: «Большую роль в деле помощи фронту сыграл наш транспорт, прежде всего железнодорожный транспорт , а также речной, морской и автомобильный транспорт» (Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5 изд., , стр. ).

В послевоенный период А. т. продолжает быстро развиваться, и доля его участия в общем грузообороте страны ежегодно увеличивается. Пятилетним планом устанонлено па увеличение работы А. т. по переиозкам грузои и 2,8 раза по сравнению с , количество автомобилей в стране увеличится в два раза. Автомобильный транспорт пополняется более совершенными грузовыми автомобилями, автобусами и легковыми автомобилями новейших марок.

За годы послевоенной пятилетки на А. т. стали широко применяться, кроме двигателей, работающих на бензине, также двигатели, работающие па тяжёлом нефтяном топливе и на местных видах твёрдого топлива и газах. Продолжают разминаться автохозяйства общего пользования, увеличиваются межрайонные перевозки грузов, пассажиров, а также осуществляется передача перевозок на короткие расстояния с железнодорожного на А. т. Улучшается использование и тсхипч. обслуживание автомобилей. 13 грузооборот А. т. увеличился, по сравнению с , на 23% и превысил уровень довоенного почти в полтора раза. В послевоенные годы широко развернулось соревнование водителей за пробег автомобилей 100тыс. кл» без капитального ремонта. Воднтели-«стотысячпи-ки» применяют новые, более прогрессивные методы технич. ухода за автомобилем, сами регулярно проводят тщательные техпич. осмотры автомобиля, во-время устраняют неисправности, добиваясь перевыполнения в 2-3 раза установленных норм пробега автомобилей без капитального ремонта, экономя горючее, шипы и автоэксплоатационные материалы.

Развитие А. т. потребовало создания специального типа автомобильных дорог (см.), рассчитанных на движение тяжёлых автомобильных поездов и легковых автомобилей с большой скоростью. Законом о пятилетнем плане на (5-50 предусмотрено в дополнение к существующим дорогам строительство 11,5 тыс. км усовершенствованных автомобильных дорог государственного значения, оборудованных бензозаправочными пунктами и станциями технич. обслуживания.

Автомобильный транспорт - это вид транспорта, осуществля­ющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.

Движитель - устройство для преобразования работы двигателя или другого источника энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных машин (например, колеса, гусеницы, парус, весла, реактивные сопла и др.).

Это наиболее массовый вид транспорта для перевозки пасса жиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности - перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния. Применение современных технологий типа контейнерной расширяет сферу применения автомобильного транспорта по перевозке грузов. Эффективна и перевозка на зна­чительные расстояния в международном сообщении, которое при­носит валютную прибыль и ускоряет доставку экспортно-импорт­ных грузов.

На 01.01.99 г. на автомобильном транспорте России было бо­лее 450 тыс. перевозчиков, оформивших лицензии и 1,7 млн гру­зовых автотранспортных средств, 100 тыс. из которых имели раз­решение на международные перевозки. На пассажирских пере­возках было занято более 450 тыс. транспортных средств, более 120 тыс. из которых имели лицензии. В международных перевоз­ках пассажиров участвовали 16,7 тыс. автомобилей. Число транспортно-экспедиционных компаний - примерно 12 тыс. Нужно заметить, что производительность транспортных средств в мелких автотранспортных предприятиях в 18-20 раз ниже, чем в сред­них и крупных.

В России на 01.01.2000 г. полная протяженность сети автомо­бильных дорог (общего пользования, ведомственных и частных) составляла 922 тыс. км, из них 751,3 тыс. км (81,5 %) - с твердым покрытием. Дорог общего пользования - 579 тыс. км, из них 525,3 тыс. км (90,7%) - с твердым покрытием. 40-50% грузов перевозятся по федеральным дорогам, протяженность которых - 46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего пользования).

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

    маневренность и большая подвижность, мобильность;

    доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без допол­нительных перегрузок или пересадок в пути следования;

    автономность движения транспортного средства;

    высокая скорость доставки;

    широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

    более короткий путь следования по сравнению с естественны­ми путями водного транспорта.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

    большая себестоимость;

    большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

    низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

    наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство тре­буется не менее одного водителя);

    загрязняет окружающую среду.

Технология работы автомобильного транспорта отличается тем, что производственный процесс осуществляется подвижным со­ставом предприятий общего пользования, ведомственным (обслу­живающим преимущественно перевозки данного ведомства) и частным. Этому виду транспорта присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотряда­ми по графику или без него. Отправки груза могут быть помашинные или мелкопартионные.

автомобильного транспорта:

повышение производительности автомобильного транспорта пу­тем увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости, необходимых для обслуживания металлургической, угледобывающей, горной и дру­гих отраслей промышленности. Максимальная грузоподъемность на сегодня - 600т. Это автомобили Челябинского завода. Необхо­димо увеличение моторесурса автомобилей, т.е. пробега их до ка­питального ремонта. Сейчас автомобили ВАЗ проходят до 130 тыс. км, ГАЗ и КамАЗ - до 400 тыс. км, ЗИЛ - до 300 тыс. км, но иностранные автомобили имеют значительно больший ресурс. Остается проблема полнокомплектного (капитального) ремонта Трудоемкость строительства ЗИЛ-130 составляет 140 нормочасов, а его капитальный ремонт - 360 нормочасов, но после ремонта Достигается только 60 % производительности). За рубежом легковые автомобили не доводят до капитального ремонта, также как большинство марок грузовых (распродают отдельные элементы на запчасти или отправляют целиком под пресс для получения вто­ричного сырья, особенно после серьезных аварий). Целесообраз­ным считается капитальный ремонт лишь для особо тяжелых до­рогих грузовых автомобилей.

Необходимо снижение трудоемкости транспортного процесса, в том числе путем создания специализированных автомобилей (за рубежом - до 90 % парка), особенно самосвалов и самопогрузчи­ков, значительно сокращающих время перегрузочных работ, и по­строения рациональной структуры парка (в европейских странах доля автомобилей особо малой и малой грузоподъемности может составлять 50%, в нашей стране - не более 15%, хотя основная сфера автомобильного транспорта - снабжение торговли и быто­вой сети города). Необходимо изменение подхода к системам диаг­ностики и технического обслуживания, а также совершенствова­ние конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей, так как по этим направлениям имеется большое отста­вание нашей автомобильной промышленности. Для экономии топ­лива должно быть шире внедрение электроэнергии, газа, водо­родного и других видов топлива; применение экономически и эко­логически эффективных двигателей, в том числе роторного дви­гателя Ванкеля, Стирлинга, форкамерного двигателя и др.; повы­шение управляемости автомобилем и др.

По-прежнему актуальна «вечная» для России проблема дорог: развитие сети не успевает за увеличением количества транспорт­ных средств. С начала экономических реформ в России парк авто­мобильного транспорта вырос в 1,6 раза (легковых - на 76 %), а по прогнозам доля грузовых перевозок к 2015 г. увеличится на 30 - 40 %. Через 5-6 лет должно быть 170 автомобилей на 1000 жите­лей. Сеть дорог любой страны соответствует уровню экономиче­ского развития этой страны. В России необходимо иметь 1,5- 2,0 тыс. км дорог. Оптимальной плотностью дорог для нашей стра­ны считается 45 - 50 км/1000 км 2 , в европейской части страны плот­ность практически такая, но в среднем по России она составляет 3,82 км/1000 км 2 (для сравнения: в Молдавии - 41,25 км/1000 км 2 , Армении - 35,2 км/1000 км 2 , Грузии - 42,3 км/1000 км 2 , на Ук­раине - 39 км/1000 км 2 , в Латвии - 51 км/1000 км 2 , Бельгии - 375 км/1000 км 2 , Японии - 190 км/1000 км 2 , Германии - 196 км/ 1000 км 2 , США - 373 км/1000 км 2 внегородских и 690 км/1000 км 2 -с учетом улиц города).

На усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок уменьшается в 2-3 раза, срок службы автомобиля увеличивается на 30%, расход горючего сокращается на 30-50%; производи­тельность на грунтовых дорогах в 3-4 раза ниже.

Необходимо увеличение доли дорог 1-й и 2-й категорий (капи­тальное цементно-асфальтобетонное покрытие; 2-8-полосное движение; наличие заправок, стоянок, освещения, пересечений в разных уровнях и т.д.).

Дизельные двигатели (в России примерно 25 % парка, в Гер­мании - 60%, во Франции - 50%) сокращают расход топлива автомобилей на 25-30 %. За рубежом 5 % легковых автомобилей оснащены дизельными двигателями.

Проблема организации и безопасности движения должна рас­сматриваться в системе автомобиль-водитель-дорога-среда (АВДС). Считается, что данную проблему можно решить путем создания транспортной системы при изоляции пешеходов, на­пример дорог разного уровня, пешеходных или транс­портных тоннелей, а также снятия движения в местах скопления людей и т.п. Совершенствование автомобиля ведется в направле­нии активной безопасности для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (регулируемые тормоза, диафрагмирую­щие неслепящие фары, более надежные шины и т.п.) и пассив­ной безопасности для уменьшения последствий аварий (ремни безопасности, упрочнение кузова, травмобезопасные стекла и т.п.).

автомобильного транспор­та представлена на рис.

Автомобильный транспорт России в настоящее время в значи­тельной мере обеспечивает или участвует в обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного хозяйства. Велика его роль и в удовлетворении потребностей населения в передвижении. Авто­мобильный транспорт широко применяется как для внутрипроиз­водственных (технологических) перевозок, так и для непосредст­венной доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).

На внутрипроизводственных перевозках автомобили использу­ются в горнорудной промышленности, особенно на открытых раз­работках. В строительстве автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, пане­лей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для доставки урожая с полей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, порты. В сфере обращения автомобилями перевозится примерно 35-40% общего объема перевозок. Это в основном подвоз грузов к магистральному транспорту.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономи­ческих особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства:

    большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного скла­дирования, т.е. «от двери до двери»;

    высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздуш­ному;

    в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пас­сажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда

    расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

    сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Высо­кий уровень себестоимости - результат малой грузоподъем­ности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;

    относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;

    недостаточная протяженность и плохое техническое состоя­ние имеющихся автомобильных дорог.

Автомобильный транспорт выполняет большой объем пассажир­ских перевозок. Особенно велик удельный вес пассажирских авто­мобильных перевозок в городах, других населенных пунктах и при­городе. Внутренний Водный (речной) транспорт

Речной транспорт - один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем гру­зообороте составляет 60-90%. Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. Речной транспорт является важным звеном общей транспорт­ной системы в таких районах, где есть реки и где он является наи­более дешевым, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.

Россия обладает самой большой в мире сетью внутренних вод­ных путей. Бассейн реки Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс.км, из которых 110 тыс.км являются судоходными или сплавными.

96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 - госпредприятия, 17 - госучреждения, 14 - судоходные инспекции, 14 - инспекции Речного Регистра, 24 - учебные заве­дения. Всего на 01.01.2000 г. имеютлицензии 2062 субъекта, из них 296 (14,4%) - частные предприниматели и 1766 (85,6%)- юри­дические лица. Общее количество речных судов - более 12 тыс., но примерно 35 % из них - отслужившие свой срок.

Четырнадцать портов речного транспорта принимают иност­ранные суда.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и про­пускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхма­гистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного зна­чения (4-й, 5-й классы), малые реки (6-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные технические сооружения, обес­печивающие эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего, шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на дру­гой, бакены - знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы - знаки в виде башенных соору­жений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обо­значения направления, мест поворотов и т.д., семафоры - мач­ты на берегу, посылающие разрешающие или запрещающие про­ход судов сигналы и др.

Фарватер (от голл. vaarwater , varen - двигаться, плавать и water - вода) - безопасный проход по водному пространству, характеризующийся достаточной глубиной.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:

    высокая провозная способность глубоководных путей (напри­мер, на Волге при глубине фарватера 120- 140 см провозная спо­собность в 2 раза выше, чем на двухпутной железной дороге);

    сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешев­ле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка не­фти в 3 раза дешевле, леса - в 5 раз дешевле);

    удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15-20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

    высокая производительность;

    меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транс­порт (в 10 раз);

    меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Относительные недостатки речного транспорта:

    сезонность работы (на юге - примерно 240 дней из-за обмеле­ния рек, на севере - 120-150 дней из-за ледостава). В США, Гер­мании удельный вес речного транспорта выше, так как в этих странах навигация длится 10-11 месяцев в году;

    невысокая скорость судов и доставки грузов;

    разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основ­ном, в меридиональном направлении;

    использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).

Суточная работа на нашем речном транспорте в 1,5 раза боль­ше, чем в США и Германии (например, объем работ в Германии примерно равен объему работ Волжского пароходства). В России количество пристаней и речных портов в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири их вообще единицы. Вос­точный бассейн (реки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Лена и Амур) имеет сложившуюся опор­ную сеть перевалочных узлов с давних времен.

Технология работы речного транспорта:

    несамоходными баржами (методом толкания при расположе­нии буксира сзади снижается сопротивление воды, что понижает стоимость перевозки на 20-25%);

    секционными составами-тяжеловозами (6-8 барж) общей гру­зоподъемностью до 23 тыс. т;

    групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учетом мощ­ности причалов и работы смежных видов транспорта. График осо­бенно необходим на реках со шлюзовой организацией движения;

    на одном судне можно отправить грузы по одному или несколь­ким адресам.

Проблемы и тенденции развития речного транспорта : необходи­мо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В XIX в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами. В европейской части России существующие каналы общей протяженностью 19 тыс.км образовали единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. В ее состав вош­ли каналы: Брестско-Пинский протяженностью 2200 км, Волго-Балтийский - 362 км (построен в конце XIX в. и реконструирован для шлюзования большетоннажных судов в 1964 г.), Волго-Дон­ской - 106 км (строительство началось при Петре I), Беломорско-Балтийский - 222 км, им. Москвы (1932-1937) - 128 км (11 шлю­зов, 10 водохранилищ, ресурс пресной воды для Москвы). Эта си­стема осваивает половину грузооборота речного транспорта.

Система внутренних путей имеет оборонное значение: связь юга страны с севером (путь через европейскую водную систему из Одессы в Санкт-Петербург) составляет 8800 км, а по внутренним путям - 4500 км.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности и продления сроков навигации; развитие систе­мы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река-море», появившихся еще в 1930-е гг. при создании крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом; секци­онных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъем­ности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов-катамаранов; судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; повышение комфортабельности пассажирских судов; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.).

Совершенствование системы «река-море» имеет особое значение для дальнейшего развития речного транспорта, так как позволяет использовать суда после закрытия речной навига­ции на морских незамерзающих участках, что дает увеличение объемов работ и производительности, сохраняет команду в межсе­зонье.

Суда типа «река-море» охотно фрахтуются зарубежными фир­мами.

Классификация подвижного состава речного транспорта пред­ставлена на рис.

Тяжело представить себе нашу повседневную жизнь без постоянных передвижений. Повсюду можно увидеть автомобили и поезда, самолеты и корабли. Куда они все направляются? Кого они везут на своем борту? Они везут обычных людей, которые стремятся поскорее сделать все свои дела и с не меньшей скоростью вернуться домой к своим родным и близким. Бесконечная гонка, спешка - все это значительно изматывает. Однако как бы выглядел мир, в котором все путешествия и передвижения длились бы значительно дольше, чем привык каждый из нас.

Движение транспорта стало уже повседневным и обычным. Оно значительно облегчает участь человека в этом огромном мире. Но что такое транспорт, как он появился и какую роль играет в жизни всего человечества? Об этом и предстоит узнать более подробно.

Что это такое?

Что такое транспорт? На данный вопрос можно ответить очень просто - это совокупность всех механических и немеханических средств, которые предназначены для передвижения людей и грузов. А теперь узнаем, как он возник.

Возникновение потребности в перемещении

Изначально человек передвигался по земле самостоятельно и брал с собой только те грузы, которые мог сам унести. Но все изменилось с переходом человеческой цивилизации от первобытного строя к аграрному. В это время было изобретено колесо. Оно стало фундаментом для построения будущей цивилизации. Не менее значительным шагом к освоению все новых и новых земель стало приручение и одомашнивание диких животных, таких как коровы, козы, овцы, кабаны.

Не избежали этой участи и дикие птицы, такие как утки, гуси, куры и другие. Многие из одомашненных были приручены не с целью употребления их в пищу, а с целью облегчения передвижения. Таким образом, было приручено множество животных, которые могли в дальнейшем быстро перемещать человека на дальние расстояния.

Лошадь - это оплот развития и освоения земель, с приручением ее у человека появились новые возможности. Наряду с лошадью этой участи не избежали и другие животные, в зависимости от регионов, в которых проживал человек. Например, в более жарких и пустынных местностях основным видом транспорта стал верблюд. Он обладал необычайной выносливостью к климатическим и природным условиям, благодаря чему и стал так популярен.

А в горной местности часто использовались и используются до наших дней ослы. Они также являются очень сильными и выносливыми. В горах Тибета и Гималаях и до сих пор в качестве основного транспорта привлекаются такие животные как ламы. Индия же славится тем, что только жители этой страны смогли освоить и приручить слонов.

Гужевой транспорт - что это такое?

Впоследствии, со временем, был изобретен гужевой транспорт. С помощью него можно было не только перемещаться самому вместе с ручной кладью, но и перевозить большие грузы, причем на дальние расстояния.

В качестве новых видов транспорта начали служить повозки, телеги, кареты, сани. И во все это запрягали лошадей (по одной или несколько сразу) или лам, которых мы упомянули выше. Кстати, на этом освоение сильных пусть уже и одомашненных животных не закончилось. Например, благодаря кастрированию, у жителей сельской местности появились и такие могучие источники тягловой силы как волы. Подвергшиеся названной операции молодые бычки вырастали такими сильными, что этому могли позавидовать даже лошади-тяжеловозы.

А что касается регионов, расположенных на крайнем севере, то здесь роль перевозчиков стали исполнять собаки и олени. В областях, где преобладают такие природные зоны как тайга и тундра, именно эти животные стали незаменимы, и местные коренные народы до сих пор используют их как основной способ перемещения по огромным просторам дикой природы своего родного края.

Морской транспорт: зачем он необходим?

Примерно в то время, когда одни представители человечества приручали диких животных и мастерили повозки, другие преодолевали водные преграды, стоявшие на пути их освоения новых территорий. Изначально так складывалось, что человеческие поселения возводились на побережьях океанов, морей, озер и рек. Вода - это всегда источник пропитания. А пресные водоемы - это, кроме того, и источник питьевой воды.

Но уже в скором времени функции побережий на этом не ограничились. Потому что появился морской транспорт. Человек начал изготовление его с целью поиска территорий и освоения новых плодородных и богатых земель. Это был не только пассажирский транспорт, на который, кстати, стало вмещаться все больше и больше людей, по мере развития проектирования, он был еще и грузовым.

Такие корабли использовались для торговли с жителями других побережий, до которых можно было доплыть. И если первые судостроители могли добраться только до другого конца озера, сплавиться вниз по реке или проплыть вдоль морского побережья, то с развитием технологий становилось все больше и больше разнообразных судов, их функциональность росла, а расстояния, которые они могли пройти, становились все более длинными.

Настоящую революцию в судостроении произвело развитие сталеплавления и применение прочих материалов, оказавшихся прочнее и надежнее древесины, из которой до того на протяжении долгих веков строились корабли. Теперь можно уверенно сказать, что развитие морского транспорта привело к колоссальному прогрессу мировой инфраструктуры. Ведь сегодня уже никого не удивишь лайнерами, которые перевозят тысячи человек через океаны, и товарными судами, вмещающими тысячи тонн различных грузов.

Популярный транспорт

Что такое транспорт? Услышав данный вопрос, многие в первую очередь представят себе автомобили и поезда, и это, кстати, неспроста.

Ведь именно эти два вида транспорта стали наиболее популярны среди большинства населения Земли, по причине своей простоты в управлении. Начать рассказ о них, пожалуй, стоит с поездов, так как они появились немного раньше.

Когда появились поезда

Первые прототипы современного рельсового транспорта были изобретены простыми русскими крепостными Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем. Эти два инновационных ума придумали идею, которая навсегда изменила мир. Именно им принадлежат проекты первых паровозов - транспорта, который мог двигаться по параллельным рельсам при помощи силы пара, и обладал огромной мощностью.

Этим двум великим людям установлено множество памятников и мемориальных досок, причем по всему миру. Кстати, существует и музей железнодорожного транспорта, который носит название «Дом Черепановых». Находится он в Нижнем Тагиле.

Железнодорожные сети опутывают нашу планету, словно паутина, и это все неспроста. Во-первых, это очень удобный общественный транспорт. Он быстро и с комфортом доставит пассажира в любую точку континента. Кроме того, это один из самых надежных способов перевозки грузов транспортом. Потому что поезда способны тянуть огромное множество вагонов, как грузовых, так и пассажирских.

Что такое автомобиль

Теперь пришло время поговорить и об автомобиле. Это, как всем известно, безрельсовый вид транспорта. Он осуществляет движение за счет работы двигателя. В большинстве случаев, это двигатель внутреннего сгорания, который крайне удобен и надежен в работе.

Перевозки автомобильным транспортом приобретают все большую и большую популярность с каждым днем, по причине своей комфортабельности, надежности и мобильной подвижности, которую не могут обеспечить другие средства передвижения. Автомобиль, изобретенный в конце девятнадцатого века, не был похож на своих современных потомков. Сейчас данный транспорт выполняет много разнообразных функций. С его помощью совершаются и частные поездки на легковых авто, и грузовые перевозки на огромных фурах, и перемещение с помощью общественного транспорта (маршрутных такси, автобусов и троллейбусов). Таким образом, очевидно, что транспорт надолго укоренился в повседневной жизни.

Воздушный транспорт: описание и виды

Пожалуй, самым необыкновенным и фантастическим изобретением является воздушный транспорт. Он хоть и не является самым дешевым, но это, безусловно, самый быстрый способ передвижения, известный на сегодняшний день. К воздушному транспорту, между прочим, относят и такие летательные аппараты как дирижабли, которые уже и не встретишь.

Также сюда относятся воздушные шары, которые используются лишь для развлечения и спорта. Вертолеты тоже причисляются к воздушному транспорту и активно используются в военных ситуациях, а также в тех районах, куда другими способами не удается проникнуть.

Вертолет - крайне маневренное и, к тому же, компактное летательное средство. Однако самым популярным видом авиационных перевозок являются именно самолеты. Пассажирские самолеты - это общественный транспорт, а вот грузовые служат для технических перевозок. Когда необходимо куда-то переместиться или что-то доставить в крайне короткие сроки, то лучшего транспортного средства, чем самолет, не найти.

Другие виды

Интересно, что к списку средств передвижения министерство транспорта также относит и лифты, эскалаторы, элеваторы, канатные дороги, трубопроводы и даже конвейерные ленты.

В последнее время большую популярность набирают системы пневматического транспорта. Это уникальный вид передвижения. Он может на невероятных скоростях перемещать людей и грузы по специальной трубе, если можно это так назвать. На сегодняшней день активной разработкой подобного устройства занимается одна из дочерних компаний ученого и предпринимателя Илона Маска под названием Hyperloop.

В транспорт России также собираются внедрять новые транспортные системы. Например, уже готов проект подобного пневматического сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Остается только дождаться реализации на практике. Хотя это уже должно состояться в ближайшем будущем.

Что нужно, чтобы можно было управлять средством

Далеко не каждый сможет овладеть искусством управления транспортом. Для этого необходимо в первую очередь закончить специальные обучающие курсы. Для того чтобы желающего допустили к учебе, необходимо пройти медицинское обследование. И если не будет обнаружено нарушений в работе организма, то тогда можно будет проходить дальнейшее обучение. На медосмотре будут проверяться общее состояние здоровья, отсутствие хронических заболеваний, функционирование нервной системы и зрительных органов.

Пройдя обследование, можно приступать к обучению. Однако следует хорошо учиться для того, чтобы сдать экзамены.

Обучение на управление автомобильным транспортом проходит всего лишь несколько месяцев, чего нельзя сказать про обучение управлению кораблями и поездами. А что уж говорить про управление самолетом, которое является целой наукой. Обучение этому длится несколько лет в специальных учебных заведениях. Однако на прохождении обучения и получении лицензии на управление ничего не заканчивается. Учиться необходимо на протяжении всей жизни. Только так возможно не терять навыки управления и идти в ногу со временем.

Космические перевозки

Мы уже выяснили, что такое транспорт. А какие еще известны его виды, кроме тех, что мы уже рассмотрели? Сейчас поговорим и про космические перевозки. Эта отрасль не стоит на месте и развивается все больше и больше. И, судя по всему, уже в нашем столетии абсолютно нормальным будут считаться туристические поездки за пределы земного шара, о которых раньше можно было прочесть только в фантастических романах.

Небольшое заключение

Мир не стоит на месте. И бывает очень непросто угнаться за скоростью движения цивилизации и развитием все новых и новых технологий. Однако это возможно благодаря развивающимся системам транспорта, которые дарят нам радость и свободу перемещения каждый день.